Содержание
Введение. 3
Глава 1. Особенности государственного регулирования естественных монополий 5
1.1. Особенности государственного регулирования в России. 5
1.2. Ценовое регулирование естественных монополий. 7
1.3. Особенности реорганизации на Федеральном Железнодорожном транспорте 12
Глава 2. Перспективы реструктуризации естественных монополий. 16
Заключение. 19
Список литературы.. 21
Введение
В последние годы основными направлениями реструктуризации российских предприятий являлись: изменение профиля предприятия; замена технологии; отсечение лишнего бизнеса; разукрупнение бизнеса, его разделение; выделение вспомогательных производств; формирование производственных холдингов.
Изменение профиля предприятия, смена продукта. Наиболее радикальной реструктуризации подвергаются предприятия в том случае, когда анализ рынка показывает бесперспективность выпуска старой номенклатуры продукции. Для перехода на выпуск нового продукта требуются замена основного технологического оборудования, переучивание производственного персонала, изменение системы маркетинга и сбыта. Такая кардинальная реструктуризация зачастую приводит к существенному изменению системы управления.
Замена технологии на более совершенную. В тех случаях, когда анализ рынка показывает, что традиционный для предприятия продукт пользуется спросом, но его характеристики не удовлетворяют возросшим требованиям потребителей, необходимо обновить технологию. Этот процесс нельзя рассматривать как чисто технический, поскольку при этом ставится цель получить более конкурентоспособный продукт и требуются, как минимум, пересмотр маркетинговой стратегии и тактики, развитие дилерской сети, реформирование системы управления качеством и системы управления персоналом.
Отсечение лишнего (непрофильного и неэффективного) бизнеса. Предприятия должны оценить эффективность каждого направления деятельности, производства каждого продукта и при отсутствии перспективы избавиться от убыточных видов деятельности. Система управления должна обеспечить достоверность данных для проведения экономического анализа возможных вариантов реструктуризации. При этом необходимо учесть все факторы и риски, которые могут оказать влияние на эффективность производства основной продукции, например возможность попасть в зависимость от монопольного поставщика, если сворачивается собственное производство и поставки комплектующего изделия передаются внешней организации и т.п. Градообразующие предприятия (а таких не мало в России) часто обеспечивают города теплом, водой, очищают городские стоки, содержат объекты социальной сферы и пр. Эти направления деятельности зачастую не выгодны предприятию и поэтому также требуют реструктуризации. Если невозможно передать или приостановить деятельность по этим направлениям, следует рассматривать их как отдельные виды деятельности, наладить систему управления ими в целях учета затрат, обоснования цен на предоставляемые услуги и т.д.
Проблема роли государства в управлении экономикой приобретает в настоящее время особое значение. Усиление или ослабление роли государства являются одним из характерных моментов трансформации развитых стран в направлении постиндустриального общества. Государство должно осуществлять в нем функции макрорегулятора экономических, социальных, экологических и других процессов как внутреннего, так и международного характера, основного института, выражающего и реализующего национально-государственные интересы.
Одной из основных задач государства является регулирование деятельности монополий национального масштаба, к числу которых относится железнодорожный транспорт. В этой отрасли в настоящее время накопилось немало проблем, в частности в области государственного ценового регулирования ее деятельности как субъекта естественных монополий в транспортном комплексе. Ослабление механизма регулирования и контроля на федеральном уровне негативно отражается на функционировании железнодорожного транспорта, не способствует устранению затратной практики хозяйствования, сдерживает повышение качества работы всей транспортной системы России.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости усиления роли государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта как естественной монополии, что даст возможность существенно повысить эффективность системы управления путем структурной реорганизации всего комплекса оказания железнодорожных услуг.
В соответствии с пунктом 3.2.7.2 «Реструктуризация естественной монополии на железнодорожном транспорте» Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) в 2003 г. было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» со стопроцентным государственным участием, приняты меры по упорядочению функций федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проведены сводный аудит финансово-хозяйственной деятельности и инвентаризация (включая оценку технического состояния) имущества подведомственных МПС России предприятий. В процессе создания РАО РЖД МПС России решало задачу избавления железных дорог от непрофильных объектов и передачу всей инфраструктуры МПС, включая связь, в собственность вновь созданного хозяйствующего субъекта.
Целью данной работы является рассмотрение государственной политики реструктуризации естественных монополий на железнодорожном транспорте.
Глава 1. Особенности государственного регулирования естественных монополий
Эффективной организацией современной экономики, справедливо это или нет, признается конкурентный рынок. Однако из-за несовершенства информации, существования внешних эффектов, так называемых общественных благ и ряда других факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда рынков на конкурентной основе невозможно или неэффективно, то есть для них становится естественной высокая степень монополизации[1]. Разумеется, что изменение технологии может ослабить или подорвать естественную монополию. Так, активное развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует монополию на проволочную связь, особенно междугородную. Существование естественной монополии делает технически эффективным одного единственного производителя. Опыт, однако показывает, что злоупотребление с его стороны монопольным положением в форме завышения издержек и/или вздувание прибыли нередко сводит на нет более высокую техническую эффективность. Причем, это злоупотребление часто достаточно трудно распознать извне в силу тог, что реальная эффективность деятельности единственного производителя известна лишь ему самому, иными словами, к естественной монополии добавляется монополия информации. Из-за особой социально-экономической значимости этих отраслей и высокой вероятности злоупотребления в них монопольным положением именно они были первоочередными объектами национализации. Причем в ряде стран (Великобритании, Франции и др.) предприятия одной отрасли (железные дороги, телефон, газ и т. д.) объединялись в единые отраслевые государственные корпорации. В регулировании их со стороны правительства нередко преобладали неформальные процедуры[2].
1.1. Особенности государственного регулирования в России
В Российской Федерации система регулирования монополий только формируется и предусматривает лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности[3].
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Органы регулирования естественных монополий образуются в сферах деятельности указанных выше. Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководитель органа регулирования естественной монополии является одновременно членом правления данного органа.
Для определения основных направлений деятельности федерального органа исполнительной власти и принятия решений образуется правление в количестве не более семи членов, включая руководителя, из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в соответствующей области. Члены правления назначаются Правительством Российской Федерации сроком не менее чем на четыре года.
Для обеспечения преемственности в работе правления начиная с пятого года работы данного органа ежегодно осуществляется замена до одной трети общего количества членов правления. На работников органов регулирования распространяется правовой статус государственного служащего.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий.
Существует несколько причин экономического регулирования.
- обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемые предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов)
- определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей
- стимулирование предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т. д.
- создание условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям)
Органы регулирования выполняют ряд функции, которые определены Федеральным законом. Во-первых, они формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. Во-вторых, определяют методы регулирования (в соответствии с Федеральным законом), применительно к конкретному субъекту естественной монополии. В-третьих, контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Федерального закона, и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства по естественным монополиям.
Полномочия органов регулирования
Органы регулирования естественных монополий вправе:
- принимать обязательные для субъектов естественных монополии решения о введении, об изменении, или о прекращении регулирования, и о применении методов регулирования.
- направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений Федерального закона, в том числе об устранении их последствий.
- принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.
- принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии.
1.2. Ценовое регулирование естественных монополий
Достижение основных целей жесткой денежно-кредитной политики способствовало тому, что роль инфляции спроса существенно уменьшилась. Вместе с тем удельный вес немонетарной составляющей заметно повысился. Инфляция издержек в значительной мере обусловлена ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий. Поэтому государство должно защищать интересы потребителей путем вмешательства в процессы ценообразования в отраслях естественной монополии, разумеется, не забывая и о законных, экономически обоснованных правах производителей.
