Содержание

1. Введение.. 3

2. Характеристика транспортной отрасли Хабаровского края   5

3. Сущность и значение анализа внешней среды для организации. 6

3.1 Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды. 6

3.2 Анализ макросреды организации. 7

3.3 Анализ микросреды (непосредственного окружения) организации. 10

4. Анализ среды прямого воздействия на ОАО «Дальмашпроект». 12

4.1 Описание предприятия. 12

4.2 Анализ потребителей. 13

4.3 Анализ поставщиков. 14

4.4 Анализ конкурентов. 16

4.4 Анализ рабочей силы и привлекательности рынка. 17

5. Анализ среды косвенного воздействия ОАО «Дальмашпроект». 19

5.1 Анализ технологии в отрасли. 19

5.2 Анализ экономического состояния региона. 20

5.3 Анализ политических факторов. 22

5.4 Анализ социально-культурной среды, влияние на транспортную отрасль  24

Заключение.. 26

Список литературы... 27

Приложение.. 28

1. Введение

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потен­циала на должном уровне. Организация находится в состоянии по­стоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безгранич­ны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегическо­го управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее по­тенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной пер­спективе.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда – источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.

Таким образом, целью данной работы является анализ внешней среды транспортного предприятия.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Дать общую характеристику транспортной отрасли Хабаровского края;

-       Раскрыть сущность анализа внешней среды предприятия;

-       Проанализировать среду прямого воздействия на предприятии;

-       Рассмотреть среду косвенного воздействия.

2. Характеристика транспортной отрасли Хабаровского края

В транспортном комплексе — одной из ведущих отраслей края — представлены практически все виды транспортных коммуникаций.

Железная дорога. По территории края проходят две железнодорожные артерии общегосударственного значения, связывающие восточные и западные районы страны — Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. Между материковой сетью железных дорог и о. Сахалин действует паромная переправа Ванино—Холмск (270 км). Общая протяженность железных дорог, включая одноколейные ветки — связки с магистралями, составляет 2,3 тысячи км, или 25% от длины сети всех дальневосточных дорог. По железной дороге осуществляется более 80% грузообмена с другими регионами России, 72% — внутри края.

Речные пути. Общая протяженность используемых речных путей (реки Амур, Уссури, Амгунь, Тунгуска, Мая) — более 3,2 тысяч км. Судами типа «река—море» ОАО "Амурское пароходство" осуществляется доставка грузов из речных портов Амура на север края, в Сахалинскую и Амурскую области, а также в прибрежные пункты Приморья и Магаданской области, в зарубежные порты Японии, Сингапура, Китая. Наиболее крупными речными портами являются торговые порты в г.Хабаровске и г.Комсомольске-на-Амуре.

Морские пути. Основным морским портом Хабаровского края является морской торговый порт Ванино. По технической мощности (свыше 10 миллионов т. в год) он занимает третье место среди морских портов Дальнего Дальмашпроекта. Ежегодно порт способен обрабатывать около 1700 морских судов и 70— 80 тысяч вагонов. Круглогодичная работа порта обеспечивается ледокольным флотом. Кроме Ванино имеются морские порты в г. Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, а также портопункты в г. Охотск, пос. Мыс Лазарева и Де-Кастри.

Воздушные линии. Международный аэропорт в Хабаровске является крупнейшей воздушной гаванью на Дальнем Дальмашпроекте и способен принимать воздушные суда всех типов. Авиамаршрутами Хабаровск связан более чем с 40 городами РФ и стран СНГ, а также аэропортами Японии (Ниигата, Аомори), КНР (Харбин, Шеньян и др.), Ю.Кореи (Сеул), Сингапура.

Особое значение аэропорт имеет как пункт пересечения 2-х мировых трансконтинентальных авиакоридоров, связывающих Северную Америку со странами АТР и Японию с Европой.

Автомобильные дороги. Автодорожная сеть сосредоточена в основном в южной части края. Протяженность дорог общего пользования составляет более 5 тысяч км, в том числе с твердым покрытием — 4,5 тысячи км. Главные автомобильные дороги:

-       дороги федерального значения «Амур» (Чита—Хабаровск с мостовым переходом через реку Амур), «Уссури» (Хабаровск—ВладиДальмашпроект) и "Дальмашпроект" (Хабаровск-Находка);

-       дороги регионального значения Хабаровск—Комсомольск-на-Амуре; Селихино-Николаевск-на-Амуре; Ванино-Лидога и другие.

