Содержание

Введение.. 3

1. Система аудита расчетов по оплате труда.. 5

1.1. Значение аудита и анализа расчетов по оплате труда. 5

1.2. Методика аудита и анализа расчетов с персоналом по оплате труда. 9

1.3. Аудит начислений и удержаний из заработной платы.. 23

2. Аудит документации по личному составу и начислению по оплате труда.. 27

2.1. Проверка локальных документов по учету труда и заработной платы.. 28

2.2. Проверка штатного расписания организации. 29

Заключение.. 32

Библиографический список.. 33

Введение

Аудит - элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой-либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос.

Развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица бывают обычно лишены.

По сути аудитор - это посредник между составителями бухгалтерской отчетности и пользователями представленной в ней информации. Цель аудитора (как посредника) - высказать заинтересованным пользователям свое профессиональное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности организации.

Актуальность данной темы заключается в том, что аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам,  прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Одним из направлений аудиторской проверки является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. В условиях рыночной экономики в погоне за максимально возможной прибылью коммерческие организации стремятся к минимизации «легальной» оплаты труда с тем, чтобы уйти от налогов. Поэтому заключение аудитора о соответствии расчетов с персоналом по оплате труда законодательству является весьма важным, к примеру, в суде.

Изучаемая тема нашла свое отражение в работах многих авторов: Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В, Райзберг Б.А, Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.В,  Ковалева О.В., Константинов Ю.П.

Целью настоящей работы является изложение учета и аудита заработной платы, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме, изучение законодательного регулирования соответствующих расчетов с персоналом по оплате труда.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

1. определить значение аудита и анализа расчетов заработной платы.

2. изучить методику аудита и анализа расчетов с персоналом по оплате труда

3. изучить аудит начислений и удержаний из заработной платы

4. изучить оценку организации синтетического и аналитического учета расчетов с персоналом

Предмет исследования в данной работе -  система аудиторской проверки по учету личного состава и оплаты труда.

1. Система аудита расчетов по оплате труда

1.1. Значение аудита и анализа расчетов по оплате труда

Заработная плата начисляется в зависимости от принятых на предприятии форм оплаты труда. Труд работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам платы труда. Оплата может производиться за индивидуальные и коллективные  результаты работы (3,).

В настоящее время традиционными формами оплаты труда являются повременная и сдельная, довольно широко используемые в  практике предприятий. Вместе с тем, если раньше превалировала оплата по сдельными системам, то сейчас на частных (малых) предприятиях все больше используется повременная оплата (окладные системы) (32, стр. 233).

При повременной форме оплаты труда заработная плата начисляется за фактически отработанное время на основании табелей учета рабочего времени согласно окладам, утвержденным в штатном расписании.

При сдельной форме оплаты труда заработная плата работнику начисляется за фактически выполненную работу на основании нарядов и действующих ставок.

Учет использования рабочего времени ведется в табелях учета использования рабочего времени, в годовых табельных карточках и т. п. Каждому работнику при приеме на работу присваивается табельный номер, который в дальнейшем проставляется на всех документах по учету личного состава, выработки и заработной платы. B случаях увольнения или перевода на другую работу его табельный номер, как правило, не может присваиваться другому работнику в течение одного-двух лет.

При оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система. Должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия  в соответствии с должностью и квалификацией работника. Предприятия могут устанавливать для руководителей, специалистов и служащих иной вид оплаты труда (в процентах от выручки, в долях от прибыли и другие (3,).

В основу расчета повременной заработной платы берутся затраченное время и тарифная ставка рабочего.

Различают простую повременную систему оплаты труда и повременно-премиальную. В первом случае заработная плата находится в прямой зависимости от количества отработанного времени.

В повременно-премиальную систему входит не только оплата времени, но и качество работы, в связи с чем работникам начисляются премии за экономию материалов, топлива, энергии, за сокращение простоев и т. д.

Повременная оплата труда распространяется на все категории работающих. Так, значительная часть труда работников оплачивается по повременной форме, и для расчета их заработка достаточно знать количество фактически отработанного времени и тарифную ставку. Основным документом при этом является табель учета использования рабочего времени. Сумма заработка рабочего-повременщика определяется как произведение тарифной ставки на отработанные рабочим часы.

Простая повременная система оплаты труда дает возможность учесть качество труда, квалификацию работника, но недостаточно обеспечивает связь между конечными результатами труда данного работника и его заработной платой.

Поэтому в организациях широко распространена повременно-премиальная система оплаты труда, при которой учитывается количество и качество труда, усиливается ответственность и личная заинтересованность.

Сдельная форма оплаты труда ставит оплату в прямую зависимость от производительности труда, обеспечивает сочетание интересов работника и предприятия.

