Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты организации валютного контроля. 5

1.1. Сущность и значение валютного контроля для экономики государства. 5

1.2. Участники и агенты валютного контроля в России. 8

Глава 2. Организация валютного контроля за экспортными операциями в России на современном этапе. 14

2.1. Валютный контроль при экспорте автомобилей. 14

2.2. Механизм валютного контроля при экспорте автомобилей. 17

Заключение. 22

Список использованных источников. 23

Введение

Валютный контроль - деятельность государства, направленная на обеспечение реализации валютных ограничений в рамках валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль - комплекс административных мер, рассчитанных на ускорение валютных поступлений в центральный банк и на сдерживание вывоза валюты из страны. Это один из элементов экономической политики руководящих органов страны. Валютный контроль является временной мерой в период перехода к рыночной экономике и способствует стабилизации потоков сбережений российских лиц на стадии, когда доверие к валютной стратегии руководства еще не вполне установилось.

Валютный контроль носит характер вспомогательного мероприятия в поддержку политики оздоровления, проводимой правительством. В настоящее время практически во всех развитых странах валютный контроль отменен.

Сегодня проблема организации валютного контроля довольно часто обсуждается российскими экономистами. Появились научные работы, публикации в специализированных и периодических изданиях, а также учебные пособия для высшей школы, которые рассматривают систему валютного контроля в Российской Федерации.

При экспорте и импорте товаров российские предприниматели заключают договоры (контракты) содержащие валютно-финансовые условия о цене товара, способе (форме) и валюте платежа (валюте долга, страховании валютного риска и др.).

При экспорте товаров российский предприниматель должен не только заключить контракт со своим контрагентом, но и вступить в определенные отношения с уполномоченным банком, в котором у него открыт валютный счет, а также с таможенными органами, осуществляющими контроль за прохождением товаров через границу Российской Федерации.

В отношениях по экспорту и импорту товаров осуществляется валютный контроль со стороны уполномоченных банков и таможенных органов. Такой контроль предусмотрен валютным законодательством в целях защиты экономических интересов государства, в частности, в целях обеспечения платежного баланса России. В связи с этим органы и агенты валютного контроля предъявляют к предпринимателям - экспортерам и импортерам ряд требований, предусмотренных правовыми актами (оформление Паспорта сделки, представление необходимых сведений по внешнеторговому контракту о расчетах в иностранной валюте и др.). Непоступление валютной выручки по экспорту товара на валютный счет предпринимателя или неполучение товара при его импорте в счет произведенных платежей определяется российским законодательством как нарушение валютного законодательства и одновременно как нарушение таможенных правил.

Объект исследования – система валютного контроля в Российской Федерации.

Предмет исследования – валютный контроль при экспорте автомобилей.

Целью данной работы является рассмотрение валютного контроля при экспорте автомобилей.

В работе были поставлены следующие основные задачи:

– описать сущность и значение валютного контроля для экономики государства;

– обозначить участников и агентов валютного контроля в России;

– раскрыть валютный контроль при экспорте машин и оборудования;

– дать характеристику механизму валютного контроля при экспорте машин и оборудования.

При подготовке курсовой работы были использованы труды отечественных экономистов в области валютно-финансовых отношений и внешнеэкономической деятельности –В. Андрианова, В. Астахова, А. Брызгалина, А. Булатова, Ю. Данилевского, В. Колесникова, А. Наговицина, В. Орешкина, И. Платоновой, А. Соколова, Г. Шагалова, А. Шмыревой и других.

Глава 1. Теоретические аспекты организации валютного контроля

1.1. Сущность и значение валютного контроля для экономики государства

Валютный контроль – комплекс административных мер, рассчитанных на ускорение валютных поступлений в центральный банк и на сдерживание вывоза валюты из страны. Это один из элементов экономической политики руководящих органов страны. Валютный контроль способствует стабилизации потоков сбережений российских лиц на стадии, когда доверие к валютной стратегии руководства еще не вполне установилось. Валютный контроль носит характер вспомогательного мероприятия в поддержку политики оздоровления, проводимой правительством Германии, Великобритании, Ирландии, Испании, Италии, Новой Зеландии, Франции, Японии и во многих других странах. В настоящее время практически во всех развитых странах такой контроль отменен, выполнив свои функции. Тем не менее, его элементы используются ими при первой же необходимости. “Ухудшение состояния платежного баланса Великобритании в 60–70-х гг. вынудило правительство Великобритании использовать в этот период вначале добровольные, а затем обязательные ограничения на вывоз частного капитала, в рамках которых финансирование зарубежных инвестиций осуществлялось британскими инвесторами так:

– через “рынок инвестиционных валют”, на котором британские инвесторы могли использовать для новых зарубежных инвестиций валюту от перевода прибыли и репатриации старых инвестиций;

– через реинвестирование прибыли;

– через займы в стране, где действует (создается) зарубежный филиал. Подобные ограничения коснулись, прежде всего, портфельных инвестиций Великобритании[1].

Механизм валютного контроля в промышленно-развитых странах исторически складывался с учетом специфических условий развития каждой из этих стран. В следствие этого, в них существовали и до настоящего времени сохраняются некоторые особенности в проведении валютного контроля.

