Содержание

Схема государственного аппарата Франкского государства в VII-VIII вв. 2

Правовая система Англии в средние века. 4

Обоснуйте отличие левого и правого тоталитаризма. 6

Проанализируйте уровень правовой культуры россиян, используя данные социологических исследований. 7

В чем заключается историческая необходимость власти, как можно её определить?  10

В чем особенности политической и государственной власти?. 11

Что означают понятия легитимности и легальности власти?. 14

Что сегодня понимается под правовым государством?. 15

Каковы основные проблемы формирования правового государства в современной России?. 16

Схема государственного аппарата Франкского государства в VII-VIII вв.

Франкское государство, первое крупное политическое объединение в Европе раннего средневековья; существовало в конце 5 – середине 9 вв.

В период наибольшего расширения охватывало всю Западную и часть Центральной Европы. В 7 в. во Франкское государство заметно усилилась знать. Она включала в это время, кроме потомков германской знати, многих представителей галло-римской аристократии. Знать владела уцелевшей частью позднеримских поместий вместе с обслуживавшими их рабами и колонами (рабство отменено не было). Стремясь заручиться поддержкой знати, короли из династии Меровингов предоставляли ей важные военно-административные посты и новые земельные пожалования. Всё более усиливавшаяся знать добилась при правнуке Хлодвига Хлотаре II (король всего Франкское государство в 613–629) узаконения ряда своих привилегий, в частности контроля над местным управлением. После смерти сына Хлотаря II Дагоберта I (король в 629–639), ненадолго приостановившего рост самовластия знати, королевская власть приходит в полный упадок. Решение государственных дел переходит в руки майордомов, назначавшихся королём в каждом королевстве из представителей наиболее знатных родов. Отдельные части Франкское государство – Нейстрия, Австразия, Бургундия, Аквитания – всё более обособлялись друг от друга.

В 1-й половине 8 в. политическое единство Франкское государство было восстановлено. Господствующего положения добилась группировка знати (вобравшая в себя высшую аристократию всех франкских королевств), возглавленная майордомами Австразии, которые сумели также привлечь к себе вновь складывавшуюся в ходе социального расслоения зажиточную верхушку рядовых свободных. Первую попытку воссоединения Франкское государство предпринял австразийский майордом Пипин Геристальский (умер в 714), добившийся признания себя майордомом также в Нейстрии и Бургундии. Его сын Карл Мартелл (майордом в 715–741), сохранив права майордома в этих королевствах, вновь подчинил отпавшие в период ослабления власти Меровингов Тюрингию, Алеманнию и Баварию, восстановил власть над Аквитанией и Провансом. Его победа над арабами при Пуатье в 732 остановила арабскую экспансию в Зап. Европу. Авторитет и могущество позволили Карлу Мартеллу править, не возводя на королевский престол наследников Меровингов. Усилению его власти содействовала бенефициальная реформа, установившая условный характер земельных пожалований, предоставлявшихся за службу. Сын Карла Мартелла Пипин Короткий при поддержке папы римского Захарии провозгласил себя королём Франкское государство (751), основав новую династию – Каролингов. Вслед за этим по просьбе папы Стефана II Пипин Короткий выступил против лангобардов, принудил их признать верховную власть Франкское государство и передал города Равеннского экзархата и Римскую область папству. При Пипине была отвоёвана у арабов Септимания (759), укреплена власть над Баварией, Алеманнией и Аквитанией. Наибольшей силы Франкское государство достигло при сыне Пипина Карле Великом (правил в 768–814). Вновь победив лангобардов, Карл Великий присоединил их владения в Италии к Франкское государство (774), завоевал земли саксов (772–804), отвоевал у арабов область между Пиренеями и р. Эбро (785–811). Продолжая политику союза с папством, Карл добился от папы Льва III коронования императором (800), что представляло попытку восстановить Зап.-Рим. империю и укрепить власть Карла Великого над многоплемённым населением Франкское государство Успехи первых Каролингов во многом объяснялись тем, что их выход на политическую арену совпал со временем, когда основная часть знати нуждалась в политической консолидации для подчинения свободного населения.

В 8 – начале 9 вв. во Франкское государство и в первую очередь в междуречье Рейна и Луары совершился «переворот в аграрных отношениях»: большинство свободных аллодистов и их земель перешло под власть знати; ведущим типом хозяйства стала крупная вотчина с доменом; в господствующем классе распространилась система вассалитета. Благодаря широкому развитию всех этих явлений в междуречье Рейна и Луары в 8–9 вв. побеждают феодальные отношения. В др. частях Франкское государство феодальный уклад заметно усиливается.

