ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность темы исследования определяется значимостью проблемы обеспечения эффективной занятости населения как стратегической цели современной социально-экономической политики в Российской Федераций.

Провозглашение России правовым социальным государством обязывает к проведению активной социальной политики, в том числе, в сфере правового регулирования содействия занятости и защиты от безработицы. На современном этапе в России, в основном, сформировалось законодательство о занятости населения, функционирует система органов федеральной государственной службы занятости, действуют организационно-правовые механизмы содействия занятости и трудоустройства. Вместе с тем, сложившаяся за последние годы система законодательства о занятости и практика его применения требуют существенной корректировки. При этом необходимо ориентироваться как на зарубежный и международный опыт правового регулирования содействия занятости, так и на современную социально-экономическую ситуацию в стране.

В настоящее время к первоочередным направлениям политики государства в области содействия занятости и защиты от безработицы относятся: обеспечение рациональной занятости, повышение качества и конкурентноспособности рабочей силы, что предполагает как предотвращение массовой и длительной безработицы, так и высвобождение излишних работников в связи со структурной перестройкой экономики. Необходимо также усиление адресности социальной поддержки безработным, ее переориентация на стимулирование активного поиска работы. Весьма важно и развитие регионального аспекта регулирования содействия занятости, повышение роли органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.[1]

Эти и некоторые другие актуальные на современном этапе вопросы совершенствования правового регулирования содействия занятости требуют научного анализа, обоснования и осмысления, с выработкой на их основе конкретных рекомендаций и предложений. Между тем, специальных монографических исследований комплексного характера, затрагивающих как теоретические вопросы правового регулирования содействия занятости в Российской Федерации, так и актуальные проблемы его совершенствования, в последние годы не проводилось. Большинство теоретических работ по проблематике занятости и трудоустройства относятся к советскому периоду, исследования же более позднего периода (О.М. Медведева, С.А.Димитровой, Р.Х.Риянова) затрагивают в основном наиболее общие вопросы правового регулирования занятости, либо узкие вопросы (З.С. Расулов, Ж.А. Горбачева), не учитывают современное состояние данной проблемы и не касаются многих ее аспектов, имеющих практическую значимость. Как представля- ется, необходимо восполнить данный пробел, что и определило выбор темы настоящего диссертационного исследования Цель и задачи исследования. Учитывая широту и многогранность предмета исследования,- неодинаковую степень разработанности и актуальности правовых проблем, обилие и динамичность нормативного материала, автор вынужден был ограничить круг рассматриваемых вопросов лишь наиболее важными и, с его точки зрения, представляющими на данном этапе наибольшую теоретическую и практическую значимость. При этом, отмечая, что правовое регулирование содействия занятости имеет комплексный, межотраслевой характер, диссертант акцентировал внимание, в основном, на тех вопросах, которые являются предметом регулирования трудового права и права социального обеспечения.

Главной целью исследования является разработка, на основе конституционных положений о демократическом правовом и социальном государстве с верховенством закона и приоритетом прав и свобод человека и гражданина, предмета и содержания правового регулирования содействия занятости в Российской Федерации на современном этапе и обоснование на этой основе конкретных предложений по совершенствованию системы нормативно-правовых актов, регулирующих содействие занятости и статус безработных граждан.

В этой связи, основными задачами диссертационного исследования явились: уточнение круга и определение характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования содействия занятости; определение места правовых норм, регулирующих содействие занятости, в системе российского права; формулирование принципов правового регулирования содействия занятости, раскрытие их содержания и проявления в нормах права и государственной политике содействия занятости; исследование системы источников права, регулирующих содействие занятости в РФ на современном этапе, определение места и значения в структуре источников права международных актов, конституционных положений, федерального и регионального законодательства, ведомственных нормативных актов, актов органов местного самоуправления и локальных актов; анализ соотношения права на труд и права на защиту от безработицы; уточнение понятий занятых и безработных граждан, характеристика основ их правового статуса, определение понятия пособия по безработице; выработка предложений по совершенствованию правового регулирования досрочного пенсионного обеспечения безработных граждан; разработка и аргументация конкретных предложений по совершенствованию и развитию законодательства о содействии занятости и практики его применения.