Система валютного и экспортного контроля Италии является одной из самых жестких в Европе.

В связи с тяжелым экономическим положением страны в 30-е годы была разработана система валютных ограничений, получившая название «монополия на обмен валют». По этой системе, просуществовавшей до 1955 г., экспорт итальянской валюты запрещался в любой форме. Получаемые экспортерами товаров и услуг выручка и доходы в иностранной валюте подлежали обязательной сдаче в Национальный институт по валютным операциям в объеме 100% в обмен на национальную валюту.

В 1955-1956 гг. в стране был принят так называемый рамочный Закон, основные положения сохраняются и в настоящее время. Так, законом от 1955 г. было отменено правило обязательной продажи резидентами иностранной валюты итальянскому валютному бюро. В уполномоченных банках - агентах для них были открыты специальные валютные счета, на которые зачислялась вся сумма выручки в иностранной валюте.

В 1963 г. итальянским юридическим и физическим лицам было разрешено свободно покупать и продавать акции и облигации за национальную валюту при условии, что все сделки такого рода будут осуществляться через банк Италии.

Постепенно стало происходить либерализация внешнеэкономической деятельности Италии. В конце 1989 г. в Италии был принят декрет о валютном регулировании, по сути разрешивший ведение любого рода валютной финансовой деятельности не противоречащей законам. Вместе тем основные принципы валютного регулирования (обязательное уведомление государственных органов о всех операциях в иностранной валюте, осуществляемых резидентами; запрет на хождение иностранной валюты на внутреннем рынке страны) подлежат неукоснительному выполнению.

Принято считать, что к 1988 г. Италия завершила мероприятия по либерализации внешнеэкономической деятельности.

Основной задачей органов валютного контроля Великобритании является сохранение национальных валютных резервов и обеспечение оптимальных пропорций платежного баланса.

Основным средством валютного регулирования является лицензирование определенного рода операций либо обязательность предварительного уведомления. Лицензирование платежных операций имеет целью побудить компании совершать эти операции через уполномоченные банки.

Правовой основой регулирования экспорта в Японии является Закон о контроле за внешней торговлей и валютным обменом от 1980 г.

Направление экспортного контроля: контроль экспорта определенных товаров с целью регулирования внутреннего спроса и предложения; контроль экспорта товаров с целью поддержания порядка на отдельных рынках; контроль экспорта товаров, оговоренных международными соглашениями; контроль товаров запрещенных к экспорту; контроль экспорта товаров с сомнительным происхождением или нарушающих в стране – импортере права третьих лиц, что чревато уплатой штрафов.

Контроль за экспортом и выдача экспортных лицензий полностью сосредоточены в экспортном отделе Управления внешней торговли Министерства внешней торговли и промышленности Японии.

Развивающиеся же государства и страны переходных экономик в той или иной степени активно применяют различные формы валютного контроля. По данным Международного валютного фонда только обязательное условие репатриации валютной выручки на конец 90-х годов ХХ века было зафиксировано в правовых актах около 50 государств. В их число входили Венгрия, Израиль, Иран, Китай, Польша, Турция, Чехия, ЮАР.

Итоги изучения зарубежного опыта свидетельствуют, что чем больше развивается и модернизируется экономика, тем труднее осуществлять валютный контроль, поскольку либерализация финансовых рынков предоставляет все больше способов его избежать. Свободное движение капиталов оказывает дисциплинирующее воздействие на валютно-бюджетную политику и заставляет правительства проводить продуманную экономическую политику. В свою очередь такая политика с одной стороны вызывает приток капиталов в страну, а с другой – позволяет поддерживать ее валютную безопасность на достаточно высоком уровне. На первое место по значимости в механизме валютного регулирования в развитых странах выходит международное сотрудничество по вопросам борьбы с незаконными финансовыми операциями, связанными с легализацией преступных доходов. Такое сотрудничество осуществляется в рамках ООН, ЕС, а также по линии международной организации ФАТФ (Financial Action Task Force), учрежденной в 1989 г. по инициативе “семерки” ведущих индустриальных держав и объединяющей в настоящее время порядка 30 государств, включая Россию.

В целом мировой опыт показывает, что отмена валютного контроля – мера, на определенном этапе просто необходимая для дальнейшего развития экономики. Простейший анализ показывает, что чем выше ее уровень, тем меньше уровень валютного регулирования или оно отсутствует вовсе.

Основными направлениями валютного контроля являются:

-         определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений,

-         проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством,

-         проверка обоснованности платежей в иностранной валюте,

-         проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям[2].

Основными целями валютного контроля являются:

-         определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

-         проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

-         обоснованности платежей в иностранной валюте;

-         полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.

Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, чьим предметом являются валюта и валютные ценности (иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий из этих металлов и лома таких изделий; природные драгоценные камни – алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, кроме ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий).

В зависимости от форм осуществления, можно выделить следующие виды валютного контроля  во внешнеторговой деятельности:

I. контроль за проведением валютных операций при экспорте и импорте товара;

II. контроль за операциями по экспорту и импорту услуг, работ и объектов интеллектуальной собственности.

В первом случае валютный контроль за проведением расчетов в иностранной валюте за импортируемые/экспортируемые товары тесно соприкасается с таможенным контролем.

При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, они подлежат таможенному контролю. Он проводится должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов; в других формах. Следовательно, при экспорте/импорте товара одновременно реализуются две формы государственного контроля: таможенный контроль и валютный (за проведением расчетов в иностранной валюте).

Таможенные органы осуществляют валютный контроль по двум направлениям. Первое – за перемещением лицами через таможенную границу следующих объектов: национальной валюты; ценных бумаг, обязательства по которым выражены в рублях; валютных ценностей. Второе направление охватывает контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств (непосредственно связано с осуществлением резидентами внешнеторговой деятельности).

Таким образом, валютный контроль представляет собой деятельность государства, направленная на обеспечение реализации валютных ограничений в рамках валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль может осуществляться на разных стадиях проведения валютных операций.

1.2. Участники и агенты валютного контроля в России

Валютное регулирование заключается в разработке и утверждении правил проведения валютных операций. Эти правила основываются на положениях Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль необходим для того, чтобы осуществлять валютные операции в соответствии с установленными правилам и выявлять факты нарушения резидентами и нерезидентами валютного законодательства[3].

Валютным регулированием занимаются специальные органы. Согласно статье 5 Закона № 173-ФЗ органами валютного регулирования являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

В пределах своей компетенции они издают акты органов валютного регулирования, которые обязательны для всех резидентов и нерезидентов. Однако издавать такие документы они могут лишь в тех случаях, когда это предусмотрено Законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Кроме того, ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, определяет порядок и сроки их представления, а также готовит и публикует статистическую информацию по валютным операциям.

Основная цель валютного контроля - обеспечить соблюдение валютного законодательства при проведении валютных операций. Согласно статье 22 Закона № 173-ФЗ валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля (табл. 1.2).

Таблица 1.2 – Органы и агенты валютного контроля

Органы валютного контроля

Агенты валютного контроля

Центральный банк РФ

Уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые: - не являются уполномоченными банками; - подотчетны Федеральной службе по финансовым рынкам

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые являются органами валютного контроля

Источник: Адаменко Ю.Н., Люкевич И.Н. Выполнение банками функций агента валютного контроля. //Деньги и кредит. – 2001. –№ 3. – С. 37

 

Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также обеспечивает их взаимодействие с Центральным банком РФ (п. 6 ст. 22 Закона РФ № 173-ФЗ). Кроме того, в обязанности Правительства РФ входит также обеспечение взаимодействия профессиональных участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Центральный банк РФ осуществляет контроль за валютными операциями кредитных организаций и валютных бирж (п. 4 ст. 22 Закона РФ № 173-ФЗ). Кроме того, он взаимодействует с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков, которые являются агентами валютного контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентов и нерезидентов, которые не являются кредитными организациями и валютными биржами, возложен на федеральные органы исполнительной власти. К ним, в частности, относятся:

- Федеральная таможенная служба;

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Свою деятельность ФТС России осуществляет непосредственно, а также через таможенные органы и представительства службы за рубежом, которые являются агентами валютного контроля.

ФТС России осуществляет валютный контроль операций, которые связаны с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Об этом говорится в пункте 5.11. Положения о Федеральной таможенной службе, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов РФ. Свою деятельность служба осуществляет непосредственно, а также через свои территориальные органы, которые являются агентами валютного контроля. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278.

В дальнейшем мы будем использовать сокращенное наименование Федеральной службы финансово-бюджетного надзора - Росфиннадзор. Оно приведено в Перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти, который утвержден распоряжением администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ от 6 августа 2004 г. № 1363/1001.

Росфиннадзор контролирует валютные операции резидентов и нерезидентов (кроме кредитных организаций и валютных бирж), чтобы установить:

- соответствуют л и они российскому валютному законодательству, имеются ли необходимые лицензии и разрешения;

- соблюдаются ли при совершении валютных операций требования актов органов валютного регулирования и валютного контроля.

Для реализации своих функций Росфиннадзор организует проверки, в ходе которых определяется полнота и правильность учета и отчетности по операциям в иностранной валюте, а также по операциям нерезидента, осуществляемых в рублях.

К проведению таких проверок Росфиннадзор может привлекать:

- агентов валютного контроля (уполномоченные банки, территориальные таможенные органы и профессиональных участников рынка ценных бумаг);

- правоохранительные, контролирующие и другие федеральные органы исполнительной власти.

К числу органов валютного контроля законодатель относит Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их клиентами. К органам валютного контроля относятся Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Основным органом валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный: определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты; издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на территории России резидентами и нерезидентами; проводить все виды валютных операций; устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и валютой РФ, ценными бумагами в иностранной валюте и в валюте РФ; устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ; устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии, а также выполнять иные функции.

Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1993 г. № 205 «Об усилении валютного экспортного контроля и о развитии валютного рынка» создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции: контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий; осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям; организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валют экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе межродных договоров и соглашений; проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области; обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств; осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.

Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет право: получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы; проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте; ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций; иные права, предусмотренные законодательством.

Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст.199 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств[4].

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, профессиональные участники ценных бумаг и территориальные органы ФТС России и Росфиннадзора.

Согласно разделу 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся: брокеры, которые совершают сделки с ценными бумагами от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом; дилеры, которые совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и цен продажи, путем продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки; управляющие, то есть организации, которые осуществляют деятельность по управлению ценными бумагами; клиринговые организации, осуществляющие деятельность по определению взаимных обязательств; депозитарии, которые оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг, а также по учету и переходу прав на ценные бумаги); держатели реестра (регистраторы), которые ведут деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг; организаторы торгов на рынке ценных бумаг, в том числе фондовых биржах.

Органам валютного контроля разрешено издавать нормативные акты в пределах своей компетенции (п. 5 ст. 4 Закона № 173-ФЗ). Однако акты органов валютного контроля не должны содержать положений, которые регулируют проведение валютных операций.

Нормативные акты издаются в форме указаний, положений и инструкций. Они обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также для всех юридических и физических лиц.

Кроме того, органы валютного контроля обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации (ч. 6 ст. 23 Закона № 173-ФЗ). Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства возложен на агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23 Закона № 173-ФЗ). Они обязаны предоставлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, которые проводятся с их участием.

В обязанности органов и агентов валютного контроля входят также и другие обязанности. Например: сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, которая связана с проведением валютного контроля; представлять органам валютного контроля информацию и документы, которые необходимы для осуществления ими своих функций; передавать информацию о нарушителях валютного законодательства Федеральной службе финансово-бюджетного надзора.

Для осуществления своих функций, органы и агенты валютного контроля наделены широкими правами, которые закреплены в статье 23 Закона № 173-ФЗ. Прежде всего, все органы и агенты валютного контроля имеют право запрашивать информацию и документы, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Порядок их представления уполномоченным банкам устанавливается Центральным банком РФ, а порядок представления в адрес других агентов валютного контроля - Правительством РФ. В пункте 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ приведен закрытый перечень документов, которые резиденты и нерезиденты обязаны представлять агентам валютного контроля по их запросам: документы, удостоверяющие личность физического лица; документы о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя; определялся ЦБР и часто предусматривал необходимость получения индивидуального разрешения на совершение конкретной операции.

Таким образом, валютный контроль является неотъемлемой частью валютной политики каждого государства. В нашей стране он необходим для того, чтобы сдержать вывоз капитала за границу, сохранить валютные резервы страны, обеспечить устойчивость российского рубля и стабильность внутреннего валютного рынка РФ.

Глава 2. Организация валютного контроля за экспортными операциями в России на современном этапе

2.1. Валютный контроль при экспорте автомобилей

По данным на начало 2005 г. валютный контроль при экспорте машин и оборудования осуществляется на основе следующих нормативно-правовых актов.

Федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173 от 10 декабря 2003 г, «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 и другие; Таможенный кодекс РФ; многочисленные подзаконные акты, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты ЦБ РФ и государственный таможенный комитет РФ (далее – ГТК РФ), Инструкция от 15 июня 2004 г. № 117-И «О Порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», а также международные договоры Российской Федерации.

К валютным операциям за экспортными операциями отнесены операции резидентов и нерезидентов с валютными ценностями, валютой РФ или внутренними ценными бумагами. Валютные операции можно классифицировать по следующим признакам: по объектам, которые используются в проведении валютных операций; по субъектам, которые проводят эти операции.

К валютным операциям за экспортными операциями не относятся: прекращение зачетом встречных денежных требований, которые выражены в иностранной валюте или в рублях; уступка права требования платежа в иностранной валюте.

В то же время прекращение обязательства передачей отступного может стать валютной операцией, если: в качестве отступного передаются валютные ценности; сторонами являются резидент и нерезидент.

Перечень валютных операций клиентов уполномоченных банков с указанием кодов видов валютных операций приведен в Приложении № 2 к Инструкции ЦБ РФ от 15.06.04 № 117-И[5].

Валютные операции между резидентами запрещены (ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ). Исключениями из этого правила являются следующие расчеты: с магазинами беспошлинной торговли; при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Но только в случае, когда комиссионер (агент, поверенный) оказывает услуги, связанные с заключением и исполнением договоров с нерезидентом: о передаче товаров; о выполнении работ; об оказании услуг; о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности; по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера); по операциям с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях. Указанные операции должны осуществляться через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ; по операциям юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях и осуществления расчетов в валюте РФ; по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в иностранной валюте в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет.

Без каких-либо ограничений резиденты могут осуществлять с уполномоченными банками те валютные операции, которые отнесены к банковским операциям. Перечень банковских операций установлен в статье 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Например, резидент может: получить и возвратить кредит или заем в иностранной валюте, уплатить сумму процентов и штрафных санкций по кредитному договору; внести иностранную валюту на банковский счет или получить ее со счета; уплатить банку комиссионное вознаграждение в иностранной валюте; приобрести у уполномоченного банка вексель, выписанный этим или другим уполномоченным банком, а затем предъявить этот вексель к платежу, получить по нему платеж и взыскать штрафные санкции; продать уполномоченному банку вексель.

Что касается резидентов - физических лиц, то они могут свободно приобрести или продать уполномоченному банку наличную или безналичную иностранную валюту. Уполномоченные банки могут совершать между собой валютные операции по импортным сделкам, которые имени и за свой счет, в порядке, установленном ЦБ РФ. Таким образом, впервые на законодательном уровне закреплен четкий перечень случаев, когда допускаются расчеты в иностранной валюте между резидентами.

Нерезиденты могут безо всяких ограничений переводить между собой иностранную валюту (п. 1 ст. 10 Закона № 173-ФЗ). Причем переводы можно делать: со счетов, которые открыты в зарубежных банках, на счета уполномоченных банков; со счетов, открытых в уполномоченных банках, на счета зарубежных банков.

Кроме того, они могут осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ. Российская валюта может быть переведена от нерезидента к нерезиденту без ограничений только в одном направлении - со счетов, которые открыты в зарубежных банках, на счета уполномоченных банков.

Новым Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено общее правило, согласно которому все валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений.

Исключение составляют операции движения капитала (ст. 7, 8 Закона № 173-ФЗ). Раньше для осуществления операций, связанных с движением капитала, необходимо было получить индивидуальное разрешение. Порядок выдачи таких разрешений был установлен ЦБР. Для предоставления иностранному покупателю отсрочки платежа по экспортному контракту на срок более 90 дней организация обращалась за разрешением в Минфин РФ.

Начиная с 18 июня 2004 года, никаких индивидуальных разрешений на проведение операций движения капитала больше не потребуется. Вместо этого предусмотрены два вида валютных ограничений - резервирование и режим специального счета.

Все валютные операции движения капитала разделены на две группы. Первая группа операций регулируется Правительством РФ, а другая - Центральным банком РФ (таблица 2.2). Это значит, что ограничения на проведение валютных операций движения капитала первой группы могут быть установлены только Правительством РФ, а ограничения на проведение валютных операций движения капитала другой группы -только Центральным банком РФ.

Таблица 2.2 – Валютные операции движения капитала

Регулируемые Правительством РФ

Регулируемые ЦБ РФ

Предоставление резидентами отсрочек и коммерческого кредита нерезидентам

Получение и предоставление кредитов и займов

Приобретение резидентами у нерезидента долей, вкладов, паев в имуществе юридических лиц, а также внесение вклада в простое товарищество с нерезидентом

Операции с внешними и внутренними ценными бумагами

Валютные операции кредитных организаций (за исключением банковских операций)

Источник: Емелин А.В. О порядке совершения валютных операций в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" //Деньги и кредит. – 2005. – № 1. – С. 21-26

 

Органы валютного регулирования не вправе выходить за пределы максимальных пределов ограничений, указанных в тексте Закона № 173-ФЗ, и устанавливать более жесткие условия для участников внешнеэкономической деятельности. Более того, ограничения, установленные Правительством РФ и ЦБ РФ, действительны только до 1 января 2007 года.

В то же время, если ограничение по какой-либо валютной операции движения капитала фактически не установлено органом валютного регулирования, можно считать, что никаких ограничений на проведение этой операции нет.

2.2. Механизм валютного контроля при экспорте автомобилей

Центральный банк утвердил порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций (Инструкция ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И[6]). Это значит, что с 18 июня 2004 года появились новые и существенно изменились формы ранее действовавших документов, которые необходимо оформлять при валютных операциях.

При совершении валютных операций индивидуальные предприниматели и организации должны представить в уполномоченный банк документы, указанные в пункте 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ (если они не были представлены ранее), а также справку об идентификации средств в иностранной валюте по видам. Она составляется по форме, приведенной в Приложении № 1 к Инструкции ЦБ РФ № 117-И.

Справку нужно заполнять в тех случаях, когда организация: получила иностранную валюту на свой транзитный валютный счет (зачисление обозначается цифрой «1» в графе 5 Справки). В этом случае представить справку необходимо в течение 7 рабочих дней со дня поступления валюты; переводит валютные средства с текущего валютного счета или со специального банковского счета, открытого в уполномоченном банке (списание обозначается цифрой «2» в графе 5). Справка представляется одновременно с распоряжением на перевод валюты. В справке необходимо указать: сумму платежа, поступившего или списываемого; дату и номер заявления о резервировании; номер паспорта сделки; код валюты и сумму в валюте цены контракта.

Условия резервирования установлены статьей 16 Закона № 173-ФЗ. Зачисление и возврат зарезервированных сумм осуществляются в соответствии с Инструкцией Банка России от 1 июня 2004 г. № 114-И.

Код вида валютной операции указывается в графе 6 Справки. Значение этого показателя нужно выбрать из Перечня валютных операций, приведенного в Приложении № 2 к Инструкции № 117-И. Справка, представленная организацией, проверяется работниками Банка, приобщается к материалам валютного контроля и хранится не менее 3 лет.

Если при проверке Справки работники банка обнаружат какие-либо несоответствия с представленными документами, то она будет возвращена предприятию. Одновременно банк сообщит клиенту о причинах ее возврата.

Организации не придется каждый раз при поступлении валюты на транзитный валютный счет заполнять указанную Справку, если согласно договору банковского счета эта обязанность возложена на уполномоченный банк.

Уполномоченный банк и резидент могут указать в договоре банковского счета, что банк будет самостоятельно заполнять указанную Справку при поступлении валюты на транзитный валютный счет клиента.

При осуществлении валютных операций за экспортными операциями резиденты и нерезиденты должны оформлять расчетные документы в соответствии с требованиями пункта 1.14 Инструкции № 117-И. Там сказано, что после обязательных реквизитов перед текстовой частью в поле «Назначение платежа» необходимо указать код вида валютной операции (символ VO) и номер паспорта сделки (символ PS).

Эти данные должны быть заключены в фигурные скобки. Отступы и пробелы внутри фигурных скобок не допускаются. Например, код вида валютной операции - 11010; номер паспорта сделки - 04090123/0077/0000/2/0. В расчетном документе указанные данные должны быть оформлены следующим образом: {V01101 OPS04090123/0077/0000/2/0}.

Порядок представления резидентом документов и информации, связанных с осуществлением валютных операций за экспортыми операциями между резидентами и нерезидентами при предоставлении и получении кредитов, имеет свои особенности.

В том случае, если сумма кредитного договора превышает в эквиваленте 5000 долларов США, резидент обязан представить в уполномоченный банк помимо документов, указанных в пункте 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, и Справки об идентификации средств в иностранной валюте по видам еще две справки.

Сразу скажем, что типовой формы для этих документов не предусмотрено. Следовательно, разработкой форм должен заняться каждый уполномоченный банк самостоятельно. Первый из них – это Справка о "счетах через счета за рубежом по кредитным договорам.

Представлять ее необходимо в том случае, если валютные операции кредитному договору осуществляются через счета, открытые в банке - рубежом. Срок представления - 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого резидент (организация или предприниматель) осуществлял валютные операции по кредитному договору.

В том случае, если проведение валютных операций по кредитному договору связано с зачислением российской валюты от нерезидента на счет резидента, представляется Справка о поступлении валюты РФ. В ней денежные средства, поступившие за отчетный месяц, идентифицируются по паспортам сделок. Для представления такой Справки резиденту отводится 15 календарных дней. Отсчет этого срока ведется с месяца, который следует за месяцем осуществления операций по кредитному договору.

Резидент и нерезидент могут исполнить свои обязательства по кредитному договору и неденежными средствами. В этом случае в банк, в котором оформлен паспорт сделки, необходимо представить документы, подтверждающие этот факт. На это резиденту отводится 15 календарных дней после окончания месяца, в котором обязательства между резидентом и нерезидентом были погашены иным образом.

Одним из основных документов валютного контроля является Паспорт сделки. Он оформляется резидентами при проведении валютных операций между резидентами и нерезидентами (п. 1 ст. 20 Закона РФ № 173-ФЗ)[7]. Причем сделать это необходимо до проведения первой валютной операции.

В Приложении № 4 к Инструкции № 117-И приведен порядок заполнения и две формы Паспорта сделки. Первая из них применяется при оформлении Паспорта сделки по внешнеторговому контракту, предметом которого является ввоз или вывоз товаров, оказание услуг, выполнение работ или передача результатов интеллектуальной деятельности.

При заключении с нерезидентом кредитного договора или договора займа Паспорт сделки оформляется по форме № 2. До 18 июля 2004 года валютные операции по контрактам на оказание услуг, по кредитным договорам и договорам займа осуществлялись на основании Сведений о договоре.

Если общая сумма контракта или кредитного договора не превышает эквивалент 5000 долларов США, то паспорт сделки оформлять не нужно (п. 3.3 Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г № 117-И). При расчете установленного предела используется курс иностранной валюты к рублю, установленный ЦБ РФ на дату заключения контракта или кредитного договора, но с учетом внесенных изменений и дополнений.

Кроме того, оформлять паспорт сделки не нужно, если нерезидент заключил договор: с физическим лицом, которое не является индивидуальным предпринимателем; кредитной организаций-резидентом; федеральным органом исполнительной власти, уполномоченнья Правительством РФ на осуществление валютных операций.

По каждому контракту или кредитному договору оформляется один Паспорт сделки в одном уполномоченном банке (п. 33 Инструкции № 117-И). Это значит, что если у организации имеется несколько валютных счетов в различных банках, то для расчетов по одному контракту необходимо выбрать один из них.

В паспорте сделки необходимо указать: сведения об организации или предпринимателе (наименование, юридический адрес, ОГРН и дата внесения записи в государственный реестр, ИНН и КПП); реквизиты иностранного контрагента (название иностранной организации, наименование и код страны, в которой зарегистрирован контрагент); сведения о контракте (номер, дата подписания, наименование и код валюты контракта, сумма, дата завершения исполнения обязательств по контракту, особые условия); информацию о разрешениях (номер, дата, сумма, срок окончания действия разрешения); справочную информацию (номер ПС, оформленного до 18 июня 2004 г. или оформленного в другом банке после этой даты; номер и дата переоформления ПС).

