Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Проблема эстетического воспитания в педагогической литературе  5

1.1 Содержание понятия «эстетическое воспитание». 5

1.2 Сущность эстетического воспитания  и  его содержание. 7

Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства. 14

2.1 Организация исследования. 14

2.2 Анализ результатов. 18

Заключение. 21

Список литературы.. 23

Введение

Сегодня школа призвана осуществить всестороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Наряду с умственным, нравственным и физическим воспитанием значительное место занимает  воспитание эстетическое.

Сегодня время настоятельно диктует более раннее эстетическое развитие, поэтому начальная школа должна в наиболее полной мере реализовывать эту задачу. Несмотря на это, в плане эстетического воспитания  начальная школа пока играет незначительную роль. По результатам анкетирования более  70 % опрошенных не назвали школу одним из ведущих факторов эстетического воспитания. Почти 90% учителей признали, что у учащихся начальных классов возможность культурно-эстетического развития понижена. А в среднем и старшем звене обучение ориентировано в основном на предметы гуманитарного цикла. В результате для большинства выпускников школы характерен низкий уровень культурного развития, а это приводит к низкому уровню развития всего общества в эстетическом направлении. Отсюда большинство родителей не в состоянии квалифицированно формировать эстетические потребности своих детей, поскольку сами в свое время не были включены в эстетический всеобуч.

Таким образом, существуют явные противоречия между возрастающим статусом эстетического воспитания в деле активизации человеческого фактора повышения духовной культуры и крайне слабым использованием его возможностей в социально-культурном развитии общества.

Эстетическое воспитание на уроках трудового обучения можно рассматривать как формирование специальных творческих способностей младших школьников для развития эстетических взглядов, вкусов, чувств. Эстетическое воспитание не рассматривается в качестве самостоятельного вида воспитания, а выступает стороной всех других видов воспитания. Художественное воспитание выступает высшей, специализированной формой эстетического воспитания. Художественно-эстетическое воспитание в начальных классах проникает во все сферы развития ребенка: умственного, нравственного, трудового и т.д.

В процессе трудового обучения имеются большие возможности для эстетического развития личности. Такие возможности заключены в содержании программного материала, в организации процесса обучения, в его формах и методах. Хотя в программе по трудовому обучению не выделены конкретные эстетические понятия, это не снимает с учителя ответственности за их формирование. Работа над понятиями красоты, гармонии, меры должна осуществляться на каждом уроке трудового обучения. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, уроки трудового обучения представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.

Главным помощником в деле художественно-эстетического воспитания личности ребенка на уроках трудового обучения становится сегодня искусство, прежде всего народное искусство, во множестве своих проявлений окружающее любого с ранних лет. Оно поможет восстановить гармонию духовной жизни ребенка, разрушенную формально-логичекими способами изучения и изложения материала, акцентированием внимания на развитие абстрактного, теоретического мышления.

Введение в обучение материалов по декоративно-прикладному искусству позволяет приобщить детей к ценностной народной культуре, к нравственным основам народного миропонимания.

Объект исследования: эстетическое воспитание.

Предмет исследования: эстетическое воспитание в системе работы классного руководителя.

Цель исследования: обобщить опыт работы по организации эстетического воспитания в системе работы классного руководителя.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания;

2. Выявить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников;

3. Провести работу по повышению уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников и на этой основе доказать эффективность одной из программ по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.

Глава 1. Проблема эстетического воспитания в педагогической литературе

1.1 Содержание понятия «эстетическое воспитание»

Понятие эстетическое воспитание органично связано с термином эстетика. Эстетика  (от греческого aisthetiris – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) есть наука о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности. 

В качестве обозначения определенной области знаний термин «эстетика» был введен в научный обиход немецким философом А.Баумгартеном в середине XVIII века, однако история этой науки уходит в глубокую древность. Она возникла тогда, когда еще самого слова «эстетика» не существовало, но уже в суждениях людей искусства, философов были высказывания и даже специальные трактаты, которые потом вышли в эстетическую науку [25].

