Оглавление

Вопрос 6. Современные концепции и учения об управлении: подход к

                  управлению как процессу; системный подход; ситуационные

                  теории…………………………………………………………...3

Вопрос 45. Самоменеджмент: понятие; принципы и правила

                    планирования и инвентаризации времени. Преимущества

                    планирования времени в самоменеджменте………………...6

Вопрос 60. Уровни «зрелости» исполнительной и выбор методов

                    управления ими на современном предприятии (формы

                    влияния)………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………….12

Вопрос 6. Современные концепции и учения об управлении: подход к управлению как процессу; системный подход; ситуационные теории

 

Подход к управлению как процессу

Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий [1].

Процесс управления является общей суммой всех функций.

Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. Пo его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Другие авторы разработали иные перечни функции. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции -планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок [8].

 

Системный подход

В книге «Кибернетика», опубликованной в 1948 году, Герберт Винер развил идеи своей работы военного времени, которая имела отноше­ние к разработке систем вооружения. Это исследование помогло ему установить связи между его работой, коммуникацией и управлением среди животных, людей и машин. Идеи Винера были развиты дальше инженерами, биологами и учеными в области социальных наук. Имен­но междисциплинарный характер системного мышления перспекти­вен для студентов, изучающих менеджмент, поскольку они должны сами заимствовать идеи как из естественных, так и из социальных наук, тео­ретических и прикладных, чтобы разумно использовать различные фор­мы организации бизнеса.

Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и функционированием систем - самостоятельных хозяйственных подразделений, которые образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями. Ясно, что любая организационная форма бизнеса отвечает этим критериям и может изучаться с использованием понятий и средств теории систем.

Любое предприятие - система, которая превращает набор вкладываемых в производство ресурсов - затрат (сырье, машины, люди) - в товары и услуги. Она функционирует внутри более крупной системы - внешнеполитической, экономической, социальной и технической сре­ды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимо­действуют. Нарушение функционирования в одной части системы вы­зывает трудности в других ее частях [2].

Значение системного подхода заключается и том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой орга­низации и целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффек­тивных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

 Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделя­лось интегрированному характеру предприятия, а также первостепен­ному значению и важности систем информации), но и обеспечило раз­работку полезных математических средств и приемов, значительно об­легчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля [6; 7].

Ситуационные теории

Суть данный теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации. Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации. Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации. В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации. В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.

Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенны, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление - это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий характер и универсальный характер [8].

 

 

Вопрос 45. Самоменеджмент: понятие; принципы и правила планирования и инвентаризации времени. Преимущества планирования времени в самоменеджменте

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время [3].

Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Планирование представляет собой проект процессов труда на предстоящий временной период.

Основное правило планирования времени [3]:

60% - запланированная активность;

20% - непредвиденная активность (резервы времени и непланируемые действия);

20% - спонтанная активность (управленческая деятельность, творчество).

В зависимости от вида и рода занятий указанные величины могут отклоняться в ту или иную сторону. Более точно их можно определить, исходя из анализа отдельных видов деятельности и расхода времени, представляющего собой основу всякого планирования времени.

Чтобы составить хороший план расхода времени важно всегда иметь представление о предстоящих делах. Можно разделить их, например, на долго-, средне- и краткосрочные задачи. Установить их приоритетность и действовать в соответствии с нею.

Работа по системе и соблюдение временных планов важнее заполнения формуляров (педантичного ведения записей).

Пример:

- вместо: «позвонить г-ну Иванову»

- лучше: «согласовать с г-ном Ивановым программу для ЭВМ»

Чтобы проанализировать свой рабочий стиль и вскрыть причины возникающих дефицитов времени следует проводить инвентаризацию времени за несколько рабочих дней.

Для проведения анализа использования времени можно ориентироваться на следующую схему (рис. 1) [3].

Преимущества планирования времени в самоменеджменте заключаются в следующем:

Достижение цели:

- выяснение профессиональных и личных целей;

- достижение профессиональных и личных целей кратчайшим путем;

1 Анализ использования времени

 

2 Анализ временных потерь

 

3 Разбор «поглотителей» времени

 
 

Рис. 1 Анализ использования времени

- реалистическое рассмотрение целей с позиций ограниченности во времени.

