Содержание

Введение. 3

Глава 1. Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения  5

1.1. Закон " О защите прав потребителей" как основной нормативный акт,  регулирующий отношения потребителей с организациями, оказывающими  услуги (выполняющими работы) 5

1.2. Права потребителя при предоставлении услуги (работы) ненадлежащего качества. 8

Глава 2. Договор бытового подряда (заказа) 13

Заключение. 28

Список использованной литературы и источников. 30

Введение

В Гражданском кодексе Российской Федерации “Подряд” занимает статьи с 702 по 768. Общие положения о подряде (ст. 702-729). Одна из особенностей Кодекса состоит в расчленении единого договора подряда. Для уяснения смысла этой и непосредственно связанных с нею новелл, внесенных в ГК, целесообразно обратиться к истории правового регулирования подряда. В первом Гражданском кодексе 1922 года существовала единая глава о договоре подряда. Предполагалось, что она охватит любые виды работ. Единственное исключение было сделано для отношений, в которых заказчиком являлся орган государства. На них должно было распространяться действовавшее параллельно с Гражданским кодексом, принятое немногим ранее самого ГК Положение о государственных подрядах и поставках. По мере огосударствления экономики потребность в указанном Положении отпала. Но зато на уровне правительства принимались Правила о договорах подряда на капитальное строительство, а на уровне различных ведомств - Правила о договорах на выполнение проектных и изыскательских работ и некоторые иные специальные акты.

Принципиальная особенность нового ГК состоит в том, что ранее единый договор подряда разделен на три самостоятельных договора (имеются в виду главы 37, 38 и 39).

Проведение разграничения между этими договорами имеет важное правовое значение, поскольку каждая из глав решает нередко одни и те же вопросы по-разному (с учетом специфики отношений). По этой причине при определении содержания заключаемого договора, равно как и при решении спора, возникшего по поводу заключенного договора, ключевое значение имеет природа договора: относится ли он к типу договоров, выделенных в главах 37, 38 или 39 ГК.

В связи с этим и возникает актуальность данного исследования.

Гражданский кодекс РФ возвратился к известному еще со времен Древнего Рима и сохранившемуся в большинстве современных кодексов сосуществованию двух близких, но все же самостоятельных договоров: подряда и возмездного оказания услуг. Первый отличается тем, что имеет в виду работы, которые ведутся в соответствии с указанием заказчика, при этом предметом договора служат не работы сами по себе, а работы и их материальный результат. Следовательно, подряд строится по формуле: нет результата - нет и исполнения договора. Иное дело - договор услуг. В нем предметом являются услуги, которые по общему правилу либо вообще не имеют результата либо их результат носит нематериальный характер

Целью в данной работе является рассмотрение и изучение договора подряда.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

-         рассмотреть договор бытового подряда;

-         проанализировать защиту прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения.

Глава 1. Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения

1.1. Закон " О защите прав потребителей" как основной нормативный акт,  регулирующий отношения потребителей с организациями, оказывающими  услуги (выполняющими работы)

Безопасность потребительских товаров без преувеличения является одной из важнейших проблем всего мирового сообщества. Существует немало внутренних и международных стандартов и соглашений, призванных обеспечивать качество предлагаемых потребителю товаров и услуг на должном уровне. Безопасность того или иного товара является также одним из важнейших требований, предъявляемых как потребителями, так и продавцами товаров.

Защита прав потребителей заключается в информировании о товарах и услугах, имеющихся на рынке, об их изготовителях (исполнителях, продавцах). Кроме того, законодательство предусматривает имущественную (гражданско-правовую), административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.

Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"[1] и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"""[2] полностью вступил в силу 30 марта 2005 г. Положения этого Закона касаются, естественно, не только самих потребителей, но и продавцов (изготовителей) товаров, исполнителей работ (услуг), импортеров и уполномоченных изготовителями и продавцами товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Новые права, предоставленные данным Законом потребителям, оборачиваются для продавцов, изготовителей, импортеров и уполномоченных лиц новыми обязанностями и хлопотами.

В нашем государстве основным законодательным инструментарием в борьбе за безопасность потребительских товаров является Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” N 2300-1 от 07.02.1992.

Этот закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель - организация независимо от ее организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель - организация независимо от ее организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец - организация независимо от ее организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли - продажи;

стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Итак, законодатель трактует безопасность в достаточно широком смысле, включая в это понятие не только собственно безопасность товара как такового, но и безопасность всех процессов, связанных с его каким-либо иным применением и процессом (хранением или изготовлением).

