Содержание

Введение. 3

1. Основные понятия, связанные с эмиссией ценных бумаг. 4

2. Содержание процедуры эмиссии ценных бумаг. 5

3. Недобросовестная эмиссия, ее последствия. 8

Заключение. 14

Список использованных источников. 15

Введение

В настоящее время развитие российского фондового рынка идет довольно быстрыми темпами. Как следствие, вопрос эмиссии ценных бумаг приобретает особую актуальность. В 1996 году был принят закон «О рынке ценных бумаг» В Российской Федерации, Глава 5 которого посвящена вопросу эмиссии ценных бумаг. В августе 1998 года, когда Российский фондовый рынок переживал обвальный кризис, возникла необходимость ужесточения контроля эмиссии ценных бумаг

 После 17 августа 1998 г. наступил новый этап развития российского рынка ценных бумаг. В настоящее время общие предпосылки для преодоления негативных последствий объявленного де­фолта по внутренним обязательствам довольно слабы. Был нарушен основной фундаментальный баланс исходных и необходимых условий для нормального разви­тия рынка ценных бумаг и экономики в целом.

В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) ценные бумаги относятся к вещам и могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Появляются же ценные бумаги в результате определенной последовательности действий юридического лица, которое выпускает их в обращение.

Известно, что ценные бумаги бывают эмиссионные и неэмиссионные. В данной работе будут рассмотрены исключительно эмиссионные ценные бумаги (акции, облигации) и все, что связано с их выпуском и обращением.

1.       Основные понятия, связанные с эмиссией ценных бумаг

Для того, чтобы правильно ориентироваться в некоторых понятиях, относящихся к теме эмиссии ценных бумаг, приведем четкие формулировки некоторых из них, согдасно Закону «О рынке ценных буамг».

Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;

размещается выпусками;

имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Выпуск ценных бумаг - совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер.

Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Решение о выпуске ценных бумаг - документ, зарегистрированный в органе государственной регистрации ценных бумаг и содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой.

Сертификат эмиссионной ценной бумаги - документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата.

Владелец - лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

Обращение ценных бумаг - заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.

Размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

Эмиссия ценных бумаг - установленная федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Государственный регистрационный номер - цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг.[1]

2. Содержание процедуры эмиссии ценных бумаг.

Эмиссией, согласно ст. ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 25.04ю 1996 № 174 ФЗ, является установленная законом последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг. Процедура эмиссии ценных бумаг согласно ст. 19 ФЗ « О рынке ценных бумаг» включает следующие этапы:

1.     принятие эмитентом решения о их выпуске;

2.     регистрацию их выпуска;

3.     изготовление сертификатов для документарной формы выпуска;

4.     размещение;

5.     регистрацию отчета об итогах выпуска.

Если эмитент осуществляет размещение эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного их круга с числом выше 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, процедура эмиссии сопровождается регистрацией документа, называемого проспектом эмиссии.

При регистрации проспекта эмиссии процедура дополняется следующими этапами:

1.     подготовкой проспекта эмиссии;

2.     раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;

3.     раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

ФКЦБ России в нормативных актах более детально, чем в законе, определяет последовательность и порядок действий при осуществлении эмиссии. Так, она различает понятия решение о размещении ценных бумаг и решение о выпуске ценных бумаг. В соответствии с постановлением ФКЦБ, основанием для размещения ценных бумаг является одно из следующих решений:

·        об учреждении акционерного обществаnоб увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций;

·        об увеличении (уменьшении) уставного капитала путем увеличения (уменьшения) номинальной стоимости акций;

·        об увеличении номинальной стоимости акций за счет погашения акций с сохранением размера уставного капитала;

·        о размещении акций определенной категории (типа) путем конвертации в них акций другой категории (типа);

·        о внесении изменений в устав общества, касающихся предоставляемых по акциям прав;

·        о консолидации акций;

·        о дроблении акций;

·        о размещении облигаций.

