Содержание

Введение. 3

Глава 1. Уголовная ответственность военнослужащих. 5

1.1. Общие положения об уголовной ответственности военнослужащих. 5

1.2. Принцип повышенной юридической ответственности военнослужащих. 6

Глава 2. Преступления против военной службы.. 11

2.1. Преступления, посягающие на порядок подчиненности и уставные взаимоотношения между военнослужащими. 11

2.2. Преступления, направленные против порядка прохождения военной службы   14

2.3. Преступления, посягающие на порядок несения специальных служб. 16

2.4. Преступления, нарушающие порядок обращения с оружием, боеприпасами, другим военным имуществом и эксплуатацию военной техники. 22

Заключение. 24

Список источников и литературы.. 26

Введение

Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в установленных уголовным законом мерах воздействия на лицо, совершившее преступление, содержащих для него неблагоприятные последствия, применяемых в установленном порядке государственными органами.

В Российской Федерации существует только один нормативный правовой акт, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности - Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 г. и вступивший в силу с 1 января 1997 г. УК РФ выступает единственным правовым основанием уголовной ответственности и для военнослужащих за совершение ими любых преступлений.

УК РФ является уголовным законом страны, принятым в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, и состоящим из взаимосвязанных юридических норм, определяющих, какие деяния (действия или бездействия) являются преступными и какие наказания суд может применить к лицам, совершившим преступления. Согласно ст. 2 УК РФ уголовное законодательство имеет своими задачами охрану от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей природной среды и конституционного строя, обеспечение мира и безопасности человечества, предупреждение преступлений.

Уголовный закон делится на две большие, связанные между собой группы норм, образующие Общую и Особенные части. В Общей части УК РФ содержатся нормы, определяющие задачи УК РФ и основания уголовной ответственности, пределы действия УК РФ, положения о преступлении, о наказании и освобождении от ответственности и наказания. Особенная часть УК РФ включает нормы, предусматривающие меру ответственности (вид и размер наказания) за конкретные преступные деяния с указанием признаков этих деяний. Нормы Общей и Особенной частей тесно связаны между собой, они представляют единую систему условий уголовной ответственности за совершение преступлений.

УК РФ имеет универсальный характер, т.е. вопросы уголовной ответственности за совершение преступлений, как правило, решаются одинаково, независимо от того, кто их совершил и в какой области общественной жизни они совершены. Например, нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, в равной мере применяются ко всем лицам, в том числе и военнослужащим; осужденные военнослужащие на равных с другими осужденными условиях исполняют наказание в виде штрафа, военнослужащие на общих со всеми гражданами основаниях привлекаются к ответственности за убийство, кражу, хулиганство и другие преступления. Вместе с тем в отечественном уголовном законодательстве традиционно существует ряд норм, содержание которых обусловлено спецификой военной службы. Эти нормы либо полностью посвящены уголовно-правовой охране военной безопасности, либо имеют специфику при их применении в отношении военнослужащих. Совокупность таких норм образует военно-уголовное законодательство Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение преступлений против военной службы.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

- охарактеризовать уголовную ответственность военнослужащих;

- проанализировать преступления против военной службы.

Глава 1. Уголовная ответственность военнослужащих

1.1. Общие положения об уголовной ответственности военнослужащих

Военно-уголовное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов в связи с совершением преступлений. Оно имеет своей задачей главным образом охрану военной безопасности Российской Федерации. Источниками военно-уголовного законодательства являются нормы гл. 33 УК РФ (ст.ст. 331-352), а также нормы Общей части УК РФ, предусматривающие специальные виды уголовных наказаний, применяемые к осужденным военнослужащим, основания и порядок их назначения и отбывания (ст.ст. 48, 51, 55 и др.). Кроме того, некоторые нормы Особенной части УК РФ могут быть также отнесены к источникам военно-уголовного законодательства, например, ст.ст. 285, 286, 293, в которых предусмотрена ответственность воинских должностных лиц.

Основу военно-уголовного законодательства составляют статьи гл. 33 Особенной части УК РФ, предусматривающие ответственность за преступления против военной службы. Глава 33 состоит из 22 статьей (ст.ст. 331-352), в ст. 331 УК РФ дается определение преступлениям против военной службы, другие статьи предусматривают ответственность за конкретные воинские преступления. Эти преступления нарушают порядок прохождения военной службы и непосредственно направлены на боевую готовность войск, обусловливая тем самым особый характер и степень их общественной опасности. Некоторые из них обладают исключительно воинским характером и не имеют аналогов среди общеуголовных преступлений. В частности, самовольное оставление части или места службы - ст. 337 УК РФ, нарушение правил несения боевого дежурства - ст. 340 УК РФ. Отдельные преступления против военной службы имеют сходство с рядом общеуголовных деяний, но совершенные в условиях военной службы они обладают повышенной общественной опасностью. Например, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности - ст. 335 УК РФ.

Преступлениями против военной службы (воинскими преступлениями) признаются предусмотренные гл. 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. В соответствии со статьями гл. 33 УК РФ уголовную ответственность несут также военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 331 УК РФ ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время или в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени. Сегодня, к сожалению, этого законодательства в России нет.