1.2. Права потребителя при предоставлении услуги (работы) ненадлежащего качества

Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, имущества, а также окружающей среды. Если стандарты содержащие требования безопасности отсутствуют, то выпуск данного продукта должен быть приостановлен до внедрения таких стандартов. На товары, использование которых дольше определенного срока представляет опасность, должны устанавливаться сроки службы (годности). Потребитель должен быть предупрежден об этих сроках, необходимых действиях по его истечении а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий. Изготовитель обязан обеспечить безопасность товаров в течение установленного срока их службы (годности), а если срок службы не установлен то в течение 10 лет.

Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения дынного требования, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме. Если для безопасного хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдение специальных правил, изготовитель обязан разработать такие правила и довести их до сведения потребителя. Товары (в том числе импортные) без сертификатов обеспечивающих безопасность реализовывать запрещается.

Если установлено, что при соблюдении потребителем всех инструкций по хранению и эксплуатации товара он причиняет вред, изготовитель обязан приостановить их производство до устранения причин вреда, а в необходимых случаях изъять их из производства и отозвать от потребителей. Если причины наносящие вред устранить невозможно, изготовитель обязан снять товары с производства.

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товаров, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме.

Если товар причинил вред из-за того, что изготовитель не предоставил потребителю информацию о правильной эксплуатации, хранению и транспортировке то он несет обязательную ответственность.

Это неудивительно, поскольку требования о безопасности товара (работы, услуги) являются основными среди всех требований о качестве. Такой вывод напрашивается сам собой после проведения сравнения наступающих последствий в случае несоблюдения требований безопасности и любых других требований к качеству товара (работы, услуги). Так, в случае недостатков или существенных недостатков товара (работы, услуги) последствием станет возникновение у потребителя права на осуществление на выбор одного из полномочий, предусмотренных ст. 18 и 29 Закона. В случае же несоответствия требованиям, влияющим на безопасность товара, предусмотрены меры по изъятию товара (работы, услуги) из оборота, отзыву от потребителей и прекращению производства.

Следствием особой значимости ст. 7 стала и императивность ее норм. То есть все нормы данной статьи обязательны для исполнения и не предоставляют альтернативы в действиях обязанным лицам. Кроме того, статья содержит несколько норм, содержащих прямые запреты, а также нормы, возлагающие ответственность за их несоблюдение.

Следует отметить, что в п. 1 ст. 7 Закон не только закрепил право потребителя на безопасность товара (работы, услуги), но и максимально освободил его от ответственности за возможное причинение вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среде при использовании товара (работы, услуги). Презюмируется, что приобретаемый потребителем товар (работа, услуга) должен быть таким, чтобы потребитель, используя его по назначению, не мог причинить вред себе или окружающим, т.е. для потребителя самый обычный способ использования товара (работы, услуги) должен быть безопасен. Сточки зрения данной нормы Закона потребитель, используя товар (работу, услугу), даже не должен задумываться о безопасности, он должен быть изначально уверен, что она ему обеспечена. Обязанность по обеспечению такого положения полностью возложена на изготовителя. В случае же когда для безопасного использования необходимо соблюдение специальных правил, о которых потребитель может и не знать, на изготовителя в п. 3 ст. 7 возложена обязанность сопроводить такой товар (работу, услугу) правилами использования, которые должны присутствовать в документации на товар (работу, услугу), а на продавце лежит обязанность по доведению этой информации до потребителя.

Ранее упоминалось о том, что в течение срока службы товар (работа) может изнашиваться и постепенно снижать свое качество, оставаясь при этом пригодным для использования по назначению. В этот период изготовитель нес ответственность только за существенные недостатки товара (работы). Применительно к требованиям безопасности данное правило не действует. Напротив, в п. 2 ст. 7 закреплена обязанность изготовителя по обеспечению безопасности товара (работы) на протяжении всего срока службы.

Пунктом 4 ст. 7 предусмотрен порядок подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) требованиям безопасности. Обязательному подтверждению соответствия подлежат товары (работы, услуги), на которые законами, стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Одной из форм подтверждения соответствия является наличие соответствующего сертификата соответствия (например, Ростест). Перечень товаров (работ, услуг), подлежащих сертификации, устанавливается постановлением Правительства РФ[3]

Эта норма усилена прямым запретом на продажу товара (выполнение работы, оказание услуги) без информации о его соответствии требованиям безопасности, изложенным в п. 1 ст. 7.

