Содержание

Введение. 3

1. Сущность и структура финансового менеджмента в банке. 6

1.1. Понятие и структура банковского менеджмента. 6

1.2. Построение системы отношений и режима функционирования в банковской системе. 11

1.3. Процессы разработки комплексных технологий в банковском менеджменте. 12

2. Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке. 16

2.1. Специфика финансового менеджмента в банке. 16

2.2. Цели и задачи финансового менеджмента. 22

2.3. Процессы формирования и использования ресурсов. 25

2.4. Понятия «банковская операция», «продукт», «услуга». 27

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 33

Введение

         В сфере привлечения денежных ресурсов  на рынке капитала существует острая конкуренция, прежде всего это касается коммерческих банков. И проблема управления банком весьма для них актуальна. У банков существует потребность в расширении операций, продвижении на рынке и получения прибыли. Для осуществления данных задач необходимо осуществление рационального банковского менеджмента и маркетинга, которые разрабатываются всеми звеньями управления банком от высшего до низового.

         В настоящее время в России сформировавшаяся в условиях перехода к рыночной экономики, банковская система действует сравнительно недолгое время с начала 90 – х годов, поэтому система банковского менеджмента далека еще от мировых стандартов и требует дальнейшего развития в данной области.

Крупные банки тратят огромные средства на максимальную автоматизацию банковского дела, внедрение компьютерных технологий, развитие системных продуктов, глобальных сетей и передовых коммуникаций, на проведение рекламных компаний. Однако при этом, банки часто упускают из внимания реальные потребности клиентов. Чтобы обеспечить себе успех и завоевать расположение клиентуры, необходимо осваивать новые методы банковского менеджмента, стратегического планирования и новые виды услуг, новые подходы к удовлетворению клиентов.

Все это обусловило актуальность исследования проблем развития банковского менеджмента на современном этапе.

Поэтому тема банковского менеджмента была взята в качестве  исследования в рамках данной работы.

Основой организации и развития банковского бизнеса служит банковский менеджмент, под которым понимается наука о наиболее рациональной системе организации и управления банком.

В понятии «банковский менеджмент» концентрируются все внешние и внутренние проблемы функционирования банков, решение которых позволяет с наибольшей эффективностью добиваться стоящей перед банком цели – получения максимальной прибыли.

Этой цели подчинено решение как производственных, так и социальных вопросов.

            Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики.

            При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят:

·         операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой,

·         помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур,

·         помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов,

·         лизинг, факторинг и другие услуги.

Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.

Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы. Банковский менеджмент призван не просто кредитовать ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов, особенно льготных, на заявленные цели, их своевременным возвратом.

В данной курсовой работе будут рассмотрены три взаимосвязанных звена: внутрибанковское управление, управление операциями, управление персоналом.

            Целью курсовой работы является исследование банковского менеджмента — как самостоятельного вид профессиональной деятельности, направленного в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов.

            Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных задач:

  1. Охарактеризовать структуру банковского менеджмента;
  2. Построение системы отношений и режима функционирования в банковской системе финансового менеджмента;
  3. Описание процессов разработки комплексных технологий в банковском менеджменте;
  4. Определение места и роли финансового менеджмента в коммерческом банке;
  5. Характеристика целей и задач финансового менеджмента;
  6. Рассмотрение процессы формирования и использования ресурсов в коммерческом банке;
  7. Описание понятия «банковская операция», «продукт», «услуга»;
  8. Формирование основных выводов по результатам написания курсовой работы.

         Методической основой работы послужили научно-практические публикации в области оценки финансовой устойчивости и финансового анализа деятельности банков таких авторов как Новикова И.А., Тарханова Е.А., Фетисов Г.Г. и др., а также законодательные, нормативные и методические материалы.

           

1. Сущность и структура финансового менеджмента в банке

1.1. Понятие и структура банковского менеджмента

            Менеджмент – наука о рациональной системе организации и управления. Понятие менеджмент рассматривается широко и с разных точек зрения. В узком смысле слова менеджмент связывают с организацией и управлением коллективом. В широком смысле  менеджмент – это управление организацией и управлением деятельностью банка и его персонала.

            Основная цель менеджмента – получение прибыли путем привлечения наиболее рациональной системы управления.

            Но получение прибыли все таки не единственная цель менеджмента. В современном менеджменте возрастает роль социальной этики, уделяется внимание удовлетворению общественных потребностей, решение социальных проблем коллектива, мотивация коллектива, реализация его потенциала.