История эстетики начинается с Древней Греции. У древнегреческих философов мы находим иного интересных суждений о прекрасном и об искусстве. Одним из первых, кто попытался дать определение красоты, был Пифагор. В своих суждениях об эстетике он остался математиком и пытался подсчитать и измерить красоту. Гераклит в основе прекрасного видит гармонию, но считает, что красоту нельзя свести к низменным законам числовых отношений, как это было у Пифагора. Самым крупным философом древности был Аристотель. Эстетике он посвятил специальное сочинение «Поэтика», где Аристотель четко определяет основные качества  предметов и вещей, доказывая, что прекрасное – свойство самих предметов, вещей, явлений. Он считает обязательным для произведений искусства целостность, единство, пропорциональность, соответствие формы и содержания.

На современном этапе развития общества в связи с широким проникновение художественного начала в различные области человеческой жизни, наряду с традиционными проблемами проявления эстетического в природе и искусстве, важным объектом интереса эстетической науки стали виды эстетической деятельности, которые выходят за пределы художественного творчества и охватывают проблемы технической эстетики (формирование гармоничной искусственной среды жизнедеятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и духовных потребностей), дизайна (специфический эстетический способ целостного осмысления и формирования объектов, позволяющий достигнуть необходимого комфорта для человека), вопросы эстетического воспитания и т.д. [14]

М.А.Верб в статье «Эстетическое воспитание в школе» выделяет следующие задачи:

учитель должен помочь ребенку воспринять и освоить прекрасное в искусстве, природе, общественных отношениях

Надо вызвать у школьников интерес к эстетическим сторонам действительности, научить чувствовать и понимать красоту, в чем бы она не проявлялась.

- развить черты прекрасного в духовном и физическом облике  школьника

Решение этих  двух задач дает возможность осуществить третью задачу.

сформировать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, в учение, труд, поведение

Тот факт, что в повседневной действительности ребенок сталкивается не только с красивым, но и с уродливым, вызывает необходимость еще одной задачи

выработки у школьников непримиримого отношения к безобразному, антиэстетическому в поведении, внешнем виде, бытовой обстановке и т. д.

В конечном счете, отмечает М.А.Верб, назначение эстетического воспитания состоит в том, чтобы школьник мог сделать себя и все вокруг красивым.

Итак, задачи эстетического воспитания отражают как многообразие источников эстетического воздействия, так и сложность пути эстетического развития человека, которое начинается с развития умения воспринимать и чувствовать прекрасное и завершается умением творить жизнь по законам красоты [20].

Таким образом, основными задачами эстетического воспитания являются:

развитие эстетического восприятия, способности воспринимать прекрасное в природе, искусству, окружающей жизни;

воспитание эстетического вкуса, способности оценивать прекрасное, отделять истинно прекрасное от неэстетичного;

воспитание эстетического отношения к действительности, что включает активные действия человека по охране и защите всего прекрасного и его собственную деятельность, направленную на создание новых духовных ценностей, организацию жизни по законам красоты.

Все эти  задачи тесно между собой связаны, однако порядок их перечисления в известной степени отражает последовательность в работе по эстетическому воспитанию.

В современной западной педагогической литературе широко распространен ряд концепций эстетического воспитания [14, с.70-70].

1 Абстрактно-формалистическое обучение детей в области искусства.

Сторонники этой концепции отвергают художественное реалистическое образное отображение мира, противопоставляют ему идею субъективистского, нефигуративного самовыражения художника с помощью цвета, линий, комбинаций абстрактных форм, художественных фантастических композиций.

Суть: формирование у учащихся «индивидуального» видения мира, умения выражать свои субъективные состояния и переживания  с помощью сюрреалистических образов или «высокоинтеллектуальных абстрактных обобщений». Такой подход способствует развитию творческого воображения, абстрактно-мыслительных способностей школьников.

