Оглавление

Вопрос 8. Регулирование взаимоотношений потребительских обществ

и  союзов с государственными органами на региональном уровне….....3

Вопрос 11. Источники формирования оборотных средств в

организациях   потребительской кооперации………….………………...4

Вопрос 27. Задачи коммерческой деятельности в заготовительной

отрасли     потребительской кооперации……………………………........6

Вопрос 33. Оптовые продовольственные рынки в потребительской

кооперации………………………………………………………………….8

Вопрос 49. Внутриотраслевые и межотраслевые хозяйственные

связи в потребительской кооперации……………………………………..9

Практическая часть……………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………….32

Вопрос 8. Регулирование взаимоотношений потребительских обществ и союзов с государственными органами на региональном уровне

В Российской Федерации имеется целая группа нормативных актов как законов, так и постановлений правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства.

Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства.  Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства.

Основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Кроме того, в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это прежде всего Закон Российской Федерации «О страховании», Закон «О сертификации», Закон Российской Федерации «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», Закон Российской Федерации «О естественных монополиях» и ряд других нормативных актов [1; 3].

Для того чтобы исключить ограничение прав потребителей ведомственными инструкциями, в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» введен прямой запрет передавать органам исполнительной власти право принимать нормативные акты, в которых содержатся нормы, касающиеся потребителей. Только Правительство Российской Федерации имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей. Это право не может быть передано никаким другим субъектам исполнительной власти.

Основные права и обязанности как организаций, продающих товары или оказывающих услуги, так и граждан-потребителей, которые этими товарами и услугами пользуются, закреплены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» [2].

Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

В качестве другой стороны во взаимоотношениях с потребителями выступают изготовители, исполнители или продавцы, которыми могут являться организации независимо от форм собственности,  а также индивидуальные предприниматели, которые производят для реализации потребителям товары, или реализуют их потребителям по договорам купли-продажи, либо выполняют для них по возмездному договору работы или оказывают услуги.

Вопрос 11. Источники формирования оборотных средств в организациях     потребительской кооперации

Обязательным и весьма важным элементом в организациях потребительской кооперации наряду с основными фондами являются оборотные средства. Они обеспечивают осуществление непрерывного процесса производства и реализации продукции.

Оборотные средства представляют собой используемые в процессе производства предметы труда и материальные ценности. Оборотные фонды на каждом предприятии призваны обеспечивать непрерывность производства. Необходимое их количество устанавливается на основе технологических нормативов [4].

Оборотные средства представляют собой совокупность производственных фондов и фондов обращения в стоимостной форме.

Фонды обращения состоят из готовой к реализации товарной продукции, средств в расчетах с покупателями, а также денежных средств, необходимых для покупки сырья, материалов, топлива и др.

К оборотным средствам сельскохозяйственных предприятий относятся: сырье  и материалы, удобрения и средства защиты растений и животных, топливо твердое и жидкое, горюче-смазочные материалы, тара и тарные материалы, семена и посадочный материал, строительные материалы для ремонта и прочих нужд основной деятельности, запасные части для ремонта техники и сельскохозяйственных машин, корма, молодняк животных и животные на откорме, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь стоимостью до 50 минимальных размеров по оплате труда.

Незавершенное производство включается в состав оборотных средств по стоимости затрат в земледелии, произведенных в данном году под урожай озимых и яровых культур будущего года, а также затрат в животноводстве на инкубацию яиц и др., переходящие на следующий год. В незавершенное производство промышленных и вспомогательных подразделений входят затраты на приобретение сырья и материалов для переработки сельскохозяйственной продукции и др.

Оборотные средства сельского хозяйства находятся в состоянии непрерывного движения, осуществляя кругооборот за определенное время, последовательно проходя при этом три основные стадии. На первой стадии предприятие приобретает необходимые для производственной деятельности предметы труда (сырье, материалы, удобрения, ядохимикаты и др.). Производственные запасы, приобретенные хозяйством вступают в сферу производства.

На второй стадии производственные запасы расходуются в производстве, и по завершении которого превращаются в продукцию. Переход производственных запасов в форму затрат на производство продукции означает вступление оборотных средств непосредственно в производственный процесс.

На третьей стадии, произведенная хозяйством продукция реализуется и оборотные средства принимают денежную форму. Эта стадия проходит в сфере обращения, в которой оборотные средства меняют свою товарную форму на денежную.

Следовательно, движение оборотных средств включает три стадии – снабжение, производство и реализацию. При этом первая и третья стадии кругооборота относятся к сфере обращения, а вторая – к сфере производства.

По источникам образования оборотные средства подразделяются на собственные и заемные. Собственные оборотные средства создаются в процессе распределения готовой продукции. Часть произведенного зерна, клубней картофеля, семян других сельскохозяйственных культур, а также продукции животноводства остается непосредственно в предприятии для формирования выбывших оборотных средств. Собственные оборотные средства оцениваются по себестоимости их производства в данном хозяйстве.

