№ заказа

№ 2462

Вариант, тема

Понятие и роль конкуренции

Дисциплина

Коммерческое право

Исполнитель

Лещенко Н.А.

                                               

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

Глава 1: Общая характеристика конкуренции. Правовое регулирование. 4

1.1. Понятие конкуренции. 4

1.2.    Правовое регулирование конкуренции. 5

1.3. Недобросовестная конкуренция. 8

ГЛАВА 2: Обеспечение конкуренции на товарных и финансовых  рынках. 10

2.1. Конкуренция на товарных рынках. 10

2.2. Конкуренция на финансовом рынке. 12

Заключение. 15

Список использованных источников и литературы: 16

Введение.

Идеальная модель социально ориентированной рыночной экономики предполагает равенство участников экономических отношений, свободу в принятии ими решений в вопросах свое­го поведения на рынке, недопустимость произвольного вмеша­тельства кого бы то ни было в их дела, беспрепятственную воз­можность выхода на рынок и ухода с него. Достижению такого состояния народного хозяйства служит конкуренция.

Конкуренция — явление многозначное. Она в большей или меньшей мере присуща всем сферам общества и видам челове­ческой деятельности. В широком смысле слова конкуренция есть, соревнование, состязательность между различными лицами; (конкурентами) в достижении одной и той же цели. В предпринимательстве конкуренция означает соперничество между: участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и получение на этой основе мак­симально возможных прибылей. Ее называют основным механизмом осуществления товарно-денежной формы взаимосвязи; между производителями, основным механизмом рыночной экономики, важнейшим элементом хозяйственного механизма свойством, чертой, атрибутом, стержнем рынка, главным двигателем современного прогресса. Каждая из приведенных характеристик верно отражает те или иные стороны этого сложного явления.

Глубинные корни становления и развития конкуренции уходят в природу товарного производства и рынка. Конкуренция объективно обусловлена   хозяйственной   самостоятельностью, предпринимателя в производстве и реализации товаров при одновременной полной его зависимости от хозяйственной конъюнктуры, борьбы за наибольший доход, за процветание по крайней мере, выживание. Стремление каждого из них к росту прибыли неизбежно приводит к расширению масштабов хозяйственной деятельности.[1]

В данной работе передо мной поставлена цель раскрыть понятие и роль конкуренции

Глава 1: Общая характеристика конкуренции. Правовое регулирование.

1.   1. Понятие конкуренции.

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет, что под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). Свобода предпринимательской деятельности сочетается с конституционным запретом монополизации и осуществления недобросовестной конкуренции при ее осуществлении (ч. 2  ст.34 Конституции РФ).

Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Она означает состязательность участников рынка, когда самостоятельные действия эффективно ограничивают возможное каждого на них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

Из этого следует, что, во-первых, конкуренция представляет объективно необходимый регулирующий фактор рыночной экономики, основанной на свободе предпринимательства, а во-вторых - антипод монополизма в экономике, который стремится подавить конкуренцию. Если монополистическая деятельность не ограничить законом, то это ведет к сворачиванию конкуренции, свободы предпринимательства и  рыночной экономики в целом.

Конкуренция может быть как честной и открытой, отвечающей требованиям морали, деловой этики и закону, так и противозаконной направленной на монополизацию рынка. В экономической теории различают также совершенную и несовершенную (монополистическую, олигополистическую) конкуренцию.

Совершенная конкуренция выражается в том, что рыночная ситуация характеризуется большим количеством мелких фирм, односторонностью продукции, свободой входа на рынок и выхода из него и pравным доступом к экономической информации. Совершенная конкуренция не допускает диктата в уровне цен, здесь в наибольшей степени проявляются стимулы к ограничению роста или даже снижению цен, к повышению качества продукции, использованию достижений технического прогресс а.

Несовершенная конкуренция характеризуется прямо противоположными чертами, она осуществляется в условиях монополией рынка определенного товара (единственный продавец, нет близких заменителей товара, существование барьеров для выхода на рынок дан­ного товара и т.п.).      

1.2.  Правовое регулирование конкуренции.

На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство, которое в нашей стране представлено как общими и специальными закона­ми, так и множеством подзаконных актов.

Прежде всего, обращает на себя внимание ст. 8 Конституции РФ, из которой следует, что в Российской Федерации гарантируется един­ство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода эконо­мической деятельности. Государство, его органы и их должностные лица обязаны создать и поддерживать такое единство экономического пространства, которое соответствует требованиям, указанным в ст. 8 Конституции РФ.

Несколько важных антимонопольных норм содержится в ГК (п. 1 ст. 10, п. 2, 3 ст. 57, п. 1 ст. 1033). Так, в соответствии со ст. 9 и 10 ГК законодатель, с одной стороны, определяет, что граждане и юридичес­кие лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, а с другой — устанавливает необходимые ограни­чения этой свободы, в частности, не допускается использование граж­данских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотреб­ление доминирующим положением на рынке.