Федеральным законом РФ "О естественных монополиях" определяется, что естественная монополия - состояние товарною рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары., производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
К сферам деятельности субъектов естественных монополий, согласно закону, отнесены: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Таким образом, с юридической точки зрения ни РАО "Газпром", ни РАО "ЕЭС России" не относятся к числу естественных монополий, поскольку структурно включают в себя предприятия, в первом случае добывающие природный газ, а во втором - производящие электроэнергию. Именно этим и объясняется, что ни то, ни другое не были включены в реестр монополистов. Ведь согласно статье 10 закона РФ "О естественных монополиях", реестр субъектов естественных монополий формируют и ведут органы регулирования естественных монополий, а реестром монополистов, точнее, хозяйствующих субъектов, доля реализации которых на товарных рынках превышает 35 %, занимается Государственный антимонопольный комитет России (ГАК РФ). Однако Антимонопольный комитет и органы регулирования не спешили поделить клиентов: уж очень они были весомы, и не только экономически[4].
Между тем проблема здесь действительно существует. Транспортировка газа и электроэнергии - вотчины регулирования закона "О естественных монополиях", а добыча и производство относятся к юрисдикции закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Причем, поскольку транспортировка и газа, и электроэнергии является завершающим звеном единого технологического цикла, постольку монопольная транспортная составляющая дает возможность монопольного завышения всего тарифа. Следовательно, перед нами чисто российский феномен - квазиестественные монополии. Разрешить это противоречие и призвана структурная реформа естественных монополий и их тарифного регулирования.
Государство может воздействовать на цены в отраслях естественных монополий двумя способами: во-первых, за счет регулирования цен и тарифов; во-вторых, путем внедрения и развития элементов конкуренции даже в отраслях естественных монополий. Наиболее эффективным является поддержание оптимального баланса конкурентных и регулирующих механизмов по принципу: регулирование только там, где конкуренция абсолютно невозможна. Этот тезис справедлив и по отношению к естественным монополиям несмотря на приведенное выше определение.
Нагляднее всего последовательный алгоритм преобразований можно выразить в виде формулы: реформа естественных монополий = наведение элементарного порядка и структурная перестройка + реструктуризация. Первое слагаемое этой формулы подразумевает совершенствование тарифного регулирования со стороны государства, а второе, напротив, - дерегулирование тарифов.
Международный опыт и современные теоретические разработки свидетельствуют, что самым перспективным направлением экономической политики государства в отраслях естественных монополий является их реструктуризация. Под последней, строго говоря, понимается внедрение элементов экономического соревнования и создание предпосылок и условий для развития конкуренции на соответствующих рынках, сопровождающееся их дерегулированием. Этим реструктуризация отличается от простой структурной перестройки таких квазиестественных монополий, как РАО "ЕЭС России" и РАО "Газпром", сводящейся к организационному выделению и структурному обособлению транспортных подразделений данных компаний и представляющей собой лишь часть задачи по наведению элементарного экономического порядка.
Другая ее часть, вытекающая из предыдущей, - упорядочение государственного регулирования тарифов в отраслях естественных монополий, являющееся наиболее известным и апробированным на практике методом воздействия на монополистов, по крайней мере для России в настоящее время.
Тарифное регулирование естественных монополий
Никакое, даже самое совершенное ценовое регулирование не приведет к успеху без восстановления государственного влияния в принадлежащих ему субъектах естественных монополий (РАО "ЕЭС России", МПС и РАО "Газпром"). Не дело, когда трастовый договор по управлению долей государства в Газпроме характеризуется президентом ни много, ни мало как "грабеж страны", а с момента образования РДО "ЕЭС России" ни одного обсуждения данной проблемы совместно с правительством не проводилось, в то время как оно "обросло" сотнями посреднических фирм, направляющих финансовые потоки в обход не только бюджета, но и самой компании.
В соответствии с указом президента от 28.02 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" для наведения порядка созданы коллегии представителей государства в естественных монополиях, которые должны содействовать росту курсовой стоимости акций этих компаний, контролировать своевременность внесения в госбюджет всех положенных платежей, следить за соблюдением антимонопольного законодательства и созданием элементов конкурентной среды. Президентский указ носит концептуальный характер и не содержит конкретного плана реорганизации, хотя выделение внутри естественных монополистов структурных подразделений прописано достаточно четко.