Предусмотренные в гл. 33 УК РФ воинские преступления можно разделить на следующие группы:

- преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими (ст.ст. 332-336 УК РФ);

- уклонение от военной службы (ст.ст. 337-339 УК РФ);

- преступления против порядка несения специальных служб (ст.ст. 340-344 УК РФ);

- преступления против порядка использования и сбережения военного имущества (ст.ст. 345-348 УК РФ);

- преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст.ст. 349-352 УК РФ).

1.2. Принцип повышенной юридической ответственности военнослужащих

Принцип ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей является общим принципом государственной службы, закрепленным в п.10 ст.5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". Анализ военного законодательства позволяет сделать вывод, что указанный принцип применительно к военно-служебной деятельности получил дальнейшее развитие и предусматривает повышенную юридическую ответственность, которая проявляется двояко: во-первых, за аналогичные правонарушения военнослужащие несут повышенную юридическую ответственность по сравнению с гражданскими государственными служащими и иными служащими; во-вторых, военнослужащие несут юридическую ответственность не только за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных, но также общих и специальных обязанностей.

Общие обязанности военнослужащих перечислены в ст.26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст.ст.13-20 УВС ВС РФ. К ним относятся: соблюдение верности Военной присяге, требований воинской дисциплины, бдительности, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и др. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины и общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. Дисциплинарная ответственность государственных служащих за нарушение общественного порядка законодательством не предусмотрена.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение приказа (ст.332), сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст.333), применение запрещенных средств и методов ведения войны: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации (ст.356) и т.д. Перечисленные составы преступлений не распространяются на служащих государственных органов, не являющихся военнослужащими.

Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности, устанавливаемые федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами (ст.27 Федерального закона "О статусе военнослужащих).

За нарушение воинской дисциплины при исполнении специальных обязанностей наступает дисциплинарная ответственность. Уголовная ответственность наступает за нарушение правил несения боевого дежурства и боевой службы (ст.340), пограничной службы (ст.341), нарушение уставных правил караульной службы (ст.342) и т.д.

Перечисленные принципы военной службы, касающиеся вопросов управления и организационно-правовой регламентации военно-служебной деятельности закреплены в той или иной степени законодательством о военной службе. В настоящее время можно вести речь и об иных правовых началах, характеризующих военно-служебную деятельность. По нашему мнению, можно говорить о существовании принципа подконтрольности деятельности военнослужащих и принципа детальной регламентации военно-служебных отношений.

Повышенное внимание к правопорядку, морально-психологическому состоянию личного состава, безопасности военной службы находит отражение в общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих, требуют детальной регламентации всех военно-служебных отношений. В прямой постановке принцип детальной регламентации военно-служебных отношений действующим военным законодательством не закреплен, что требует его дальнейшего совершенствования.

В литературе указывается на существование отраслевых и конкретно-институционных принципов[1], которые распространяются не на весь институт военной службы, а лишь на его отдельные элементы. Следуя вышеуказанной логике взаимосвязи и соподчинения категорий общего - особенного - специального - индивидуального, под отраслевыми принципами следует понимать специальные принципы военной службы, характеризующие специфику деятельности военнослужащих при исполнении военной службы в отдельных государственных органах и организациях, а под конкретно-институционными (индивидуальными) - принципы, характеризующие отдельные стороны, связанные с военно-служебной деятельностью.

Специальные принципы военной службы закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем военную службу в отдельных государственных органах и организациях.

К конкретно-институционным можно отнести следующие принципы: применения поощрений; привлечения к юридической ответственности, в том числе наложения дисциплинарных взысканий; аттестации; социально-правовой защиты военнослужащих; обеспечения безопасности военной службы; комплектования военнослужащими (возникновения военно-служебных отношений); присвоения воинских званий; назначения на воинские должности; увольнения с военной службы и др. Применение поощрений должно основываться на принципах обоснованности, соразмерности поощрений, гласности и др.[2] Наложение дисциплинарных взысканий должно осуществляться в соответствии с принципами обоснованности, соответствия дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка, соблюдения достоинства личности военнослужащего и др. Принцип объективной оценки при проведении аттестации военнослужащих закреплен в ст.26 Положения о порядке прохождения военной службы. Периодичность, оспоримость выводов также являются принципами аттестации.

Ю.И. Мигачев указывает на существование следующих принципов правовой защиты военнослужащих: защита специально незащищенных, ущемленных в своих правах военнослужащих (принцип дифференцированного, индивидуального подхода); защита в приоритетных сферах жизнедеятельности (материальное и пенсионное обеспечение, предоставление жилья, медицинское обслуживание и т.д.); защита со стороны органов, которые в силу своих полномочий не могут быть нарушителями прав и свобод военнослужащих; неотвратимость преследования за нарушения прав и свобод военнослужащих; оптимальная допустимость в определении прав и свобод военнослужащих; законодательная ограниченность прав и свобод военнослужащих; приоритет мер правовой защиты военнослужащих в социальной политике государства; гражданский контроль за правовой защитой военнослужащих; отягчающая ответственность за нарушение прав и свобод военнослужащих; государственная гарантия восстановления нарушенных прав и свобод военнослужащих; учет опыта правовой защиты военнослужащих русской армии и за рубежом; комплексный подход к осуществлению системы правовой защиты.[3]

К принципам социальной защищенности военнослужащих[4] могут быть отнесены: создание необходимых условий для нормальной деятельности военнослужащих; повышение престижа деятельности военнослужащих и самой военной службы; установление достаточно высокого денежного довольствия, использование системы дополнительных денежных выплат, медицинского обслуживания; государственного страхования, пенсионного обеспечения.

