Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

1. Особенности местных налогов и сборов________________________ 4

1.1 Становление и развитие современной системы местных налогов и сборов___________________________________________________________ 4

1.2 Виды местных сборов_____________________________________ 8

2 Современное состояние законодательного регулирования местных налогов и сборов______________________________________________________ 14

2.1 Общие вопросы правового регулирования местных налогов__ 14

2.2 Земельный налог________________________________________ 18

2.3 Налог на имущество физических лиц______________________ 26

Заключение_________________________________________________ 30

Список использованной литературы____________________________ 31

Введение

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны[1]:

а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;

б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Цель данной работы проанализировать местные налоги и сборы и их роль в налоговой системе.

1. Особенности местных налогов и сборов

1.1 Становление и развитие современной системы местных налогов и сборов

Конституция РФ закрепила право органов местного Самоуправления устанавливать местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132). Эта норма получила развитие в федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

В зарубежных развитых странах местные налоги и сборы являются главным источником доходов местных бюджетов. В Российской Федерации они таковыми пока еще не стали, хотя число их в 90-х гг. существенно возросло.

В указанные годы в Российской Федерации сформировалась новая система местных налогов и сборов взамен действовавшей на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах» до вступления в действие Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. В соответствии с названным Указом в число местных налогов входили лишь три платежа — налог с владельцев строений, а также земельный налог и налог с владельцев транспортных средств, не идентичные установленным позднее одноименным налогам. Предусматривалась также возможность введения нескольких местных сборов, не получивших широкого распространения.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. выделяет в налоговой системе группу платежей, именуемую местными налогами. В нее включены налоги в собственном смысле слова, помимо них — сборы и другие платежи, близкие по своим юридическим свойствам к налогам. Всего в Законе с учетом изменений и дополнений (на февраль 1999 г.) предусмотрено 23 таких платежа.

В отличие от названного Закона РФ Налоговый кодекс РФ (часть первая) 1998 г. резко сократил число местных налогов. К ним относится только пять платежей: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, переведенный из перечня налогов федерального уровня, и местные лицензионные сборы (ст. 15 Кодекса). Однако эта статья еще не вступила в действие [4].

Установление местных налогов и сборов относится к предметам ведения муниципальных образований (местного самоуправления) в числе других финансовых вопросов местного значения и находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления также самостоятельно устанавливают и льготы по этим налогам.

В рассматриваемых правах органов местного самоуправления нашли отражение положения Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., в которой особо выделена компетенция местных сообществ, касающаяся местных налогов и сборов. В этом документе отмечается, что местные сообщества имеют право в рамках экономической политики государства на собственные достаточные ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. «По крайней мере часть финансовых ресурсов, — говорится в Хартии, — должна поступать за счет местных сборов и налогов, уровень которых они имеют право устанавливать в рамках закона» (п. 1, 3 ст. 9) [5].

Местным налогам и сборам согласно законодательству РФ свойствен ряд общих особенностей, а именно:

а) использование поступлений по этим платежам на местные нужды в пределах территории, подведомственной соответствующему органу местного самоуправления;

б) зачисление их в местные бюджеты в качестве закрепленных доходов;

в) отнесение организации введения и взимания данных платежей к компетенции органов местного самоуправления;

г) нахождение поступления и использования платежей как составной части доходов местных бюджетов под контролем органов местного самоуправления;

д) наличие у органов местного самоуправления более широкой компетенции по правовому регулированию местных налогов и сборов в сравнении с налоговыми платежами других уровней.

Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах полномочий, определенных законодательством РФ.

Прежде всего, органы местного самоуправления, устанавливая местные налоги и сборы на своей территории, должны руководствоваться их перечнем, предусмотренным в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (впоследствии — ст. 15 Налогового кодекса), за пределы которого они выходить не вправе. Другие вопросы местных налогов и сборов — установление ставок, льгот и др. также решаются в рамках, определенных законодательством РФ. По упомянутым вопросам органы местного самоуправления принимают решения самостоятельно.