Не забыты естественные монополисты и в коммунальной сфере. Так, наведение порядка в локальных естественных монополиях (коммунальных предприятиях) предполагает внедрение энергосберегающих технологий начиная с установки счетчиков и водомеров в квартирах российских граждан, что, по словам Б. Немцова, может дать до 30 % экономии издержек[5].
Больше вопросов возникает с ценовым регулированием естественных монополий. Ценовое пространство России в настоящее время включает в себя две сферы. Первая - сфера свободных рыночных цен, которые устанавливаются самими хозяйствующими субъектами на основе баланса спроса и предложения. Причем цены на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, но не относящихся к естественным монополиям, также формируются свободно и входят в данную сферу, хотя и контролируются антимонопольными органами России. Вторая - сфера прямого государственного регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий и так называемые социально значимые товары.
Периодически проводимые ГАК РФ проверки практики установления тарифов из года в год показывают одно и то же: систематические нарушения порядка формирования тарифов, свидетельствующие о несовершенстве самих нормативных документов по ценообразованию. Эти документы позволяют наращивать численность промышленно-производственного персонала при сокращении объемов производства, предоставлять многочисленные льготы.
Разработаны они лишь в интересах производителей и не учитывают экономические интересы и возможности потребителей. Такие тарифы обеспечивают: получение необоснованно высокой по сравнению с другими отраслями и регионами заработной платы; выплату дивидендов независимо от того, как работало предприятие; страхование его работников: нецелевое использование части средств, предназначенных на строительство жилья и объектов соцкультбыта.
Например, на железнодорожном транспорте широко практикуются: взимание дополнительной оплаты за невыполненных (недовыполненные) работы (услуги) по сопровождению военизированной охраной МПС России вагонов и грузов; завышение тарифов в пригородном пассажирском сообщении; навязывание контрагентам при заключении договоров на перевозку грузов условий, не относящихся к предмету договора: выделение железной дороге продовольственных и промышленных товаров, различных материалов; требование оплаты сверх тарифов за отгрузку экспортных грузов и т.д.
Многочисленные нарушения действующего порядка ценообразования и несовершенство последнего показали проверки и в других отраслях естественных монополий.
Речь идет о том, чтобы сам механизм регулирования цен на продукцию и тарифов на услуги естественных монополий был максимально открытым, понятным и "прозрачным", то есть каждый покупатель вправе знать, за что и сколько он платит. При этом он должен быть уверен, что назначенная цена или тариф являются разумными и справедливыми. Все сказанное в равной степени относится к грузовым и пассажирским тарифам на услуги железнодорожного транспорта, на электропередачу и на транспортировку газа.
Законом "О естественных монополиях" предусмотрено, что государственными органами в числе методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий может применяться ценовое регулирование посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня. Напомним, что в соответствии с правительственным постановлением, помимо использования предельных коэффициентов изменения цен, которые мы предлагаем применять с учетом индексов инфляции, регулирование цен может осуществляться и другими способами, например, путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен.
Использование для эффективного ценового регулирования в условиях инфляционной переходной экономики фиксированных цен, предельных цен или надбавок, очевидно, нецелесообразно в силу того, что их величины придется постоянно пересматривать. Желательно, чтобы регулирование цен на значительном временном отрезке, по крайней мере и течение года, происходило автоматически.
Таким образом, из предложенных правительственным постановлением способов ценового регулирования остается метод коэффициентов изменения цен, который активно использовался (неудачно) за годы реформ и, скорее всего, будет применяться и впредь. С одной стороны, это естественно. А с другой - нужно срочно на базе отечественного и зарубежного опыта регулирования ликвидировать накопившиеся недостатки и ошибки. К сожалению, для российской экономики еще достаточно долго, несмотря на успехи в области финансовой стабилизации, будет характерна инфляция, если подходить к делу по западным меркам. А в развитых странах экономика с годовым ростом цен, превышающим 3-5 % в год, считается инфляционной. Поэтому нам тем более необходимы специальные инструменты ценовой политики государства по отношению к естественным монополиям. Очевидно, в условиях переходной инфляционной экономики России регулирование цен на их продукцию должно осуществляться путем индексирования, например, с использованием индекса потребительских цен (или индекса оптовых цен промышленности). Подобные рекомендации базируются на современном зарубежном опыте.