В развитие названных общих норм принято несколько специаль­ных антимонопольных законов и законов, содержащих антимонополь­ные правила: от 22 марта 1991 г. в ред. от 25 мая 1995 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»-, от 18 июля 1995 г. «О рекламе»,, от 19 июля 1995 г.. «О естественных монополиях», от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг, от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг», от 7 февраля 1992 г. в ред. от 9 января 1996 г. «О защите прав потребителей» и ряд других.

Одним из основополагающих является Закон о конкуренции который  определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения:

·              монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации;

·              ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями.

Данный Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.[2]

Этот Закон воспринял опыт антимонопольного регулирования в  странах с развитой рыночной экономикой, и прежде всего опыт европейской системы. В отличие от американской системы антимонопольного регулирования, строящегося на принципе запрещения монополии и предполагающего судебную форму правоприменительного, процесса, европейская система находит свое выражение в принципе регулирования (ограничения) монополистической деятельности и контроля за злоупотреблениями монополий. Для этого создается, специальная система административных органов антимонопольных (административных) органов, осуществляющих с помощью присущих им методов антимонопольное регулирование и контроль.

В то же время Закон о конкуренции учитывает некоторые особенности российской экономики, в частности, в нем наряду с ограничением   монополистической   деятельности   предпринимателей   предусмотрены меры к пресечению государственного монополизма — монополистических действий органов власти и управления.

Закон о конкуренции  действует на всей территории Российской Федерации.

Закон о конкуренции  распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Закон о конкуренции  применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации.

Закон о конкуренции  не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции.

Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются федеральными законами.[3]

Наряду с антимонопольными законами приняты и действуют подзаконные правовые акты: указы Президента РФ, постановления правительства РФ, приказы федеральных антимонопольных органов.[4]

   1.3. Недобросовестная конкуренция.

Закон о конкуренции в ст. 4  дает понятие недобросовестной конкуренции, согласно которой  недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;

Анализ законодательного определения позволяет выявить следующие признаки недобросовестной конкуренции:

1. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена.

2. Данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости.

     3.Субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занима­ющиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели. В субъектный состав данного правонарушения, в отличие от монополистической деятельности, не включены органы государственной власти и местного самоуправления.

4. Целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.

5. В результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. При этом законодатель допускает, что достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

Действия, подпадающие под определение недобросовестной конкурен­ции, весьма разнообразны. Закон о конкуренции называет наиболее харак­терные проявления данного вида правонарушения:

·              распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

·              введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

·              некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;[5]

Таким образом, регулирование на законодательном уровне конкуренции играет значительную роль, так как оно направлено на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков

ГЛАВА 2: Обеспечение конкуренции на товарных и финансовых  рынках.

2.1. Конкуренция на товарных рынках.

В соответствии с действующим законодательством о конкуренции – конкуренция на товарных рынках обеспечивается ограничением монополистической деятельности и контролем за ней.

Монополистическая деятельность- это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущения ограничение или устранение конкуренции. 

Закон о конкуренции определяет пять групп составов монополистической деятельности 1) злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирую­щим положением на рынке определенного товара; 2) соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию; 3) действия органов власти и управления; направленные на ограничение конкуренции; 4) соглашения органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию; 5) участие в предпринимательской деятельности должностных лиц органов власти и управления.

Наряду с названными формами проявления монополистической деятельности Закон о конкуренции предусматривает также меры контроля за образованием монополистических структур и недопущением недобросовестной конкуренции.

Итак, во-первых, монополистическая деятельность выражается злоупотреблении хозяйствующим субъектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке (ст. 5 Закона о конкуренции).

Доминирующее положение — это исключительное положен субъекта на рынке товара, дающее ему возможность оказывать pрешающее влияние на общие условия обращения данного товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, когда доля этого субъекта на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.

Доминирующим также признается положение субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это  установлено антимонопольным органом.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает35%.

Из этого следует, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта при наличии двух условий: определение доли па рынке (количественный признак) и возможности ограничивать конкурентно (качественный признак).

Чтобы деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего до­минирующее положение на рынке, рассматривалась как монополисти­ческая, необходим также признак злоупотребления своим доминиру­ющим положением на рынке, т.е. совершение запрещенных ст. 5 Зако­на о конкуренции действий, например, изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; установление монопольно высоких (низких) цен и др.

Во-вторых, формой проявления монополистической деятельности являются соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 6 Закона о конкуренции). Имеются в виду соглаше­ния как конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в сово­купности долю на рынке определенного товара более 35%, так и не­конкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занима­ет доминирующее положение. В частности, это соглашения, направ­ленные на установление, снижение или поддержание цен; на раздел рынка и др.

Такого рода соглашения запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными, если хозяйствующие субъекты не докажут, что положительный эффект от их действий превысит нега­тивные последствия для рынка.

В качестве монополистической рассматривается также деятель­ность объединений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций), хозяйственных обществ и товариществ по координации предпринима­тельской деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Такая дея­тельность запрещается и является основанием для ликвидации в су­дебном порядке названных организаций по иску антимонопольного органа.

В-третьих, к монополистической деятельности относятся действия органов власти и управления, направленные на орган конкуренции (ст. 7 Закона о конкуренции), как-то: введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой сфере деятельности; установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности, за исключением случаев, установленных законодательством РФ; установление запретов на продажу (покупку товаров из одного региона РФ в другой и др.