                Менеджмент как науку характеризуют следующие принципы, общие для всех сфер деятельности.

                - планирование (выбор целей и план действий по их достижении);

            - организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);

            - мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);

            - контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными).

Эти четыре основные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

      Для банковского менеджмента знание основ менеджмента важно. Экономист  должен уметь давать оценку уровня менеджмента на предприятиях, организациях, являющимися клиентами банка или желающими ими стать.  Оценка уровня менеджмента является одним из составных элементом анализа кредитоспособности клиента и определяющее степень риска установления кредитных отношений с ним.

            Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции.

            Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.

            Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

            Для банка, работающего в условиях непрерывного изменения коньюктуры денежного рынка, важно значение приобретает так же собственный менеджмент, позволяющий успешно решать стоящие перед ним проблемы.

            Банковский менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов.

            Под понятием «банковская деятельность» подразумевается организация технологической цепочки банковского цикла (пассивные и активные операции, финансовые услуги и т.д.), обеспечение процесса работы банка всеми необходимыми ресурсами.

            Банковская деятельность включает: разработку и совершенствование банковской технологии, обеспечение требуемого уровня качества банковских продуктов и услуг, выполнение банковских операций, материально-техническое снабжение банковской деятельности, обеспечение персоналом, поддержание стабильности ликвидности.

            Конкретные цели деятельности банка могут быть ближними и на дальнюю перспективу. Управление банком путем определения целей производится с учетом оценки потенциальных возможностей банка и его обеспеченности соответствующими ресурсами. Банк определяет цели общие и специфические. Общие  -  это общая концепция развития банка в целом, специфические – разработка задач по основным видам деятельности в рамках общих целей.

            Под «банковским механизмом» следует понимать три взаимосвязанных звена: внутрибанковское управление, управление операциями, управление персоналом. Использование банковского механизма предусматривает решение конкретных банковских, финансовых и социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и направленных на получение прибыли. Он обусловлен банковской деятельностью в рыночных условиях, когда результаты управленческой и банковской деятельности получает оценку в процессе проведения различных банковских операций.

         В таблице 1.1 отражены основные звенья банковского механизма

Таблица 1.1

Функциональное звено внутрибанковского управления

Принципы

Функции

Банковские методы

Централизация

Маркетинг

Пассивные и активные операции

Децентрализация в управлении

Планирование и прогнозирование

Внутрибанковский

расчет

Сочетание централизации и децентрализации

Организация

Процентная политика

Ориентация на долгосрочные цели развития

Контроль и учет (внутренний аудит)

Доработка банковской стратегии, политики и её основных элементов

Децентрализация управления: участие персонал в высшем звене управления.

            Как показывает таблица, структура внутрибанковского управления базируется на принципах, функциях и банковских методах (см. табл. 1.2.).

Таблица 1.2

Функциональное звено управления банковской деятельностью

Проведение

НИР

Обеспечение развития банковской деятельности

Обеспечение реализации банковских продуктов

Организационная структура управления банком

Разработка научно-технической политики банка

Разработка и обеспечение политики по важнейшим направлениям банковской деятельности

Разработка политики реализации банковских продуктов и услуг

Функциональная

Разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг

Развитие банковских технологий

Выбор путей и методов реализации банковских продуктов

Линейно-функциональная

Организация научно-технической деятельности

Обеспечение материально-техническими ресурсами

Организация реализации

Проблемно-целевая

Повышение качества и конкурентоспособности. Повышение производительности труда

            Функциональное звено управления персоналом в структуре финансового менеджмента представлено в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Функциональное звено управления персоналом

Разработка и проведение кадровой политики

Оплата и стимулирование труда

Групповое управление взаимоотношениями в коллективе и с профсоюзами

Социально-психологические аспекты управления

Принципы подбора и расстановки персонала

Формы оплаты труда

Использование персонала в управлении на низовом уровне

Мотивация труда персонала и творческая инициатива

Условия найма и увольнения

Пути повышения производительности труда

Разграничение персонала отделов и функций

Организационная культура банка

Обучение и повышение квалификации

Поощрительная система оплаты труда

Взаимоотношение в коллективе

Внешнее управление персоналом на деятельность банка и его организацию

Оценка персонала и его деятельности

Взаимоотношения с профсоюзами

             Разработка банковской политики предлагает определение целей деятельности банка и стратегии её развития как на ближайшее будущее, так и на перспективу, исходя из потенциальных возможностей и ресурсов банка.

