Содержание

Стандартизация. Принципы стандартизации. 3

Подтверждение соответствия. Цели подтверждения соответствия. 8

Федеральный закон «О техническом регулировании». Общие положения. 10

Список источников и литературы.. 25

Стандартизация. Принципы стандартизации

Стандартизации в России осуществляется в рамках Единой государственной системы стандартизации (ГСС), регламентирующей выполнение работ по стандартизации на всех уровнях управления народным хозяйством – государственном, республиканском, отраслевом и объединений (предприятий).

Современная стандартизация товаров народного потребления предполагает и обеспечивает приближение к оптимально целесообразно высокому уровню качества этих товаров.

Стандартизация – это деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач в сфере науки, техники и экономики, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Стандарт (от англ. норма, образец): в широком смысле слова - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.

Стандарт: нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием)[1].

"... стандартизация как нормотворческая деятельность вовсе не ограничивается миром машин и механизмов, а распространяется на более широкий круг объектов, включает не только мир вещей, но также производственные и социальные процессы, производственные и социальные отношения. Поэтому она тесно смыкается с экономикой, которая в конечном итоге занимается рациональным использованием ресурсов - трудовых, материальных, финансовых, информационных."[2]

"Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач"[3].

"Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правили характеристик (далее - требования) в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны." (Федеральный закон "О стандартизации" в ред. от 27.12.95 N 211-ФЗ, Статья 1.)

На основе объединения группировок, приводимых как в государственных документах, например, в "Законе о стандартизации" РФ или нормах ГСС РФ, так и в актуальных материалах широко известных профессиональных организаций, разработавших авторитетные и работающие стандарты (перечень групп не претендует на нормативность или абсолютную полноту):

-         обязательные для применения стандарты (регламенты) государственного утверждения,

-         необязательные государственного (межгосударственного) утверждения, добровольно принимаемые субъектами деятельности стандарты и руководящие материалы и другие нормативные документы,

-         необязательные, принимаемые на основе выполнения широких согласительных процедур стандарты, другие нормативные и методические материалы профессиональных объединений, некоммерческих организаций,

-         отраслевые стандарты, вырабатываемые отраслевыми комиссиями и утвеждаемые официальными ведомствами,

-         стандарты предприятий, вырабатываемые и утверждаемые самими предприятиями,

-                   стандарты конкретного проекта, проектной программы, конкретной системы, вырабатываемые и утверждаемые в рамках соответствующего проекта,

-         стандарты де-факто, формируемые традицией или популярным фирменным продуктом, широко применяемые и признанные в таком качестве многими предприятиями и специалистами.

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Можно выделить семь важнейших принципов стандартизации.

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т. е. отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

2. Системность и комплексность стандартизации. Системность — это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару — ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство.

Комплексность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам.

Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД.

Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

4. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

В целом вложение в стандартизацию выгодно государству: 1 руб., направленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика, 10 руб. прибыли.

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствия требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов.

Важное требование к стандарту — это пригодность его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандартами» и отвечают указанному требованию.

6. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

Подтверждение соответствия. Цели подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия через сертификацию предполагает обязательное участие третьей стороны. Такое подтверждение соответствия независимое, дающее гарантию соответствия заданным требованиям, осуществляемое по правилам определенной процедуры.

Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям.

Процедуры, правила, испытания и другие действия, которые можно рассматривать как составляющие самого процесса (деятельности) сертификации, могут быть различными в зависимости от ряда факторов. Среди них — законодательство, касающееся стандартизации, качества и непосредственно сертификации; особенности объекта сертификации, что в свою очередь определяет выбор метода проведения испытаний, и т. д. Другими словами, доказательство соответствия производится по той или иной системе сертификации. В соответствии с указанным документом ИСО/МЭК — это система, которая осуществляет сертификацию по своим собственным правилам, касающимся как процедуры, так и управления.

Систему сертификации (в общем виде) составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация; процедуры (схемы) сертификации; порядок инспекционного контроля. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Если система сертификации занимается доказательством соответствия определенного вида продукции (процесса, услуг) — это система сертификации однородной продукции, которая в своей практике применяет стандарты, правила и процедуру, относящиеся именно к данной продукции. Несколько таких систем сертификации однородной продукции со своими органами и другими составляющими могут входить в общую систему сертификации.