3. Сущность и значение анализа внешней среды для организации.

3.1 Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на[1]:

- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;        - макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Факторам внешней окружающей среды в системе управления в нашей управленческой науке как на более раннем периоде, так и в настоящее время не уделялось достаточно внимания. Следовательно, проблема остается малоисследованной и особенно такие ее факторы, как:  значение внешней среды для управления; определение внешней среды; взаимосвязь факторов внешней среды; сложность внешней среды; подвижность внешней среды; неопределенность внешней среды; среда прямого воздействия; среда косвенного воздействия; международное окружение.

Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Отсюда следует понимать, что при организации управления необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимно связанных частей.

Внешняя среда организации включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации.

Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия - в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой[2]. 

3.2 Анализ макросреды организации

К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые фирма не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны). Факторы макросреды фирмы оказывают влияние на нее косвенно В таблице 1 приведены сферы и факторы макросреды фирмы, влияющие на эффективность и стабильность ее работы.

Таблица 1. Сферы и факторы макросреды фирмы[3]

Сфера макросреды

Факторы макросреды

1. Международные

1.1. Количество “горячих точек” в мире, где происходят какие-либо военные конфликты

1.2. Численность военных и других лиц, задействованных в “горячих точках” в данное время

1.3. Количество международных симпозиумов, конференций, выставок, кинофестивалей, конкурсов и других мероприятий высшей категории, проводимых в данный момент в стране и в мире в области образования, культуры, научно-технического прогресса

1.4. Тенденции изменения продолжительности жизни населения в целом в мировом сообществе

2. Политические

2.1. Стабильность демократических преобразований факторы в стране

2.2. Вероятность возврата к прошлой политической системе

2.3. Количество забастовок с численностью участвующих более 100 человек, проводимых в стране в данный день

2.4. Криминальная обстановка в стране

2.5. Количество политических фракций в законодательной власти

3. Экономические факторы

3.1. Удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны

3.2. Удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рывке промышленной продукции фирм страны

3.3. Тенденции изменения внешнеэкономических связей

3.4. Дефицит бюджета страны (%).

3.5. Среднегодовые темпы инфляции

3.6. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны

3.7. Наличие “стратегии перехода страны на рыночные отношения и их развития”, опубликованной в открытой печати

3.8. Наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, нормированию, оптимизации, экономическому обоснованию и другим вопросам)

3.9. Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны

3.10. Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности

3.11. Структура распределения доходов населения

3.12. Уровень развития финансовой системы страны

4. Социально-демографические факторы

4.1. Место страны в мире по продолжительности жизни

4.2. Место страны в мире по жизненному уровню населения

4.3. Продолжительность жизни (мужчин, женщин)

4.4. Смертность детей в возрасте до одного года, % от родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем

4.5. Рождаемость и смертность населения страны

4.6. Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др.

4.7. Миграция населения

4.8. Перспективность городов

4.9. Структура населения по доходу и др.

5. Правовые факторы

5.1. Наличие федеральных правовых актов (указов Президента, постановлений правительства, государственных стандартов и т.п.) по стандартизации, метрологии, защите прав потре­бителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д.

5.2. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны

5.3. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм

5.4. Наличие федеральной программы создания правого государства

5.5. Качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов

5.6. Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали

6. Экологические факторы

6.1. Параметры экосистемы страны

6.2. Количество городов и удельный вес численности их населения, которые не отвечают требованиям по экологичности

6.3. Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны

7. Природно-климатические факторы

7.1. Оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе

7.2. Извлечение из недр природных ресурсов интенсивность по отношению к общим запасам и степень извлечения)

7.3. Характеристика климатических факторов страны

7.4. Дефицитность отдельных видов ресурсов по регионам страны

7.5. Степень использования вторичных ресурсов

8. Научно-технические факторы

8.1. Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества

8.2. Удельный вес докторов наук, профессоров в численности работающих страны

8.3. Стоимость основных производственных фондов страны, приходящаяся на одного ученого (фондовооруженностъ труда ученого)

8.4. Уровень автоматизации производства в машиностроении страны

8.5. Экспертная оценка месячной заработной платы ученого, конструктора, преподавателя вуза, в долларах США

8.6. Показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства страны

8.7. Характеристика системы информации страны

8.8. Уровень компьютеризации страны

9. Культурные факторы

9.1. Средний уровень образования населения страны

9.2. Обеспеченность населения страны объектами культуры (ед/час): театрами, . кинотеатрами, библиотеками, дворцами спорта и комплексами и другими объектами культуры .