О норме, содержащейся в п. 5 ст. 7, уже говорилось выше. Это обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) приостановить производство (реализацию) товара (работы, услуги) в случае причинения вреда либо возможности причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя, окружающей среде до устранения причин такого вреда. Также изготовитель (исполнитель, продавец) обязан принять меры к изъятию его из оборота и отзыву от потребителя. В случае невозможности устранить причину вреда изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства.

Последствия несоблюдения данной обязанности следующие: 1) снятие товара (работы, услуги) с производства изготовителя (исполнителя), изъятие его из оборота и отзыв от потребителей по предписанию федерального органа исполнительной власти; 2) изъятие реализуемых товаров (выполняемых работ) у продавца (исполнителя) в порядке, установленном законом.

Каким же образом определяется соответствие требованиям безопасности? Разберем данный вопрос на наиболее известном широкому кругу лиц примере - продуктах питания. Вопрос о соответствии продуктов питания требованиям безопасности решается путем проведения, во-первых, гигиенической оценки, порядок проведения которой установлен приказом Минздрава России N 217 от 20 июля 1998 г. В ходе этой оценки проводится ряд исследований и экспертиз, результатом которых становится выдача гигиенического заключения; во-вторых, экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов. Порядок проведения такой экспертизы установлен постановлением Правительства РФ N 1263 от 29 сентября 1997 г.[4] По результатам этой экспертизы определяется возможность их дальнейшего использования или уничтожения.

Глава 2. Договор бытового подряда (заказа)

Гражданский кодекс РФ значительно расширил сферу применения подрядных работ. Такой вывод следует из анализа п.2 ст.702: "К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров".[5]

В данном случае законодатель имеет в виду, что помимо общих норм о договоре подряда имеются нормы специального характера, регламентирующие подряд не только по правилам ГК, но также теми правовыми актами, которые согласно ГК могут издаваться с целью регулирования отдельных, специфических видов подрядных работ, в том числе и прямо не предусмотренных самим ГК (ремонтные, ремонтно-профилактические работы и т.д.).

Следует отметить и такое обстоятельство. ГК РФ весьма существенно расширил не только предмет подряда, но и круг работ, которые можно именовать как подрядные работы, или подряд.

Работы, выполняемые по договору подряда, характеризуются следующими признаками.

1. Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

2. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.

3. Если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика (ст.703 ГК).

В известном смысле ст.703 ГК дополняет саму характеристику договора подряда и относит к подряду случаи переработки и обработки вещей (п.7 ст.720 ГК), как основания приращения, приобретения права собственности (ст.220 ГК).

К числу различных способов обеспечения исполнения обязательств, составляющих содержание договора подряда, относится теперь прежде всего право удержания, принадлежащее подрядчику. Суть этого права состоит в том, что при неуплате причитающегося вознаграждения заказчиком подрядчику последний может удержать результат работ, а c ним вместе и переданное заказчиком оборудование, материалы и другое имущество до полной их оплаты. Аналогичные последствия наступают при нарушении заказчиком другой своей обязанности - принять результат работ (п.6 cт.720 ГК РФ). В таком случае подрядчик вправе его реализовать, а полученную сумму использовать для покрытия долга. Имеется в виду, что если заказчик уклоняется от приемки, то по прошествии месяца после двукратного его предупреждения результат работ продается, а вырученная сумма за вычетом причитающегося подрядчику вознаграждения вносится на имя заказчика в депозит нотариуса (в случаях, установленных законом, - в депозит суда).

Общий срок для предъявления требований, связанных с ненадлежащим качеством работ (если иное не предусмотрено законом, договором или обычаем делового оборота) по новому ГК РФ составляет два года (при строительном подряде - 5 лет) с момента передачи результата работ. Возможны случаи, когда гарантийный срок оказывается менее указанного общего срока. Тогда заказчик вправе предъявить требование и после истечения гарантийного срока в пределах указанных двух (пяти) лет. Однако в последнем случае заказчику нужно доказать, что недостатки существовали до момента передачи результата работы заказчику или по причинам, которые до этого возникли.

Наибольшую сложность в подрядных правоотношениях представляет собой именно сама система генерального подряда, включая участие в исполнении работы нескольких лиц. И вот почему.

Подрядный договор по общему правилу является двусторонним. В силу этого и заказчик, и подрядчик по отношению друг к другу обладают в одно и то же время как определенными правами, так и обязанностями. Поэтому общий принцип ответственности должника за действие третьего лица в равной мере будет распространяться и на случаи ответственности генподрядчика перед заказчиком за действия субподрядчика и перед субподрядчиком за нарушение обязательств со стороны заказчика. Имеет место как бы "двойная" ответственность генподрядчика, которую он вправе переложить затем на заказчика и субподрядчика, если нарушение договорных обязательств имело место по их вине (абз.1 п.3 ст.706 ГК).