При присвоении воинских званий должны соблюдаться следующие принципы: гласности; соответствия воинского звания занимаемой должности; последовательности и постепенности присвоения воинского звания: от низшего к высшему; выслуги лет (пребывания в воинском звании); сохранения воинского звания при переходе (переводе) военнослужащего в иные войска, воинские формирования и органы, в которых предусмотрена военная служба; "принцип мундира", т.е. наличие у военнослужащего форменной одежды и знаков различия по присвоенному званию и др.[5]

К.В. Фатеев указывает на юридические и организационные принципы увольнения с военной службы. К юридическим он относит принципы законности увольнения, приоритета прав и свобод военнослужащего, их непосредственного действия при увольнении с военной службы, охраны достоинства личности, недопущения его умаления ни по каким основаниям органами управления и должностными лицами; государственной защиты прав и свобод военнослужащего[6]; единоначалия при увольнении с военной службы. К организационным принципам увольнения с военной службы относятся: принцип обязательности для командиров воинских частей (начальников учреждений) решений об увольнении с военной службы военнослужащих, принятых вышестоящими должностными лицами органов военного управления в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; принцип ответственности командиров (начальников) за подготавливаемые и принимаемые решения по увольнению с военной службы военнослужащих, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. К частным организационным принципам увольнения с военной службы относятся: правомерность увольнения с военной службы; императивность; индивидуальность и персонифицированность; гарантированность восстановления прав, нарушенных необоснованным увольнением с военной службы и возмещения ущерба.[7]

Б.Ф. Старов указывает на существование принципов безопасности военной службы, отмечая при этом, что в настоящее время отсутствует их четкое формулирование в нормативных правовых актах.[8]

Принципы военной службы указывают на ее основополагающие черты и сущностные характеристики. Они отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования не только самой военной службы как специфической деятельности граждан Российской Федерации, но и военной организации государства. Принципы военной службы определяют содержание сложных взаимоотношений внутри этой системы. Являясь научной категорией, они создают прочную правовую основу для организации военной службы, ее исполнения и прохождения. Принципы военной службы образуют следующую систему: общие (для всей государственной службы) - особенные (для всей военной службы) - специальные, или отраслевые (для военной службы в отдельных органах и организациях) - частные, или конкретно-институционные (характеризующие отдельные институты военной службы).

Все принципы военной службы применяются одновременно в рамках их системы и как система.

Глава 2. Преступления против военной службы

2.1. Преступления, посягающие на порядок подчиненности и уставные взаимоотношения между военнослужащими

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой по призыву или контракту гражданами РФ (а по контракту и иностранными гражданами), а также гражданами РФ, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов в Вооруженных cилах РФ, а также в других войсках, воинских формированиях и органах.

Важнейшим принципом построения, организации и уставной деятельности, а также взаимоотношений между военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации является принцип единоначалия.

Командир (начальник) — это военнослужащий той или иной армии, флота, воинского формирования, воинской части, военного корабля или их подразделений, которому постоянно или временно подчинены другие военнослужащие. Невыполнение приказа командира (начальника) подчиненным является одним из опасных воинских преступлений, и закон устанавливает за это уголовную ответственность.

Неисполнение приказа (ст. 332 УК) - Содержание этого преступления сформулировано в УК так: «Неисполнение подчиненным приказа, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы».

Непосредственным объектом данного преступления являются воинские взаимоотношения, обеспечивающие строгое соблюдение установленного в армии и на флоте порядка подчиненности.

Объективная сторона преступления складывается из деяния, последствий и причинной связи между деянием и последствием.

Должно быть установлено, что виновный не выполнил приказ, отданный командиром (начальником) в установленном порядке, и в результате этого невыполнения был причинен существенный вред интересам службы.

Неисполнение приказа может выражаться в различных формах, например, в форме неповиновения, когда подчиненный категорически открыто заявляет, что он не намерен выполнять приказ начальника. Иное неисполнение приказа может иметь завуалированную форму, когда подчиненный, получив приказ, дает понять, что он готов его выполнить, однако фактически умышленно не выполняет.

Преступление считается оконченным, когда в результате неисполнения приказа причинен существенный вред интересам службы. Вред признается существенным в случаях срыва важных воинских мероприятий, проводимых частью, подразделением в соответствии с уставом, предписанием вышестоящего командования.

Между неисполнением приказа и существенным вредом должна быть установлена причинная связь. Состав преступления материальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла. Виновный сознает, что он не выполнил приказ начальника (командира), предвидел наступление существенного вреда для интересов службы, желал или сознательно допускал наступления такого вреда либо относился к его наступлению безразлично.

Субъект преступления специальный — военнослужащий или военнообязанный Вооруженных Сил Российской Федерации рядового и офицерского состава, являющийся подчиненным по отношению к лицу, отдавшему приказ.

Часть 2 ст. 332 УК предусматривает ответственность за квалифицированный вид преступления — за то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ст. 35 УК), а равно повлекшее тяжкие последствия.

Под тяжкими последствиями понимаются: срыв мероприятий по обеспечению постоянной боевой готовности части, подразделения, корабля; гибель людей; вывод из строя боевой техники; причинение значительного материального ущерба воинской части и т.п.

Часть 3 ст. 332 УК предусматривает ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшего тяжкие последствия.

Из диспозиции ч. 3 ст. 332 УК следует, что неисполнение подчиненным приказа начальника совершается здесь только по неосторожности в силу преступной небрежности либо преступного легкомыслия. Виновный не предвидит, что вследствие его небрежного отношения к службе не исполняется приказ начальника (командира), т.е. не совершаются действия, предписанные приказом, или совершаются действия, запрещенные приказом, в результате чего наступают тяжкие последствия, однако он при необходимой внимательности и предусмотрительности должен и мог все это предвидеть. Либо виновный предвидел возможность наступления тяжких последствий вследствие недобросовестного отношения к службе, но без достаточных к тому основании легкомысоенно рассчитывал на их предотвращение.

По конструкции состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 332 УК, также материальный, преступление считается оконченным в момент наступления тяжких последствий.

Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК)

В данной статье УК предусматривается ответственность за два самостоятельных преступления: 1) сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы или 2) принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженное с насилием или с угрозой его применения.

Непосредственным объектом как первого, так и второго преступления являются порядок подчиненности и уставные взаимоотношения между военнослужащими. Дополнительный объект — жизнь, здоровье, свобода начальника (командира), а равно иного лица, исполняющего обязанности военной службы.

Объективная сторона преступлений выражается в сопротивлении начальнику либо иному лицу, исполняющему обязанности военной службы, или в принуждении начальника, а равно иного военнослужащего к нарушению им обязанностей по военной службе.

Сопротивление — это активное воспрепятствование начальнику, а равно иному военнослужащему исполнять возложенные на них обязанности военной службы.

Принуждение начальника, а равно иного лица, исполняющего обязанности военной службы, выражается в действиях, сопряженных с насилием или с угрозой его применения и имеющих цель заставить указанных лиц нарушить свои обязанности, то есть совершить противозаконные действия вопреки интересам службы. Например, в случаях так называемой «дедовщины» военнослужащие второго года службы путем насилия по отношению к сержантам, старшинам и т.д. добиваются привилегированных условий прохождения службы по сравнению с начинающими службу военнослужащими.

Принуждение совершается путем физического или психического насилия.

Состав рассматриваемых преступлений формальный.

Субъективная сторона в обеих ситуациях выражается в прямом умысле. Виновный сознает, что он оказывает сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждает его к нарушению этих обязанностей, и сопровождает принуждение насилием или угрожает его применением и желает совершить эти действия.

Субъект специальный — военнослужащий, находящийся в подчинении у начальника, в отношении которого он совершает указанные в статье действия.

Часть 2 ст. 333 УК предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные при наличии квалифицирующих признаков:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ст. 35 УК);

б) с применением оружия;

в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий.

Насильственные действия в отношении начальника (ст. 334 УК) - Суть этого преступления состоит в нанесении побоев или применении иного насилия в отношении начальника, совершенных во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей. Непосредственным объектом является порядок подчиненности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Дополнительный объект — здоровье начальника. Объективная сторона преступления состоит в нанесении подчиненным начальнику побоев или применении иного насилия. Толкование терминов побои и применение иного насилия дано в настоящем учебнике при рассмотрении преступления, предусмотренного ст. 116 УК.

Преступление может быть совершено как на службе, так и вне службы, например, при случайной встрече начальника с подчиненным, находящимся в увольнительном отпуске вне пределов воинской части. Насильственные действия в отношении начальника при сопротивлении или в качестве способа принуждения начальника к нарушению им обязанностей военной службы надлежит квалифицировать по ст. 333 УК. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает насильственные действия в отношении своего начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы и желает совершить эти действия (при побоях). Умысел по отношению к последствиям (причинению вреда здоровью) может быть прямым или косвенным.

Субъект преступления специальный — военнослужащий, находящийся в подчинении лица, в отношении которого совершаются насильственные действия.

Часть 2 ст. 334 УК предусматривает ответственность за квалифицированный вид преступления — за те же деяния, совершенные: а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с применением оружия; в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий.

Указанные квалифицирующие признаки идентичны признакам, предусмотренным ч. 2 ст. 333 УК.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК)

Непосредственный объект преступления — установленный в Вооруженных Силах Российской Федерации порядок взаимоотношений между военнослужащими, не находящимися между собой в отношениях подчиненности.

Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК)

Уголовный закон устанавливает ответственность за оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ст. 336 УК).

2.2. Преступления, направленные против порядка прохождения военной службы

Порядок прохождения военной службы в вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации содержит строгую регламентацию. Каждый военнослужащий обязан нести службу в течение установленного законом срока и безотлучно находиться в расположении части, гарнизона или иного места службы.

Этот порядок основан на Законе о всеобщей воинской обязанности граждан Российской Федерации, Общевоинских Уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, приказах Министерства обороны РФ. Он является непосредственным объектом преступлений, состоящих в уклонении от прохождения военной службы. К этим преступлениям относятся: самовольное оставление части или места службы, дезертирство, уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами.

Самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК)

Объективная сторона этого преступления изложена в диспозиции ч. 1 ст. 337 УК, где сказано: «Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву...».

Самовольное оставление части или места службы означает выбытие военнослужащего из воинской части или места службы без разрешения на то соответствующего командира (начальника).

Воинская часть, которую оставляет незаконно военнослужащий, может располагаться на определенной территории в казармах или иных помещениях, находиться в лагерях или походах. Место службы определяется местом фактического выполнения военнослужащим обязанностей военной службы.

Неявка в срок на службу имеет место в случаях, когда военнослужащий при увольнении из части, при назначении, переводе. возвращении из командировки, отпуска или лечебного учреждения не является в установленный срок в часть без уважительных причин.

Уважительными причинами неявки обычно признаются болезнь военнослужащего или его близких родственников, стихийное бедствие или событие, характеризующееся крайней необходимостью, препятствующие своевременной явке в часть или к месту службы.

Состав данного преступления формальный. Преступление считается оконченным, если виновный незаконно находился вне части или места службы, а равно не явился в часть в срок свыше двух суток, но не более десяти суток.

Субъективная сторона оставления части или места службы характеризуется прямым умыслом. Неявка в срок на служб;, может быть совершена как умышленно, так и неосторожно.

Субъект преступления — военнослужащий, проходящий военную службу по призыву.

Квалифицированный вид данного преступления (ч. 2 ст. 337 УК)

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 337 УК будет иметься, если субъект указанных в законе действий — военнослужащий, отбывающий наказание в дисциплинарной части.

Часть 3 ст. 337 УК предусматривает ответственность за самовольное оставление части или места службы, а равно неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту.

Часть 4 ст. 337 УК устанавливает ответственность за «деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца», соответственно усилив за это наказание.

Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу во всех случаях исключает цель уклонения от прохождения военной службы и тем самым отличается от дезертирства.

Статья 337 УК имеет примечание, согласно которому военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части или места службы явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть признаны: внезапное тяжкое заболевание родителей или других близких военнослужащему лиц, требующее от него срочно прибыть к месту нахождения больного;

оказание незамедлительной помощи близким родственникам, пострадавшим от стихийного бедствия, пожара и т.п.

Дезертирство (ст. 338 УК)

Это преступление определяется в законе как самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка с той же целью на службу, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (ст. 338 УК).

Статья 338 УК имеет примечание: Военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если он добровольно явился с повинной либо дезертирство было следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Тяжелыми обстоятельствами могут быть признаны: смерть или тяжелое заболевание кого-то из родителей или близких родственников, стихийное бедствие или уничтожение пожаром жилища, семьи и т.п., потребовавшие от военнослужащего находиться вместе с пострадавшими для оказания им помощи.

Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК)

Закон предусматривает ответственность за уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство) или подлога документов, или иного обмана (ч. 1 ст. 339 УК).

2.3. Преступления, посягающие на порядок несения специальных служб

Нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК)

Суть этого преступления состоит в нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства (ст. 340 УК).

Непосредственный объект преступления — порядок несения боевого дежурства (боевой службы), определенный Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, другими нормативными актами командования и обеспечивающий неприкосновенность сухопутного, морского и воздушного пространства Российской Федерации.

Объективная сторона преступления состоит в любом нарушении правил несения боевого дежурства по охране неприкосновенности сухопутного, морского и воздушного пространства либо по предотвращению внезапного нападения на Российскую Федерацию. Нарушение может выразиться в самовольном оставлении боевого поста, в прекращении наблюдения за появившейся целью, в оставлении без внимания включенной радиотехнической и иной аппаратуры, обеспечивающей выполнение боевого задания, в невыполнении подаваемых команд, в распитии во время дежурства спиртных напитков и т.п. В каждом конкретном случае необходимо установить, какие именно правила нарушены.

Состав преступления, сформулированный по конструкции формально-материальный, поскольку преступление признается оконченным, если нарушение правил повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Причинен ли вред интересам безопасности государства, определяется в каждом случае в зависимости от конкретных обстоятельств происшествия. Должна быть установлена причинная связь между нарушением и причиненным вредом либо возможностью причинения вреда.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла.

Часть 2 ст. 340 УК устанавливает ответственность при наличии квалифицирующего признака — наступления тяжкого последствия. Тяжкими последствиями могут быть признаны: проникновение на территорию Российской Федерации иностранных военных, разведывательных самолетов, надводных и подводных кораблей, гибель людей, вывод из строя боевой техники, срыв важного боевого мероприятия и т.п. Между деянием виновного и тяжкими последствиями должна быть установлена причинная связь.

Часть 3 ст. 340 УК предусматривает ответственность за нарушение правил боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия. Тяжкими последствиями признаются те же, что были рассмотрены при изложении содержания части второй данной статьи.

Субъективная сторона здесь характеризуется неосторожной виной в виде преступной небрежности или легкомыслия.

Субъект преступления специальный — военнослужащий, назначенный приказом соответствующего командира (начальника) для несения боевого дежурства (боевой службы).

Нарушение правил несения пограничной службы (ст. 341 УК)

Непосредственным объектом являются отношения, обеспечивающие соблюдение пограничного режима, установленные Федеральным Законом от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»[9].

Объективная сторона преступления выражается: в оставлении лицом, входящим в состав пограничного наряда, охраняемого участка государственной границы, в нарушении защитной маскировки, во вступлении в противоправный контакт с пограничной стражей иностранного государства, в несообщении на заставу о нарушении государственной границы, в несоблюдении правил применения оружия и специальных средств защиты и т.п.

Состав преступления в ч. 1 ст. 341 УК по конструкции формально-материальный, поскольку преступление признается оконченным, если деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Причинен ли вред интересам безопасности государства, определяется в каждом случае в зависимости от конкретных обстоятельств происшествия.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла.

Часть 2 ст. 341 УК предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее тяжкие последствия. Тяжкими последствиями могут быть признаны: случаи противозаконного перемещения через государственную границу наркотических средств, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов для их изготовления, а также предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран; проникновение на территорию РФ агентов иностранных разведок, человеческие жертвы и т.п.

Состав преступления в этой части — материальный, преступление считается оконченным с момента наступления указанных тяжких последствий.

Часть 3 ст. 341 УК устанавливает ответственность за нарушение правил несения пограничной службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия.

Состав преступления в данном случае также материальный, тяжкие последствия аналогичны описанным при раскрытии части второй рассматриваемой статьи.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде самонадеянности или преступной небрежности.

Субъект преступления — военнослужащий, входящий в состав пограничного наряда по охране государственной границы.

Нарушение уставных правил караульной службы (ст. 342 УК)

В УК данное преступление сформулировано как нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы лицом, входящим в состав караула (вахты), если это деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам (ст. 342 УК).

Непосредственным объектом преступления является порядок несения караульной или вахтенной службы, определяемый Уставом караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года.

Караульная служба предназначена для надежной охраны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами и иных военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне.

К караульной службе приравнивается вахтенная служба на кораблях Военно-Морского Флота, а также служба по охране и конвоированию заключенных, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в ИТУ.

Караулом называется вооруженное подразделение, назначенное для выполнения вышеуказанных боевых задач. В состав караула назначаются: начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие, а при необходимости помощники начальника караула по техническим средствам охраны и т.д.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении по ложений Устава караульной службы или других нормативных актов, принятых в их развитие, и могут выражаться: в самовольном оставлении охраняемого объекта, в допуске к этому объекту посторонних лиц, в непринятии надлежащих мер по сохранению боевого знамени в случаях пожара, в неправильном применении оружия, в несоблюдении правил сигнализации, сне на посту и т.п. Преступление признается оконченным, если деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам и между ними установлена причинная связь.

Последствия при этом ограничиваются теми, для предупреждения которых назначен данный караул (вахта), например, похищено военное имущество из охраняемого объекта, повреждено. уничтожено или похищено боевое знамя части, совершен побег арестованного из места лишения свободы и т.п.

Тяжкими последствиями, о которых говорится в частях 2 и 3 ст. 342 УК, признаются: гибель людей (хотя бы одного человека) или причинение тяжкого телесного повреждения нескольким лицам, уничтожение или похищение военного имущества, повлекшее срыв боевого задания, возникновение пожара на объекте. причинившего значительный вред и т.п.

В ч. 3 ст. 342 УК предусмотрено нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия. Данное преступление совершается только по неосторожности — с преступным легкомыслием или по небрежности.

Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК)

Непосредственный объект данного преступления — общественные отношения, обеспечивающие исполнение правил несения военной службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, как известно, главным образом, осуществляются органами милиции МВД Российской Федерации, которая выполняет свои задачи в строгом соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ о милиции[10] и другими (местными) правовыми актами.

Согласно п. «н» ст. 36 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. исполнение обязанностей военной службы включает оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка[11].

Основными задачами милиции, а также войсковых нарядов военнослужащих, оказывающих ей помощь в обеспечении законности и правопорядка, являются: обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах.

Войсковым нарядам, оказывающим помощь правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка, запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека, к ограничению прав и свобод граждан, противоречащему закону, превышать пределы необходимой обороны и крайней необходимости, причинять вред здоровью задерживаемого преступника и иного правонарушителя, если в этом нет законной необходимости, входить в жилые и иные помещения граждан при отсутствии достаточных оснований, прибегать к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях, не предусмотренных Законом РФ о милиции, воинскими уставами и другими законодательными актами.

Указанные нарушения влекут уголовную ответственность, если они причинили вред правам и законным интересам граждан. Состав преступления — материальный. Между нарушениями и вредом правоохраняемым интересам должна быть установлена причинная связь.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла по отношению к действию (бездействию) и неосторожностью по отношению к последствиям.

Субъект преступления — военнослужащий, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и общественной безопасности.

Квалифицированным видом преступления (ч. 2 ст. 243 УК) является то же деяние, повлекшее тяжкие последствия. Под ними следует понимать причинение тяжкого вреда здоровью или неосторожное причинение смерти гражданину, повреждение или уничтожение имущества граждан в значительном размере и т.п.

Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК)

Статья 344 УК предусматривает ответственность, по существу, за два преступления: за нарушение уставных правил внутренней службы лицом, входящим в суточный наряд части (кроме караула и вахты), а равно за нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне лицом, входящим в состав патрульного наряда, если эти деяния повлекли тяжкие последствия (ст. 344 УК).

Непосредственный объект первого преступления — регламентированный Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации порядок несения внутренней службы, второй — порядок несения патрульной службы в гарнизоне.

Объективная сторона обоих преступлений может состоять как из действия, так и бездействия, наступивших тяжких последствий и причинной связи между нарушением и последствиями.

Суточные наряды назначаются в частях, подразделениях (кораблях) их командирами (начальниками) для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники, боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения), контроля за состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений, а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе[12].

Нарушение уставных правил может выразиться в активном действии — самовольном оставлении поста, в противоправном применении оружия и т.п. или в бездействии — несообщении либо в несвоевременном сообщении о возникшем пожаре на объекте, в допуске на охраняемую территорию части (подразделения) посторонних лиц и т.п.

Патрулирование в каждом гарнизоне организуется по приказу начальника гарнизона для поддержания порядка и контроля за соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на улицах и в других общественных местах, на железнодорожных станциях, вокзалах, в портах, аэропортах, а также в прилегающих к гарнизону населенных пунктах[13].

Нарушение уставных правил патрулирования может выразиться: в уклонении от выполнения конкретных задач, поставленных командованием перед патрульным нарядом, в самовольном изменении маршрута патрулирования, в противоправном применении оружия к военнослужащим, задерживаемым за нарушение воинской дисциплины, и т.п.

Состав того и другого преступления — материальный. Уголовная ответственность за нарушение уставных правил внутренней службы лиц, входящих в суточный наряд части, а равно за нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне наступает при условии, если эти деяния повлекли тяжкие последствия, для предупреждения которых был назначен суточный наряд или патруль. Ими могут оказаться: гибель или существенное повреждение объекта охраны, неосторожное причинение смерти, тяжкого или менее тяжкогр вреда здоровью человека, срыв важного воинского мероприятия, и т.п.

Субъективная сторона преступления может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной виной.

Субъект преступления — военнослужащий, входящий в суточный наряд части, подразделения (корабля) или в состав патрульного наряда.

2.4. Преступления, нарушающие порядок обращения с оружием, боеприпасами, другим военным имуществом и эксплуатацию военной техники

Оставление погибающего военного корабля (ст. 345 УК)

Непосредственный объект преступления — установленный Корабельным уставом Военно-Морского Флота Российской Федерации порядок несения воинской службы на корабле, обеспечивающий организованное оставление военного корабля в обстановке, угрожающей его гибели.

Объективная сторона преступления состоит в противоправном оставлении погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно иными лицами из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира.

Состав преступления — формальный. Преступление признается оконченным с момента неправомерного оставления указанными лицами погибающего корабля.

Субъективная сторона преступления — только прямой умысел.

Субъект преступления специальный — командир корабля либо любой военнослужащий, входящий в состав команды корабля.

Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК)

В УК установлена ответственность за умышленное уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или предметов военной техники.

Непосредственный объект преступления — установленный порядок сбережения военного имущества. Предмет преступления — оружие, боеприпасы или предметы военной техники.

Объективная сторона преступления выражается в уничтожении либо повреждении военного имущества. Состав преступления — материальный. Преступление признается оконченным, когда военное имущество уничтожено, т.е. приведено в такое состояние, при котором оно полностью приходит в негодность и не может быть восстановлено и исправлено. Повреждение заключается в приведении имущества в такое состояние, когда оно может быть использовано по назначению только после ремонта и восстановления его свойств.

Между деянием виновного и последствиями (уничтожениемили повреждением имущества) должна быть установлена причинная связь.

Субъективная сторона — умысел прямой или косвенный. Виновный сознает, что уничтожает или повреждает военное имущество, предвидит эти последствия, желает или сознательно допускает их либо относится к их наступлению безразлично. Мотивы могут быть различными: хулиганские побуждения, месть лицу, несущему ответственность за сохранность имущества и т.д.

Субъект преступления специальный — любой военнослужащий.

Часть 2 ст. 346 УК предусматривает квалифицированный вид данного преступления: те же деяния, повлекшие тяжкие последствия. Такими последствиями признаются: уничтожение или повреждение военного имущества в крупных или особо крупных размерах, срыв проводимого либо намечаемого к проведению воинского мероприятия части, подразделения и т.п.

Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности. Непосредственный объект преступления — тот же, что и в составе, предусмотренном ст. 346 УК. Объективная сторона данного преступления аналогична изложенному в ч. 2 ст. 346 УК, за исключением характера субъективной стороны, — здесь виновный совершает преступление в силу самонадеянности либо преступной небрежности. Отличаются преступления, предусмотренные ст. 347 УК и ч. 2 ст. 346 УК, лишь формой вины. Первое преступление совершается только по неосторожности.

Утрата военного имущества (ст. 348 УК)

Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК)

Нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК)

Нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК)

Нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК)

Заключение

Военная служба как институционально-правовое явление представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, обладающих внутренним единством и согласованностью и связанных общей целью правового регулирования - исполнение военной службы.