9.3. Отношение людей к окружающему миру

9.4. Долговременные тенденции развития в области культурных ценностей

3.3 Анализ микросреды (непосредственного окружения) организации

К факторам прямого воздействия внешней среды на устойчивость и эффективность функционирования фирмы или к факторам микросреды относятся следующие[4]: вход системы (поставщики сырья, материалов, информации и других ресурсов); потребители товара; конкуренты; контактные аудитории; маркетинговые посредники; законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.

В таблице 2 перечислены факторы микросреды фирмы и показатели, влияющие на эти факторы.

Таблица 2. Факторы и показатели микросреды фирмы[5]

Факторы микросреды

Показатели (операции), факторы микросреды

1. Поставщики (вход системы)

1.1. Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалов

1.2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д.)

1.3. Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму

1.4. Интегральный показатель качества нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей на фирму

1.5. Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму

1.6. Прогноз изменения условий поставок

2. Потребители (выход системы)

2.1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы

2.2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров

2.3. Прогноз изменения доходов потребителей

2.4. Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире

3. Конкуренты

3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов

3.2. Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов

3.3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов

3.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов

4. Контактные аудитории

4.1. Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.

4.2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией

5. Маркетинговые посредники

5.1. Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров

5.2. Налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.)

5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями

6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

6.1. Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

6.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы

6.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее окружение. Для сканирования внешней среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью рыночных исследований (surveys) и фокус-групп (focus groups).

4. Анализ среды прямого воздействия на ОАО «Дальмашпроект»

4.1 Описание предприятия

ОАО «Дальмашпроект» - это автотранспортное предприятие, расположенное в городе Хабаровске. Оно является подразделение известной авиакомпании «Дальмашпроект». Предприятие оказывает транспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров в Хабаровском и Приморском крае. Свою деятельность предприятие начало  1993 году. За это время открылись представительства компании в крупнейших городах дальнего Дальмашпроекта – Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Биробиджан, Арсеньев, Спасск-Дальний, Уссурийск, ВладиДальмашпроект и Находка. Географическая сфера всех перевозок, которые осуществляет ОАО «Дальмашпроект», распространяется, прежде всего, на следующие районы Дальнего Дальмашпроекта – Приморский край, Хабаровский край, Амурская область; республика Саха-Якутия; Еврейский автономная область[6].

В данной работе будет проанализирована внешняя среда транспортного  предприятия ОАО «Дальмашпроект». 

Производственная мощность парка рассчитана на эксплуатацию 150 единиц подвижного состава.

Причина, по которой возникла необходимость проведения анализа внешней среды заключается в отсутствии капитального ремонта подвижного состава и, как следствие: сокращение его численности.

В течение 2003 года было снято с эксплуатации из-за отсутствия запчастей для ремонта 13 грузовиков марки «КамАЗ-5320»; 3 автобуса марки Икарус-280; 2 газели.

4.2 Анализ потребителей

Первый важнейший фактор внешней среды, который необходимо проанализировать – это потребители. Безусловно, их надо рассматривать как основу функционирования любого предприятия. Потребители решают, сможет ли фирма возместить свои издержки, получить прибыль и, следовательно, получить свое развитие.

В г. Хабаровске постоянными потребителями организации являются следующие предприятия, нуждающиеся в транспортных услугах:  АО «Дальстройзаказчик», АО «Домострой», муниципальные унитарные предприятия  г. Хабаровска, муниципальное предприятие «Госкапстройзаказчик», государственное предприятие «Далькоммунэнерго»[7].  

Доходы предприятия от реализации услуг на городских, пригородных мелких перевозок составили в 2003 году –  914 тыс. руб., что не на много меньше того, чем этот же показатель в 2001 году (Табл.1).

Напротив, последнее время возрастает роль дальних перевозок автомобильного транспорта. Так в 2003 доходы предприятия от реализации услуг на дальних перевозок составили 1,5 млн. руб., а в 2001 году. - 817 тыс. руб.

Основными потребителями предприятия являются небольшие организации, частные фирмы, небольшие фабрики, которые реже пользуются услугами железной дороги

Наглядно о структуре потребителей говорят следующие данные:

Таблица 1

Структура потребителей ОАО «Дальмашпроект»

Потребитель

Доход, тыс. руб.

Доход, тыс. руб.

 

2001

%

2003

%

Физические лица

124

6

169

7

Мелкие предприятия розничной торговли

228,5

11

241

10

Производственные предприятия (до 50 чел.)

768,5

37

965

40

Производственные предприятия (до 100 чел.)

685,4

33

845

35

Крупные предприятия (> 500 чел.)

270

13

193

8

Итого:

2077

100

2414

100

Таким образом, в структуре потребителей ОАО «Дальмашпроект» преобладают производственные предприятия среднего масштаба (от 50 до 100 чел.) более крупные предприятия все меньше пользуются спросом автомобильного транспорта. Причем в 2003 году по сравнению с 2001 годом доля производственных предприятий средних размеров увеличивается а крупных снижается. Также постепенно повышается доля физических лиц, пользующихся транспортными услугами предприятия. Но это в основном за счет увеличения пассажирских перевозок, но не грузовых. В целом потребители предприятия обеспечивают ему рост прибыли на14% в 2003 по сравнению с 2001, но эта прибыль не покрывает затрат на капитальный ремонт подвижного состава и, как следствие происходит его сокращение.

4.3 Анализ поставщиков

Следующим важным фактором внешней среды являются поставщики предприятия. Основные поставляемые материалы – это шины, запчасти, дизельное топливо и бензин, а также автобусы и грузовики. Рассмотрим  основных поставщиков ОАО «Дальмашпроект» (таблица 2.).

Таблица 2

 Поставщики ОАО «Дальтранс».

Наименование услуг

поставщика

Наименование

Поставщика

Закупочная цена

Шины

Оптовая компания «SDFN» (ВладиДальмашпроект)

Компания «АвтоТрансСервис»

400 руб./шт.

Запчасти

ОАО «Мечел» (ВладиДальмашпроект)

Нет данных

Бензин и дизельное топливо

Хабаровский Нефтеперерабатывающий Завод

10 руб./литр

Грузовики

Компания «АвтоТрансСервис»

(ВладиДальмашпроект)

Нет данных

Автобусы

ОАО «Мечел»;

Компания «АвтоТрансСервис»

(ВладиДальмашпроект)

Нет данных

Данная таблица показывает, что все наиболее важные источники «сырья» для оказания основных видов услуг (транспортные перевозки) на ОАО «Дальмашпроект» приходится закупать от части за пределами региона, что приводит к повышению цен на услуги из-за высоких транспортных расходов. ОАО «Дальмашпроект» постоянно нуждается в продукции и услугах других организаций и тратит на это большие суммы денег, в частности: на топливо, электроэнергию, теплоэнергию, резина, смазочные материалы, запасные части, капитальный ремонт, прочие. В общем материальные затраты составляют около трети всех расходов предприятия. Это достаточно много, тем более, нужно учитывать, что цены на покупаемую предприятием продукцию постоянно растут.

За последнее время организация сменила двух стратегически важных поставщиков оборудования. Поставки топлива до этого года осуществляло Хабаровский НПЗ, но после истечения срока договора из-за более низкой цены при аналогичном качестве было решено отдать предпочтение другой организации из города; также изменился и поставщик грузовиков, ранее поставки машин на ОАО «Дальмашпроект» производил только ОАО «Мечел», но в 2003 году был заключен контракт с другой дальневосточной компанией транспортных перевозок «АвтоТрансСервис»[8]. Остальные менее значимые детали закупаются на территории Хабаровска.

4.4 Анализ конкурентов

Конкуренты также является определяющим фактором в деятельности предприятия При анализе внешней среды ОАО «Дальмашпроект» следует изучить конкурентов.

ОАО «Дальмашпроект» - транспортное предприятие, охватывающее очень большую географию перевозок, поэтому крупных конкурентов, способных резко подорвать деятельность компании,  у предприятия очень мало.

В городе существует множество транспортных предприятий, оказывающих аналогичные. Непосредственными конкурентами в этой области  являются транспортное предприятие «Амур», транспортное предприятие «Хабтранспорт», ПАПТ-6 и транспортное предприятие «ЭСТИМ». В таблице 3 представлена ценовая конкуренцию между этими организациями.

Таблица 3

 Сравнение цен по товарной номенклатуре между конкурентами.

Название транспортного предприятия

Перевозка грузов в пределах Хабаровска, 1 час/руб.

Перевозка грузов в пределах Хабаровского края, руб.

Перевозка грузов в пределах ДВФО, руб.

ОАО «ДальТранс»

150

200 - 2500

3000 - 20000

Транспортное предприятие «Амур»

170

180 - 3000

2500 - 40000

Транспортное предприятие «Хабтранспорт»

180

180 - 2100

2500 - 18000

ПАПТ-6

180

340 - 4000

3000 - 25000

Транспортное предприятие «ЭСТИМ».

170

300 - 5000

3500 - 35000

Исходя из вышеприведенной таблицы видно, что ОАО «Дальмашпроект» не является лидером по уровню цен, и многие конкуренты устанавливают цены ниже их уровня, что, естественно, не может не сказываться на уровне спроса. Это результат обусловлен высокой себестоимостью услуг по сравнению с конкурентами, так как приходится завозить материалы из других регионов, а также уже длительное время неизменной технологией и медленно обновляемым оборудованием. Ситуация по ценовой конкуренции позволяет организации незначительно отставать, а по некоторым услугам по сравнению с конкурентами и превосходить их за счет того, что в регионе значительно дешевле рабочая сила и зарплата на предприятии не превышает за 9 месяцев 2000 года 1580 рублей, тогда как у других транспортных предприятий, предоставляющих аналогичные услуги затраты на оплату труда выше в 2 и более раза, что позволяет ОАО «Дальмашпроект» поддерживать цены на конкурентном уровне. Но высокий уровень спроса на услуги нивелирует ценовые преимущества, а номенклатура услуг на ОАО «Дальмашпроект» выше, чем у конкурентов.

Объемы перевозок превышают в 1,6 и 2 раза соответственно Транспортное предприятие «Амур» и Транспортное предприятие «Хабтранспорт». Поэтому  эти организации не удовлетворяют потребности своих потребителей и ОАО «Дальмашпроект» успешно действует на этой территории, предоставляя до 24% транспортных услуг. Благоприятно складывающаяся конъюнктура рынка позволяет осуществлять и замену оборудования и его увеличение (в среднем за последние 2 года основные фонды увеличились на 4 млн. рублей, и составили сумму в 42,0 млн. рублей), что при сохранении устойчиво повышенного спроса может снизить себестоимость услуг и за счет этого.

4.4 Анализ рабочей силы и привлекательности рынка

К элементам внешней среды предприятия можно отнести и трудовые ресурсы. Несмотря на свойственную рыночному хозяйству безработицу, существует постоянный дефицит высококвалифицированных кадров. ОАО «Дальмашпроект» не является здесь исключением. Вдобавок к этому на предприятии осуществляется нехватка и простых рабочих. Общая численность парка на начало года составила 143 человека, общая укомплектованность – 78,63%.

-       по водителям 79,77%;

-       по рабочим 91,23%.

Укомплектованность на 1 машину:

-       линейных водителей – 1,57 чел.;

-        рабочих – 1,93 чел.

Укомплектованность по водителям снизилась на 0,14 чел., по рабочим возросла на 0,54 чел.

Очень велик оборот кадров; по предприятию он составил 33,01%, по водителям – 32,85%, по ремонтным рабочим – 37,35%. К основным причинам большой текучести кадров, в частности водителей, можно отнести: неудовлетворенность заработной платой; износ подвижного состава и отсутствием запчастей; неудовлетворенность изменением графиков работы.

Уделяется внимание подготовке и повышению квалификации кадров. За прошлый год обучены смежным профессиям – 3 чел., подготовлено и переподготовлено водителей – 3 чел., повысили квалификацию 7 чел.. Также предприятие оплачивает обучение своих работников, в основном руководителей среднего и высшего звеньев, которые в свою очередь будут вынуждены работать на предприятии не менее трех лет. Конечно, такие масштабы обучения и повышения квалификации для такого большого предприятия недостаточны. На предприятии ощущается нехватка дипломированных специалистов, в основном из-за низкой оплаты труда, хотя замещенность ими (специалистами) достаточно велика[9]:

-       всего по предприятию – 90%

-       служба эксплуатации – 91,07%

-       техническая служба – 93,18%

-       экономическая служба – 100%

-       бухгалтерия – 92,86%.

Намечается и ряд положительных тенденций, например: процент замещенности дипломированными специалистами постоянно растет (с 88,37% в прошлом году, до 90% в нынешнем), на предприятие в последние годы начали приходить молодые специалисты, которые закончили соответствующие ВУЗы, повышается заработная плата трудящихся.

На предприятии существует профсоюз, члены которого платят ему взносы в сумме 1% от заработной платы. 75% от полученной суммы остается в профячейке предприятия, а 25% отправляется в вышестоящую организацию. На самом деле профсоюз играет номинальную роль и реально не защищает работников предприятия. Функционирование этой структуры надо совершенствовать. Профсоюзы должны активнее сотрудничать с руководством предприятия и защищать работников по вопросам, связанным с условиями труда, уровнем заработной платы и социальной защиты. Сейчас же острие требований профсоюзов направлено, прежде всего, в сторону правительства.

При оценке привлекательности отрасли следует отметить тот факт, что в регионе относительно высокими оценками в инвестиционном рейтинге оказалась транспортная (7 место) составляющая. Это не случайно, так как территория области характеризуется высокой хозяйственной и транспортной сетью. Из составляющих транспорт элементов ОАО «Дальмашпроект» наиболее взаимодействует с Акционерным коммерческим «Кредитно-страховым банком», в котором имеются расчетные счета организации и через который происходят все финансовые операции, а также  Хабаровским отделением социального страхования.

5. Анализ среды косвенного воздействия ОАО «Дальмашпроект»

5.1 Анализ технологии в отрасли

Как уже указывалось, сеть автомобильных дорог в Хабаровском крае развита слабо. Современные дороги сосредоточены лишь в южной части территории. В центральных и северных районах основные грузоперевозки осуществляются по временным дорогам-зимникам.

Объем автомобильных грузоперевозок неуклонно снижается. Так, в 2003 году перевезено на 13% грузов меньше, чем в 2002 году. Объем в натуральном выражении составил 3,1 млн. тонн. При этом наблюдается увеличение дальности пробегов автотранспорта. Это отразилось в повышении показателя грузооборота на 11%[10].

Государство несет большие затраты по ремонту действующих автомобильных дорог, а также на содержание автобусных парков государственного и муниципального значения. Указанные затраты в 1999 году возросли на 60%.

Пассажирооборот на междугороднем автомобильном транспорте в 1999 году снизился на 8%, что свидетельствует об ограничении перемещения людей. Население предпочитает летать самолетами и пользоваться судами речного транспорта. Статистические данные это подтверждают.

Автомобильный транспорт характеризуется повышенной степенью опасности. В Хабаровском крае в 1999 году зарегистрированы 1719 дорожно-транспортных происшествий. При этом погибли 296, ранены 1925 человек. Наметилась тенденция к некоторому уменьшению числа ДТП и количества пострадавших. 

Технико-экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств Хабаровского края, в том числе и новых, поставляемых транспортным машиностроением, существенно ниже мирового уровня. В транспортной инфраструктуре Хабаровска наиболее существенно отставание в применении современных транспортных технологий, а также в информатизации транспорта.

Таким образом, ОАО «Дальмашпроект» имеет многие проблемы, связанные с общим уровнем развития технологии в отрасли автомобильного транспорта. Сюда можно включить и качество дорог и технические характеристики автотранспорта, недостаток топлива, материалов, агрегатов и т.п. для нормального стабильного функционирования данной отрасли.

5.2 Анализ экономического состояния региона

Рассмотрим экономическое состояние региона. По итогам работы в I полугодии 2004 года валовый выпуск продукции (работ, услуг) составил 104,1 млрд. рублей, или 102,8% к соответствующему периоду 2003 года. Около 48% валового выпуска приходится на отрасли промышленности.

Объем промышленной продукции составил 41,59 млрд. рублей или 99,2 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Рост объема промышленного производства наблюдался в черной (133%) и цветной (111,1%) металлургии, лесной, деревообрабатывающей (101,5%), пищевой (127,4%) промышленности.[11]

Основную долю в объеме промышленного производства продолжает составлять машиностроение (26,3%). Удельный вес электроэнергетики составил – 18,1%, пищевой промышленности – 15%, лесной промышленности - 13%, цветной металлургии – 10,8%, черной металлургии - 7,7%. (см. приложение 1.).

Добыча угля в I полугодии составила 1174 тыс.тонн, что на 11,6% ниже соответствующего периода прошлого года, в нефтеперерабатывающей промышленности объем первичной переработки нефти увеличился на 6,3%.

Предприятиями черной металлургии произведено продукции на 3201,4 млн. рублей, индекс физического объема составил 133 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Стабильно ведут добычу рудного золота ЗАО «Многовершиное» (103,7% к соответствующему периоду прошлого года) и ЗАО «Артель старателей «Амур» (105,7%). Охотской горно-геологической компанией ведется реконструкция дробильного отделения золотоизвлекательной фабрики, с начала года добыто 747 кг золота.

Предприятиями лесной отрасли за первое полугодие текущего года вывезено 4066,4 тыс.куб.м древесины, что составило 100,2% к соответствующему периоду 2003 года. Производство пиломатериалов увеличилось на 7,1%.

За I полугодие 2004 года объем производства пищевой и перерабатывающей промышленности (с учетом рыбной) составил 6213,9 млн. рублей, что выше уровня 2003 года на 27,4%. Темпы роста объемов производства в большинстве подотраслей пищевой промышленности увеличены к уровню прошлого года[12].

Объем вылова рыбы и добычи морепродуктов в I полугодии 2004 года составил 87,8 тыс. тонн или 95% к аналогичному периоду 2003 года.

Объем производства товарной пищевой рыбной продукции за январь-июнь 2004 года составил 83,1 тыс. тонн или 108% к соответствующему периоду 2003 года.

Объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за январь - июнь текущего года составил 1894 млн. рублей (100,0% к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимой оценке).

В I полугодии текущего года оборот розничной торговли составил 21078,6 млн. рублей, что на 9,7 процента больше, чем за соответствующий период прошлого года.

За шесть месяцев текущего года объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации, составил 13823,3 млн. рублей, что на 3,3 процента выше соответствующего периода прошлого года.

По итогам за январь-июнь 2004 года грузооборот всех видов транспорта вырос на 9,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в том числе на железнодорожном транспорте прирост составил 9%, на внутреннем водном – 19,1%, воздушном – 9,7%, автомобильном – 9,2%.

Объем инвестиций в основной капитал по предварительной оценке за I полугодие текущего года составил 102% к соответствующему периоду прошлого года.

Таким образом, постепенно расширяющаяся экономика Хабаровского края требует и развития транспортной инфраструктуры, в том числе междугороднего транспорта. Такая естественная потребность дает мотивацию и стимул к развитию ОАО «Дальмашпроект»  г. Хабаровска.

5.3 Анализ политических факторов

Государственное регулирование транспортной деятельности является объективной необходимостью. В соответствии с программными документами правительства, транспорт является одним из секторов экономики, критичных с точки зрения удовлетворения общественных нужд и обеспечения устойчивого функционирования и развития экономического комплекса в целом.

В основу транспортной стратегии положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций частными предпринимателями. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль как регулятора рыночных взаимоотношений, сохраняет ответственность за безопасность транспортного процесса, состояние транспортной инфраструктуры, предоставление транспортных услуг в секторах, где рынок еще недостаточно развит.

При безусловных видовых и региональных различиях в транспортной системе, на макроуровне государство рассматривает транспорт как единый объект управления. Согласованное развитие и организация взаимодействия различных видов транспорта делают транспорт не просто суммой отдельных отраслей, а единым комплексом, который обеспечивает для пользователей транспортных услуг дополнительный системный эффект.

Единство государственного управления транспортом предполагает[13]:

-       развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности;

-       развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта;

-       сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;

-       координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта;

Как видно сегодня ведется очень активная государственная политика в области транспорта. Таким образом, интересы государства в области транспорта существенно влияют на его функционирование, что положительно сказывается на деятельности транспортных предприятий.

Таким образом, воздействие государственной политики на деятельность ОАО «Дальмашпроект» сегодня носит позитивный характер, т.к. государство поддерживает развитие транспортных предприятий.

5.4 Анализ социально-культурной среды, влияние на транспортную отрасль

Из краевого бюджета на капитальное строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и социальной сферы в январе-июне 2004 года направлено 1561,1 млн. рублей бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов. Продолжается строительство газопровода «Сахалин-Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск (1 очередь), онкологического центра по ул. Воронежской в г.Хабаровске (2 очередь), больницы в г.Вяземском (2-я очередь, поликлиника), пристройки к школе № 4 в г. Николаевске-на-Амуре; школы с детским садом-яслями в с. Нижнетамбовское, жилищного комплекса на 300 квартир по пер. Дзержинского в г.Хабаровске, 90 квартирного жилого дома для молодежи в г. Комсомольске-на-Амуре, реконструкция ЦПКО и набережной в Центральном районе г.Хабаровска.

В июне 2004 года сдана участковая больница в с. Хурба Комсомольского района и завершена реконструкция отделения 1-ой краевой клинической больницы.

