Содержание
1. Основные принципы бюджетного учета. 3
2. Расчеты по оплате труда и стипендии. 5
3.Учет средств целевого назначения. 7
4. Практическая часть. 10
Список литературы.. 20
1. Основные принципы бюджетного учета
Кардинальные изменения в
области бухгалтерского учета произошли в
Предстоящая реформа бюджетного учета вызвана в первую очередь требованиями ст. 240 Бюджетного кодекса (БК РФ): "Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином Плане счетов". Бюджетный учет подразделяется на два сектора:
- исполнения бюджетов;
- исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.
По всей России вводятся новые принципы бюджетного учета, предусматривающие переход на единый план счетов и иную бюджетную классификацию. Это потребует осуществить на местах техническое перевооружение финансовых органов и обеспечить переподготовку соответствующих кадров. Для решения этой задачи в бюджетных проектах муниципальных образований на будущий год следует предусмотреть необходимые средства. [2,45]
Основными причинами разработки и внедрения новой системы бюджетного учета были следующие:
- Недостатком существующей системы можно считать отсутствие интеграции с бюджетной классификацией РФ. Указанная проблема выражается в невозможности использования учетных регистров при анализе состояния активов и обязательств бюджетной системы РФ, а также соотносить их с операциями, осуществляемыми при исполнении бюджета. Таким образом, значительно усложняется использование отчетных данных при составлении проектов бюджетов.
- Бухгалтерский учет единиц бюджетной системы РФ в зависимости от возложенных на них функций в ходе исполнения бюджета делится на две области ведения учета: учет по операциям кассового обслуживания бюджета и учет по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением, которое в отличие от органов, организующих исполнение бюджетов, в рамках реализации Бюджетного послания Президента РФ "О бюджетной политике на 2003 год" должно вести учет финансово-хозяйственных операций по методу начисления. Для формирования качественной прозрачной отчетности о государственных операциях должна существовать единая система ведения бухгалтерского учета для всех единиц бюджетной системы РФ, позволяющая консолидировать учетную информацию по правилам бухгалтерского учета.
- Третьей причиной реформирования системы бюджетного учета является необходимость формирования отчетности на основании Международных стандартов, что дает возможность формировать всеобъемлющую и полную информацию о секторе государственного управления, причем на качественно новой основе. Для внутренних пользователей формирование полной и всеобъемлющей информации об операциях сектора государственного управления может стать предметом серьезного анализа, являющегося основой для планирования и разработки налогово-бюджетной политики, а также для оценки влияния деятельности сектора государственного управления на экономику страны в целом и на отдельные ее сектора. Кроме того, такая информация будет способствовать информированности общества в проводимой экономической политике и укреплению доверия к деятельности правительства. Однако при существующей системе учета исполнения бюджетов, разделенной на два обособленных сегмента, опосредованно связанной с бюджетной классификацией и не в полной мере соответствующей Международным стандартам учета, сформированная на ее основе бухгалтерская отчетность не дает целостной картины состояния государственных финансов в стране и непонятна иностранным партнерам.
- Четвертой причиной является такой важный участок финансово-хозяйственной деятельности, как санкционирование бюджетных расходов, вообще не отражался в бухгалтерском учете участников бюджетного процесса.
В целях реализации новых
принципов формирования системы бюджетного учета и устранения вышеперечисленных
и иных недостатков ранее действующей системы организации бухгалтерского учета в
секторе государственного управления Приказом Минфина РФ от 26.08.2004 N 70н
была утверждена Инструкция по бюджетному учету (далее по тексту - Инструкция N
70н), а также издан Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10
февраля
2. Расчеты по оплате труда и стипендии
Оплата труда рабочих и служащих несомненно одна из наиболее распространенных операций бюджетных учреждений. Поэтому правильное ее отражение в бюджетном учете очень важно для построения всей системы бухгалтерского учета учреждений.
Основным нормативным документом, определяющим порядок ведения бюджетного учета, в том числе отражения операций по начислению и выплате заработной платы, является Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н (далее - Инструкция N 70н).
