Содержание
Задание № 1. 3
Задание № 2. 13
Список источников и литературы.. 15
Задание № 1
Создание. регистрация и ликвидация учреждений проф. образования.
Образовательное учреждение как юридическое лицо. Филиалы и представительства учреждений проф-го образования, их правовой статус.
Ответ:
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Экстерн - лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Лица, осваивавшие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестацию экстерном по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Для получения общего образования в форме экстерната в пределах основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования действует единый государственный образовательный стандарт.
Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом.
Деятельность общеобразовательного учреждения, обеспечивающего аттестацию экстернов, финансируется учредителем.
Общеобразовательное учреждение по желанию экстернов может оказывать дополнительные платные образовательные услуги.
Заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подается руководителю общеобразовательного учреждения совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина.
Заявление о прохождении экстерном промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования от имени несовершеннолетних обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы в данном общеобразовательном учреждении очно, подают их родители (законные представители).
Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение общеобразовательных программ: справка об обучении в образовательном учреждении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования; справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении; документ об основном общем (неполном среднем) образовании.
Кроме того, могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств.
При отсутствии вышеназванных документов (у иностранных граждан, в случае утраты документов, обучения в форме самообразования, обучения за рубежом) установление уровня освоения общеобразовательных программ осуществляется в порядке, определяемом уставом данного общеобразовательного учреждения.
Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением. Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации не может быть менее трех месяцев до ее начала.
При приеме заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна общеобразовательное учреждение обязано ознакомить экстерна, родителей (законных представителей) несовершеннолетних экстернов с настоящим Положением, уставом общеобразовательного учреждения, положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, программами учебных предметов.
Особого внимания государства заслуживает высшее профессиональное образование, которое имеет целью готовить специалистов с высшим образованием для всех отраслей и сфер жизни страны. Высшие учебные заведения также активно участвуют в развитии науки, поскольку здесь сосредоточена половина научных кадров страны.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.
Университет - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Академия - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;
является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[1] гражданам России гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".
Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют соответственно не менее чем 4, 5 и 6 лет. Соответственно этому различаются и дипломы об образовании.
Различаются государственные вузы, находящиеся в ведении Российской Федерации, субъектов Федерации, а также муниципальные вузы.
Законом определен порядок приема в вуз и подготовки специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием (аспирантура, докторантура).
Управление вузом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом вуза на принципах единоначалия и коллегиальности.
Образовательные учреждения должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности в области высшего профессионального и(или) дополнительного образования по экономическим и управленческим специальностям, пройти аккредитацию, дающую право на выдачу документов государственного образца о профессиональной переподготовке и(или) повышении квалификации, а также иметь опыт реализации программ подготовки управленческих кадров высшего и среднего звена не менее трех лет.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одно или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Действие федерального законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на ее территории.
Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатываемыми на их основе уставами.
Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его аккредитации.
Структура и требования к содержанию устава образовательного образования определены Законом Российской Федерации об образовании. Устав гражданского образовательного учреждения в части, урегулированной федеральным законодательством, разрабатывается и принимается им самостоятельно.
Основы организации управления образовательным учреждением определены Законом об образовании. Дополнительно управление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируется Типовыми положениями и их уставами. Дополнения диктуются особенностями типов и видов образовательных учреждений и чаще всего касаются процедур формирования органов, разграничения компетенции между управленческими структурами и других вопросов, решение которых дозволено самим образовательным учреждениям.
В соответствии с Законом об образовании управление государственными и муниципальными учреждениями осуществляется на принципе единоначалия и самоуправления, формами которого являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет и др. Порядок выборов этих органов и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
Непосредственное управление указанным образовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: нанят советом по контракту; избран коллективом образовательного учреждения; избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; назначен учредителем; нанят учредителем. В гражданском образовательном учреждении назначение ректора не допускается.
Полномочия совета и руководителя образовательного учреждения разграничиваются в его уставе. •
Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший установленную аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.
Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения определяется Правительством Российской Федерации.
Эти позиции отражены в типовых положениях об образовательных учреждениях, которые регламентируют и иные вопросы. Например, ряд функций совета государственного или муниципального учреждения начального профессионального образования закреплены непосредственно в Типовом положении о нем (рассмотрение случаев отчисления и перевода в другое образовательное учреждение обучающихся и др.);
Типовым положением о государственном среднем специальном учебном заведении определены состав его совета, возможность досрочного его перевыбора и его порядок; возможность создания других органов;
полномочия директора как органа юридического лица и распорядителя кредита и др.
