Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Тема № 4 «Повышение содержательности и привлекательности труда»

                                       Исполнители: 

      

                                      Специальность: бух. учет, анализ и аудит       

                                       3 курс

                                       Группа:

                                       Руководитель:

Воронеж 2007.

Содержание

Введение.

1.     Психологические свойства личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителей.

2.     Анализ различных видов труда (популярные и непопулярные, творческие и исполнительские, содержательные и малосодержательные), влияние на стабильность первичных коллективов.

3.     Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения организации.

4.     Требования к системе «человек-среда обитания» (как они выполняются на практике).

5.     Предложения по повышению содержательности и привлекательности труда.

6.     Список использованной литературы

Введение

Повышение содержательности и привлекательности труда подразумевает собой улучшение условий труда на предприятии. На их осуществление расходуется примерно одна четверть всех планируемых затрат.

Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности. В связи с этим, как показывает практика, затраты на их осуществление окупаются в среднем за 3 - 5 лет.

Вопрос 1. Психологические свойства личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителей

Психологические свойства личности (качества личности) – это ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые качества.

Существует множество критериев классификации личностей.

С точки зрения индивидуально-психологических данных, возможна типизация на основе физической конституции, особен­ностей нервной системы (Кречмер, Шелдон, И.П. Павлов). Сюда относятся:          

• достаточно популярное деление на астеников, пиквиков и атлетов, сангвиников (сильный, уравновешенный, под­вижный), холериков (сильный, неуравновешенный), флегматиков (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхоликов (слабый, неуравновешенный, инертный);

• разработанное Юнгом деление на экстравертов (расположены к общению, ориентированы во вне) и интровертов (не склонны к общению, ориентированы во внутрь);

• типология Хейманса — Ле Сенна (восемь типов лич­ностей, различающихся по эмоциональности, активности, впечатлительности) и т. д.

Из числа рассмотренных выше психотипов личности наибольшее практическое значение для делового общения имеет деление по темпераменту, под которым понимается определен­ное соотношение степени эмоциональной стабильности и ориентации либо на самого себя, либо во внешний мир,  на окру­жающих. Здесь важно учитывать, что

• принадлежность к тому или иному типу определяется ге­нетической предрасположенностью;

• «чистых» психотипов практически, не существует;

• существует прямая связь между темпераментом и деловы­ми качествами конкретного индивида.

Начнем с холерика. У него нет устойчивых психических ре­акций, он неусидчив, суетлив, тороплив, для него характерны резкость и прямолинейность, он упрям, быстр, находчив в спо­ре, зато не обидчив и незлопамятен. Отсюда следует, что он предрасположен к конфликтам, не умеет слушать других, скло­нен к риску, плохо работает с неодушевлёнными предметами, т. е. не годится для рутинной работы с бумагами, персональны­ми компьютерами и требующих терпения длительных деловых переговоров. Его возможности в качестве начальника ограниче­нны, желателен заместитель - флегматик.   

Иным набором личностных качеств обладает сангвиник: начинает дело увлечением, но редко доводит его до конца, неустойчив в симпатиях и антипатиях, быстр в принятии решений, легко приспосабливается к изменяющейся деловой ситуации. Контактен и легок в общении, не конфликтен, умеет слушать других людей. Вместе с тем, его ориентация на одушевленные предметы не по­зволяет ему кропотливо работать с деловыми документами, персо­нальными компьютерами. Сангвиник идеально подходит для работы с людьми, в том числе как руководитель.

Главное качество флегматика - ориентация на неодушев­ленные предметы, самого себя. Он спокоен и хладнокровен, по­следователен и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив в симпатиях и антипатиях, равнодушен к похвале. При этом важно помнить, что его реакция на изменяющуюся деловую ситуацию нередко запаздывает, ему трудно установить обратную эмоцио­нальную связь с собеседником и, следовательно, общаться, вес­ти деловой диалог. Он прагматик в том смысле, что собеседник интересен ему только в том случае, если он заинтересован в нем. Зато флегматик незаменим при работе с документацией, это — идеальный бухгалтер.     

«Недоразумение природы» — так некоторые называют меланхолика. Его  главная черта — обостренная чувствительность к окружающему миру. Это прекрасное качество, например, для художника или музыканта, но отрицательно сказывается на де­ловом общении. Меланхолик стеснителен и застенчив, мните­лен, обидчив, не верит в свои силы, склонен к подозрительно­сти. Наряду с этими качествами общение с другими людьми за­трудняют скрытность, стремление замкнуться в себе; склонность к образному, а не понятийному мышлению затрудняет анализ деловой ситуации, но создает прекрасные предпосылки для дея­тельности, например, в области рекламы.