Правовой институт военной службы, являясь разновидностью единого правового института государственной службы, регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации, исполнения и прохождения военной службы, а также реализации субъектами этих отношений своего статуса. Поскольку военно-служебное отношение является разновидностью военно-административных отношений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства (военного строительства, управления государственными военными организациями и органами, их обеспечения, военного сотрудничества и т.д.), постольку военная служба является правовым институтом административного права.

Особенность правового института военной службы заключается в том, что он регулируется различными отраслями законодательства, т.е. как институциональное образование, с одной стороны, он является правовым институтом административного права, а с другой - комплексным юридическим институтом системы российского законодательства.

Субъектами военно-служебных отношений являются военнослужащие, а также государственные органы (органы военного управления), должностные лица, организующие в рамках своей компетенции комплектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, прохождение военной службы, реализацию статуса военнослужащих.

Общественная опасность преступлений против военной службы характеризуется причинением либо угрозой причинения вреда боеспособности войск.

Их уголовная противоправность проявляется в совершении деяния, предусмотренного специальной гл. 33 УК, а также специальными воинскими законами и иными нормативными актами. Всякое преступление против военной службы нарушает порядок прохождения военной службы. Все диспозиции воинских уголовно-правовых норм, по существу, являются бланкетными, требуют предметного анализа соответствующих нормативных актов (воинских уставов, наставлений, инструкций и т. п.).

Виновность представляет собой психическое отношение преступника к деянию и наступившим последствиям, в преступлениях против военной службы она отражает воинский характер и того, и другого. Виновный сознает или должен сознавать, что, являясь субъектом воинского преступления, совершает деяние, нарушающее порядок прохождения военной службы, что он причиняет либо создает угрозу причинения вреда боевой готовности войск.

Уголовная наказуемость преступлений против военной службы специфична. К военнослужащим применяются почти все виды наказаний, предусмотренные ст. 44 УК, за некоторыми исключениями, обусловленными характером военной службы, в частности, к ним не применяются обязательные и исправительные работы. Вместе с тем в системе уголовных наказаний предусмотрены два вида наказания, применяемые исключительно к военнослужащим. Это содержание в дисциплинарной воинской части, применяемое к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и ограничение по военной службе, назначаемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Эти наказания позволяют наряду с общими целями, стоящими перед уголовным наказанием, решать и специфическую задачу воинского воспитания, поскольку отбываются они в условиях несения осужденным военной службы.

Список источников и литературы

1.           Конституция Россияйской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2.           Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ(с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст.2954.

3.           Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., N 16, ст. 503

4.           Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (Утвержден Указом Президента Российской федерации от 14 декабря 1993 года), ст. 260.

5.           Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (Утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года), ст. ст. 69.

6.           Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Дисс.: докт. юрид. наук. Воронеж: ВГУ, 1996. С. 106.

7.           Поздняков А.Н. Советское законодательство о воинской дисциплине и некоторые вопросы его совершенствования: Труды ВПА N 63. М., 1969. С.171.

8.           Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих. М., 1998. С. 151-152.

9.           Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М., 1996. С.229.

10.      Винокуров В.А. Организационно-правовые вопросы чинопроизводства при прохождении государственной службы. - СПб, 2000. - С.12.

11.      Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М., 2002.

12.      Фатеев К.В. Организационно-правовые вопросы увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Дис. : канд. юр. наук. М., 2000. С.34-37.

13.      Старов Б.Ф. Некоторые вопросы обеспечения безопасности военной службы // Правовое обеспечение безопасности человека: Научные труды МНЭПУ. Вып.11. Серия "Юриспруденция". М., 1998. С.30.

14.        Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.И. Рарог). - "Проспект", 2004 г..

15.        Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

16.      Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении (под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Ф.Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента И.М.Тяжковой) - М.: ИКД "Зерцало-М", 2002.


[1] См.: Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Дисс. : докт. юрид. наук. Воронеж: ВГУ, 1996. С. 106.

[2] См.: Поздняков А.Н. Советское законодательство о воинской дисциплине и некоторые вопросы его совершенствования: Труды ВПА N 63. М., 1969. С.171.

[3] См.: Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих. М., 1998. С. 151-152.

[4] См.: Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М., 1996. С.229.

[5] См: Винокуров В.А. Организационно-правовые вопросы чинопроизводства при прохождении государственной службы. - СПб, 2000. - С.12.

[6] Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М., 2002.

[7] См.: Фатеев К.В. Организационно-правовые вопросы увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Дис. : канд. юр. наук. М., 2000. С.34-37.

[8] См.: Старов Б.Ф. Некоторые вопросы обеспечения безопасности военной службы // Правовое обеспечение безопасности человека: Научные труды МНЭПУ. Вып.11. Серия "Юриспруденция". М., 1998. С.30.

[9] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 17, ст. 594.

[10] Закон РСФСР о милиции от 18 апреля 1991 г. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503.

[11] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 9, ст. 325. Надо сказать, что привлечение военнослужащих к оказанию помощи правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности было установлено Указом Президиума Верховного Сонета РСФСР от 29 июля 1988 г. См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1988. № 31. ст. 1005.

[12] Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (Утвержден Указом Президента Российской федерации от 14 декабря 1993 года), ст. 260.

[13] Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (Утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года), ст. ст. 69.