Решение о размещении эмиссионных ценных бумаг принимается в соответствии с уставом эмитента его уполномоченным органом. В отличие от решения о размещении ценных бумаг, которое оформляется протоколом органа управления эмитента (например, протоколом собрания акционеров), решение о выпуске ценных бумаг - это документ, содержащий определенные сведения.[2]

Таким образом, процедура эмиссии включает следующие этапы:

1.     принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, оформленного протоколом органа управления эмитента, например протоколом собрания;

2.     принятие документа под названием «решение о выпуске ценных бумаг», утвержденного протоколом органа управления эмитента, например протоколом совета директоров;

3.     утверждение проспекта эмиссии, когда это обязательно для эмитента;

4.     регистрацию выпуска ценных бумаг ФКЦБ;

5.     размещение ценных бумаг;

6.     регистрацию отчета о выпуске ценных бумаг.

Процедура эмиссии в таком виде существует с 25 апреля 1996 г., когда был опубликован федеральный закон <О рынке ценных бумаг>, подписанный Президентом России 22 апреля 1996 г.

До появления этого закона история вопроса была следующей. С 1 января 1991 г. вступил в силу закон РСФСР <О предприятиях и предпринимательской деятельности>, который ввел понятия акция, акционерное общество, определил общие нормы создания и существования акционерных обществ, закладывая основы корпоративного законодательства. При этом в ст. 11 этого закона оказалась заложена основа многочисленных последующих ошибок, вызванных непониманием различий между ТОО (ООО) и АОЗТ (ЗАО). Одновременно с этим законом было принято постановление Правительства РФ № 601 от 25 декабря 1990 г. «Об утверждении Положения об акционерных обществах». Оба эти документа еще не определяли порядок эмиссии акций, но уже 28 декабря 1991 г. было принято постановление Правительства РФ № 78 «Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» (далее - Постановление № 78), вступившее в силу с 1 января 1992 г., которое впервые устанавливает обязательность регистрации выпусков акций. При этом эмитенты, осуществившие ранее выпуск ценных бумаг, были обязаны до 1 февраля 1992 г. зарегистрировать свои ценные бумаги, а незарегистрированные выпуски объявлялись недействительными.[3]

Последнее дополнение в Закон «О рынке ценных бумаг» было внесено 10 декабря 2003 года в виде закона № 174-ФЗ. В соответствии с новым Федеральным законом «регистрирующий орган обязан провести государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций или принять мотивированное решение об отказе в их государственной регистрации в срок не позднее 60 дней с даты получения всех необходимых документов. Решение об отказе в государственной регистрации выпуска акций принимается по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", за исключением случая нарушения акционерным обществом - эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах в части запрета на размещение акций до государственной регистрации их выпуска. Владельцами ценных бумаг, государственная регистрация выпуска которых осуществлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, признаются лица, которым ценные бумаги принадлежат на момент такой государственной регистрации. Сделки, на основании которых указанные лица приобрели ценные бумаги, не могут быть признаны недействительными в связи с отсутствием государственной регистрации.»[4]

3. Недобросовестная эмиссия, ее последствия.

Понятие недобросовестной эмиссии впервые было сформулировано в ст. 26 закона «О рынке ценных бумаг», в которой таковыми признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, для признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или приостановления их эмиссии. Здесь речь идет о действиях эмитента ценных бумаг. Контролируют действия эмитента регистрирующие органы, перечень которых устанавливает ФКЦБ (ст. 20 закона «О рынке ценных бумаг»). Поскольку этими органами являются отделения ФКЦБ, то на практике речь идет об отношениях эмитента и ФКЦБ. С учетом этого замечания следующая цитата из закона звучит немного странно: «В случае обнаружения признаков недобросовестной эмиссии регистрирующим органом он обязан в течение семи дней сообщить об этом в ФКЦБ (региональное отделение ФКЦБ)»[5].

Если признаки недобросовестной эмиссии обнаружены ФКЦБ до регистрации выпуска ценных бумаг, то в ней эмитенту может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных ст. 21 закона «О рынке ценных бумаг». Если же регистрация выпуска уже состоялась, то выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся непосредственно самим регистрирующим органом - ФКЦБ. При выявлении нарушений установленной процедуры эмиссии регистрирующий орган может также приостановить эмиссию до устранения нарушений в пределах срока размещения ценных бумаг. Возобновление эмиссии осуществляется по специальному решению регистрирующего органа. ФКЦБ установила, что эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена, а их выпуск признан несостоявшимся на любом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг до даты регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Однако уже после регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг последний может быть признан недействительным только по решению суда.