Интерес представляет подход к этой проблеме, применяемый в Польше. Согласно ему, если устранить препятствия для конкуренции на рынке достаточно быстро не удается, то надо применять меры государственного регулирования. Например, когда тарифы на услуги телефонной связи резко возросли, Антимонопольное управление запретило их дальнейшее повышение вплоть до изменения структуры полных издержек в соответствии с европейскими стандартами. Этот опыт весьма полезно учесть российским энергетическим комиссиям, регулирующим тарифы на электроэнергию.
Американскими экспертами регулирующим органам рекомендуется контролировать не сами затраты и доходы монополиста, а удовлетворение потребностей на регулируемом рынке. Суть данного подхода сводится к следующему: если развивается дефицит и возникают очереди, если покупатель желает, но не может приобрести товары по регулируемой цене, то последнюю нужно увеличить. Дефицит считается большим злом, чем высокие цены.
1.3. Особенности реорганизации на Федеральном Железнодорожном транспорте
Выбор организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта
Исходя из масштаба и функций формируемого хозяйствующего субъекта и требований к нему, организационно-правовая форма должна быть определена на основе анализа следующих возможных вариантов:
сохранение существующей структуры управления федеральным железнодорожным транспортом (включая МП С России);
федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП);
единое открытое акционерное общество (ОАО), 100% акций которого находятся в федеральной собственности;
несколько открытых акционерных обществ, 100% акций которых находятся в федеральной собственности.
На основе анализа преимуществ и недостатков этих вариантов сделан вывод о наиболее приемлемой организационно-правовой форме — открытое акционерное общество. Рабочее название — "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД").
Детально этот анализ изложен ниже.
Сохранение существующей структуры управления федеральным железнодорожным транспортом
Сохраняется существующая система МПС России, объединяющая все функции хозяйственного ведения и часть функций государственного управления (за исключением вопросов регулирования доступа и тари-фообразования, относимых к ведению другого органа государственной власти). Анализ преимуществ и недостатков данной организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта на первом (подготовительном) этапе приведен в табл. 1.
Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП)
Система государственных унитарных предприятий федерального железнодорожного транспорта преобразуется путем их слияния в единое федеральное государственное унитарное предприятие, аппарат управления которого осуществляет функции организации хозяйственного управления железнодорожным транспортом, ранее выполнявшиеся МПС России. Анализ преимуществ и недостатков данной организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта на первом (подготовительном) этапе приведен в табл. 2.
Открытое акционерное общество (ОАО)
Единый хозяйствующий субъект создается в форме открытого акционерного общества, которому передается имущество федерального железнодорожного транспорта. Аппарат управления ОАО осуществляет функции организации хозяйственного управления, ранее выполнявшиеся МПС России. Анализ преимуществ и недостатков данной организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта на первом (под-- готовительном) этапе приведен в табл. 3.
Несколько открытых акционерных обществ
МПС России как хозяйствующий субъект на первом этапе реформирования разделяется на несколько открытых акционерных обществ по видам деятельности (грузовые перевозки и инфраструктура, пассажирские перевозки в дальнем следовании и в пригородном сообщении, ремонтные и строительные услуги и т. п.). Анализ преимуществ и недостатков данной организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта на первом (подготовительном) этапе приведен в табл. 4.
Оптимальная организационно-правовая форма: рекомендации
Исходя из необходимости внутреннего стимулирования и активного внешнего управления процессом реформ, а также для обеспечения устойчивости системы железнодорожного транспорта представляется целесообразным организовать хозяйствующий субъект в форме единого ОАО (рабочее название - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД").
Меры, предлагаемые для снижения рисков, связанных с образованием ОАО, перечислены в табл. 5.