Заемные или покупные оборотные средства оцениваются по ценам их приобретения и доставки к месту потребления. Для приобретения оборотных средств (удобрения минеральные, ядохимикаты, горюче-смазочные материалы, запасные части, строительные материалы и т. д.) предприятия используют кредиты, дотации, а также другие денежные средства [4; 5].

Вопрос 27. Задачи коммерческой деятельности в заготовительной отрасли     потребительской кооперации

Основой коммерческой деятельности в торговле является закупочная работа. Ее основной задачей является выгодное приобретение товара с целью удовлетворения потребительского спроса.

Работа по оптовым закупкам товаров включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций, к числу которых относятся:

1) изучение и прогнозирование покупательского спроса с целью обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам товаров;

2) определение потребности в товарах;

3) выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров;

4) установление хозяйственных связей с поставщиками;

5) контроль исполнения договоров и хода поставки товаров.

Изучение и прогнозирование покупательского спроса необходимо для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам товаров.

Для расчета потребности в товарах могут быть использованы различные методы (нормативный метод определения потребности в товарах, метод использования коэффициента эластичности, балансовый метод и др.). В каждом конкретном случае выбор методики диктуется условиями, в которых работает торговое предприятие, условиями прогноза, информационным обеспечением и другими факторами.

Одним из важных элементов закупочной работы является выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров.

Оптовые покупатели должны хорошо знать экономику своего региона, его производственные возможности, ассортимент производимых товаров. С этой целью коммерческие работники должны постоянно анализировать рекламные объявления в средствах массовой информации, следить за другой информацией о производстве и оптовой продаже товаров.

Под поставщиками товаров следует понимать конкретные предприятия различных источников поступления. Их можно разделить на две группы: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников. Такое подразделение поставщиков зависит от канала сбыта (продвижения), т. е. пути, по которому товары движутся от производителей к потребителям.

Выбор оптимального варианта распределения зависит от многих факторов и в первую очередь от назначения и характера продукции. В последние годы все более широкое распространение получает вариант, при котором потребительские товары производители стремятся продавать непосредственно конечным потребителям. Это так называемый канал нулевого уровня или прямой канал товародвижения.

Одним из важнейших этапов закупочной работы является установление хозяйственных связей с поставщиками.

Хозяйственные связи с поставщиками товаров включают экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе поставок товаров [3].

Вопрос 33. Оптовые продовольственные рынки в потребительской кооперации

Важное звено, обеспечивающее необходимую интенсивность и ускорение процесса товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям – оптовая торговля. Организуя движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствует синхронизации производства и потребления товаров.

Оптовая торговля располагает обширной сетью предприятий, до перехода к рыночным отношениям подразделяющихся на государственные и кооперативные. В настоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различных форм собственности и ведомственной принадлежности.

В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их деятельности, с учетом чего следует выделять оптовые предприятия общенационального (федерального) и регионального (внутрирегионального) уровня.

Оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня призваны стать стержнем всей внутриотраслевой структуры оптовой торговли. Они должны гарантировать ее устойчивость и стратегическую стабильность. Важнейшей их задачей является создание необходимой структуры каналов товародвижения, предназначенной для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, а также зарубежных производителей и поставщиков товаров.

Процесс оптовой реализации товаров завершают оптовые предприятия регионального уровня. Они закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и у оптовых предприятий федерального уровня, доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности.

Главной задачей их функционирования является обеспечение товарами региональных товарных рынков [6].

Вопрос 49. Внутриотраслевые и межотраслевые хозяйственные связи в     потребительской кооперации

Одним из важнейших процессов в экономике потребительской кооперации является межхозяйственное кооперирование. Возникновение и развитие межхозяйственных предприятий и организаций вызваны экономическими потребностями общества, действием закона соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Современный научно-технический прогресс активно воздействует на развитие и совершенствование общественного разделения труда. Этот процесс предполагает не только обособление сфер производства, но и объединение труда на качественно новой основе.

Общественное разделение труда, с одной стороны, обособляет разные сферы производства и специализирует их на получении определенного вида продукции, с другой – предполагает четкую кооперативную связь между ними, а затем и объединение в единое целое.

Организационной формой развития межхозяйственного кооперирования по горизонтали является образование межхозяйственных предприятий и организаций. Межхозяйственная кооперация охватывает сферу производства сельскохозяйственной продукции, непроизводственную сферу, строительство, мелиорацию и др. При осуществлении специализации и концентрации производства на базе хозяйственной кооперации исходят из следующих основных принципов:

1) добровольность в совместном сотрудничестве предприятий;

2) научный подход к выбору организационных форм, направлений и последовательности проведения работ с учетом производственной структуры и экономики хозяйств, особенностей отрасли и накопленного опыта;

3) сохранение хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций, входящих в межхозяйственные объединения:

4) материальная заинтересованность хозяйств, работников в развитии и повышении эффективности производства как объединения в целом, так и каждого предприятия;

5) увеличение производства и продажи государству продукции, улучшения ее качества, роста производительности труда и снижения себестоимости [4].