Управление государственным высшим учебным заведением более детально регламентируется Типовым положением о нем. Им установлено, что общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет, возглавляемый ректором. Досрочные выборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом вуза.
Порядок выбора первого состава определяется общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся вуза, общественных организаций.
В вузе могут создаваться другие советы по различным направлениям. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы деятельности советов определяются уставом вуза.
Непосредственное управление деятельностью государственного вуза осуществляет ректор. Порядок занятия должности ректора определяется уставом вуза в соответствии с Законом об образовании.
В пределах своих полномочий ректор издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в вузе.
Исполнение части своих полномочий ректор может передавать проректорам и другим руководящим работникам вуза.
В зависимости от структуры вуза в отдельных подразделениях (факультет и др.) могут создаваться выборные представительные органы — ученые советы. Порядок их избрания и полномочия определяются уставом вуза.
Факультет возглавляет декан факультета, избираемый ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание. Порядок избрания декана определяется уставом вуза.
Кафедру возглавляет заведующий. Положения о кафедре и других подразделениях разрабатывает и утверждает вуз в порядке, предусмотренном его уставом.
Среди вузов Российской Федерации особое место занимает Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Он является учебно-научным и учебно-методическим центром высшего образования страны. Он не имеет ведомственной подчиненности, организация управления им регламентируется уставом, учитывающим особый статус и структуру университета.
Типовое положение об общеобразовательном учебном заведении, в части управления им, воспроизводит нормы Закона об образовании.
Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляют непосредственно его учредители или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Многие вопросы организации управления таким учреждением регламентируются в его уставе.
Задание № 2
Рассчитайте учебную нагрузку по дисциплине "Конституционное право заруб. стран ", которую преподают в потоке студентов заочной формы обучения, объединяющем две группы (21 чел. и 26 чел.).
Объем часов, отведенных в уч. плане на изучение этой дисциплины, составляет 22 часа, из которых 18 часов лекционных и 4 часа семинарских занятий. Студенты выполняют контрольную работу и сдают экзамен.
Ответ:
Расчет учебной нагрузки кафедры по конкретной дисциплине производится по следующей эмпирической формуле, учитывающей вышеуказанные требования:
Нагрузка=(Лек+3*Лаб+Прак+СРС)*Студ/СрГр*Кспец*Кквал
+ 0,6*Студ*Экз,
или
Нагрузка=(Общ+2*Лаб)*Студ/СрГр*Кспец*Кквал
+ 0,6*Студ*Экз,
где:
Лек, Лаб, Прак и СРС – число часов по рабочему учебному плану, выделенное на лекции, лабораторные и практические занятия, а также на самостоятельную работу студента по изучению и закреплению материала дисциплины;
Общ=Лек+Лаб+Прак+СРС – общий объем (трудоемкость) дисциплины;
Студ – количество студентов, обучающихся по данной дисциплине рабочего учебного плана;
СрГр – средняя численность студенческой группы, изменяющаяся по курсам ( с учетом отсева и ухода студентов):
1-ый –20, 2-ой –18,5, 3-ий –17, 4-ый –16, 5-ый –15 и 6-ой –15 студентов;
Кспец – коэффициент специализации дисциплины, равный 1,5 для дисциплин с индексами СД (специальные дисциплины) или ДС (дисциплины специализации) и равный 1,0 для остальных дисциплин, для вечерней формы обучения Кспец=0,53;
Кквал - коэффициент, учитывающий квалификацию преподавателей через соотношение среднего разряда по кафедре к величине разряда, принятой за норму в вузе (15 разряд);
Экз – равен 1 при наличии экзамена и 0 в противном случае.
Следовательно,
22*47/23,5*1,5*15+0,6*47*1=1018,2
Нагрузка = 1018,2
Список источников и литературы
1. Федеральный закон РФ « Об образовании » от 13 января 1996 года // Собрание законодательств Российской Федерации 1996 года № 3 ст. 150.
2. Федеральный закон РФ от 10 апреля 2000 года № 51 « Об утверждении Федеральной программы развития образования ».
3. Шкатулла В.И. Образовательное право. Учебник для вузов. М., 2001
4. Федорова М.Ю. Образовательное право. М., 2004
[1] СЗ РФ 1996. № 35. Ст. 4135