            Цели банка определяют концепцию его развития и основные направления деловой активности.[1]

            Банк — это организация, осуществляющая управление капиталом – собственным и заемным.

            Этот капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Есть и другие понятия капитала, например "человеческий капитал", которое рассматривается с позиции отношений между людьми, определяющими успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. Управление человеческим капиталом — это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, основанное на понимании роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации.

            Для банка это могут быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет, исходя из своей миссии или философии своего существования в обществе[2][3]. Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Схематично основные задачи банковского менеджмента ниже.

            Банковский менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.

            Как известно, основное назначение банка — это посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, — владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение. Реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам увеличение объемов производительных активов. Для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны.

            Как я отметила выше, экономические интересы коммерческого банка и клиента не совпадают полностью — имеются лишь отдельные точки их пересечения.

            Поэтому для решения вопросов, касающихся обеспечения обратной связи между продуктами и услугами банка, предлагаемыми непосредственно участникам свободного рынка - потребителям, на банковский менеджмент возлагается функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка.

1.2. Построение системы отношений и режима функционирования в банковской системе

            Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка — глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля).

            Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции.

            Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий.

            Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений[4], затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.

            Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры:

            - финансово-экономических показателей (ФЭ);

            - организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач (ОП);

            - функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).

            Если отранжировать системные параметры, то соподчиненность и взаимосвязи между ними можно представить так: ФЭ – ОП – ФТ.

1.3. Процессы разработки комплексных технологий в банковском менеджменте

            Процессы разработки и реализации комплексных технологий по построению оптимальных отношений, касающихся формирования и использования денежных потоков, реинжиниринга бизнес-процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка решает система управления, которая получила название "финансовый менеджмент".

            Основные направления финансового менеджмента в коммерческом банке представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4.

Основные направления финансового менеджмента в коммерческом банке

Финансовый менеджмент

1.      Управление активами и пассивами

2.      Управление ликвидностью

3.      Управление собственным капиталом

4.      Управление заемным капиталом

5.      Управление банковскими рисками

6.      Управление кредитным портфелем

7.      Организация внутрибанковского контроля

Управление персоналом

1.      Администрирование системы организации и оплаты труда

2.      Организация подбора и расстановки персонала

3.      Организация системы подготовки персонала

            Задачи, решаемые по средствам построения системы финансового менеджмента в банке, представлены в таблице 1.5. [5]

Таблица 1.5.

Задачи, решаемые по средствам построения системы финансового менеджмента в банке

Задачи

Содержание решаемых задач

Банковская политика

1.      Постановка главных задач, выделение основной цели существования банка

2.      Разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка

3.      Разработка методологии управления деятельностью банка

4.      Разработка организационной структуры банков в соответствии с выбранной политикой развития банка

5.      Стратегия управления персоналом банка:

·   в области организации работы персонала;

·   в области определения эффективности работы персонала;

·   в области мотивации персонала;

·   в области стимулирования инновационного потенциала персонала;

·   в области продвижения персонала

Банковский маркетинг

1.      Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг

2.      Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры

3.      Установление долго­- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг

4.      Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.

Создание банковских продуктов

1.      Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка

2.      Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов

Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов продажа услуг

1.      Укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица)

2.      Завоевывание новых рынков банковских услуг

3.      Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков

4.      Получение прибыли

Экономика и финансы

1.      Приращение капитала

2.      Управление прибылью и ликвидностью

3.      Максимизация управленческого вознаграждения

4.      Обеспечение стабильности развития банка

5.      Обоснование финансовых решений

6.      Управление издержками банка

Информационно-аналитическое обеспечение

1.      Создание информационно-­аналитической системы планирования и реализации финансовых операций

Администрирование

1.      Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка

2. Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке

2.1. Специфика финансового менеджмента в банке

            Широко используемое в настоящее время понятие "финансовый менеджмент" имеет многочисленные толкования.  Но в целом российские специалисты сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент — это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. Именно в таком понимании финансовый менеджмент рассматривается в работах таких известных авторов, как И.Т. Балабанов, И.Н. Герчикова, В.В. Ковалев, Л.П. Павлова, Р.С. Сайфулин, Е.С. Стоянова, А.Д. Шеремет.[6]

            В гораздо меньшей степени, чем общий финансовый менеджмент, отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента и коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка как финансового посредника по управлению денежными потоками, которым присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы, как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской системы в целом. Проблемам финансового менеджмента в коммерческом банке с позиций соблюдения требований регулирующих органов посвящены работы таких авторов, как Э.Н. Василишен, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, М.А. Пессель, Н.Э. Соколинская, А.М. Тавасиев.