Наряду с кооперированием и интеграцией непосредственно в самом сельском хозяйстве, развиваются вертикальные связи аграрных отраслей с промышленностью. Эти процессы взаимообусловлены и дополняют друг друга. Создание крупного специализированного сельскохозяйственного предприятия объективно приводит к необходимости установления более тесных производственных связей его с промышленными предприятиями.

Кооперирование и интеграция по вертикали способствуют лучшему использованию сельскохозяйственной продукции, трудовых ресурсов, сокращению транспортных издержек. Агропромышленное интегрирование позволяет значительно ослабить отрицательное влияние сезонности, которое особенно чувствительно при производстве скоропортящейся продукции. Оно создает большие возможности для организации равномерной загрузки перерабатывающих заводов сырьем, маневрирования финансовыми и трудовыми ресурсами. В агропромышленных предприятиях полнее и равномернее используются средства производства, обеспечивающие более устойчивое финансовое состояние.

Отличительными признаками агропромышленных предприятий и объединений являются:

1) гармоничное сочетание в едином предприятии сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности при соблюдении необходимых пропорций в их развитии:

2) более высокий уровень организации сельскохозяйственного и промышленного производства, обеспечивающий рациональное использование трудовых ресурсов, повышение производительности труда и снижение себестоимости конечной продукции;

3) углубленная и устойчивая специализация сельскохозяйственного производства;

4) наличие крупных, технически совершенных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции [5].

Практическая часть

1. Характеристика деятельности предприятия

ЗАО «Электрокомплектсервис»

Закрытое акционерное общество «Электрокомплектсервис» создано в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством. Учредителями являются граждане РФ: Рылов Владимир Сергеевич и Глазунов Владимир Викторович. В г.Кемерове предприятие располагается по адресу:

1. Торгово-выставочный зал – г.Кемерово, пр.Советский,31.

2. Магазин «Электрика» - г.Кемерово, ул.Клары Цеткин,118. 

ЗАО «Электрокомплектсервис» является коммерческой организацией, свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства.

Целями деятельности ЗАО «Электрокомплектсервис» являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.

Уставный капитал ЗАО «Электрокомплектсервис» определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет  50000 рублей. Все акции, размещаемые предприятием, являются обыкновенными именными. Общее количество акций - 100 штук номинальной стоимостью 500 рубля каждая.

Органами управления ЗАО «Электрокомплектсервис» являются:

1. Общее собрание акционеров.

2. Совет Директоров.

3. Генеральный Директор.

Имущество ЗАО «Электрокомплектсервис» образуется за счет:

- доходов от реализации продукции, работ, услуг;

- кредитов банков;

- безвозмездных или благотворительных взносов, пожертвований Российских и иностранных организаций, предприятий, граждан;

- иных, не запрещенных законодательством РФ, поступлений.

В 2005 году был завершен 13-летний период становления компании «Электрокомплектсервис», в ходе которого был создан крупнейший в Сибирском регионе электротехнический центр по комплектации электрооборудованием и кабельной продукцией.

Следующим этапом в развитии компании является возрождение новосибирской промышленности и науки. Руководство компании считает важным инвестировать ресурсы в модернизацию производства, налаживать выпуск высококачественного и нужного рынку товара, который вполне способен конкурировать с импортом. Доказательством этому является вхождение в состав компании АО «Новосибирский Электромеханический Завод», научно-исследовательского института НИИЭП, совместные проекты с институтом «Сибпроектэлектро», создание собственного инженерно-технического центра «Электрокомплектсервис».

Четким  убеждением компании является то, что жители сибирского региона должны получать качественные товары и услуги. Поэтому компания внедряет стандарты качества обслуживания потребителей на сибирском рынке. Для этого в Новосибирске, Барнауле, Омске и Нижневартовске была создана сеть торгово-выставочных залов «Электрика».

Торгово-выставочные залы компании призваны обеспечить всем диапазоном электротехнических товаров: от оборудования подстанций до выключателя настольной лампы. Главным критерием отбора продукции является ее качество и, особенно, пожарная и электрическая безопасность, что, по мнению руководства компании, можно достичь, только работая с ведущими отечественными и зарубежными производителями.

В течение 11 лет компания «Электрокомплектсервис» является официальным партнером фирмы Siemens. Результатом такого долговременного сотрудничества стала разработка проекта программы по реорганизации РАО ЕЭС совместно с фирмой Siemens, ИТЦ «Электрокомплектсервис», «Сибпроектэлектро».