Местные налоги и сборы по действующему законодательству подразделяются на две группы в зависимости от порядка их установления:

• во-первых, налоги и сборы, устанавливаемые законодательством РФ и подлежащие обязательному введению на всей территории РФ. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами органов государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ;

• во-вторых, налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления, исходя из их перечня, предусмотренного федеральным законодательством.

К первой группе относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сюда следует отнести и установленный позднее налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Другие платежи входят во вторую группу.

Среди рассматриваемых платежей налоги в собственном смысле слова составляют небольшую часть. Это — налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (первая группа), налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров (вторая группа). Остальные —сборы. Все они объединяются в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 21) под условным наименованием «Местные налоги».

В законодательстве особо урегулирован вопрос о порядке распределения расходов предприятий и организаций но уплате местных налогов и сборов. Так, расходы по уплате целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования, налог на рекламу, сбор за парковку автотранспорта, сборы за проведение теле- и киносъемки, сборы за уборку территории населенных пунктов, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы относятся на финансовые результаты деятельности предприятий и организаций. Расходы по уплате земельного налога относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы предприятия и организации уплачивают за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль; это относится к сбору за право торговли, лицензионному сбору за право торговли винно-водочными изделиями, сбору за право использования местной символики и др.

В случаях исполнения соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» взимание местных налогов и сборов заменяется разделом продукции.

Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет местных налогов, как и налогов других уровней, осуществляется налоговыми органами в соответствии с Законом «О государственной налоговой службе РСФСР» и нормами части первой Налогового кодекса. Однако представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. При этом данная служба должна координировать свою деятельность с налоговыми органами РФ и предоставлять им всю необходимую информацию.

1.2 Виды местных сборов

Под сбором обычно понимается платеж, установленный законодательством, вносимый предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами, как правило, за услуги, оказываемые государственными органами или органами местного самоуправления. Видами сборов являются государственная пошлина, таможенная пошлина. К местным сборам относятся, в частности, сборы с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за выигрыш на бегах, за уборку территории [2].

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, — местный сбор, взимается в соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. .№ 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации».

Плательщики — физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью/не запрещенной законодательными актами РФ, без образования юридического лица, за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей.

Предельный размер ставки сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются районным, городским (кроме городов районного подчинения) органом местного самоуправления. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом МРОТ. Конкретный размер ставки сбора для отдельных плательщиков в пределах установленного размера ставки определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации.

Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.

Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется по месту постоянного жительства этого лица. Для регистрации физическое лицо представляет заявление. Регистрация должна быть произведена не позднее чем в 15-дневный срок с момента подачи заявления физическим лицом. Физическому лицу выдается свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя на срок, указанный в его заявлении, после представления им документа об уплате регистрационного сбора. Физическому лицу может быть отказано в регистрации, если оно изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается.

Курортный сбор

Курортный сбор — местный сбор, взимаемый в соответствии с Законом РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2018-1 «О курортном сборе с физических лиц».

Плательщики — физические лица, прибывающие в курортные местности. Перечень курортных местностей определяется Правительством РФ.

Предельный размер ставки курортного сбора не может превышать 5% от установленного законом МРОТ в Российской Федерации. Конкретный размер ставки курортного сбора устанавливается законодательным органом субъекта РФ, на территории которого находятся курортные местности.

От уплаты сбора освобождаются:

·        дети в возрасте до 16 лет;

·        инвалиды и сопровождающие их лица;

·        лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;

·        лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу и постоянное место жительства;

·        лица, следующие по плановым туристским маршрутам туристско-экскурсионных предприятий и организаций, а также совершающие путешествия по маршрутным книжкам;

·        мужчины в возрасте от 60 лет и старше, женщины в возрасте от 55 лет и старше;

·        дети, приезжающие к родителям указанного возраста.

Сбор уплачивается плательщиками по месту их временного проживания. При перемене плательщиком места проживания в пределах курортной местности сбор повторно не взимается. Лица, прибывшие в курортную местность, уплачивают сбор не позднее чем в 3-дневный срок со дня прибытия.

Сбор взимается: администрацией гостиниц и иных учреждений гостиничного типа одновременно с регистрацией прибывших; квартир-но-посредническими организациями при направлении лиц (кроме прибывших по путевкам туристско-экскурсионных предприятий и организаций) на поселение в дома (квартиры) граждан. Лица, останавливающиеся в домах (квартирах) граждан без направления квартирно-посреднических организаций, а также лица (кроме совершающих путешествия по маршрутным книжкам), проживающие в палатках, автомашинах и т.п., уплачивают курортный сбор в банковские учреждения.

В домовых книгах или карточках регистрации, которые ведутся в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории РФ законодательством, должна быть сделана отметка об уплате курортного сбора с указанием номера квитанции и даты уплаты. В случае если плательщик освобождается от уплаты курортного сбора, в домовых книгах или карточках регистрации делается соответствующая запись с указанием номера и иных реквизитов документа, подтверждающего его право на льготу.

Сумма средств курортного сбора зачисляется в районные бюджеты районов и городские бюджеты городов. В сельской местности сумма платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населенных пунктов, поселков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты краев и областей, на территории которых находится курортная местность. Курортный сбор взимается по квитанциям установленного образца [6, c.632].

Целевые сборы с граждан и предприятий, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели

Целевые сборы с граждан и предприятий, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели являются местными целевыми сборами, взимаемыми по Закону об основах налоговой системы. Введение целевых сборов на те или иные цели определяется представительными органами власти для решения социально-экономических проблем, возникающих в регионе.

Плательщики — предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм — юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории подведомственной местному органу представительной власти, который ввел этот сбор, включая филиалы (обособленные структурные подразделения), расположенные отдельно от места регистрации юридического лица, а также граждане, проживающие на соответствующей территории (физические лица).

Целевые сборы, размер ставок которых устанавливается решением соответствующих представительных органов власти местного самоуправления, а в поселковых и сельских населенных пунктах — на собраниях и сходах жителей.

Ставка сборов в год не может превышать У/о от 12 установленных законом МРОТ для физического лица, а для юридического лица — 3% от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом МРОТ.

Представительные органы власти своими решениями могут устанавливать льготы, а также освобождать от уплаты целевого сбора отдельных лиц или категории плательщиков. Льготы могут быть предоставлены: многодетным, малообеспеченным семьям; семьям граждан, погибших во время Великой Отечественной войны и других боевых действий при выполнении служебных обязанностей; инвалидам ВОВ; пенсионерам; отдельным предприятиям, занимающимся производством товаров для детей, производством сельхозпродукции.

От уплаты целевых сборов при отсутствии доходов от предпринимательской деятельности могут быть освобождены учреждения и организации внебюджетных фондов, общественные, бюджетные и другие предприятия.

Сроки уплаты целевых сборов устанавливаются представительными органами власти. Уплата целевых сборов юридическими лицами производится через учреждения Центрального банка РФ, физическими лицами — через учреждения Сберегательного банка. В сельской местности уплата сбора может производиться в кассы сельских, поселковых Советов народных депутатов. Лицам, уплатившим сбор, выдается квитанция установленного образца, являющаяся бланком строгой отчетности.

По решениям представительных органов власти средства, поступившие в уплату целевых сборов, могут зачисляться на специальные счета местных бюджетов или во внебюджетные фонды и используются строго по назначению.

Расходы по уплате целевых сборов юридическими лицами относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, а физическими лицами производятся за счет собственных средств [6, c.633].

2 Современное состояние законодательного регулирования местных налогов и сборов

2.1 Общие вопросы правового регулирования местных налогов

Согласно статье 7 Налогового кодекса местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

30 ноября 2004 г. был официально опубликован Федеральный закон от 29 октября 2004 г. N 141-ФЗ, в соответствии с которым часть вторая Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) дополнена разделом X "Местные налоги", включающим главу 31 "Земельный налог".