            В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей.  Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а Центробанк — конструктор перестройки банковской системы. Среди исследователей этого направления финансового менеджмента в коммерческом банке можно назвать О.В. Грядовую, Ю.С. Масленченкова, Л.А. Плотицину, К.Р. Тагирбекова, В.Е. Черкасова.

            В работах отечественных авторов (М.З. Бор, Г.С. Панова, В.В. Пятенко, В.Т. Севрук, В.М. Усоскин, Э.А. Уткин, Е.Б. Ширинская) также представлен и опыт зарубежных банков. Данный опыт, безусловно, важен, однако зарубежные финансовые системы существенно отличаются от кредитно-­банковской системы России. Например, распространение опыта Федеральной резервной системы США на российскую почву требует тщательной нелегкой адаптации, так как отечественная банковская система в отличие от системы США построена по территориальному принципу и основана на монопольном положении Центробанка России, а не на экономическом районировании субъектов федерации и экономики[7].

            Отсюда можно сделать вывод о том, что одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых отношений.

            Банковский менеджмент имеет определенную специфику, обусловленную  характером   деятельности  данного подразделения труда. Банк выступает своеобразным предприятием, занимающимся бизнесом. Он предоставляет на платной основе имеющиеся в его распоряжении кредитные ресурсы предприятиям, организациям, населению, удовлетворяя их потребности в дополнительных денежных средствах. Банк работает с «чужими» деньгами, аккумулирует высвободившиеся из кругооборота денежные средства различных собственников. В результате банк является распорядителем и хранителем   ответственность  перед владельцами за сохранность находящихся на счетах в банке денежных средств клиентов. Банк заботится должен о выражении не только своих частных интересов. но и общественных. Без сочетания данных интересов не возможна устойчивость банков на денежном рынке.

            Договорные отношения являются другой частью банковских отношений, данные отношения можно назвать партнерскими. Таким отношениям свойственны такие характеристики как доверие, взаимовыгодность, коллективность решений, умение находить компромисс.

            Такие отношения ориентируют специфические цели банков направленные на организацию банковского менеджмента. [8]

            Управление банком в условиях рыночной экономики  строится на использовании следующих основных принципов:

1.      Обеспечение рентабельности работы банка как хозяйствующего субъекта в условиях денежного рынка

2.      Обеспечение ликвидности баланса банка как гарантия надежности банка, соблюдение интересов кредитора и вкладчика

3.      Максимальное удовлетворение потребностей клиентов в объеме, структуре и качестве услуг, оказываемых банком, обуславливающих длительность и устойчивость деловых связей

4.      Сочетание успешного решения производственных, коммерческих и социальных проблем данного коллектива

5.      Создание эффективной системы подготовки и переподготовки

    специалистов, позволяющих наиболее полно реализовать их

      потенциальные возможности.

            В соответствии с указанными принципами, банковский менеджмент ориентируется на выполнение ряда количественных, качественных и социальных показателей.

            Количественные показатели имеют отношение ко всем сферам управления банковской деятельностью. Количество клиентов банка, количество счетов, объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций; объем операций и услуг, совершаемых банком – это лишь неполный перечень показателей, используемых для анализа и оценки общих результатов деятельности.

            Качественные показатели можно подразделить на несколько видов. Первую группу составляют показатели доходов и расходов банка. С их помощью происходит управление рентабельностью банка. Вторая группа охватывает показатели скорости показатели скорости оборота средств, трудоемкости затрат на совершение операций, скорости обработки документов. В третью группу входят показатели степени удовлетворения запросов клиентов по объему, структуре и качеству оказываемых банком услуг. Так же можно отнести способность банка обеспечить конфидециальность деловых переговоров, сохранность информации.

            Социальные показатели характеризуют развитие профессиональной подготовки членов коллектива, их отношение к труду, степень решения социальных проблем.

            Другая особенность банковского менеджмента связана с тем, что деятельность банка считается наиболее регулируемой со стороны государства в ценах защиты интересов владельцев денежных вкладов и депозитов. Кроме подобных законов, регулирующих деятельность банков, существует ряд обязательных нормативов и предписаний, направленных на обеспечение ликвидности кредитных учреждений. С точки зрения организационного управления, необходимо, во – первых, наличие определенных границ в самостоятельном принятии решений, обусловленных соблюдением обязательных нормативов и предписаний. Во – вторых, необходимость менеджеров в условиях постоянно изменяющейся коньюктуры денежного рынка искать пути обеспечения ликвидности банка (исходя из установленных нормативов).