Главным показателем уровня компании является уровень образования и профессионализма сотрудников. На сегодня в компании работают около 550 человек. 80% из них имеют высшее образование. Ежегодно компания обучает 50 человек в российских ВУЗах и английской школе бизнеса.

Компания «Электрокомплектсервис» является крупнейшей электротехнической компанией за Уралом.

По результатам заключения независимой экспертной комиссии Межрегионального конкурса «Лучшие товары и услуги Сибири-ГЕММА» (в феврале 2004 года) сеть специализированных магазинов «Электрика» была награждена Золотой медалью, набрав 51 балл из 55 возможных.

На данный момент созданная компанией сеть магазинов «Электрика» охватывает 5 регионов: Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Нижневартовск, Омск.

Структурные подразделения ЗАО «Электрокомплектсервис» подробно представлены на рисунке 1. 

В ЗАО «Электрокомплектсервис» создан и успешно функционирует региональный отдел, который специализируется на поставке товара предприятиям оптово-розничной торговли для его дальнейшей продажи. Ассортимент товаров и услуг, предлагаемых «Электрокомплектсервис» представлены в таблице 1.

При ЗАО «Электрокомплектсервис» успешно функционирует «Инженерно-технический центр».

ЗАО «ИТЦ Электрокомплектсервис» - одно из предприятий, входящих в состав крупнейшего электротехнического холдинга «Электрокомплектсервис».

Направление деятельности - создание систем комплексной автоматизации и энергосбережения в следующих отраслях хозяйственной деятельности:

 

Рис. 1. Структурные подразделения ЗАО «Электрокомплектсервис»

Таблица 1 - Товары и услуги ЗАО «Электрокомплектсервис»

Кабель: кабель силовой, телефонный, контрольный, монтажный и т.д.

Провод: провод установочный, осветительный, гибкий, эмалированный и т.д.

Лампы: накаливания, люминесцентные, галогенные, ртутные,  натриевые, металлогалогенные  и т.д.

Электротехничес-кая продукция: выключатели автоматические, пакетные, рубильники, пускатели, электромагнитные, шкафы, щитки, контакторы и т.д.

Электроустановочные изделия: розетки, выключатели отечественные и импортные (Siemens, Летен) и т.д.

Светильники:

светильники настенно-потолочные, подвесные, встраиваемые, настольные, бытовые, садово-парковые, прожектора, стартеры, трансформаторы, Дюралайт  и т.д.

Электромонтаж-ные изделия: предохранители, клеммы, втулки, коробки, наконечники, кабельные каналы, металлорукав, гофротруба, муфты, изоляционные материалы и т.д.

Преобразователи частоты преобразователи Siemens, Mitsubishi, электродвигатели со встроенными преобразователями и т.д.

Устройства автоматики: реле, таймеры, датчики движения, УЗО, трансформаторы тока, счетчики  и т.д.

Электродвигатели: трехфазные асинхронные, крановые, шахтные, газовые, нефтяные  и т.д.

Насосы: погружные, консольные, фекальные, вихревые, химические и т.д.

Вентиляторы:

Трансформаторы: тока, понижающие, сварочные, масляные  и т.д.

Теплотехника: калориферы, печи, радиаторы масляные, тэны, электроконфорки  и т.д.

Средства защиты: перчатки, респираторы, плакаты  и т.д.

- системы теплоснабжения и теплорегулирования (ЦТП, котельные, бойлерные);

-системы энергоснабжения (ТЭЦ, ГРЭС);

-системы управления технологическими процессами в машиностроении, нефтехимической, газоперерабатывающей, легкой, пищевой, лесоперерабатывающей промышленностях;

- системы технического и коммерческого учета потребления энергоресурсов;

-системы энергосбережения (частотно-регулируемый привод);

- системы водоснабжения и водорегулирования;

-автоматизированные системы учета энергоресурсов (АСКУЭ).

Услуги «ИТЦ Электрокомплектсервис»:

--аудит технологического процесса;

-инжиниринговые решения (ПТК, анализ эффективности, проектно-сметная документация);

-поставка комплекса оборудования;

-монтаж и пуско-наладка оборудования;

-обучение специалистов;

-гарантийное и сервисное обслуживание.

  2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия

Уставный капитал предприятия «Электрокомплектсервис» составляет 13200 руб.

С 2004 г по 2005 г возросла сумма кредиторской задолженности 10,9% (с 66092061 руб. в 2004 г до 74144367 руб. в 2005г). Увеличение кредиторской задолженности произошло за счет роста товарных запасов. На предприятии сложилась ситуация, при которой денежные средства были вложены в неликвидные товары.