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.

В процессе деятельности изменяются не только мышцы, но и другие органы и системы организма: увеличивается объем легочной вентиляции, происходят изменения сердечно-сосудистой системы. Мышечная работа вызывает повышение максимального артериального давления. При работах средней тяжести уровень сахара в крови несколько повышается. Могут наблюдаться определенные изменения водно-солевого обмена при работе в горячих цехах или при выполнении тяжелой физической работы.

Мышечная работа разной интенсивности может вызывать сдвиги разных отделов центральной нервной системы, в том числе коры головного мозга. Тяжелая физическая нагрузка нередко обуславливает нарушение условнорефлекторно деятельности, а также повышение порога чувствительности зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

Напротив, умеренная работа улучшает условнорефлекторную деятельность и снижает порог восприятия для указанных анализаторов.

Умственный труд обычно вызывает замедление пульса и лишь иногда значительные умственные напряжения учащают его. При умственной работе повышается кровяное давление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга.

Продолжительная умственная работа приводит к падению условных сосудистых рефлексов и образованию парадоксальных реакций.

Напряженный умственный труд вызывает отклонение от нормы тонуса гладких мышц внутренних органов, кровеносных сосудов, в особенности сосудов мозга и сердца.

Установлено, что умственная работа тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха, и она более плодотворно протекает в условиях тишины.

Легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая изнурительная работа, наоборот, понижает ее, снижает качество. Имеются данные о том, что для многих представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым условием выполнения работы.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению.

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности. Признаки утомления: снижение производительности труда, ощущение усталости, так же нежелание или даже невозможность дальнейшего продолжения работы.

Переутомление развивается при длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды – это хроническое утомление. Причинами хронического утомления являются: несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха, неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.

Вопрос 2: Анализ различных видов труда (популярные и непопулярные, творческие и исполнительские, содержательные и малосодержательные), влияние на стабильность первичных коллективов

Трудовая деятельность человека и окружающая среда постоянно меняются в процессе ускорения научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным условием существования человека. В настоящее время различают следующие основные виды труда.

   1. Виды труда, требующие значительной мышечной энергии. Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизи­рованных средств и требуют значительных энергетических затрат в сутки — от 17 до 25 МДж (4000-6000 Ккал) и выше.

Напряженный физический труд, стимулирующий развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем  ряд недостатков. Главный — это неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и необходимостью пере­рывов на восстановление физических сил, составляющих до 50% рабочего времени.

2. Механизированные виды труда. При этих видах труда энергетические затраты рабочих колеблются в сутки в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 Ккал).

Механизация труда позволяет уменьшить характер мышечных нагрузок и усложнить программы действий. Однако однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой при этом, информации приводят к монотонности труда.

  3. Формы, связанные с автоматизированным производством. При данной форме труда человек исключается из процесса  непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Характерные черты этих форм труда — монотонность, высокие темп и ритм работы, нервная напряжен­ность.

При автоматизированных формах труда от работника требу­ются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения возникающих непо­ладок.

4. Групповые формы труда — конвейерные. Отличительные осо­бенности данной формы — разделение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполнения, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с по­мощью ленты конвейера.

При конвейерной форме требуются соответствующие темп и ритм работы. Чем проще содержание операции, тем меньше работник тратит времени на нее и тем монотоннее работа.

Одно из отрицательных последствий конвейерного труда — монотония, которая выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами (умственный труд). С точки зрения физиологии различают две основные формы управления производственными процессами: в одних случаях пульты управ­ления требуют частых активных действий человека, а в других — редких.

Умственный (интеллектуальный) труд представлен профес­сиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), и профессиями вне материального производства (ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.).

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, а следовательно, требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата, активизации процессов мышления. Мышечные нагрузки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составляют всего 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. зна­чительное снижение двигательной активности человека, при­водящее к ослаблению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

Умственный труд подразделяют на: операторский, управлен­ческий, творческий, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов. Различия здесь касаются организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоциональ­ного напряжения.

Чем сложнее условия труда, тем трудовой коллектив труднее организуется, психоклимат менее поддается воздействию. Структура неформальных взаимоотношений, изученная в восьми рабочих бригадах на Кемеровском электромеханическом заводе (КЭМЗ) и двадцати бригадах на Сибэлектромаше (СЭТМ) и описанная трижды в разные моменты обследования с перерывами в один год, оказалась различной для одних и тех же коллективов.