Объективность и достоверность подтверждения соответствия в Системе обеспечена соблюдением принципов компетентности и независимости органов сертификации и испытательных лабораторий. Основополагающий принцип системы — построение ее на основе систем сертификации однородной продукции, поэтому Система ГОСТ является их совокупностью, объединенной едиными правилами и принципами. Эти системы формируются на основе "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации". Каждая система сертификации однородной продукции утверждается Госстандартом России и регистрируется в Государственном реестре. Наиболее крупными считаются системы по сельскохозяйственным и пищевым товарам, автотранспортным средствам, электрооборудованию, продукции строительного комплекса, химическим материалам, средствам индивидуальной защиты. Возглавляют системы в качестве центрального органа в большинстве случаев управления Госстандарта или его научно-исследовательские институты.

Основные принципы и правила Системы установлены комплексом документов, включающим четыре группы положений: общесистемные положения, сертификация продукции, сертификация услуг, сертификация систем качества и производств. Каждая группа документов содержит основополагающие документы и конкретизирующие положения.

Федеральный закон «О техническом регулировании». Общие положения

Статья 1 Закона определяет область его действия и объекты правового регулирования.

Закон регулирует правоотношения, связанные с четырьмя значительными и равноправными по отношению друг к другу явлениями:

продукцией;

процессами производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

работами;

услугами.

Требования, предъявляемые к регулируемым объектам, разделены на обязательные и применяемые на добровольной основе. Обязательные требования распространяются на продукцию и процессы, связанные с ее жизненным циклом от производства до утилизации. Добровольные требования распространяются на продукцию, процессы выполнения работ и оказания услуг.

Обязательная сила государственных стандартов впервые была определена постановлением СНК СССР от 15 сентября 1925 г., утвердившим положение о Комитете стандартов при Совете Труда и Обороны, согласно которому Комитет разрабатывает и утверждает обязательные и рекомендательные стандарты (впервые прозвучало деление стандартов на обязательные и рекомендательные, что впоследствии перерастет в деление на обязательные и рекомендуемые показатели стандартов, а с принятием Закона- в обязательные и применяемые на добровольной основе требования).

С момента организации стандартизации народного хозяйства требования на все вышеперечисленные объекты устанавливались в государственных стандартах (ГОСТ), отраслевых стандартах (ОСТ), республиканских стандартах (РСТ) и стандартах предприятий (СТП). Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 (ныне утратил силу) "О стандартизации" в качестве нормативных документов по стандартизации утвердил: государственные стандарты, стандарты отраслей, стандарты предприятий и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (ст. 6). В этом же нормативно-правовом акте была сделана первая попытка разделить требования стандартов на обязательные и добровольные (рекомендательные). Согласно ст. 7 данного Закона обязательными стали лишь те требования стандартов, которые касаются вопросов обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки. Но поскольку в действующих стандартах не указывалось, какие из требований являются обязательными, а какие - добровольными, то участники рыночных отношений трактовали их по-разному. Это осложняло и замедляло развитие экономики. Поэтому назрела необходимость на законодательном уровне разделить требования на обязательные к исполнению и применению и добровольные.

Закон выводит из-под действия обязательных требований такие два важных вида деятельности, как выполнение работ и оказание услуг, т.е. на продукцию и связанные с ней процессы разрабатываются и применяются как обязательные, так и добровольно исполняемые требования, а на выполнение работ и оказание услуг - только добровольные требования. Представляется, что выведение работ и услуг из сферы действия обязательных требований может в дальнейшем вызвать серьезные проблемы, в частности терминологического характера: к чему следует отнести действия - к процессу, на который должны распространяться обязательные требования, или к оказанию услуги, регулируемой добровольно исполняемыми и применяемыми требованиями? Так, розничная торговля продовольственными товарами до принятия Закона классифицировалась согласно Общероссийскому классификатору работ и услуг как "услуги по реализации продовольственных товаров", т.е. со вступлением Закона в силу требования на данные действия должны были применяться в добровольном порядке. Но особой значимостью соблюдения требований при осуществлении розничной торговли для обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей, она была выведена из категории "услуги" и переведена в категорию "процессы", и проект технического регламента на розничную торговлю был разработан одним из самых первых.

В перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, на которые, согласно Закону, не будут распространяться обязательные требования, гарантирующие достижение целей технического регулирования, можно включить: услуги общественного питания, услуги по перевозке пассажиров, по ремонту автомототранспортных средств, по ремонту бытовой техники, строительству, медицинские и др.

Все они сопряжены с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, а значит, выводить их из сферы обязательного регулирования преждевременно.

Одной из целей данного Закона (как уже отмечалось во введении) является приведение законодательного регулирования стандартизации и сертификации в России в соответствие с требованиями соглашений ВТО, в частности, с Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле. Соглашение действует в сфере международной торговли товарами, а торговлю услугами регулирует другое Соглашение ВТО - Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Кстати, с точки зрения ГАТС, "работы" являются частным видом услуг, и отдельно это понятие не применяется, а имеется общее понятие "услуги". В отличие от Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, Соглашение ГАТС в отношении услуг не применяет понятий "технический регламент" и "стандарт" (т.е. не делит требования на обязательно применяемые и добровольно исполняемые), а применяет понятие "меры", под которыми понимаются нормативные правовые акты по регулированию торговли услугами (законы и подзаконные акты. Таким образом, в мировой практике на услуги (как и на продукцию) утверждаются обязательные требования, если их оказание связано с гарантиями безопасности для потребителей.

Поэтому в законе (или подзаконном акте) необходимо четко определить, какие из видов услуг и работ могут быть отнесены к процессам для соблюдения обязательных требований при их выполнении.

Следующим объектом правового регулирования являются общественные отношения, возникающие при оценке соответствия. Основной целью и правовым результатом Закона является наделение субъектов правоотношений необходимыми правомочиями и ответственностью для эффективного применения выработанных законом правовых механизмов.

Пункты 2 и 3 статьи определяют сферы, на которые не распространяются нормы Закона, а именно:

требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и продукции, обеспечивающей целостность, устойчивость и безопасность указанной сети связи, использованию радиочастотного спектра;

государственные образовательные стандарты;

положения о бухгалтерском учете и правила аудиторской деятельности;

стандарты эмиссии ценных бумаг и проспекты эмиссии ценных бумаг.

Статья 2. Основные понятия

Терминологическая часть Закона претерпела существенные изменения по сравнению с прежним законодательством, некоторым терминам дана совершенно новая трактовка.

1. Закон полностью изменил содержание понятия "стандартизация". Если ранее Закон о стандартизации установил, что правовые основы стандартизации обязательны для всех государственных органов управления, а также для предприятий и предпринимателей, общественных объединений, а разработка и применение нормативных документов по стандартизации признавались мерой защиты государственных интересов потребителей и государства, то в Законе правилам и характеристикам, разработанным в результате указанного вида деятельности, придается статус добровольно применяемых документов. Соответственно, меняется правовой статус стандартов: из обязательных они превращаются в добровольно применяемые. Иными словами, стандарты, даже государственные, перестают быть обязательными для субъектов хозяйствующей деятельности. Сам термин "государственный стандарт" выходит их обращения. Вместо него введены новые понятия: "национальный стандарт", "международный стандарт". Изменение правового статуса документов по стандартизации и самого понятия "стандартизация" обусловлены ориентацией российского законодателя на международную практику и сложившийся практический международный опыт в этой сфере деятельности.

2. Определение понятия "контроль (надзор)" практически дублирует содержание этого понятия, раскрываемое Федеральным законом от 8 августа N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", но объектами проведения контроля в Законе определены продукция и связанные с ней процессы (в Федеральном законе N 134-ФЗ объектами государственного контроля обозначены товары, работы и услуги). С изменением характера требований к работам и услугам с обязательных на добровольные эти два вида деятельности в соответствии с данным Законом контролю не подлежат, что, по нашему мнению, может привести к отрицательным последствиям.

3. Определение понятия "декларация соответствия" совпадает с определением, данным в Законе РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", однако поскольку декларирование соответствия является одним из видов обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов, то и декларация соответствия подтверждает соответствие продукции (только продукции, а не процессов!) требованиям, установленным только в технических регламентах.

4. Законом впервые введено понятие "знак обращения на рынке" как обозначение информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. В связи с этим полностью поменялось содержание понятия "знак соответствия". Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" ввел понятие "знак соответствия" для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям и придал знаку соответствия особый статус (он защищался от подделок, применение знака соответствия осуществлялось на основании лицензии, выдаваемой органом по сертификации, в котором проведена сертификация продукции, его применение регулировалось специальными правилами, утвержденными постановлением Госстандарта России, была введена обязательная регистрация знаков соответствия). В Законе знаку соответствия отводится более скромная роль - он информирует приобретателей о соответствии продукции, процессов, работ и услуг требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Его применение осуществляется на добровольной основе.