Наряду с кредиторской за исследуемый период времени возросла и дебиторская задолженности ЗАО «Электрокомплектсервис» за счет:

- отгрузки товаров в кредит до трех месяцев учреждениям бюджетной сферы (которые финансируются слабо);

- отгрузки товаров в кредит до 1,5 месяцев предприятиям, не обладающим финансовой базой;

- неизученности политики конкурентов (в частности, ценовой политики), в связи чем (в целях скорейшего сбыта продукции) приходилось отгружать товары в кредит.

Для того, чтобы узнать насколько рентабельным является рассматриваемое нами предприятие, проведем оценку прибыли и убытков  проводится на основании данных  формы  № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Для анализа составим таблицу о составе и динамике прибыли   (таблица 2).

Таблица 2 - Состав и динамика прибыли за 2003-2005гг.(руб.)

Показатель

2003

2004

2005

Выручка от реализации

200663939

136552000

226559927

Себестоимость

165303571

114080000

184712570

Валовая прибыль

35360368

21976000

41847357

Коммерческие расходы

14526910

7105000

26653472

Прибыль от продаж

20833458

15367000

15193885

Прибыль (убыток)

до налогообложения

20842854

15358000

15013379

Налог на прибыль

1396351

948000

768802

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года)

19446503

14410000

10036750

Как видно из таблицы 2 в период с 2003 по 2005 год произошло снижение прибыли предприятия:

- по сравнению с 2003 годом на 9409753 (-48,4%); 

- по сравнению с 2004 годом на 4373250 (-30,3%).

Такое снижение прибыли явилось следствием увеличения себестоимости товаров и коммерческих расходов. В то же время,  выручка от продажи продукции возросла в 1,1 раз по сравнению с 2003 годом и 1,7 раза по сравнению с 2004 годом.

Данные о рентабельности предприятия представлены  в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели рентабельности ЗАО «Электрокомплектсервис»

Показатель рентабельности

Год

Отклонение

2003

2004

2005

2004/2003

2005/2003

Общая рентабельность предприятия (Р)

28,5

13,4

7,6

-15,1

-20,9

Рентабельность продукции  (Рпр)

12,6

13,5

82,2

+0,9

+69,6

Рентабельность продаж (оборота) – Рп

10,4

11,3

67,0

+0,9

+55,7

Рентабельность оборотных активов (Роб)

31,4

14,4

116,9

-17,0

+85,5

Исходя из данных таблицы 3 можно сделать вывод, что при снижении общей рентабельности предприятия (Р) наблюдается рост рентабельности отдельных показателей работы предприятия. Так рентабельность продукции (Рпр) за два года возросла на 69,6%, рентабельность продаж (Рп) увеличилась на 55,7%. Рентабельность оборотных активов (Роб) в 2004 году снизилась на 17,0%), а в 2005 году произошел значительный скачок вверх (темп роста +85,5%).

Для анализа экономической деятельности предприятия необходимо также рассмотреть показатели финансовой устойчивости ЗАО «Электрокомплектсервис» (Таблица 4).

Таблица 4 - Финансовая устойчивость ЗАО «Электрокомплектсервис»

Год

Показатели финансовой  устойчивости (руб.)

Неравенство

Характеристика финансовой устойчивости

Е*1

Е*2

Е*3

2003

-45520509

3478779

10048779

Е*1<0, Е*2>=0, Е*3>=0

Нормальная устойчивость

2004

-57245066

23326995

37806995

Е*1<0, Е*2>=0, Е*3>=0

Нормальная устойчивость

2205

-57308121

5219572

87482898

Е*1<0, Е*2>=0, Е*3>=0

Нормальная устойчивость

Подводя итог экономической характеристики деятельности ЗАО «Электрокомплектсервис» можно отметь ряд достоинств и недостатков. К достоинствам компании следует отнести:

1. ЗАО «Электрокомплектсервис» является достаточно рентабельным предприятием, работает с прибылью.

2. Финансовая устойчивость предприятия «Электрокомплектсервис» за анализируемый нами период была нормальной.

Недостатками компании являются:

1. Неэффективное экономическое планирование, в следствие которого создается недостаток оборотных средств для закупки высоколиквидного товара. Часто в разгар сезона приходится изыскивать дополнительные средства (кредиты и т.д.).

2. Не определены внешние факторы, влияющие на развитие компании, цена на 80% всего ассортимента зависит от курса валюты. Например, на катанку заводы-изготовители за последние два месяца (март-апрель 2006г) три раза поднимали цены (на 7%, 10% и 15%).

3. Непродуманный выбор источников информации.

Спрос на электротехническую продукцию носит сезонный характер. В весенний период времени, когда активизируются строительные работы, спрос наиболее высокий. В 2006 г, доверившись недостоверным московским источникам информации, прогнозировавшим строительный бум, компания «Электрокомплектсервис» сделала большие товарные запасы, заморозив оборотные средства. В результате не оправдавшегося прогноза образовались товарные излишки и недостаток оборотных средств.