            Особенностью управления банковской деятельностью является широта сферы управления в которой относится денежный оборот и кредитные отношения на макро – и микроуровнях, наличие значительного риска при выполнении денежных операций. Указанный риск вытекает из сложного переплетения действий многочисленных внутренние и внешние факторов, что характерно для денежного рынка, а значит деятельности институтов, с ним связанных. Поэтому в банке применяется принцип коллективного принятия наиболее ответственных решений, используются разнообразные способы защиты кредитора от возможных рисков, осуществляется распределение прав в области совершения кредитных операций между основной конторой и филиалом банка.

            Работа  с клиентами, договорный характер ряда операций банка требует не только высокой экономической подготовки, но и хорошего знания основ психологии, права, умения вести переговоры, деловой этики, т.е. обуславливает специфику подготовки банковского специалиста. Оснащение банков передовой техникой предполагает устранение компьютерной безграмотности, умение составлять программы для ЭВМ с использованием их для ситуационного  анализа и прогнозирования.

            Определенной особенностью в содержании банковского менеджмента вытекают из того, что в российских банках основной контингент служащих составляют женщины. В связи с этим особое значение приобретает решение социальных проблем коллектива, атак же обеспечение благоприятной производственной атмосфер, недопущение конфликтных ситуаций.

            Разработка банковской политики предполагает определение целей деятельности банка и стратегии ее развития как на ближайшее будущее, так и на перспективу, исходя из потенциальных возможностей и ресурсов банка.

            Цели банка определяют концепцию его развития и основные направления деловой активности.

            Стратегия банка – это разработка обоснованных мер и мероприятий для достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены все потенциальные возможности банка.

            Разработка банковской политики предусматривает следующие направления:

1)      формирование стратегических целей и задач;

2)      анализ сильных и слабых сторон работы банка

3)      оценку действующих и перспективных направлений банковской деятельности.

4)      Анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование банка;

5)      Разработку и определение альтернативных видов банковской деятельности;

6)      Выбор стратегии;

7)      Составление ежегодного баланса банка в целом и его подразделений;

8)      Внутреннего и внешнего аудиторскую проверку банка.

            Базой для разработки политики – целей и стратегии банка – служит полная информационная обеспеченность, которая достигается в результате деятельности банка как за текущий период. Так и на перспективу. Анализ предусматривает оценку тех тенденций, которые способны оказать воздействие на результаты работы банка.

            Определение цели – это более конкретный уровень принятия решений, который требует выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия для одних целей не может быть использован для достижения других.

            Между ориентирами, целями и стратегиями существует тесная взаимозависимость. Стратегия, разрабатывается правлением банка, может стать целью и ориентиром для отдельных его подразделений. Поэтому различают общие цели (глобальные), которые разрабатываются в целом для банка, и специфические цели – в основном для различных подразделений банка.

            Общие цели отражают концепцию развития банка и ставятся на длительную перспективу. Они определяют основные направления программ развития банка, что требует точного формирования целей и их увязки с ресурсами. Одновременно с формированием целей происходит оценка приоритетов, или ранжирование.

Приоритетность общих целей, выраженных в количественных показателях или путем формирования общих направлений, может быть представлена следующим образом:

1)      обеспечение оптимальной рентабельности. Это объем депозитных операций, уровень и норма прибыли (размеры прибыли, норма прибыли на вложенный капитал и или активы, отношение прибыли к акционерному капиталу, к объему операций, ежегодные темпы прироста объема различных операций и прибыли, доход на одну акцию); доля на рынке, структура капитала, цена акций на первичном и вторичном рынках, уровень дивиденда, сумма выплаченной заработной платы, уровень качества банковских продуктов

2)      обеспечение устойчивости положения банка. Сюда включаются следующие элементы: техническая политика (расходы на исследование и разработку новых продуктов); потенциал конкурентоспособности (снижение издержек, усиление конкурентоспособности выпускаемых продуктов); прогнозирование новых рынков, организация зарубежной деятельности. Инвестиционная и кредитная политика;

3)      разработка новых направлений развития, новых видов деятельности банка. Сюда входят: диверсификация деятельности, включая новые продукты; приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных фирм и компаний, а также кредитно-финансовых институтов, акции которых полежат покупке; разработка новых секторов банковской деятельности.

Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом подразделении и могут выражаться количественными и качественными показателями. Среди специфических целей основное место занимают следующие:

1)      определение рентабельности по каждому подразделению банка (уровень прибыли, норма прибыли, прирост дивиденда на акцию). Другие специфические цели разрабатываются после определения целей по рентабельности и носят характер подцелей.

2)      Другие специфические цели включают достижения в области маркетинга (уровень реализации на одном или нескольких рынках, внедрение новых продуктов, расширение услуг); в области новых исследований и разработок; в установлении нормативных показателей для более эффективного использования банковских ресурсов (снижение издержек, повышение качества продуктов и разработка новых); в области финансов – определение структуры и источников финансирования, минимизации налогообложения;

3)      Цели филиалов и отделений банков, которые формируются штаб-квартирой банка и сводятся к следующему: увеличение операций, повышение доли банка на рынке, рост прибыли и особенно нормы прибыли, расширение зарубежной деятельности филиала.

        Все эти цели банком достигаются, как правило, путем принятия решений по тем или иным вопросам и проблемам, выработкой  стратегий.

            Формирование банковского менеджмента является довольно сложным процессом, состоит из ряда важнейших компонентов, направленных  на достижение разработанных целей и выработки стратегий банка.

            К таким компонентам  относятся:

6.      процесс принятия и реализация управленческих решений

7.      информационное обеспечение менеджмента

8.      экономический механизм банковского менеджмента

9.      управление банковской деятельностью

10.  управление персоналом

11.  регулирование предпринимательской деятельности банка

            Рассмотренные выше компоненты более подробно будут рассмотрены в третьем пункте курсовой работы.

2.2. Цели и задачи финансового менеджмента

         Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: — процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.

            Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: — разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

            Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально­-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала)  и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Параметры, влияющие на устойчивость коммерческого банка

Заданные параметры

Режим деятельности

Максимизация прибыли банка

Минимально допустимая нормативная ликвидность

Максимизация ликвидности банка

Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость финансовых операций банка

Сбалансированность прибыльности и  ликвидности банка

Норма прибыли, обеспечивающая рыночный доход. Управление ресурсной базой банка на основе ее дифференциации по срокам, объемам и стоимости соответственно возможностям активных операций банка

            Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система управления, состоит из двух подсистем:

·         управляемой, или объекта управления;

·         управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

            Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

            Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

            Процесс трансформации денежных средств в системе финансового менеджмента коммерческого банка проходит через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому в таблице 2.2. выделены пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций.

Таблица 2.2.

Блоки устойчивости

Финансовая устойчивость банка

Программирование банка на основе финансово-­экономических нормативов деятельности банка (внешних и  внутренних), программирование и стратегия деятельности банка

Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений

Текущая оценка экономических выгод, операционно­-стоимостный анализ банка и трансфертное  ценообразование

Организационная устойчивость банка

Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка

Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента)

Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала

Функциональная устойчивость банка

Специализация банка

Универсализация банка

Коммерческая устойчивость банка

Продуктовая политика банка и функционально­-технологическая поддержка продуктового ряда банка

Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка  на основе потребностей клиентов (рынка) или управление изменениями (реинжиниринг процессов  обслуживания клиентов)

Капитальная устойчивость банка

Кредитно-инвестиционная политика банка

Эмиссионно-учредительская и фондовая политика банка

            Финансовый менеджмент в коммерческом банке — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации технологических процессов и организационных структур. Последние относятся к проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).

2.3. Процессы формирования и использования ресурсов

         Трехмерный классификатор финансового менеджмента в коммерческом банке можно представить в виде схемы трех укрупненных блоков управления процессами формирования и использования денежных ресурсов.

1.      Фронтальный блок представляет собой систему управления по разработке комплексных программ и проектов деятельности банка с учетом заданных ограничений; методологию управляющих воздействий; организацию и управление процессами планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес-планирование; финансово-экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.

2.      Верхний блок представляет собой набор операционных функций банка, выбранный им в соответствии с миссией и концепцией деятельности конкретного банка, которая определена управляющими воздействиями первого (фронтального) блока.

3.      Правый блок представляет собой разработку технологических аспектов деятельности банка в области продуктовой политики, реинжиринга[9] бизнес-процессов обслуживания банковской клиентуры, экспертизы и консалтинга в области сопровождения сложных и интегрированных банковских продуктов и услуг, формализацию технологических средств управления ресурсной базой банка, формализацию и технологическую унификацию проблем банковской клиентуры и потребностей окружающей среды банка, разработку и реализацию технологических средств финансовой деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.