Несмотря на то что глава 31 НК РФ действует с 1 января 2005 г., в течение 2005 г. земельный налог будет по-прежнему уплачиваться в соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-I "О плате за землю", который утрачивает силу с 1 января 2006 г. Представительные же органы местного самоуправления в 2005 г. должны успеть принять свои нормативные правовые акты, вводящие земельный налог на территориях соответствующих муниципальных образований. Срок принятия и опубликования указанных актов весьма значителен - до 30 ноября 2005 г. При этом условии земельный налог будет считаться законно установленным в соответствующем муниципальном образовании начиная с 1 января 2006 г.

Земельный налог - первый из местных налогов, вводимый в действие по правилам Налогового кодекса РФ, что требует особого внимания со стороны органов местного самоуправления. Ранее по Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в РФ" он взимался на всей территории Российской Федерации независимо от принятия нормативных актов на местном уровне. Теперь же бездействие местных законодателей может серьезно ударить по местным бюджетам.

Имеются определенные сомнения по поводу того, что земельный налог будет своевременно и законно установлен и введен в действие во всех многочисленных поселениях, муниципальных районах и городских округах. Это подтверждается практикой установления региональных налогов, изобилующей нарушениями требований НК РФ.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (пункт 4 статьи 12 Кодекса).

Согласно абзацу третьему данного пункта земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах [7].

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 Кодекса. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Кодекса при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

До введения в действие глав части второй Кодекса о налогах ссылки в статье 12 Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона N 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона N 95-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона N 95-ФЗ предусмотрено, что до приведения законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в соответствие с данным Федеральным законом указанные законы и нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей этому Федеральному закону.

Исходя из указанных норм Кодекса и статей 3 и 4 Федерального закона N 95-ФЗ следует, что представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) осуществляют свои полномочия по земельному налогу в соответствии с главой 31 "Земельный налог" Кодекса, налогу на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налоге на имущество физических лиц" (далее - Закон Российской Федерации N 2003-1).

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют элементы налогообложения по налогу на имущество физических лиц в порядке и пределах, которые предусмотрены статьей 3 Закона Российской Федерации N 2003-1, а также имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками [1].

Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 12 Кодекса согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона N 95-ФЗ со дня их вступления в силу и до 1 января 2006 года применяются исключительно в части полномочий представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), по установлению земельного налога и налога на имущество физических лиц и принятию указанными представительными органами решений о введении в действие этих налогов, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года).

Вместе с тем согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 141-ФЗ) на территориях муниципальных образований, вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ до 1 января 2006 года полномочия по установлению и введению в действие земельного налога осуществляются представительными органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ на территориях вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 данного Федерального закона муниципальных образований до 1 января 2006 года полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 указанного Федерального закона. Глава 12 Федерального закона N 131-ФЗ вступила в силу со дня официального опубликования этого Федерального закона (Федеральный закон 131-ФЗ опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" - 6 октября 2003 г. N 40, ст. 3822, "Российской газете" - 8 октября 2003 г. N 202).

2.2 Земельный налог

Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Цель введения платы за землю — стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

С сельскохозяйственных предприятий взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются (это положение не распространяется на предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающей 25%). Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ, кроме земельного налога, уплачивают в установленном порядке и другие налоги.

Арендная плата — плата, взимаемая за земли, переданные в аренду. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме. Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией, а по вопросам, касающимся земельного налога, в порядке, установленном законодательством РФ [8].

Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Этот показатель устанавливается для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита. Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ.

Не взимаются земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов [6, c.619-621].

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается Налоговым Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков [1].

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах РФ, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.

Налогоплательщики — собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ.

При исчислении сумм земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков. Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки земельного налога, но не более чем в 2 раза.

Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района. Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением вышеуказанных) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере 5 руб. за 1 кв. м.

Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.

Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам. Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода взимается в двукратном размере. Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10руб. за 1 кв. м.[9]

Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15%, а свыше двойной нормы — по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель. Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской, поселковой черты устанавливается в размере 10 руб. за 1 кв. м. Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных для поселений численностью до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за 1 га земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования.

Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесо-пользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню. Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества. Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере 5% от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон.

Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение месяца с момента их предоставления.

Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому налогоплательщику пропорционально площади строения, находящегося в его раздельном пользовании. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

Учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Налоговые органы ведут учет плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты.

Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога. Плательщики, своевременно не привлеченные к упла- -те земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за 3 предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за 3 предшествующих года.

Плата за землю перечисляется плательщиками земельного налога:

за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, — на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления; за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, — в соответствии с установленными законодательством РФ долями на бюджетные счета РФ в федеральном казначействе, субъекта РФ, соответствующую часть средств — на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

На бюджетные счета РФ в федеральном казначействе, соответствующего субъекта РФ перечисляются средства, составляющие плату за землю, в пределах установленных долей. Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов РФ, устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ. На мероприятия, централизованно выполняемые субъектом РФ, перечисляется не более 10% от суммы средств земельного налога административного района. Доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет от земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков для финансирования централизованно выполняемых мероприятий ежегодно устанавливается при утверждении федерального бюджета [6, c.621-625].

2.3 Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц — местный налог по Закону об основах налоговой системы, взимаемый на основе Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Первоначально существовали два налога на имущество физических лиц: налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства. С 1 января 2003 г. в связи с введением гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ в качестве налога на имущество физических лиц взимается только налог на строения, помещения и сооружения.

Таблица 1

Налог на имущество физических лиц (в соответствии с Законом РФ от 09.12.91 N 2003-1, инструкцией МНС России от 02.11.99 N 54) [10]

Плательщики

Объект налогообложения

Срок уплаты

физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения

Жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября); по желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты. Исчисление налогов производится налоговыми органами

Ставки

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

до 300 тыс. рублей

до 0,1%

от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей

от 0,1 до 0,3%

свыше 500 тыс. рублей

от 0,3 до 2,0%

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Исчисление налога производится налоговыми органами.

Лица, имеющие право на налоговые льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налога перерасчет суммы налога производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года.

Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года [6, c.614-615].

Заключение

Местные налоги - это налоги и сборы, поступающие в доход местных бюджетов и (или), устанавливаемые местными органами власти и взимаемые на подведомственной им территории. Местные налоги взимаются на всей территории Российской Федерации.

Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции и иной методический материал, то по местным налогам существуют только примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, к тому же местными органами власти как правило игнорируются. В связи с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило имеют массу недочетов, а иногда и просто противоречат действующему налоговому законодательству. Но несмотря на это, местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти. Они гарантируют финансовую поддержку при реализации таких важных для территорий социальных решений, как организация свободной торговли, благоустройство территорий, содержание жилищного фонда и объектов соцкультсферы и т.д.

Список использованной литературы

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117- ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля 2005 г.)

2.     Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. М. 2003. С. 301

3.     Деньги, кредит, банки / под ред. Лаврушкина О. И. – М., «Финансы и статистика», 1999.

4.     Налоги и отчетность в нормативных документах. — М., 2001г.

5.     Налоги: Учебное пособие / под ред Черника Д. Г. — М.: Финансы и статистика, 2000.

6.     Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги  и налогообложение: Учеб. пособие.–2-е изд., перераб. И доп.–М.: Юрайт-Издат, 2003.–635с.

7.     Старилов Ю. Н. Нарушения налогового законодательства и юридическая ответственность. Воронеж, 1999.

8.     Третьяков С., Стрельников В. Применение норм Налогового кодекса РФ об установлении региональных и местных налогов // "Адвокат", N 3, март 2005 г.)

9.     Химичева Н. И. Налоговое право: Учебник. М., 2004. - 336 с.

10.       Электронный справочник МНС России // http://www2.kodeks.net:9010/manage/page


[1] Ходский Л. В. Основы государственного хозяйства. СПб., 2000.