В ходе феодализации исчезли пережитки общинных институтов в политическом устройстве. Общефранкские военные сборы были окончательно заменены ежегодными смотрами феодального конного войска («майские поля»). Основы правоотношений всех слоев населения определяли королевские капитулярии. Властью на местах обладали графы и маркграфы, из подчинения которым изымались только владения сеньоров, пользовавшихся иммунитетом. Общие судебные собрания в округах и сотнях были заменены коллегиями присяжных, назначавшихся сверху. Было также ограничено участие рядовых свободных в ополчении. Всё это означало дальнейшее расширение социально-экономической и политической силы знати.

Правовая система Англии в средние века

В XIV-XV вв. в связи с большими социальными изменениями в феодальном обществе Англии (развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определенной процедуры споры, по которым их участники обращались к королю.[1]

Так рядом с общим правом сложилось “право справедливости”. Оно как и общее является прецедентным правом, но прецеденты здесь созданы иным путем и охватывают иные отношения, чем общее право.

 До 1873 года в Англии на этой почве существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, применяющих нормы общего права, существовал суд лорда-канцлера. Затем эти системы слились.

Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии (период его становления - X-XIII века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права.

Специфика общего права состоит в:

1) отсутствии кодифицированных отраслей права и

2) наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и «право справедливости».

Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, ибо она есть «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, ибо они составляют одновременно механизм правообразования и механизм правореализации.

Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административяой юстиции.

В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходные принципы организации правовая система, например, Англии сохраняет с XIII века до сих пор.

Обоснуйте отличие левого и правого тоталитаризма

В отличие от левого тоталитаризма социалистической идеологии, правый тоталитаризм национал-социализма, фашизма Германии и Италии основывался на иных принципах, отличных социо-культурных традициях буржуазно-парламентарной культуры, сохранившей многие феодально-аристократические традиции и предрассудки. И фашизм в Италии, и национал-социализм в Германии, в отличие от тоталитарного социализма в России, были своеобразным альянсом, соединением социалистической идеологии с консервативной правящей элитой. И тем не менее, и это, пожалуй, самое главное, и правый, и левый тоталитаризм, тоталитаризм России, Германии и Италии сходны, при всех частных отличиях, в главном — в отрицании политической демократии, буржуазного парламентаризма, любой оппозиции, манихействе идеологии (кто не с нами, тот против нас; черно-белый спектр восприятия действительности), в полном подчинении индивида государству, партии, вождю, в зоологическом антисемитизме, т.е. ксенофобии, доведенной до уровня основного императива внешней и внутренней политики.

Являясь по духу, происхождению, традиции представителями буржуа, буржуазной культуры, лидеры правого тоталитаризма: фашисты и национал-социалисты Италии и Германии — панически, судорожно боялись коммунистов, стоящих во главе пролетариата, грозящего революционными потрясениями. А так как, в основном, лидеры коммунистического движения как в России, так и в Европе, в частности, в Германии и Италии являлись выходцами из еврейского гетто, были евреями, то и само движение коммунистического интернационала явилось национально окрашенным, породившим впоследствии теорию “сионистского заговора”, легко усвоенную в рамках откровения “Протокола сионских мудрецов”, возникшего под пером русских антисемитов еще в начале XX века. Это была прямая апелляция к основным рудиментарным инстинктам обывателя: ненависти, зависти, мести, — возведенных в ранг политической теории и ставших тем самым, так же как и в левом тоталитаризме с их тезисом о классовой борьбе, фактором, определившим социальную динамику самого тоталитарного общества.

Что касается фактора науки и техники, правый тоталитаризм так же подверг их идеологической чистке, только в отличие от классового критерия, основным критерием стал фактор расовый, определяющий пригодность того или иного направления науки и техники по принципу крови, расы, нации.

Проанализируйте уровень правовой культуры россиян, используя данные социологических исследований

Деформированная социальная стратификация, высокий уровень бедности, отсутствие сильного среднего класса, низкий уровень правовой культуры, примирительное отношение людей к попранию своих прав и свобод, деформация моральных ценностей – все это способствует развитию и укоренению теневых общественных отношений.

Неразвитость гражданского общества в современной России во многом обусловлена ошибками реформаторов начала 90-х годов ХХ века. Оказалось, что между формированием частной собственности, становлением рыночной экономики, демократических свобод, формированием среднего класса и верховенством права есть объективная и неразрывная связь. Именно ее радикально проигнорировали реформаторы. Они эгоистично распорядились своей властью, опираясь лишь на узкие группы людей, готовых к бизнес-риску. Нарушая закон, не соблюдая и не защищая права и свободы человека, радикальные либералы во власти проигнорировали абсолютное большинство соотечественников, так и не создав благоприятных условий для широкого становления частных собственников, подъема малого и среднего предпринимательства. Как результат, в стране деформировалась социальная стратификация, появилась и выросла массовая бедность, не сформировался сильный средний класс, резко снизился уровень правовой культуры.

Как показал опрос ВЦИОМ, низкий же уровень правовой культуры и законопослушания россиян отметили лишь 19 % опрошенных.

Вопросы анкеты были предложены учащимся 5 - 11 классов, респондентами были ребята из школ - участниц проекта находящихся в городах: Нытва, Пермь, Усть - Качка, Гродно. Общее количество анкет составило - 617. Из них 5 - 8 классы - 11%, 9 - 11 классы - 89%.

 

Знаете ли вы законы, защищающие ваши права и свободы?

Большинство опрашиваемых ( 60%) ответили что знают свои права, настораживает второе число - 40%, примерно, каждый третий не знает своих прав, а следовательно не защищен в полной мере.

Из законов самую высокую популярность имеют: Декларация о правах человека. На второй позиции - Декларация о правах ребенка, не обошли вниманием и основной закон государства - Конституцию РФ ( третье рейтинговое место).

Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?

Большинство ребят ответили, что получают необходимую информацию в школе, на уроках правоведения и учителей - 36% ( только по этим данным можно сказать, что учитель совсем не враг учащихся, а их защитник!).

Информацию из газет, журналов, радио и телевидения получают 26%.

Есть респонденты, которые читают, наверное с увлечением, текты законов - откуда и имеют всю информацию. От родителей учащиеся не получают необходимых сведений, наверное это объясняется низкой правовой культурой и самих родителей. Хуже, когда ребята не знают где взять информацию и живут в незнании, таких 12%!

Знаете ли вы свои права и свободы?

Имеют представление о своих правах 73% опрашиваемых. 27% и не "подозревают", что имеют права и свободы, считая, что еще не совсем выросли и все за них решают взрослые. В анкетах ребята более часто называли следующие свои права и свободы: свобода слова, право на образование, право на жизнь, право на труд, свобода совести. Многие считают, что обладают политическими правами, право избирать и быть избранным, но это возможно только с 18 лет. В результате анкеты отмечены и такие "права": создание семьи, защита детей, право достойно умереть, оставив след в истории человечества.

Знаете ли вы свои обязаности? Перечислите некоторые.

Считают, что имеют обязанности 70% опрошенных. Среди несовершеннолетних высока ответственность перед государством, так как были отмечены обязанность платить налоги и служба Отечеству. Ребята говорят о необходимости соблюдать законы. Большинство же говорят об обязанности учиться в школе, слушаться родителей и учителей, защищать природу, делать уроки, не курить в школе, тихо сидеть на уроках, не хулиганить!

С таким "набором" обязанностей можно не беспокоиться за подрастающее поколение и будущее нашей Родины!

 

В чем проявляется уважение прав и свобод окружающих вас людей?

52% по всей видимости, не проявляют уважения прав и свобод, либо никогда об этом не задумывались - что скорей всего близко к действительности.

Из тех, кто ответил положительно, чаще всего отмечают, что все люди свободны и равны. Каждый должен уважать свободу другого. Этого можно достичь через понимание проблем ближнего, не вмешиваясь в чужую жизнь, не нарушать правовые и общественные нормы, воспитание хороших манер.

Как вы понимаете определение "правовая культура человека"?

С помощью опрашиваемых представляем вам оригинальное определение, хотя сказать что-то вразумительное смогли всего 43% опрашиваемых.

Правовая культура человека - это поведение человека на основе знания законов и прав других. Человек, пользуясь данными ему правами не должен нарушать ничего. Это уровень воспитанности человека, когда он думает, о чем говорит и что делает. Наличие культуры вызывает желание быть законопослушным и платить налоги.

Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников?

Чувство солидарности отсутствует у каждого второго, ничего не предпримут

50% респондентов, пройдут мимо, незаметят, будут молчать.

Остальные же поступят следующим образом:

23% позовут на помощь правоохранительные органы;

19% вступяться, объяснят, что так делать нельзя, познакомят обидчиков с правами.

Несколько ребят пожертвуют своим учебником права и подарят обидчикам.

Каковы у вас недостатки в правовой культуре?

58% считают, что не имеют недостатков в силу отсутствия таковой.

Также отмечали незнание законов, своих прав. Сплошные недостатки.

Считаете ли вы себя свободным человеком, и в чем это проявляется?

21% не считают себя свободными, или не совсем. Остальные вполне свободны и проявляется это по разному:

- Я свободен и могу гулять, посещать школу. - Да, потому, что я не в тюрьме.

- Я свободен летом от уроков. - Я полностью свободный человек - Что хочу, то и делаю.

