Содержание
Задание № 1. 3
Задание № 2. 6
Задание № 3. 8
Задача. 14
Список литературы.. 15
Задание № 1
Реформы Сервия Туллия (Др. Рим 6 век до н.э.) - причины, мероприятия, результаты.
Ответ:
Сервий Туллий по римской исторической традиции шестой царь Древнего Рима, правивший в середине 6 в. до и. э. Новейшие данные позволяют предполагать под легендарным образом С. Т. некоего реального политического деятеля. [1]
С именем С. Т. связаны реформы, способствовавшие разрушению родового строя и утверждению государства. Важнейшей из этих реформ было введение деления всех имущих граждан на пять разрядов по имущественному цензу (в 1-й разряд зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше чем в 100000 ассов; во 2-й - 75000, в 3-й - 50000, в 4-й - 25000, в 5-й - 11000 ассов); родовые трибы были заменены территориальными. Каждый разряд выставлял определенное количество соответствующими образом вооруженных единиц - «сотен» (центурий) и получал такое же количество голосов в народных собраниях (центуриатных комициях). Таким образом, плебеи были включены в состав римского гражданства. Римляне, имущество которых не достигало минимального ценза пятого разряда, т. п. «пролетарии», выставляли одну центурию и соответственно имели один голос.
Всего было образовано 193 центурии. Реформы С.Т. обеспечивали решающую роль зажиточных граждан в народных собраниях, т.к. 1-й разряд, выставлявший 80 центурий пехоты и 18 центурий всадников, получал более половины (98) голосов в центуриатных комиссиях.
Таким образом, реформы Сервия Туллия нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому строю и заложили основы государства. [2]
При нем плебеи были введены в состав римской общины, а территориальные трибы несколько потеснили родоплеменные.
Произведено это было так. Все римские граждане, то есть как патриции, так и плебеи, были "оценены" по их наличному имуществу (земля, скот, инвентарь и др.) и разделены на 193 сотни-центурии.
При этом те, чье имущество достигало 100 т. ассов (на один асс можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий-сотен. Самые же богатые, чье имущество превышало 100 т. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, постольку соединенное мнение богатых и самых богатых центурий давало 98 голосов из 193, каким было общее число центурий, то есть большинство.
Среди меньшей части центурий второй класс с цензом в 75 т. ассов составил 22 центурии, третий класс с цензом в 50 т. ассов-20 центурий и т. д. Пролетарии, то есть вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию.
При согласном голосовании первых двух разрядов остальных не спрашивали. Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того были ли они патрициями или плебеями. Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество к несомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на 4 территориальных округа-трибы, что служит - в более общем плане несомненным свидетельством победы принципа территориального деления населения над родо-племенным.
Реформа Сервия Туллия, как видим, разрушила общество основанное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на иммущественном различии и территориальном делении.
Затем после изгнания последнего царя в Риме установился строй под названием республика, что означает, "общее дело"; верховным хозяином государства считался теперь весь римский народ, т. е. народное собрание. Постоянное руководство общественными делами перешло к сенату, а вместо царя были избраны два верховных правителя, названные консулами, т. е. "советчиками" или "товарищами". Консулы получали царский империй, но всего на один год. Командовали они или вместе, или по очереди и были во всем равны: один консул не мог что-нибудь приказать другому, но имел право отменить приказ товарища, если считал его вредным для государства.
Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко еще не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось наделения землей, которое становилось все больше по мере завоевания Италии.
Другое, что требовало реформы, касалось отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплате долга. И это, как и дележ завоеванных земель, более других задевало интересы плебеев.
Задание № 2
Составьте схему: «Источники феодального права Западной Европы» (с пояснениями).
Ответ:
Феодальное право представляет собой особую историческую правовую систему, которая по сравнению с древневосточным и римским правом обладала ярко выраженными особенностями:
1. Партикуляризм права (разобщенность права). Каждое феодальное государство имело свое, право, которое в свою очередь, было неоднородным, и включало в себя несколько правовых подсистем (королевское право, феодальное право, местное право, городское право). Отсутствовало представление о единстве права; зачастую нормы права противоречили друг другу.
2. Связь права и религии. Феодальное право, было связано с религиозными нормами, имело религиозное обоснование. На ранних эта-пах феодальное право испытывало влияние как со стороны языческой, так и со стороны христианской религии. В зрелом виде феодальное право защищало христианскую (католическую форму вероисповедание, отличалось нетерпимостью. Самым тяжким уголовным преступлениями являлись религиозные (отступления от истинной веры, богохульство).Феодальное право - это религиозная правовая система.
3. Феодальное право по сравнению с римским правом является примитивным, неразработанным с точки зрения юридической техники). Примитивность феодального права проявляется в бессистемности норм, отсутствии представления об отраслях, институтах, пробелах и коллизиях в праве.
4. Основным принципом феодального права была сословность проявлявшаяся в юридическом неравенстве отдельных социальных групп (благородные, неблагородные, свободные - зависимые).