            Примечание: В цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств — не включены следующие блоки банковской деятельности: бухгалтерский учет и отчетность, валютное регулирование, банковское право, директивная отчетность и управление экономическими нормативами, включая обязательное резервирование и создание резервов под обесценение операций с ценными бумагами и выдаваемых кредитов, так как это - директивные нормы, введенные на уровне государства (ЦБ РФ, Минфин РФ и т.п.), и не подлежат управлению с использованием внутренних и внешних резервов банка, которые ему предоставляют внешние условия банковской деятельности.

            Для реализации целей финансового менеджмента необходимо определить основные функции подсистемы подразделений коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся: [10]

1.      Стратегическое планирование — определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача — данная в определенных условиях  (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

2.      Моделирование — использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель - материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.

3.      Оперативное планирование - определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.

4.      Мониторинг — сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.

5.      Диагностика — оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.

6.      Цель управления — обеспечение надежности объекта управления.

            Отсюда вытекает третья особенность и вторая предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке — создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие «банковская операция» и его взаимосвязь с понятиями «банковский продукт» и «банковская услуга».

2.4. Понятия «банковская операция», «продукт», «услуга»

         Банковский продукт — способ оказания услуг клиенту банка (форма отношений "банк – клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

            Банковская операция — система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

            Банковская услуга — форма удовлетворения потребности (в кредите, расчетно­-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-­продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.

            Продуктовый ряд банка — банковская продукция.

            Простой продукт — продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.

            Сложный продукт — продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.

            Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:

            - выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;

            - разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;

            - разработка регламента оказания требуемой услуги;

            - разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;

            - решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;

            - решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;

            - решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;

            - разработка комплекса документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.

            По целевому назначению можно различать следующие классы операций:

            Пассивные операции — аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;

            Активные операции — использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;

            Посреднические операции — обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.

            Рассмотрим более детально структуру предметной области "посреднические операции банка". Для этой цели используем новое понятие "банковская триада", которое определяется следующим образом.

            Банковская триада — сочетание трех понятий "продукт – операция – услуга".

            Продукт — регламент (документально оформленная упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию клиента.

            Операция — упорядоченная совокупность действий по удовлетворению заказанной потребности (обслуживанию)  клиента.

            Услуга — результат обслуживания клиента (выполнения операции).

            По степени сложности можно выделить три класса триад - элементарные, комбинированные, интегрированные.

            Целесообразность введения понятия "банковская триада" определяется возможностью с ее помощью уточнить содержание понятия "банковская технология обслуживания клиентов" и классифицировать множество этих понятий. Схема установления соответствия между понятиями "банковская технология обслуживания клиентов" и "банковская триада" следующая:

            Технология = (материал + инструмент + набор действий) -> удовлетворение потребности.

            Банковская технология обслуживания клиентов = (потребности клиентов + продукты + операции) -> услуги = банковская триада + взаимосвязи между ее элементами.

            Установленное соответствие позволяет классифицировать банковские технологии обслуживания клиентов аналогично банковским триадам на элементарные, комбинированные и интегрированные.

            Объектом реинжиниринга процессов обслуживания клиентов являются комбинированные и интегрированные банковские технологии обслуживания клиентов.

            Предметом деятельности реинжиниринга процессов обслуживания клиента является разработка и реализация индивидуальной интегрированной банковской технологии обслуживания клиентов.

            Работа с клиентом формально может быть описана следующей последовательностью фаз взаимодействия сотрудников банка с клиентом.

            Информирование клиента о сфере услуг банка.

            Консультирование клиента о порядке оформления договоров на покупку услуг.

            Подготовка документов для принятия решений старшим руководством банка об условиях и системе банковского обслуживания клиента.

            Подготовка документов для утверждения старшим руководством банка регламента (технологии) обслуживания клиента (если в этом возникает необходимость).

            Обслуживание клиента и контроль за соблюдением им принятых обязательств.

            Подготовка предложений по договору на следующий календарный период.

            В настоящее время известны две системы работы с клиентами:

            Система, ориентированная на функции и реализующая принцип разделения труда. Этой системе адекватны банки с иерархической пирамидальной структурой подразделений, разделенных по функциональному признаку.  Управление строится исходя из административно-­командных принципов. При этом клиентам отводится самый нижний уровень иерархии, где они представлены безликим "массовым потребителем".

            Система, ориентированная на процесс и реализующая принцип интеграции отдельных операций в интегрированную технологию обслуживания клиента.

            Поскольку первая система эффективна при обслуживании мелких и средних клиентов и клиентов, нуждающихся в отдельных функциональных услугах, а вторая система эффективна при обслуживании крупных клиентов, нуждающихся в комплексе взаимоувязанных банковских услуг (в банковском обслуживании своего финансового менеджмента), то современные банки применяют их в комплексе.

            Таким образом, следующая предметная область финансового менеджмента — создание продуктового ряда банка — не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению его коммерческой и функциональной устойчивостью, но обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов. Отсюда реализуется основная концепция любого коммерческого банка: надежный клиент — устойчивый банк.

Заключение

            Как мы видим основной составляющей банковского менеджмента является менеджмент финансовый. Он позволяет определить рациональные требования и методические основы построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживают его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала)  и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

            Банковский менеджмент — управление банком в условиях рыночной экономики — строится на использовании следующих основных принципов:

            • ориентация любого банка на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль;

            • постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных результатов;

            • корректировка целей, задач и программ банка в зависимости от состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);

            • учет окончательного результата работы банка и его отделений (филиалов) в процессе деятельности на рынке;

            • обязательное использование современной информационной базы (компьютерных сетей и связей с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;

            • рациональный подбор персонала и его эффективное использование.

            Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются: разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т. д.); банковский маркетинг, управление активами и пассивами банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление собственным капиталом, управление кредитным портфелем, управление банковскими рисками.

            Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.

            Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке заключается в создании продуктового ряда банка (можно отметить, что на это же направлен и банковский маркетинг). Эта особенность не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению коммерческой и функциональной устойчивостью, но и обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов, что позволяет реализовать основную концепцию любого коммерческого банка: надежный клиент — устойчивый банк.

Второй сферой банковского менеджмента является управление персоналом, которое направлено на рациональное использование знаний и опыта банковских служащих, как необходимое условие эффективности финансового менеджмента. Оно включает: мотивацию труда, организацию труда сотрудников банка, расстановку кадров; систему подготовки и переподготовки банковских кадров; механизм оплаты труда, поощрений и стимулирования; организацию контроля; систему продвижения по службе; принципы общения в коллективе.

Список использованной литературы

  1. "Банковское дело" Под ред. О.Лаврушина., М. 2003.
  2. Газета "Бизнес и банки" (№ 49 за 2004 г., №№ 5, 6, 10 за 2005 г.)
  3. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
  4. Киселев В.В. Управление банковским капиталом ( теория и практика ). – М.: ОАО “Издательство Экономика”, 1997.
  5. Колесников А.И. Банковское дело, СПб., 1993.
  6. Масленченков Ю. Менеджмент бизнес – процессов требует осмысления и профессионализма // Бизнес и банки, -1997, № 48, -с. 2.
  7. Основы банковского менеджмента: Учебное пособие. Под ред. О.И. Лаврушина – М.: ИНФРА – М, 2005.
  8. Седин А. К вопросу жизнеспособности банка// Предпринимательство. 1998. № 2-3. С. 82-90.
  9. Уткин Э.А. Риск-менеджмент. - М.: Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ”. Издательство ЭКМОС, 2000. - 288 с.
  10. Штырова И.А. Управление кредитным риском, //Банковские услуги № 6-7 2003 г.

 


[1] Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.с. 52.

[2] Основы банковского менеджмента: Учебное пособие. Под ред. О.И. Лаврушина – М.: ИНФРА – М, 2005. с. 38.


[4] Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.с. 58.

[5] Киселев В.В. Управление банковским капиталом ( теория и практика ). – М.: ОАО “Издательство Экономика”, 1997. с. 79.

[6] Авторы публикаций в газете "Бизнес и банки".№№ 5. 6 . 2004 г.

[7] Уткин Э.А. Риск-менеджмент. - М.: Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ”. Издательство ЭКМОС, 2000. с. 186.

[8] Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.с. 58.

[9] Реинжиниринг бизнес-процессов — это фундаментальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов в целях достижения значительных улучшений таких критически важных показателей, как стоимость, качество, уровень сервиса и скорость функционирования,- Основы банковского менеджмента: Учебное пособие. Под ред. О.И. Лаврушина – М.: ИНФРА – М, 1995.

[10] Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.с. 70-72