При этом под трудовыми отношениями следует понимать отношения между работниками и учреждением, регламентируемые Трудовым кодексом РФ. Поэтому в бюджетном учете отражается не только заработная плата штатных работников, но и оплата труда работников, принятых на определенный срок в соответствии с трудовыми соглашениями. В основе указанных отношений лежит оплата определенного в соответствии с табелями рабочего времени, в течение которого работник выполняет свои трудовые обязанности. [12,72]
В отличие от трудовых договоров в основе отношений между работниками и учреждением, закрепленных договорами гражданско-правового характера, лежат положения Гражданского кодекса РФ. При этом работник берет на себя обязательство выполнить в интересах учреждения определенную работу, а учреждение - выплатить за результат работы денежное вознаграждение. Документом, на основании которого производится оплата труда, является акт приема-сдачи результатов выполненных работ, а не табель учета рабочего времени. Поскольку работник оказывает учреждению определенные услуги, оплата его труда по договорам гражданско-правового характера отражается в бюджетном учете следующей проводкой:
Дебет 1 401 01 22х Кредит 1 302 0х 730 - увеличение расходов по оплате соответствующих услуг в корреспонденции с увеличением соответствующей кредиторской задолженности.
Следует отметить особенности отражения в бюджетном учете операций по начислению стипендий студентам и аспирантам бюджетных учреждений. В данном случае ни о трудовых взаимоотношениях, ни об оказании каких-либо услуг учреждению со стороны указанных граждан говорить не приходится, поэтому расходы по начислению стипендий при отражении в бюджетном учете относятся на ст. 290 "Прочие расходы" ЭКР, а именно:
Дебет 1 401 01 290 Кредит 1 302 16 730 - увеличение прочих расходов в корреспонденции с увеличением соответствующей кредиторской задолженности Начисления на заработную плату (единый социальный налог (ЕСН) и платежи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в бюджетном учете относятся на соответствующую статью расходов. (В общем случае - на подстатью 213 "Начисления на оплату труда" ЭКР; при начислениях на заработную плату по договорам гражданско-правового характера - на соответствующую подстатью ст. 220 "Приобретение услуг" ЭКР; в случае начислений на заработную плату (вознаграждения), связанных с созданием основных средств, нематериальных активов и т.п. - на статью группы 300 "Приобретение нефинансовых активов" ЭКР).
После начисления заработной платы, а также осуществления соответствующих удержаний и начислений производится перечисление этих удержаний и начислений по принадлежности (в бюджет, получателям алиментов, профсоюзным органам и т.п.), а также получение и выплата заработной платы (вознаграждений) работникам. [12,79]
3.Учет средств целевого назначения
Целевое использование средств – соответствие целям и результатам. Выделение бюджетных средств осуществляется не в соответствии с планом, а под определенные цели решения определенных производственно-хозяйственных задач, при этом результат таких хозяйственных операций должен быть объективно обоснован оптимальным соотношением цена – качество (достижение поставленной задачи с лучшим качеством при минимальных затратах).
Учет деятельности приносящей доход, целевых средств и безвозмездных поступлений теперь следует отражать на одних и тех же счетах с признаком "2" в разряде 18. При этом в Плане счетов бюджетного учета не предусмотрены отдельные счета для учета целевых средств.
Бухгалтерский учет целевых средств всегда был отдельным важным разделом бухгалтерского учета и обеспечивал контроль за сохранностью и целевым использованием этих средств.
Например, в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999г. № 107н, для обеспечения контроля за сохранностью целевых средств и целевым их использованием применялись отдельные счета:
- 110 Целевые средства и безвозмездные поступления;
- 115 Средства, полученные от государственных внебюджетных фондов;
- 225 Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия;
- 228 Расходы за счет средств, полученных от государственных внебюджетных фондов;
- 270 Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия;
- 274 Целевые средства, полученные учреждением от государственных внебюджетных фондов.
При этом предписывалось ведение аналитического учета по субсчетам 110, 225, 270 по отдельным видам целевых средств и безвозмездных поступлений.