 Теоретической основой настоящей работы послужили труды отечественных ученых - экономистов, социологов (А.Э.Котляра, К.И.Микульского, Л.А.Немовой, А.И.Рофе, К.Четверниной, и др.), работы по общей теории права (С.С.Алексеева, С.Н.Братуся, В.М.Корельского, А.Ф.Ноздрачева, 6 В.Д.Перевалова, Ю.А.Тихомирова и др.), исследования в области трудового права и права социального обеспечения (труды Н.Г.Александрова, В.С.Андреева, Л.Ю. Бугрова, К.С.Батыгина, Б.К.Бегичева, С.Ю.Головиной, К.Н.Гусова, А.Д.Зайкина, М.Л.Захарова, С.А.Иванова, С.П.Маврина, Е.В.Магницкой, М.В.Молодцова, Н.Д. Мершиной, А.С.Пашкова, О.В.Смирнова, В.Н.Скобелкина, Л.А.Сыроватской, А.И.Ставцевой, Ю.П.Орловского,' В.Н.Толкуновой, Э.Г.Тучковой, К.П.Уржинского, Е.Б.Хохлова, В.Д.Шахова, В.Ш.Шайхатдинова, А.И.Шебановой и др.).

Методологической основой работы являются общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов; исторический подход; частно-научные методы сравнительного правоведения, логический, технико-юридический и другие.

 Информационную базу исследования составили международные акты о правах человека, Конституция РФ, действующее законодательство и подзакон- ные нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоуправления и локальные акты в области правового регулирования труда и содействия занятости, практика их применения, результаты экономических, социологических и других исследований (в том числе проведенных с участием автора в Ханты-Мансийском автономном округе), научная и учебная литература, статистические данные, опыт ряда зарубежных стран.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Научная но визна диссертационной работы определяется тем, что она представляет собой первое комплексное монографическое исследование правовых проблем содействия занятости населения в Российской Федерации на современном этапе.

Наиболее существенные моменты, отражающие научную новизну диссертационного исследования, содержатся в следующих положениях, которые выносятся на защиту:

1. Произведено уточнение круга и определение характера общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования содействия занятости. 2

2. Обоснован тезис о том, что правовые нормы, регулирующие содействие занятости, в своей совокупности составляют единый комплексный межотраслевой институт, включающий в себя нормы трудового, административного и финансового права, права социального обеспечения, гражданского права. г

3. Сформулированы принципы правового регулирования содействия за- нятости, раскрыто их содержание и проявление в нормах права и государственной политики содействия занятости;

4. Дана общая характеристика системы источников права, регулирующих содействие занятости в РФ на современном этапе, на основе анализа их содержания вносится ряд предложений по совершенствованию нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, а t также ведомственного нормотворчества;

5. Анализируется соотношение права на труд и права на защиту от безработицы, раскрывается содержание последнего;

6. Производится уточнение понятий занятых и безработных граждан, дается общая характеристика основ их правового статуса;

7. Проведен анализ действующего законодательства о социальной защите безработных граждан, обоснованы предложения по его совершенствованию;