ФКЦБ и иной регистрирующий орган вправе, если это необходимо в целях защиты прав владельцев ценных бумаг, признать выпуск ценных бумаг несостоявшимся без применения процедуры приостановления эмиссии ценных бумаг. После регистрации отчета об итогах выпуска в случае недобросовестной эмиссии речь уже может идти только о признании выпуска ценных бумаг недействительным.

По решению суда выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным в следующих случаях:

·        нарушения эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства РФ;

·        обнаружения в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации;

·        в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ о ценных бумагах.

Как мы видим, законодатель не стал подробно расписывать основания для признания выпуска недействительным, оставив это на усмотрение суда. Однако процедура рассмотрения судом вопроса о признании эмиссии недобросовестной не столь однозначна, как этого хотелось бы авторам закона «О рынке ценных бумаг».

Статья 22 Арбитражного процессуального кодекса определяет дела, подведомственные арбитражному суду. Помимо перечня споров, разрешаемых арбитражным судом, эта статья содержит также норму о том, что «федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела». В перечне споров, разрешаемых арбитражным судом, вопрос о признании недействительным выпуска эмиссионных ценных бумаг не значится. Отсутствует также и закон, который бы однозначно указал, что данный вопрос относится к ведению арбитражного суда.

Таким образом, нет ясности в вопросе, каким судом - арбитражным или федеральным должны разрешаться споры о признании выпуска недействительным. Понятно, что в случае спора граждан вопрос разрешается в федеральном суде, а если спорят юридические лица, то приходится сталкиваться с ситуацией, когда, желая признать выпуск недействительным, истец на самом деле предъявляет иск о признании недействительным акта государственного органа о регистрации выпуска и/или отчета об итогах выпуска.

 Постановление ФКЦБ № 45 определяет, что выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску ФКЦБ:

·        если эмиссия ценных бумаг повлекла за собой введение в заблуждение владельцев этих ценных бумаг, имеющее существенное значение;

·        если цели эмиссии ценных бумаг противоречат основам правопорядка и нравственности;

·        в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ о ценных бумагах.

При вступлении в силу решения суда о признании выпуска ценных бумаг недействительным эмитент такого выпуска обязан уведомить об этом ФКЦБ и иной регистрирующий орган, а также направить в эти органы копию решения суда.

Уведомление о признании выпуска ценных бумаг недействительным осуществляется в срок, не позднее следующего дня после вступления в силу такого решения суда, по телефону, факсу, с использованием иных средств электронной связи (предварительное уведомление), с обязательным направлением письменного подтверждения в срок, не позднее 3 дней с даты вступления этого решения в силу (последующее уведомление). С даты вступления в законную силу решения суда о признании выпуска ценных бумаг недействительным эмитенту запрещается совершать сделки с этими ценными бумагами.

Обязанность по уведомлению регистратора, андеррайтеров, организаторов торговли, распространителей рекламы ценных бумаг, выпуск которых признан недействительным, возлагается на самого эмитента. На него также возлагается ответственность за убытки, причиненные неуведомлением регистратора, андеррайтеров, организаторов торговли о признании выпуска ценных бумаг недействительным.

С даты получения предварительного уведомления о признании выпуска ценных бумаг недействительным регистратор не вправе принимать передаточные распоряжения в отношении этих ценных бумаг, а также осуществлять иные действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Полномочия ФКЦБ предъявлять иски о признании недействительными выпусков ценных бумаг, помимо названных нормативных актов, подтверждены законом «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг» от 11 марта 1999 г. Статья 13 этого закона устанавливает срок исковой давности по делам о признании выпуска ценных бумаг недействительным - один год с даты начала размещения ценных бумаг, т.е. возможно, что к моменту регистрации отчета срок исковой давности истек.

Однако применение судом срока исковой давности регламентируется ст. 199 ГК РФ, которая содержит норму о том, что «исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения». Поскольку сторонами являются исключительно истец и ответчик (см. ст. 33 Гражданского процессуального кодекса или ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса), то даже по истечении срока исковой давности суд может вынести решение по заявленному иску, если этого желают и истец, и ответчик.

Ответчиком по искам о признании недействительным выпуска является, естественно, эмитент, поскольку порядок эмиссии предусматривает последовательность действий именно эмитента. Но кто может выступать истцом?