Выигрыш во времени:

- экономия времени для действительно важных дел и целей, для исполнения управленческих функций, для работы с сотрудниками, для семьи, для досуга;

- четкое представление о времени, необходимом для различных проектов, задач и видов деятельности (что, ког­да, к какому времени необходимо сде­лать?);

- лучшая оценка времени, выявление потребности в нем.

Приоритеты:

- концентрация на действительно важных задачах и обеспечение их решения;

- определение степени важности тех или иных видов деятельности, выявление дел, которые могут быть поручены дру­гим.

Сроки:

-  установление реальных сроков и их со­блюдение, учет потребности во вре­мени;

- своевременное распознавание узких мест и принятие соответствующих контрмер.

Резервы времени:

- создание резервов времени для непредвиденных дел, образование «окон» в течение дня.

Эффективность:

- предварительное определение структуры дня и рациональное использова­ние рабочего времени на этой основе;

-  более быстрое решение задач за счет объединения их в «блоки» (одновре­менное решение группы задач);

-  избавление себя и сотрудников от «холостых ходов».

Делегирование (перепоручение) дел:

- хорошая рабочая обстановка в коллективе;

- делегирование заданий сотрудникам;

-   рациональное распределение поруче­ний внутри предприятия и за его пре­делами.

Уменьшение стресса:

-   меньше суеты, больше предусмотри­тельности;

- лучшее планирование перерывов в работе;

- меньше стрессов, поскольку выполняется большее количество дел;

- больше удовлетворения от работы, меньше раздражения,              нетерпения [3; 4].

Вопрос 60. Уровни «зрелости» исполнительной власти и выбор методов управления ими на современном предприятии (формы влияния)

В управленческой деятельности всех производственных организаций властная компонен­та реализуется через функцию руководства, т. е. в устной форме приказа, команды (жеста или другой знаковой информации) при обязательном условии коммуникационного контакта субъ­екта и объекта управления. Более того, руководство может осуществиться с соответствующим ре­зультатом только в том случае, если этот акт воздействия выражен в такой знаково-семантической форме, которая понятна каждому отдельному исполнителю в строгом соответствии с его профес­сионально-квалификационной специализацией и условиями труда отдельного конкретного рабочего места.. При этом понятийное осмысление команд, по существу, предварительно закладывается сис­темой профессионального обучения работника. Понятийная основа управленческого акта воздейст­вия на исполнителя обусловлена тем, что она обращена к персональной знаниевой области исполни­теля не вообще в целом к человеку, а применительно к конкретным условиям профессиональной деятельности на данном рабочем месте и в реальном времени. Причем временной лаг использования профессиональных знаний исполнителя (объекта управления) применительно к властному воздейст­вию достаточно короткий (от нескольких минут до нескольких дней) и определен рамками продолжительности исполнения однотипных функциональных операций [5].

Властная деятельность (власть) органов управления территориальных систем обычно рас­пространяется, во-первых, на жизнедеятельность человека в целом и, во-вторых, обезличенно не на отдельного индивида, персону, а на социальные сообщества в форме организованных терри­ториальных систем и производственных организаций. Таким образом, если речь идет о власти, то подразумевается властная деятельность по «управлению» социальными организованными системами территориального типа. Таким образом, отличие властной деятельности от управленческой заклю­чается в том, что она не преследует объяснительных целей и рассчитывает не на понимание, а на беспрекословное исполнение. При этом власть олицетворяется с силой («власть всесильна, беспре­дельна - диктатура»), которая реализуется через волевую, а не знаниевую компоненту. Не случайно основой властной деятельности являются универсальные нормы права в форме законов и подзаконных актов и институциональная система их исполнения (через «силу» закона).

Список литературы

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд.-М.: Гардарик, 2000. – 358с.

2. Доманин А.Б. Концепция управления предприятием на основе системного подхода к информации // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – №6.  – С.28-30.

3. Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках.- М.: Интерэксперт, 1995. – 267с.

4. Концепция Тайм Менеджера. Ключ к личной эффективности. - ТМИ А/О, 1988. -31 с.

5. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьева. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 385с.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмент. – М.: Дело, 1998. – 821с.

7. Стремякова И.Р., Лебедко М.П. Менеджмент: Краткий курс в 500 схемах: В 2-х ч. - Новосибирск: СибУПК, 2001. – 402с.

8. Цыпкин Ю.А., Люкшинков А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Проф. Ю.А. Цыпкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 320с.