Безработные

в Российской Федерации

План.

1.     Введение

2.     Законодательство РФ о занятости населения.

3.     Основные гарантии предоставляемые безработным гражданам на территории Российской Федерации.

4.     Гарантии социальной поддержки.

4.1.       Возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

4.2.       Права и обязанности безработных граждан.

4.3.       Право на подходящую работу.

4.4.       Право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

4.5.       Обязанности.

5.     Социально-правовая защита некоторых слабо защищенных категорий безработных.

6.     Заключение.

7.    Список использованной литературы

Введение.

При смене политической и экономической формации в начале 90-х годов возникла острая необходимость регулирования общественных отношений , связанных с проблемой занятости и безработицы. Именно это заставило законодателя в 1991г. принять первый в истории России Закон о занятости населения в РСФСР – попытка каким–то образом защитить категорию граждан, оказавшейся в сложном положении. Уже в 1992г.он претерпел существенные изменения о дополнения , но и сегодня не соответствует в полной мере требованиям практики.

Такое положение объяснимо. Во-первых , в теории советского трудового права правовой статус безработного не подвергался исследованию. В условиях государственной политики всеобщей и обязательной занятости государство не нуждалось в подобном законе. Во-вторых, ныне действующий закон о занятости , хотя и построен на общих международно-правовых принципах, однако в них не учитываются в должной мере наши национальные традиции трудовых отношений. В области трудовых отношений сильней , чем где бы то ни было , проявляются исторические традиции каждого народа , каждой страны. Но тем не менее , Закон «О занятости населения в РФ» с учетом всех его положительных и отрицательных моментов живет и действует.

Очевидна не развитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий и т.д. Соблюдение социальных прав, предоставление работникам гарантий по условиям и оплате труда, противодействие росту безработицы – характерные черты организации цивилизованного рынка труда. Государство должно быть заинтересованно в экономической и социальной стабильности общества и способно своими решениями обеспечить высокий уровень правовой защиты законных интересов всех участников рынка труда.

В связи с этим особо интересует вопрос социально-правовой защиты самих безработных граждан , как особой категории граждан , не сумевших противостоять сложившейся ситуации , либо по каким то другим обстоятельствам, оказавшимся в таком положении.

Целью моей курсовой работы является показать, насколько государство способно защитить данную категорию граждан, путем предоставления им социальных и правовых гарантий, насколько данные гарантии являются обоснованными, целесообразными и эффективными.

Законодательство РФ о занятости населения.

В силу того , что общественные отношения в области занятости достаточно сложны и многообразны и поэтому законодательство РФ в данной сфере представляет из себя сложную систему.

Правовую основу для законодательных актов составляет Конституция РФ , которая наделена высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории РФ. Статья 37 Конституции РФ предусмотрела защиту граждан от безработицы и закрепила основные гарантии в данной области. Федеральный закон от 19 апреля 1991г. «О занятости населения в РФ» (в редакции от 20 апреля 1996г.)[1]. 

В РФ существует комплекс законов , которые в той или иной мере затрагивают вопросы занятости , а именно: Федеральный закон от 20 июля 1995г.«О социальной защите инвалидов в РФ»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей ставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 08.02.98г); Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (в редакции ФЗ от 24.11.95г.);Уголовно - Исполнительный Кодекс , вступивший в действие с 08.01.97г.; Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19.02.93г.; Федеральный закон « О беженцах» от 19.02.93г. и другие.

Субъекты РФ в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области занятости правовые акты , не противоречащие федеральному законодательству о занятости. Задачами законодательства о занятости являются: - обеспечение и защита конституционных прав граждан на труд и защиту от безработицы; разграничение компетенции по занятости между органами государственной власти и управления различных уровней; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц по занятости, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.

Важнейшие положения занятости содержит КЗоТ РФ, регулирующий вопросы трудоустройства, защиты трудовых прав граждан и тд.

Дополнительные права граждан в сфере занятости отражены в ряде указов Президента РФ.

Министерство труда и социального развития РФ , также принимает немало ведомственных нормативных актов, дает разъяснения по применению указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по вопросам труда , занятости и социально-трудовых отношений.

Однако следует подчеркнуть, что во всей системе законодательных актов о занятости центральным, определяющим содержание института обеспечения занятости и трудоустройства , является Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991г. (в редакции от 20 апреля 1996г. за №  36-ФЗ).была принята новая редакция в конце апреля 1999г.

Основные гарантии предоставляемые безработным гражданам на территории Российской Федерации.

Гарантии социальной поддержки закон представляет гражданам, признанным органами службы занятости безработными. Закон РФ «О занятости населения в РФ» содержит нормы , касающиеся гарантий государства в реализации права граждан (в том числе и безработных) на труд и социальные гарантий и компенсации. Гарантии граждан в первую очередь направлены на защиту их естественных прав – права на труд. Тем ,кто в настоящий момент не может воспользоваться этим правом закон установил некоторые социальные гарантии и компенсации. Закон РФ «О занятости населения в РФ» в новой редакции закрепил конституционное право граждан на защиту от безработицы независимо от продолжительности проживания на территории Российской Федерации. В прежней редакции закон устанавливал требование, что гарантии государства по реализации права на труд предоставляются гражданам постоянно проживающим на её территории шесть и более месяцев. Исключение было установлено только для граждан, уволенных с военной службы и членов их семей , беженцев и вынужденных переселенцев. Закрепление этого требования противоречило ст. 37 Конституции РФ , в соответствии с которой право на защиту от безработицы граждан РФ не ограничено необходимостью определенного срока постоянного проживания[2]. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации: свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения  или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Необходимо подробнее остановиться на гарантиях, предоставляемых безработным гражданам: гарантия бесплатной профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Основная цель профессиональной ориентации – оказать содействие гражданам, обратившимся в органы службы занятости , в получении подходящего места работы в соответствии с их личными интересами , потребностями работодателя и рынка труда путем их профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки.[3] Важное условие стабилизации и последующего экономического роста в России – конкурентноспособная рабочая сила. Анализ нынешнего состояния кадрового потенциала РФ выявляет значительные упущения в области подготовки квалифицированных работников, недоразвитость рынка труда и учебных услуг. А связь с этими рынками самая непосредственная, поскольку формирование конкурентно способных работников зависит в первую очередь от уровня профессионального обучения. Чем выше уровень подготовки  работников , тем больше гарантий от безработицы и шансов для вторичной занятости.[4]

В новой редакции п. 3 ст. 23 Закона круг лиц , пользующихся таким правом, расширен за счет включения в него безработных инвалидов, выпускников общеобразовательных учреждений , граждан впервые ищущих работу (ранее не работающих), не имеющих профессии[5] Необходимо ,кроме того, обратить внимание и на то обстоятельство, что безработные граждане получили возможность пройти профессиональное обучение не по истечении установленного срока выплаты пособия по безработице, т.е. 12 месяцев в суммарном исчислении в течении 18 месяцев, а гораздо раньше – по истечении шестимесячного периода безработицы.

Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения осуществляется, как правило, по специальностям , пользующимся повышенным спросом на рынке рабочей силы, в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центров органов службы занятости или иных образовательных учреждений в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Гражданам, успешно завершившим обучение, учреждения профессионального образования выдаются документы об окончании обучения в зависимости от видов и сроков.

Гарантии социальной поддержки.

К числу основных гарантий социальной поддержки безработных относится выплата пособий по безработице.

Пособие по безработице представляет собой возмещение работнику утраты заработка в связи с временной потерей работы на период поиска нового рабочего места[6].

Нынешняя экономическая ситуация диктует необходимость поиска новых рациональных механизмов использования государственных средств для социальной защиты граждан от безработицы. Пособие по безработице должно не только компенсировать временно утраченный заработок, но и быть экономически оправданным и социально обоснованным.

Становиться все более очевидным, что необходим более дифференцированный подход кусловиям и нормам социальной защиты граждан от безработицы, в том числе и к выплате пособий по безработице.

Гражданину, признанному службой занятости безработным, пособие по безработице выплачивается в размере минимальной заработной платы либо начисляется в процентом отношении к среднемесячному заработку работника по последнему месту работы. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными.

В соответствии с п. 5 ст. 9 , п. 2 ст. 13 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 1998г. детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течении 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в субъекте РФ.[7]

Гражданам , проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях , а также в районах и местностях , где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице выплачивается с учетом районного коэффициента. Поскольку в соответствии с ч.4 ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»[8], при исчисления среднего заработка во всех случаях учитывается выплата районного коэффициента , в п. 4 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в РФ указывается , что гражданам, имеющим период оплачиваемой работы не менее 26 недель в течении 12 месяцев , предшествовавших началу безработицы , средний заработок для начисления пособия по безработице рассчитывается без учета районного коэффициента.

На основании п. 5 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в РФ» гражданам , подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф , признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие. Размер дополнительного пособия установлен в зависимости от продолжительности проживания граждан на соответствующей территории зоны радиоактивного загрязнения.

Поскольку дополнительное пособие является компенсацией за неблагоприятные условия проживания , поэтому его выплата осуществляется за счет средств федерального бюджета , а не фонда занятости населения.

Возможность участия

в оплачиваемых общественных работах.

Теория практика регулирования рынка труда относит организацию общественных работ к одной важной актуальных мер по преодолению безработицы наряду с созданием новых рабочих мест , переподготовкой, субсидированной занятости и рационализации миграционных потоков.[9] Особенность общественных работ в том, что они способны занять работников и смягчить ситуацию на рынке труда достаточно в короткое время. Такая форма временной занятости выполняет во многом и функции социальной поддержки безработных.

Общественные работы – это общедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную направленность.

 Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. Договор гражданина на участие в общественных работах расторгается в случае его поступления на постоянное место работы, на временное подходящее рабочее место и по другим уважительным причинам.

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании. Участие в общественных работах включается в общий трудовой стаж, но при подборе подходящей работы не учитывается.

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Права и обязанности безработных граждан.

В связи с тем , что права безработных граждан в области занятости во многом совпадают с их гарантиями , я остановлюсь лишь на некоторых основных правах о которых выше не шла речь

Право на подходящую работу.

Основным правом безработного гражданина является право на подходящую работу. Понятие «подходящая работа» определено а Конвенции МОТ №44 «О пособиях лицам , являющимся безработными по независящим от них обстоятельств» (1934г.) и является основой системы материальной помощи безработным гражданам во многих государствах. Для того , чтобы иметь основание для получения пособия по безработице , безработные должны оказаться в положении , при котором невозможно найти подходящую работу или отказаться от предложений органов службы занятости только в случаях, если предлагаемая им занятость является неподходящей. Этим условием преследуется цель не принуждать безработных соглашаться на предложения под давлением нужды и тем самым дает возможность сохранить определенный квалификационный уровень[10]

Конвенция МОТ №44 дает несколько критериев подходящей работы: профессия , местонахождение , вознаграждение за работу, условия труда, непричастность к трудовым конфликтам и др.

Общие требования к подходящей работе определены ст. 4 закона о занятости, согласно которой подходящей считается работа , в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условием последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. (как видно , здесь четко выделено четыре условия подходящей работы.)

В соответствии со ст. 5 закона «Об образовании» гражданам , впервые ищущим работу, не имеющим профессии (специальности), государством гарантируется на конкурсной основе получения бесплатного профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получается впервые. Указанная категория граждан может пройти профессиональное обучение и по направлению службы занятости.

Право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

При реализации прав граждан, предусмотренных не только Законом РФ «О занятости населения в РФ» , Декларация прав и свобод человека, Конституция РФ закрепили возможность граждан на судебную защиту их прав и свобод от неправомерных действий государственных органов , органов местного самоуправления , учреждений , предприятий и их объединений или должностных лиц.

При реализации прав , вытекающих из отношений занятости, часто возникают конфликты. Наиболее распространенными являются споры в связи с отказом органов службы занятости в признании граждан безработными, выплате пособий по безработице и стипендий, их приостановке и снижению, снятие безработных с учета и т.д.

Обжалование гражданина в суд может предшествовать подача им жалобы на должностное лицо или на орган службы занятости в целом в вышестоящий по подчиненности орган, что в настоящий момент, как показала практика, является достаточно эффективным оружием в борьбе за права и законные интересы безработных граждан.

Обязанности.

Закон РФ «О занятости населения в РФ» не содержит конкретных положений, закрепляющих обязанности, возлагаемые на безработного гражданина в период поиска им подходящей работы. Но анализ текста закона дает возможность назвать следующие обязанности гражданина , имеющего статус безработного:

§  сообщать органам службы занятости о трудоустройстве или ином виде занятости;

§  перерегистрироваться в службе занятости при соблюдении условий и установленных сроков, но не реже двух раз в месяц;

§  явиться своевременно в течении трех дней со дня направления органами службы занятости на переговоры с работодателем;

§  явиться в органы службы занятости для получения направления на работу или учебу.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей без уважительных причин влечет в одних случаях - прекращение выплаты пособия по безработице ; в других – может повлечь приостановку выплаты пособия по безработице, сокращение размера выплачиваемого пособия.

Социально-правовая защита некоторых слабо защищенных категорий безработных.

Одним из направлений активной политики занятости, которую проводит Российское государство, являются специальные мероприятия по обеспечению работой граждан, испытывающих трудности в её поиске и особо нуждающихся в социальной защите. К ним относят молодежь; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин , воспитывающих детей дошкольного возраста, детей – инвалидов; лиц предпенсионного возраста; инвалидов; лиц продолжительное время не имеющих работы; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание по решению суда; беженцев; вынужденных переселенцев; граждан уволенных с военной службы, и членов их семей.

К таким специальным мероприятиям относиться квотирование рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях. Под квотированием понимается минимальное количество рабочих мест для этих категорий граждан (в процентах от среднесписочной численности работников), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации (включая количество рабочих мест, уже занятыми гражданами данной категории).

Понятие, содержание и порядок введения квот содержится в «Рекомендациях по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите», утвержденных Постановлением № 9 Министерства труда РФ от 06.02.95[11].

Размер квоты и порядок ее ввода определяется органом местного самоуправления ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, возможностей работодателей, финансовых возможностей региона на срок не менее одного календарного года. Например для инвалидов рекомендовано устанавливать квоту в размере не менее 3 процентов от среднесписочной численности работников с учетом инвалидов, ранее принятых на работу. В месячный срок с момента получения решения местных органов власти или самоуправления о квотировании рабочих мест работодатель должен разработать мероприятия по организации дополнительных или выделению имеющихся рабочих мест в счет установленной квоты и сообщить об этом в соответствующий территориальный орган службы занятости.

В случае невозможности выделения или создания на своем производстве рабочих мест для использования труда инвалидов или  других категорий граждан в счет установленной для данной  организации квоты работодатели вправе для этой цели арендовать  рабочие места или произвести соответствующее перечисление в местный бюджет для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест в других организациях. Несколько организаций по предложению органа местного самоуправления и по договоренности между собой могут создать за счет своих средств цех или участок на одном из них.

Трудоустройство на квотируемые рабочие места производиться работодателем по направлению службы занятости или самостоятельно. Направление на работу дает гражданину основание претендовать на заключение трудового договора

Одной из слабо защищенных категорий граждан является молодеж. Организация работы по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан осуществляется на всестороннего анализа состояния рынка труда, изучения потребностей подростков в трудоустройстве и возможностей работодателей в обеспечении их занятости. При отсутствии необходимого количества рабочих мест для трудоустройства подростков органы службы занятости могут вносить в местные органы власти об установлении в соответствии с трудовым законодательством квот приема на работу лиц моложе 18 лет. В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений учреждений начального и среднего профессионального образования , а так же лиц моложе 18 лет , особо нуждающихся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы , например сирот , выпускников детских домов , детей , оставшихся без попечения родителей, направленных органами службы занятости в порядке трудоустройства , в счет квоты , установленной органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Отказ работодателя в приеме на работу выше указанных лиц, может быть обжаловано в суд , а сам работодатель - привлечен к ответственности.

Органы службы занятости организуют работу по трудоустройству подростков при посредничестве постоянно действующих и временных молодежных бирж труда , предприятий временного найма и др. на основе договоров.

Подростки в возрасте от14 до 16 лет имеют право на получение помощи от органов службы занятости в трудоустройстве. Приказом ФСЗ России № 94 от 26 апреля 1995г. утверждено Положение о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан[12] Названным актом определены основные принципы деятельности органов службы занятости по организации трудоустройства на временную работу учащихся образовательных школ ,начальных и средних профессиональных учебных заведений в возрасте 14-18 лет, а также подростков, по каким – либо причинам не являющихся учащимися на момент обращения в службу занятости. Данное положение определяет деятельность органов службы занятости по организации трудоустройства  несовершеннолетних граждан, достигших 14 лет, на временную работу как на период каникул , так и в свободное от учебы время в течении всего учебного года. Однако при трудоустройстве несовершеннолетних граждан необходимо учитывать требования КЗоТ РФ (Труд молодежи). Служба занятости , трудоустраивая подростков , должна учитывать ограничения , установленные законодательством в применении их труда. В противном случае работа, предложенная несовершеннолетним , не может быть признана подходящей.

Важное значение для трудоустройства выпускников учебных заведений имеет Положение об организации временной занятости безработной молодежи – «Молодежная практика», утвержденное приказом ФСЗ России от 22 ноября 1994г. № 150. Решение об организации «Молодежной практики» принимают органы службы занятости на основе ситуации, сложившейся на региональном рынке труда , и при наличии средств бюджета регионального фонда занятости. Подбор безработной молодежи для участия в «Молодежной практике» осуществляется исходя из того, что подросток состоит на учете в службе занятости в качестве безработного свыше 3 месяцев. При этом в исключительных случаях для выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, и лиц не завершивших его по каким – либо причинам , в случае их отказа от профессиональной подготовки направление на «Молодежную практику» может предлагаться со дня признания их безработными.

Учитывается отсутствие в период подбора участников подходящей для них работы ; последние могут быть в возрасте от16 до 26 лет включительно.

Направление на «Молодежную практику» производиться только с согласия самого безработного. С организацией, которое дало согласие на приём безработной молодежи на ученические рабочие места , органы службы занятости заключают договор на создание дополнительного рабочего места. В нем предусматривается количество принимаемых на работу граждан , перечень профессий, по которым работодатель принимает безработную молодежь , обяза-тельства обеспечить получение ею профессиональных знаний , умении и навыков в соответствии с квалификационными требованиями. На работодателя возлагается составление индивидуального учебного плана для конкретного работника на основе примерной обязательной программы для подготовки  кадров на производстве. С работником заключается срочный трудовой договор сроком до шести месяцев, в котором указывается, по какой профессии он принят на ученическое рабочее место, с внесением соответствующей записи в трудовую книжку. Работодатель предоставляет в органы службы занятости копию приказа о зачислении гражданина на ученическое рабочее место по конкретной профессии и копию учебного плана не позднее трех дней со дня приема на работу. Органы службы занятости , получив выше указанные документы снимают безработного с учета в качестве безработного со дня приема его на работу. Особо следует остановиться на вопросах занятости детей – сирот , детей, оставшихся без попечения родителей и лицах из числа детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 08.02.98 N 17-ФЗ). Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в  возрасте до 23 лет. Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профес-сиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения Российской Федерации.

Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

В соответствии с выше указанным Федеральным законом Министерство труда и социального развития РФ Постановлением от 12 февраля 1998г. № 5 утвердило Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми – сиротами , детьми , оставшимися без попечения родителей , лицами из числа детей- сирот и лиц , оставшихся без попечения родителей , которое регулирует вопросы по оказанию содействия а трудоустройстве, вышеуказанным лицам, признанию их безработными , профессиональной подготовке и выплате им пособий по безработице.

Заключение.

Анализ законодательства РФ о занятости в области социально-правовой защиты безработных позволяет сделать вывод , что действующие правила в данной области, по своей сути, приближены ко многим международно-правовым нормам, хотя и требуют последующих доработок.

Применение закона РФ «О занятости населения в РФ» поставило ряд вопросов, выявило пробелы некоторых положений , а так же неточности, требующие своего внимания.

Например, статья 3 ч.3 Закона гласит , что безработными не могут быть признаны граждане не достигшие 16 летнего возраста , что в свою очередь противоречит нормам КЗоТ РФ , в соответствии с которым возможен прием на работу лиц , достигших 14 летнего возраста. Поэтому закон о занятости в данном вопросе требует корректировки.

Необходимо отметить , что Федеральный закон «О занятости населения в РФ» не устанавливает обязанности безработных. Однако Постановление Правительства РФ«О порядке регистрации безработных граждан» от 22 апреля 1997г., содержит ряд обязанностей , возложенных на безработных . По моему мнению данный пробел должен быть восполнен в Законе. Одновременно с этим, необходимо закрепить, какие правовые последствия наступают при её невыполнении.

Закон о занятости , хоть и содержит отдельные нормы , касающиеся социальной защиты слабо защищенных слоев населения , но на мой взгляд они малоэффективны и требуют доработок.

В целом же Федеральный закон «О занятости населения в РФ» является неплохой попыткой урегулировать общественные отношения в столь специфической области, хотя законодателю предстоит еще большая работа для того , чтобы данный закон соответствовал реальной жизни.

Список использованной литературы:

1.    Конституция РФ

2.    Закон РФ от 19.04.91г. (в редакции ФЗ от 20.03.96г.) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета , 6 мая 1996г.

3.    Федеральный закон от 20 июля 1995г.«О социальной защите инвалидов в РФ» // Российская газета № 234 , 1995г.

4.    Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей ставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 08.02.98г)

5.    Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (в редакции ФЗ от 24.11.99г.)

6.    КЗоТ РФ

7.    Указ Президента РФ» от 02.07.92г. «О мерах по социальной поддержки граждан , потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными

8.    Указ Президента РФ от 21.04.93г. «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан РФ»

9.    Постановление Правительства РФ от 12 .05.92г. «Об организации общественных работ»

10.                       Постановление Правительства РФ от 14.05.92г. «О подготовке, переподготовке высвобожденных работников и незанятого населения»

11.                       Постановление Правительства РФ от 03.08.96г.РФ «Квоты на рабочие места»

12.                       Постановление Правительства РФ от 21.09.92г. «О порядке регистрации безработных граждан и условия выплаты пособия по безработице»

13.                       Постановление Правительства РФ от 01.05.95г. «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности»

14.                       В.И. Власов Комментарий к закону «О занятости населения в РФ» //Фонд «Правовая культура» 1997г.

15.                       М.В. Лушникова «Признание гражданина безработным по закону РФ «О занятости населения в РФ» ( Проблемы применения )»// РЭЖ № 1, 2004г.

16.                       Бахнов М.С. «Закон о занятости в РФ» // Трудовое право. № 1,2. 2004г.

17.                       Комментарий к КЗоТ РФ // Проспект , Москва 2005.

18.                       Абрамова О.В., Гаврилина А.К «Правовое регулирование трудоустройства» // М. ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез» 1997г.

19.                       А.К. Гаврилина «Права и обязанности безработного гражданина» //Трудовое право. № 3. 1998г.

20.                       Е. Катульский «Основные направления государственной политики на российском рынке труда» // Человек и труд . № 1. 1998г.


[1] в дальнейшем – « закон о занятости»

[2] Абрамова О.В., Гаврилина А.К. «Правовое регулирование трудоустройства»// Москва 1997г. С.25

[3] Е. Катульский «Основные направления государственной политики на российском рынке труда» // Человек и труд . № 1. 1998г

[4] Н. Саликова «Рынки труда и учебных услуг» // Человек и труд 1998г. С.23. Москва Фонд «Правовая культура» 1997г. С. 78

[5] Абрамова О.В. Правовое регулирование трудоустройства // М. ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез» 1997г. С.18

[6] Ф. Прокопов «Эффективность системы пособий по безработице» // Человек и труд 1998г. № 3 С. 31

[7] Бахнов М.С. «Закон о занятости в РФ» // Трудовое право. № 1,2. 2004г.

[8] Российская газета № 73 , 16.04.93г

[9] С. Котляр «Общественные работы. Способы снизить «температуру» на рынке труда» // Человек и труд 1998г. № 3 С. 37.

[10] В.И. Власов Комментарий к Закону РФ «О занятости населения в РФ»

[11] Комментарий к КЗоТ РФ // Проспект , Москва 2005.

[12] Человек и труд . 1995г. №6. С. 41