Содержание

1. Основные принципы бюджетного учета. 3

2. Расчеты по оплате труда и стипендии. 5

3.Учет средств целевого назначения. 7

4. Практическая часть. 10

Список литературы.. 20

1. Основные принципы бюджетного учета

Кардинальные изменения в области бухгалтерского учета произошли в 2005 г. у бюджетных организаций. Именно с этого года Минфин планировал изменить действующие принципы построения всей системы бюджетного учета для ее эффективного функционирования (Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов").[5,89]

Предстоящая реформа бюджетного учета вызвана в первую очередь требованиями ст. 240 Бюджетного кодекса (БК РФ): "Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином Плане счетов". Бюджетный учет подразделяется на два сектора:

 - исполнения бюджетов;

 - исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.

По всей России вводятся новые принципы бюджетного учета, предусматривающие переход на единый план счетов и иную бюджетную классификацию. Это потребует осуществить на местах техническое перевооружение финансовых органов и обеспечить переподготовку соответствующих кадров. Для решения этой задачи в бюджетных проектах муниципальных образований на будущий год следует предусмотреть необходимые средства. [2,45]

Основными причинами разработки и внедрения новой системы бюджетного учета были следующие:

- Недостатком существующей системы можно считать отсутствие интеграции с бюджетной классификацией РФ. Указанная проблема выражается в невозможности использования учетных регистров при анализе состояния активов и обязательств бюджетной системы РФ, а также соотносить их с операциями, осуществляемыми при исполнении бюджета. Таким образом, значительно усложняется использование отчетных данных при составлении проектов бюджетов.

- Бухгалтерский учет единиц бюджетной системы РФ в зависимости от возложенных на них функций в ходе исполнения бюджета делится на две области ведения учета: учет по операциям кассового обслуживания бюджета и учет по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением, которое в отличие от органов, организующих исполнение бюджетов, в рамках реализации Бюджетного послания Президента РФ "О бюджетной политике на 2003 год" должно вести учет финансово-хозяйственных операций по методу начисления. Для формирования качественной прозрачной отчетности о государственных операциях должна существовать единая система ведения бухгалтерского учета для всех единиц бюджетной системы РФ, позволяющая консолидировать учетную информацию по правилам бухгалтерского учета.

 - Третьей причиной реформирования системы бюджетного учета является необходимость формирования отчетности на основании Международных стандартов, что дает возможность формировать всеобъемлющую и полную информацию о секторе государственного управления, причем на качественно новой основе. Для внутренних пользователей формирование полной и всеобъемлющей информации об операциях сектора государственного управления может стать предметом серьезного анализа, являющегося основой для планирования и разработки налогово-бюджетной политики, а также для оценки влияния деятельности сектора государственного управления на экономику страны в целом и на отдельные ее сектора. Кроме того, такая информация будет способствовать информированности общества в проводимой экономической политике и укреплению доверия к деятельности правительства. Однако при существующей системе учета исполнения бюджетов, разделенной на два обособленных сегмента, опосредованно связанной с бюджетной классификацией и не в полной мере соответствующей Международным стандартам учета, сформированная на ее основе бухгалтерская отчетность не дает целостной картины состояния государственных финансов в стране и непонятна иностранным партнерам.

 - Четвертой причиной является такой важный участок финансово-хозяйственной деятельности, как санкционирование бюджетных расходов, вообще не отражался в бухгалтерском учете участников бюджетного процесса.

В целях реализации новых принципов формирования системы бюджетного учета и устранения вышеперечисленных и иных недостатков ранее действующей системы организации бухгалтерского учета в секторе государственного управления Приказом Минфина РФ от 26.08.2004 N 70н была утверждена Инструкция по бюджетному учету (далее по тексту - Инструкция N 70н), а также издан Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. N 25н. «Об утверждении инструкции бюджетному учету» Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 апреля 2006 г. N 7674.