5. Идентификация продукции - деятельность по установлению соответствия продукции требованиям, установленным в технических документах (регламентах и стандартах), информации о ней, содержащейся в прилагаемых документах и на этикетках.

6. Важной представляется трактовка понятия "оценка соответствия" как прямое или косвенное определение соответствия требований, предъявляемых к объекту. Оценка соответствия может проводиться в различных формах - путем государственного контроля (надзора), аккредитации, подтверждения соответствия и т.д. (перечень действий, входящих в процесс оценки соответствия, приводится в ст. 7 Закона). Иначе говоря, подтверждение соответствия является не единственным или самым важным, но всего лишь одним из способов оценки соответствия. Подтверждение соответствия как один из предусмотренных Законом вариантов оценки соответствия документально удостоверяет соответствие объектов подтверждения (продукции и связанных с ней процессов, работ и услуг) требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров. Подтверждение соответствия осуществляется в различных формах. Форма подтверждения соответствия зависит от характера данного процесса (он может быть обязательным и добровольным) и поэтому представляет собой определенный (в зависимости от характера процесса) порядок документального подтверждения соответствия объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. В определениях понятий "подтверждение соответствия" и "форма подтверждения соответствия" в качестве объектов подтверждения названы "иные объекты", что противоречит ст. 1 Закона, в которой четко обозначены объекты правового регулирования без упоминания "иных объектов". Если подтверждение соответствия проводится в обязательной форме, то обязательно присутствие в качестве стороны правоотношения заявителей (физическое или юридическое лицо), круг которых устанавливается техническим регламентом и в обязанности которых входит проведение обязательного подтверждения и оплата проводимых работ. Одной из форм подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров является сертификация, которая осуществляется органом по сертификации (таковым может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) при условии его аккредитации. Аккредитация как официальное признание компетентности и правомочия органа выполнять работы в определенной области оценки соответствия является единственным необходимым условием допуска к проведению этих работ. Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" в качестве обязательного условия предусматривалось наличие лицензии на проведение данных работ.

7. Закон вводит принципиально новое понятие "технический регламент", определяя его как документ, содержащий обязательные для применения требования к объектам технического регулирования. Объекты технического регулирования определены в абз. 2 п. 1 ст. 1. Кроме того, определение дает перечень правовых актов, которыми могут быть приняты технические регламенты:

международный договор Российской Федерации, ратифицированный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

федеральный закон;

указ Президента РФ;

постановление Правительства РФ.

8. Понятие "техническое регулирование" является одним из основных понятий Закона, поскольку, с одной стороны, содержится в названии самого Закона, а с другой - является тем фундаментом, на котором базируется принципиально новый подход ко всему процессу правового регулирования отношений при установлении, применении и исполнении обязательных и добровольных требований к объектам регулирования.

10. Одним из принципов разработки технических регламентов является установление минимально необходимых требований, обеспечивающих различные виды безопасности продукции и процессов - состояния, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни и здоровья граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений. В понятии "безопасность" дан исчерпывающий перечень объектов государственной защиты. Представляется, что государственные гарантии безопасности должны быть обеспечены не только гражданам, но и в равной мере - лицам без гражданства или иностранным гражданам, поэтому везде по тексту Закона следует заменить понятие "граждане" на понятие "потребители". В связи с тем, что риск причинения вреда зависит не только от объективных факторов (безопасности продукции и процессов), но и от субъективных факторов (поведения конкретного человека при использовании этой продукции и осуществлении процессов), то государство, устанавливая требования по безопасности, гарантирует минимально допустимую степень риска.