4. Как следствие непродуманной экономической политики образовался еще один недостаток – компания «Электрокомплектсервис», не выдерживая конкурентной борьбы, которая базируется на демпинговых ценах конкурентов, от крупного опта перешла в мелкий опт и розницу, где используется высокая торговая наценка.

5. Неэффективная кадровая политика.

В связи с экономией средств на фонд заработной платы компания «Электрокомплектсервис» начала использовать политику привлечения низко квалифицированных сотрудников (продавцы-консультанты, работники склада), что повлекло снижение объема розничных продаж.

3. Анализ внешней среды предприятия ЗАО «Электрокомплектсервис»

Доля рынка ЗАО «Электрокомплектсервис» составляет приблизительно 25% на рынке аналогичных услуг. Основными конкурентами компании являются:

1. Компания «Сэлл», имеющая представительства в г.Кемерове и г.Новосибирске и занимающаяся комплектацией электро-технического оборудования.

2. «СветоТехноПрибор» (г.Новосибирск).

3. Сибирская электротехническая компания «Энергия».

Долю рынка каждой  компании можно увидеть на рисунке 2.

Рис. 2.  Доля рынка компаний, занимающихся электротехническим оборудованием

Клиентами «Электрокомплектсервис» являются компании, имеющие свой электротехнический бизнес:

1. Монтажные предприятия, в числе которых:

- «ЗапСибЭлектромонтаж»  (1-ый и 2-ой филиалы);

- ООО «Строймикс»;

- МУП «ДЭК»;

- «Сибэлектромонтаж»;

- «Кемэлектросибмонтаж»;

- «ДСУ-1»;

- ООО «Электомонтажник»;

- ЗАО «Кузбассэнергосервис»;

- ООО «Энергоресурс»;

- ЗАО «Евросервис»;

- ООО «Ремстрой»;

- Электрошахта «Строймонтаж» (г.Прокопьевск);

- СМП-160 (г.Белово);

- СМП 767 (г.Тайга) и т.д. 

2. Организации, имеющие сеть своих магазинов электро-технического профиля, либо помогающих в материально-техническом снабжении крупных производственных предприятий. В числе данных организаций:

- ЧП Рубина Магазин «Киловат» (г.Киселевск);

- ЧП Анурин «Опткомпьютер»;

- ЗАО «Наладка» и т.д.

3. Прочие предприятия:

- МП «Горэлектросеть» (г.Ленинск-Кузнецкий);

- МУП «Водоканал» (г.Топки);

- ГУП «Колмогоровский бройлер» и т.д.

Преимущество «Электрокомплектсервис» в том, что приоритетными направлениями ее деятельности являются:

1. Приемлемые цены - гибкие системы скидок, дисконтные карты. По сравнению с конкурентами цены в «Электрокомплектсервисе» выше. Однако, такое положение дел оправдано богатым ассортиментом продукции. Компания «Электрокомплектсервис» ориентируется на стопроцентную комплектацию.  Преимущество комплектации – «вы экономите время, мы экономим ваши деньги», - таков девиз компании.

2. ЗАО «Электрокомплектсервис» имеет единое программно-компьютерное обеспечение. Все представительства работают в одной сети и имеют единую ценовую политику (цены по всех представительствах одинаковые).

3. Сертифицированная продукция – «Электрокомплектсервис» поставляет только качественную, проверенную технику.

4. Компания «Электрокомплектсервис» сегодня «ушла» от оптовой торговли к розничной.

5. Огромный спектр электротехнической продукции - постоянное наличие на складе большинства наименований оборудования.

6. Профессиональные консультации менеджеров – в компании каждому клиенту помогут выбрать именно то, что он хочет.

7.  Развитая система складских комплексов - экономия клиентов на транспортных расходах.

8. Компания имеет свою производственную линию по выпуску автоматических выключателей «ЭКС», соответствующих Евростандарту «DIN».

9. Компания имеет определенную цветовую символику (сине-бело-красные цвет), которая отражена на ее атрибутах и благодаря которой «Электрокомплектсервис» является узнаваемым.

10. В рамках предприятия «Электрокомплектсервис» существует программа обучения персонала:

- создана Школа корпоративных технологий, где дважды в год проводится обучение персонала по курсу «Товарный ассортимент и техника продаж»;

- обучающие семинары (выездные и в головном офисе).

11. Для персонала компании также создана возможность карьерного роста.

12. ЗАО «Электрокомплектсервис» для своих сотрудников проводит широкую социальную политику:

- обеспечение медицинской страховкой;

- выдача безпроцентных кредитов сотрудникам на лечение, приобретение жилья и т.д.;

- существует система вкладов, в рамках которой любой работник может вложить в деятельность предприятия имеющуюся у него сумму денег, а в конце года получить соответствующий процент;

- сотрудникам, имеющим детей школьного возраста, к 1 сентября выдается единовременное пособие, сумма которого зависит от стажа работы сотрудника;

13. По годовым итогам работы предприятия:

- производится выплата премий;

- ежегодно сотрудник, признанный за год лучшим по продажам, награждается поездкой на ярмарку в Лейпциг.