2. Расчеты по оплате труда и стипендии

Оплата труда рабочих и служащих несомненно одна из наиболее распространенных операций бюджетных учреждений. Поэтому правильное ее отражение в бюджетном учете очень важно для построения всей системы бухгалтерского учета учреждений.

Основным нормативным документом, определяющим порядок ведения бюджетного учета, в том числе отражения операций по начислению и выплате заработной платы, является Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н (далее - Инструкция N 70н).

При этом под трудовыми отношениями следует понимать отношения между работниками и учреждением, регламентируемые Трудовым кодексом РФ. Поэтому в бюджетном учете отражается не только заработная плата штатных работников, но и оплата труда работников, принятых на определенный срок в соответствии с трудовыми соглашениями. В основе указанных отношений лежит оплата определенного в соответствии с табелями рабочего времени, в течение которого работник выполняет свои трудовые обязанности. [12,72]

В отличие от трудовых договоров в основе отношений между работниками и учреждением, закрепленных договорами гражданско-правового характера, лежат положения Гражданского кодекса РФ. При этом работник берет на себя обязательство выполнить в интересах учреждения определенную работу, а учреждение - выплатить за результат работы денежное вознаграждение. Документом, на основании которого производится оплата труда, является акт приема-сдачи результатов выполненных работ, а не табель учета рабочего времени. Поскольку работник оказывает учреждению определенные услуги, оплата его труда по договорам гражданско-правового характера отражается в бюджетном учете следующей проводкой:

Дебет 1 401 01 22х Кредит 1 302 0х 730 - увеличение расходов по оплате соответствующих услуг в корреспонденции с увеличением соответствующей кредиторской задолженности.

Следует отметить особенности отражения в бюджетном учете операций по начислению стипендий студентам и аспирантам бюджетных учреждений. В данном случае ни о трудовых взаимоотношениях, ни об оказании каких-либо услуг учреждению со стороны указанных граждан говорить не приходится, поэтому расходы по начислению стипендий при отражении в бюджетном учете относятся на ст. 290 "Прочие расходы" ЭКР, а именно:

Дебет 1 401 01 290  Кредит 1 302 16 730 - увеличение прочих расходов в корреспонденции с увеличением соответствующей кредиторской задолженности Начисления на заработную плату (единый социальный налог (ЕСН) и платежи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в бюджетном учете относятся на соответствующую статью расходов. (В общем случае - на подстатью 213 "Начисления на оплату труда" ЭКР; при начислениях на заработную плату по договорам гражданско-правового характера - на соответствующую подстатью ст. 220 "Приобретение услуг" ЭКР; в случае начислений на заработную плату (вознаграждения), связанных с созданием основных средств, нематериальных активов и т.п. - на статью группы 300 "Приобретение нефинансовых активов" ЭКР).

После начисления заработной платы, а также осуществления соответствующих удержаний и начислений производится перечисление этих удержаний и начислений по принадлежности (в бюджет, получателям алиментов, профсоюзным органам и т.п.), а также получение и выплата заработной платы (вознаграждений) работникам. [12,79]

3.Учет средств целевого назначения

Целевое использование средств – соответствие целям и результатам. Выделение бюджетных средств осуществляется не в соответствии с планом, а под определенные цели решения определенных производственно-хозяйственных задач, при этом результат таких хозяйственных операций должен быть объективно обоснован оптимальным соотношением цена – качество (достижение поставленной задачи с лучшим качеством при минимальных затратах).

Учет деятельности приносящей доход, целевых средств и безвозмездных поступлений теперь следует отражать на одних и тех же счетах с признаком "2" в разряде 18. При этом в Плане счетов бюджетного учета не предусмотрены отдельные счета для учета целевых средств.

Бухгалтерский учет целевых средств всегда был отдельным важным разделом бухгалтерского учета и обеспечивал контроль за сохранностью и целевым использованием этих средств.