При этой форме заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда. Она подразделяется на следующие системы:

§  прямая сдельная, при которой оплата труда работников повышается в прямой зависимости от количества выработанной ими продукции, т. е. оплата за каждую произведенную ими единицу продукции осуществляется по одной и той же расценке.

§  сдельно-премиальная, при которой, помимо суммы сдельной заработной платы, работникам начисляют премии за конкретные показатели их производственной деятельности.

§  аккордная, при которой оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения.

При сдельной форме оплаты труда учет выработки можно организовать, если есть возможность измерить и просчитать объем выполненных работ каждым работником в натуральных измерителях.

Сдельная оплата труда работников определяется путем умножения количества выполненных работ (изделий, операций) на установленную расценку.

Если работы выполнялись бригадой, то оплата труда должна быть распределена между членами бригады в соответствии с их квалификацией и количеством затраченного труда.

Тарифная система оплаты труда

Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда включает в себя (32, с. 228):

тарифные ставки (оклады);

тарифную сетку;

тарифные коэффициенты.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда (3).

Надбавки, доплаты, коэффициенты к заработной плате

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом (3).

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируется в денежной форме не менее чем в двойном размере.

Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.

1.2. Методика аудита и анализа расчетов с персоналом по оплате труда

Аудиторская   деятельность   осуществляется в  соответствии с  Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ (5,с.140), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами   по   проведению   аудиторской   деятельности,   изданными  в соответствии с указанным Федеральным законом.

              Целью  аудита  является  выражение  мнения  о   достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности  аудируемых лиц и  соответствии  порядка  ведения  бухгалтерского  учета  законодательству  Российской  Федерации.    При этом под  достоверностью   понимается   степень   точности   данных  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности,  которая  позволяет  пользователю   этой  отчетности  на  основании  ее  данных  делать  правильные  выводы   о  результатах  хозяйственной  деятельности,  финансовом и имущественном  положении аудируемых  лиц и  принимать базирующиеся  на этих  выводах  обоснованные решения.                                               

Необходимо отметить то обстоятельство, что аудит  не  подменяет  государственного контроля достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с  законодательством  Российской  Федерации  уполномоченными органами  государственной власти.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации  и  индивидуальные аудиторы вправе:                                     

§  самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;  

§  проверять в полном объеме документацию, связанную с  финансово  - хозяйственной деятельностью  аудируемого лица, а  также фактическое  наличие любого имущества, учтенного в этой документации;            

§  получать  у  должностных  лиц  аудируемого лица разъяснения в  устной и письменной формах  по возникшим в ходе  аудиторской проверки  вопросам;                                                            

§  отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения  своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в  аудиторском заключении в случаях:                                   непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;       выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств,  оказывающих  либо  могущих  оказать  существенное  влияние  на  мнение аудиторской  организации  или  индивидуального  аудитора  о  степени достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;             

§  осуществлять    иные    права,    вытекающие   из  существа  правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг,  и  не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации  и  индивидуальные аудиторы обязаны:                                    

§  осуществлять   аудиторскую   проверку   в   соответствии   с  законодательством  Российской  Федерации;                                                             

§  предоставлять  по  требованию  аудируемого  лица  необходимую  информацию  о  требованиях  законодательства  Российской   Федерации,  касающихся  проведения  аудиторской  проверки,  а также о нормативных  актах  Российской  Федерации,  на  которых  основываются  замечания и  выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;        

§  в  срок, установленный  договором оказания  аудиторских услуг,  передать  аудиторское  заключение  аудируемому  лицу  и  (или)  лицу,  заключившему договор оказания аудиторских услуг;                    

§  обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых  в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия  аудируемого  лица; 

§  исполнять   иные   обязанности,   вытекающие   из   существа  правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг,  и  не противоречащие законодательству Российской Федерации.                                                          

Помимо Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность регулируется Правилами (стандартами)  аудиторской   деятельности  -   едиными требованиями   к   порядку   осуществления   аудиторской  деятельности,  оформлению  и  оценке  качества  аудита  и сопутствующих ему услуг, а  также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.      

Правила  (стандарты)  аудиторской деятельности подразделяются  на:                                                                 

§  федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;       

§  внутренние    правила    (стандарты)   аудиторской  деятельности. 

Федеральные  правила  (стандарты)  аудиторской   деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации и являются  обязательными  для  аудиторских организаций, индивидуальных  аудиторов, а также  для аудируемых лиц,  за исключением положений,  в  отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. 

Профессиональные  аудиторские  объединения  вправе,  если это  предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов  внутренние  правила  (стандарты)  аудиторской  деятельности,  которые  не   могут  противоречить    федеральным    правилам    (стандартам)  аудиторской  деятельности.  При  этом  требования  внутренних  правил (стандартов)  аудиторской деятельности  не могут  быть ниже  требований федеральных  правил  (стандартов)   аудиторской   деятельности. 