Интересно, что для членов обследованных бригад снижение численности бригады совпадает с усилением тяги к общению между собой, и межличностным неформальным контактам. В этом случае деловой четкий контакт, способствующий повышению морального здоровья коллектива, подменяется активным неделовым. Можно предположить, что в каждом случае при уменьшении определенной численности бригады, в коллективе возможно ухудшение психоклимата.

Вопрос 3: Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения организации

Привлекательность труда – означает  условия труда при которых человек положительно относится к работе и готов в дальнейшим трудится на данном предприятии. Привлекательность труда складывается из благоприятных условий труда, заработанной платы, поощрений и других льгот.

Благоприятные условия труда напрямую влияют на работоспособность человека, его здоровье, отношение к труду, повышают производительность труда.

Какие условия труда можно назвать благоприятными? Такие, при которых выполняются: оптимальное соотношение режима труда и режима отдыха; оптимальный уровень механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов, используется современная высокопроизводительная техника. Также высоким требованиям отвечает организация рабочих мест (его размеры, устройство, оборудование, освещенность и т. п.); темп работы; улучшено транспортное обслуживание рабочих мест, связанных с тяжелыми предметами труда.

Также предусмотрено чередование работ, требующих участия разных анализаторов (слуха, зрения, осязания и др.); чередования работ, требующих преимущественно умственных нагрузок с работами физическими; чередование работ разной сложности и интенсивности. Используются следующие меры по повышению содержательности и привлекательности труда:  оптимизация режимов труда и отдыха; ритмизация труда (работа по графику с пониженной на 10-15% нагрузкой в первый и последний часы рабочей смены); компьютеризация вычислительных и аналитических работ, широкое использование персональных компьютеров в практике управления производством, организация компьютерных банков данных по разным аспектам производственной деятельности и другие.

Также на привлекательность труда большое влияние оказывают санитарно-гигиенические факторы условий труда: микроклимат, чистота воздушной среды, освещенность, шум, вибрация, ультразвук, различные излучения, биологические и другие воздействия. Поэтому все эти факторы должны быть в норме.

Далеко не последнее место в привлекательности труда играют эстетические факторы, воздействие которых может вызывать у человека соответствующее отношение к условиям труда с точки зрения художественного восприятия окружающей среды (имеется в виду использование цвета, формы, музыки в трудовой деятельности человека). Эти элементы находят свое применение в решении художественно-конструкторских качеств рабочего места, инструмента, рабочей одежды, вспомогательных средств, а также в архитектурно-художественном оформлении интерьера. Важными элементами в современных условиях являются функциональная музыка и окраска производственных помещений. Их применение положительно воздействует на состояние исполнителя работы и способствует его работоспособности.

Стоит упомянуть также  о социально-психологических факторах. Они определяются составом и особенностями предприятия (социально-демографический состав персонала, интересы работников, стиль руководства в подразделениях предприятия и др.). Под действием этих факторов формируется морально-психологический климат на предприятии, выражающийся в уровне стабильности персонала, его сплоченности, характере взаимоотношений между группами работников, настроениях, дисциплине труда, трудовой активности и творческой инициативе.

Вопрос 4: Требования к системе «человек-среда обитания» (как они выполняются на практике)

Среда обитания человека — это совокупность объек­тов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия его жизнедеятельности. Одна  из целей, стоящих перед данной системой, — безопасность, т. е. ненанесение ущерба здоровью человека. Достижение безо­пасности системы «человек — среда обитания» возможно только в том случае, если будут системно учтены особенности каждого элемента, входящего в эту систему.

В понятие «среда обитания» входят все элементы природной, производственной, городской и бытовой среды, т. е. все то, что окружает человека и общество в целом.

Природная среда — это факторы чисто естественного или природно-антропогенного системного происхождения. К этим фак­торам относят: энергетическое состояние среды; химический и динамический характер атмосферы; водный компонент; физи­ческий, химический и механический характер поверхности земли; состав биологической части экологических систем; плотность насе­ления и взаимовлияние самих людей и т. д. Природная среда — это сложное и разнообразное сочетание и взаимодействие лито­сферы, атмосферы, гидросферы и биосферы в целом.

Литосфера — это внешняя сфера «твердой» земли, образованная осадочными и базальтовыми породами. Основная масса организ­мов, обитающих в литосфере, сосредоточена в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров.

Атмосфера — это газообразная оболочка планеты, состоящая из смеси различных газов, водяных паров и пыли. Главными составными частями атмосферы являются азот, кислород, аргон, углекислый газ.

