Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

Исполнитель:

специальность

группа

№ зачетной книжки

Руководитель:

Уфа

2007

Вариант 7

Вопрос 1. Основные угрозы экономической безопасности Российской Федерации. Их классификация и характеристика.

Вопрос 2. Опишите и проанализируйте 1-2 события, связанные с психологическими причинами создания опасных ситуаций в производственном коллективе.

Тест 1. Решение мировых глобальных проблем в XXI веке преимущественно связано (цифрами 1, 2, 3, 4, 5 – укажите приоритеты)

1.    С перестройкой сознания, изменением системы ценностей человечества на основе их гуманизации.

2.    С обеспечением безопасности жизнедеятельности народов всех государств мира.

3.    С решением продовольственной проблемы в глобальном масштабе.

4.    С развитием науки, техники и технологии.

5.    С усилением образовательной работы с населением по вопросам экологии.

Аргументируйте ответ.

Тест 2. Факторы травмоопасных условий труда вызывают:

1.    Риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний в течение смены.

2.    Временную утрату трудоспособности.

3.    Негативные, но обратимые функциональные нарушения организма.

4.    Развитие хронических заболеваний.

Укажите ответ. Приведите практические примеры травмоопасных условий и пути снижения опасностей.

Тест 3. Укажите возможные последствия при воздействии на работника переменного тока промышленной частоты, если сила тока составляет 1005 мА:

1.    Резкое ощущение повышенного тонуса.

2.    Крайне высокая вероятность летального исхода.

3.    Испуг и легкое сотрясение.

4.    Несущественное повреждение в месте соприкосновения с источником тока.

Укажите способы оказания первой помощи при поражениях электрическим током.

Тест 4. В программных документах Всемирной программы действий «Повестка дня на XXI век» уделяется особое внимание:

1.    Всем направлениям устойчивого развития с акцентом на развитие окружающей среды.

2.    Вопросам борьбы с бедностью.

3.    Вопросам обеспечения здоровья населения.

4.    Вопросам развития городской среды.

5.    Вопросам сотрудничества в области метеорологических исследований.

Дайте определение устойчивого развития.

Вопрос 1

Основные угрозы экономической безопасности Российской Федерации. Их классификация и характеристика

Угрозы интересам России в области обеспечения экономической безопасности многоаспектны. В настоящее время наиболее актуальны и реальны угрозы, связанные с продолжающимся в течение всех лет реформирования ростом цен, снижением платежеспособного спроса, ухудшением состояния рынка ценных бумаг, криминализацией банковской деятельности и сферы предпринимательства, снижением инновационной активности. Эти проблемы обусловлены тем, что в переходный период рыночные отношения слаборазвиты и не создают сильного мотивационного поля для повышения эффективности и экономического роста, а в отдельных случаях создают угрозу экономической безопасности.

Экономическая безопасность страны характеризуется ее способностью предотвращать угрозы (или противодействовать им), направленные на различные отрасли экономики, при этом нежелательные изменения в объектах угроз выступают в роли возможных либо фактических ущербов.

Под угрозами принято понимать потенциально или реально существующие воздействия, которые приводят к тому или иному моральному или материальному ущербу.

Угрозы негативного изменения внешней  политической, экономической или природной среды либо негативных изменений в жизненно важных сферах внутри страны подразделяются на:

·        реальные;

·        потенциальные;

·        целенаправленно создаваемые каким-либо субъектом или возникающие стихийно;

·        актуальные;

·        отдаленные и т.д.

Ущербы подразделяются на:

·        фактические и возможные;

·        восполнимые и возвратные (некомпенсируемые);

·        физические;

·        социальные;

·        политические;

·        экономические.

С точки зрения самой общей классификации угроз безопасности их можно разделить на внутренние и внешние (табл. 1)

Таблица 1.

ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ

Угрозы экономической безопасности

В н у т р е н н и е

В н е ш н и е

1.      Продолжающийся спад производства

2.      Низкая инвестиционная активность и переток капитала в посредническо-финансовую деятельность

3.      Низкая конкурентоспособность продукции

4.      Катастрофическое ухудшение состояния инновационного потенциала

5.      Свертывание научной сферы

6.      Структурная деформированность экономики

7.      Рост безработицы

8.      Усиление имущественного расслоения населения

9.      Слабое использование разведанных недр

10.  Криминализация экономики

11.  Региональный сепаратизм

12.  Слабость нормативно-правовой базы

13.  Локальная концентрация бедных слоев населения

14.  Увеличение материало- и энергоемкости продукции

15.  Рост взаимной задолженности экономических субъектов

16.  Просчеты политики реформирования

1.      Зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия

2.      Преобладание сырьевой направленности экспорта

3.      Дискриминационные меры зарубежных стран к российским товарам

4.      Высокий уровень внешнего долга

5.      Агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынка сбыта

6.      Скупка за бесценок российской собственности

7.      Вложения средств в российскую экономику с целью устранения конкурентов

Сопоставление внутренних и внешних угроз показывает, что  количество внутренних угроз преобладает. Среди внутренних угроз наибольшую опасность представляют тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технической сферах. В лучшем положении находится ресурсный потенциал: Россия унаследовала от бывшего СССР мощный ресурсный потенциал, составляющий 21% мировых запасов ресурсов.

Социальная сфера играет ключевую роль в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Наибольшую угрозу существования страны, ее безопасности представляют: резкая дифференциация доходов и потребления населения; ухудшение структуры питания из-за сокращения средних норм потребления наиболее ценных видов продовольствия; рост бедности.

Научно-технический потенциал определяет состояние экономики; возможности ее развития в будущем.В настоящее время научно-техническая сфера находится в глубоком упадке. Серьезными внутренними угрозами в экономической области являются:

·        незавершенность экономических преобразований;

·        возрастание неравномерности развития регионов;

·        спад производства.

Главная внешняя угроза в экономической области связана с тем, что открытость российской экономики при отсутствии надлежащей экономической политики может ослабить экономическую самостоятельность России, привести к деградации ее технологического и промышленного потенциала. Серьезную угрозу экономической безопасности и политическому авторитету страны создает размер ее внешнего долга.

К ряду факторов, непосредственно работающих против экономической безопасности, относится инвестиционный кризис.

Таким образом, главная угроза экономической безопасности России – современное состояние российского государства. “Проблема в том, что государственная политика на протяжении всего  пореформенного времени последовательно игнорирует наиболее важные социально-экономические проблемы, которые все более обостряются и к настоящему времени уже просто блокируют развитие”, – заявил на круглом столе в Президиуме РАН Михаил Делягин (председатель Президиума РАН по экономической безопасности, научный руководитель Института проблем глобализации). Таких проблем он называет пять:

·        незащищенность собственности;

·        тотальный произвол;

·        массовая нищета, ведущая к деградации человеческого капитала;

·        рост региональной дифференциации, в условиях неравномерного роста грозящий разрывом страны;

·        деградация общественной инфраструктуры.

Государство, утверждает Делягин, старательно и успешно закрывает на них глаза. Если российское руководство не исправит положения, оно будет исправлено стихийно, так как экономика – живой организм, сопротивляющийся попыткам его уничтожения.

Вопрос 2.

Опишите и проанализируйте 1-2 события, связанные с психологическими причинами создания опасных ситуаций в производственном коллективе.

Современные тенденции развития техники, расширение сферы ее применения в различных, подчас экстремальных, условиях труда, увеличение сложности, ответственности, опасности трудового процесса сопровождаются повышением экономической и социальной значимости результатов труда и последствий различных его нарушений. В этой связи возрастает внимание к вопросам изучения причин несчастных случаев и роли ошибочных действий человека в возникновении аварий и катастроф на производстве, транспорте, военно-промышленном комплексе, в энергетике.

Анализ конкретных исследований данной проблемы свидетельствует о том, что в большинстве случаев причинами производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, нарушений надежности деятельности являются ошибочные действия конкретного субъекта труда, эргономические недостатки средств и условий деятельности. Недостаточный уровень профессиональной пригодности особенно часто приводит к случаям травматизма (личного и окружающих), следствием которых являются аварии, предпосылки к происшествиям и катастрофам, поломка техники, большие экономические и материальные потери. Профессиональная непригодность (ее низкий уровень) обуславливается недостатками в подготовке специалиста, неудовлетворительным состоянием его мотивационной, эмоционально-волевой сферы, профессиональных способностей и других качеств.

Благодаря исследованиям С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и других, сформировалась точка зрения, что личностные качества развиваются в деятельности под непосредственным воздействием социальной среды и что показатель защищенности человека или, наоборот, его склонность к опасности являются не столько его прирожденными качествами, сколько результатом этого развития. Признание роли "личностного фактора" в несчастном случае, однако, не снижает значения и других факторов профессиональной деятельности в их происхождении. Психологические качества субъекта тем сильнее сказываются на его травматизме, чем острее общая ситуация с точки зрения опасности. Это положение было подтверждено исследованиями В.Д. Небылицина. Он показал, что недостатки индивидуальных качеств человека проявляются далеко не во всех задачах, решаемых в процессе трудовой деятельности, что именно в экстремальных ситуациях, которые часто предшествуют и сопутствуют несчастным случаям, особенно ярко выявляются слабости устойчивых свойств человека, и, в частности, его нервной системы.

Психологи уже давно пришли к заключению, что причины несчастных случаев обуславливаются целым рядом психологических качеств, неудовлетворительное развитие и состояние которых предопределяют недостаточную профессиональную пригодность субъекта.

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность труда, самое важное место занимает профессиональная мотивация. С точки зрения вероятности возникновения несчастных случаев и аварийности представляют интерес некоторые особенности проявления мотивации, а именно:

1) под влиянием сильной мотивации событие, которое является нежелательным, кажется менее вероятными, чем на самом деле;

2) при выполнении простейших или особо трудных заданий сила мотивации существенно снижается;

3) лица со слабым типом нервной системы предпочитают как более простые, так и нередко сложные задачи;

4) лица, с которыми происходили несчастные случаи, больше ориентируются на избежание неудач, чем на достижение цели;

5) чем сильнее мотив достижения цели, тем больше переживается угроза ее достижения.

Указанные особенности мотивации ситуативно проявляются не только в связи с ее целенаправленным формированием и влиянием личного опыта трудового поведения, но и в связи с проявлениями устойчивой индивидуальной системой ценностных ориентаций, стремлений и т. д. Выраженная дифференциация побудительных сил и направленности поведения обуславливает необходимость их учета в системе определения и формирования профессиональной пригодности.

В наше время, когда цена каждой ошибки человека невероятно велика, на одно из первых мест в подготовке специалистов выходит наука, в том числе психология, призванная изучать личность человека. Одной из главнейших задач этого познания и является психология безопасности личности, призванная не только предупредить и исправить ошибку человека труда, но в первую очередь, установить причину этой ошибки.

Психологическая неготовность воспринять масштаб произошедшей аварии, сама возможность которой оставалась для эксплуатационников и большинства разработчиков за рамками реальности, полностью проявилась в первые минуты и часы после аварии.

Судя по свидетельствам и воспоминаниям, руководство и персонал станции при первых же осмотрах аварийного блока увидели полностью разрушенный реакторный зал, разбросанные на значительном расстоянии графитовые блоки замедлителя, другие признаки, свидетельствующие о неординарном характере аварии. Тем не менее, информация с места долго оставалась в рамках «хлопки в реакторном зале» и т.п. Непрерывная связь со станцией из кабинета начальника Главатомэнерго Веретенникова с главным инженером ЧАЭС Фоминым создавала картину ограниченной аварии, на основании которой следовали упорные советы подавать охлаждающую воду в реактор. В результате вся подаваемая вода попадала в приямки и затопляла минусовые отметки всех сообщающихся помещений блоков станции. Любая вразумительная информация о характере и масштабе разрушения неизбежно сформировала бы распоряжение сверху если не о немедленной эвакуации жителей г. Припять и окружающих населенных пунктов, то, во всяком случае, о немедленной подготовке к эвакуации.