Теперь требования обеспечить аналитический учет по видам целевых средств Инструкция по бюджетному учету не содержит. Вместе с тем в целях налогового учета необходимо организовать обособленный аналитический учет по видам целевых средств, для того чтобы можно было отследить их целевое использование. [8,61]
Согласно НК РФ (ст. 251) при определении налоговой базы не учитываются доходы: в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, а также целевые поступления. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования и целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования (целевые поступления), указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Следует отметить также, что из Инструкции по бюджетному учету исключено положение о том, что при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности в 18 разряде номера счета Плана счетов бюджетного учета можно использовать код вида деятельности "0". Это связано с тем, что в Балансе (ф. 0503130, 0503120) предусмотрено строгое равенство итоговых данных сумме бюджетных и внебюджетных средств. Соответствующее контрольное соотношение приведено в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (утверждена приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н,137н).
4. Практическая часть
Используя данные местного бюджета, необходимо выполнить задания;
I . Открыть счета синтетического и аналитического учета: а) записать. Остатки из 1 декабря 2003г. о книгу Журнал-Главней : синтетического учета;
А)записать остатки на 1
декабря
6) записать обороты с начала года в регистры аналитического учета:
- карточку текущих счетов распорядителей ассигнований и кассовых расходов ( расходов (ф. 3-ф);
- карточку расчетов с другими бюджетами (ф., 4-ф);
- карточку доходов (ф. 5-ф).
2. Составить корреспонденцию счетов по учету доходов (операций 1,2,3,4,5) и записать операции:
А) в сводный мемориальный ордер
Б) в книгу Журнал-Главная (ф. 1-ф)
В) в карточку доходов (ф. 5-ф)
3. Подсчитать итоги в Книге доходов (ф. 5-ф)
4. Составить корреспонденцию счетов по (операции № 6,7,8,13,14) и записать операции:
• в сводный мемориальный ордер;
• в книгу Журнал-Главная (ф. 1-ф);
• в карточку текущих счетов распорядителей ассигнований и кассовых
расходов (ф. 3-ф).
5. Подсчитать обороты и остатки в книге ф. 3-ф и составить оборотную ведомость по счету 020 «Расходы бюджета».
6. Составить, корреспонденцию счетов по учету расчетов между бюджетами (операции №9,10.1 1,12) и записать операции:
•в сводный мемориальный ордер ;
• в книгу Журнал-Главная (ф. 1-ф);
• в карточку расчетов с бюджетом (ф. 3-ф).
7. Подсчитать обороты и остатки в книге (ф. 4-ф)
8. Подсчитать обороты за декабрь и сальдо на 31 декабря по счетам . синтетического учета в книге учета Журнал-Главная и сверить с данными аналитического учета (ф. 3-ф.4-ф, 5-ф). ' ..
9. Составить баланс на 31-декабря
10. Произвести заключение счетов и отразить операцию № 15 по всех регистрах учета (ф. 1-ф, 3-ф, 4-ф, 5-ф).
11.Подсчитать остатки по счетам на I января 2004г. и заполнить форму отчетности.
Выписка из книги Журнал-Главная (ф. | -ф)
№ |
Шифр счета |
Наименование синтетических счетов |
Остаток на 1 декабря |
|
По дебету |
По кредиту |
|||
1 |
1211 |
Текущий счет основной местного бюджета |
803000 |
|
2 |
1212 |
Средства бюджета на финансирование капиталовложений и другие мероприятия |
769000 |
|
3 |
1212 |
Текущие счета распорядительных средств по местному бюджету |
471000 |
|
4 |
2101 |
Расходы бюджета |
55036000 |
|
5 |
4207 |
Доходы бюджета |
56132000 |
|
6 |
4202 |
Невыясненные поступления |
27000 |
|
7 |
3632 |
Краткосрочные ссуды, выданные и полученные из местных бюджетов |
180000 |
|
8 |
6404 |
Взаимные расчеты с местными бюджетами |
916000 |
|
9 |
7204 |
Средства переданные местным бюджетам |
2637000 |
|
10 |
7204 |
Средства, полученные из местных бюджетов |
2571000 |
|
11 |
9204 |
Результаты исполнения бюджета |
250000 |
|
Итого |
59896000 |
59896000 |
1.Выписка из книг аналитического учета на 1 декабря 2003 года.