С появлением промышленности и транспорта возникла про­блема сохранения чистоты атмосферы. Поэтому  большое значение приобре­тают работы по очистке воздуха и его охране от вредных воздействий. Этими вопросами занимаются во всех странах с развитой промышленностью: издаются специальные законы, принимаются постановления местными органами власти.

Гидросфера — это совокупность всех вод Земли: материковых (глубинных, почвенных, поверхностных), океанических, атмо­сферных.

Гидросфера находится в непосредственной зависимости от состояния литосферы (подземные воды), атмосферы (парообразная влага) и живого вещества биосферы, поскольку является их  обязательным компонентом.

Из общего количества воды на Земле пресная вода составляет немногим более 2% общего объема гидросферы, или примерно 28,25 млн км3.

Россия по ресурсам поверхностных вод занимает ведущее место в мире. В целом на одного российского жителя приходится 31,9 тыс. м3 пресной воды в год.

Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее — недостаток чистой воды.

Биосфера — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему.

Все объекты живого мира можно разделить на растительные  и животные.

Большую часть времени активной жизнедеятельности человека 'занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

Производственная среда — это часть среды обитания человека, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными.

Опасными принято считать факторы, спо­собные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными -факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие професси­ональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором в разделе международного права и правовой охраны природы внутри государства содержатся юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования человека.

В России современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности нашли свое отражение в законодательных фактах по всем сферам деятельности человека.

Вопрос 5: Предложения по повышению содержательности и привлекательности труда

Повышение содержательности и привлекательности труда должно включать следующие меры:

I. Меры по профилактике утомления и переутомления (оптимальный режим труда и отдыха). Необходимость чередования работы и отдыха является одной из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические уп­ражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов. Занятия физкультурой в организациях во время работы позволяют повысить производительность труда от 3 до 14% и улучшить некоторые показатели физиологического состояния организма работающих. Необходимыми факторами для профилактики утомления, явля­ются надлежащие санитарное состояние производственных помеще­ний, микроклиматические условия, эстетическое оформление и др.

II. Меры по снижению физической и нервно-психической напряженности:

1.                      Повышение уровня механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов, использование современной высокопроизводительной техники;

2.                      Совершенствование организации рабочих мест;

3.                      Организация приемов и методов труда;

4.                      Оптимизация темпа работы;

5.                      Улучшение транспортного обслуживания рабочих мест, связанных с тяжелыми предметами труда;

6.                      Чередование работ, требующих участия разных анализаторов (слуха, зрения, осязания и др.);

7.                      Чередования работ, требующих преимущественно умственных нагрузок с работами физическими;

8.                      Чередование работ разной сложности и интенсивности;

9.                      Предупреждение и снижение монотонности труда путем повышения содержательности труда;

10.                 Ритмизация труда (работа по графику с пониженной на 10-15% нагрузкой в первый и последний часы рабочей смены);

III. Меры по повышению работоспособности:

1.                      аэрация,

2.                      водные процедуры,

3.                      аэроионизация,

4.                      ультрафиолетовое облучение.

Аэрация - интенсивная вентиляция, при которой под влиянием разности удельных весов наружного и внутреннего воздуха и воздействием ветра на стены и кровлю удачно создается управляемый и регулируемый воздухообмен через открывающие фрамуги и створки окон.

Известно восстановительное воздействие на организм человека других оздоровительных методов - водных процедур (душ, обтирание, умывание, гигиенические ванночки и т.д.).

К оздоровительным средствам повышения работоспособности относится ультрафиолетовое облучение. Известно, что его дополнительное применение благоприятно влияет на организм человека, повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует снижению заболеваемости.

К оздоровительным средствам повышения работоспособности также относится ионизация воздуха на производстве. Ионизация воздуха - процесс превращения нейтральных атомов и молекул воздушной среды в электрические заряженные частицы (ионы).

Список использованной литературы

1.     Безопасность жизнедеятельности: Учебник/под ред. Проф. Э. А. Арустамова – 9-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2005, - 496 с.

2.     Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько. Санкт – Петербург: Лань, 2000.

3.     Экономика и социология труда: учеб/под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Р. Г. Мумладзе – М.: КНОРУС, 2007, 328 с.

4.     Физиология и психология труда: Учеб. пособие /  под ред. В. В. Адамчука. М.: Экономическое образование, 1999 г.

5.     Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ под рел. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 327 с.

6.     Эргономика: Учебное пособие / под ред. В. В. Адамчука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.