Реальное осознание произошедшего у членов правительственной комиссии, добравшейся до окрестностей станции к вечеру 26 апреля, появилось лишь при виде зарева пожара над четвертым блоком. После первой же информации от членов группы аварийной поддержки, о радиационной обстановке и пострадавших стали ясны масштаб аварии и характер первоочередных действий. На заседании комиссии еще до полуночи было принято однозначное решение об эвакуации г. Припять и даны необходимые распоряжения по ее обеспечению. Как известно, все было подготовлено к середине следующего дня.

Неподготовленность к столь масштабной аварии проявлялась на всех стадиях ее нейтрализации и ликвидации последствий и во всех слоях и звеньях участников и руководства. Формально существовавшая система аварийного планирования и мер аварийной защиты, в том числе служба гражданской обороны, оказались совершенно неэффективными.

Системные действия формировались правительственной комиссией на ходу на основании текущего анализа событий и накапливающейся информации, эффективность действия каждой службы определялась грамотностью руководства и профессиональными навыками участников соответствующих команд. Это относится к эксплуатационному персоналу, пожарным, медикам, дозиметристам, метеорологам, летчикам и другим конкретным специализированным группам. Психологическая неготовность к действиям в реальных условиях аварии неожиданно проявилась и у руководства санитарной службы страны. Формально пользуясь «критериями аварийного вмешательства», их представители практически последними признали необходимость срочной эвакуации населения г. Припять, хотя динамика изменения радиационной обстановки и понимание характера аварии делали ситуацию предельно очевидной.

За прошедшие годы было достаточно сказано о неготовности всей системы власти вплоть до ее верхних эшелонов к восприятию случившегося и к практическому реагированию, соответствующему грозным реалиям.

Прямой противоположностью этому исходному состоянию неготовности стала уникальная способность централизованной системы управления хозяйством и различными службами страны мобилизовать ресурсы и людей для решения всех проблем и задач, которые возникали и формировались в ходе ликвидации аварии.

Необычность аварии породила многочисленные фантазии о возможных ее причинах, в том числе такие, как заранее спланированные диверсии, локальные землетрясения и проявление принципиально новых, ранее не учитывавшихся физических явлений. Исчерпывающая логика анализа реальных событий не оставляет почвы для подобных «открытий», однако некоторые из них живут до сих пор, как, например, версия рокового землетрясения. Она упорно пропагандируется авторами, невзирая на многократные отрицательные заключения экспертиз, решения ученых советов.

Важно, пережив реальные социальные последствия чернобыльской аварии, выработать ясное представление о действительном масштабе ее прямых последствий.

За прошедшие годы появились обстоятельные материалы по загрязнению территорий ближних областей и дальних стран. По итогу 10 и 15 лет, прошедших после аварии, проведен анализ медицинских последствий облучения населения и участников ликвидации последствий аварии. Итоги подводились на международном уровне путем реализации специальных проектов и программ, а также на специальной международной конференции 1996 г. Общий итог приведенных в сборнике материалов позволяет выделить следующие принципиальные положения.

Ущерб здоровью населения, связанный со стрессами, изменениями условий жизни в результате неоправданных переселений и т.п. существенно превышает прямой ущерб от облучения.

Тест 1.

Решение мировых глобальных проблем в XXI веке преимущественно связано (цифрами 1, 2, 3, 4, 5 – укажите приоритеты)

1.     С перестройкой сознания, изменением системы ценностей человечества на основе их гуманизации.

2.     С обеспечением безопасности жизнедеятельности народов всех государств мира.

3.     С решением продовольственной проблемы в глобальном масштабе.