1. Выписка из карточки учета текущих счетов распорядителей ассигнований и кассовых расходов (ф.3-ф)
Управление народного образования для перевода подведомственным учреждениям и на централизованные мероприятия (р.200,гл.75 1-76), счет 14132007 в. Банке.
№ |
Содержание операции |
Ассигнования забалансовые счета 130,140 |
Текущие счета |
Расходы бюджета счет 2201 |
Остаток ассигно ваний, не покрытый бюджетными средствами |
|
Дебет |
Кредит |
|||||
Предо- ставлено средств |
Отозвано средств и списано расходов |
|||||
1 |
2 |
4-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Итого сначала года на 1 декабря |
30878000 |
25808000 |
25337000 |
25337000 |
5070000 |
|
Остаток на текущем счете |
471000 |
Средства в банке на финансирование нового жилищного строительства.
(р.100 гл.130, параграф79), счет №16130004 в банке.
1 |
2 |
4-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Итого сначала года на 1 декабря |
40000000 |
60468000 |
29699000 |
29699000 |
9532000 |
|
Остаток на текущем счете |
769000 |
Возмещение разницы в ценах счет 10132201 в банке. Молокозавод
1 |
2 |
4-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Итого сначала года на 1 декабря |
1500000 |
1500000 |
Счет 9204 «Результаты исполнения бюджета»
1 |
2 |
4-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Остаток на текущем счете |
250000 |
2.Выписка из Карточки расчетов с другими бюджетами (форма 4-ф)
№ |
№ мемор. ордера |
Счет 7204 Средства, переданные и полученные |
Счет 6404 Взаимные расчеты |
Счет 3632 Ссуды выданные (полученные из бюджета) |
|||||
Обороты |
Обороты |
Остаток |
Дебет |
Кредит |
Оста ток |
||||
Всего |
Д-т |
К-т |
Кредит |
||||||
Дебет |
Кредит |
Всего |
Всего |
Д-т |
|||||
1 |
2 |
4 |
5 |
8 |
13 |
19 |
22 |
23 |
24 |
Итого сначала года на 1 декабря |
2637000 |
2571000 |
4292000 |
5205000 |
916000 |
180000 |
180000 |
Выписка из карточки доходов (форма 5-ф)
Наименование доходов |
№ строк |
Раздел |
Параграф |
Итого с начала года на 01.12 |
Налог на рекламу |
1 |
11423800 |
||
Акцизы |
2 |
4651900 |
||
Земельный налог |
3 |
29075000 |
||
НДФЛ |
4 |
10981300 |
||
36 37 38 |
Итого по счету 4201 Невыясненные поступления счет 4202 |
56132000 27000 |
||
Итого по счет 04 |
56159000 |
Операции за декабрь
№ |
Наименование документов |
Содержание операций |
Сумма |
Проводка |
|
Дебет |
Кредит |
||||
1 |
Выписка банка из текущего счета и приложенные к ней документы |
Поступило доходов в местный бюджет – всего: А)налог на рекламу Б)НДФЛ В)акцизы |
46791000 45849000 350000 592000 |
1211 |
7204 |
2 |
Выписка банка из текущего счета |
Зачислена сумма, не подтвержденная документами |
131000 |
4202 |
7204 |
3 |
Выписка банка из текущего счета, расчетный чек |
Возвращены плательщику излишне уплаченные суммы налога на рекламу |
92000 |
9204 |
1211 |
4 |
Выписка банка из текущего счета |
Поступило доходов в местный бюджет А)земельный налог Б)НДФЛ В)налог на рекламу |
2379700 829100 729100 821500 |
1211 |
7204 |
5 |
Выписка банка из текущего счета, платежное поручение |
Выяснены поступления Суммы перечислены в районный бюджет |
158000 |
1211 |
4202 |
6 |
Выписка банка из текущего счета, платежное поручение, распоряжение |
Перечислено с основного текущего счета местного бюджета финансирование управлению народного образования |
5070000 |
6404 |
1211 |
7 |
Выписка банка из текущего счета, платежное поручение |
Перечислено с основного текущего счета местного бюджета на оплату расходов по капитальным вложениям |
9532000 |
1212 |
1211 |
8 |
Выписка банка из текущего счета, платежное поручение |
Перечислено молочному комбинату по производству молочных смесей в возмещение разницы в ценах |
1500000 |
2101 |
7204 |
9 |
Постановление администрации области, уведомление по расчетам |
Передается больница из окружного
подчинения в облстное На |
12000000 |
6404 |
7204 |
10 |
Выписка банка из текущего счета |
Поступила на основной текущий счет от окружного бюджета сумма в погашение задолженности по ссудам |
180000 |
1211 |
3632 |
11 |
Уведомление по взаимным расчетам |
Подлежит передаче местному бюджету в связи с уточнением плана налога на рекламу |
2500000 |
1211 |
7204 |
12 |
Выписка банка из текущего счета, платежное поручение |
Получено из окружного бюджета сумма в погашение задолженности по взаимным расчетам |
3584000 |
1211 |
7204 |
13 |
Отчет распорядителя ассигнований |
Списываются суммы средств израсходованные управлением образования на финансирование подведомственных учреждений |
5541000 |
9204 |
2101 |
14 |
Месячный отчет застройщика |
Списываются суммы средств на капитальные вложения |
10301000 |
9204 |
2101 |
15 |
Регистры учета |
Заключительные оботроты Списываются на исполнение бюджета: А)доходы бюджета Б)средства полученные В)расходы бюджета Г)средства переданные |
49170700 4053000 26874000 19662000 |
9204 9204 9204 9204 |
2101 2101 2101 2101 |
Карточка расчетов с другими бюджетами
Форма 4-ф
№ операции |
№ мемориал. ордера |
Счет 7204 |
Счет 6404 |
Счет 3632 |
|||||||
Обороты |
Обороты |
Остаток |
Д-т |
К-т |
Остаток |
||||||
Всего |
Д-т |
К-т |
Всего |
Д-т |
К-т |
||||||
Дебет |
К-т |
Всего |
Всего |
Д-т |
К-т |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
13 |
18 |
19 |
22 |
23 |
24 |
25 |
1 |
1,9 |
12000000 |
46791000 |
5070000 |
5070000 |
180000 |
180000 |
||||
2 |
2,11 |
2500000 |
131000 |
12000000 |
12000000 |
||||||
3 |
4 |
2379700 |
|||||||||
4 |
8 |
15000000 |
|||||||||
5 |
12 |
3584000 |
|||||||||
Итого за месяц |
14500000 |
67767800 |
5070000 |
12000000 |
5070000 |
12000000 |
180000 |
180000 |
|||
Итого с начало года |
17137000 |
70338800 |
12916000 |
180000 |
|||||||
Заключит. оборот |
46536000 |
53223700 |
7846000 |
Оборотная ведомость по счету 2101 «Расходы бюджета»
№ |
Наименование счета |
Итого с на 01.12 |
Обороты |
Итого с начало года |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
1 |
7204 |
55036000 |
1500000 |
56536000 |
|||
2 |
9204 |
5541000 |
|||||
3 |
9204 |
10301000 |
|||||
4 |
9204 |
49170700 |
|||||
5 |
9204 |
4053000 |
|||||
6 |
9204 |
26874000 |
|||||
7 |
9204 |
19662000 |
|||||
Итого |
55036000 |
1500000 |
111548700 |
55012700 |
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Госдумой РФ 17.07.1998 г., с учетом последующих изменений и дополнений на 31.12.2005 г..
2. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Минфина РФ от 26.08.2004 г. № 70н.
3. План счетов по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.
4. Бюджет//ж-л «Библиотека журнала «Бухгалтерский учет» №3, 2004 – 37С.
5. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов /под ред. Проф. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 89С.
6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка-М.:Юнити, 2004 – 784 С.
7. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. «Бухгалтерский учет на предприятиях различной формы собственности». М., 1999- 152 С.
8. Иванова Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов. – Спб: Питер, 2001. – 208 с.: ил.
9. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы.: М.: Экономисть, 2003. – 330 с.
10. Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг.», «Вопросы экономики» №2, 2000- 129 С.
11. Кондраков Я. П., Кондраков ИЛ. «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях». - М., «Проспект» - 2001 -450 С..
12. Корчагина Л.М. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» // Бухгалтерский учет –2003г.-№10