 При  выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор  должен  руководствоваться нормами, установленными профессиональными  аудиторскими    объединениями,    членом    которых   он   является  (профессиональными  стандартами),  а  также  следующими  этическими  принципами:                                                       

§  независимость;                                                

§  честность;                                                   

§  объективность;                                               

§  профессиональная компетентность и добросовестность;          

§  конфиденциальность;                                           

§  профессиональное поведение.                                  

Аудитор  в  ходе  планирования  и  проведения аудита должен  проявлять   профессиональный   скептицизм  и  понимать,  что  могут  существовать   обстоятельства,   влекущие   за  собой  существенное  искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.                  

Проявление   профессионального   скептицизма   означает,   что  аудитор   критически  оценивает  весомость  полученных  аудиторских  доказательств  и  внимательно  изучает  аудиторские доказательства,  которые   противоречат   каким-либо   документам   или   заявлениям  руководства   либо   ставят   под   сомнение   достоверность  таких  документов   или  заявлений.  Профессиональный  скептицизм  следует  проявлять  в  ходе  аудита, чтобы, в частности:

§  не упустить из виду  подозрительные  обстоятельства;

§  не сделать неоправданных обобщений  при  подготовке  выводов;

§  не  использовать ошибочные допущения при  определении   характера,   временных  рамок  и  объема  аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.                      

При   планировании  и  проведении  аудита  аудитор  не  должен  исходить   из  того,  что  руководство  аудируемого  лица  является  бесчестным,  но  не  должен предполагать и безоговорочной честности  руководства.  Устные и письменные заявления руководства не являются  для  аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие  аудиторские  доказательства  для  подготовки  разумных  выводов, на  которых можно было бы базировать аудиторское мнение.              

Процедуры,  необходимые  для  проведения аудита,  должны  определяться аудитором с учетом:

§  федеральных правил (стандартов) аудиторской     деятельности;

§  внутренних    правил (стандартов) аудиторской      деятельности,      применяемых      в  профессиональных   аудиторских   объединениях,  членом  которых  он  является;

§  правил  (стандартов) аудиторской  деятельности  аудитора. 

Помимо   правил  (стандартов) аудитор  при  определении объема  аудита  обязан  принимать  во  внимание федеральные законы, другие  нормативные  правовые  акты  и,  если  необходимо,  условия  аудиторского задания и требования по подготовке заключения.       

Единые  требования  по  планированию аудита  финансовой  (бухгалтерской) отчетности  устанавливаются Правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита» (26,с.12). Данное правило  применяется  в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит  не  первый год в отношении конкретного аудируемого лица. Для проведения  аудиторской  проверки  в  течение  первого  года аудитору требуется расширить  процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в указанном правиле (стандарте).                  

Планирование    аудита    предполагает   разработку   общей  стратегии  и  детального  подхода  к  ожидаемому  характеру, срокам  проведения и объему аудиторских процедур.                         

Планирование  аудитором  своей  работы должно способствовать:

§  концентрации внимания на важных областях аудита;

§  выявлению потенциальных проблем;

§  оптимизации затрат, качественному и своевременному выполнению работы.

Планирование позволяет  эффективно  распределять  работу  между  членами  группы  специалистов,   участвующих   в   аудиторской   проверке,  а  также  координировать такую работу.                                      

Затраты   времени   на   планирование   работы  зависят  от  масштабов  деятельности  аудируемого  лица, сложности аудита, опыта  работы  аудитора  с  данным  лицом, а также знания особенностей его  деятельности.                                                     

Получение   информации   о  деятельности  аудируемого  лица  является  важной  частью  планирования  работы,  помогает  аудитору  выявить  события,  операции  и  другие  особенности,  которые могут  оказывать       существенное       влияние       на      финансовую  (бухгалтерскую) отчетность.                                       

Аудитор  вправе  обсуждать  отдельные  разделы общего плана  аудита  и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также  с   членами   совета  директоров  и  членами  ревизионной  комиссии  аудируемого  лица  для повышения эффективности аудита и координации  аудиторских  процедур  с  работой  персонала  аудируемого лица. При  этом   аудитор   несет   ответственность  за  правильную  и  полную  разработку общего плана и программы аудита.                       

Аудитору  необходимо  составить  и  документально  оформить  общий  план  аудита,  описав  в  нем предполагаемые объем и порядок  проведения  аудиторской  проверки.  Общий  план  аудита должен быть  достаточно  подробным  для  того,  чтобы  служить  руководством при  разработке  программы  аудита.  Вместе  с  тем  форма  и содержание  общего  плана  аудита  могут  меняться в зависимости от масштабов и  специфики  деятельности  аудируемого  лица,  сложности  проверки  и  конкретных методик, применяемых аудитором.                        

При  разработке  общего  плана  аудита  аудитору необходимо  принимать во внимание:                                             

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:               

§  общие  экономические  факторы и условия в отрасли, влияющие на  деятельность аудируемого лица;                                    

§  особенности  аудируемого  лица,  его  деятельности, финансовое  состояние,  требования  к  его  финансовой (бухгалтерской) или иной  отчетности,  включая изменения, произошедшие с даты предшествующего  аудита;                                                           

§  общий уровень компетентности руководства;                    

б) системы  бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том  числе:                                                            

§  учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; 

§  влияние   новых   нормативных   правовых   актов   в   области  бухгалтерского      учета     на     отражение     в     финансовой  (бухгалтерской) отчетности    результатов   финансово-хозяйственной  деятельности аудируемого лица;                                    

§  планы   использования   в  ходе  аудиторской  проверки  тестов  средств контроля и процедур проверки по существу;                 

в) риск и существенность, в том числе:                       

§  ожидаемые   оценки   неотъемлемого   риска   и  риска  средств  контроля, определение наиболее важных областей для аудита;        

§  установление уровней существенности для аудита;              

§  возможность   (в   том   числе   на   основе   аудита  прошлых  лет) существенных искажений или мошеннических действий;           

§  выявление  сложных  областей бухгалтерского учета, в том числе  таких,  где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера,  например, при подготовке оценочных показателей;                   

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:  

§  относительную    важность   различных   разделов   учета   для  проведения аудита;                                                

§  влияние  на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и  ее специфических особенностей;                                     

§  существование  подразделения  внутреннего  аудита  аудируемого  лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;        

д) координацию   и  направление  работы,  текущий  контроль  и  проверку выполненной работы, в том числе:                          

§  привлечение   других   аудиторских   организаций   к  проверке  филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;      

§  привлечение экспертов;                                       

§  количество  территориально  обособленных  подразделений одного  аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга; 

§  количество   и   квалификацию  специалистов,  необходимых  для  работы с данным аудируемым лицом;                                 

е) прочие аспекты, в том числе:                               

§  возможность  того,  что допущение о непрерывности деятельности  аудируемого лица может оказаться под вопросом;                    

§  обстоятельства,    требующие   особого   внимания,   например,  существование аффилированных лиц;                                  

§  особенности   договора   об   оказании   аудиторских  услуг  и  требования законодательства;                                      

§  срок  работы  сотрудников  аудитора  и  их  участие в оказании  сопутствующих услуг аудируемому лицу;                             

§  форму  и  сроки  подготовки  и  представления аудируемому лицу  заключений  и  иных  отчетов  в  соответствии  с законодательством,  правилами   (стандартами) аудиторской   деятельности   и  условиями  конкретного аудиторского задания.                                 

            Аудитору  необходимо  составить  и  документально оформить  программу  аудита,  определяющую  характер, временные рамки и объем  запланированных     аудиторских     процедур,    необходимых    для  осуществления   общего  плана  аудита.  Программа  аудита  является  набором  инструкций  для  аудитора,  выполняющего проверку, а также  средством  контроля  и  проверки  надлежащего  выполнения работы. В  программу  аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки  подготовки   финансовой  (бухгалтерской) отчетности  по  каждой  из  областей  аудита  и время, запланированное на различные области или  процедуры аудита.                                                 

В  процессе  подготовки  программы  аудита  аудитор обязан  принимать  во  внимание  полученные им оценки неотъемлемого риска и  риска  средств  контроля,  а  также  требуемый уровень уверенности,  который  должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу,  временные  рамки  тестов  средств  контроля  и процедур проверки по  существу,   координацию   любой   помощи,   которую  предполагается  получить  от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов  или  экспертов.  В  процессе  разработки  программы  аудита следует  учитывать   вопросы,   перечисленные выше.

Общий  план  аудита  и  программа  аудита  должны  по мере  необходимости   уточняться   и   пересматриваться  в  ходе  аудита.  Планирование  аудитором  своей  работы осуществляется непрерывно на  протяжении  всего времени выполнения аудиторского задания в связи с  меняющимися   обстоятельствами   или   неожиданными   результатами,  полученными   в   ходе  выполнения  аудиторских  процедур.  Причины  внесения  значительных  изменений  в  общий план и программу аудита  должны быть документально зафиксированы.

          Для успешной реализации целей  конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.

Соответственно, выделяются три основных этапа проведения аудита:

§  подготовка и планирование аудиторской проверки;

§  выполнение аудиторских процедур;

§  оформление рабочей документации, составление аудиторского заключения.

Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Хотя масштабы планирования, естественно, в каждом конкретном случае зависят от условий работы с клиентом, планированию уделяется большая доля времени - 20-25% и более от общего времени, затрачиваемого на аудиторскую проверку ( при повторном аудите - 5-10%).

Цель планирования аудита - определение  его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

В ходе планирования необходимо соблюдать ряд принципов, к которым относятся комплексность, непрерывность и оптимальность. Так, комплексность подразумевает взаимосвязь и согласованность всех этапов планирования. Непрерывность - установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам. Под оптимальностью планирования понимают вариантность планирования для возможного выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных аудиторской организацией.

Программа документально оформляется, т.е. обозначается номер или код каждой проводимой аудиторской процедуры. Аудиторская программа может составляться в виде программы тестов контроля  (содержит процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия) и в виде программы проверки оборотов и остатков на бухгалтерских счетах (содержит процедуры сбора информации об оборотах и остатках на счетах).

Рабочие документы по аудиторской проверке организации формировались с учетом особенностей поставленной задачи. В плане и программе проверки, разработанными для данной организации были учтены следующие факторы:

§  предприятие является малым по своему статусу и экономическим параметрам;

§  объект проверки узконаправленный;

§  организация использует компьютерный учет и бухгалтерскую программу 1С.

План и программа проверки были  разработаны на основании заключенного договора, в котором отражены задачи и цели аудита. В ходе проведения проверки были использованы следующие рабочие документы:

§  составленный в удобной форме перечень нормативных документов, необходимый для проведения проверки и позволяющий оперативно найти ответ на возникший вопрос;

§  составленный в расширенной форме перечень ответов  аудитора по  тематике  проведения проверки;

§  использованы учредительные документы организации, первичные документы бухгалтерского учета, при отсутствии возможности пользоваться первичными документами использовались ксерокопии.

В условиях рыночного хозяйствования, в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.

Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).

Заработная плата – это выраженная в денежной форме стоимость рабочей силы за соответствующее количество и качество труда, включенная в себестоимость продукции.

Основной функцией заработной платы является воспроизводство рабочей силы. У каждого работника есть свой интерес, стимул или побудительный мотив к труду. Для того, чтобы работник трудился добросовестно и качественно необходимо применять совокупность различных способов приведения в действие его интересов, то есть осуществлять стимулирование.

Установление государственных  гарантий  трудовых  прав  и свобод граждан, создание благоприятных условий  труда, защита  прав и  интересов работников  и  работодателей регулируется в нашей стране трудовым законодательством, основными задачами которого являются                                                     создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования  интересов сторон трудовых  отношений, интересов государства,  а также  правовое  регулирование  трудовых  отношений  и  иных непосредственно  связанных с ними отношений по:

§  организации труда и управлению трудом;

§  трудоустройству у данного работодателя;                         

§  профессиональной    подготовке,    переподготовке    и  повышению  квалификации работников непосредственно у данного работодателя;     

§  социальному   партнерству,   ведению   коллективных  переговоров,  заключению коллективных договоров и соглашений;                     

§  участию  работников  и  профессиональных  союзов  в  установлении  условий    труда    и    применении    трудового  законодательства  в  предусмотренных законом случаях;                                    

§  материальной ответственности работодателей  и работников в  сфере  труда;                                                               

§  надзору  и  контролю  (в  том  числе  профсоюзному  контролю)  за  соблюдением трудового  законодательства (включая  законодательство об  охране труда);                                                      

§  разрешению трудовых споров.                                      

На начальном этапе проверки аудиторы в соответствии с программой проведения проверки изучают первичные документы, кающиеся  расчетов по оплате труда. В силу незначительной численности работников предприятия, а также высокого риска средств контроля (принят 100%) проводится сплошная проверка  указанных документов.

Источниками проверки расчетов по оплате труда являются:

§  документы по приему на работу сотрудников (приказы, заявления о  приеме на работу; трудовые договоры) - на предмет соответствия их действующему законодательству, в том числе устанавливается, все ли реквизиты соблюдены при составлении документов, соответствуют ли условия трудовых договоров требованиям трудового законодательства, не ухудшают ли они положение работников по сравнению с положениями Трудового кодекса. - документы, регламентирующие непосредственно трудовую деятельность должностные инструкции, штатное расписание, приказы директора по кадровым вопросам);

§  договоры гражданско-правового характера  (подряда, возмездного оказания услуг и др.), заключаемые организацией. Устанавливается правильность оформления договоров, экономическая целесообразность их заключения, реальность полученных по ним результатов и выгод для предприятия, правильность расчетов по договорам, налогообложения и отражения в учете.