По нашему мнению, поскольку данный иск является одним из видов применения последствий недействительности ничтожных сделок, истцом может быть любое заинтересованное лицо. Такой вывод подтверждается практикой. Заинтересованными лицами в этом случае являются акционеры, права которых были нарушены. Но не всякий акционер вправе заявить такой иск.

Если иск о признании недействительным второго выпуска акций подал акционер, владеющий акциями первого выпуска и лишившийся их в результате второго выпуска, здесь налицо нарушение права собственности. А вот акционеры, владеющие акциями второго выпуска, такой иск уже заявить не могут, поскольку их права не нарушены выпуском акций, которыми они владеют.

Проблемой может стать установление нарушенного права собственности, поскольку подтверждением права на акции, существующие в бездокументарной форме, является выписка из реестра. Истцу в этом случае необходимо представить в качестве доказательства выписку из реестра акционеров, подтверждающую его права на акции предыдущего (не оспариваемого им) выпуска. Если предыдущий выпуск был аннулирован, выписка должна быть датирована соответствующим периодом времени, т.е. до аннулирования выпуска. Это для акционера не всегда возможно и может стать серьезным препятствием для удовлетворения иска судом.

Заметим, однако, что регистратор обязан выдавать информацию обо всех записях на лицевом счете зарегистрированного в реестре лица, т.е. историю счета (конечно, если этот регистратор - независимый и вел реестр акционеров еще до аннулирования выпуска акций).

В целом проблема надлежащего истца по корпоративным спорам всегда связана с основаниями приобретения истцом акций. Если сделка, по которой приобретались акции, имеет порок и в силу этого является ничтожной, то, поскольку сделки ничтожны независимо от признания их таковыми судом, истцу может быть отказано в иске из-за отсутствия права на его предъявление. Право на предъявление исков в защиту прав инвесторов на рынке ценных бумаг (т.е. акционеров) законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» принадлежит также саморегулируемым организациям и общественным объединениям инвесторов - физических лиц.

Отметим, что услуги по подаче исков от имени общественных объединений инвесторов до сих пор никто не предлагает, хотя это может оказаться прибыльным бизнесом.

Заключение

На основании изученных нормативных документов и обзора текущей ситуации можно сделать ряд выводов о состоянии проблемы эмиссии ценных бумаг в Российской Федерации.

 Во-первых, не смотря на то, что сущность и правила эмиссии ценных бумаг закреплены в законодательных актах, в частности, в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39 – ФЗ, возникают проблемы юридического плана, связанные с неверным толкованием некоторых его положений.

Во-вторых, с принятия закона «о рынке ценных бумаг» в 1996 и Закона «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных и до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» в декабре 1993 года, прошло слишком много времени. В течение этого времени (почти 8 лет) возникала масса споров по поводу судьбы ценных бумаг, которые были эмитированы до принятия закона «О рынке ценных бумаг», перед инвесторами стояла угроза признания их недействительными. Как правило, эти споры решались через арбитражный суд. С выходом закона №174-ФЗ от 10.12.2003 часть проблем разрешилась.

И, наконец, не лишнее заметить, что нормативные акты, регулирующие эмиссию ценных бумаг, а значит, и деятельность российского фондового рынка в целом, нуждается в усовершенствовании.

Список использованных источников

1)    Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39 ФЗ, «Российская газета» от 25.04.1996.

2)    Федеральный закон «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг» от 11 марта 1999 г., «Российская газета» от 14.03.1999 г.

3)    Гражданский кодекс Российской Федерации.

4)    Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" – «Экономика и жизнь», №1, 2004.

5)    Постановление ФКЦБ РФ от 18.06.2003 N 03-30/пс "О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг".

6)    Осиновский А., Корпоративные конфликты. Проблемы эмиссии акций. - "Рынок Ценных Бумаг" №24, 2000.


[1] Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39 ФЗ. – «Российская газета» от 25.04.1996, стр.

[2] Постановление ФКЦБ РФ от 18.06.2003 N 03-30/пс "О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.08.2003 N 5032.

[3] Осиновский А., Корпоративные конфликты. Проблемы эмиссии акций. - "Рынок Ценных Бумаг" №24, 2000, стр.14.

[4] Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" – «Экономика и жизнь», №1, 2004, стр. 22.

[5] Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39 ФЗ/ «Российская газета» от 25.04.1996, стр. 4.