2 Идея спонтанного художественно-эстетического проявления как основа художественного воспитания детей ( Г.Рид,У.Лоуэнфельд) тесно связана с теорией свободного воспитания. Она исходит из признания природного совершенства художественных задатков ребенка и эффективности их развития путем свободного спонтанного проявления. Представители этой концепции изгоняют из преподавания искусства целенаправленное и систематическое обучение умениям и навыкам реалистического творчества, связь с жизнью и социальными проблемами.

3 Концепция утилитарно-прагматического эстетического развития (Дж. Дьюи, Ч.Кроу, О.Гунтер) исходит из идеи максимального развития сенсорной сферы ребенка, его способности различать многочисленные и тончайшие оттенки цвета, нюансы композиции, звуковые тональности. Развитие основывается на неограниченных возможностях человеческой природы, которые в условиях индустриально развитых стран широко используются в промышленном производстве.

4 Теория религиозно-эстетического воспитания (Ж.Маритен, А.Бруннер, И.Лотц) основывается на использовании искусства для пробуждения религиозных чувств, создание религиозно-фантастических образов как духовной опоры религиозности человека [23].

Основной социальный смысл этих концепций эстетического воспитания и развития детей состоит в том, чтобы приспособить, адоптировать детей к духовным ценностям общественного сознания своих стран.

Таким образом, теоретический анализ литературы помог определить основные понятия, рассмотреть различные подходы, выделить основополагающие принципы,  ознакомиться с нетрадиционными точками зрения на проблему эстетического воспитания школьников, что позволило более глубоко вникнуть в суть исследовательской проблемы.

1.2 Сущность эстетического воспитания  и  его содержание

Изучение вопросив эстетического воспитания требует рассмотрения понятия «эстетика», обозначающего науку о прекрасном. Само слово эстетика  в переводе на русский язык означает ощущение, чувства. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у учащихся способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, в выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства,  его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека [10].

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:

1. Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.

Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и  возбуждает потребность в приобщении к искусству.

2 Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.

Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. Для воспитания художественного восприятия у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении предметов искусства. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям [6].

3 Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения, взгляды по вопросам художественного отражения действительности.

С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

4 Существенным содержательным компонентом эстетического воспитания является формирование у учащихся художественного вкуса , связанного с восприятием и переживанием прекрасного.

Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного  произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также  стремление  к повышению культуры поведения.

5 Большое место в содержании эстетического воспитания занимает приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе.

Л.Н.Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания. Действительно, будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического воспитания. В младших классах она решается прежде всего на занятиях по родному языку, литературе, изобразительному искусству, трудовому обучению и музыке. На этих занятиях иногда имеет значение первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством.

Как писалось у одной статье для родителей, «… стоит пробудить в ребенке художника – и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку» [2].

Известный композитор Д.Д.Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей. Художник Б.М.Неменский разработал программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения учащихся рисованию отдельных предметов предусматривает побуждения их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.

6. И, наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.

Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости.

Для раскрытия нравственного содержания искусства широко используется различные формы классной и внеклассной работы, оказывающие большое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную жизнь учащихся, развивающие и укрепляющие чувства, воспитывающие моральную чистоту мыслей и поведение. Дело в том, что здесь проявляет себя так называемая эмпатия, то есть перенесение себя в состояние другого человека, побуждение к сопереживанию его (положительного героя художественного произведения) чувств и эмоционального состояния, стремление следовать его действиям и поступкам [25].

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (обществом и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическом восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется к доброму. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить  о морально- нравственной функции  эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. В ее основе лежит ряд принципов:

всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении [9, c.54].

Везде и всегда сопровождает их красивое и безобразное, трагическое и комическое. Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей является важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.

Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания.

В эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуя на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных меж предметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства, трудового обучения, музыки. Эстетическое воспитание осуществляется комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношения и быта.

Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой  обновления общества с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников.

Эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности.

Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусства через средства массовой информации.

На уроках по предметам эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают  первоначальные навыки художественно-творческой деятельности.  Урок искусства в школе дает направление, определяет основные линии идейно-художественного воспитания и творческого развития ребенка. Параллельно с классными занятиями дети получают художественную информацию из средств массовой коммуникации; имеют широкие возможности творческой самодеятельности и самовыражения. Эффективное использование всех источников и спонтанных интересов школьников в целях эстетического воспитания возможно тогда, когда программы внеклассной работы, формы и методы их свободно избранной художественной деятельности тесно смыкаются по целям и содержанию с программами урочных занятий [7, c.8].

Органическая   взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обуславливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей.

Художественно-эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнущие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В сою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно полезной, умственной, физической работе, широко используются в области художественно-эстетической.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей.

Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Это достигается, когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, а тесно связанной с активным художественным творчеством на народной основе.

Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость.

Важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в создании которой ребенок принимает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического, но и воспитания в целом.

Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

В этом плане эстетическое воспитание школьников изучалось такими учеными, как Л.С.Выготским, Б.М.Тепловым, В.А.Левиным, И.П.Волковым, Б.П.Юсовым и многими др.

Сердцевиной системы эстетического воспитания  является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся.

Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способностей воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное воспитание осуществляется посредством ознакомления с общими сведениями из теории и истории искусства,  непосредственно с произведениями искусства.

Художественное образование – процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.

Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства [24].

В теории эстетического воспитания утверждается положение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Только целенаправленное вовлечение школьников в разнообразную творческую художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности.

Таким образом, современная педагогика выдвигает художественно-эстетическое воспитание личности ребенка, воспитание его творческого восприятия искусства, эмоциональное развитие ребенка.

Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства

2.1 Организация исследования

Исследование проводилось в 4 этапа:

1.     Были изучены учебные программы по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства в школе на основе документов, отражающих практическую деятельность.

2.     Констатирующий эксперимент: были выявлены уровни художественно-эстетической воспитанности младших школьников.

3.     Формирующий эксперимент: была проведена работа по повышению уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников на основе программы Н.М.Конышевой «Художественный труд» и включения в эту программу занятий по лоскутному шитью.

1 ЭТАП: Констатирующий эксперимент.

Данный этап приходится на начало учебного года.

Цель этапа: выявление уровня художественно-эстетическое воспитание младших школьников.

В основе определения художественно-эстетической воспитанности были положены критерии, выделенные Б.Т.Лихачевым:

психологические;

педагогические;

социальные.

 Психологическими критериями измеряются способности ребенка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние.

 Педагогические критерии определяют художественно-эстетический идеал, уровень его сформированности, степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей, в оценке явлений искусства и жизни в результатах своей деятельности. Педагогические критерии определяют уровень художественно-образного мышления и творческого воображения, умение создавать новый образ, а также навыки творческой деятельности.

    Социальные критерии художественно-эстетической воспитанности требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусств, глубокой потребности в общении с искусством. Эти критерии проявляются в поведении ребенка и его отношениях, во внешнем  виде и трудовой деятельности.

    По степени проявления каждого критерия были определены уровни художественно-эстетической воспитанности на основе развития декоративного творчества (по Т.Я.Шпикаловой):

1 уровень (высокий). Процесс создания зрительного образа предмета и его изображение в рисунке протекает при активном анализе характерных признаков формы и строения предмета. Ученик способен выделить такие пространственные свойства изображаемого предмета, как конструктивная основа, близкая к эталонам геометрических форм. Выделяются индивидуальные признаки предмета, место его в пространстве. Параллельно активно происходит процесс синтеза выделенных свойств предмета. Обобщение выделенных свойств происходит в момент интенсивного наблюдения  натуры и абстрагирования её, при этом ярко выражены элементы воображения. Это способствует умению изобразить предмет по представлению в любом движении, перемещая его в пространстве. В процессе переработки реальной формы в декоративную проявляется новизна ассоциаций, создается целостный декоративный образ.

2 уровень (средний). Анализ характерных признаков формы и строения предмета протекает менее активно. Не всегда находит отражение конструктивная основа формы, не выделяются ведущие индивидуальные признаки предмета. Менее активно осуществляется анализ выделенных свойств предметов. Обобщение не всегда происходит в процессе наблюдения натуры. Недостаточный уровень абстрагирования ведет к изображению стереотипных положений предмета в пространстве. Соответственно менее активно проявляются элементы воображения, поэтому при изображении предмета по представлению возникает много ошибок, положение предмета не соответствует заданному положению в пространстве. Не возникает целостного декоративного образа, наблюдаются признаки схематизма.

3 уровень (низкий). Процесс создания зрительного образа предмета и его изображение на рисунке протекает без должной опоры на анализ характерных признаков формы и строения предмета. Поэтому не выделяется конструктивная основа предмета, близкая к эталонам геометрических форм. Соответственно нет конкретизации индивидуальных признаков предмета. Процесс обобщения не связан с наблюдением натуры. Преобладает схематичность, стереотипный образ предметов воображения, как в рисовании по представлению, так и в тематическом и декоративном. Бедность ассоциаций, очевидный схематизм мешают процессу преобразования элементов действительности в новую декоративную систему. Декоративный образ при этом почти не возникает.

Содержание эксперимента.

1 задание. Сгруппировать картинки, которые обладают определенной эмоциональной выразительностью, достигавшейся не просто за счет того, что на них изображено, но в первую очередь, благодаря применению соответствующих выразительных средств (цвет, форма, характер штриха и т.д.). Набор можно было классифицировать и на рациональном основании (изображение людей, построек и т.д.) и методом эстетического обобщения (радостное, праздничное, тревожное и т.д.).

    Детям были предложены картинки с изображением растений и животных в разной технике исполнения: фотография, рисунок (в цвете и карандашом), стилизованное изображение (дымковская игрушка, резьба по дереву, керамика, вышивка). Свой выбор классификации дети должны были обосновать.

2 задание. На стилизацию заданных форм.

Задача: обобщить форму, придать ей большую цветовую выразительность, украсить средствами линии или цвета. Детям выданы картинки с изображением цветка, необходимо обработать цвет, форму цветка, обобщить её и стилизовать.

3 задание. Ответить на вопросы анкеты, исследующей художественные интересы учащихся.

Анкета для учащихся.

1.Подчеркни, какой предмет ты больше всего любишь.

математика;- музыка;

русский язык;  - изобразительное искусство;

чтение; - физическая культура.

2. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

3. Подчеркни, что тебе больше всего нравится делать в свободное время:

слушать и читать книги;- играть в компьютерные игры;

рисовать; - ходить в театр;

лепить;- петь;

слушать музыку; - заниматься спортом.

смотреть телевизор;

4.Какие спектакли и фильмы тебе больше всего  нравятся?

    - про школу; - про замечательных людей;

    - сказки; - приключения;

    - ужасы, фантастика;    - исторические, о прошлом.

5.Сколько раз ты был в драматическом театре?

    - ни разу;    - 1-2 раза;

    - 3-4 раза;   - больше 4 раз.

6. Сколько раз в неделю ты смотришь передачи по телевизору?

не смотрю;  - 2-3 раза;

1 раз;    - каждый день.

7.В каких кружках, секциях занимаешься или хотел бы заниматься после школы?

Все задания проводились в начале и конце учебного года, до и после формирующего эксперимента, среди учащихся третьих классов: 3 «А» (контрольный класс – 24 ученика) и 3 «Б» (экспериментальный класс – 22 ученика).

 В начале года итоги эксперимента были такими:

Таблциа 2.1

Уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников

Уровень

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Высокий

Средний

Низкий

  2 человека (8,45%)

  8 человек (33,28%)

14 человек (58,27%)

  3  человека (13,63%)

  7  человек (31,79%)

12  человек (54,58%)

 

 По всем показателям контрольный и экспериментальный классы примерно равны. Однако настораживает преобладание низкого уровня художественно-эстетической воспитанности в этих классах, что подтверждает необходимость

Повышения уровня воспитанности.

2 ЭТАП:  Формирующий эксперимент.

Данный этап продолжался в течение всего учебного года.

Цель этапа: повысить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников  средствами декоративно-прикладного искусства.

 Опираясь в изучении народного искусства на реализацию важнейших дидактических принципов, мы стремились к обобщению методических приемов, определению места и значения художественного анализа произведения рассматриваемого искусства на уроках художественного труда в третьем классе, имея в виду конечной целью эффективное художественно-эстетическое , творческое развитие личности школьника.

 За основу была взята программа по трудовому обучению для третьего класса «Художественный труд» Н.М.Конышевой, в которой наиболее полно раскрывается проблема художественно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.

 Основной принцип программы – духовно-нравственное и эмоционально-эстетическое развитие школьника с помощью предметно-практической деятельности. Принципиально важным является единство эстетического познания и художественной практики учащихся на материале  народного искусства, причем прежде всего разрабатывались такие методические приемы, которые стимулировали бы творческое осознание детьми самостоятельных композиций. Для этой цели в обучении школьников

Привлекались такие народные промыслы, как роспись Городца, Хохломы, Полховского Майдана, Жостова, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, произведения мастеров художественных лаков Палеха, керамика Гжели.

При создании и в процессе восприятия декоративного решения необходимо опираться на явления действительности, эстетически освоенные учащимися, чтобы формировалось осознанное отношение детей  к системе изобразительно-выразительных средств декоративного искусства.

Методика работы включает в себя основные этапы декоративной работы:

1.Эмоциональное восприятие произведений народных мастеров.

2.Познание художественных особенностей произведения.

3.Объяснение культурно-исторического смысла и ценности произведений.

4. Углубление представлений о художественном образе.

5.Сопоставление произведения народного искусства с современным произведением профессионального декоративно-прикладного искусства.

6. Художественная практика учащихся на основе эстетического освоения народного творчества и действительности.

Все этапы работы взаимосвязаны и являются стороной единого учебно-воспитательного процесса.

 Основные приемы и формы работы:

1.Беседы с показом образцов произведений декоративно-прикладного искусства.

2. Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства Южного Урала, посещение и организация выставок.

3.Выполнение отдельных упражнений.

4.Техническая работа по образцам.

5.Самостоятельное выполнение работ творческого характера.

2.2 Анализ результатов

1 задание. В начале года 60% учеников набор классифицировали на рациональном основании (растения и животные, большие и маленькие и т.д.);

25 % детей не справились с заданием самостоятельно, только 15% детей обращались к группировке на эмоционально-оценочном основании (праздничное, весёлое, грустное, красивое).

  В конце года задание было тем же, но результаты отличались от предыдущих. Большинство учеников (58%) обращали внимание на композицию, цвет, технику исполнения, форму, т.е. обращались к группировке на эмоционально-оценочном основании, только 7% детей не справились с заданием.

2 задание. До формирующего эксперимента около 70% детей не смогли стилизовать цветок, обобщить цвет и форму, или только попытались сделать это, но на очень низком уровне, не учитывая всех особенностей декорирования.

 После эксперимента 30% учеников стилизовали на высоком уровне и 60% на среднем уровне, допустив некоторые неточности, схематичность в декорировании, и только 10 % детей не справились с заданием.

3 задание: анкетирование. Было опрошено 46 учеников третьих классов, что составляет 29% от числа всех учащихся начальной школы. На вопрос «Какой предмет ты больше всего любишь?» учащиеся ответили так:

изобразительное искусство – 43,2%;

физическая культура – 21,6%;

математика – 16%;

музыка – 8%;

чтение – 6,4%;

русский язык – 4,8%.

Это говорит о том, что у детей есть желание заниматься предметами эстетического цикла.

Чем же нравится заниматься школьникам в свободное время, что их интересует? На первом месте – играть в компьютерные игры (43,2%), далее – заниматься рисованием (11,2%), столько же – смотреть телевизор (11,2%), что достаточно много, так как это значит ничем не заниматься, быть предоставленным самому себе. Читать книги, заниматься спортом – по 4,6%; лепить, слушать музыку, ходить в театр – по 4,8%, петь – 1,5%.