§  табели учета рабочего времени - проверяется для каждого работника количество отработанных рабочих дней, в случае если за какие-то дни рабочее время для работника не проставлено, устанавливается какими документами подтвержден либо оформлен  невыход на работу (листки временной нетрудоспособности, объяснительные);

§  расчетные ведомости по заработной плате - соответствуют ли данные ведомости размерам заработной платы, предусмотренным трудовым договором, правильно ли произведен расчет в случаях, когда отчетный период отработан работником не полностью;

§  платежные ведомости по заработной плате - проверяется оформление ведомости, наличие расходных кассовых ордеров на получение кассиром наличных денег для выплаты работникам заработной платы, росписи в получении денежных средств;

§  кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера) - по суммам, выданным в подотчет;

§  авансовые отчеты, первичные документы к ним - командировочные удостоверения, задания на командировку, проездные документы;

§  лицевые счета, налоговые карточки, индивидуальные карточки учета сумм, начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного ЕСН  - на каждого работника на предмет правильности начисления выплат;

    Далее проверяются регистры бухгалтерского учета:

§  журнал-ордер ведется по каждому счету, так как в организации бухгалтерский учет ведется с использованием компьютерной программы 1С;

§  карточка счета, в которой отражены все бухгалтерские проводки по конкретному счету;

§  оборотно - сальдовая ведомость по счету, в которой отражается все движения по конкретному счету;

§  оборотно - сальдовая ведомость, в которой отражается все движения финансов в комплексе;

§  главная книга, на основании её формируется бухгалтерский баланс;

§  по финансовым документам проверяется периодичность выплат по заработной плате.

1.3. Аудит начислений и удержаний из заработной платы

Основные принципы и порядок организации учета оплаты труда регулируются Федеральным законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ (11), согласно которому все  хозяйственные  операции,  в том числе и учет заработной платы, проводимые  организацией,  должны оформляться  оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные  учетные  документы  принимаются  к  учету,  если  они составлены   по  форме,  содержащейся  в  альбомах  унифицированных  форм первичной   учетной   документации,   а   документы,   форма  которых  не предусмотрена  в  этих  альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты (12):

     а) наименование документа;

     б) дату составления документа;

     в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

     г) содержание хозяйственной операции;

     д)  измерители  хозяйственной  операции  в  натуральном  и  денежном

выражении;

     е)   наименование   должностей   лиц,  ответственных  за  совершение

хозяйственной операции и правильность ее оформления;

     ж) личные подписи указанных лиц.

Учет расчетов по оплате труда на предприятиях осуществляется в соответствии с законодательство Российской Федерации по ведению бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, предназначенных для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах на счетах бухгалтерского учета.

Выдача заработной платы производится по платежным ведомостям в установленные на предприятии дни месяца. Основанием для выдачи является наличие приказа в кассу для оплаты указанной суммы.

Подписывают приказ руководитель предприятия и главный бухгалтер. Заработная плата выдается в течение трех дней, считая день получения денег в банке. По истечении трех дней кассир построчно проверяет и суммирует выданную заработную плату, а против фамилий лиц, не получивших ее, в графе "Расписка в получении" проставляет штамп или пишет от руки "Депонировано". Бухгалтер выписывает расходный ордер на выданную сумму заработной платы. Расходный кассовый ордер передается кассиру для регистрации в кассовой книге.

Своевременно не полученную рабочими и служащими заработную плату предприятие хранит в течение 3-х лет и учитывает ее в составе счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Депонированная заработная плата" (14).

Бухгалтерия предприятия производит не только начисления заработной платы, но и удержания и вычеты из нее.  При этом заполняется налоговая карточка по учету доходов и подоходного налога для представления в налоговые органы.

Учет операций по расчетам с персоналом по оплате труда ведется  в журнале- ордере № 5 «Свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям» [12]. <SPAN style="mso-spacerun: yes">

Учет расчетов по оплате труда определен Новым планом счетов, которым установлен для этой цели счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (14)

Основная заработная плата согласно действующему трудовому законодательству не должна выплачиваться работникам  реже, чем два раза в месяц.

§  Дополнительная заработная плата начисляется на основании документов, подтверждающее право работника на оплату за неотработанное время.

В целях усиления материальной заинтересованности работников  в организации вводится положение о премировании.

Премирование рабочих производится по результатам работы за квартал. Рабочие совершившие прогулы лишаются премии полностью. Начисленные премии рабочим выплачиваются, не зависимо от состояния расходования фонда заработной платы в целом по подразделению.

          Целью аудита является выражение мнения о финансовой (бухгалтерской)  отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

         Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.         

         Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.

              Среди документов, подлежащих  проверке, выделяют:

§  первичные документы;

§  регистры синтетического и аналитического учета;

§  отчетность.

     В начале проверки следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации. Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными нормативными актами: Гражданским кодексом Российской Федерации (1) и Трудовым кодексом Российской Федерации (3).

2. Аудит документации по личному составу и начислению по оплате труда

В процессе аудита необходимо проверить соблюдение действующего законодательства о труде, правильность начисления заработной платы и удержаний из нее, документальное оформление и отражение в учете всех видов расчетов между предприятием и работниками. При этом выполняются следующие процедуры:

  • оценивается система внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда;
  • подтверждается достоверность производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;
  • устанавливается законность и полнота удержаний из заработной платы и других выплат сотрудникам в пользу организации, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц;
  • проверяется организация аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязь аналитического и синтетического учета;
  • контролируется соблюдение организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Проверка расчетов с работниками по оплате труда может осуществляться как в сплошном, так и в выборочном порядке. Приступая к проверке расчетов по оплате труда, аудитор должен установить:

  • формы и системы оплаты труда, применяемые в организации;
  • наличие локальных нормативных документов;
  • списочный состав работников;
  • порядок организации бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Аудиторская проверка включает следующие направления.

2.1. Проверка локальных документов по учету труда и заработной платы

Трудовые отношения между организацией и работниками регулируются коллективным договором. Аудит законности регулирования трудовых взаимоотношений между работниками и организацией осуществляется на соответствие Трудовому кодексу РФ с использованием следующих аудиторских процедур:

  • изучение содержания и структуры коллективного договора;
  • определение порядка разработки проекта договора и его заключения;
  • установление срока действия коллективного договора;
  • определение порядка изменения и дополнения коллективного договора.

С точки зрения совершенствования содержания коллективного договора необходимо обратить внимание на то, включены ли в него следующие дополнительные положения по локальному нормативному регулированию расчетов с персоналом по заработной плате (необходимость внесения отдельных положений в коллективный договор обусловлена требованиями НК РФ в отношении организации налогового учета расчетов по оплате труда):

  • порядок и размеры начислений стимулирующего характера, в том числе премий за производственные результаты, надбавок к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;
  • порядок и размеры стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ.

В дополнение к коллективному договору утверждается положение об оплате труда и премировании работников и правила внутреннего трудового распорядка. Условия выплаты заработной платы, премий, поощрений устанавливаются в организации на основании положения об оплате труда и премировании работников. Организация трудового режима утверждается правилами внутреннего трудового распорядка.

Все внутренние локальные нормативные документы должны быть подвергнуты контролю с использованием следующих методов аудита:

  • проверка наличия внутренних нормативных документов по заработной плате;
  • контроль на соответствие действующему Трудовому кодексу РФ и Налоговому кодексу РФ;
  • проверка полноты отражения положений, регулирующих вопросы организации учета заработной платы, выплат, режима работы, соблюдения трудовой дисциплины.

2.2. Проверка штатного расписания организации

Штатное расписание организации изучается на соответствие типовой форме и списочному составу работников, наличие изменений, вносимых в течение отчетного года.

Проверка штатного расписания организации осуществляется с использованием следующих приемов аудита: проверки на соответствие унифицированной форме, контроля по существу, в том числе арифметического контроля.

Форма № Т-3 «Штатное расписание» применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Оно утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им лица. Кроме того, штатное расписание должно быть подписано главным бухгалтером и руководителями структурных подразделений. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им лица. Контроль штатного расписания по существу включает проверку: оформления структуры, штатного состава, численности, перечня должностей, должностных окладов, наличия надбавок, сведений о месячном фонде заработной платы.

Проверка наличия приказов (распоряжений) о приеме на работу и трудовых договоров осуществляется в отношении:

*       соответствия типовой форме;

*       указания профессии (должности);

*       наличия испытательного срока;

*       условий приема на работу и характера предстоящей работы;

*       наличия суммы оклада (сдельной расценки).

Приказы о приеме работников на работу оформляются по форме № Т-1 или № Т-1а на основании Постановления Госкомстата России от 05.01.04 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Основанием для издания приказа (распоряжения) о приеме на работу является трудовой договор, который заключается с каждым работником при приеме его на работу. Аудит трудовых договоров осуществляется на соответствие Трудовому кодексу РФ, в соответствии с которым трудовой договор должен содержать следующие положения: об обязанностях сторон, условиях оплаты труда, условиях предоставления отпуска, условиях социального страхования и социального обеспечения.

Контроль трудовой дисциплины и учета отработанного времени на основании ведения табельного учета. Такой контроль заключается в ежедневной регистрации явок на работу, ухода с нее, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причин, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.

Учет осуществляется в табеле учета рабочего времени (форма № Т-13) на предмет соответствия типовой форме, наличия отметки о причинах неявок на работу или о работе в режиме неполного рабочего дня, о работе в сверхурочное время, а также отметки о фактически отработанном времени и днях в месяце.

Проверка правильности начисления заработной платы по расчетно-платежным ведомостям, расчетным листкам, лицевым счетам. При этом помимо подтверждения основного заработка аудитор должен проверить наличие:

  • оправдательных документов, подтверждающих прочие выплаты работникам;
  • справок-расчетов бухгалтерии на доплаты при отклонении от нормальных условий труда;
  • приказов руководителя о премировании;
  • заявлений и приказов руководителя о выдаче материальной помощи.