Несмотря на большое число преимуществ ЗАО «Электрокомплектсервис» имеет и ряд недостатков:

1. Нет отдела маркетинга и отдела ценообразования, а потому имеют место неизученность конкурентов, бесконтрольные входные цены и т.д.

2. На сегодняшний день предприятие «Электрокомплектсервис» не проводит маркетинговых исследований по сегментам рынка, не отрегулированы нормативы, что ведет к сбою поставок. Таким образом, создаются излишки товаров, не приносящих значительного дохода (например, лампы накаливания, электродвигатели, печи-радиаторы, ТЭНы и др.) и недостаток товаров, приносящих доход (например, лампы люминисцентные, счетчики, автоматические выключатели, светильники и др.).  По этой причине система Т-Д-Т очень ослаблена.

3. Наличие большого ассортимента продукции (более 5 000 наименований) влечет за собой расширение административного аппарата, а, следовательно, увеличение расходов, которые, так или иначе, отражаются на ценовой политике предприятия.

4. Еще одна проблема, связанная с ассортиментом и очень актуальная для кемеровского представительства, заключается в нехватке площадей складского помещения. Площади склада (22 м2) недостаточно для бесперебойного обеспечения необходимого товарного ассортимента, размещающегося на 120 м2 торгового зала. В этой связи товар приходится подвозить несколько раз в течение дня, что отвлекает работников от продаж. Отсюда идет не соблюдение принципа Парето 80 : 20, при котором 80% товара обеспечивают 20% прибыли и, наоборот, 20% товара дают 80% прибыли.

5. Существует задержка поставок уникального (штучного) товара – до 90 дней (в связи с невыгодностью перевозить товар небольшими партиями). Если сравнивать с конкурентами, то у них срок поставки не более 2-х недель. Такая ситуация вызвана тем, что «Электрокомплектсервис» получает уникальный товар непосредственно от производителя – фирмы «SIEMENS» (Германия). Конкуренты получают тот же товар из Москвы.

6. В компании «Электрокомплектсервис» отсутствует служба доставки товара по городу.

7. В связи с проведением внутрикорпоративного обучения, компания «Электрокомплектсервис» перестала привлекать на работу высококвалифицировнных специалистов. Руководство компании считает, что достаточно поверхностного знания ассортимента и умения его продавать.

4.  Оценка деятельности предприятия по товародвижению и маркетинговым коммуникациям

ЗАО «Электрокомплектсервис» широко рекламирует свои товары и услуги.  От общей суммы прибыли на рекламу ежемесячно тратится около 6%. Компанией используются следующие виды рекламы:

1. Реклама в средствах массовой информации. ЗАО «Электрокомплектсервис» размещает рекламу в таких СМИ, как: «Магазин рекламы», «Деловой Кузбасс», «Оптовый рынок Сибири», «Стройка», «Мастерок», «Коммерческое предложение» (региональный выпуск), «Из рук в руки», «Воскресная газета», «Кузбасс», телефонные справочники г.Кемерова и г.Новосибирска.

2. Реклама на телевидении. Данный вид рекламы используется в основном при проведении выставок, ярмарок.

3. Щитовая реклама (банеры, указательные знаки на дорогах).

4. Реклама на собственном транспорте компании.

5. Фирменная реклама (на канцелярских принадлежностях, календарях, бейсболках, майках, форменной рабочей одежде).

6. Печатная реклама (каталог продукции «Электрокомплектсервис»).

7. Штендерная реклама (только в летний период).

ЗАО «Электрокомплектсервис» активно участвует на всех ярмарках и выставках, связанных со строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, металлургией.

В случае невозможности лично присутствовать на подобных мероприятиях, руководство компании использует форму заочного участия, путем распространения прайс-листов, буклетов, каталогов.

5. Деятельность персонала предприятия в области управления маркетингом

На сегодняшний день в компании «Электрокомплектсеврис» отсутствует служба маркетинга. Функции маркетинга, которые заключаются в организации рекламы, выставок и определении политики ценообразования,  выполняют генеральный и коммерческий директор предприятия.

Рассмотрим ассортиментную политику ЗАО «Электрокомплектсервис».

Поскольку предприятие «Электрокомплектсервис» представляет электротехнический центр, его ассортиментная политика строится на принципах: все для работы и для дома. Таким образом, «Электрокомплектсервис» ориентирован на продажу своей продукции не только предприятиям и организациям, но и частным лицам.