 

Подводя итоги нашей анкеты можно с уверенностью сказать, что у большинства опрашиваемых не сформировано понятие правовой культуры человека, низкий уровень этой самой культуры. Многих вопросы анкеты заставили задуматься над отношением к праву и будем надеяться, что наше сегодняшнее состояние это только начало пути к формированию Гражданина, в полном понимании смысла этого слова.

В чем заключается историческая необходимость власти, как можно её определить?

Человеческое общество нуждается в организованной власти. Общество нуждается в организованной власти и находит различные пути для того, чтобы сделать ее легитимной.

Для начала попробуем дать определение власти. Так как существуют различные подходы к пониманию сущности власти, то и ее определения, дефиниции, будут разными. И каждое из множества существующих определений власти отражает ту или иную ее грань. Невозможно дать исчерпывающую дефиницию: слишком сложен феномен власти, да и каждая политологическая школа изучает власть с позиций, которые она считает главными, решающими.

Оптимальным является короткое, но емкое определение, данное в «Философском словаре» (М., 1987): «Власть - в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная, семейная и др.)»

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме сопутствовать его развитию. Власть необходима прежде всего для воспроизводства человеческого рода, жизнестойкости семьи. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

Отсюда следует: власть есть авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей. Где существует так называемое двоевластие или многовластие, там вовсе нет государственной власти, а есть анархия, безначалие.

В чем особенности политической и государственной власти?

Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций[2].

Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и Предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

*верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

*всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая

власть действует на основе права от имени всего общества;

*легальность в использовании силы и других средств

властвования в пределах страны;

*моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

*широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Политическая власть вторична по отношению к индивидуальной власти, формируется в результате делегирования части прав и концентрации воли множеств в одном субъекте. Однако политическая власть не тождественна любой общественной власти.

Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной.

Что означают понятия легитимности и легальности власти?

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т. е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная — на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.

В широком смысле легитимность — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.

Что сегодня понимается под правовым государством?

В ст. 1 Конституции РФ сказано, что в Российская Федерация “есть демократическое федеративное правовое государство”, и далее, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Здесь же подчеркивается гуманистическая направленность закона, ибо права и свободы человека “определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Подводя итог, можно с полной уверенностью сказать, что нормальное, цивилизованное государство современности - это государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправления, с подчиненностью всей системы должностных лиц свободно избираемым представительным учреждениям, с выборностью ряда руководящих работников государственного аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общими судами.

Организация (становление и развитие) правового государства определяется задачами строительства общества на современном этапе. Правовое государство — непременный этап, общая закономерность на пути всемирно-исторического движения к коммунизму, конкретизированная в каждом конкретном случае национальными и историческими особенностями той или иной страны. Главная задача сегодня в том, чтобы каждый гражданин почувствовал и осознал глубинный социальный смысл, гуманистическую направленность построенного на социалистических началах общества.

Российская правовая система находится ныне в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением ее развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

Каковы основные проблемы формирования правового государства в современной России?

 

При всех своих недостатках, российская Конституция содержит положения, реализация которых - залог построения государства для народа. Поэтому путь к созданию демократического правового государства лежит не через попытки кардинальной реформы конституционного строя, а через наполнение реальным содержанием статей Основного Закона. К правовому государству ведут такие меры по реализации положений Конституции, как:

реальное обеспечение принципа разделения властей. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, обязательность закона для государственной власти должна обеспечиваться системой гарантий, которые исключают административный произвол. Важнейшее условие ограничение властного произвола - стабильность демократических институтов.

дополнение разделения властей по вертикали разделением по горизонтали, а именно, построение эффективной Федерации, где федеративные отношения строго регулируются законом. Это создаёт своего рода "двойную безопасность" для прав человека и гражданина. В условиях неустойчивых федеративных отношений "двойная безопасность" может легко превратиться в "двойную опасность" для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов Федерации происходит покушение на права гражданина.

обеспечение верховенства закона предполагает последовательное разделение бизнеса и власти, бескомпромиссную борьбу с преступностью и коррупцией.

обеспечение взаимной ответственности государства и личности - личность и власть должны выступать в качестве равноправных партнёров, необходимо понимать, что государство является инструментом в руках свободных граждан, заключивших общественный договор на основе взаимной ответственности и солидарности. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать исключительно результатом принятия "правильных" законов. Для этого необходимы политическая воля руководства страны и осознание большинством граждан ответственности за судьбу своего Отечества.


[1] Апарова Т.В. Прецедент в современном английском праве и су-дебное правотворчество.//Тр. ВНИИСЗ 1976 год. Вып. 6.

[2] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. /Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд. гр. ИНФРА, 1998. с. 130.