Статья 3. Принципы технического регулирования

1. Одним из основных принципов технического регулирования является принцип единства установления требований к объектам технического регулирования. Его особая значимость для всего процесса технического регулирования объясняется следующим. До принятия Закона требования к продукции разрабатывались в различных ведомствах, которые выпускали множество зачастую дублирующих друг друга или взаимоисключающих требований. К примеру, в результате подобного нормотворчества для будней российского бизнеса типичной стала ситуация, когда приходящий с проверкой пожарный, ссылаясь на существующие нормы, требует снять с окон решетки. Вслед за ним является милиционер и, также ссылаясь на определенные нормативы, требует установить решетки на окна. В стране не было единой системы технических требований, но зато имелось огромное количество (около 30 тыс.!) различных документов, регулирующих деятельность предприятий. До принятия Закона в России действовало более 20 тыс. госстандартов времен СССР, а также созданных уже в перестроечный и постперестроечный периоды. Кроме того, применялись тысячи санитарных норм и правил, примерно такое же количество строительных нормативов и сотни отраслевых стандартов, технических условий и инструкций. Понятно, что все это "изобилие" не только не решало проблемы контроля над соблюдением производителем стандартов и требований безопасности, но, напротив, создавало в данной сфере полную неразбериху. Именно этим объясняется новый подход Закона к принципу установления единых требований и правил.

Статья 3 кроме принципа применения единых правил установления требований к объектам регулирования включает принципы единой системы и правил аккредитации, принцип единства правил и методов исследований и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия. Подобное унифицирование объясняется не только внутренним аспектом необходимости устранения дублирования в процессе технического нормирования, но и внешним аспектом. Для обеспечения выхода российской продукции на мировой рынок (а точнее, в связи со вступлением России в ВТО) возникла необходимость приведения процессов исследований и измерений в соответствие с международными нормами.

2. Второй принцип технического регулирования провозглашает его соответствие уровню развития национальной экономики и уровню научно-технического развития, т.е. при разработке технических регламентов и национальных стандартов необходимо включать в них требования с учетом реалий сегодняшнего дня.

3. Согласно третьему принципу органы по аккредитации (т.е. органы, устанавливающие компетентность органов по сертификации), органы по сертификации, изготовители (продавцы, исполнители, приобретатели) должны быть независимы друг от друга, (т.е. не находиться в какой-либо зависимости друг от друга) гарантируя этим объективность, принципиальность и эффективность проведения процессов оценки соответствия. Принцип независимости должен распространяться также и на испытательные лаборатории.

4. Принцип недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации основан на различии правового статуса и целей деятельности данных органов: орган государственного контроля является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение контроля (надзора) от имени государства, а орган по сертификации является коммерческой организацией, основной целью которой является получение прибыли. Учитывая разницу задач, полномочий и методов данных органов, их совмещение невозможно. Следует заметить, что подобное разделение было проведено сравнительно недавно. В Госстандарте России органы по сертификации были выведены из структуры с 1 января 2003 г. До этого органы Госстандарта совмещали функцию государственного контроля (отделы государственного надзора) и функцию сертификации (отделы сертификации).

5. Следующим принципом, обеспечивающим гарантии объективности при оценке компетентности органов по сертификации, является недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию. Поскольку органы по аккредитации являются, в отличие от органов по сертификации, государственными органами, совмещение их полномочий невозможно из-за различий правового статуса.

6. Принцип недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля является гарантией независимости органов контроля как государственных органов от коммерческих структур, а также гарантией принципиального осуществления возложенных на эти органы функций и задач.

7. Принцип недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации базируется на Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и означает необходимость наличия здоровой конкуренции между органами, претендующими на оформление аккредитации и проводящими сертификацию. Органом по сертификации могут быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, при этом они имеют равные возможности для документального подтверждения своей компетенции и выполнения деятельности по сертификации.

8. Соблюдение принципа "единства применения требований технических регламентов независимо от видов и особенностей сделок" обусловлено особым правовым статусом нормативных актов, которыми принимаются регламенты: федеральные законы, постановления Правительства и указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, для всех физических и юридических лиц и потому не могут зависеть от видов и особенностей сделок.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании

Пункт 1 статьи подчеркивает приоритетную значимость Закона в вопросах технического регулирования: Закон является базовым нормативно-правовым актом в регулируемой сфере, а все остальные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации должны быть приняты в соответствии с его нормами. При анализе данного пункта статьи следует обратить внимание на необоснованное отнесение к законодательству Российской Федерации "иных нормативных правовых актов Российской Федерации", что противоречит ст. 3 Гражданского кодекса РФ, относящей к законодательству Российской Федерации только федеральные законы.