Если паспорт сделки составляется по кредитному договору, то дополнительно необходимо указать специальные сведения о кредитном договоре. Паспорт сделки составляется в двух экземплярах. При этом он должен быть подписан теми лицами, которые наделены правом первой и второй подписи согласно Карточке с образцами подписей. После того как подписи будут скреплены печатью, ПС представляют в уполномоченный банк. К нему прилагается: контракт или кредитный договор, который является основанием для проведения валютных операций; разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций и открытие счетов в банке-нерезиденте; прочие документы, необходимы для оформления ПС. В том случае, если все операции по контракту или кредитному договору резидент проводит через счета, открытые в зарубежных банках,

Паспорт сделки оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту регистрации предприятия или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Уполномоченный банк присваивает Паспорту сделки номер, состоящий из 5 частей.

В первой части номера указывается год (две последние цифры) и месяц (числа от 01 до 02) составления Паспорта сделки, а также его порядковый номер (от 0001 до 9999), например 04081256, Это значит, что Паспорт сделки оформлен в августе 2004 года под порядковым номером 1256.

Во второй и третьей частях указывается регистрационный номер банка, например: 0077/0000. В четвертой части указывается код вида контракта в соответствии с Приложением № 4. Например, ввоз товаров обозначается цифрой «1», вывоз товаров - цифрой «2», предоставление займа резидентом - «5», привлечение займа от нерезидента - «б», смешанная сделка - «9».

По контрактам, предусматривающим выполнение работ, оказание услуг, передачу интеллектуальной деятельности, цифра указывается в зависимости оттого, кто является исполнителем. Если работы выполняет (оказывает услуги) резидент, указывается цифра «З». Если же работы выполняет (оказывает услуги) нерезидент, проставляется цифра «4».

В пятой части номера обычно проставляется «О». По каждому контракту или кредитному договору оформляется один Паспорт сделки в одном уполномоченном банке. Если Паспорт сделки составлен правильно, то через 3 рабочих дня с момента его представления в банк организация получит один экземпляр ПС, заверенный банком.

В том случае, если в контракт или кредитный договор вносятся какие-либо изменения, то Паспорт сделки подлежит переоформлению. При этом номер, присвоенный Паспорту сделки, сохраняется и после его переоформления.

Через 180 календарных дней после даты завершения исполнения обязательств по контракту или кредитному договору банк закрывает паспорт сделки. Кроме того, паспорт сделки подлежит закрытию в случае: перевода контракта из банка ПС на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк; исполнения сторонами всех обязательств по контракту или кредитному договору.

В этих случаях закрытие Паспорта сделки осуществляется банки на основании письменного заявления организации или предпринимателя. Факт прекращения обязательств по контракту или кредитному договору должен быть подтвержден резидентом документально.

Досье по Паспорту сделки, в котором собраны документы, связанные с проведением валютных операций по отдельному контракту, хранится в банке в течение 3 лет с момента закрытия паспорта сделки.

Согласно главе 4 Инструкции № 117-И резидент имеет право перевести контракт или кредитный договор из банка ПС в другой уполномоченный банк. Для этого ему необходимо представить в банк ПС заявление о переводе контракта (кредитного договора). Заявление составляется в произвольной форме. В нем следует указать следующие данные: полное наименование и адрес местонахождения организации; дату и номер контракта или кредитного договора; дату и номер паспорта сделки, который был оформлен по этому контракту.

Недавно ФТС России выпустила письмо от 1 ноября 2004 г. № 13-15/5393, в котором указала, что в случае изменения наименования уполномоченного банка (в том числе без изменения его регистрационных кодов, номера и адреса) при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в таможенный орган должен быть представлен переоформленный Паспорт сделки.

Кроме того, в письме разъяснен порядок формирования основного государственного регистрационного номера Паспорта сделки по количеству символов в зависимости от того, физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или юридическим лицом оформляется Паспорт сделки.

Если организация переводит на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк сразу несколько контрактов, то в заявлении необходимо указать реквизиты каждого из них, а также реквизиты паспортов сделок, которые по ним были оформлены.

В течение 3 рабочих дней с даты получения заявления банк закрывает паспорта сделок, досье по паспорту сделки и сдает в свой архив. Для открытия нового Паспорта сделки резидент должен обратиться в уполномоченный банк и представить указанные выше документы. При этом в разделе 5 «Справочная информация» Паспорта сделки резидент должен указать номер и дату Паспорта сделки, который был ранее оформлен по контракту в другом банке.

В день оформления, переоформления или закрытия Паспорта сделки банк формирует и ведет в электронном виде Ведомость банков валютного контроля по форме, которая приведена в Приложении № 3 к Инструкции ЦБР от 15 июня 2004 г. № 117-И. По заявлению предпринимателя или организации, составленному произвольной форме, банк выдает резиденту ведомость банковского контроля на бумажном носителе.

Заключение

В ходе проведения теоретического исследования был сделан ряд выводов, позволяющих говорить о развитии валютного контроля развитых странах и России.

Во-первых, валютный контроль осуществляется таможенными органами также с целью проверки: ввоза на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства; возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары.

Во-вторых, для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется клиентом в банке и содержит необходимые для осуществления валютного контроля сведения о внешнеэкономической сделке, изложенные в стандартизированной форме. Паспорт сделки оформляется по каждому экспортному, импортному контракту в одном уполномоченном банке.

Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами (Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок").

В-третьих, высокий авторитет банка в органах валютного контроля как уполномоченного банка, четко выполняющего функции агента валютного контроля.

В-четвертых, существует долговременное сотрудничество, благоприятные отношения и взаимопонимание с органами валютного контроля.

В-пятых, существует возможность получения всех необходимых для клиента бесплатных консультаций, в том числе по вопросам валютного контроля на стадии подписания внешнеторговых контрактов, на любом этапе операций валютного контроля по соответствующему контракту. Точность и быстрота оформления Паспортов сделок по мере обращения клиентов.

Таким образом, необходимо признать, что проблема создания эффективной системы валютного контроля при экспорте машин и оборудования требует дальнейшего совершенствования. Целесообразно внесение изменений и дополнений в нормативно-правовую базу, регламентирующую процесс реализации импортного валютного контроля.

Список использованных источников

1.     Абрамов В. Валютное регулирование и валютный контроль. //Закон. – 2001. – № 6. – С. 94-97.

2.     Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному Закону "О валютном регулировании и валютном контроле": Постатейный. – М.: Юстицинформ, 2004. – 233 с.

3.     Валютное регулирование и валютный контроль  внешнеэкономической деятельности/Сост. С. В. Коренева, Д.А. Ларин. – М.: ТИРЕКС, 2001. – 128 с.

4.     Валютное регулирование и валютный контроль за экспортно-импортными операциями. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 280 с.

5.     Валютное регулирование и валютный контроль: Сб. док. /Сост. В.В. Чистюхин, Е.В. Шакина. – М.: МЦФЭР, 2004. – 399 с.

6.     Валютное регулирование: Законодательство Российской Федерации по валютному регулированию, контролю, внешнеторговой деятельности и финансово-экономическая методология и практика: Коммент. Разъяснения/ Отв. ред. Л.П. Кравченко, А.Т. Гаврилов. – М.: Рос. газ., 1997. – 239 с.

7.     Валютный контроль. //Консультант директора. – 1997. – № 6. – С. 43-48.

8.     Варагин В.С., Карпушин А.В. О состоянии и направлениях развития валютного контроля за вывозом капитала из Российской Федерации. //Банковское дело. – 1997. – № 7. – С. 2-8.

9.     Власова М.И. Валютное регулирование и валютный контроль: Зарубежный и российский опыт: Для повышения квалификации и проф. переподготовки специалистов Банка России/М.И. Власова; Центр подгот. персонала Банка России. – М.: ЦПП ЦБ РФ, 1998. – 79 с.

10.           Елизарова А.Н. Новое в валютном контроле РФ за экспортно-импортными операциями. // Вестник СыктГУ, сер. 6 Экономика, управление, право. Вып. 1. - Сыктывкар, 2002.

11.           Емелин А.В. О порядке совершения валютных операций в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" //Деньги и кредит. – 2005. – № 1. – С. 21-26.

12.           Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеторговой деятельности: Юрид. справ. – М.: Новый юрист, 1998. – 157 с.

13.           Козырин А.Н. Новое в механизме валютного контроля за внешнеторговыми операциями. //Налоговый вестник. – 1998. – № 12. – С. 98- 101.

14.           Комментарий к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле"/ Общ. ред. М. Ю. Тихомирова. – М.: Юринформцентр, 2004. – 123 с.

15.           Курбангалеева О.А. Валютные операции – М.: Вершина, 2003. – 251 с.

16.           О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон № 173-ФЗ. – М.: Проспект, 2004. – 37 c.

17.           О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе //Вестник Банка России /Центральный банк РФ. - 26 мая 1999. - № 32 (376)

18.           Ткачева Е. Новое в валютном регулировании //Финансовый директор. – 2004. – № 7/8. – C.120-123.

19.           Чернов В.В. Теоретико-игровая интерпретация проверочной деятельности регионального органа валютного контроля //Финансы и кредит. – 2003. – № 24. – С. 39-46.

20.           Шалашова Н.В. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации //Внешнеэкономический бюллетень. – 2004. – № 10. – C. 50-59.

21.           Эрделевский А.М. Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле": Коммент. – М.: Юрид. лит, 2000. – 287 с.


[1] Колядинский М.А. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации /Под общей редакцией Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной – М.: Норма, 2004. – 896 с. – ст.403. п.7

[2] О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе //Вестник Банка России /Центральный банк РФ. - 26 мая 1999. - № 32 (376). – с.62

[3] Адаменко Ю.Н., Люкевич И.Н. Выполнение банками функций агента валютного контроля. //Деньги и кредит. – 2001. –№ 3. – С. 35-39.

[4] Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с. – ст.119.

[5] Инструкция от 15 июня 2004 г. N 117-И «О Порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»// Зарегистрировано в Минюсте 17 июня 2004 г. № 5859

[6] Инструкция от 15 июня 2004 г. N 117-И «О Порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»// Зарегистрировано в Минюсте 17 июня 2004 г. № 5859

[7] Курбангалеева О.А. Валютные операции. – М.: ООО "Вершина", 2005.  – с.69