Критерии для принятия решения об организационно-правовой форме видов деятельности, выделяемых из ОАО "РЖД"
Для выделения компаний в виде независимых акционерных обществ требуется определить наличие практической возможности финансирования инвестиционной программы ОАО "РЖД", утвержденной Правительством РФ, за счет средств, не связанных с продажей акций соответствующих дочерних обществ.
Организационно-правовые механизмы выделения из ОАО "РЖД" открытых акционерных обществ
Министерство путей сообщения Российской Федерации в соответствии с п. 2 раздела I протокола заседания Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 14 (далее - Протокол) проработало организационно-правовые вопросы последующего выделения из создаваемого ОАО "РЖД" открытых акционерных обществ с закреплением акций этих обществ в собственности государства и сообщает следующее:
«Реорганизация ОАО "РЖД" в форме выделения из него открытых акционерных обществ может производиться в соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации [6]и ст. 19 Федерального закона "Об акционерных обществах.
Совет директоров (наблюдательный совет) ОАО "РЖД", реорганизуемого в форме выделения, предлагает, а общее собрание акционеров принимает решения по вопросам о реорганизации общества в форме выделения, порядке и об условиях выделения, о создании нового общества, возможности конвертации акций общества в акции и (или) иные ценные бумаги выделяемого общества и порядке такой конвертации, об утверждении разделительного баланса.
При этом не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общество обязано в письменной форме уведомить об этом своих кредиторов. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств ОАО "РЖД", а также возмещения всех причиненных им убытков (на основании ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 5 ст. 15 Федерального закона "Об акционерных обществах").
После принятия решения общего собрания акционеров ОАО "РЖД" о выделении из него открытых акционерных обществ формируется уставный капитал указанных обществ. В соответствии с п. 1.7 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 11 ноября 1998 г. № 48 (далее - Стандарты), формирование уставного капитала акционерного общества, создаваемого в результате выделения, возможно:
за счет соответствующего уменьшения уставного капитала реорганизуемого общества (ОАО "РЖД");
за счет следующих источников: средств, полученных от реализации реорганизуемым обществом (ОАО "РЖД") своих акций свыше номинальной стоимости (способ неприменим, так как акции ОАО "РЖД" ограничены в
обороте), остатков фондов специального назначения реорганизуемого общества (ОАО "РЖД") на конец предыдущего года, нераспределенной прибыли реорганизуемого общества (ОАО "РЖД") либо средств от переоценки основных фондов реорганизуемого общества (ОАО "РЖД").
Закрепление части акций выделяемого общества в собственности государства возможно при первом варианте формирования его уставного капитала. Осуществляется это путем оплаты государством акций выделяемых из ОАО "РЖД" открытых акционерных обществ акциями ОАО "РЖД". Решение о такой процедуре в соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об акционерных обществах" должно быть принято общим собранием акционеров ОАО "РЖД", то есть Правительством Российской Федерации».
Глава 2. Перспективы реструктуризации естественных монополий
Реструктуризация естественных монополий очень перспективна для России. Ценовой произвол естественных монополистов здесь приводит к усилению регионализации национального и локализации местных рынков. Это усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, отсутствием или слабостью систем информации. Но главное -государственное регулирование деятельности естественных монополий в принципе несовершенно и неэффективно[7].
Надо отметить, что у регулирующих органов практически во всех странах не хватает ни времени, ни квалифицированного персонала, ни информации. В большинстве случаев проверки финансовых отчетов и бухгалтерских документов субъектов естественных монополий случайны, поверхностны и растянуты во времени. Свои заключения контрольные органы строят в основном на основе данных, предоставляемых самими проверяемыми предприятиями. Эффективность подобного регулирования невысока и зачастую, ограничивая конкуренцию, приносит больше вреда, чем пользы.
Из-за бюрократической волокиты между сроком принятия регулирующего решения и моментом проведения его в жизнь проходит достаточно большой промежуток времени, что становится тормозом развития этих отраслей. Так, в России сроки реализации постановлений правительства Российской Федерации по регулированию цен на продукцию естественных монополий почти всегда были невыполнимыми. Да и сам процесс регулирования порождает дополнительные издержки со стороны как подпавших под него предприятий, так и государства.
Следовательно, с точки зрения долгосрочной стратегии нужны более эффективные меры по принуждению монополистов к цивилизованному поведению, чем административное регулирование цен и тарифов. Альтернативный способ воздействия на естественных монополистов - дерегулирование и стимулирование конкуренции.
Надо отметить, что указ президента предусматривает не только кратко- и среднесрочные меры по проведению структрурной реформы естественных монополий, но и долгосрочные, в частности, реструктуризацию РДО "ЕЭС России". Предполагается существенно расширить федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощностей (ФОРЭМ) за счет увеличения числа вырабатывающих электроэнергию предприятий с 30 до 51, что должно запустить конкурентные механизмы и способствовать снижению энерготарифов. Впрочем, все это не ново. Гораздо менее исследованным представляется вопрос, что нужно (и нужно ли?) сделать по реструктуризации МГТС и РАО "Газпром".
Из зарубежного опыта известно, что субъект естественной монополии может сталкиваться с конкуренцией со стороны предприятий, использующих при производстве такой же или аналогичной продукции принципиально иную технику или технологию. Например, современные нововведения открыли для многих предприятий возможность самостоятельного строительства достаточно крупных электрогенераторов. Естественно, в таком случае регулировать тарифы на электроэнергию и ее передачу становится нецелесообразным.
Идентичная ситуация может возникнуть при транспортировке нефти и газа, железнодорожных перевозках. Поэтому при решении вопроса об отмене тарифного регулирования очень важно, чтобы и поставщики, и их клиенты имели реальный доступ к альтернативным и конкурентным источникам предложения или спроса. По нашему мнению, российским субъектам естественной монополии следует предоставить право обращаться в правительство РФ с предложениями об отмене регулирования цен и тарифов на свою продукцию во всех случаях проявления серьезной конкуренции.
Поощряемая государством конкуренция внутри предприятий железнодорожного транспорта, раздел собственности или управления эксплуатацией железнодорожных путей и поездов должны стать мощными факторами сдерживания роста железнодорожных тарифов. Главный объективный тормоз конкуренции на железнодорожном транспорте - это противоречие между владельцем железнодорожных объектов, который хотел бы взыскивать максимальную плату за пользование путями, и пользователем этих объектов, заинтересованном в минимизации своих затрат. Характерным для России в настоящий момент является то, что собственником и железнодорожных путей, и вагонов выступает государство в лице МПС.
Разграничение владения и эксплуатации железнодорожных путей и поездов можно в порядке эксперимента провести на одной из железных дорог страны. Отделение предприятий-пользователей железнодорожных вагонов от владельца путей, которым еще долгое время будет государство, целесообразно начать с разделения счетов с последующим организационным обособлением. В случае очевидного успеха данного проекта завершить его можно приватизацией по крайней мере предприятий, эксплуатирующих подвижной состав.
Административно-правовые формы подобного разделения хозяйствующих субъектов на различных этапах - предмет юридических исследований и проработок. Задача же экономистов - решить проблему таким образом, чтобы владелец пути не устанавливал слишком высокую плату "за доступ" к инфраструктуре, а предприятия, эксплуатирующие железнодорожные вагоны, действительно вступали в конкурентную борьбу за потребителя услуг по перевозке.
Выделение из общей "связки" мощностей тех предприятий, которые предоставляют продукцию и услуги конечным потребителям, в настоящее время происходит и в других отраслях естественных монополий. Например, в США и Европе - в нефте- и газопроводном транспорте, телекоммуникациях и электроэнергетике. Российское правительство, на наш взгляд, также не должно плестись в хвосте событий, а сыграть на опережение, попробовав внедрить в отечественную хозяйственную практику новейшие западные разработки. Однако во всех перечисленных случаях необходимы тщательно продуманные мероприятия по контролю за ценами, которые может свободно устанавливать ее владелец. Важно, чтобы отделение инфраструктуры (ее продукции и услуг) от самого предоставления таких услуг не привело к новым проявлениям монополизма и неэффективности.
