Содержание

Задание № 1____________________________________________________ 3

Задание № 2____________________________________________________ 5

Задание № 3____________________________________________________ 6

Задание № 4____________________________________________________ 7

Задание № 5___________________________________________________ 14

Список источников и литературы_______________________________ 16

Задание № 1

Какие из перечисленных актов являются источниками административного права?

1.     Законы РФ: О выборах народных депутатов РФ, Об образовании, О статусе судей.

2.     указы Президента РФ: О порядке  опубликования и вступления в силу актов Президента и Правительства РФ, О присвоении почетных званий «Заслуженный учитель школы РФ» работникам образования Костромской области:

3.     постановления Правительства РФ:  О развитии производства поваренной соли в РФ, Об утверждении Устава Финансовой академии при Правительстве РФ.

4.     приказ Государственного таможенного комитета РФ «Об особенностях пропуска и декларирования некоторых товаров»

5.     инструкция Министерства труда «О порядке исчислений пособий по безработице»

6.     приказ Министра Обороны РФ «О назначении на должность командующего войсками Уральского военного округа»

7.     постановление главы администрации области «О мерах по укреплению дисциплины и общественного порядка на улицах и дорогах области»

Ответ:

В сжатом виде источники иностранного административного права характеризуются следующим образом: конституции, законы (конституционные и обычные), акты делегированного законодательства и подзаконные акты как административно-правовые акты, административные решения-прецеденты, судебные прецеденты (как судов общей юрисдикции, так и верховных административных судов), обычаи (особенно в англо-американской системе), международные договоры.

Иерархия источников административного права:

1. Конституция РФ.

2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ).

3. Законы субъектов РФ, указы президента РФ и глав субъектов РФ.

4. Постановления и распоряжения правительства РФ.

5. Постановления правительств субъектов РФ.

6. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.)

7. Ведомственные акты глав субъектов РФ и ведомственные акты местного самоуправления.

Правильный вариант ответа: 1, 2, 5, 6, 7

Задание № 2

Различают субъект административного права и субъект административного правоотношения.

Субъекты административного права определяются в нормах права как вообще граждане, общественные объединения , государственные организации, не государственные организации , предприятия учреждения , трудовые коллективы.

Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их субъектами.

Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных правоотношений- это конкретные участники , стороны правоотношения, наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и способные их осуществлять.

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:

1. Административно-правовая норма, предусматривающая права , обязанности субъекта:

2. Административная правоспособность и дееспособность субъекта:

3. Основание возникновения изменения и прекращения правоотношений ( юридический ) факт.

Задание № 3

Административно-правовой статус гражданина (схема)

 

 

Задание № 4

Органичной частью общего правового статуса граждан Российской Федерации является административно-правовой статус граждан Российской Федерации. Административно-правовой статус граждане  - это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а так же гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государственного и местного самоуправления).

В правовых актах “не отождествляется правовой статус личности и гражданина Российской Федерации.”[1] Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем человек как  таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых прав и  обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Однако в действующем праве, в том числе в Конституции Российской Федерации, различия в статусе личности и гражданина отражаются не всегда четко. Например, Конституция закрепляет право на обращение в государственные органы только применительно к гражданам Российской Федерации, но этим правом могут пользоваться так же иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной (законодательной) власти. Но в “формировании и особенно в реализации составляющих  данный статус прав и обязанностей значительна так же роль органов государственного управления и местного самоуправления”[2]. В пределах предоставленной компетенции они издают правовые акты, влияющие на статус гражданина, определяющие права и обязанности в той или иной сфере  (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение). Вышеозначенные органы управления организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административному положению граждан. Они помогают и содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты. И,  наконец, они осуществляют охрану прав граждан. Во многих случаях актами органов  государственного управления и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде конституциями, отдельными законодательными актами. Например, конституционное право на высшее образование конкретизировано не только Законом Российской Федерации об образовании, но и типовым положением о высшем учебном заведении, утвержденным Правительством Российской Федерации. Некоторые права и обязанности устанавливаются органами государственного управления первично. Например, они предусмотрены Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Прейдем к рассмотрению административной правосубъектности граждан. “Объем и характер административной правосубъектности граждан определяет административно-правовое положение граждан”[3]. Административную правосубъектность включает в себя административная правоспособность и административная дееспособность. Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции Российской Федерации.  Конституция Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности , языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств. Запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или национальной принадлежности. Применительно к большинству перечисленных факторов принцип равноправия в сфере функционирования исполнительной власти осуществляется в основном достаточно последовательно. Больше всего принцип равенства отделен от факторов указывающих на социальное происхождение человека и гражданина (имущественное и должностное положение, место жительства, принадлежность к общественным объединениям). Это характерно не только для России, но и других стран. Применительно к вышеперечисленным факторам данный принцип во многом декларативен. В нем как и в закреплении многих конституционных прав, выражен недостижимый идеал. Признавая этот идеал, мы создаем  предпосылки для того, чтобы в государственной деятельности были справедливые приоритеты. В реальной жизни равноправие не может исключать особого административно-правового статуса. Сейчас его имеют переселенцы, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, Герои Российской Федерации. Таким образом равенство административной правоспособности граждан Российской Федерации как  общей способности иметь права и нести обязанности не означает , что все граждане обладают всем комплексом прав и обязанностей, предусмотренных законом. Каждый имеет возможность занять должность министра, но реально министрами являются единицы.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема  или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность  может быть временно ограниченна. Эти случаи регламентируются законом. Закон предусматривает отдельные санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоограничения. УК РФ  устанавливает в качестве меры наказания  возможность лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Административное право  так же устанавливает исключительные случаи временного лишения или ограничения отдельных граждан  некоторых прав за нарушения. Например, Кодекс РСФСР об административных нарушениях предусматривает возможность лишения гражданина специально предоставленного ему прав управления транспортным средством, права охоты. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения в соответствии с федеральным конституционным законом ограничений прав и свобод граждан с указанием определенного срока их действий.

Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.).  Административная  правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан. Права граждан сочетаются с их определенными обязанностями перед обществом в целом.

Основной особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление предполагает различные условия и характер взаимодействия с системой исполнительной власти. Административная правоспособность может быть реализована в сфере взаимодействия с государственной системой управления, с системой местного самоуправления, с государственными предприятиями, учреждениями и организациями, с негосударственными предприятиями, учреждениями и организациями и их представителями. Система исполнительной власти – важнейшая сфера реализации административной правоспособности граждан.

На осуществление административной правоспособности влияют разнообразные фактические обстоятельства, наличие которых порождает у граждан соответствующие субъективные права и обязанности. Связь реализации административной правоспособности с теми или иными реальными обстоятельствами обусловлена реальной необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья, наиболее правильного использования способностей и активности граждан в социальной деятельности.

Перейдем к рассмотрению второй составляющей административной правосубъектности граждан – административной дееспособности. Административная дееспособность гражданина – признанная  за ним способность своими личными действиями приобретать прав и обязанности административно-правового характера и осуществлять их. Такая дееспособность включает так же способность гражданина лично нести ответственность за совершение правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижению гражданином восемнадцатилетнего возраста.  

Не все граждане обладают одинаковой  административной дееспособностью. Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих  прав и обязанностей своими личными действиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий. В административном праве отсутствуют правовые нормы которые бы определяли  возможность и основания ограничения дееспособности граждан, а так же каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности. Так некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). “Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.”[4] Возможность признания гражданина временно недееспособным предусмотрена Законом Российской Федерации  “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.”  Согласно Закону гражданин может быть временно, на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования, признан непригодным, вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и работы связанной с источником повышенной опасности. Решение об этом принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органами здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических показаний. Такое решение может быть обжаловано в суд.

Закон Российской Федерации “Об основах государственной службы в Российской Федерации”, определяя требования к гражданам, претендующим на замещение государственных должностей, устанавливает, что кандидаты на соответствующие должности должны удовлетворять определенному состоянию здоровья. Президент Российской Федерации  прекращает исполнение полномочий , в частности, в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. [5]

На основании административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют свои права  и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения. “Главная особенность, характеризующая граждан как участников административных отношений, заключается в том, что они вступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные и общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти.”[6] В административно-правовых отношениях граждане могут выступать стороной, обязанной выполнять обращенные к ней административно-правовые нормы и основанные на них требования и стороной вступающей в правовые отношения, связанные с реализацией принадлежащих ей законных прав.

Различаются административные правоотношения, складывающиеся в связи с:

а)  реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав;

б) выполнением возложенных на граждан обязанностей;

в) нарушениями органами государственного управления, местного самоуправления их должностными лицами прав и законных  интересов граждан;

г) нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей.

Вся система административно-правовых отношений, субъектами которых могут быть граждане, определяется их административной правоспособностью. Административно-правовые отношения возникают в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязанностей как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа государственного самоуправления.

Задание № 5

Заполните карту сравнительного анализа видов юридической ответственности.

Признаки

Виды ответственности

административная

дисциплинарная

уголовная

Фактическое основание

административное правонарушение

дисциплинарный поступок

преступление

Нормативное основание

законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях

законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих

Законы об уголовной ответственности

Процессуальное основание

КоАП РФ

Трудовой кодекс РФ и др.

Уголовный кодекс РФ

Субъект, налагающий взыскание

физические лица, так и коллективные образования

вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

Государство, физические лица

Виды взысканий

административные взыскания

дисциплинарные взыскания

уголовные наказания

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1999  г.

2.     Комментарии к Конституции Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1999  г.

3.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

4.     А. П. Алехин, А.А. Кармолицкий , Ю.М. Козлов  Административное право Россиийской Федерации. М.,2003.

5.     Россинский Б. В. Административное право: Учебное пособие в схемах. М., 1998.

6.     Словарь административного права под ред. И.А . Бачило М. 1999.


[1] Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права. // Государство и право. 1994 N 3 Стр. 13

[2] А. П. Алехин, А.А. Кармолицкий , Ю.М. Козлов  Административное право Россиийской Федерации. М.,1996, стр. 93.

[3] А. П. Алехин, А.А. Кармолицкий , Ю.М. Козлов  Административное право Россиийской Федерации. М.,1996, стр. 94.

[4] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

[5] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1999  г. Ст. 92.

[6] Овсянко Д.Н. Административное право: Учебное пособие для юридических  факультетов и институтов. М.,1996, С. 38.