8. Сформулированы и аргументированы конкретные предложения по со-¦* вершенствованию и развитию законодательства о занятости и практики его применения. Теоретическое и практическое значение исследования. Полученные в результате диссертационного исследования научные результаты, выводы и предложения могут быть использованы в научной работе, в нормотворческой и правоприменительной деятельности. Аргументированные в диссертации положения могут быть использованы также в учебном процессе по курсам "Право- вое регулирование занятости населения", "Трудовое право". "Право социального обеспечения". Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры социального права Уральской академии государственной службы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях в г.г. Екатеринбурге (1999 г.), Лангепасе (1999 г.). Теоретические и практические выводы, полученные в процессе исследования, опубликованы в учебном пособии объемом 8,2 п.л. (Екатеринбург, 1998) и в 2-х научных статьях. Положения диссертации используются автором в преподавании курса "Правовое регулирование рынка труда и занятости". Промежуточные результаты исследования использовались автором при разработке проекта закона Ханты — Мансийского автономного округа "О содействии занятости населения в Ханты - Мансийском автономном округе" и ряда подзаконных нормативно-правовых актов о содействии занятости. Структура и объем диссертации определяются целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения и списка литературы.

Глава I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ

1.1. Понятие правового регулирования содействия занятости по законодательству Российской Федерации

Проблема занятости является предметом исследования различных общественных наук: экономической теории, социологии, политологии, психологии, юриспруденции. Соответственно, и понятие занятости формулируется через совокупность общественных отношений: экономических, политических, социальных. Однако в юридической науке данный подход к исследованию правового регулирования занятости пока не получил распространения. Понятие занятости рассматривается обычно с позиций ее легального определения, содержащегося в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"1.

В соответствии со ст.1 указанного закона занятость представляет собой общественно- полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок (трудовой доход). В учебной и научной литературе по трудовому праву занятость рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле категория занятости включает в себя любую деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащую законодательству; в узком смысле занятость понимается как трудовая деятельность по найму или по другим основаниям, приносящая регулярный доход.2

На наш взгляд, такой подход к понятию занятости нельзя признать достаточно точным. Определение занятости через деятельность граждан страдает односторонностью, поскольку имеет в виду не характеристику общественных отношений, а определенные действия одной из сторон этих отношений, что не

1 Ведомости. 1991. № 18. Ст. 565; СЗ РФ . 1996. №17. Ст. 1915; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 18. Ст. 221, № 29. Ст. 3696.

2 См : Трудовое право России. СПб, 1994. С. 98-99. 10

соответствует требованиям общей теории права, в соответствии с которыми предметом правового регулирования могут быть лишь отношения между субъектами права.1 Кроме того, при таком подходе следует признать, что содержанием правового регулирования занятости является регламентация всей не противоречащей законодательству деятельности населения страны; соответственно, законодательство о занятости охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека. Даже при понимании занятости в узком смысле придется включать в содержание ее правового регулирования все нормы трудового законодательства. В свете сказанного, необходимо конкретизировать содержание правового регулирования занятости. В частности, следует исходить из того, что предметом правового регулирования является не сама занятость, понимаемая как содержание не запрещенной законом и осуществляемой в разнообразных формах деятельности граждан, а отношения по поводу создания условий для вовлечения граждан в эту деятельность и содействие в осуществлении этой деятельности. Соответственно, более правильным было бы употребление термина "правовое регулирование содействия занятости". Следует отметить, что в науке трудового права уже предпринимались попытки исследования правового регулирования занятости с точки зрения содержания возникающих при этом общественных отношений. Так, М.Ю. Лав-риковой предлагалось, исходя из двойственного (широкого и узкого) понимания занятости, включать в его содержание либо все правоотношения, возникающие при любой общественно-полезной деятельности, либо только правоотношения по трудоустройству. При этом в системе трудоустройства указанный автор выделяет следующие виды отношений: по распределению молодых специалистов и рабочих на основе договорных отношений; См. : Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. М., 1994. С. 106-109. 11 по направлению на работу в счет установленной брони (квоты); по трудоустройству работников, высвобождаемых в связи с реорганизацией производства; иные виды отношений.1 В.Н. Толкунова и К.Н. Гусов полагают, что в сфере правового регулирования занятости существуют три вида правоотношений по обеспечению занятости и трудоустройству: правоотношение между органом службы занятости и гражданином, обратившимся в этот орган с заявлением о помощи в подыскании подходящей работы и признании его безработным; правоотношение между органом службы занятости и работодателем, обязанным информировать эту службу о потребностях в кадрах, наличии вакантных мест, предстоящих массовых высвобождениях, перечислять взносы в фонд занятости и принимать на вакантные места направляемых службой занятости подходящих работников; правоотношение между безработным, получившим направление от службы занятости, и соответствующим работодателем о приеме на работу.2 Аналогичной позиции придерживаются и авторы учебника по трудовому праву, подготовленного кафедрой трудового права Академии труда и социальных отношений.3 В отличие от этого, О.М. Медведев, основываясь на экономическом подходе к понятию обеспечения занятости, согласно которому занятость охватывает все фазы общественного производства (производство, обмен, распределение), выделяет в структуре занятости три элемента: привлечение трудовых ресурсов; собственно занятость (то есть деятельность трудоспособного населения ' См.: Лаврикова М.Ю. Правовое регулирование занятости населения в СССР. Автореф. дисс... канд юрид наук. СПб., 1991. С 13. 2 См. : Трудовое право России: Учебное пособие / Под ред. В.Н.Толкуновой. М.: Юрист, 1995. С 114-117. 3См.: Трудовое право; Учебник / Под ред. О.В.Смирнова. М., 1996. С. 113-116. 12 в сфере общественного труда), высвобождение трудовых ресурсов.1 Соответственно, содействие (или, выражаясь терминологией О.М. Медведева, обеспечение) занятости будет состоять либо из всей совокупности экономических, социальных, организационно-правовых и иных мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного труда, а также сохранению и поддержанию уже существующей занятости, либо только из некоторых элементов, направленных на достижение собственно занятости или использование трудовых ресурсов. Однако, предложенные концепции структуры правоотношений в сфере занятости вряд ли можно признать удачными. Прежде всего, при сохранении "широкого" подхода к понятию занятости по-прежнему предмет правового регулирования занятости остается "размытым", поскольку сохраняется возможность включения в него всех правоотношений, возникающих при осуществлении гражданами разнообразных форм общественно-полезной деятельности. С другой стороны, правовое регулирование занятости в узком смысле неоправданно ограничивается исключительно вопросами регламентации трудоустройства, под которым понимается содействие гражданам в подыскании работы и заключении трудового договора. К тому же в предложенных концепциях отношения, возникающие при трудоустройстве, обозначены далеко не полностью. В частности, не учтены правоотношения, возникающие при профессиональной ориентации, профессиональном обучении, производстве общественных работ, отсутствует и такая важная группа отношений, как отношения по поводу назначения и выплаты пособий по безработице и оказанию иных видов социальной поддержки безработным гражданам. Вместе с тем, понятия содействия занятости и трудоустройства не идентичны, а соотносятся как целое и частное. Под трудоустройством понимается 1 См.: Медведев 0. М. Некоторые правовые вопросы обеспечения занятости населения // Государство и право. 1992. Ж" 8. С. 65. 13 система мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. Трудоустройство включает в себя содействие в поиске и получении работы со стороны органов службы занятости, а также негосударственных организаций, действующих на основании лицензии.1 Отношения по трудоустройству предшествуют трудовым или ученическим правоотношениям и заканчиваются, как правило, заключением трудового или ученического договора.2 В отличие от этого, содействие занятости имеет значительно более широкое содержание, включающее, помимо трудоустройства, также и такие меры, как осуществление профессиональной ориентации и профессиональной подготовки и переподготовки лиц, ищущих работу, организацию общественных работ, оказание социальной поддержки безработным гражданам. При реализации этих мер также складываются урегулированные нормами права общественные отношения по поводу профессиональной ориентации и профессиональной подготовки и переподготовки, организации общественных работ, выплате безработным гражданам пособий, досрочных пенсий и иных видов социальной поддержки. Нуждается в пересмотре и понятие трудоустройства. На наш взгляд, в настоящее время неправомерно ограничивать его содержание только мероприятиями по подысканию подходящей работы, содействием в заключении трудового или ученического договора. Такой подход к трудоустройству, характерный для науки трудового права советского периода, основывался на его роли исключительно как средства реализации права на труд в форме заключения трудового договора. Однако, реализация права на труд в современных условиях может осуществляться в многообразных правовых формах. Граждане участвуют в общественной организации труда как в качестве наемных работников, вступая в трудовые отношения с предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм и форм собственности, ' См.: Уржинский К.П. Трудоустройство граждан в СССР. М, 1976. С. 23-29; Горбачева Ж.А. Правовое регулирование трудоустройства в Российской Федерации: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М, 1997. C.I2; Сыроват-скаяЛ.А. Трудовое право: Учебник. М.,1998. С. 130. 2 См.: Расулов 3. Ф. Правовое регулирование трудоустройства в новых условиях хозяйствования: Автореф. дисс. . . канд. юрид. наук. М. , 1992. СП. . 14 профессий,1 членов хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов, основанных на личном трудовом участии. Способность гражданина к труду может быть реализована и в форме индивидуальной предпринимательской деятельности, труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве, а также в иных формах индивидуальной трудовой деятельности (частные врачи, детективы, нотариусы, юристы и т.п.). Кроме того, гражданин вправе вступать в договорные отношения гражданско-правового характера, предметом которых являются в той или иной степени результаты его личного труда. Характерно, что наряду с традиционными видами таких договоров (подряд, поручение, комиссия), новое гражданское законодательство предусматривает целый ряд новых, либо конкретизирующих названные договоров, стороной которых может выступать гражданин, реализующий способность к труду (договоры аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, возмездного оказания услуг, на выполнение научно- исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, бытового подряда, агентирования и др.). Это свидетельствует о том, что данная форма реализации гражданами права на труд приобретает довольно распространенный характер. Соответственно, и трудоустройство как средство реализации права на труд в современных условиях, должно охватывать систему мер, имеющих целью оказание содействия гражданам не только в поступлении на работу (заключении трудового договора), но и в осуществлении общественно- полезной деятельности в иных формах. Содействие самостоятельной занятости граждан может состоять в оказании им помощи организационного, консультационного или информационного характера, предоставлении финансовых, либо материальных средств, необходимых для открытия собственного дела. 1 О понятии работников творческих профессий см.: Васильева Ю.В. Пенсии работникам творческих профессий: Дис... канд. юрид. наук. Пермь, 1998. С. 18. 15 С учетом сказанного, в совокупности общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования содействия занятости, следует выделять следующие виды отношений: 1). Собственно отношения по трудоустройству, складывающиеся между лицами, ищущими работу, органами службы занятости и работодателями по поводу содействия гражданам в подборе подходящей работы (подходящего вида занятости) и их трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; 2). Отношения по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке, переподготовке, складывающиеся между безработными гражданами, органами службы занятости и образовательными или иными учебными заведениями, учебными центрами, образовательными подразделениями организаций по поводу профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан; 3). Отношения, возникающие между безработными гражданами, иными гражданами, зарегистрированными в органах службы занятости и органами службы занятости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями-работодателями в связи с организацией и производством общественных работ и квотированием рабочих мест; 4). Отношения по поводу предоставления безработным гражданам социальных гарантий и компенсаций, складывающиеся между безработными гражданами и органами службы занятости в связи с назначением и выплатой пособий по безработице, досрочных пенсий, стипендии, материальной помощи и иных видов социальной поддержки. В свою очередь, каждый из указанных видов отношений может быть подразделен на отдельные группы в зависимости от их содержания и субъектного состава. Так, в системе отношений по трудоустройству следует выделять отношения между гражданами и органами службы занятости, между органом службы занятости и работодателем, между трудоустраиваемым граж- 16 данином и работодателем, между органами службы занятости и органами местного самоуправления. Кроме того, содействие трудоустройству, оказание услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке незанятых граждан может осуществляться не только органами службы занятости, но и специализированными негосударственными организациями, имеющими лицензии на указанные виды деятельности. В отличие от органов службы занятости, данные услуги оказываются этими организациями на возмездной основе. Соответственно, изменяется не только субъектный состав, но и содержание возникающих при этом отношений. Отношения, составляющие предмет правового регулирования содействия занятости, имеют единую целевую направленность. Вместе с тем, указанные группы отношений различаются по субъектному составу и характеру возникающих правовых связей. Так, субъектами отношений по трудоустройству являются лица, ищущие работу, органы службы занятости и работодатели. Эти отношения направлены на содействие гражданам в подборе подходящей работы, имеют целью их трудоустройство и заканчиваются, как правило, заключением трудового договора. Поскольку отношения по трудоустройству тесно связаны с трудовыми отношениями, в науке трудового права эти отношения определяются как предшествующие трудовым отношениям.1 При этом большинство авторов, вычленяя из всей совокупности рассмотренных выше отношений в области содействия занятости отношения по1 трудоустройству, включают регулирующие эту группу отношений правовые нормы в состав Особенной части отрасли трудового права в качестве самостоятельного института трудоустройства.2 Несколько иной позиции придерживаются В. Н. Толкунова и К. Н. Гусов, предлагающие именовать совокупность норм, регулирующих эти отношения, институтом занятости и трудоустройства,3 " См.: Трудовое право России: Учебник / Под ред. Р.З. Лившица и Ю.П.Орловского. М.: Норма, 1998. С. 21. См.: Молодцов М.В. Теоретические проблемы системы советского трудового права: Автореф. дис... докт. юрид. наук.М., 1983. С. 27-28; Лаврикова М.Ю. Правовое регулирование занятости населения в СССР, С. 17; Трудовое право России / Под ред. А. С. Пашкова. С. 44; Трудовое право / Под ред. О. В. Смирнова. С. 16. 3 См.: Трудовое право России / Под. ред. В.Н.Толкуновой. С. 23. 17 а также Е. Б. Хохлов, который конструирует в системе Особенной части трудового права единый правовой институт обеспечения занятости.1 Однако, отношения по трудоустройству составляют лишь часть отношений в области содействия занятости. Иные виды отношений в области содействия занятости имеют самостоятельный характер, специфическое содержание и субъектный состав, поэтому регулирующие их нормы следует рассматривать как относительно самостоятельные образования в системе права. В частности, отношения по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке, хотя и направлены на создание условий для трудоустройства и в этом смысле являются сопутствующими отношениям по трудоустройству, все же обладают определенной самостоятельностью. Это проявляется в наличии специальных субъектов - образовательных или иных учебных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан. Содержанием этих отношений являются правовые связи, складывающиеся между безработными гражданами и органами службы занятости при направлении безработных на обучение, между обучающимися гражданами и образовательными учреждениями в процессе самого обучения, между образовательными учреждениями и органами службы занятости по поводу организации и финансирования обучения. По своей правовой природе эти отношения являются разновидностью так называемых образовательных, отношений, опосредующих различные формы реализации гражданами права на образование , как составной части предмета административного права. Относительной автономностью обладают и отношения по поводу организации и производства общественных работ. Субъектами этих отношений могут быть не только безработные граждане, но и иные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости. Между ними и организациями-работодателями заключается срочный трудовой договор об участии в общественных работах, поэтому складывающиеся при этом отношения являются тру- 1 См.: Курс российского трудового права. СПб., 1996. ТЛ. С. 107. 2 См.: Шкатулла В. И. Право на образование // Государство и право. 1997. №7. С. 12.


[1] См.: О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов: Постановление Правительства РФ от 26.02.97 № 222 (в ред. от 27.07.98) // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. ! 173; 1998. № 32.Ст. 3S91; Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин ВВ. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М., 1998. 4