Содержание

1. Порядок проведения, характеристика и состояние дел в области приватизации  3

2. Банковская система в РФ.. 6

Задача. 11

Список литературы.. 12

1. Порядок проведения, характеристика и состояние дел в области приватизации

Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах – от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций.

Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанные на том или ином производственно-техническом комплексе, к формам, базирующемся на капитале.

Цель приватизации как фундаментального элемента реформ в «переходной» экономике заключается в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

Цели приватизации:

- обеспечение перехода к свободным ценам путем ускоренной приватизации предприятий торговли и сферы обслу­живания;

- освобождение государства от бремени содержания наиболее неэффективных предприятий и объектов (убыточных предприятий и объектов незавершенного строительства);

- создание условий для широкомасштабного развертывания процесса приватизации, обеспечение повышения экономической эффективности деятельности предприятий;

- увеличение бюджетных доходов.

К основным принципам разгосударствления и приватизации относятся:

- согласование интересов Российской Федерации, республик и местных представительных органов власти: возмездный, как правило, характер передачи собственности;

- предоставление членам трудовых коллективов льгот: учет интересов трудового коллектива при выборы форм и определении порядка разгосударствления и приватизации: экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан;

- дифференцированный подход к выбору форм, процедур в зависимости от объекта разгосударствления и приватиза­ции: защита прав собственника.

В России приватизация происходила в два этапа. Первый этап (преимущественно ваучерный) пришелся на 1992 - первую половину 1994 г.

Способы приватизации не были одинаковыми для всех отраслей и объектов. Так, малые предприятия подлежали продаже на аукционе и по конкурсу. К июню 1994 г. в целом по стране 70% малых предприятий перешли в частные руки. Это свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта.

Из 19 тыс. средних, крупных и крупнейших предприятий, подлежавших акционированию, на 1 апреля 1994 г. АО стали 15 тыс. Продажа акций осуществлялась за деньги и за ваучеры, причем большие льготы при приобретении акций предприятий имели их собственные работники.

Неоднозначными оказались и качественные перемены в отношениях собственности. Использование ваучеров не смогло решить те задачи, которые рассматривались как ключевые в трансформации собственности. Всего было распространено 144 млн ваучеров (приватизационных чеков) среди 96% населения страны. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. руб., за который каждый получатель уплачивал 25 руб. Благодаря ваучерам и уплате за акции наличными в стране появилось 40 млн акционеров. Однако это не значит, что все они стали полноправными собственниками средств производства.[2 c 65]

Следует,  сказать и о том, что ваучеризация не смогла способствовать росту инвестиций.

Все это обусловило необходимость перехода к новому, второму этапу приватизации. Его основные положения определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах».

Эта программа была дополнена и конкретизирована Указом Президента РФ «Об основных направлениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» №1535.

Второй этап приватизации, который начался с 1 июля 1994 г., имеет качественно новый характер. Он основан на переходе от преимущественно безвозмездной (с использованием приватизационных чеков) передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. В новой приватизационной модели заложены два ключевых принципа: во-первых, инвестиционная ориентация продаж; во-вторых, обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.[3 c 74]

Промежуточные итоги второго этапа приватизации можно проиллюстрировать следующими показателями. На 1 января 2006 г. всего в России было полностью и частично приватизировано более 122 тыс. предприятий. В частном секторе, то есть на полностью приватизированных или с самого начала созданных как частные предприятиях, работало 36%, в полугосударственном секторе (на частично приватизированных предприятиях) – 25%, в государственном секторе - 39% от общего числа занятых. В результате негосударственный сектор стал доминирующим по занятости и выпуску продукции. [2 с 9]

2. Банковская система в РФ

Традиционно считается, что банковская система - составная часть кредитной системы - представляет собой совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующих в той или иной стране в определенный исторический период. Современная банковская система характеризуется концентрацией банков и их достаточно широкой специализацией в лице центрального (эмиссионного) банка, а также коммерческих, инвестиционных, ипотечных, сберегательных и других банков. Отсюда вытекают:

с одной стороны, конкурентная борьба банков за привлечение ресурсов, за надежную и выгодную клиентуру, за высокие доходы;

с другой стороны, стремление усилить государственное регулирование деятельности банков, в том числе в отношении капитала, клиентуры, банковского процента и т.п.

Содержание понятия «банковская система» можно определить в узком и широком смысле. Банковская система в узком, механическом смысле представляет собой собственно состав банковской системы: совокупность элементов, их специфический перечень для той или иной страны в определенный исторический период.

Банковская система в широком смысле представляет собой органичную систему, состоящую из достаточной совокупности взаимодействующих элементов. Такая система является саморазвивающимся целым; в процессе своего развития она проходит последовательные этапы усложнения и дифференциации в определенный исторический период.