Правильность начисления заработной платы за отработанное время аудитор устанавливает при взаимной сверке данных с табелем учета рабочего времени. Все документы по начислению заработной платы проверяются на наличие необходимых форм и видов документов, соответствие их унифицированным формам и правильность заполнения, обоснованность начисления заработка, правильность арифметических расчетов. При этом арифметическая проверка правильности начисления заработной платы осуществляется как по каждому работнику, так и по общему фонду оплаты труда за месяц.

Заключение

        На сегодняшний день в нашей стране существует большое количество нерешенных вопросов и противоречий в сфере оплаты труда.

     Время диктует не­обходимость такой системы оплаты, которая формировала бы мощные стимулы развития труда и производства. Работник крайне заинтересован даже в небольшом повышении зарплаты. Работодатель же не торопиться повышать ее, экономя на оплате труда.

             Совершенствование систем оплаты труда, поиск новых решений, может дать нам уже в ближайшем будущем рост заинтересованности работников к высокопроизводительному труду. При решении проблемы доведения минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, возможно снятие проблемы социальной напряженности. А это, конечно же, в комплексе с решением ряда других проблем в экономике нашей страны, может явиться стимулом экономического роста в будущем.

Данная курсовая работа  написана  согласно актуальности темы и цели поставленной перед ней.  В процессе  написания работы была сделана попытка, проанализировать цели, стоящие перед бухгалтерским учетом, и задачи, которые должен выполнять бухгалтер.

Библиографический список

1.     Гражданский кодекс РФ

2.     Налоговый кодекс РФ с изменениями от 7 июля 2003 г.

3.     Трудовой кодекс

4.     Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.).

5.     Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. №119-ФЗ (в ред. от 14.12.01 №164-ФЗ)

6.     Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г. №696

7.     Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утв. постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6) (извлечение) (с изм. и доп. на 15 апреля 1992 г.).

8.     Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (с изменениями на 24 марта 2000 г.).

9.     Постановление Правительства РФ «Положение об особенностях исчисления средней заработной платы от 11 апреля 2003 г. №213

10.                       Приказ Минфина РФ «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» от 28.06.2000 г. №60н

11.                       Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями на 28 мая 2003 г.).

12.                       Постановление Госкомстата РФ от 6 апреля 2001 г. N 26 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

13.                       Указ Президента РФ 15 марта 2000 г. N 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности».

14.                       Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" с изменениями от 7 мая 2003 г. №38н

15.                       Постановление Минтруда от 17 мая 2000 г. № 38 «О порядке исчисления среднего заработка в 2000 –2001 годах».

16.                       Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Оценка риска и  внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и  информационной систем" Одобрено  Комиссией по аудиторской деятельности при  Президенте Российской Федерации  11 июля 2000 г. Протокол N 1

17.                       Правило (стандарт) аудиторской деятельности  Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых  экономических субъектов добрено  Комиссией по аудиторской деятельности при  Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г.  Протокол N 6

18.                       Правило (стандарт) аудиторской деятельности  Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте  Российской Федерации 20 октября 1999 г. Протокол N 6

19.                       Правило (стандарт) аудиторской деятельности  Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской  отчетности Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте  Российской Федерации 20 августа 1999 г. Протокол N 5

20.                       Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Проверка соблюдения  нормативных актов при проведении аудита" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ  15 июля 1998 г. Протокол N 4

21.                       Правило (стандарт) аудиторской деятельности  "Аналитические процедуры" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при  Президенте РФ 22 января 1998 г.  Протокол N 2

22.                       Правило (стандарт) аудиторской деятельности  "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля в ходе аудита" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ  25 декабря 1996 года Протокол N 6

23.                       Правило (стандарт) аудиторской деятельности  "Документирование аудита" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ  25 декабря 1996 года протокол N 6

24.                       Правило (стандарт) аудиторской деятельности  "Письмо - обязательство аудиторской организации о согласии на  проведение аудита" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ  25 декабря 1996 года протокол N 6

25.                       Правило (стандарт) аудиторской деятельности      "Аудиторские доказательства" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ  25 декабря 1996 года протокол N 6

26.                       Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Планирование аудита"   Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ  25 декабря 1996 года протокол N 6

27.                       Аудит: Учебник для вузов/ Под ред. В.И.Подольского. - М.: Юнити-Дана, 2003г.

28.                       Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2004г.

29.                       Воронина Л.И. Основы современного бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие. Часть 2. Основы аудита. - М.: 2003г.

30.                       Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. - М.: Инфра-М, 2006г.

31.                       Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит. Учебное пособие - М.: «Издательство ПРИОР», 2005г.

32.                       Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003, 383 с.

33.                       Райзберг Б.А, Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2005 477 с.

34.                       Порядок ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением Совета директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. № 40)

35.                       Указанием ЦБР от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке"