Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Роль аудита в оценке достоверности бухгалтерской отчетности..5

1.1. Сущность и значение аудита……………………………………...5

1.2. Цели и задачи аудиторской деятельности, его классификация...8

Глава 2.  Краткая экономическая характеристика  ОАО «Кузбассэнерго»

                станция Кемеровская ГРЭС………………………………………17

Глава 3 Техника составления бухгалтерской отчетности………………...23

3.1. Мероприятия,     предшествующие     составлению     годовой

        (бухгалтерской) отчетности…………………………………….23

3.1.1. Инвентаризация имущества и обязательств………………….23

3.1.2. Закрытие операционных и результативных счетов………….27

3.2.   Порядок составления формы № 1 «Бухгалтерский баланс»…29

3.3.  Порядок составления  формы № 2 «Отчет о прибылях

         и убытках»……………………………………………………….31

3.4.   Порядок   составления  формы  №   3   «Отчет   об  

         изменении капитала»…………………………………………...32

3.5. Порядок составления формы № 4 «Отчет о движении

       денежных средств»……………………………………………….34

3.6.  Порядок составления формы №5 «Приложения

        к бухгалтерскому балансу»……………………………………..36

3.7.   Взаимная увязка показателей  форм  годовой 

         бухгалтерской отчетности……………………………………...38

Заключение…………………………………………………………………...40

Список литературы…………………………………………………………..41

Приложения………………………………………………………………….42

Введение

С переходом к рыночным отношениям в России стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, которые                          уже не являлись собственностью государства и в связи, с чем                       изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью.

В данное время каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и предприятия, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные  платежи.

Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчетность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учет своего имущества и совершенных хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало  необходимость независимого вневедомственного финансового контроля - аудита.

Объект исследования – ОАО «Кузбассэнерго» станция Кемеровская ГРЭС.

Предмет исследования – бухгалтерская отчетность                                        ОАО «Кузбассэнерго» станция Кемеровская ГРЭС.

Цель исследования – изучить бухгалтерскую отчетность                               ОАО «Кузбассэнерго» станция Кемеровская ГРЭС.

Задачи исследования:

1. Проанализировать показатели себестоимости, использование трудовых ресурсов, основных и оборотных средств, показатели прибыли и рентабельности Кемеровской ГРЭС.

2. Рассмотреть особенности инвентаризации имущества и обязательств в Кемеровской ГРЭС.

3. Рассмотреть особенности закрытия операционных и результативных счетов Кемеровской ГРЭС.

4. Рассмотреть порядок составления  форм №1-5 бухгалтерской отчетности предприятия.

5. Дать характеристику взаимной увязки показателей форм годовой бухгалтерской отчетности.

Глава 1. Роль аудита в оценке достоверности бухгалтерской отчетности

1.1. Сущность и значение аудита

На современном этапе развития экономики аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле в РФ не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных. Развитие рыночных отношений обуславливает необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих новые вопросы деятельности предприятий; бухгалтерского учета и отчетности; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильность исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг. Собственники и прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности. Так как обычно они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности (10, с. 18-22).

Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к. включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов. Понятие аудиторской деятельности определяется временными правилами аудиторской деятельности в РФ.

Аудиторская деятельность – аудит – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других видов финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе (1).

Многие авторы по-разному трактуют как классификационные признаки, так и само понятие аудита.

«Аудит – это систематический процесс получения и оценки доказательств достоверности данных по поводу экономических действий и событий, установление степени соответствия этих данных установленным критериям и сообщение результатов заинтересованным пользователям» (8, с. 10).

«Аудит – систематический процесс, проводимый независимым от внешних факторов лицом или группой лиц, основанный на результатах контроля и своего мнения. На основании установленных критериев и стандартов по поводу информации, которую ревизионная единица предоставляет сторонним пользователям в своей деятельности и ее перспективах» (13, с. 25).

В аудиторских стандартах аудиторской деятельности дается следующее определение:

«Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского         заключения» (4, с. 8).

Несмотря на некоторые различия в определении аудита, практически все авторы подчеркивают ту или иную его особенность:

- независимость;

- платность;

- конфиденциальность.

Иногда его рассматривают слишком узко и ограничивают только проверкой отчетности негосударственных структур. В других случаях крайне широко, отождествляя с любой бухгалтерской деятельностью. Такой разброс в понимании аудита связан еще и с тем, что это понятие принято из западной литературы.

В странах с развитой рыночной экономикой, где аудит возник уже давно, понятие аудита трактуют весьма многообразно. В Англии под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. При этом термин «аудит» применяется не только при проверке предприятий, попадающих под действие закона «О компаниях» или закона о промышленных или других обществах, но и при составлении проверки правительственных учреждений и местных органов власти, а также при оказании клиентам аудиторских услуг по соглашению.

Джек Робертсон отмечал, что под аудитом понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов (11, с. 33).

Проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составления аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор. Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности аудиторов (10, с. 26-28):

1. Свободный выбор аудиторов (аудиторской фирмы) хозяйственными субъектами.

2. Договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов.

3. Возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков.

4. Невозможность аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности.

5. Запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других разрешенных законом услуг.

1.2. Цели и задачи аудиторской деятельности, его классификация

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ (1). Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

- подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

- проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

- контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

- выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления   баланса,   отчета  о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

- все ли активы и пассивы отражены в отчете;

- все ли документы используются в отчете и насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета баланса и налогооблагаемой прибыли.

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы:

1. Общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней).

2. Обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм).

3. Законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании).

4. Оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно посчитаны).

5. Классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана).

6. Разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены).

7. Аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге).

8. Раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг) (7, с. 56-58; 9, с. 35-38).

Смысл целей аудита заключается в том, чтобы создать некую структуру, которая помогла бы аудитору собрать нужное количество актуальных свидетельств, а затем решить, какие именно фактические данные необходимо   собирать   ввиду    конкретных   обстоятельств,    при    которых проводится аудит. Цели остаются одними и теми же при разных проверках, но фактические данные будут различны в зависимости от обстоятельств.

Целями аудита являются:

1. Степень общеприемлемости.

2. Правильное включение сумм.

3. Завершенность.

4. Право собственности (по включенным суммам).

5. Оценка.

6. Правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах.

7. Разграничение (хозяйственные операции, близкие к дате баланса, следует учитывать за соответствующий период).

8. Арифметическая точность (отдельные статьи баланса соответствуют итогам в учетных регистрах и главной книге).

9. Раскрытие (правильность отражения счетов и относящихся к ним фактов данных отчетности) (6, с. 50).

Задача аудитора состоит:

- в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

- в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

- в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

В практике аудиторской деятельности, как и в нормативных документах, различают внешний и внутренний, обязательный и инициативный аудит. Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникла на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиняющихся главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

- контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

- подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

- подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

- анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

- оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (2, с. 88-89).

На основании вышеизложенного можно дать определение внутреннего аудита:

Внутренний аудит – проводится штатными аудиторами – работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия. Главная задача внутреннего аудита – осуществление постоянного контроля за расходами на предприятии и выработка мер по их снижению (3, с. 60).

Аудит хозяйственной деятельности – систематический анализ хозяйственной деятельности организаций, проводимый для определения целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации (12, с. 20).

При аудите хозяйственной деятельности предполагается объективное обоснование и всесторонний анализ всех видов деятельности. Этот вид аудита преследует три цели:

1.Оценка эффективности управления.

2.Выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности.

3.Внесение рекомендаций, касающихся улучшений деятельности или дальнейших действий (5, с. 31-32).

Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изыскание неиспользованных резервов производства. Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время имеют существенные различия.

Основные особенности внутреннего и внешнего аудита представлены в приложении 1.

В зависимости от поставленных целей, аудиторские проверки различают по содержанию рассматриваемых вопросов, глубине, составу и объему привлекаемой к анализу информации – это аудит на соответствие требованиям, аудит финансовой отчетности, и специальный аудит, обязательный и инициативный аудит, первоначальный и согласованный аудит.

Рассмотрим каждый из этих видов более подробно.

Аудит на соответствие требованиям

Он заключается в анализе определенной финансовой и хозяйственной деятельности субъекта. В целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам, законам. Если такие условия, внутренние правила контроля установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функции внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов. Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственных органах, осуществляющими контроль за исполнением этих актов или сторонними аудиторами, которым поручен такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу. На основе вышеизложенного сформулируем задачи аудита на соответствие:

- проверка, соответствует ли деятельность предприятия его Уставу;

- правильно ли начисляются средства на заработную плату и другие выплаты работникам;

- обосновано ли производственное списание затрат на себестоимость продукции (услуг) и не занижается ли при этом прибыль.

Аудит финансовой отчетности

Выполняется с целью определения согласованности сводной финансовой отчетности с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и определенными критериями. Данный вид аудита проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией. Отчеты и коэффициенты проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей – владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования.

Специальный аудит – проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйственного субъекта, соблюдение определенных процедур, норм и правил, имеющих целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др. (12, с. 23).

Обязательный и инициативный аудит

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством, или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательной аудиторской проверки регламентируется законодательными нормами. Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудитором (фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Первоначальный и согласованный аудит

Первоначальный аудит проводится аудитором (фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, т.к. аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента.

Согласованный (повторный) аудит осуществляется повторно или регулярно. Основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществе согласованного (повторного) аудита. Такое сотрудничество удобно аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированную, всестороннюю, основанную на многолетнем сотрудничестве помощь и оценку. Смена аудиторской фирмы вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

Классификация с точки зрения аудитора

С точки зрения аудиторов, аудит делится на три вида:

1.     Подтверждающий (проверка и подтверждение бухгалтерских документов и отчетности).

2.     Системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля). Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и необходимость системной детальной проверки отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению.

3.     Аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким риском, что значительно облегчает аудит в областях с низким риском) (3, с. 65-67).

Классификация с точки зрения направления

С точки зрения направления аудит подразделяется на общий (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации и учреждения); банковский, аудит страховых организаций, аудит бирж, аудит внебюджетных фондов, аудит инвестиционных институтов и т.д. На Западе выделяют еще и операционный аудит, который представляет собой проверку методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности». По завершении этого аудита менеджеру выдаются рекомендации по совершенствованию операций. Из-за того, что операционная эффективность может быть оценена во множестве самых различных областей, охарактеризовать типичный операционный аудит невозможно. В операционном аудите проверки не ограничиваются бухгалтерским учетом, они могут включать оценку организационной структуры, компьютерных операций, методов производства, маркетинга и любой другой области, в которой аудитор квалифицирован.

Глава 2.  Краткая экономическая характеристика  ОАО «Кузбассэнерго» станция Кемеровская ГРЭС

Сегодня станция Кемеровская ГРЭС является самой крупной станцией  ОАО «Кузбассэнерго» по энергоснабжению.

Анализ себестоимости показал, что по себестоимости энергии за 2005 г. допущен перерасход в сумме 17322 тыс. руб., в том числе по статье «Топливо» в сумме 16542 тыс.руб., по «Условно-постоянным расходам» в сумме 780 тыс.руб. Перерасход по статье «Топливо» сложился за счет роста цены 1 тут, в значительной степени, цены 1 тут угля.

Изменение себестоимости продукции Кемеровской ГРЭС представлено в таб. 1.

Таблица 1

Изменение себестоимости продукции

Себестоимость товарной продукции

тыс.руб.

Отклонения

к 2002 г., тыс.руб.

Отклонения

к 2003 г., тыс. руб.

2003г.

6

-

-

2004г.

6 442

+6436

-

2005г.

9 950

+9944

+3508

Таким образом, как показывают данные таб. 1, себестоимость продукции Кемеровской ГРЭС по сравнению с 2003 г. в 2004 г. возросла на 6436 тыс. руб., в 2005 г. на 9944 тыс. руб. по сравнению с 2003 г. и на 3508 тыс. руб. по сравнению с 2004 г.

На предприятии Кемеровская ГРЭС сегодня работают 1058 человек. С 2003 по 2004 год произошло сокращение персонала на 174 человека. За счет этого увеличился фонд заработной платы, хотя и не намного. Темп роста составил приблизительно 8%. Резко возросла сумма выплат социального характера, как работникам списочного состава, так и внешним совместителям.

Данные для анализа использования трудовых ресурсов представлены в таб. 2.

Таблица 2

Анализ использования трудовых ресурсов

Показатели

2004 г.

2005 г.

Абсолют отклон.

Темп роста, %

1. Объем товарной продукции в фактических ценах, тыс. руб.

6 442

9 950

+3508

+54,4

2. Среднесписочная численность ППП, чел.

1088

984

-104

-9,5

3. Среднегодовая выработка на 1 работающего, тыс.руб.

5,9

10,1

+4,2

+71,2

За 2004-2005 гг. наблюдается рост объема товарной продукции на 54,4%. Из данных таб. 2 видно, что темп роста товарной продукции значительно опережает темп роста численности работающих (ППП). Среднегодовая выработка на одного работающего возросла на 71,2%. Отсюда вывод – на Кемеровской ГРЭС происходит эффективное использование трудовых ресурсов предприятия.

Как показывают данные таб. 3 (по данным приложений 2-4), основное место в структуре основных производственных фондов занимают здания             (2003 г. – 49,9%; 2004 г. - 49,0%; 2005 г. – 49,1%), а также машины и оборудование (2003 г. – 34,1%; 2004 г. – 35,5% и 2005 г. – 35,2%).

В целом за исследуемый период времени произошло увеличение основных фондов предприятия на 30021 тыс. руб. В основном это было вызвано ростом суммы, затраченной на здания (+14399,4 тыс. руб.), а также на машины и оборудование (+11268,2%).

Активная часть основных фондов предприятия возросла в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 12080,4 тыс. руб., а в 2005 г. по сравнению с 2004 г. уменьшилась на 171,6 тыс. руб.

Для оценки состояния оборотных средств составим таб. 3.

 Таблица 4

Состав и структура оборотных средств

Показатель

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Производственные запасы – всего

1889

11,1

17734

49,8

15212

40,6

В том числе:

сырье и материалы

Расходы будущих периодов

1889

-

11,1

17728

6

49,75

0,05

15204

8

40,58

0,02

НДС по приобретенным ценностям

9173

53,9

10179

28,5

14005

37,3

Дебиторская задолженность (после 12 мес.)

271

1,7

256

0,7

217

0,6

Дебиторская задолженность (в теч. 12 мес.)

5667

33,3

7132

20,0

7813

20,9

В том числе:

Покупатели и заказчики

Задолженность дочерних об-в

Авансы выданные

Прочие дебиторы

250

-

1242

4175

1,5

-

7,3

24,5

1131

-

1897

4104

3,2

-

5,3

11,5

4055

732

1873

1153

10,8

2,0

5,0

3,1

Денежные средства

14

0,08

334

1,0

219

0,6

Итого:

17014

100

35635

100

37466

100

Как показывают данные таб. 4, структура оборотных средств в 2003 г. наибольший удельный вес занимает НДС по приобретенным ценностям (53,9% в 2003 г.). В 2004 и в 2005 гг. на первый план выходят производственные запасы (49,8% и 40,6% соответственно). За ними следуют НДС по приобретенным ценностям и дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев.

Насколько рентабельным является предприятие видно из анализа прибыли и убытков, отраженных в отчетах о прибылях и убытках (Приложение 5-7). В таб. 5 приведены данные о составе и динамике прибыли.

Таблица 5

Состав и динамика прибыли и рентабельности за 2003-2005гг.

Показатель

2003

2004

Абсолют-ное отклоне-

ние 

2005

Абсолют-ное отклоне-

ние 

Выручка от реализации, т. руб.

6

8167

+8161

12311

+4144

Себестоимость, т.руб.

6

6442

+6436

9950

+3508

Валовая прибыль, т.руб.

0

1725

+1725

2361

+636

Коммерческие расходы, т.руб.

-

-

-

-

-

Прибыль от продаж, т.руб.

0

1725

+1725

2361

+636

Прибыль (убыток)

до налогообложения, т.руб.

-1567

-419

+1148

-5524

-5105

Налог на прибыль, т.руб.

140

298

+158

1067

+769

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года), т.руб.

-1679

-717

+962

-6591

-5874

Общая рентабельность предприятия (Р), %

-3,94

-0,81

-7,67

+3,13

-6,86

Рентабельность продукции  (Рпр), %

0

26,77

23,72

+26,77

-3,05

Рентабельность продаж (оборота) – Рп, %

0

21,12

19,17

+21,12

-1,95

Рентабельность оборотных активов (Роб), %

0

6,55

6,46

+6,55

-0,09

Как видно из таб. 5, в 2004 г. прибыль предприятия возросла по всем показателям. Так выручка от реализации выросла на 8161 тыс. руб., валовая прибыль на 1725 тыс. руб. Однако, такое увеличение было вызвано ростом себестоимости.

Показатели прибыли в 2005 г. сократились. Чистая прибыль за весь период времени была со знаком минус, при этом она имела отрицательную тенденцию. В 2003 г. это было вызвано тем, что выручка от реализации равнялась себестоимости продукции и валовая прибыль, соответственно, отсутствовала. В 2004 г. и 2005 г. положение несколько улучшилось, однако, необходимо было покрывать долги по предыдущему периоду, и предприятие сработало в убыток.

Общая рентабельность предприятия находится на критическом уровне. Все показатели отрицательны.

Остальные показатели рентабельности (продукции, продаж, оборотных активов) имели достаточно хорошие  значения в 2003 г. В 2004 г. рентабельность продукции снизилась на 3,05%, рентабельность продаж на 1,95%, рентабельность оборотных активов на 0,09%. Однако, все три показателя остаются на высоком уровне.

Таким образом, можно сделать выводы:

1. За рассматриваемый период произошло увеличение себестоимости продукции.

2. На Кемеровской ГРЭС сегодня работают более 1000 человек, основу которых составляют рабочие. Среднегодовая выработка на одного работающего за 2005 г. составила 10,1 тыс. руб.

3. Оценка основных фондов предприятия показала увеличение активной части основных средств  на 12080,4 тыс. руб. в 2004 г. и незначительное снижение показатели в 2005 г.

4. В свою очередь, в структуре оборотных активов основное место занимают производственные запасы и НДС по приобретенным ценностям.

5. Чистая прибыль предприятия с 2003 г. по 2005 г. была отрицательной. Общая рентабельность предпряития также со знаком минус. Другие показатели рентабельности в норме.

Глава 3 Техника составления бухгалтерской отчетности

3.1. Мероприятия,     предшествующие     составлению     годовой (бухгалтерской) отчетности

3.1.1. Инвентаризация имущества и обязательств

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности Кемеровской ГРЭС проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, в ходе которой прове­ряется и документально подтверждается их наличие, состоя­ние и оценка.

Инвентаризация - это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату (3, с. 89).

В практике Кемеровской ГРЭС используются следующие виды инвентаризации:

1. Частичная инвентаризация, которая проводится один раз в год для каждого объекта. Это надежный способ проверки, не требую­щий высокого уровня внутренней организации и, как правило, не мешающий процессу производства.

2. Периодическая инвентаризация, которая осуществляется в конкрет­ные сроки в зависимости от вида и характера имущества.

3. Полная инвентаризация - это проверка всех видов иму­щества организации. Она проводится в конце года перед со­ставлением годового отчета, а также при полной докумен­тальной ревизии, по требованию финансовых и следствен­ных органов.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их про­ведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

-  при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, при­ватизации, а также преобразовании государственной или муниципальной унитарной организации;

-  перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кро­ме имущества, инвентаризация которого проводилась не ра­нее 1 октября отчетного года;

-  при смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);

-  при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

-  в случае пожара, стихийных бедствий или других чрезвы­чайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

-  при реорганизации, ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризации подлежит все имущество и виды финансо­вых обязательств. Инвентаризация в Кемеровской ГРЭС проводится поэтапно и в следующие сроки:

- по основным средствам - один раз в три года, а по библиотеч­ным фондам - один раз в пять лет;

- по капитальным вложениям - один раз в год, но не ранее 1 декабря отчетного года;

- по незавершенному производству и полуфабрикатам собст­венной выработки, готовой продукции, сырью и материа­лам - не ранее 1 октября отчетного года.

Инвентаризация денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах, кредитов, займов и т.д. проводится один раз в месяц (как правило, на               1 число каждого месяца). При подсче­те фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, про­изводится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответ­ствующих счетах, по данным бухгалтерии организации с дан­ными выписок банка.

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредит­ными учреждениями по ссудам, с бюджетом, с покупателя­ми, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами, сумм за­долженностей по недостачам и хищениям заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на бухгалтер­ских счетах.

В соответствии с действующими нормативными докумен­тами приказом руководителя организации для проведения инвентаризации назначается инвентаризационная комиссия (включая главного бухгалтера). Проведению инвентаризации предшествует определенная подготовительная работа; материально ответственные лица приводят в порядок имеющиеся в наличии ценности, сдают в бухгалтерию все документы о поступлении или выдаче ценностей; работники учета закан­чивают обработку документов по движению имущества и финансовых обязательств, делают записи в учетных регистрах, определяют остатки ценностей по счетам материально ответ­ственных лиц.

По окончании инвентаризации комиссия составляет прото­кол, отмечая в нем свои решения и предложения, который ут­верждается руководителем организации. Затем определяют по­рядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и учета.

Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подле­жат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возник­новения излишка и виновных лиц. При этом делаются про­водки:

Д-т 01 «Основные средства»,

10 «Материалы»,

43 «Гото­вая продукция»,

50 «Касса» и др.

К-т 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостачу имущества и его порчу в пределах норм естест­венной убыли относят на затраты производства или расходы на продажу. Такой порядок применяется только при выявлении фактических недостач. В этом случае делаются записи:

1) Д-т 94     «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Това­ры» и др.

2) Д-т 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также их порча сверх естественной убыли относятся на виновных лиц. При этом делаются проводки:

1) Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «То­вары» и др.

2) Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»                                   

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При недостаче и порче объектов основных средств делается запись:

Д-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации;

Д-т 91-3     «Выбытие основных средств»

К-т 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость основных средств.

При выявлении виновных лиц недостающие или испорчен­ные объекты основных средств оцениваются по рыночным це­нам и оформляются проводкой:

Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В тех случаях, когда виновные лица не установлены или во взыскании ущерба с виновных лиц отказано судом, убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации. При этом делается проводка:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Результаты инвентаризации должны быть отражены в уче­те в течение          10 дней после ее проведения.

Таким образом, инвентаризация выступает важнейшим ин­струментом определения соответствия фактического наличия имущества и обязательств данным бухгалтерского учета; она выполняет функцию контроля за сохранностью основных средств, товарно-материальных и денежных средств, выявляет внутрихозяйственные резервы с целью последующего их ис­пользования и дает информационный материал, необходимый для принятия продуманных управленческих решений.

3.1.2. Закрытие операционных и результативных счетов

Операционно-результатные или сопоставляющие (реализации): 46, 47,48 счета.

По дебету этих счетов показываются затраты по реализации: себестоимость, коммерческие расходы налоги по реализации и др.

По кредиту показывается выручка за реализованные хозяйственные средства и начисленный износ в случае реализации основных средств МБП и нематериальных активов, бывших в эксплуатации.

Сопоставление оборота по дебету и оборота по кредиту определяется результат от сделки. Если расходы, т.е. оборот по дебету больше чем выручка (оборот по кредиту), то мы имеем убыток. Если наоборот, то прибыль.

Од>Ок -убыток.

Разница между оборотами по реализации в конце отчетного периода переносится на счет 80 (прибыль и убытки) проводкой: Д80-К46,47,48 - в случае убытка.

В случае прибыли: Д46,47,48-К80 - прибыль.

На конец отчетного периода счет закрывается (сальдо конечное = 0).

Например, реализована продукция:

1) себестоимость продукции 10 млн.;

2) расход по реализации - 1 млн.;

3) выручка составила - 20 млн.;

4) налоги от выручки - 3 млн.

Проводка будет выглядеть следующим образом.

46

1) 10 млн.

3) 20 млн.

2)   1млн.

4)   3млн.

 

 ∑ 14 млн.

20 млн.

      6 млн.

 

Отражена выручка по К46

1) Д46-К40

2) Д46-К43

3) Д46-К68

4) Д46-К80

Сопоставляя дебет и кредит оборот по 46 счету мы получаем разницу в               6 млн. (20-14млн.) по кредиту. Следовательно, в результате сделки, получена прибыль, которая относится на финансовый результат проводкой: Д46-К80-6млн.

Рассмотрим другой пример. Реализовано основное средство, бывшее в эксплуатации. Первоначальная стоимость 100 000 000. Начисленный износ к моменту эксплуатации 20 000 000. Выручка составила 80 000 000. Налоги с выручки 16 000 000. Расходы по реализации 1 000 000. Составим  проводки и определить финансовый результат.

Отнесение в дебет 47 счета (основное средство).

Д 47 К

1) 100 млн.

4) 20 млн.

2)   16 млн.

5) 80 млн.

3)     1 млн.

 

∑ 117 млн.

∑ 100 млн.

 

17 млн.

1) Первоначальная стоимость Д47-К01

2) Д47-К68

3) Д47-К43

Отражение по кредиту

4) Д02-К47 - 20 млн.

5) Д51-К47 - 80 млн.

6) Д80-К47 - 17 млн. (убыток)

3.2   Порядок составления формы № 1 «Бухгалтерский баланс»

Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей – актива и пассива.

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организа­ции.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства представлены с подразделением в зависимости от срока обра­щения (погашения) как краткосрочные (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, кредиторская задолжен­ность) и долгосрочные (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные займы). Активы и обязательства представ­ляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продол­жительности операционного цикла, превышающей 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как дол­госрочные.

В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерский баланс должен объединять средства в активе по разделам:

«Внеоборотные   активы»

«Оборотные   активы»,

а источники образования этих средств по разделам:

«Капитал   и резервы»

«Долгосрочные обязательства»

«Краткосрочные обязательства».

Каждый раздел баланса объединяет группу статей.

Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в рас­поряжении предприятия. Эта оценка является учетной (балан­совой) и не отражает реальной суммы денежных средств, кото­рую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая «цена» активов определяется ры­ночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.

Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. В число исследуемых показателей обязательно включают следующие:

1.  Общую стоимость активов организации, равную сумме разделов I и II баланса (стр. 190 + 290).

2. Стоимость иммобилизованных (т.е. внеоборотных) средств (активов), равную итогу раздела I баланса (строка 190).

3.  Стоимость мобильных (оборотных) средств, равную ито­гу раздела II баланса (строка 290).

4. Стоимость материальных оборотных средств (стр. 210+220).

5. Величину собственного капитала организации, равную ито­гу раздела III баланса (стр. 490).

6.  Величину заемного капитала, равную сумме итогов разде­лов IV и V баланса (строка 590 + строка 690).

7.  Величину собственных средств в обороте, равную разнице итогов разделов III и I баланса (стр.490 - 190).

8.  Рабочий капитал, равный разнице между оборотными активами и текущими обязательствами (итог раздела II, стр. 290 минус итог раздела V стр. 690).

3.3   Порядок составления  формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

Финансовый результат деятельности предприятия выража­ется в изменении величины его собственного капитала за от­четный период. Способность предприятия обеспечить неуклон­ный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важ­ные показатели финансовых результатов деятельности предпри­ятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгал­терской отчетности.

Показатели финансовых результатов (прибыли) характери­зуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинанси­рования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и пога­шения долговых обязательств организации перед банками, дру­гими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результатив­ности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

Прибыль - это положительный финансовый результат деятель­ности организации. Отрицательный результат называется убыток.

Прибыль (убыток) - это разница между всеми доходами организации и всеми ее расходами.

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позво­ляет учредителям и акционерам, администрации выбрать наибо­лее важные направления активизации деятельности организации.

Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:

1.  Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период.

2.  Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).

3.  Изучение динамики изменения показателей за ряд отчет­ных периодов (трендовый анализ).

4.  Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

3.4   Порядок   составления  формы  №   3   «Отчет   об   изменении капитала»

Капитал организации - это источник финансирования фи­нансово-хозяйственной деятельности. Величина совокупного ка­питала организации, как отмечалось выше, отражается в пасси­ве бухгалтерского баланса. Совокупный капитал состоит из соб­ственного и заемного. В форме №3 «Отчет об изменениях капи­тала» отражается информация о состоянии и движении собствен­ного капитала организации. А в форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» есть информация о состоянии и движе­нии заемного капитала.

Для анализа и обоснования оптимальной структуры средств финансирования можно использовать следующую классифи­кацию.

Подразделение собственного капитала:

- на внешние (за счет эмиссии акций) источников средств;

- и внутренние (за счет части прибыли) источники средств, а также

- выделение кредитов банка, займов прочих организаций, средств, поступающих за счет выпуска корпоративных об­лигаций, бюджетных ассигнований и прочих, в отдель­ную обособленную группу заемных источников финанси­рования позволяет аналитикам учесть специфические цели, стоящие от­дельно перед собственниками (владельцами, акционерами) организации и ее кредиторами.

Для обоснования структуры капитала можно использовать следующие критерии оценки:

1)  скорость возврата вложенного капитала;

2)  показатель рентабельности собственного капитала;

3)  показатель «прибыль на акцию» (для акционерных об­ществ);

4)  среднюю взвешенную цену капитала.

Важную роль в процессе обоснования оптимальной струк­туры средств финансирования играют показатели:

- рентабельность собственного капитала;

- экономическая рентабельность;

- финансовый рычаг (коэффициент капитализации).

3.5 Порядок составления формы № 4 «Отчет о движении денежных средств»

«Отчет о движении денежных средств» (форма № 4) - сово­купность показателей, развернуто характеризующих поток де­нежных средств за отчетный период.

Денежные средства - включают деньги в кассе и на счетах в банках, внесенные на вклады «до востребования». Депозитные вклады в банках относятся к краткосрочным или долгосрочным финансовым вложениям.

Эквиваленты денежных средств - краткосрочные высоко­ликвидные финансовые вложения, быстро и легко обратимые в денежные суммы и подверженные незначительному риску ко­лебаний их стоимости. Например, депозитные сертификаты, казначейские краткосрочные обязательства и т.п.

Чистые денежные средства - нетто-результат движения денеж­ных средств под влиянием хозяйственных операций. Чистый при­рост или уменьшение денежных средств за отчетный период.

Поток денежных средств - поступление и расходование (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов.

Приток (отток) денежных средств - увеличение (уменьше­ние) денежных поступлений в результате хозяйственной дея­тельности, отдельных видов деятельности или хозяйственных операций.

Информация, содержащаяся в «Отчете о движении денеж­ных средств», необходима для оценки:

- перспективной возможности организации создавать по­ложительные потоки денежных средств (превышение де­нежных поступлений над расходами);

- способности организации выполнять свои обязательства по расчетам с кредиторами, выплате дивидендов и иных платежей;

- потребности в дополнительном привлечении денежных средств со стороны;

- причин различия между чистыми доходами организации и связанными с ними поступлениями и платежами;

- эффективности операций по финансированию органи­зации и инвестиционных сделок в денежной и безденеж­ной формах.

Одним из условий финансового благополучия организации является приток денежных средств. Однако чрезмерная величина денежных средств говорит о том, что реально организация терпит убытки, связанные с инфляцией и обесценением денег, а также с упущенной возможностью их выгодного размещения.

Способ оценки достаточности денежных средств состоит в определении длительности периода их оборота:

             Средние остатки денежных средств

ОДС = ------------------------------------------------ х t

                     Оборот денежных средств

Для исчисления среднего оборота следует использовать кредитовый оборот по счету 51. Но если у организации существенная часть расчетов проходит через кассу и специальные счета, то указанные в них расходы денежных средств должны быть прибавлены к сумме кредита по счету 51.

В «Отчете о движении денежных средств» суммируются потоки денежных средств за отчетный период, с тем чтобы получить дополнительную информацию о результатах производственно-хозяйственной деятельности организации, о ее инвестиционной и финансовой деятельности.

В отчете содержится информация, которая дополняет дан­ные отчетного бухгалтерского баланса и «Отчета о прибылях и убытках». В частности, из этого отчета можно получить инфор­мацию о том, обеспечивалось ли достижение прибыльности до­статочным притоком денежных средств, способствующим рас­ширению проводимых операций или, по крайней мере, позво­ляющим продолжать их на прежнем уровне, удовлетворяет ли приток денежных средств необходимому уровню ликвидности организации. Отчет отражает инвестиции в дочерние и иные хо­зяйственные общества, капитальные вложения в основные сред­ства, на увеличение оборотных средств, содержит данные об изъятии денежных средств из сферы инвестиций. Наконец, от­чет дает представление о деятельности организации по привле­чению финансовых ресурсов для финансирования ее развития и других потребностей.

Потоки денежных средств группируются в отчете по трем направлениям: текущей, инвестиционной и финансовой дея­тельности.

В международной практике существуют два метода состав­ления отчета о движении денежных средств - прямой и кос­венный.

Прямой метод составления отчета предполагает отражение непосредственных потоков денежных средств, поступивших от покупателей, выплаченных персоналу и т.п.

Косвенный метод составления отчета дает отражение толь­ко части потока денежных средств, не включающего валовые поступления и расходы от основной производственно-хозяй­ственной деятельности.

3.6.  Порядок составления формы №5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»

Заемные средства представляют собой правовые и хозяй­ственные обязательства организации перед третьими лицами.

Обязательства - это задолженность (кредиторская или иная), возникшая в отчетном или предыдущих периодах, по которой имеется уверенность в том, что ее погашение (урегулирование) приведет к уменьшению экономической выгоды, то есть умень­шению реальных активов.

В обязательстве воплощен конкретный долг, который необ­ходимо погашать, либо обязанность действовать (выполнять что-либо) определенным образом, например, устранять неисправ­ности в проданной продукции или выполнять предварительно оплаченную работу.

К обязательствам относятся:

- долгосрочные займы и иные долговые обязательства;

- краткосрочные займы и банковские кредиты;

- кредиторская задолженность поставщикам, различным физическим и юридическим лицам по всевозможным операциям;

- резервы предполагаемых ассигновании;

- планируемые пенсионные выплаты и иные аналогичные финансовые обязательства.

Обязательства принимаются на учет только тогда, когда имеются основания полагать, что их урегулирование потребует определенных затрат, уменьшающих активы, либо иным путем ведет к сокращению потенциальных экономических выгод. Здесь  выполненные сделки, требующие оплаты, и принятие к ис­полнению судебного решения, и намерения уплатить неустойку или заплатить налог в бюджет государства.

Заемные средства классифицируют в зависимости от степе­ни срочности их погашения и способа обеспеченности.

По степени срочности погашения обязательства подразде­ляют на долгосрочные и текущие. Средства, привлекаемые на долгосрочной основе, обычно направляют на приобретение ак­тивов длительного использования, а текущие пассивы, как пра­вило, являются источником формирования оборотных средств.

Для оценки структуры заемных средств весьма существенно их деление на необеспеченные и обеспеченные. Важность такой группировки связана с тем, что обеспеченные обязательства в случае ликвидации организации и объявления конкурсного про­изводства погашаются из конкурсной массы.

3.7   Взаимная увязка показателей  форм  годовой  бухгалтерской отчетности

Взаимная увязка показателей  форм  годовой  бухгалтерской отчетности строится следующим образом (таб. 6).

Таблица 6

Взаимоувязка показателей годовой отчетности

 Баланс (форма № 1)

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)

Отчет о движении капитала (форма № 3)

Отчет о движении денежных средств (форма № 4)

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Строка

Графа

Строка

Графа

Строка

Графа

Строка

Графа

Строка

Графа

и других аналогичных объектов»

021 «Основные средства, сданные в аренду»

011 «Основные средства, сданные в аренду»

112

3

330

3

112

4

330

6

113

3

340

3

113

4

340

6

121

3

360

3

121

4

360

6

141

3

450

3

141

4

450

6

142

3

460

3

142

4

460

6

144

3

530

3

144

4

530

4

230

3

223

3

230

4

223

6

230+240

3

210 + 220

3

230+240

4

210 + 220

6

251

3

530

5

251

4

530

6

410

3

010

3

410

4

010

6

420

3

020

3

420

4

020

6

431+432

3

030

3

 

431+432

4

030

6

 

440

3

060

3

440

4

060

6

450

3

070

3

450

4

070

6

460

3

050

3

411

3

460+470

4

050

6

411

6

510

3

110 + 120

3

510

4

110 + 120

6

511

3

110

3

511

4

110

6

Таким образом, можно сделать вывод, что техника составления бухгалтерской отчетности включает в себя грамотное (соответствующее нормам) заполнение пяти форм бухгалтерской отчетности: «Бухгалтерского баланса», «Отчета о прибылях и убытках», «Отчета об изменении капитала», «Отчета о движении денежных средств», «Приложения к бухгалтерскому балансу». Особое значение при составлении бухгалтерской отчетности имеет взаимная увязка показателей всех указанных форм.

Заключение

В ходе проделанной работы было выявлено, что аудиторская деятельность представляет собой процесс проверки аудиторами (аудиторскими фирмами) правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого экономическими субъектами.

Главная цель аудита -  определение достоверности и правдивости бухгалтерской отчетности, а также контроль за соблюдением компанией законов и норм хозяйственного права. В ходе аудиторской проверки бухгалтерской отчетности устанавливается точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, соблюдение законодательства. Важно, что проверку осуществляет независимый аудитор. Аудитор сам может выбирать клиента, а предприятие само выбирать аудитора. Аудитор может оказать клиенту в выдаче заключения до устранения недостатков, невозможность аудиторской проверки при родственных отношениях.

Основными видами аудита являются:

- внутренний и внешний аудит;

- аудит на соответствие требованиям;

- аудит финансовой отчетности;

- обязательный и инициативный аудит;

- первоначальный и согласованны аудит и т.д.

Аудиторская деятельность как таковая, порождена рыночной экономикой и является составной частью механизма этой экономики. Аудиторская служба в России находится в начальном периоде развития.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. №119-ФЗ.

2. Аудиторская деятельность: организационные основы, стандарты, особенности отраслевого аудита / Сост. В.В. Калинин. – М.: ИКФ Омега-Л, 2000. – 456с.

3. Данилевский Ю.А. Аудит: Учебное пособие. – М.: — М.: ИДФБК–ПРЕСС, 2002. – 544 с.

4. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2000. – 453с.

5. Кочинев Ю.Ю. Аудит. - СПб.: Питер, 2003. - 304с.

6. Лабынцев Н.Т. Аудит: теория и практика: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2000. – 208с.

7. Мизиновский Е.А. Справочник бухгалтера и аудитора. – М.: Юристъ, 2001. – 328с.

8. Панкова С.В. Международные стандарты аудита. - М.: Экономист, 2003. – 503с.

9. Подольский В.И. Аудит. – М.: Экономистъ, 2004. – 494с.

10. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие. - Мн : Мисанта, 2002. – 429с.

11. Робертсон Дж. Аудит / Пер. с англ. – М.: Аудиторская фирма Контакт, 1993. – 322с.

12. Суец В.П., Ахметбекова А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 556с.

13. Шеремет А.Д., Суец В.П. Аудит: Учебник.-4-е изд., перераб. и доп. – М: ИНФРА-М,2003, - 410с.

Приложение 1

Особенности внутреннего и внешнего аудита

Факторы

Внутренний аудит

Внешний аудит

1.    Постановка задач

Определяется руководством, исходя из потребности управления, как подразделения предприятия, так и предприятия в целом

Определяется договором между предприятием и аудиторской фирмой

2.    Объект

Решение отдельных функций задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом, система учета и отчетности предприятия

3.    Цели

Определяются руководством, либо явным образом, либо косвенно из планов

Определяются законодательными или судебными инстанциями

4.    Средства

Выбираются самостоятельно (определяются стандартами внутреннего аудита)

Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами

5.    Вид деятельности

Исполнительная деятельность

Предпринимательская деятельность

6.    Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором самостоятельно, исходя из норм и правил аудиторской проверки

7.    Взаимоотно-шения

Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнерство, независимость

8.    Субъекты

Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию

9.    Квалифика-ция

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством

10.              Оплата

Начисляется по штатному расписанию

Оплата предоставляемых услуг по договору

11.              Ответст-венность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и третьими лицами, установленными законодательными и нормативными актами

12.              Методы

Могут быть одинаковы при решении одинаковых задач. Имеются различия в степени точности и детальности

13.              Отчет-ность

Перед руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту