ЧАСТЬ I.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

В соответствии с действующим учебным планом по специальности 060500"Бухгалтерский учет и аудит" предусмотрено выполнение студентами курсового проектирования по бухгалтерской отчетности.

Курсовой проект выполняется на базе знаний, полученных студентами не только  по  бухгалтерскому учету,  но  и  по  всем  учетно-экономическим дисциплинам.

При написании курсового проекта студент должен показать способность будущего специалиста излагать свои мысли четко, грамотно и в строгой логической последовательности; правильно применять теоретические положения при решении конкретных практических задач. К написанию курсового проекта надо отнестись творчески.

Курсовое проектирование имеет своей целью:

•     систематизацию, закрепление и расширение теоретических знании по бухгалтерскому учету;

•     приобретение   навыков  работы   с

законодательными   нормативными актами, методическими указаниями и

дополнительной литературой;

•     развитие практических навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования.

Студентам предлагается несколько вариантов выполнения проекта:

•     на примере данных конкретного предприятия;

на примере условного предприятия и условных показателей;

 • на основе исходных данных, предложенных кафедрой. Это могут быть первичные и сводные учетные документы, выписки из регистров учета, формы бухгалтерской отчетности, размер отдельных показателей и т.д.

Тематика курсовых проектов определяется кафедрой на каждый учебный год и сообщается студентам. Проекты, выполненные на темы ,не согласованные с кафедрой, на проверку не принимаются.

В работе над проектами можно выделить следующие этапы:

•     Выбор темы и ее редактирование с учетом отдельных факторов.

•     Выбор варианта выполнения проекта.

•     Подбор и составление списка нормативных актов и дополнительной литературы по исследуемой теме.

•     Обзор нормативных актов и статей различных авторов, составление краткого конспекта.

•     Составление рабочего плана (содержания) курсового проекта.

•     Составление журнала(-ов) хозяйственных операций.

•     Подбор   приложений:   первичных   и   сводных   учетных   документов, бланков регистров учета, форм бухгалтерской отчетности и других документов.

•     Заполнение      приложений      на      основании      журнала(ов)      учета хозяйственных операций.

•     Написание теоретической части проекта со ссылками на нормативные документы, литературные источники и приложения.

•     Написание выводов и предложений (заключения) по проекту.

•      Курсовой проект должен состоять из двух взаимосвязанных частей-теоретической и практической. В теоретической части делается обзор нормативных документов по исследуемой теме, рассматривается организация

учета, а в практической части   (в приложений) показывается организация учета и порядок составления отчетности на конкретных примерах.

Основное внимание при написании теоретической части проекта нужно обратить на обзор нормативных актов по исследуемой теме.

Главная цель курсового проекта- сделать собственный обзор нормативных документов и статей разных авторов, и, таким образом, проследить развитие изучаемой темы за последние 3-5 лет и в приложении наглядно отразить организацию учета в первичных документах, в регистрах и в бухгалтерской отчетности.

Рекомендуется использовать материалы из журналов " Бухгалтерский учет", "Главбух", "Нормативные акты для бухгалтеров", "Экономика сельско­хозяйственных и перерабатывающих предприятий" из  газет "Финансовая газета", "Экономика и жизнь", "Финансовая Россия"

Не нужно стремиться, как можно шире раскрыть тему из разных учебников и тому подобной литературы.

Объем теоретической части проекта должен быть не более 20-25 страниц. Приложений много также не нужно делать; при этом не должно быть в приложении пустых бланков документов.

Следует внимательно пользоваться учебниками, учебными пособиями и другой литературой по бухгалтерскому учету, так как материал в них быстро устаревает, кроме того, в них встречаются ошибки и неправильная трактовка ряда вопросов.

Настоящее методическое пособие состоит из I и II частей. В первой части даны общие рекомендации по выполнению курсовых проектов. Во второй части даются рекомендации по конкретным темам проектов.

ВСТУПЛЕНИЕ

Во второй части Методических рекомендаций приводятся примерные планы курсовых проектов.

Планы проектов носят рекомендательный характер, чтобы помочь студентам определить курс вопросов, которые он должен изучить и изложить. Студент не должен автоматически скопировать готовый план, а на основе предложенного составить свои. Отдельные пункты плана можно убрать, объединить, поменять местами и т.д.