Как мы видим, хоть и достаточно много детей любят рисовать, в целом же очень мало детей занимаются художественно-эстетическим развитием целенаправленно вне школы (всего 4,8%).

Таблица 2.2

Уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников

Уровень

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Высокий

Средний

Низкий

  3 человека (12,58%)

10 человек (41,66%)

11 человек (45,76%)

  6  человек (27,24%)

 13  человек (59,14%)

   3  человека (13,62%)

 

   На конец учебного года соотношение изменилось, в контрольном классе произошли изменения, но незначительные, очень много учеников (45,76%) с низким уровнем развития декоративного творчества, а значит и с низким уровнем художественно-эстетического развития.

   В экспериментальном классе значительно увеличилось число учеников со средним уровнем художественно-эстетического развития (59,14%), хотя дети с низким уровнем ещё есть (13,62%), что говорит о необходимости продолжения начатой работы в 4 классе.

   В ходе эксперимента выяснилось, что одной из причин, тормозящих развитие декоративного творчества школьников, является проявление элементов схематизма в представлениях об окружающем мире, в  недостаточной активизации мыслительной деятельности личности, не использующей всех своих возможностей.

  Эксперимент показал: созданный интегрированный курс (включение в программу трудового обучения занятий по лоскутному шитью) ускоряет введение детей в художественную жизнь, в реальную художественную культуру не только в качестве зрителей, слушателей, но и активных участников художественного творчества. Благодаря этому формируется целостное представление о декоративно-прикладном искусстве. Это дает возможность понять образный язык народного искусства , становиться источником для самостоятельного творчества учащихся.

 Обучая народному искусству, учитель должен научить детей видеть истоки, корни в любом виде народного искусства. Поэтому большое внимание должно уделяться самостоятельному творчеству учеников. Всё это способствует формированию эстетического отношения к действительности, интенсивному художественному развитию мышления, формированию эстетических чувств, достижению большинством учащихся высокого и среднего уровней в развитии способностей к декоративному творчеству.

 Эстетическая ценность и огромное воспитательное воздействие произведений народного искусства в том, что источником художественного содержания служит окружающая действительность. Это создает благоприятные условия для более полного раскрытия разнообразных форм связей уроков декоративно-прикладного искусства с другими видами деятельности. Обогащение эстетического опыта учащихся помогает учителю решать задачи воспитания активно мыслящей личности в соответствии с требованиями жизни.

Заключение

Сложившаяся ситуация с эстетическим воспитанием чревата серьезными последствиями  - торможением в развитии культурного уровня людей, ростом бездуховности. Поэтому определение путей совершенствования эстетического воспитания в современных условиях представляет сегодня актуальную задачу.

На сегодняшний день эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической информации захлестывает людей. Они оказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей школы.

Противоречия и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания.

Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающее способности детей и формирующая у них художественное видение мира. Здесь большую роль играют уроки трудового обучения в начальной школе.

.Проблемы художественно-эстетического воспитания в последнее десятилетие интенсивно исследуются наукой. На первом этапе внимание ученых было направлено на определение путей приобщения к искусству школьников разного возраста. Настоящий этап включает в себя более высокие и трудные задачи. Художественно-эстетическое воспитание  рассматривается как процесс социальный: усилия ученых сейчас направлены к проблемам формирования личности средствами искусства.

Вопрос о художественно-эстетическом воспитании младших школьников ещё недостаточно разработан в педагогической литературе. Это одна из неизведанных областей педагогики, постигая которую, открываешь для себя всё больше нового.

Художественно-эстетическое воспитание нельзя абсолютизировать,  это лишь одна из сторон формирования личности. Но в комплексе с другими проявлениями духовной культуры, она играет весьма заметную общественную роль, что позволяет говорить об её социальной необходимости и значимости.

Список литературы

1.            Аринина Н.Л. Актуальные проблемы эстетического воспитания. – Владимир, 1974.

2.            Артёмов Е.С., Чинаева О.П. Некоторые теоретические и практические проблемы эстетического воспитания // Вопросы философии, 1987. - №4, с.36.

3.            Бегак Б.А. Воспитание искусством: Для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 1981.

4.            Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

5.            Борев Ю. Эстетика. – М., 1988.

6.            Бунин В.Р. О художественном воспитании. – Л.: Знание, 1970.

7.            Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. – М.: Советский худлжник,1966.

8.            Вашкавичене С.С., Забулис Г.К. Роль искусства в развитии личности. – М.: Педагогика, 1992.

9.            Внеклассная работа по труду: работа с разными материалами. / Составитель Рукасова А.М. – М.: Просвещение, 1981.

10.       Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М.: Просвещение ,1982.

11.       Волков И.П. Цель  одна – дорог много. – М.: Просвещение, 1990.

12.       Вопросы теории эстетического воспитания. / Под ред. Апресяна Г.З. – М., 1970.

13.       Вяхи-Ильвес Л.Т. Декоративное рисование в школе. – Л., 1960.

14.       Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – Минск, 1988.

15.       Геронимус Т.М. Информационно-методическое письмо о новой программе трудового обучения для 1-4 классов «Школа мастеров». // Начальная школа. – 1997. - №10. – с.47.

16.       Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. – М., 1998.

17.       Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. – М., 1977.

18.       Грекова Е.И. Развитие личности ребенка на основах национальной культуры. // Начальная школа. – 1997.- №5.- с.75.

19.       Григорьева Г.Г. Игровые моменты в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,  1995.

20.       Гулыга А.В. Что такое эстетика?: Книга для учащихся. – М., 1987.

21.       Ильин И.А. История искусства и эстетики. – М.: Искусство, 1983.

22.       Кардашов В.Н. Развитие художественно-творческой активности младших школьников в процессе восприятия искусства. / АПН СССР НИИ художественного воспитания. – М., 1990.

23.       Кузь В.Г. Школа – центр воспитания. – М.: Педагогика, 1991.

24.       Князева О.Л., Маханева М.Д.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – Спб.: Акцидент, 1997.

25.       Коновалова Е.О. Актуальные проблемы художественного воспитания. //Советская педагогика. – 1991.- №1.- с.27.

26.       Конышева Н.М. Воспитание эстетического отношения ребенка к «миру вещей» на уроках трудового обучения. //Начальная школа. – 1993. - №6. – с.18.

27.       Конышева Н.М. Обучение и творчество на уроках трудового обучения (эстетика на уроках труда). //Начальная школа. – 1992. - №5-6. – с.41.

28.       Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы «Художественный труд» (основы дизайнообразования). //Начальная школа. – 1998. - №10. – с.20.

29.       Конышева Н.М. Трудовое обучение в свете новых задач: концепции, программы, методики. //Начальная школа. – 1998. - №7. – с.43.

30.       Конышева Н.М. Уроки ручного труда: обучение, воспитание и развитие с первых шагов. //Начальная школа. – 1994. - №1. –с.55.

31.       Мелик-Пашаев А.А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности как основы общего эстетического развития. // Вопросы психологии. – 1990. - №5. – с.29.

32.       Основы эстетического воспитания. /Под ред. Дремова Л.К.  – М., 1975.

33.       Система эстетического воспитания школьников. / Под ред. Герасимова С.А. – М., 1983.

34.       Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Юрист, 1997.

35.       Широва А.Н. Приобщение младших школьников к народному искусству лоскутного шитья. // Начальная школа. – 1996. - №3. –с.60.

36.       Эстетика. / Под ред. Радугина А.А.  – М., 1998.

37.       Эстетика: Словарь.  / Под ред. Беляева А.А. и др. – М.: Политиздат, 1999.

38.       Эстетическое и художественное образование.  / Сост. Орлова Е.В. – М., 1991.

39.       Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики.  /Под ред. Таборидзе М.Д. - М.: Просвещение, 1998.