Важной гарантией обеспечения конкуренции является запрет совмещение функций органов исполнительной власти с функциями хозяйствующих . субъектов,    за    исключением    случаев, предусмотренных законом.

В-четвертых, формами проявления монополистической деятельности являются соглашения органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию и направленные на повышение, снижение поддержание цен; раздел рынка и др. Такие соглашения запрещаются  и в установленном порядке признаются недействительными.

Наконец, в-пятых, к проявлениям монополизма по существу отнесено участие в предпринимательской деятельности должностных лиц, органов власти и управления (ст. 9 Закона о конкуренции), так как  их коммерческие интересы могли бы сталкиваться с коммерческими интересами тех лиц, которым они должны содействовать по занимаемой должности.

2.2. Конкуренция на финансовом рынке.

Федеральный закон от 23 ию­ня 1999г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансо­вых услуг» является одним из значимых инструментов  оздоровления этой сфере.

Предметом регулирования данным Законом являются отно­шения, влияющие на конкурен­цию на рынке ценных бумаг, рын­ке банковских услуг, рынке стра­ховых услуг и иных, связанных с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.

Цель Закона о защите конку­ренции—регулирование поведения участников рассматриваемых правоотношений на финансовом рынке, пресечение любых недоб­росовестных действий.

Нормы антимонопольного за­конодательства на рынке финан­совых услуг выполняют триеди­ную задачу: охрана интересов конкурентов, защита интересов потребителей финансовых услуг и сохранение конкуренции в интересах общества в целом.

Недобросовестная конкурен­ция выражается в действиях, на­правленных на получение пре­имуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных дей­ствий между собой или с третьи­ми лицами, которые противоре­чат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям — конкурентам на рынке финансовых - услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе в: распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации; некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями.

Практика федерального антимонопольного органа по пресечению недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг показала, что защита от недобросовестной конкуренции в большинстве случаев сводится к защите  такого  нематериального блага, как деловая репутация.

Например, Липецкое территори­альное управление МАП России рассматривало дело о недобросо­вестной конкуренции, из которого следовало, что руководитель реги­ональной страховой организации допустил в СМИ следующее выска­зывание «… со страховой компани­ей Р, кому приходил ось сталкивать­ся, теперь стараются дела больше не иметь...». Антимонопольный ор­ган квалифицировал данные действия региональной страховой ком­пании как недобросовестную кон­куренцию, т.к. подобное заявление может сформировать ложные представления о деятельности компа­нии Р у ее контрагентов.[6]

В соответствии со ст. 3 и 15 Фе­дерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О защите кон­куренции» недобросовестной кон­куренцией на рынке финансовых услуг являются действия, на­правленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятель­ности, противоречащие законо­дательству Российской Федера­ции и обычаям делового оборота и могущие причинить убытки другим финансовым организаци­ям — конкурентам на рынке финансовых услуг либо наносящие ущерб их деловой репутации.

Таким образом, конкуренция на товарных и финансовых  рынках обеспечивается ограничением монополистической деятельности и контролем за ней.

Заключение.

Таким образом, в Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, так как монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, причиняют существенный вред другим субъектам экономической деятельности, а также гражданам-потребителям.

Основой антимонопольного законодательства является Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» который определяет монополистическую деятельность как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.  Этим Законом устанавливаются различия между конкуренцией и недобросовестной конкуренцией. Так, конкуренция определяется как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Такую конкуренцию следует считать добросовестной, хотя законодатель не использует этот термин для ее определения. Однако поскольку он проводит различия между конкуренцией вообще и недобросовестной конкуренцией в частности, этот вывод вполне обоснован.

В заключение хочу отметить, что за нарушения антимонопольного законодательства может устанавливаться гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Список использованных источников и литературы:

1.                      Конституция РФ;

2.                      ГК РФ;

3.                      Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.)

4.                      Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.)

5.                      Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2003 г.

6.                      Ершова В.И. Предпринимательское право. –М.: Проспект. 2004. Коммерческое право. Ч.1/ Под ред. Попондопуло В.Ф., Яковлевой В.Ф. –М.: Юрист, 2003г.

7.                      Жилинский С.Э. Предпринимательское право. -М.: Проспект, 2003.

8.                      Мартыненко Г.И. Мартыненко И.П. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности. / Право и экономика. 2004. №9 С.7

9.                      Долгих М.Г. Юридическая природа недобросовестной конкуренции Законодательство. 2003 г. №11


[1] Жилинский С.Э. Предпринимательское право. -М.: Проспект. 2003. С.486

[2] Ст. 1 Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.) // Правовая система «Гарант.

[3] Ст. 2 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.) // Правовая система «Гарант.

[4] Коммерческое право. Ч.1/ Под ред. Попондопуло В.Ф., Яковлевой В.Ф. –М.: Юрист, 2003г. 

[5] Ершова В.И. Предпринимательское право. –М.: Проспект. 2004. С. 97

[6] Мартыненко Г.И. Мартыненко И.П. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности. / Право и экономика. 2004. №9 С.7