Пункт 2 подчеркивает необходимость приведения в соответствие с Законом положений всех принятых до него федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. До момента принятия Закона (27 декабря 2002 г.) правовое регулирование в области разработки, принятия, исполнения и осуществления контроля за соблюдением обязательных требований осуществлялось целым рядом законов и подзаконных актов.

Учитывая, что Закон представляет собой кардинальную реформу в вопросах установления и исполнения обязательных требований, положения многих указанных выше нормативно-правовых актов оказались в противоречии с его положениями. Пункт 2 подчеркивает возможность их применения только в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании".

Особое значение имеет п. 3 ст. 4 Закона, согласно которому за органами исполнительной власти оставлено право издавать в сфере технического регулирования только акты рекомендательного характера. Тем самым, по существу, прекращается практика ведомственного нормирования технических характеристик продукции и установления правил проверки соответствия, т.е. сертификации (до принятия Закона монопольное право на подобное нормотворчество принадлежало Госстандарту России). Все ранее изданные органами исполнительной власти нормативно-правовые акты утрачивают свою обязательность (за исключением актов, устанавливающих обязательные требования к оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну).

Пункт 4 данной статьи подчеркивает в соответствии со ст. 15 Конституции РФ приоритет норм и правил международных договоров Российской Федерации в вопросах правового регулирования.

В настоящее время имеется ряд проектов технических регламентов, прошедших публичное обсуждение в Государственной Думе РФ, а также намеченных на рассмотрение в ближайшее время:

1. Технический регламент "Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к воде, предназначенной для потребления человеком, и питьевому водоснабжению" (разработчик - Министерство здравоохранения РФ, Департамент Госсанэпиднадзора);

2. Федеральный закон - специальный технический регламент "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" (разработчик - Некоммерческая организация "Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения");

3. Общий технический регламент "Санитарно-эпидемиологическая безопасность" (разработчик - Министерство здравоохранения РФ, Департамент Госсанэпиднадзора);

4. Федеральный закон "О техническом регламенте розничной торговли" (разработчик - Ассоциация компаний розничной торговли АКОРТ);

5. Общий технический регламент "Об электромагнитной совместимости" (разработчик - ГУП "ЛОНИИР", ЗАО "САМТЕС");

6. Специальный технический регламент "О низковольтном оборудовании" (разработчик - ВНИИС, ВНИИНМАШ);

7."О специальном техническом регламенте на пивоваренную продукцию и ее производство" (разработчик - Некоммерческая организация "Союз российских производителей пиво безалкогольной продукции") и ряд др.

Статья 5. Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну

Статья 5 предусматривает особенный порядок технического регулирования и распространяется на:

оборонную продукцию (работы, услуги), поставляемую для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу; продукцию (работы, услуги), используемую в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа;

продукцию (работы, услуги), сведения о которой составляют государственную тайну.

Особенности технического регулирования указанных объектов заключаются в следующем:

1) к объектам действия обязательных требований отнесены работы и услуги (в ст. 1 на эти два вида деятельности предусматривались добровольно применяемые требования);

2) на указанные объекты обязательные требования могут быть установлены следующими способами:

техническими регламентами (как на все другие объекты);

федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа и государственным контрактом (в Законе не указано, какой именно документ должен содержать в этом случае обязательные требования);

государственным контрактом.

Учитывая особую значимость указанной в ст. 5 продукции, Закон предусматривает особый порядок разработки, принятия, применения документов о ее стандартизации, а также особый порядок проведения оценки соответствия (включая государственный контроль за соблюдением обязательных требований). Полномочия установления особого порядка переданы Правительству РФ.

Разработанные в особом порядке обязательные требования не должны противоречить требованиям технических регламентов, принятых на аналогичную продукцию гражданского назначения.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2.     Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями от 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (часть I) ст. 5140

3.     Стандартизация и управление качеством продукции", учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999

4.     Кутепов Д.В. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник – СПб., 2000. – 318с.

5.     Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник – М.: ЮРАЙТ, 1999. – 285с.

6.     Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник – М.: ЮРАЙТ, 2002. – 296с.

7.     ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации РФ. Основные положения.

8.      Постатейный комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании" (Я.Е. Парций) - Система ГАРАНТ, 2003 г..


[1] ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации РФ. Основные положения.

[2] Стандартизация и управление качеством продукции, учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – с.8

[3] по ISO/IEC GUID2:1996