Прямое предъявление требований заказчика и субподрядчика друг к другу не допускается, поскольку иное не предусмотрено законом или договором (абз.2 п.3 ст.706 ГК). Тем не менее, данное правило не исключает возможности в силу ст.38 АПК РФ участия заказчика и подрядчика в судебном споре в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, исходя из конструкции множественности лиц в обязательстве (ст.321 ГК) и солидарных обязательств (ст.322 ГК).

Бытовой подряд выделен в Гражданском кодексе как отдельный вид договора подряда. Относящиеся к нему положения собраны в особом параграфе главы 37 - "Подряд". Нормы о бытовом подряде (по прежней терминологии - бытовом заказе) содержались и в ГК РСФСР 1964 года. Однако подобной дифференциации в ранее действовавшем законодательстве не было.

Совокупности правил о бытовом подряде теперь предпослано его определение. Согласно п.1 ст.730 ГК по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Данная дефиниция существенно отличается от общего понятия договора подряда. По такому договору в силу п.1 ст.702 ГК одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Сопоставление текста приведенных определений показывает, что по договору бытового подряда подрядчиком всегда выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст.2 ГК), а заказчиком - гражданин, причем только в целях удовлетворения своих личных потребностей. Отсутствие в определении бытового подряда указания на "результат работы" не означает, что это словосочетание не имеет отношения к предмету рассматриваемого вида договора. Очевидно, что он не должен быть использован для целей, не связанных с личным потреблением. Вместе с тем названные признаки позволяют четко отграничить бытовой подряд от иных предусмотренных в законе (п.2 ст.702 ГК) видов подряда - строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд.

ГК относит бытовой подряд к числу публичных договоров. Поэтому на него распространяются требования, закрепленные в ст.426 ГК. Вместе с тем к бытовому подряду, если иное не установлено правилами о нем, применяются и общие положения о подряде.

На практике условия договора бытового подряда нередко определяются одной из сторон - подрядчиком в так называемых формулярах или иных стандартных формах. При этом заказчик лишен возможности участвовать в их составлении. Тогда бытовой подряд должен быть признан договором присоединения с распространением на него правил ст.428 ГК.

К бытовому подряду применяются не только эти общие положения ГК о договоре, но и другие. Имеются в виду прежде всего правила о форме сделок, о последствиях их недействительности, о порядке заключения, изменения и расторжения договора.

Особая норма сформулирована в ГК по поводу отношений бытового подряда, непосредственно не урегулированных Кодексом. К ним, как сказано в п.3 ст.730 ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Использование в приведенном контексте понятия "законы" во множественном числе не означает существования по данному вопросу нескольких параллельно действующих актов законодательного органа Российской Федерации. Следует иметь в виду, что в Закон РФ "О защите прав потребителей", принятый 7 февраля 1992 г., были внесены изменения и дополнения Законом от 9 января 1996 г. Как отмечалось в центральной печати, уже устарела и действующая редакция закона. В этой связи в Государственную Думу представлен новый проект, но пока он находится без движения (см.: Так кто же защитит нас от плохих товаров // Российская газета. 1998. 28 марта).

При применении названного пункта ст.730 ГК может создаться неправильное впечатление, будто Закон "О защите прав потребителей" касается лишь отношений бытового подряда, не урегулированных Кодексом. Между тем этот закон регламентирует весьма широкий круг отношений, направленных на обеспечение потребностей граждан. Специальная глава в нем отведена защите прав потребителей при выполнении всевозможных работ.

Более того, в соответствии со ст.9 Закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами сторон в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Тем самым, в отличие от п.3 ст.730 ГК, Закон о введении в действие части второй Гражданского кодекса не проводит различия между урегулированными и неурегулированными отношениями бытового подряда. По этому пути пошли и Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Правительством РФ 15 августа 1997 г. В Общих положениях данного подзаконного акта предусмотрено, что они распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг.

Нельзя также не учитывать, что постановлением Правительства об утверждении упомянутых Правил признаны утратившими силу только ранее действовавшие одноименные Правила от 8 июня 1993 г. Это означает, что продолжают действовать утвержденные Советом Министров РСФСР: 1 апреля 1981 г. - Типовой договор подряда на строительство жилого или нежилого помещения (бытовой заказ) (СП РСФСР. 1981. N 11. Ст.71); 1 февраля 1965 г. - Типовой договор подряда на ремонт жилого помещения (бытовой заказ) (СП РСФСР. 1965. N 1. Ст.2); 25 июня 1986 г. - Типовой договор подряда на профилактическое обслуживание и ремонт телевизоров, холодильников (морозильников) по абонементам (бытовой заказ) (СП РСФСР. 1986. N 9. Ст.139). Такой вывод следует и из содержания ст.4 названного Закона о введении в действие части второй Гражданского кодекса, согласно которой впредь до приведения правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью второй Кодекса правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй Кодекса.