4.     С развитием науки, техники и технологии.

5.     С усилением образовательной работы с населением по вопросам экологии.

Аргументируйте ответ.

Ответ:

1.     С обеспечением безопасности жизнедеятельности народов всех государств мира.

2.     С решением продовольственной проблемы в глобальном масштабе.

3.     С развитием науки, техники и технологии.

4.     С усилением образовательной работы с населением по вопросам экологии.

5.     С перестройкой сознания, изменением системы ценностей человечества на основе их гуманизации.

Для регулирования совместных усилий всех стран в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человечества создаются различные международные организации (такие как: Всемирный союз охраны природы, Международное агентство по атомной энергии, Всемирная организация здравоохранения и т.д.), заключаются соглашения, конвенции. Главной их задачей является обеспечение безопасности жизнедеятельности всего человечества.

Тест 2.

Факторы травмоопасных условий труда вызывают:

1.     Риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний в течение смены.

2.     Временную утрату трудоспособности.

3.     Негативные, но обратимые функциональные нарушения организма.

4.     Развитие хронических заболеваний.

Укажите ответ. Приведите практические примеры травмоопасных условий и пути снижения опасностей.

Под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

 Тест 3.

Укажите возможные последствия при воздействии на работника переменного тока промышленной частоты, если сила тока составляет 1005 мА:

1.     Резкое ощущение повышенного тонуса.

2.     Крайне высокая вероятность летального исхода.

3.     Испуг и легкое сотрясение.

4.     Несущественное повреждение в месте соприкосновения с источником тока.

Укажите способы оказания первой помощи при поражениях электрическим током.

Ответ:

При поражении человека электрическим током нужно освободить пострадавшего от проводника с током. В первую очередь следует обесточить проводник. Если отключить его невозможно, надо срочно отделить от него пострадавшего, используя сухие палки веревки и другие средства. Можно взять пострадавшего за одежду, если она сухая и отстает от тела, не прикасаясь при этом к металлическим предметам и частям тела, не покрытым одеждой. При оказании помощи надо изолировать себя от «земли», встав на непроводящую ток подставку (сухая доска, сухая резиновая обувь и т.п.), и обернуть руки сухой тканью. Пострадавшему обеспечить покой и наблюдение за пульсом и дыханием.

С тех пор, как была установлена возможность возникновения при электротравме клинической смерти, необходимо при отсутствии пульса и дыхания осуществлять реанимационные мероприятия – искусственную вентиляцию легких (наиболее эффективно – способом изо рта в рот) и непрямой, или закрытый, массаж сердца. Эти мероприятия необходимо проводить до восстановления работы сердца и самостоятельного дыхания, до оказания квалифицированной медицинской помощи, или до появления трупных пятен (т.е. непосредственных признаков биологической смерти).

При наличии изменений тканей в месте воздействия электрического тока, накладывают сухую асептическую повязку на пораженную часть туловища.

Тест 4.

В программных документах Всемирной программы действий «Повестка дня на XXI век» уделяется особое внимание:

1.     Всем направлениям устойчивого развития с акцентом на развитие окружающей среды.

2.     Вопросам борьбы с бедностью.

3.     Вопросам обеспечения здоровья населения.

4.     Вопросам развития городской среды.

5.     Вопросам сотрудничества в области метеорологических исследований.

Дайте определение устойчивого развития.

«Повестка дня на XXI век» - это программа деятельности по устойчивому развитию, разработанная Конференцией ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Эта программа охватывает широкий круг вопросов и проблем, связанных с деятельностью по переходу к устойчивому развитию на местном, национальном и мировом уровне. Для устойчивого развития, отмечается в «Повестке дня на XXI век», необходимо учитывать экономические, социальные, культурные, политические и экологические факторы, а также проблемы здоровья как нынешнего, так и будущих поколений. Деятельность, которая обеспечит переход к устойчивому развитию, должна отвечать условиям экономической эффективности, социальной справедливости, ответственности и экологической безопасности.