В области ценообразования «Электрокомплектсервис» использует три вида цен:

1. Оптовые цены, по которым предприятие реализует свою продукцию в большом объеме.

По оптовым ценам ЗАО «Электрокомплектсервис» реализует свою продукцию: крупным монтажным предприятиям; организациям, имеющим сеть своих магазинов электро-технического профиля.

2. Мелкооптовые цены, по которым предприятие реализует свою продукцию мелким оптом. Клиентами здесь также могут выступать монтажные и другие предприятия.

3. Розничные цены, по которым «Электрокомплектсервис» реализует свою продукцию непосредственно конечному потребителю – населения.

Разница между тремя видами цен составляет:

Розничные и мелкооптовые цены -  5%.

Розничные и оптовые – 10-12% (в зависимости от группы товаров).

Если клиент делает покупки товаров более, чем на 500 тыс. руб., то ему предлагается специальная цена со скидкой до 15-18%. Однако, размер скидок зависит, прежде всего, от выдерживания  15% рентабельности.

Каждое предприятие решает проблему ценообразования, выбирая себе методику расчета цен. Для предприятия с небольшими оборотами больше подходит метод ценообразования, основанный на расчете безубыточности. Для крупных компании – «средние издержки плюс прибыль».

Методика расчета цен на основе издержек для «Электрокомплектсервис» остается выигрышной по следующим причинам:

1. Работники «ЭКС» больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, они упрощают для себя проблему ценообразования. Им не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса.

2. Если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, то их цены не будут сильно отличаться от цен «Электрокомплектсервиса». Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму.

3. Методику расчета «средние издержки плюс прибыль» является более справедливой по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.

6. Предложения по повышению конкурентоспособности

 ЗАО «Электрокомплектсервис»

Для решения проблем, стоящих перед предприятием целесообразно предложить следующие мероприятия:

1. Выделение средств на планирование, в целях избежания сбоя по поставкам продукции и контроль за планированием и распределением средств.

2. Тщательный выбор источников информации с целью уменьшения количества ошибок при прогнозировании спроса. Достоверными источниками информации могут быть маркетинговые посредники, такие как статистические учреждения, консалтинговые фирмы.

3. Расширение складских площадей в магазине «Электрика», находящемся по адресу: г.Кемерово, пр.Советский, 31. Складские площади можно расширить на 50 м2 за счет покупки соседней с магазином квартиры.

4. Для увеличения объема продаж необходимо улучшить  сервисное обслуживание, поскольку оно становится решающим фактором конкурентоспособности. В целях совершенствования сервисного обслуживания предлагаем организовать доставку крупногабаритных товаров по городу.

5. Для расширения рынков сбыта по региону предлагается открытие дополнительных торговых точек. С этой целью необходимо приобрести одно помещение в г.Кемерове (для открытие специализированного магазина) и два помещения для открытия магазинов на юге Кузбасса (г.Новокузнецк).

6. Разработка совместно с Администрацией г.Кемерова и Администрацией Кемеровской области проекта для поддержания имиджа компании и пропагандирования его деятельности. Здесь  можно сделать следующее:

- последовав примеру новосибирских коллег, организовать программу «Огни города», целью которой станет освещение улиц г.Кемерова;

- принимать участие в организации массовых праздников (День города, День молодежи, День шахтеров, Новый год и т.д.);

- производить замену устаревшей электропроводки в социально-важных объектах города (детские сады, школы, интернаты, больницы, дома престарелых и т.д.).

7. Увеличение фонда заработной платы в целях привлечения высококвалифицированных специалистов.

Таковы общие рекомендации для ЗАО «Электрокомплектсервис». Однако, самым главным преобразованием деятельности предприятия должно стать введение в структуру предприятия штатной единицы – маркетолог.

Маркетолог ЗАО «Электрокомплектсервис» должен курировать следующие вопросы:

1.           Приобретение полных знаний по существующим рынкам, на которых работает предприятие.

2.           Изучение и анализ потенциальных рынков.

3.           Ежеквартально проводить опросы покупателей для выявления покупательских предпочтений.

4.           С учетом спроса на каждый вид товара  принимать план, опираясь на полученную статистику.

5.           Существующую проблему затаривания складов можно было бы решить   1-2 недельной распродажей продукции по снижением цен, что позволило бы обналичить оборотные средства. Можно приурочить распродажу к какому–либо празднику или событию в общественной жизни города, страны и т.д., обязательно используя информационную поддержку СМИ.

6.           Разработка новых товаров с предварительным изучением нужд и потребностей потенциальных клиентов.

7.           Ежемесячно выделять средства для проведения рекламных мероприятий.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» // Экономика и жизнь. – 1992. - № 31.

2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

3. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.-448с.

4. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков. – М.: ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 1998.-448с.

5. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: Биржи и банки, 1997.-398с.

6. Панкратов Ф.Г., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1994.-462с.