Вслед за наиболее общими положениями о бытовом подряде в ГК сформулированы правила, посвященные исключительно гарантиям прав заказчика. Уже одно наименование ст.731 позволяет предположить, что последующие статьи такой цели не преследуют. Но это не соответствовало бы реальности, поскольку многие другие нормы данного параграфа также призваны обеспечивать нужды потребителей.

Одна из гарантий прав заказчика сформулирована в виде запрета подрядчику навязывать контрагенту включение в договор условий о дополнительной работе или услуге. В то же время заказчику предоставлено право отказаться от оплаты работы или услуги, не предусмотренной договором. Другая гарантия предоставляет заказчику право в любое время до окончания работы и сдачи ее отказаться от исполнения договора. При этом он обязан уплатить подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения. Кроме того, подрядчику должны быть возмещены расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора (при условии, что они не входят в указанную часть работы). Если в договор были включены условия, лишающие заказчика изложенного права, то они согласно п.2 ст.731 ГК признаются ничтожными.

В полной мере интересам потребителя (гражданина, не только приобретающего или использующего товары (работы, услуги), но и имеющего намерение их заказать или приобрести) отвечает и ст.732 ГК - "Предоставление заказчику информации о предлагаемой работе".

На подрядчика впервые в российском кодифицированном гражданском законодательстве возлагается обязанность до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и особенностях, о цене и форме оплаты. По просьбе заказчика должны быть сообщены также другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Кроме того, если по характеру работы это может иметь значение, подрядчик должен назвать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять. В свою очередь, когда вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик, он вправе потребовать расторжения заключенного договора без оплаты выполненной работы, а также возмещения причиненных убытков.

Значительно детальнее требования к информации как таковой определены в Законе "О защите прав потребителей". Если же по причине недостоверной или недостаточной информации о произведенной работе вред причинен жизни, здоровью или имуществу заказчика, подрядчик должен отвечать на основании правил главы ГК об обязательствах вследствие причинения вреда (ст.ст.1095 - 1097).

В ГК своеобразно урегулированы отношения, связанные с предоставлением материала каждой из сторон. Если работа выполняется из материала подрядчика, то он может быть оплачен при заключении договора полностью или частично, с последующей выплатой оставшейся суммы при сдаче подрядчиком выполненной работы. Допускается возможность предоставления материала в кредит, в том числе с условием оплаты в рассрочку. При этом любое изменение после заключения договора цены на материал не может повлечь за собой перерасчета обозначенной в договоре цены.

Когда работа выполняется из материала заказчика, то в документе, выдаваемом заказчику при заключении договора, должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала (определяемая по соглашению сторон). Зафиксированная в документе оценка материала может быть впоследствии оспорена заказчиком в суде (ст.734 ГК). Ряд норм по данному вопросу включен и в Закон "О защите прав потребителей". В связи с полной или частичной утратой (повреждением) материала, принятого от заказчика, нередко возникают споры. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с последующими изменениями) дал, в частности, следующее разъяснение. Суд вправе освободить исполнителя от ответственности только в случае, если он предупреждал потребителя об особых свойствах этого материала, которые могут повлечь за собой его утрату или повреждение. Незнание исполнителем указанных свойств в соответствии с п.3 ст.35 Закона "О защите прав потребителей" не может служить основанием к освобождению его от ответственности.

Отдельные нормы закона касаются цены и оплаты работы. Интересам заказчика полностью отвечают требования ст.735 ГК, согласно которым цена работы определяется соглашением сторон, и она не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами. По общему правилу работа оплачивается после ее окончательной сдачи подрядчиком. Однако с согласия заказчика оплата может быть произведена и при заключении договора - полностью или путем выдачи аванса.

Важной новеллой действующего законодательства является положение, возлагающее на подрядчика обязанность предупредить заказчика об условиях использования выполненной работы. При ее сдаче подрядчик сообщает требования, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного применения результата работы, а также о возможных для самого заказчика и других лиц последствиях несоблюдения соответствующих требований. Статья 736 ГК, о которой идет речь, не устанавливает каких-либо последствий ее нарушения. Если же вследствие несообщения подрядчиком сведений об использовании результата работы возникнут отрицательные последствия, допустимо применение п.4 ст.495 ГК. Этот пункт предусматривает ответственность продавца товаров в розницу, не предоставившего покупателю возможность получить необходимую информацию, за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю (в отношении которых покупатель докажет, что они возникли из-за отсутствия у него такой информации).