Задание № 3
Ответьте на следующие контрольные вопросы:
А) Какие действия Конституция США 1787 г. запрещает отдельным штатам?
Б) Основные функции британского кабинета министров в 18 - нач. 20 вв.?
В) Какие ограничения налагала на короля Конституция Франции 1791 г.?
Ответ:
А) Какие действия Конституция США 1787 г. запрещает отдельным штатам?
США - федеративное государство. Составные части федерации – штаты - обладают многими признаками государства (в переводе с английского state - государство), поскольку имеют: свою конституцию; свои законы; собственную судебную систему во главе с Верховным судом штата; гражданство штата; свои органы государственной власти; символику.
Однако штаты в полном смысле этого слова государствами не являются. Они не имеют права: выходить из состава федерации; вводить внутреннюю таможню; вводить на своей территории собственную валюту; самостоятельно вести международную политику; иметь свои вооруженные силы.
Урегулирование отношений между штатами, как субъектами федерации, с одной стороны, и центральной властью - с другой, оказалось едва ли не самым трудным делом Конституции. Развиваясь сначала как английские колонии, затем как независимые государства и, наконец, как члены конфедерации, каждый штат имел свои особенности государственного устройства, только ему присущие традиции. Неоднородны были штаты по социальному и расовому составу населения. Исторически сложилось так, что дворяне - эмигранты поселялись на юг от реки Потомак, а крестьяне и ремесленники - на север от нее. В результате на юге возникали крупные плантаторские хозяйства, обслуживаемые руками негров - рабов, а на севере развивались фермерские хозяйства, зарождались капиталистические отношения. На Севере преобладали республиканские традиции, действовало нечто вроде парламента колоний, выбиравшего губернатора. На Юге господствовали монархические порядки, губернатор назначался королем.Тем не менее, штаты пошли на объединение. Необходимость подобного шага была осознана первоначально для совместной борьбы за независимость, а впоследствии с целью экономических и политических выгод. Решающую роль в этом процессе сыграла Конституция США 1787 года. Опираясь на принцип “дуалистического федерализма”, Конституция устанавливает сферу исключительной компетенции Федерации путем перечисления вопросов, по которым законы может издавать только Федерация. Все остальные вопросы были отнесены к ведению субъектов федерации. Кроме того, Конституция предусматривает ограничения полномочий Конгресса (ст.1,разд.9), власти штатов (ст.1, разд.10) и отдельно рассматривает вопрос “Штаты и союзное правительство” (ст.4). Из практики применения Конституции США можно выделить:
а) сферу совпадающих полномочий (т.е. входящих в компетенцию и федерации, и штатов): налоги, займы, судебная система, банки и т.д.;
б) сферу, где запрещены действия и федерации, и штатов: обложение налогом экспроприированных товаров, жалование дворянских титулов, позже - рабовладение;
в) сферу, где запрещены действия федерации: введение прямых налогов, неодинаковых косвенных налогов, предоставление привилегий в области торговли одному штату в ущерб другому, изменение границ штатов без их согласия, позже - ограничение применения Билля о правах;
г) сферу, где запрещены только действия штатов: вступление в международные договоры, принятие законов, нарушающих договорные обязательства, лишение граждан равно правовой защиты, нарушение федеральной конституции и неисполнение федеральных законов.
Статья 1.
Раздел 10.
1) Ни один штат не может вступать в договоры, союзы или конференции; выдавать каперские свидетельства и разрешения на репрессалии; чеканить монету; выпускать кредитные билеты; допускать уплату долгов чем-либо кроме золотой и серебряной монеты; принимать билли об оплате, законы ex post facto или законы, нарушающие обязательства по договорам, а также жаловать дворянские титулы;
2) Ни один штат не может без согласия Конгресса облагать пошлинами или сборами импорт и экспорт товаров, за исключением случаев, когда это необходимо для осуществления законов штата о надзоре; причем чистый доход со всех сборов и пошлин, наложенных штатом на импорт и экспорт, поступает в пользу Казначейства Соединенных штатов, а все такого рода законы подлежат пересмотру и контролю Конгресса.
3) Ни один штат не может без согласия Конгресса устанавливать какие-либо тоннажные сборы, содержать в мирное время войска или военные корабли, входить в соглашения или заключать договоры с другим штатом или с иностранным государством ,а также вступать в войну, если только он не подвергся нападению или не находится в такой непосредственной опасности, при которой не допустимо промедление.
Б) Основные функции британского кабинета министров в 18 - нач. 20 вв.?
В конституционном развитии Англии в 18 веке можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.
Высшими органами государственной власти современной Великобритании являются:
• монарх (король или королева);
• парламент (включающий монарха);
• кабинет министров (правительство) во главе с премьер-министром.
Наиболее важные и влиятельные члены правительства образуют более узкую коллегию - Кабинет министров (примерно 25 человек), решающий вопросы оперативного управления.
Практически неограниченными полномочиями по руководству правительством обладает премьер-министр, который наряду с наследственной королевой является выборным лидером страны. Статус премьер-министра (назначаемого с середины XVIII в.) не урегулирован в законах и во многом регламентируется обычаями.
ХУШ веке в Англии оформляется кабинет министров. Лишив короля законодательной власти, парламент стремится ограничить его деятельность в области исполнительной тоже, поставив деятельность министров под свой контроль.
Этому способствует ряд неписаных конституционных правил:
а) С середины 20-х годов ХVIII в. король не посещает заседания кабинета министров, что освобождает его членов от непосредственного королевского давления и способствует формированию должности премьер-министра.
б) Утверждение принципа неответственности монарха. Начало этому было положено правилом контрасигнатуры (Акт об устроении 1701 г.) и положением 1711 г. о том, что за подписанный документ ответственность несет министр. Перенос ответственности на членов кабинета привел к контролю над ним парламента. Это выражалось в отставке члена кабинета, не устраивавшего палату общин.
в) Ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц.
г) В первой половине ХVIII в. формируется принцип, по которому кабинет министров прибывает у власти только, пока он имеет поддержку большинства палаты общин. (В 1782 г. кабинет Норса целиком вышел в отставку вследствие политического расхождения с палатой общин).
Таким образом, в течение ХVIII в. английский кабинет министров становится обособленным от короля высшим органом государственного управления. Он состоит из основных должностных лиц государства и несет коллективную ответственность перед палатой общин. Ответственное правительство - это отличительный признак парламентской системы, которая и сложилась в Англии к концу ХVIII в.
В) Какие ограничения налагала на короля Конституция Франции 1791 г.?
В сентябре 1791 Людовик XVI дал свою санкцию на Конституцию 1791, которой предусматривалось установление во Франции конституционной монархии и ограничение власти короля.
Отдел IV. О министрах
1. Назначение и увольнение министров принадлежит всецело королю.
4. Ни один приказ короля не подлежит исполнению, если он не подписан им и не скреплен министром или распорядителем кредитов соответствующего ведомства.
Глава третья. Об осуществлении законодательной власти
Отдел I. Полномочия и обязанности Национального законодательного собрания
1. Конституция вручает исключительно законодательному корпусу следующие полномочия и обязанности: 1) законодательную инициативу и установление законов; король может только приглашать законодательный корпус войти в рассмотрение того или иного вопроса.
Глава четвертая. Об осуществлении исполнительной власти
1. Высшая исполнительная власть сосредоточивается исключительно в руках короля. Король – верховный глава общего управления королевством; заботы об охране общественного порядка и спокойствия вверены ему. Король – верховный главнокомандующий сухопутных и морских военных сил. Королю вручена охрана внешней безопасности королевства, охрана его прав и владений.
2. Король назначает послов и прочих агентов международных сношений, командующих армией и флотом, возводит в достоинство маршала Франции и адмирала, назначает две трети всего числа контр-адмиралов, половину генерал-лейтенантов, генерал-майоров, капитанов кораблей и полковников национальной гвардии, одну треть состава полковников и подполковников и одну шестую флотских лейтенантов. Во всех таких назначениях он сообразуется с законами о чинопроизводстве. Король назначает по гражданскому управлению флота распорядителей кредитов, контролеров, казначеев арсеналов, начальников работ, смотрителей гражданских сооружений, половину начальников и смотрителей сооружений. Он назначает судебных комиссаров, главноуправляющих косвенными налогами и национальными имуществами. Он наблюдает за выделкой монеты и назначает должностных лиц, на которых возлагается осуществление такого надзора в главной монетной комиссии и на монетных дворах. На всех монетах королевства чеканится изображение короля.
3. Король распоряжается выдачей патентов, грамот и полномочий государственным должностным лицам и прочим лицам, которым выдаются таковые документы.
4. Король дает распоряжение о составлении списка пенсий и наград для представления законодательному корпусу в каждую его сессию и для принятия последним соответствующего постановления, если это потребуется.
Задача
Решите следующую задачу (Законы Хаммурапи, Древний Вавилон 18 век д.н.э.)
Авилум Мардук нанял строителя Эриба для постройки дома. Строитель выполнил работу небрежно, кровля дома рухнула и убила малолетнего сына хозяина дома. Авилум Мардук потребовал казни строителя Эриба. Каковы возможные варианты судебного решения по данному делу?
Ответ:
На основании § 230 Закона Хаммурапи если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.
Список литературы
1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т.3. / под ред. Б.А. Страшуна. – М.: Бек, 1998.
2. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для ВУЗов. / под ред. М.В. Баглая. – М.: Норма, 2000.
3. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2000.
4. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. Под ред. Жидкова О.А.
[1] Большая советская энциклопедия. Т. 32 Под ред. Введенского Б.А. М., 1953. С. 238.
[2] Большая советская энциклопедия. Т. 32 Под ред. Введенского Б.А. М., 1953. С. 238.