Содержание

Введение. 3

1. Понятие административно-правового статуса граждан. 5

2. Содержание административной правосубъектности граждан Российской Федерации. 13

3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. 18

4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. 22

Заключение. 29

Список литературы.. 31

Введение

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Прежде всего, административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц, льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила поведения.

Административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в сфере управления. Это достаточно очевидное обстоятельство означает, что совершенствование юридической регламентации положения граждан в качестве субъектов российского административного права объективно претендует на роль магистрального направления развития административного законодательства. При этом задача адекватного современным социально-экономическим потребностям обеспечения силами административно-правовых норм прав, свобод, законных интересов и обязанностей граждан, а также механизма их реализации предполагает необходимость многоуровневого и многоаспектного подхода к конструированию административно-правового статуса граждан. Данный подход должен базироваться на концептуальной установке ст. 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Существенное значение для оптимизации правового регулирования «управленческого» статуса граждан, проявляющегося вовне в их многообразных юридических связях с различными органами и должностными лицами публичной администрации, имеет четкое разграничение предметов ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в вопросах юридического регулирования прав и обязанностей граждан в сфере государственного и муниципального управления. Как известно, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении российской Федерации и ее субъектов. Но из этого факта вовсе не следует, что в формировании административно-правового статуса вправе участвовать только федеральный и региональный уровни публичной власти, да еще и обладая при этом идентичными с юридической точки зрения возможностями.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение административно-правового статуса граждан российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Раскрыть понятие административно-правового статуса граждан РФ;

-             Рассмотреть содержание административной правовосубъектности граждан РФ;

-             Раскрыть особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;

-             Дать характеристику правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

1. Понятие административно-правового статуса граждан

Правовой статус гражданина – одна из важнейших политико-юридических категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности в нем. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Те контакты, которые возникают между государством и индивидом, а ток же взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Построение правового гражданского общества немыслимо, если частное лицо не занимает в его  правовой системе одну из ведущих позиций, если интересы рядового гражданина стоят ниже государственных. Три юридических кита составляют основу цивилизованной человеческой системы – права и свободы человека, приоритет частного права, независимое и сильное правосудие.

Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, в которых он выступает в качестве носителя конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах. Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.[1]

Во-первых, он носит сложный комплексный характер и «пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).

В-третьих, содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).

В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает права и обязанности, общие для всех граждан (например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности), права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам), а также права и обязанности конкретных индивидов (например, лиц, являющихся беженцами или вынужденными переселенцами).

Взаимосвязи государства и личности нуждаются в четкой упорядоченности и урегулированности. Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в конституции и других нормативно правовых актах.

Правовой статус гражданина, природа прав и обязанностей привлекают пристальное внимание специалистов различных отраслей права. Это обусловлено тем, что правовой статус гражданина представляет собой комплексный правовой институт. Вместе с тем каждый человек является субъектом правового общения как в целом так и отдельных областях. Поэтому его статус в той или иной области регулируются нормами той или иной отрасли права.

Согласно Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Эти конституционные положения являются исходными для административно-правового статуса граждан, который определяется нормами конституционного, административного и других отраслей права путем предоставления гражданам прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере управления, а также установления ответственности граждан перед государством.

По своей юридической природе права, свободы, обязанности и ответственность граждан в сфере управления ничем не отличаются от иных прав, свобод, обязанностей и ответственности, которыми граждане обладают во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Все граждане России равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Основные права, свободы и обязанности граждан определены Конституцией, конституциями республик в составе России, российским законом о гражданстве, законами о гражданстве республик в составе Российской Федерации. Их конкретизация содержится в административном и ином законодательстве.

Общий административно-правовой  статус  индивида  принято называть статусом гражданина. До 1992 г. все ученые вслед за законодателем различали три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства. Но после распада СССР, образования СНГ, принятия российского Закона «О гражданстве» всех лиц по признаку гражданства необходимо поделить на шесть групп: граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, почетные граждане, граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме России), иностранцы и лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из названных родовых общностей есть различия. Так, административно-правовые статусы постоянно проживающих и временно прибывших иностранцев не идентичны. Но это уже внутриродовые особенности.[2]

Сейчас можно говорить о трех категориях граждан России (обычных, почетных и с двойным гражданством) и о трех категориях лиц («ближнего» и «дальнего зарубежья», лицах без гражданства), не имеющих российского гражданства.

С точки зрения первичного источника, первичной правовой основы можно различать конституционные права граждан, а также права, первично урегулированные законами и подзаконными актами. Соответственно права граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две группы:

1.  Конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию конституционных прав. Они являются вторичными по отношению к конституционным правам, производными от них, условно их можно назвать конституционно-административными;

2.  Права, регулируемые только нормами административного права, получившие первичное закрепление в источниках административного права (чисто административные).

Большинство основных (конституционных) прав граждан нуждается в административно-правовом обеспечении. А если они не подкреплены административно-правовыми нормами, то зачастую становятся благими пожеланиями, красивыми обещаниями. Таковой является, например, ч. 1  ст. 59 Конституции, в которой сказано о праве на замену военной службы альтернативной гражданской службой, хотя еще не принят закон об альтернативной военной службе. В этом и других случаях административное законодательство должно уточнить, кто имеет соответствующее право, время, место и иные условия его реализации, механизм осуществления, ответственность за нарушение права.

Так, нормы Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", закрепив право граждан России на получение заграничного паспорта, процедуру его получения и ряд других вопросов, урегулировали административно-правовой механизм реализации конституционного права на выезд из России и въезд в нее.

Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан России обращаться в государственные и муниципальные органы. Очевидно, что для реализации этого права нужен федеральный закон, закрепляющий порядок его осуществления. Необходимо уточнить круг субъектов соответствующих отношений: могут ли обращаться в органы публичной власти лица, не являющиеся гражданами России, можно ли обращаться в частные организации, к тому же нужно решить вопрос об ответственности за бюрократическое отношение к обращениям граждан.

Очевидно, что без административно-правовой поддержки очень трудно и даже невозможно было бы реализовать права на образование, бесплатную медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, равный доступ к государственной службе, обеспечение жильем. Хотя и в меньшей степени, в административно-правовом обеспечении нуждаются право на объединение, право проводить забастовки, право на предпринимательскую деятельность и др.

Для реализации конституционных прав закреплены административные права граждан на административную жалобу, на оружие, на заграничный паспорт, на поступление в школу, вуз, на государственную службу, на скорую помощь, на обеспечение бесплатными лекарствами.

К числу административных относятся права граждан на охоту, рыбную ловлю, управление транспортными средствами, на получение, замену паспорта гражданина России, на защиту в производстве по административным правонарушениям и др. Административное право регулирует также права отдельных категорий граждан: беженцев, вынужденных переселенцев, детей-сирот, студентов, военнослужащих, работников милиции и др.

С точки зрения механизма реализации можно выделить права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным относятся права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создать условия и не мешать их реализации, защищать их. Это, например, право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользования публичными библиотеками, получения общего среднего образования. Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина.

Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа. Например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление деятельности. Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права.

По кругу лиц, которым права предоставляются, и основаниям их возникновения можно различать общие и специальные права. Последние чаще всего являются льготами, которые даются по признакам:

•     социально-демографическим (больным, многодетным, вынужденным переселенцам и т. д.);

•   общественно полезной деятельности (ветеранам, военнослужащим, Героям России, государственным служащим и др.).  

По содержанию различаются такие группы прав граждан, как:

•       на социально-политическую активность, участие в государственных делах. Это права на государственную службу, внесение предложений, получение информации в установленной форме, право организовывать, участвовать, выходить из общественных объединений, пресекать противоправные действия, учреждать газету и др.;

•       на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. Речь идет, например, о праве пользоваться бесплатными благами (библиотеками и др.), получать организационную (в трудоустройстве, например), техническую, санитарно-эпидемиологическую, медицинскую и иную помощь;

•       на защиту. Основные формы его реализации: 1) административная жалоба, 2) жалоба (иск) в суд, 3) защита в административно-юрисдикционном  производстве,   4)   необходимая  оборона (в том числе право на газовое оружие), 5) право на помощь негосударственных организаций (коллегий адвокатов, обществ защиты прав потребителей, профсоюзов и др.).[3]

Среди административно-правовых обязанностей индивидуальных субъектов можно выделить абсолютные и относительные. Абсолютные не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловны, возлагаются на каждого (соблюдение правил регистрационного учета, дорожного движения, санитарии и т. д.).

Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими. Среди них можно различать: 1) обязанности пользователя (читателя государственной библиотеки, студента государственного вуза, рыболова, пассажира и др.); 2) обязанности лица, получившего разрешение на совершение определенных действий, владение определенным имуществом (водителя, собственника газового оружия, частного детектива и др.).

В третью группу следует выделить обязанности, которые порождаются неправомерными действиями. В их числе:

•       обязанности выполнять законные требования представителей власти (предъявлять документы, пройти в РОВД и т. д.);

•       обязанности претерпевать меры принуждения (задержание, арест имущества, лишение прав, конфискация и др.);

•       обязанности по исполнению взысканий и иных мер воздействия, применяемых уполномоченными субъектами (уплатить штраф, возместить ущерб, принести извинение, выполнить наряд вне очереди).[4]

По критерию первичности источника норм, закрепляющих административно-правовую обязанность, нужно выделить обязанности, конкретизирующие конституционные (конституционно-административные) и чисто административные. Так, обязанности соблюдать правила воинского учета, являться по вызову в военкомат, поступать и учиться в учебных заведениях, дающих основное общее образование, не загрязнять водоемы, леса и др. — являются конституционно-административными. Чисто административные обязанности — соблюдение правил регистрационного учета, санитарии, пожарной безопасности, дорожного движения, правила пользования библиотеками, архивами, осуществление лицензируемых видов деятельности, выполнение учебных планов и соблюдение правил внутреннего распорядка в учебных заведениях.

Среди административно-правовых обязанностей по критерию защиты их правовыми санкциями можно выделить не обеспеченные и обеспеченные санкциями. А среди обязанностей второй группы полезно различать те, которые обеспечены административными, дисциплинарными, уголовными, гражданско-правовыми санкциями. В некоторых случаях (например, нарушения правил дорожного движения) обязанность может быть обеспечена разными санкциями. А обязанность иметь, получать основное общее образование санкциями вообще не защищена.

2. Содержание административной правосубъектности граждан Российской Федерации

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Например, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за нарушения Правил дорожного движения.

Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет - получение паспорта, затем в 16 лет - возможность привлечения к административной ответственности и полная - по достижении гражданином 18 лет.

Административная правоспособность — это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права. Частично она возникает с момента рождения (право на постановку в очередь на получение жилой площади, на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение лекарствами). Будучи в принципе равной, административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факторов. В качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на административную правоспособность даже такого признака, как национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона "О гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации", принятого в апреле 1999 г. В частности, в нем закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Влияет на правоспособность также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на военную службу, им не предоставляются права на управление автобусами и т. д.[5]

Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции России активно осуществляют административное правотворче-ство, административная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.

Главные особенности административной правоспособности следующие: она регулируется нормами административного права, ее содержание состоит в регламентации правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами государственной исполнительной власти, у конкретных лиц она возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по объему.

Административная дееспособность — это способность "лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан России возникает позднее правоспособности, возраст ее наступления законом не установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому исполнилось 11 лет, в специальную школу. С 16 лет наступает административная деликтоспособность - способность нести административную ответственность за свои действия.

В течение последнего десятилетия административная правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, выезда из России, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего административно-правовой статус индивидуального субъекта, может быть ограничен:

- чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);

- если это несовместимо с его общественно полезной деятельностью (запрещение совместной службы родственников, совмещения государственной службы с предпринимательской деятельностью и т. д.);

- если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

- совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. д.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно устанавливаются нормативными актами и касаются неопределенного числа граждан, являются групповыми. А ограничения административно-правового статуса в связи с неравномерными действиями носят индивидуальный характер, персонифицированы, являются мерами принуждения, их содержание определяется правоприменительным.и актами.

Нередки случаи, когда ограничение прав правонарушителя не является мерой принуждения, а представляет собой неблагоприятные последствия правонарушения. Так, правонарушителю может быть отказано в выдаче лицензии на оружие, заграничного паспорта.

Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Административная правосубъектность слагается из двух элементов: правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность есть установленная и охраняемая административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их реализацию в сфере государственного управления. Она является предпосылкой для участия физического или юридического лица в регулируемых административным правом управленческих отношениях (включая и деликтоспособность}.

Административная дееспособность является выражением практической способности данного субъекта реализовать свою административную правоспособность в конкретных административно-правовых отношениях (включая и деликтоспособность).

Правоспособность и дееспособность соотносятся как статичестичкий и динамический признаки административной правосубъектности. На практике эти два элемента чаще всего неразделимы. Так, для органов исполнительной власти, должностных лиц, являющихся государственными служащими, административная право и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента образования и закрепления компетенции органа либо назначения должностного лица.

В других случаях они не совпадают. Так, административная правоспособность граждан возникает с момента рождения, а административная дееспособность, как правило, по достижении 16-летнего возраста.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальными субъектами являются российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. К их числу можно также отнести государственных служащих.

К коллективным субъектам относятся различного рода государственные и негосударственные организации. В числе первых — органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения и их объединения, структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные субъекты административного права представлены общественными объединениями (партии, союзы, общественные движения и т.п.); исполнительные органы системы местного самоуправления; коммерческие структуры, включая частные предприятия и учреждения.

Следует учитывать, что для органов исполнительной власти административная дееспособность является основным средством реализации их административной правоспособности. Соответственно участие в административно-правовых отношениях — их прямая юридическая обязанность.

3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Российское законодательство о гражданстве предусматривает: гражданство Российской Федерации, двойное гражданство, почетное гражданство, гражданство республик СНГ (кроме России), иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовое положение лиц с двойным гражданством, почетным гражданством и граждан СНГ законодательством Российской Федерации в настоящее время не урегулировано. Правовой, в том числе и административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определен Конституцией, действующим на территории России законодательством о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и другими нормативными актами. Так, в ст. 62 Конституции сказано, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.[6]

Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства несколько уже, нежели объем правосубъектности граждан России. Иностранные граждане могут проживать в Российской Федерации при наличии на то разрешения компетентных органов. Они не могут занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству России.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут передвигаться по территории России и избирать место жительства в Россия в соответствии с порядком, установленным законодательством. Они обязаны соблюдать правила пребывания иностранных граждан в России и правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской Федерации. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности. Так, существуют местности, закрытые для посещения иностранными гражданами, и въезжать на территорию таких местностей можно только по разрешению органов внутренних дел. Иностранные граждане, проезжающие через территорию России транзитом, следуют с соблюдением правил транзитного проезда в пограничный пункт выезда из России по установленному маршруту и могут останавливаться на территории при наличии разрешения, выданного компетентными органами.

Иностранные граждане и лица без гражданства для въезда и выезда из РФ должны иметь, кроме документов, удостоверяющих личность, российскую визу. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, пребывающим в РФ на срок свыше 3 месяцев, виза на въезд выдается при условии предоставления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ - инфекции.

Согласно конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Эти граждане, независимо от того, проживают ли они в РФ постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам.

Однако объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства несколько уже, нежели объем правосубъектности граждан России. Иностранные граждане могут проживать в РФ при наличии на то разрешения компетентных органов. Они не могут, например, занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, не пользуются избирательным правом, не учавствуют во всенародном голосовании, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью. На иностранных граждан не распространяется российское законодательство о воинской обязанности и военной службе и т.д.

Однако они несут установленные обязанности перед РФ. Например, иностранные граждане, прибывшие в РФ на постоянное проживание, обязаны получить в ОВД вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.

За нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных норм на территории РФ к ним может быть применен соответствующий вид ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная). За исключением дипломатических и консульских представительств (вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем).

Особенности правосубъектности иностранных граждан:

- не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, работать в ОВД;

- не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

- на них не распространяется воинская обязанность;

- за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства;

- только к ним может быть применена такая мера взыскания - как выдворение;

- при въезде на территорию РФ должны иметь визу (исключение составляют граждане СНГ);

- им может быть установлено ограничение в передвижении и выборе места жительства (например, в закрытые города);

- при наличии определенных обстоятельств выезд им из России может быть не разрешен (совершение ими уголовного преступления).

На иностранных граждан не распространяется российское законодательство о воинской обязанности и военной службе.[7]

На иностранных граждан возлагаются специфические обязанности. Они могут постоянно проживать в России, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные уполномоченными органами исполнительной власти. Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в России. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.

За нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в России, т.е. проживание без документов на право жительства в Российской Федерации или проживание по недействительным документам, несоблюдение гражданами установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также за несоблюдение правил транзитного проезда через территорию России к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф. Иностранному гражданину, нарушившему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания. Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России, если:

— его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

— это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан России и других лиц;

— он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в России, таможенное, валютное или иное российское законодательство.[8]

Особое правовое положение у глав и сотрудников дипломатических и консульских представительств, а также у других лиц, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством России и международными договорами России с соответствующим иностранным государством пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживая на территории РФ, обязаны подчиняться ее законам. За нарушение этих законов они несут ответственность наравне с гражданами РФ.

4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

 Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации.[9]

Часто понятие "вынужденный переселенец" путают с другими понятиями, например "беженец", "перемещенные лица". В средствах массовой информации нередко можно услышать, как вынужденных переселенцев из различных субъектов Российской Федерации называют, например, "беженцы из Чечни", "беженцы из Ингушетии", "беженцы из Северной Осетии" и т.д.

Вместе с тем эти термины отличаются друг от друга. Определение понятия "беженец" дано в Законе о беженцах. Что касается понятия "перемещенные лица", то, как правило, оно используется в международной практике в отношении лиц, ставших вынужденными мигрантами в пределах своей страны. В Российской Федерации, как уже отмечалось выше, вместо термина "перемещенные лица" употребляется термин "вынужденные переселенцы". Они остаются на территории своего государства и как его граждане имеют все права, которыми пользуются остальные граждане на его территории.

Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который:

-             вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России;

-             вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.

Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам.

И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" с изменениями и дополнениями и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации в редакции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1993 г. N 2299.

Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года N 4530-1 (ред. от 23.12.2003) содержит перечень причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем. К их числу относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.

Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Порядок признания лица беженцем он включает в себя несколько стадий, каждая из которых подробно регламентируется в федеральном законе «О беженцах» от 19 февраля 1993 года N 4528-1 (ред. от 22.08.2004).

Так, обращение с ходатайством о признании лица беженцем, предварительное рассмотрение ходатайства, а также принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу регулируются в ст. 4 Закона; основания для отказа в рассмотрении ходатайства по существу - в ст. 5 Закона; ст. 6 закрепляет права и обязанности лица, получившего свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу; непосредственная процедура рассмотрения ходатайства по существу и выдачи свидетельства о признании беженцем определена ст. 7 Закона.

Процедура признания лица беженцем предваряется анкетированием данного лица и оформлением на него опросного листа на основе проведения индивидуального собеседования. При этом органы миграционной службы при необходимости могут затребовать документальное подтверждение фактов угроз, насилия или преследования в иной форме в отношении лица или членов его семьи. Это могут быть тексты судебных приговоров, постановления местных властей, приказы об увольнении или переводе на другую работу, милицейские протоколы, медицинские справки об увечьях и, наконец, газетные заметки и публикации. Нередко получить такие документы невозможно, а иногда и просто опасно. В таком случае, если лицо выезжает из горячих точек, например из Таджикистана, то миграционная служба не требует предоставления специальных доказательств. Если же речь идет о таких местностях, где явных военных действий нет, но права лица попираются и существует реальная угроза его жизни, здоровью, чести и достоинству, а подтверждающие это документы получить сложно и опасно, лицо вправе обратиться в российский суд по месту его прибытия с заявлением об установлении юридического факта опасности преследования его или членов его семьи в порядке особого производства. Предварительно оно должно получить в миграционной службе письменный отказ в рассмотрении ходатайства о признании его беженцем из-за отсутствия документов, подтверждающих факт или угрозу преследования. При этом свидетелями могут выступать другие люди, приехавшие из тех же мест, а также представители общественных правозащитных организаций.

Орган миграционной службы, проведя предварительное всестороннее исследование причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве, а также в опросном листе, убедившись в их достоверности и сопоставив их с перечнем причин, по которым лицо может быть признано беженцем в соответствии со ст. 1 Закона «О беженцах», принимает решение о рассмотрении ходатайства по существу о признании лица беженцем и о выдаче соответствующего свидетельства.

На период предварительного рассмотрения ходатайства лица, в отношении которых проводится изучение материалов дела, помещаются в места временного содержания, являющиеся федеральными государственными учреждениями ФМС России. Статус и полномочия этих учреждений определены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 679 "Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами".[10]

Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего восемнадцатилетнего возраста. Членами семьи считаются, как правило, супруги и их дети. Бабушки и дедушки могут считаться членами семьи, а сестры и братья нет, кроме случаев, когда они несовершеннолетние (или взрослые, но нетрудоспособные) и живут на иждивении брата или сестры.

Поскольку российское законодательство по-разному толкует определение "семья", миграционная служба склоняется к тому, чтобы членами семьи считать всех близких родственников, если они живут вместе (имеют один и тот же адрес и общий финансово - лицевой счет). Поэтому родителям или детям, проживающим отдельно от лиц, ходатайствующих о статусе беженца, необходимо подавать свое собственное ходатайство.

В случае, если отсутствует возможность заниматься оформлением документов для получения статуса беженца самостоятельно, равно как и получать соответствующее свидетельство, то эту процедуру можно перепоручить другому лицу, но только по доверенности, заверенной нотариусом. Без доверенности даже жена или сын заявителя делать это не вправе несмотря на то, что и их имена значатся в ходатайстве.

Заключение

В результате проделанной работы был рассмотрен административно-правовой статус граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Раскрыто понятие административно-правового статуса граждан РФ;

-             Рассмотрено содержание административной правовосубъектности граждан РФ;

-             Раскрыты особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;

-             Дана характеристика правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, ибо выражает идею того, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса - социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг прав и обязанностей.

Список литературы

1.           Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант.

2.           Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (ред. от 27.09.2005). – Справочная система Гарант.

3.           Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ (ред. от 02.11.2004). – Справочная система Гарант.

4.           Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ (ред. от 29.06.2004). – Справочная система Гарант.

5.           Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 года N 4528-1 (ред. от 22.08.2004). – Справочная система Гарант.

6.           Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года N 4530-1 (ред. от 23.12.2003). – Справочная система Гарант.

7.           Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,  выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года N 5242-1  (ред. от 02.11.2004). – Справочная система Гарант.

8.           Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года N 2124-1 (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.

9.           Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы  граждан» от 27 апреля 1993 года N 4866-1 (в ред. от 14.12.95). – Справочная система Гарант.

10.      Административное право. / Учебник. Под ред. Д.Н. Бахрах, Изд. – М.:  БЕК, 2004.

11.      Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов, МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Зерцало, 2004.

12.      Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: издательский дом «ИНФРА-М», 2005.

13.      Воронин А.Г, Лапин В.А., Широков А.Н. Основы административного права. Учебное пособие. – М.: Дело, 2004.

14.      Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2004.

15.      Писарев А. Н. Административное право РФ: Учеб. пособие. – М.: Ин-т международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 2004.


[1] Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: издательский дом «ИНФРА-М», 2005. – с. 91.

[2] Писарев А. Н. Административное право РФ: Учеб. пособие. – М.: Ин-т международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 2004. – с. 63.

[3] Писарев А. Н. Административное право РФ: Учеб. пособие. – М.: Ин-т международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 2004. – с. 64.

[4] Воронин А.Г, Лапин В.А., Широков А.Н. Основы административного права. Учебное пособие. – М.: Дело, 2004. – с. 86.

[5] Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов, МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Зерцало, 2004. – с. 69.

[6] Административное право. / Учебник. Под ред. Д.Н. Бахрах, Изд. – М.:  БЕК, 2004. – с. 84.

[7] Писарев А. Н. Административное право РФ: Учеб. пособие. – М.: Ин-т международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 2004. – с. 102.

[8] Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов, МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Зерцало, 2004. – с. 56.

[9] Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: издательский дом «ИНФРА-М», 2005. – с. 286.

[10] Писарев А. Н. Административное право РФ: Учеб. пособие. – М.: Ин-т международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 2004. – с. 176.