ГК содержит значительный перечень последствий обнаружения недостатков в выполненной работе во время приемки результата работы или в период его использования (ст.737). Заказчик может в течение установленных ст.725 ГК сроков давности, а при наличии гарантийных сроков в течение этих сроков, осуществить по своему выбору одно из закрепленных в ст.723 ГК прав. Таковыми признаются: безвозмездное устранение недостатков в разумный срок; соразмерное уменьшение установленной за работу цены; возмещение своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.

Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков. Пленум Верховного Суда РФ в упомянутом постановлении от 29 сентября 1994 г. под существенными недостатками в выполненной работе признает такие недостатки, которые делают невозможным использование результата работы в соответствии с ее целевым назначением или не могут быть устранены в отношении данного потребителя, либо для их устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делают результат работы иным, чем предусмотрено договором, или когда после устранения недостатков они появляются вновь, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

Сказанным не исчерпывается перечень последствий обнаружения недостатков. Кроме того, заказчик вправе потребовать безвозмездного повторного выполнения работы. И хотя это право безоговорочно закреплено за заказчиком в ст.737 ГК, некоторые толкователи закона без каких-либо пояснений полагают, что оно лишь подразумевается (см.: Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1996. С.115). Наряду с этим заказчик вправе потребовать возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.

Сроки, в течение которых подрядчик обязан выполнить требования заказчика по поводу недостатков работы, установлены Законом "О защите прав потребителей". Согласно ст.30 этого закона недостатки, обнаруженные в ходе выполнения работы, должны быть устранены в разумный срок, назначенный заказчиком. Недостатки выполненной работы подлежат устранению в течение двадцати дней со дня предъявления требования заказчиком, если более короткий срок не установлен соглашением сторон при принятии работы или правилами выполнения отдельных видов работ. За нарушение названных сроков подрядчик обязан уплатить заказчику за каждый день просрочки неустойку, размер и порядок исчисления которой определяется в соответствии с законом.

Статья 31 Закона "О защите прав потребителей" предусматривает сроки удовлетворения отдельных требований заказчика. Так, уменьшение цены за работу, возмещение расходов по устранению недостатков должно последовать в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

В ст.737 ГК предусмотрены также особые положения, касающиеся недостатков, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья самого заказчика и других лиц. Ответственность подрядчика за такие недостатки наступает, если они обнаружены в пределах срока службы изделия либо, если он не установлен, в течение десяти лет с момента принятия результата работы. При невыполнении подрядчиком изложенного правила заказчик вправе потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением им недостатков своими силами или с помощью третьих лиц.

Специальное положение регламентирует последствия неявки заказчика за получением результата работы. В таком случае или при ином его уклонении от приемки подрядчик вправе по истечении двух месяцев со дня предупреждения (в письменном виде) заказчика продать результат работы за разумную цену. Вырученная сумма за вычетом всех причитающихся подрядчику платежей вносится на имя заказчика в депозит в порядке, предусмотренном ст.327 ГК ("Исполнение обязательства внесением долга в депозит").

Заключительная норма данного параграфа главы 37 ГК посвящена особым правам заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда. В подобной ситуации ст.739 ГК предоставляет заказчику возможность воспользоваться правами, которыми обладает покупатель в соответствии со статьями 503 - 505 ГК. Объясняется это тем, что регламентация бытового подряда в известной степени сходна с регулированием розничной купли-продажи. Названные статьи последовательно предусматривают право покупателя, в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, на возмещение разницы в цене при замене товара, уменьшение покупной цены и возврат товара ненадлежащего качества, исполнение обязательства в натуре. Вместе с тем не все перечисленные положения (например, о замене выполненной работы) могут быть безоговорочно распространены на отношения бытового подряда в силу своеобразия последних.

По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Договор бытового подряда является публичным договором (статья 426 ГК РФ).

К отношениям по договору бытового подряда, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Подрядчик не вправе навязывать заказчику включение в договор бытового подряда дополнительной работы или услуги. Заказчик вправе отказаться от оплаты работы или услуги, не предусмотренной договором.

Заказчик вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора бытового подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора, и возместив подрядчику расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы. Условия договора, лишающие заказчика этого права, ничтожны.

Подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Если по характеру работы это имеет значение, подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять.

Если заказчику не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте заключения договора бытового подряда информацию о работе, указанную в п. 1 ст. 432 ГК РФ, он вправе потребовать от подрядчика возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора (пункт 4 статьи 445).

Заказчик вправе требовать расторжения заключенного договора бытового подряда без оплаты выполненной работы, а также возмещения убытков в случаях, когда вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик.

Подрядчик, не предоставивший заказчику информации о работе, указанной в п. 1 ст. 432 ГК РФ, несет ответственность и за те недостатки работы, которые возникли после ее передачи заказчику вследствие отсутствия у него такой информации.

Если работа по договору бытового подряда выполняется из материала подрядчика, материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной подрядчиком работы.

В соответствии с договором материал может быть предоставлен подрядчиком в кредит, в том числе с условием оплаты заказчиком материала в рассрочку.

Изменение после заключения договора бытового подряда цены предоставленного подрядчиком материала не влечет перерасчета.

Если работа по договору бытового подряда выполняется из материала заказчика, в квитанции или ином документе, выдаваемых подрядчиком заказчику при заключении договора, должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала, определяемая по соглашению сторон. Оценка материала в квитанции или ином аналогичном документе может быть впоследствии оспорена заказчиком в суде.

Цена работы в договоре бытового подряда определяется соглашением сторон и не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами. Работа оплачивается заказчиком после ее окончательной сдачи подрядчиком. С согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса.

При сдаче работы заказчику подрядчик обязан сообщить ему о требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного использования результата работы, а также о возможных для самого заказчика и других лиц последствиях несоблюдения соответствующих требований.

В случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или после его приемки в течение гарантийного срока, а если он не установлен, - разумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня приемки результата работы, заказчик вправе по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в ст. 723 ГК РФ прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.

В случае обнаружения существенных недостатков результата работы заказчик вправе предъявить подрядчику требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено заказчиком, если указанные недостатки обнаружены по истечении двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня принятия результата работы заказчиком, но в пределах установленного для результата работы срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не установлен.

При невыполнении подрядчиком требования, указанного в п. 2 ст. 737 ГК РФ, заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц либо отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

В случае неявки заказчика за получением результата выполненной работы или иного уклонения заказчика от его приемки подрядчик вправе, письменно предупредив заказчика, по истечении двух месяцев со дня такого предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся подрядчику платежей, внести в депозит в порядке, предусмотренном ст. 327 ГК РФ.

В случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик может воспользоваться правами, предоставленными покупателю в соответствии со статьями 503 - 505 ГК РФ.

Заключение

Вопросы правоотношений по договорам подряда (подрядным работам) в Гражданском кодексе РФ регулируются положениями главы 37, ст.ст. 702-768

По договору подряда одна сторона договора (подрядчик) принимает на себя обязательства по выполнению задания другой стороны договора (заказчика) определенную условиями договора работу и результат указанной работы (задания) сдать заказчику, который обязуется принять надлежащим образом исполненный результат данной работы и оплатить его на условиях и в порядке, определяемых сторонами договора подряда в условиях такового.

К отдельным видам договоров подряда, регулируемым вышеуказанными положениями Гражданского кодекса РФ, относятся: бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд. Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение какой-либо иной конкретной работы с передачей ее результата заказчику.

Работа по договору подряда, как правило, если иное не предусмотрено сторонами договора в условиях его, выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. Риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик.

В ст.702 ГК, дающей определение подряда, и многих других статьях гл.37 указывается, что предметом подряда являются работа и ее результат, хотя в отдельных статьях единство терминологии не соблюдается и называется только работа (см. п.1 ст.704, ст.708, 709, 710 ГК и др.). Такая терминология является для нашего законодательства новой. Ранее в ГК 1964 речь шла о выполнении подрядчиком работы. В общей части обязательственного права ГК также говорится об обязательствах о выполнении работы (ст.307, 397 ГК); обязательства о достижении результата не упоминаются.

Работа и ее результат (объект) в договоре подряда обычно обособлены во времени (сначала выполняется работа, а затем возникает ее результат), однако они тесно связаны и образуют единство. Выполняемая работа предполагает создание определенного результата, ибо как таковая она бессмысленна, а этот результат недостижим без предшествующей ему работы. Первичным и решающим является все же работа, что и выражено в терминологии ГК: о работе говорится во всех случаях, а результат часто не называется.

Поэтому применение в гл.37 новой терминологии, по сравнению с ГК 1964, не есть изменение по существу, а лишь некоторое обновление языка закона, с целью более полной характеристики предмета договора подряда. С точки зрения единства терминологии, которое проводится не во всех статьях ГК, а также ясности языка закона такое обновление едва ли оправданно.

Общим нововведением гл.37 является использование для регулирования договора подряда некоторых норм и правовых формулировок, установленных для договора купли-продажи. Это особенно наглядно проявляется в отношении определения качества работ (ст.721 ГК), предъявления требований по качеству (ст.724 ГК), а также в наличии отсылок по отдельным вопросам к нормам гл.30 о купле-продаже (п.5 ст.723, п.6 ст.724, ст.739 ГК).

Список использованной литературы и источников

1.     Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301. (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г.).

3.     Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002г. №46.Ст. 4532.

4.     Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.// Собрание Законодательства Российской Федерации.2002г.№30.ст. 3012.

5.     Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 766

6.     Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть I) ст. 5275

7.     Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" (с изменениями от 24 мая 2000 г., 3 января, 29 апреля 2002 г., 10 февраля 2004 г., 28 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 августа 1997 г. N 33, ст. 3899.

8.     Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении" (с изменениями от 2 октября 1999 г., 16 апреля 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 1997 г., N 40, ст. 4610

9.     Абрамов В.А. Сделки и договоры. Комментарии . Разъяснения. - М.: Ось – 89.

10.           Алексеев С. С. Комментарий Гражданского Кодекса РФ.Ч.2. // Российская газета. 10 марта 1996.

11.           Андреев С. Е., Савичева И. А., Федотова А. И. Договор. (Заключение. Изменение. Расторжение. )М.: Проспект, 1997.с 245.

12.           Андреева Л. Форма договора и последствия ее несоблюдения  /. «Российская юстиция», 1999, № 2

13.           Анохин. В.С.  Практикум по хозяйственному праву. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун - та, 1992.с.305

14.           Ансон В. Р. Договорное право - М.: Юридич. лит., 1993.

15.           Брагинский М.И. «О нормативном регулировании договоров» / Журнал  российского права №1 1997 г.

16.           Витрянский В. В. . Договоры: порядок заключения, изменения и расторжения, новые типы. АО // еженедельник  Экономика и Жизнь. 1996. № 12 . С. 12- 13.

17.           Витрянский В. В. Договоры: купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, перевозки, транспортной экспедиции, расчеты. Центр деловой информации еженедельника // Экономика и Жизнь ,М,1996. № 4. С. 16.

18.           Витрянский В. В. Общие положения о договоре.// Хозяйство и право,1995, №12..С. 45- 56.

19.           Витрянский В.В. «Существенные условия договора»/ «Хозяйство и право» № 7 1998 г.

20.           Витрянский В.В. Гражданский кодекс о договоре/ Вестник Высшего Арбитражного суда РФ, 1995 г,.№ 10

21.           Гражданский Кодекс Российской Федерации (ч.2).Текст. Комментарии, Международный центр финансово-экономического развития (МЦФЭР).М.:1996.с. 437.

22.           Гражданское право России. Курс лекций. ч. 1./Под общ.ред. О.Н. Садикова. М.: Юрид.лит. 1996.с.276.

23.           Гражданское право. А. М. Белякова, С. Н. Братусь, Е. Н. Гендзехадзе и ад Под ред. П. Е. Орловского и С. М. Корнеева: В 2-х т. Т. 1. М., 1969. С. 458.

24.           Гражданское право. В 2-х томах.,т.2./ Под ред.Е.А.Суханова,М.: БЕК.,1994.с. 456.

25.           Гражданское право. Учебник. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М. «ПРОСПЕКТ». 1997.

26.           Гражданское право: Учебник /Под ред. С. П. Гришаева. - М.: Юристъ, 1998.

27.           Иоффе О. С. Обязательственное право. М., 1975.

28.           Кабалкин А. Заключение договора / Российская юстиция № 9 1999 г.

29.           Калачева С. А. Договор. - М.: Приор, 1998.

30.           Комментарий к ГК РФ, части первой (постатейный). О.Н. Садиков. –ИНФРА-М, 1997.

31.           Комментарий части первой Гражданского кодекса РФ для предпринимателей / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, В. П. Звеков и ад Под ред. В.Д. Карповича. М., 1995. С. 337.


[1] Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть I) ст. 5275

[2] Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 766

[3] Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" (с изменениями от 24 мая 2000 г., 3 января, 29 апреля 2002 г., 10 февраля 2004 г., 28 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 августа 1997 г. N 33, ст. 3899.

[4] Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении" (с изменениями от 2 октября 1999 г., 16 апреля 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 1997 г., N 40, ст. 4610

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301. (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г.).