Содержание

Введение. 3

Глава 1. Институт президентства в Российской Федерации. 5

1.1. Становление института президента в России, его место в системе разделения властей. 5

1.2. Компетенция Президента РФ в отношении исполнительных органов государственной власти. 9

Глава 2. Президент РФ и его правовой статус. 13

2.1. Понятие главы государства. 13

2.2. Правовой и конституционный статус Президента Российской Федерации. 13

Заключение. 16

Список источников и литературы.. 17

Введение

Институт президентства впервые возник в Римской империи, он был создан для разрешения вопросов по чрезвычайным случаям. Лицо, которому вверялась высшая неограниченная власть назывался Президентом, и срок полномочий данного лица был шесть месяцев.[1]

Институт президентства, как главы государства был закреплен в первых писанных конституциях и сроки полномочий президентов были предметом жарких споров. Исходя из исторического опыта президентства в мире сложилось две системы президентской власти:

 1. Глава государства парламентарной республики;

 2. Глава государства президентской республики.

Парламентарный президент - чисто символическая фигура, обладающая в основном церемониальными полномочиями, избирается парламентом или коллегиями, в политической жизни остается "в тени".

В президентских республиках президент избирается народом или выборщиками и обладает реальной властью как глава государства и глава исполнительной власти.

Каждое государство, вводя институт президентства, по своему решает порядок избрания, широту полномочий, срок правления и др., и закрепляет это в Конституции или других нормативных актах.

Республиканская форма правления совмещает черты президентской и парламентарной республик, в ней пост президента замещается путем общенародных выборов, и президент получает такую же поддержку населения как и парламент страны.

Президентская республика - это форма правления, при которой президент избирается путем прямых всеобщих выборов является главой государства и возглавляет одновременно исполнительную власть, а так же формирует правительство, которое ответственно только перед ним.[2]

 Первая попытка введения президентства в нашей стране была отклонена Сталиным, вторая попытка предпринялась Хрущевым, но встретила большое сопротивление. Третья попытка введения президентства была предпринята на 19 конференции КПСС, но вместо президента утвердили должность председателя Верховного совета СССР, который являясь высшим должностным лицом, мог осуществить только:

 - подготовку к проведению съездов депутатов,

 - руководить непосредственно самим съездом.[3]

Институт  президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советская республика, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был законодательной и исполнительной власти несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти президента. 

Поэтому идея об учреждении поста Президента, возникшая еще в Советском Союзе, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набирающие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и пост Президента СССР в 1990 году был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР.

 Вскоре после этого аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами.

 В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 года была включена статья, закреплявшая принцип разделения властей, глава о Президенте Российской Федерации. О выборах Президента и другие необходимые нормативные правовые акты. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 года.[4]

 Конституция Российской Федерации 1993 года внесла существенные изменения, затронувшие как статус Президента, так и порядок его избрания, компетенцию, процедуру отрешения от должности и др.

 На основе конституционных установлений происходит и обновление соответствующего законодательства. Государственной Думой принят новый закон "О выборах Президента Российской Федерации".[5]

В данной работе, в соответствии с действующим законодательством рассматривается институт Президентства РФ.

Общетеоретической базой исследования послужили труды ученых и ведущих специалистов в области конституционного права зарубежных стран: М.В. Баглая, Литовченко Л. Г., Мишина А.А., Страшуна Б.А., Чиркина В.Е. и др.

Глава 1. Институт президентства в Российской Федерации

1.1. Становление института президента в России, его место в системе разделения властей

Институт президентской власти сравнительно новое явление для российской государственности. До февраля 1917 г. наша страна представляла собой абсолютную монархию. Свое окончательное оформление она получила в первой четверти XVIII в., при Петре I. При такой форме правления монарх являлся главой государства. Ему принадлежала вся полнота власти. Он не ограничивался каким-либо органом, ни перед кем не был ответствен, никому не был подконтролен. Неограниченная власть монарха закреплялась в законодательстве. Так, "Толкование" к артикулу 20-му Воинского устава 1716 г. устанавливало: "Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять".[6]

Вместе с тем следует отметить, что в монархической России выдвигались конституционные идеи, предлагались конституционные проекты, практические решения, связанные с учреждением в стране поста президента. Они оказали определенное влияние на дальнейшее формирование и развитие государственно-правовых институтов в России; часть из них нашли свое реальное воплощение на практике в условиях современности. К такого рода проектам относится, например, проект конституции, который был подготовлен крупнейшим государственным деятелем П.А. Столыпиным.[7] Процедура введения поста президента предусматривалась и в документах комиссии для подготовки проекта конституции, созданной из специалистов в области государственного права под председательством Н.И. Лазаревского после падения самодержавия в России в 1917 г. В них устанавливалось, что временная исполнительная власть до установления основных законов возлагалась на временного президента. Он избирался Учредительным собранием и осуществлял свои полномочия под его надзором и при содействии Совета министров. Вместе с тем каких-либо действенных контрольных, надзорных мер со стороны парламента, правительства за президентом не устанавливалось. Президент наделялся обширными полномочиями. Он, в частности, обладал правом законодательной инициативы. Совет министров имел право вносить в Учредительное собрание все правительственные законопроекты только по распоряжению и от имени президента. Законы, принятые парламентом, передавались президенту, который немедленно препровождал их для обнародования через Правительствующий совет в установленном порядке. Президент наблюдал за исполнением законов, делал необходимые распоряжения для этого; он издавал указы об устройстве, составе и деятельности правительственных учреждений и наделялся правом назначения и увольнения Председателя Совета министров, любого военного и гражданского чиновника. В научной литературе отмечается, что такая конструкция очень напоминает положение американского президента, отражает стремление к сильной власти и установлению диктатуры.[8] Идею введения республиканской формы правления в России и учреждения поста президента выдвигали и некоторые дореволюционные ученые-юристы. При этом они отмечали необходимость ограничения власти президента, подчинения ее закону, и прежде всего конституции.

Двоякого рода отношение к институту главы государства в целом и президенту в частности было фактически в годы советской власти в нашей стране. Во-первых, эти вопросы не находили какого-либо отражения в правовых актах. О чем, например, свидетельствует анализ текстов Конституции РСФСР 1918 г., Конституций СССР 1924, 1936, 1977 гг.

Учреждение поста президента в нашей стране, как отмечается в научной литературе, определялось рядом объективных и субъективных факторов: задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности, оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка. Введение этого поста дало возможность покончить с искусственным соединением в рамках статуса бывшего Председателя Верховного Совета РСФСР полномочий главы государства с правами спикера парламента, что находилось в явном противоречии с принципом разделения властей. Определенное влияние на появление института президента в России оказало и учреждение этой должности в 1990 г. в СССР.[9]

В современных условиях вопросы, связанные с организацией и деятельностью Президента РФ, регулируются Конституцией РФ 1993 г. Данным вопросам посвящена ее специальная глава 4. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти России. Уже это - правовое свидетельство того, что Президент не включается ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Конституция 1993 г. не предусматривает специального закона о Президенте. Вместе с тем ряд вопросов его функционирования регулируется различного рода правовыми актами, например Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ 1994 г., Федеральным законом о выборах Президента России 2002 г., Указом Президента РФ о штандарте (флаге) Президента РФ 1994 г.. Заметим, что на сегодняшний день приняты и действуют законы обо всех высших органах государственной власти нашей страны. В связи с этим целесообразна подготовка и принятие специального федерального закона о статусе Президента РФ, в котором в концентрированном виде будут урегулированы все важнейшие вопросы, связанные с организацией и деятельностью данного института.[10]

Конституция РФ 1993 г. по-новому определяет статус Президента РФ. По сравнению с ранее существовавшим произошло своего рода "отделение" его от исполнительной власти. В тексте Основного закона 1993 г. уже нет ранее существовавшего положения о том, что Президент является главой исполнительной власти РФ. Важнейшее, основополагающее значение здесь имеют конституционные формулы, закрепленные в ст. 80. Это прежде всего положение о том, что Президент РФ является главой государства. Далее в обобщенной форме установлены его важнейшие функции в обществе и государстве. На первое место поставлена позиция о том, что Президент РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что именно в ней отражены важнейшие характеристики демократического, правового, социального государства - верховенство Основного закона, не человек для государства, а государство для человека. И именно главенствующее место в деле гарантирования этих принципов отведено прежде всего высшему должностному лицу - Президенту РФ. Определено, что он, в установленном Конституцией порядке, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Новая конструкция вызвала оживленную дискуссию в научных кругах о месте Президента РФ в системе разделения властей. Здесь есть два основных подхода. В краткой форме они сводятся к следующему. Сторонники первого считают незыблемой классическую триаду властей: законодательная, исполнительная, судебная. Они безоговорочно относят Президента РФ к исполнительной власти. Сторонники второго подхода считают, что выделение трех ветвей власти не в полной мере отражает существующие сегодня реалии, и в связи с этим выделяют иные ветви власти: избирательную, учредительную, муниципальную, информационную, контрольную, политическую и др. Заметим, что эта тенденция нашла свое отражение в конституциях ряда государств (Кубы 1976 г., Никарагуа 1987 г., Колумбии 1991 г., Алжира 1976 г. и др.). В полной мере такой подход коснулся и Президента РФ. В российской правовой литературе в связи с этим говорят о наличии новой, самостоятельной отдельной власти, называя ее "президентской властью", "арбитражной".[11]

Второй подход, с нашей точки зрения, является наиболее плодотворным. Он основывается на том, чтобы сегодня отойти от прежних представлений "жесткого" разделения властей, в наибольшей степени учесть современные потребности, тенденции развития общества и государства. "Важно понять, что концепция разделения властей имеет прежде всего ориентирующий характер. Она является одним из важнейших достижений политической и правовой мысли, ею следует руководствоваться при определении структуры органов демократического государства (в авторитарных и тоталитарных государствах эту концепцию отрицают), но вместе с тем в угоду догматическому ее пониманию не следует закрывать глаза на реальную ситуацию".[12]

При определении сущности власти Президента следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, Конституция РФ 1993 г. не относит Президента ни к одной из традиционных ветвей власти. Вместе с тем ряд элементов этих властей присутствует в его деятельности. В законодательной сфере это находит свое выражение в праве вето на законы; в подписании законов, принятых парламентом, без чего они не могут быть опубликованы и, следовательно, не подлежат исполнению; вправе принимать указы, которые регулируют общественные отношения, для которых нужен закон, в том случае, когда такой закон еще не принят (в случае принятия соответствующего закона указ отменяется). Президент РФ, как будет показано далее, принимает активнейшее участие в осуществлении исполнительной власти. Он наделен некоторыми полномочиями в сфере судебной власти - имеет право помилования, назначать федеральных судей, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Они назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Таким образом, власть Президента как главы государства в определенной степени сочетает в себе черты всех трех традиционных ветвей власти.

Во-вторых, анализ текста Конституции дает возможность говорить об особой ветви президентской власти. Это, в частности, вытекает из смысла и содержания ст. 11, которая говорит о обособленной государственной власти Президента. Ее специфические черты или непосредственно отражены в самом тексте Конституции, или вытекают из смысла содержания ряда ее статей. В связи с этим в научной литературе выделяются прежде всего положения ч. 2 ст. 80 Конституции РФ. В ней содержится положение о том, что Президент РФ "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти".[13] Именно эта формула говорит о координационных, арбитражных полномочиях Президента, которые характеризуют особенности его власти. Ее общую сущность наиболее удачно выразил В.Е. Чиркин. Он отмечает, что в связи с тем, что Президент РФ - глава государства, его власть включает элементы участия в законодательной, отчасти в судебной и более всего в исполнительной власти, но ее суть - арбитражно-координационное осуществление государственной власти. Учитывая все указанные обстоятельства, было бы правильно в условиях полупрезидентских, полупарламентских республик, приобретающих все большее распространение, рассматривать президентскую власть как особую власть, имеющую арбитражно-координационный характер.[14] Отметим здесь, что более удачным было бы говорить не о арбитражно-координационной, а о координационно-арбитражной деятельности. Это связано с тем, что в деятельности Президента РФ координационные полномочия доминируют над арбитражными.

1.2. Компетенция Президента РФ в отношении исполнительных органов государственной власти

Компетенция Президента РФ - это совокупность его полномочий в деле разрешения вопросов государственной и общественной жизни, закрепленных в нормативных правовых актах. Они установлены прежде в Конституции РФ, главным образом в ст. 83-90, а также в ряде статей, регулирующих деятельность иных органов государственной власти. Ряд полномочий закреплен в иных правовых актах различного уровня. Определенные возражения в научной юридической литературе вызывает имеющаяся практика определения их указами Президента. В связи с этим отмечается, что вероятно, по мере укрепления правовой (законодательной) основы государственного механизма России необходимо отказаться от принципа "саморегулирования" главой государства своих полномочий.[15]

Ученые-юристы дают различные классификации полномочий Президента РФ. Так, С.А. Авакьян выделяет пять их основных групп: в части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц; в части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами; в области внешней политики; в области обеспечения обороны и безопасности государства, стабильности общественного порядка в стране; в области обеспечения конституционного статуса личности.[16] В.Е. Чиркин говорит о восьми группах полномочий: в сфере правового статуса личности; связанные с федеративным устройством государства; в отношениях с парламентом; в отношениях с органами исполнительной власти; в отношениях с органами судебной власти; по урегулированию чрезвычайных положений; в военной сфере; в области внешней политики. По мнению Е.И. Козловой, полномочия Президента РФ следует разделить на шесть групп по следующим сферам: полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти; участием в законотворчестве; функционированием исполнительных органов государственной власти; обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; внешней политикой и обороной; иными сферами государственной деятельности.[17]

Представленные классификации полномочий Президента РФ носят обобщающий характер. Они относятся ко всем областям жизни общества, ко всем видам государственных органов. Вместе с тем особый акцент делается на полномочия Президента РФ в отношении органов исполнительной власти.[18] В ряде классификаций они выделяются в обособленную группу. Такое явление не случайно. Именно на исполнительные органы государственной власти падает основная нагрузка по практическому воплощению в жизнь важнейших и наисложнейших задач по реформированию, обеспечению эффективного функционирования российского общества. Отсюда и такое пристальное, постоянное внимание Президента к их организации и деятельности, обширные полномочия со стороны Президента по отношению к ним. Предложим свою классификацию компетенции главы нашего государства в отношении органов исполнительной власти. Она, с одной стороны, основывается на представленных в научной литературе общих классификациях полномочий Президента, а с другой - на специфике его взаимоотношений с исполнительной властью. Выделяются четыре основные группы: полномочия по формированию органов исполнительной власти; полномочия по определению основных направлений деятельности и руководству органами исполнительной власти; полномочия по контролю и надзору за деятельностью исполнительных органов; арбитражные полномочия в отношении исполнительных органов.

1. Полномочия по формированию органов исполнительной власти. Это относится прежде всего к Правительству РФ. В соответствии с п. "а" ст. 83 Конституции РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. После трехразового отклонения Думой представленных кандидатур Президент наделен правом распустить палату и назначить ее новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. По предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. Так, своими указами от 12 мая и от 20 мая 2004 г. он назначил М.Е. Фрадкова Председателем Правительства РФ, А.Д. Жукова - заместителем Председателя Правительства РФ, Р.Г. Нургалиева - министром внутренних дел РФ, С.В. Лаврова - министром иностранных дел РФ, С.Б. Иванова - министром обороны РФ.[19]

Глава Российского государства определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Данное полномочие закреплено в ч. 1 ст. 112 Конституции РФ. Она гласит: "Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти". Следует отметить, что данное положение вызвало у Государственной Думы неопределенность в его понимании при сопоставлении с п. "г" ст. 71, с ч. 1 ст. 76 Основного закона РФ. Она обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом. Суть его сводилась к тому, чтобы определить, что понимается под системой и структурой федеральных органов исполнительной власти, каким актом эта система должна утверждаться - федеральным законом или указом Президента РФ. В своем постановлении от 27 января 1999 г. "По делу о толковании статей 71 (п. "г"), 76 (часть I) и 112 (часть I) Конституции Российской Федерации" Конституционный Суд РФ определил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов (т.е. имеются в виду определенные виды федеральных органов исполнительной власти; понятие "структура Федеральных органов исполнительной власти" включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий, т.е. конкретный перечень таких органов). И система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указом Президента РФ. Примером таких актов являются: Указ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Указ от 20 мая 2004 г. "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".[20]

Президент РФ формирует Совет Безопасности РФ, Администрацию Президента РФ, назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ. Он имеет, например, таких представителей в федеральных округах, палатах Федерального Собрания, в Конституционном Суде РФ, в другом государстве (Таджикистане). Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, назначает (утверждает) войсковых атаманов казачьих воинских формирований, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Он же принимает решение об отставке Правительства РФ. Оно может быть принято в четырех случаях: по собственному усмотрению Президента; при подаче Правительством заявления об отставке; при выражении недоверия Правительству; при отказе в доверии Правительству Государственной Думой. На практике Президент неоднократно отправлял Правительство в отставку, особенно в 1998-1999 гг. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, ставит перед ней вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ. Следует заметить, что положение данного органа в системе разделения властей остается неясным. Не дает ответа на этот вопрос ни Конституция РФ, ни текущее законодательство. Представляется, что по характеру своей организации и деятельности Центральный банк РФ более всего тяготеет к исполнительной власти.

Президент имеет ряд полномочий, связанных с формированием исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ. Прежде всего следует отметить, что до принятия Федерального закона об основах организации государственной власти в субъектах РФ он имел право назначать на должность и освобождать от нее глав администрации субъектов РФ, за исключением республик. Президент РФ также решал вопрос о проведении выборов глав администраций. Сегодня высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ избираются российскими гражданами, которые проживают на территории субъекта РФ. Они должны обладать активным избирательным правом.

Глава 2. Президент РФ и его правовой статус

2.1. Понятие главы государства

 Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях.

 При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные полномочия, т. е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подотчетны и не подконтрольны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия - например, подписывать международные переговоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны[21].

 Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же основные его функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.

2.2. Правовой и конституционный статус Президента Российской Федерации

В условиях формирования в Российской Федерации правового государства доминирующее значение приобретает проблема организации государственной власти, ведущее место в системе которой занимает институт Президента Российской Федерации.

Наделение Президента Российской Федерации статусом главы государства было продиктовано логикой построения правовой государственности в России, потребностью существования такого института государственной власти, который обеспечивал бы конституционный порядок, устойчивость и преемственность всего государственного механизма власти.

В российском федеративном многонациональном государстве Президент РФ выступает как один из гарантов, обеспечивающих целостность и единство России. Президент является персонификацией российской государственности.

Современная российская конституционная модель исходит из особого места Президента в государственном механизме и в системе политического властвования, наделяя его большими полномочиями. Объясняется это тем, что Президент РФ не входит ни в одну из существующих ветвей власти. Он является главой государства России как демократического правового государства с республиканской формой правления и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Как глава государства Президент призван консолидировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех разногласий и конфликтов между органами государственной власти, субъектами Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом. В соответствии со своим положением Президент РФ олицетворяет единство многонационального народа, суверенную государственность России.

В советский период как таковой пост Президента отсутствовал, а роль главного связующего звена законодательной деятельности, управления и правовой охраны выполняли непосредственно Политбюро и Секретариат ЦК КПСС, Генеральный секретарь.

В марте 1990 года на Съезде народных депутатов СССР был избран первый и последний Президент СССР М. С. Горбачев. Избирался Президент сроком на 5 лет, но не более двух сроков он мог находиться на этой должности.

Президент СССР был назван в Конституции СССР главой государства, то есть получил более высокий статус, чем имел Председатель Верховного Совета СССР, именовавшийся высшим должностным лицом Советского государства.[22]

Именно Президент СССР представлял страну внутри нее и в международных отношениях. Он был призван обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления. Президент СССР олицетворял единство, суверенитет и целостность государства.

В организационном отношении Президент СССР никому не подчинялся и обладал высшей степенью независимости от других государственных органов. Он был подконтролен Съезду народных депутатов. В случае нарушения Конституции и Законов СССР Президент СССР мог быть смещен со своего поста Съездом. Следует отметить, что данный механизм не был в достаточной мере отработан и защищен дополнительными правами и организационно-политическими гарантиями, что и подтвердили события 19—20 августа 1991 года.

Вслед за избранием Президента СССР в РСФСР также учреждается должность Президента. 17 марта 1991 года состоялся всесоюзный референдум. На референдуме наряду с решением проблемы сохранения Союза ССР ставился вопрос о введении поста Президента РСФСР. Большинство россиян, принявших участие в голосовании, на вопрос "Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента в РСФСР, избираемого всенародным голосованием?" ответили положительно. 24 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР были приняты два закона, имевших огромное значение для утверждения президентуры в России. Это законы РСФСР "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". Примечательно, что закон "О Президенте РСФСР" закрепил статус Президента как высшего должностного лица и главы исполнительной власти.

Одновременно с Президентом РСФСР избирался и вице-президент РСФСР. Кандидатуру вице-президента РСФСР предлагал кандидат в Президенты РСФСР. Вице-президент осуществлял по поручению Президента отдельные его полномочия и заменял Президента в случае его отсутствия.

12 июня 1991 года Президент РСФСР в соответствии с Конституцией 1978 года был избран на пятилетний срок, то есть до 12 июня 1996 года. Выборы Президента РФ 1996 года характеризовали данный институт в контексте российской Конституции 1993 года. 26 марта 2000 года состоялись внеочередные демократические выборы Президента РФ, в которых приняло участие 68,88% зарегистрированных избирателей. Из одиннад- . цати претендентов на этот высокий пост россияне проголосовали уже в первом туре выборов за исполняющего обязанности Президента РФ Путина В. В., набравшего около 53% голосов избирателей.

Заключение

Введение в Российской Федерации в 1991 г. поста президента — новый этап в развитии российской государственности. Из 183 стран, входивших в начале 1993 г. в ООН, более 130 имеют президентов[23].

Институт президентской власти в России - самый молодой в мире, поэтому он имеет свои казусы. Но, в принципе, все вопросы президентской власти согласуются между собой без каких-либо грубых нарушений.

 Выборы Президента РФ юридически оформленный акт, обеспеченный нормативной документацией. В нормативной документации хорошо разобраны все пункты кампании по выборам Президента РФ, начиная от общих принципов выбора и разных тонкостей, кончая вступлением в должность Президентом.

Как глава государства Президент признается гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации наделен широким кругом полномочий. Их можно свести в определенные группы в зависимости от правовой специфики и объекта, на который они направлены. Выделяются полномочия: по формированию государственных органов; охране прав и свобод человека и гражданина; обеспечению суверенитета, независимости, безопасности и целостности государства; в области правотворчества; в области обороны; в области внешних сношений; по обеспечению согласованной деятельности государственных органов на территории России.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принятия им присяги.

Список источников и литературы

1.     Конституция РФ 1993, - М, 1996.

2.     Федеральный закон “О выборах Президента РФ”. -М.: Юрид. лит., 1995.

3.     Андреев А, Б. Конституционное право: курс лекций. - М., 1993.

4.     Иванов Р. Л., Костюков А. Н., Скобелкин В. Н. Основы Российского Государства и права. - М., 1995.

5.     Илларионова Т. Р. Полномочия президента. /Вопросы конст. права: Сб. ст. - СПб., 1994.

6.     Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. -М.: Юрист, 1995.

7.     Конституция РФ. Комментарий. - М., 1994.

8.     Лунгу П. Ф. Основы государства и права в вопросах и  ответах. - М., 1995.

9.     Общая теория права и государства. Учебник для ВУЗов под  ред. Афанасьева. - М., 1994

10.            Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М.: Юрид. лит. 1994.

11.            Чиркин В. Е. Конституционное право. - М.: ЗЕРЦАЛО 1998.

12.            Конституция РФ: Энцикл. Словарь/ Авторский коллектив: В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин и другие. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995 год.

13.            Дождев Д.В. Конституционное право РФ/ учебник / М.: 1998 год.

14.            Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М.: 2000 год.

15.           Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 1999 год.

16.           Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие для вузов. М.,1998 год.

17.           Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М., 1996 год.

18.           Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996 год.

19.           Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1998 год.

20.           Конституционное право России: Лекции/ Под ред. В.Т. Кабышева, Е.В. Колесникова. Саратов, 1995 год.

21.           Конституционное право РФ/ Отв. ред. М.И. Кукушкин, В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1995 год.


[1] Андреев А, Б. Конституционное право: курс лекций. - М., 1993. - С. 67

[2] Общая теория права и государства. Учебник для Вузов под ред. Афанасьева. - М., 1994. - С. 54

[3] Андреев А, Б. Конституционное право: курс лекций. - М., 1993. - С. 69

[4] Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. -М.: Юрист, 1995. -С. 325-326

[5] Федеральный закон "О выборах Президента РФ". - М.: Юрид. лит., 1995

[6] Воинские артикулы Петра I. М., 1950. С. 25.

[7] См.: Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судебные реформы в России. М., 1991. С. 206-210.

[8] См.: История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986. С. 224; Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. М., 1998. С. 59.

[9] См.: Государственное право Российской Федерации/Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996. С. 357.

[10] См.: Государственное право Российской Федерации/Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996. С. 357.

[11] См.: Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М., 1999. С. 219; Конституционное право субъектов Российской Федерации/Отв. ред. В.А. Кряжков. М., 2002. С. 443-444.

[12] Чиркин В.Е. Конституционное право России и зарубежный опыт. М., 1998. С. 255.

[13] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 398; Чиркин В.Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России//История становления и современное состояние исполнительной власти в России/Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2003. С. 120.

[14] См.: Чиркин В.Е. Президент и исполнительная власть//Указ. изд. С. 120-121.

[15] См.: Конституционное право/Отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996.

[16] См.: Конституционное право: Энциклопедический словарь/Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001. С. 477-479.

[17] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 399.4

[18] См., например: Баглай М.В. Указ. соч. С. 412-416; Комарова В.В., Магомедов Ш.Б. Указ. соч. С. 214; Конституционное право Российской Федерации. Екатеринбург, 1995. С. 283, 289.

[19] См.: СЗ РФ. 2004. N 20. Ст. 1943; N 21. Ст. 2033, 2036, 2038, 2041.

[20] См.: СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; N 21. Ст. 2023.

[21] Илларионова Т.Р. Полномочия президента./Вопросы  конст.права: Сб.ст.-СПб.,1994.-С.47-59

1.        [22] Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 1999 год.

[23] Сахаров Н.А. Институт президенства в современном мире. - М.: Юрид. лит. 1994. -С.3