Что касается реструктуризации РАО "Газпром", то здесь необходимо семь раз отмерить и, пожалуй, совсем не резать. Во-первых, монополизированная газовая отрасль вводит новые мощности стоимостью, превышающей годовые государственные инвестиции. Во-вторых, Газпром (единственная из российских естественных монополий) является субъектом не национального, а мирового рынка, где царит жесточайшая конкуренция, и его демонополизация- это подарок иностранному капиталу. Наконец, в-третьих, согласно российскому антимонопольному законодательству, в исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерными, если он докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка[8].
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: - ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. - определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Заключение
Таким образом, особое место, среди различных видов монополий, занимает феномен "естественной монополии".
Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя и большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы.
Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов.
Несмотря на то, что естественные монополии - благоприятное явление для общества, их монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.
Регулирование деятельности естественных монополий - это процесс торга между компанией и регулятором. Основные направления - регулирование цен и регулирование прибыли.
Регулирование цен, как и регулирование прибыли, имеет негативные последствия. При фиксировании верхнего предела цен рост прибылей может быть достигнут за счет снижения качества услуг. Следовательно, такое регулирование неизбежно требует контроля качества путем установления стандарта услуг.
Принципы регулирования различаются в зависимости от выбора центрального контрольного параметра, способа его задания, периодичности пересмотра и многих других содержательных и процедурных факторов.
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
В Российской Федерации система регулирования монополий только формируется и предусматривает лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 18.05.2001 г., № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте», Экономика, № 8, 2001 г.
2. Эдвин Дж. Долан Микроэкономика – СПб. 1996.
3. Курс экономической теории /под общей редакцией: проф. Чепурена – М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров 1994.
4. Кэмпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс, – М.: "Республика", 1992.
5. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997.
6. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-на-дону: «Феникс», 2002.
7. Тотьев К. «Государственная и естественная монополии» «Закон», 2005 г., №4.
8. Никифоров А. Ценовое регулирование естественных монополий. // Вопросы экономики. - 2002 - №4.
9. Микроэкономика: теория и российская практика /Под ред. А.Г. Грязновой – М.: КноРус, 2001.
10. Айдарова Н.А. Естественная монополия и государство // Актуальные проблемы переходной экономики – сб. науч. Трудов – Челябинск, ЮУрГУ, 2003 с.122-127.
11. Каретникова Т.М. Естественные монополии: стратегия регулирования // Актуальные проблемы переходной экономики – сб. науч. Трудов – Челябинск, ЮУрГУ, 2003 с.128-131.
[1] Тотьев К. «Государственная и естественная монополии» «Закон», 1995 г., №4. С.12-18
[2] Айдарова Н.А. Естественная монополия и государство // Актуальные проблемы переходной экономики – сб. науч. Трудов – Челябинск, ЮУрГУ, 1999 с.122-127.
[3] Каретникова Т.М. Естественные монополии: стратегия регулирования // Актуальные проблемы переходной экономики – сб. науч. Трудов – Челябинск, ЮУрГУ, 1999 с.128-131.
[4] Каретникова Т.М. Естественные монополии: стратегия регулирования // Актуальные проблемы переходной экономики – сб. науч. Трудов – Челябинск, ЮУрГУ, 1999 с.128-131.
[5] Каретникова Т.М. Естественные монополии: стратегия регулирования // Актуальные проблемы переходной экономики – сб. науч. Трудов – Челябинск, ЮУрГУ, 1999 с.128-131.
[6] Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят государственной Думой РФ 22.12.95.// Собрание Законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410, № 32. Ст. 3301.
[7] Каретникова Т.М. Естественные монополии: стратегия регулирования // Актуальные проблемы переходной экономики – сб. науч. Трудов – Челябинск, ЮУрГУ, 1999 с.128-131.
[8] Каретникова Т.М. Естественные монополии: стратегия регулирования // Актуальные проблемы переходной экономики – сб. науч. Трудов – Челябинск, ЮУрГУ, 1999 с.128-131.