Содержание

Введение. 3

1. Понятие, принципы и элементы системы безналичных расчетов. 4

2. Инструменты безналичных расчетов. 6

3. Правовое регулирование безналичных расчетов в Российской Федерации  12

Заключение. 21

Список литературы.. 22

Введение

Формирование платежных систем на российском финансовом рынке связано прежде всего с функционированием банковского сектора. Важным условием эффективного функционирования экономики является быстрота осуществления расчетов с организациями по купле-продаже товаров и оказанию услуг, финансовыми органами по уплате налогов, банками по полученным ссудам, со страховыми компаниями и т.п. Основная часть денежных расчетов осуществляется в основном банками. При взаимодействии между собой банки должны обеспечить бесперебойность платежей независимо от их местонахождения.

В последнее время произошли серьезные изменения в системе межбанковских расчетов. Характер многих операций изменяется в короткие периоды. При этом ситуация в различных сегментах финансового рынка может изменяться несколько раз в течение рабочего дня. Поэтому от быстроты совершения операций зависит конечный результат – получение прибыли. Современная техническая оснащенность банковской системы должна отвечать основному требованию – мгновенному прохождению платежей.

Действующие мировые платежные системы прошли длительный путь эволюционного развития. Современные платежные системы имеют как общие, унифицированные черты, так и отличительные специфические признаки, что способствует региональному и мировому развитию международных расчетно-платежных отношений.

Реформирование платежной системы, осуществляемое в России, предполагает расширение использования новых для страны форм и методов безналичных расчетов, что обуславливает актуальность темы данной работы.

Целью данной работы – рассмотреть систему безналичных расчетов в России.

1. Понятие, принципы и элементы системы безналичных расчетов

Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке (п. 1 ст. 861 ГК РФ) - никаких ограничений на такие расчеты закон не устанавливает.

Однако порядок денежных расчетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законом регламентируется весьма жестко.

Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между ними могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.[1]

Система организации безналичных расчетов базируется на трех составляющих:

-             совокупность принципов организации безналичных расчетов, обязательных для соблюдения всеми ее субъектами хозяйственных отношений;

-             система счетов, позволяющая осуществлять платежи и расчеты в безналичной форме;

-             система платежных форм, документов и правил документооборота.[2]

Система расчетов – динамическая и должна отвечать требованиям хозяйственной жизни. Безналичные платежи должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемости средств.

Первым основополагающим принципом организации безналичных расчетов является правовой режим осуществления расчетов и платежей. Необходимость его соблюдения обусловлена ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость их регулирования. Базой последнего служит комплекс законодательных и подзаконных актов, нормативных документов тех государственных органов, которым поручено выполнять регулирование расчетов в стране. Поскольку центром по организации системы расчетов является Банк России, на него возлагаются обязанность разработки правил и форм осуществления расчетов

Второй принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. Наличие счетов как у получателей, так и плательщиков – необходимая предпосылка расчетов.

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения соответствующего платежного инструмента.

Пятый принцип – срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств.

Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения – подразделяется на предварительный, текущий, последующий,, внутренний и внешний контроль.

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип – их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушение договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.[3]

2. Инструменты безналичных расчетов

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов:

-             расчеты платежными поручениями;

-             аккредитивную форму расчетов;

-             расчеты чеками;

-             расчеты по инкассо.[4]

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).

Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

Выбор формы расчетов в основном определяется:

-             характером хозяйственных связей;

-             особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

-             местонахождением сторон сделки;

-             способом транспортировки грузов; •финансовым положением юридических лиц.

Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного потока средств между контрагентами.

Расчеты платежными поручениями. Это - самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежное поручение исполняется банком в срок, установленный договором банковского счета, либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежными поручениями может производиться: перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; перечисления денежных средств в целях возврата (размещения кредитов/займов) депозитов и уплаты процентов по ним; перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором. Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке, установленной формы и составляется в 4-х экземплярах при междугородных расчетов и в 2-х экземплярах - при одногородних. По договоренности сторон платежные поручения могут быть:

-             срочными, которые совершаются при авансовых платежах, т.е. до отгрузки товара; после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара; либо при частичных платежах при крупных сделках;

-             досрочными и отсроченными, которые возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершения платежа) не оговорено между банком и владельцем счета.

Аккредитивная форма расчетов. Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж: или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями.

Отзывной аккредитив может изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком (в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором). В случае изменения условий или отмены отзывного аккредитива банк-эмитент обязан направить соответствующее уведомление получателю средств не позже рабочего дня, следующего за днем изменения условий или отмены аккредитива. Условия безотзывного аккредитива считаются измененными или безотзывный аккредитив считается отмененным с момента получения исполняющим банком согласия получателя средств. Частичное принятие изменений условий безотзывного аккредитива получателем средств не допускается.

Для открытия аккредитива плательщик представляет в обслуживающий его банк (банку-эмитенту) аккредитив на бланке установленной формы. Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий банк либо через банк получателя средств с согласия последнего. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между поставщиком и покупателем. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке.

Использование аккредитивов в международных расчётах регламентируется Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, утвержденных Международной торговой палатой в декабре 1993 г.

  Расчеты чеками. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержателем является юридическое или физическое лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщиком является банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Допускается прием чеков во вклады граждан на их лицевые счета в банках на условии, определенных банком-эмитентом или банком-корреспондентом. Чек удобен для расчетов в случаях:

-             когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик - передавать товар до получения гарантии платежа;

-             когда продавец заранее не известен.

Расчетный чек, имитированный российским банком, имеет хождение только на территории Российской Федерации. Так как чек является ценной бумагой, он служит бланком строгой отчетности.

Чековая книжка представляет собой бланки чеков «Расчетный чек», сброшюрованные в книжки установленного образца по 10, 25 и 50 листов. Бланки чековых книжек являются документами строгой отчетности и их форма устанавливается Центральным банком РФ, а коммерческие банки определяют порядок обращения чеков данного банка. Для получения чековой книжки предприятия представляют в обслуживающий их банк заявления. Банк депонирует средства заявителя на отдельном счете, с которого оплачиваются чеки. Клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонированной банком, в пределах которой он может выписывать чеки.

С помощью чеков предприятия и организации получают со своего расчетного счета наличные для выплаты заработной платы, оплаты командировочных расходов, хозяйственных нужд, закупок сельхозпродуктов.

В зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делятся на именные, платежи по которому могут быть совершены только в пользу лица, указанного в чеке; ордерные – платежи как в пользу лица, указанного в чеке, так и по его приказу (оформленному на обороте чека) другому лицу; предъявительские – в пользу лица, предъявившего чек в банк.

Именные чеки передаче не подлежат. Предъявительские – могут передаваться другому лицу путем простого вручения, ордерные – путем оформления передаточной надписи (индоссамента).

В России Положение ЦБР от 8 сентября 2000 г. № 120-п «О безналичных расчетах в Российской Федерации» установило порядок расчетов чеками и закрепило за коммерческими банками право самим устанавливать порядок и условия использования чеков.

Вместе с тем Положением о безналичных расчетах предусматривается возможность использования в платежном обороте и других видов чеков. Это дает банкам возможность эмитировать свои чеки. В настоящее время многие российские банки эмитируют и размещают свои чековые книжки. Известна деятельность Чекового синдиката, образованного в 1993 г. рядом банков. Согласно положению о деятельности синдиката каждый банк-участник имел право выпускать книжку, чеками из которой он мог расплачиваться на территории России. При этом все банки, выпустившие чек или поставившие на нем аваль, несли солидарную ответственность перед чекодателем.

Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение десяти дней, не считая дня его выдачи.

Расчеты по инкассо. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются: в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; для взыскания по исполнительным документам; в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение. Не принимаются к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, если прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством.

3. Правовое регулирование безналичных расчетов в Российской Федерации

На правовое регулирование безналичных расчетов направлен ряд нормативных актов различного уровня, гражданского и банковского законодательства.

Прежде всего, необходимо выделить Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2, глава 46 «Расчеты»), устанавливающий формы расчетов и правовые основы расчетов, регулирующий договорные основы осуществления безналичных расчетов.[5]

Следующий законодательный акт - Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности» (ред. от 02.02.2006), регулирует правовое положение банков и иных кредитных организаций.

Отдельно можно выделить «Положение о пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации» от 8 сентября 1997 г. №516 (с послед. изм. и доп. от 1 декабря 2003 года), принятое во исполнение положений Закона «О банках и банковской деятельности».

Случаи использования иностранной валюты в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов предусмотрены Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 18.07.2005).

Правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов устанавливает Банк России в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 18.07.2005) (Глава XII. Организация безналичных расчетов).

Согласно Положению ЦБР от 18 июля 2000 г. №115-П ЦБР издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако «обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБР».

В настоящее время действуют следующие правила безналичных расчетов, утвержденные Банком России:

- Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2004);

- Положение ЦБР от 1 апреля 2003 г. №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации».

Необходимость принятия специального акта регулирующего осуществление безналичных расчетов физическими лицами подчеркнута в разъяснениях ЦБР: Положение Банка России «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» принято Банком России в целях реализации норм действующего законодательства Российской Федерации, в частности, ГК РФ и Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которыми предусмотрена возможность открытия физическими лицами банковских счетов и осуществления по ним расчетов, а также осуществление переводов по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Открытие банковских счетов предоставляет физическим лицам возможность использовать все формы безналичных расчетов, установленные ст.862 ГК РФ (расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо), которые в отношении депозитного счета для клиента доступны только в рамках расчетных операций, допускаемых для совершения по счету данного вида законодательством, т.е. по перечислению денежных средств со счета либо зачислению средств, поступивших в банк на имя вкладчика, если это предусмотрено договором банковского вклада, которые осуществляются в рамках норм пар.2 «Расчеты платежными поручениями» Главы 46 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, необходимо различать правовое регулирование безналичных расчетов физических лиц (лиц без гражданства, иностранных физических лиц) и хозяйствующих субъектов.

Наряду с указанными актами Банка России, также можно выделить: Положение ЦБР от 12 марта 1998 г. №20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России»; Положение ЦБР от 23 июня 1998 г. №36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России». Указанные положения устанавливают правила обмена электронными документами и пакетами электронных документов, используемыми при осуществлении безналичных расчетов через расчетную сеть Банка России между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России. Данные положения действуют в части, не противоречащей Указанию ЦБР от 24 апреля 2003 г. №1274-У, устанавливающему особенности применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России.[6]

Исследователи констатируют отсутствие единых принципов в отношении правового регулирования безналичных расчетов. Н.М. Кочеткова (директор Департамента платежных систем и расчетов Банк России) отмечает, что нормы Положения № 2-П ориентированные на использование расчетных документов на бумажных носителях и нормы, касающиеся электронных технологий, - слабо связаны с общими принципами. Как отмечает автор, в ближайшем будущем будет проведена унификации подхода к средствам оформления расчетных операций путем введения понятия «инструмент безналичных расчетов», под которым могут пониматься документ на бумажном носителе, документ в электронной форме, платежная карта и иные электронные средства платежа; решены другие вопросы.

В международном праве действует ряд документов, регулирующих расчеты. Это, в частности, Унифицированные правила по инкассо (публикация Международной торговой палаты — МТП — № 522) в редакции 1995 года, вступившие в силу с 1 января 1996 г., Унифицированные правила и обычаи МТП для документарных аккредитивов, Типовой закон ЮНСИТРАЛ (Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли) о международных кредитовых переводах. Действует соглашение о расчетах и в рамках СНГ: Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15 мая 1992 г.); Соглашение по урегулированию расчетов между хозяйственными организациями и банками Российской Федерации и Республики Беларусь (Москва, 27 октября 1992 г.).

На практике может возникнуть вполне логичный вопрос: Как должен решаться вопрос коллизии норм гражданского и банковского законодательства? Какой акт должен применяться в случае конкуренции норм?

Банковское законодательство (Закон «О банках и банковской деятельности», «О Центральном Банке РФ») - это акты специального законодательства (публичное законодательство), направленные на регулирование банковской системы, банковской деятельности. Гражданский кодекс – регулирует непосредственно гражданские правоотношения, отношения по поводу возникновения обязательств, совершению сделок и т.д.

В этой связи заметим, что банковское законодательство направлено на регулирование особых публичных правоотношений – Закон «О банках и банковской деятельности», Закона «О ЦБР» имеют совершенно иной (в отличие от ГК РФ) предмет правового регулирования. Таким образом, банковское законодательство регулирует «административный» порядок совершения безналичных расчетов, тогда как гражданское устанавливает права и обязанности сторон по обязательству, порядок совершения сделки и т. д.

В связи со сказанным, представляется, что «банковские нормы» регулирующие совершение безналичных расчетов не должны противоречить гражданскому законодательству.

В заключение данного параграфа заметим также, что субъекты Российской Федерации не вправе принимать акты в области банковского и гражданского законодательства, в частности, направленные на регулирование безналичных расчетов. Данная сфера нормотворчества отнесена к исключительному ведению Российской Федерации (п.»ж», п.»о» ст.71 Конституции Российской Федерации).

Основанием возникновения расчетных отношений является совершение плательщиком действий, направленных на совершение платежа другому лицу (получателю). Основания совершения платежа могут быть различны: оплата переданного имущества, выполненных работ, оказанных услуг; безвозмездная передача денежных средств и др.

Принимая во внимание, что основным отличительным признаком безналичных расчетных правоотношений является участие в них в качестве субъектов третьих лиц - банков и иных кредитных организаций, можно выделить ряд принципов правового регулирования безналичных расчетов:

1) безналичные расчеты осуществляются сторонами гражданско-правового обязательства через банки с открытых ими расчетных, текущих и иных счетов, условия которых позволяют производить платежи по распоряжению клиента;

2) участники расчетов могут выбирать в договоре любую форму расчетов, предусмотренную законом и установленными банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банки не вправе отказать клиентам в совершении операций, определенных законом для счетов данного вида, установленными в соответствии с ним банковскими правилами, обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено договором банковского счета;

3) в расчетных гражданско-правовых отношениях средства со счетов списываются по распоряжению владельца счета, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством либо договором между банком и клиентом. Волеизъявление владельца счета может быть выражено либо в форме прямого указания банку о перечислении средств, либо в форме письменного согласия на платеж по требованию, предъявленному третьим лицом;

4) банк не вправе определять и контролировать направление использования денежных средств, находящихся на счете клиента, и устанавливать не предусмотренные законодательными актами или договором ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению;

5) банк, участвующий в расчетах по гражданско-правовому обязательству контрагентов, сам не становится стороной в этом обязательстве. Он является стороной договора банковского счета и лишь за его исполнение отвечает перед своим клиентом;

6) не допускается ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, за исключением наложения ареста на денежные средства на счете или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом;

7) платежи со счетов производятся при наличии средств на счетах плательщика либо за счет банковского кредита, предоставленного плательщику;

8) безналичные расчеты производятся на основании документов установленной формы.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Последние представляют собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа (п.2.2 Положения ЦБР №2-П):

- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При этом законодатель выделяет следующие формы расчетных документов[7]:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

В соответствии с требованиями Положения ЦБР №2-П расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»).

Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими (п.2.8 Положения ЦБР №2-П).

Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):

а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;

б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

в) вид платежа;

г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);

и) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

к) очередность платежа;

л) вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.