Реальные денежные доходы населения края в I полугодии 2004 года возросли по сравнению с соответствующим периодом 2003 года на 7 процентов.

Среднедушевые доходы в I полугодии 2004 года составили 6635,2 рубля, что на 21,1 процента больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Средняя номинальная заработная плата работников по полному кругу предприятий края за январь-май 2004 года составила 8071,8 рубля - это на 25,0% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Реальная заработная плата за этот период выросла на 10,5%.  (см. приложение 2.). За январь-май т.г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в демографическом развитии края прослеживались позитивные сдвиги: рост рождаемости (на 4,8%), сокращение общей смертности (на 2,4%) и уровня естественной убыли населения (на 14,3%). Число умерших превышает число родившихся в 1,5 раза против 1,6 раза в соответствующем периоде 2003 года. Численность занятых в экономике края увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,6 % и составила на конец июня 725 тыс. человек[14]. Таким образом, уровень жизни населения края невысокий, но рост экономических показателей говорит о развитии региона, а значит и привлечении дополнительных инвестиций в край, что тесно связано с развитием социально-культурной сферы, в том числе и инфраструктуры (транспорта).

Таким образом, ОАО «Дальмашпроект» только выигрывает оттого, что в Хабаровском крае наблюдается рост экономических и социально-культурных показателей жизни. Это в перспективе создает дополнительный спрос на услуги предприятия.

А в завершение анализа определим, какое воздействие (благоприятное или же нет) оказывает сложившаяся ситуация во внешней среде на деятельность ОАО «Дальмашпроект». Осуществим это, применив метод составления профиля среды (см. Приложение 1.).

Общая сумма баллов составляет +11, что говорит об общем благоприятном влиянии внешней среды (этот показатель носит субъективный характер и дает только поверхностную оценку), но все же этот показатель невелик и результаты функционирования ОАО «Дальмашпроект» в большей степени зависят от правильно принятых стратегических решений, а это можно сделать только проанализировав внешнюю среду.

Заключение

В результате проделанной работы была проанализирована внешняя среда транспортного предприятия ОАО «Дальмашпроект».

При достижении данной цели были решены следующие задачи:

-       Дана общую характеристику транспортной отрасли Хабаровского края и предприятия ОАО «Дальмашпроект»;

-       Раскрыта сущность анализа внешней среды предприятия;

-       Проанализирована среда прямого воздействия на предприятии;

-       Рассмотрена среда косвенного воздействия.

В целом, внешняя среда имеет важное значение для всех без исключения организаций. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макро- и микроокружения организации.

Сегодня практически все основные функциональные подразделения транспортных предприятий имеют определенное представление о внешней среде. Однако процедуры сбора, анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.

В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа вешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении.

Список литературы

1.           Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999.

2.           Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2005.

3.           Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 1995.

4.           Гончаров В.В. - Руководство для высшего управленческого персонала: В поисках совершенства управления. - МНИИПУ, 2003.

5.           Дурович А.П. - Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Минск, 2004.

6.           Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. – Новосибирск: СибАГС, 1999.

7.           Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2004.

8.           Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. –  М.: Инфра-М, 2003.

9.           Менеджмент. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией к.э.н., А.С. Булатова. – М.: Экономика, 2004.

10.      Евдокимов Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №1 – С. 62-70.

11.      Евдокимов Н.С. Транспортные предприятия Хабаровского края // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №3 – С. 30-42.

12.      Официальный сайт Администрации Хабаровсого края - http://adm.khv.ru/

13.      Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

Приложение

 


[1] Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999. – с. 116.

[2] Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000. – с. 214.

[3] Менеджмент. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией к.э.н., А.С. Булатова. – М.: Экономика, 1997. – с. 333.

[4] Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. –  М.: Инфра-М, 1998. – с. 410.

[5] Менеджмент. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией к.э.н., А.С. Булатова. – М.: Экономика, 1997. – с. 336.

[6] Евдокимов Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №1 – С. 62-70.

[7] Евдокимов Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №1 – С. 62-70.

[8] Евдокимов Н.С. Анализ внешней среды на транспортных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №1 – С. 62-70.

[9] Стратегическое планирование на транспортных предприятиях: Науч. - аналитич. обзор. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 80.

[10] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[11] Официальный сайт Администрации Хабаровсого края - http://adm.khv.ru/

[12] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[13] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/

[14] Официальный сайт Администрации Хабаровсого края - http://adm.khv.ru/