По некоторым темам примерные планы не приводятся, а дается только перечень вопросов, на основе которых разрабатывается план.

В дальнейшем на основе плана курсового проекта (теоретической его части) формируется СОДЕРЖАНИЕ в целом всего проекта с указанием страниц,

Список нормативных актов и дополнительной литературы дается для одной темы или для нескольких тем, объединенных в один раздел. Во втором случае студент самостоятельно подбирает нужную литературу для своего проекта.

В ОДНОЙ ИЗ ГЛАВ (подглав) по большинству тем курсовых проектов излагается порядок заполнения форм типовой и специализированной отчетности. Студент не должен описывать содержание реквизитов каждой рассматриваемой темы, а на примере конкретного предприятия рассмотреть порядок заполнения этой формы. Также необходимо составить журнал регистрации хозяйственных операций, где привести операции, влияющие на изменение показателей данной формы отчетности. Показать взаимоувязку между рассматриваемой формой и другими формами отчетности.

Заключительную часть проекта можно назвать ЗАКЛЮЧЕНИЕ или ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Если работа выполняется по какому-либо конкретному предприятию, то лучше сделать вывод!.! о состоянии учета в хозяйстве и разобрать предложения по его улучшению. Кроме того, в заключительной части студент должен написать с какими трудностями он столкнулся при написании работы, сделать выводы о степени освещенности исследуемой темы в нормативных документах и другой литературе. Предложить свои пути улучшения учета, а также предложения кафедре по улучшению организации процесса курсового проектирования.

В конце этого раздела курсового проекта ставиться подпись студента и дата сдачи на кафедру или в заочное отделение.

О ПРИЛОЖЕНИИ.

В каждой работе должны быть сделаны приложения;

Ф№1 «Бухгалтерский баланс?)

Ф №2 «Отчет о прибылях и убытках»

ф №3 «Отчет об изменении капитала»

ф №4 «Отчет о движении денежных средств»

Ф №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

В зависимости от выбранной темы в работе прилагается: по теме №10, 11 и 13  специализированные формы, о которых содержится информация в работе.

ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ.

Список литературы должен состоять из двух частей. В начале дается перечень нормативных актов и методических указаний, регулирующих организацию бухгалтере! ого учета по исследуемой теме. Этот перечень нужно составить в соответствии с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в Р.Ф., т.е. вначале указываются документы 1 и 2 уровней, затем 3 уровни и потом все остальные в хронологической последовательности. При этом не нужно указывать в каком журнале или газете Вы знакомились с данными нормативными документами.

После нормативных документов дается список используемой литературы в алфавитном порядке фамилий авторов. Здесь уже обязательно указывается название статьи или книги, издательство или название журнала, его номер и т.п.

Не нужно стремиться включить в список литературы как можно больше изданий. Помните, что о каждом из них Вы должны упомянуть в теоретической части проекта. Не следует включать в список литературы учебники, учебные пособия, самоучители и статьи, не затрагивающие никаких проблемных вопросов.

В настоящих методических указаниях по курсовому проектированию в основном лается перечень нормативных актов и статей но состоянию на 01.01.2005г.

Дополнительную литературу и последующие нормативные акты подбираются студентами самостоятельно, так как кафедра не может уследить за всеми публикациями по бухгалтерскому учету.

Ниже приводится список основных нормативных актов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в Р.Ф. Эти нормативные акты должны использоваться при написании проекта практически на любую тему.

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

1. Федеральный 'закон «О бухгалтерском учете в РФ» от 21.1 1.96г. № 129.

2. Положение   по   ведению   бухгалтерского   учета   и   бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 23.07.98г. - №34н.

3. Положение   по   бухгалтерскому   учету   «Бухгалтерская   отчетность организаций» (ПБУ 4/99)

4.  Указания о порядке заполнения форм бухгалтерской отчетности. 11риказ Минфина РФ от 22.07.03 №67н.

5. Инструкция   по   бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. утвержденная приказом Минфина РФ от26.08.04г. №70н.

Инструкция   по составлению годовой,   квартальной   и   месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений . Приказ Минфина РФ от 2 1.01.2005. №5н.