Отдельно заметим, что правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации утверждены приказом Минфина РФ от 24 ноября 2004 г. №106н; О заполнении расчетных документов при перечислении арендной платы за пользование федеральным имуществом (приказ Минфина РФ от 30 июня 2004 г. №57н).

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки (п.2.12 Положения ЦБР №2-П).

В рамках применяемых форм безналичных расчетов допускается использование аналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Важно заметить, что расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы (п.2.15 Положения ЦБР №2-П).

Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.

Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные - в сумме остатка. При этом отзыв происходит (по соответствующей документальной форме). Частичный же отзыв сумм по расчетным документам не допускается.[8]

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Безналичные расчеты между контрагентами производятся через посредника, который берет на себя проведение всех процедур списания и зачисления денежных средств по соответствующим счетам. Таковым посредником выступает банк или иное кредитное учреждение, где участники расчетов – клиенты – открывают свои счета. Банковский счет представляет собой способ бухгалтерской фиксации банком доверенных как посреднику клиентами денежных сумм, необходимых им для проведения платежей.

Все требования, предъявленные к счету, оплачиваются в порядке очередности, то есть более ранние требования оплачиваются раньше. Если удовлетворить все предъявленные к счету требования невозможно, устанавливается особый порядок их оплаты по мере поступления денежных средств на счет.

Развитие компьютерных технологий и чековой формы безналичных расчетов привело к созданию пластиковых карточек, посредством которых можно совместить моменты поступления покупателю материальных ценностей и их оплаты, то есть платеж за продукцию (работы, услуги) производится в день ее поступления покупателю. В этом случае расчеты будут наиболее эффективными. Таким образом, основной задачей безналичных расчетов является:

- ускорение прохождения платежей, совмещение момента поступления покупателю материальных ценностей и их оплаты;

- формы безналичных расчетов устанавливаются законодательством РФ;

- наиболее перспективным развитием безналичных расчетов следует рассматривать расчеты при помощи пластиковых карт, посредством которых можно совместить платеж за продукцию и ее поступления покупателю в один день.

Список литературы

1.          Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. 14.10.2005 N 6-ФКЗ). – Справочная система Гарант.

2.          Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2006). – Справочная система Консультант Плюс.

3.          Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 02.02.2006). – Справочная система Консультант Плюс.

4.          Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. №395-I (ред. от 02.02.2006). – Справочная система Консультант Плюс.

5.          Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2005). – Справочная система Консультант Плюс.

6.          Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 18.07.2005). – Справочная система Консультант Плюс.

7.          Положение ЦБР «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 г. №2-П (ред. от 11.06.2004). – Справочная система Консультант Плюс.

8.          Положение ЦБР «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» от 01.04.2003 N 222-П. – Справочная система Консультант Плюс.

9.          Приказ ЦБ «О введении в действие положения о пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации» от 08.09.1997 N 02-390 (ред. от 01.12.2003)  (вместе с положением от 08.09.1997 N 516). – Справочная система Консультант Плюс.

10.     Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003.

11.     Гражданское право. Учебник. Часть 1. / Издание третье, переработанное и дополненное. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2005.

12.     Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2004.

13.     Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2004.

14.     Тарасова Г.П. Банковские операции в России: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2005.

15.     Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Проф. Н.Ф.Самсонова. - М: ИНФРА-м, 2005.

16.     Витрянский В. Безналичные расчеты в Российской Федерации // Хозяйство и право. - 2005. - № 8. – с. 28 – 37.


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 02.02.2006). – Справочная система Консультант Плюс. – п.2. ст.861.

[2] Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 285.

[3] Витрянский В. Безналичные расчеты в Российской Федерации // Хозяйство и право. - 2005. - № 8. – с. 29.

[4] Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 286.

[5] Тарасова Г.П. Банковские операции в России: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2005. – с. 143.

[6] Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 182.

[7] Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".- с. 3.

[8] Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".- с. 3, 7, 23-29.