Банковская система тесно взаимодействует с внешней средой как единое целое, одновременно выступая как подсистема образования высшего уровня – экономической системы страны. Это предопределяет функционирование банковской системы в рамках общего законодательства, общих юридических норм общества. При этом банковская система и ее акты не противоречат общим условиям, принципам и юридическим нормам, а встраиваются в общую систему как единое целое.

Признаками банковской системы, как и любой другой системы, являются: связь, целостность, обусловленная ими устойчивая структура.

Банковская система не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.

Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется се составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.

Совокупность банков – денежно-кредитных институтов, действующих специфическим образом – есть основной, структурный элемент банковской системы. В то же время сущность банковской системы не ограничивается простым сложением сущности ее элементов. Банковская система реализует проникновение в новую, более широкую сущность, охватывающую сущность не только отдельных элементов, но и их взаимосвязь. Из этого следует, что сущность банковской системы влияет на состав и сущность се отдельных элементов.

Практика знает несколько типов банковской системы:

1.    распределительная централизованная банковская система;

2.    рыночная банковская система;

3.    система переходного периода.

На современном этапе банковская система Российской Федерации включает  в  себя  Банк России (первый уровень), кредитные организации, а также филиалы и  представительства иностранных банков (второй уровень).

Правовое регулирование банковской  деятельности  осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 23.12.2003),  Федеральным  законом  "О  Центральном  банке  Российской  Федерации  (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами  Банка России, которыми закреплены основные принципы организации банковской системы России [5 c 35]:           

1) Принцип двухуровневой структуры банковской системы реализуется путем четкого законодательного разделения функций Банка России и всех остальных банков.

 2) Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории России банки имеют универсальные функциональные возможности.

Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные, сберегательные, ипотечные, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и другие),   коммерческие банки с различным по своей широте ассортиментом («дифференцированная универсальность»), различными целями и часто также различными группами клиентов; они занимаются банковскими операциями, то есть производят финансовые услуги, которые нужны на рынке.[6 c 97]

Центральный (эмиссионный) банк в России, как и в большинстве стран,  принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом или владеет частично, центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-раccчетное обслуживание бюджета государства. По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль "банка банков", т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве "кредитора последней инстанции", организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Коммерческие банки – основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита). Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставный фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.). [7 c 56]

Коммерческие  банки предоставляют клиентам полный спектр услуг,  включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений,  которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных банков второго уровня и кредитных кооперативов, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом состоит их «коммерческий интерес» в системе рыночных отношений).

Банковская система в узком смысле представляет собой состав элементов банковской системы, характерных для той или иной страны в определенный исторический период.

Банковская система в широком смысле представляет собой органичную систему, состоящую из совокупности элементов с учетом их достаточности и взаимодействия. Такая система является саморазвивающимся целым, которая в процессе своего развития проходит последовательные этапы усложнения и дифференциации в определенный исторический период.

В банковской системе России Центральный банк РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Целями деятельности Банка России являются защита и обеспечения устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирование платежной системы.

Банковская  система  Российской  Федерации  включает  в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы  и представительства иностранных кредитных организаций.

Задача

Предприятие, стоимость которого 100 тыс. руб., сдает недвижимость в аренду, которое приносит месячный доход 10 тыс. руб.

Определить коэффициент арендной платы.

Решение:

Кап= S/d

Где

Кап – коэффициент арендной платы

S – стоимость недвижимости сдаваемого в аренду

d – доход от аренды

10*12/100 = 1,2

Вывод: Коэффициент арендной платы за год составит 1,2.

Список литературы

1.                Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации // Российская газета. 2000 июля.

2.                Заусаев В., Быстрицкий С. Особенности приватизации на Дальнем Востоке // Экономист. – 2006. - №2.

3.                Кошкин В. Приватизация в России: необходимость и содержание новых подходов // Проблемы теории и практики управления. – 2004. - №4.

4.                Курс экономики. Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – М. Инфра-М., 2000.

5.                Санталова М.С. Банковская система и банковские операции в рыночной экономике. – Воронеж: Центральное – черноземное книжное издательство, 2002. – 180с.

6.                Темникова К.Н. Современная банковская система. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 271с.

7.                Тянь Вэй. Банковская система РФ. – М.: Анкил, 2003. – 280с.

8.                Фетисов Г.Г. Устойчивость банковской системы. – М.: Экономика, 2003. – 394с.

9.                Смирнов Е. Банки и реальная экономика: поиск взаимопонимания продолжается. // Банковское обозрение,  №2, 2005. – С.48 – 50.