Например, в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999г. № 107н, для обеспечения контроля за сохранностью целевых средств и целевым их использованием применялись отдельные счета:

- 110 Целевые средства и безвозмездные поступления;

- 115 Средства, полученные от государственных внебюджетных фондов;

- 225 Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия;

- 228 Расходы за счет средств, полученных от государственных внебюджетных фондов;

- 270 Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия;

- 274 Целевые средства, полученные учреждением от государственных внебюджетных фондов.

При этом предписывалось ведение аналитического учета по субсчетам 110, 225, 270 по отдельным видам целевых средств и безвозмездных поступлений.

Теперь требования обеспечить аналитический учет по видам целевых средств Инструкция по бюджетному учету не содержит. Вместе с тем в целях налогового учета необходимо организовать обособленный аналитический учет по видам целевых средств, для того чтобы можно было отследить их целевое использование. [8,61]

Согласно НК РФ (ст. 251) при определении налоговой базы не учитываются доходы: в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, а также целевые поступления. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования и целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования (целевые поступления), указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Следует отметить также, что из Инструкции по бюджетному учету исключено положение о том, что при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности в 18 разряде номера счета Плана счетов бюджетного учета можно использовать код вида деятельности "0". Это связано с тем, что в Балансе (ф. 0503130, 0503120) предусмотрено строгое равенство итоговых данных сумме бюджетных и внебюджетных средств. Соответствующее контрольное соотношение приведено в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (утверждена приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н,137н).

4. Практическая часть

Используя данные местного бюджета, необходимо выполнить задания;

I . Открыть счета синтетического и аналитического учета: а) записать. Остатки из 1 декабря 2003г. о книгу Журнал-Главней : синтетического учета;

А)записать остатки на 1 декабря 2003 г.в книгу Журнал-Главная-регистр синтетического учета.

6) записать обороты с начала года в регистры аналитического учета:

- карточку  текущих   счетов распорядителей   ассигнований   и кассовых расходов ( расходов (ф. 3-ф);

- карточку расчетов с другими бюджетами (ф., 4-ф);

- карточку доходов (ф. 5-ф).

2.  Составить корреспонденцию счетов по учету доходов (операций 1,2,3,4,5) и записать операции:

А) в  сводный мемориальный ордер

Б) в  книгу Журнал-Главная (ф. 1-ф)

В) в карточку доходов (ф. 5-ф)

3.  Подсчитать итоги в Книге доходов (ф. 5-ф)

4. Составить   корреспонденцию   счетов  по (операции № 6,7,8,13,14) и записать операции:

• в сводный мемориальный ордер;

• в книгу Журнал-Главная (ф. 1-ф);

• в карточку текущих счетов распорядителей  ассигнований и  кассовых

расходов (ф. 3-ф).

5. Подсчитать обороты и  остатки в книге ф. 3-ф  и составить оборотную ведомость по счету 020 «Расходы бюджета».

6.  Составить,    корреспонденцию    счетов   по   учету   расчетов   между бюджетами (операции №9,10.1 1,12) и записать операции:

•в сводный мемориальный ордер ;

• в книгу Журнал-Главная (ф. 1-ф);

• в карточку расчетов с бюджетом (ф. 3-ф).

7. Подсчитать обороты и остатки в книге (ф. 4-ф)

 8.  Подсчитать обороты за декабрь и сальдо на 31  декабря по счетам . синтетического   учета   в книге учета   Журнал-Главная   и сверить   с   данными аналитического учета (ф. 3-ф.4-ф, 5-ф).                           ' ..

9.   Составить баланс на 31-декабря 2003 г. (до заключительных оборотов).

10. Произвести заключение счетов и отразить операцию №   15   по всех регистрах учета (ф. 1-ф, 3-ф, 4-ф, 5-ф).

11.Подсчитать остатки по счетам на I января 2004г. и заполнить  форму отчетности.

Выписка из книги Журнал-Главная  (ф. | -ф)

Шифр счета

Наименование синтетических счетов

Остаток на 1 декабря

По дебету

По кредиту

1

1211

Текущий счет основной местного бюджета

803000

2

1212

Средства бюджета на финансирование капиталовложений и другие мероприятия

769000

3

1212

Текущие счета распорядительных средств по местному бюджету

471000

4

2101

Расходы бюджета

55036000

5

4207

Доходы бюджета

56132000

6

4202

Невыясненные поступления

27000

7

3632

Краткосрочные ссуды, выданные и полученные из местных бюджетов

180000

8

6404

Взаимные расчеты с местными бюджетами

916000

9

7204

Средства переданные местным бюджетам

2637000

10

7204

Средства, полученные из местных бюджетов

2571000

11

9204

Результаты исполнения бюджета

250000

Итого

59896000

59896000

1.Выписка из книг аналитического учета на 1 декабря 2003 года.

1.                               Выписка из карточки учета текущих счетов распорядителей ассигнований и кассовых расходов (ф.3-ф)

Управление народного образования для перевода подведомственным учреждениям и на централизованные мероприятия (р.200,гл.75 1-76), счет 14132007 в. Банке.

Содержание операции

Ассигнования забалансовые счета 130,140

Текущие счета

Расходы бюджета счет 2201

Остаток ассигно

ваний,

 не покрытый бюджетными средствами

Дебет

Кредит

Предо- ставлено средств

Отозвано средств и списано расходов

1

2

4-7

8

9

10

11

Итого сначала года на 1 декабря

30878000

25808000

25337000

25337000

5070000

Остаток на текущем счете

471000

Средства в банке на финансирование нового жилищного строительства.

(р.100 гл.130, параграф79), счет №16130004 в банке.

1

2

4-7

8

9

10

11

Итого сначала года на 1 декабря

40000000

60468000

29699000

29699000

9532000

Остаток на текущем счете

769000

Возмещение разницы в ценах счет 10132201 в банке. Молокозавод

1

2

4-7

8

9

10

11

Итого сначала года на 1 декабря

1500000

1500000

Счет 9204 «Результаты исполнения бюджета»

1

2

4-7

8

9

10

11

Остаток на текущем счете

250000

2.Выписка из Карточки расчетов с другими бюджетами (форма 4-ф)

№ мемор. ордера

Счет 7204 Средства, переданные и полученные

Счет 6404

Взаимные расчеты

Счет 3632

Ссуды выданные (полученные из бюджета)

Обороты

Обороты

Остаток

Дебет

Кредит

Оста

ток

Всего

Д-т

К-т

Кредит

Дебет

Кредит

Всего

Всего

Д-т

1

2

4

5

8

13

19

22

23

24

Итого сначала года на 1 декабря

2637000

2571000

4292000

5205000

916000

180000

180000

Выписка из карточки доходов (форма 5-ф)

Наименование доходов

№ строк

Раздел

Параграф

Итого с начала года на 01.12

Налог на рекламу

1

11423800

Акцизы

2

4651900

Земельный налог

3

29075000

НДФЛ

4

10981300

36

37

38

Итого по счету 4201 Невыясненные поступления счет 4202

56132000

27000

Итого по счет 04

56159000

Операции за декабрь 2003 г.

Наименование документов

Содержание операций

Сумма

Проводка

Дебет

Кредит

1

Выписка банка из текущего счета и приложенные к ней документы

Поступило доходов в местный бюджет – всего:

А)налог на рекламу

Б)НДФЛ

В)акцизы

46791000

45849000

350000

592000

1211

7204

2

Выписка банка из текущего счета

Зачислена сумма, не подтвержденная документами

131000

4202

7204

3

Выписка банка из текущего счета, расчетный чек

Возвращены плательщику излишне уплаченные суммы налога на рекламу

92000

9204

1211

4

Выписка банка из текущего счета

Поступило доходов в местный бюджет

А)земельный налог

Б)НДФЛ

В)налог на рекламу

2379700

829100

729100

821500

1211

7204

5

Выписка банка из текущего счета, платежное поручение

Выяснены поступления

Суммы перечислены в районный бюджет

158000

1211

4202

6

Выписка банка из текущего счета, платежное поручение, распоряжение

Перечислено с основного текущего счета местного бюджета финансирование управлению народного образования

5070000

6404

1211

7

Выписка банка из текущего счета, платежное поручение

Перечислено с основного текущего счета местного бюджета на оплату расходов по капитальным вложениям

9532000

1212

1211

8

Выписка банка из текущего счета, платежное поручение

Перечислено молочному комбинату по производству молочных смесей в возмещение разницы в ценах

1500000

2101

7204

9

Постановление администрации области, уведомление по расчетам

Передается больница из окружного подчинения в облстное На 2003 г. объемы ассигнований утвержден в сумме

12000000

6404

7204

10

Выписка банка из текущего счета

Поступила на основной текущий счет от окружного бюджета сумма в погашение задолженности по ссудам

180000

1211

3632

11

Уведомление по взаимным расчетам

Подлежит передаче местному бюджету в связи с уточнением плана налога на рекламу

2500000

1211

7204

12

Выписка банка из текущего счета, платежное поручение

Получено из окружного бюджета сумма в погашение задолженности по взаимным расчетам

3584000

1211

7204

13

Отчет распорядителя ассигнований

Списываются суммы средств израсходованные управлением образования на финансирование подведомственных учреждений

5541000

9204

2101

14

Месячный отчет застройщика

Списываются суммы средств на капитальные вложения

10301000

9204

2101

15

Регистры учета

Заключительные оботроты

Списываются на исполнение бюджета:

А)доходы бюджета

Б)средства полученные

В)расходы бюджета

Г)средства переданные

49170700

4053000

26874000

19662000

9204

9204

9204

9204

2101

2101

2101

2101

Карточка расчетов с другими бюджетами

Форма 4-ф

№ операции

№ мемориал. ордера

Счет 7204

Счет 6404

Счет 3632

Обороты

Обороты

Остаток

Д-т

К-т

Остаток

Всего

Д-т

К-т

Всего

Д-т

К-т

Дебет

К-т

Всего

Всего

Д-т

К-т

1

2

3

4

8

13

18

19

22

23

24

25

1

1,9

12000000

46791000

5070000

5070000

180000

180000

2

2,11

2500000

131000

12000000

12000000

3

4

2379700

4

8

15000000

5

12

3584000

Итого за месяц

14500000

67767800

5070000

12000000

5070000

12000000

180000

180000

Итого с начало года

17137000

70338800

12916000

180000

Заключит. оборот

46536000

53223700

7846000

Оборотная ведомость по счету 2101 «Расходы бюджета»

Наименование счета

Итого с на 01.12

Обороты

Итого с начало года

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

7204

55036000

1500000

56536000

2

9204

5541000

3

9204

10301000

4

9204

49170700

5

9204

4053000

6

9204

26874000

7

9204

19662000

Итого

55036000

1500000

111548700

55012700

Список литературы

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации, приня­тый Госдумой РФ 17.07.1998 г., с учетом последующих изменений и дополнений на 31.12.2005 г..

2.     Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных уч­реждениях, утвержденная приказом Минфина РФ от 26.08.2004 г. № 70н.

3.     План счетов по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.

4.     Бюджет//ж-л «Библиотека журнала «Бухгалтерский учет» №3, 2004 – 37С.

5.     Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов /под ред. Проф. Г.Б. Поляка.   -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 89С.

6.     Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка-М.:Юнити, 2004 – 784 С.

7.     Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. «Бухгалтерский учет на предприятиях различной формы собственности». М., 1999- 152 С.

8.     Иванова Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов. – Спб: Питер, 2001. – 208 с.: ил.

9.     Игонина Л.Л. Муниципальные финансы.: М.: Экономисть, 2003. – 330 с.

10.      Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг.», «Вопросы экономики» №2, 2000- 129 С.

11.      Кондраков Я. П., Кондраков ИЛ. «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях». - М., «Проспект» - 2001 -450 С..

12.      Корчагина Л.М. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» // Бухгалтерский учет –2003г.-№10