Содержание

1. Равновесие производителя в краткосрочном и долгосрочном периоде. 3

1.1 Равновесие фирмы и отрасли в коротком периоде. 3

1.2 Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде. 7

2. Фискальная политика правительства. 9

3. Задача. 12

Список литературы.. 13

1. Равновесие производителя в краткосрочном и долгосрочном периоде

1.1 Равновесие фирмы и отрасли в коротком периоде

На рынке совершенной конкуренции:

1) за рубль покупателя конкурирует множество продавцов одного и того же товара, и доля каждого из них настолько мала, что он не в состоянии повлиять на рыночную цену;

2) желающих купить этот товар тоже много, и доля каждого из них мала;

3) всем участникам рыночных сделок равнодоступна информация о технологии, ценах и других условиях;

4) отсутствуют барьеры для входа в отрасль и выхода из нее: возможно свободное перемещение ресурсов между отраслями.[1]

Конкретный уровень цены товара складывается в результате взаимодействия спроса и предложения в отрасли. Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса. Кривые же индивидуального спроса показывают, какое количество товара намерен купить потребитель при различных ценах на данный товар и при неизменных прочих условиях.

Точно так же кривую отраслевого предложения можно построить, произведя горизонтальное суммирование кривых предложения всех фирм данной отрасли.

Поскольку по определению совершенной конкуренции доля каждой фирмы на рынке весьма мала, рыночная цена не зависит от объема продукта, продаваемого отдельной фирмой. Это значит, что линия спроса на продукцию данной фирмы - прямая Р = const. параллельная оси абсцисс. Говорят, что спрос на продукцию конкурентной фирмы бесконечно эластичен: при любом, сколь угодно малом, повышении цены по отношению к рыночной объем спроса станет нулевым, а при любом снижении превысит производительные возможности фирмы. Предполагается, что целью фирмы является максимизация прибыли. Произведя продукцию в объеме Q и продавая ее по цене Р, фирма получает выручку в размере РQ и несет затраты TC(Q). Ее прибыль равна

П = PQ - TC(Q).

(1)

Как мы только что отметили, особенностью функционирования фирмы в условиях совершенной конкуренции является независимость цены от объема выпуска продукции данной фирмы. Условие максимума прибыли имеет вид

dП / dQ = P - dTC / dQ = 0,

(2)

следовательно

Р = МС.

(3)

На рис. 1 точки пересечения МС с линиями спроса укажут на тот объем предложения фирмы, который при данной цене обеспечивает максимум прибыли или сводит к минимуму возможные убытки: при цене Р1 это Q1, при цене Р2 это Q2, при цене Р3 это Q3. Продолжая таким образом наблюдать за изменением объема предложения фирмы, стремящейся максимизировать прибыль при изменении цены блага, можно убедиться в том, что кривая предельных затрат устанавливает зависимость объема предложения от цены, т. е. является одновременно и кривой предложения фирмы.[2]

Рис. 1. Определение выпуска, максимизирующего прибыль фирмы в условиях совершенной конкуренции

Этот вывод нуждается, однако, в некоторых уточнениях, для разъяснения которых воспроизведем теперь кривые АТС и AVC, как это сделано на рис. 2. Отметим, что при цене выше Р2 при оптимальном объеме выпуска фирма получает положительную экономическую прибыль, при цене ниже Р3 экономическая прибыль фирмы отрицательна при любом объеме, а оптимальный объем лишь минимизирует убытки фирмы. При цене ниже Р1 выручка фирмы не покрывает переменных затрат и при любом положительном объеме выпуска убытки фирмы будут превышать величину постоянных затрат. Следовательно, оптимальным для фирмы будет решение о прекращении производства, так как нулевой выпуск даст возможность свести убытки к величине постоянных затрат.

Рис. 2. Линия предложения фирмы в условиях совершенной конкуренция

Таким образом, не вся линия МС, а только ее часть над кривой АVС будет представлять график функции предложения фирмы в коротком периоде.

Если произвести горизонтальное сложение кривых предложения короткого периода всех фирм, выпускающих одинаковый вид продукции, то получим кривую отраслевого предложения в коротком периоде.

Теперь как будто бы есть все данные для того, чтобы узнать, на каком уровне установится цена на рынке совершенной конкуренции: точка пересечения отраслевых кривых спроса и предложения определяет цену блага (Р0 на рис. 3).

Эта цена предстает перед каждой из фирм данной отрасли как извне заданный (экзогенный) параметр, величина которого непосредственно не зависит от выпуска фирмы.

Рис. 3. Равновесие отрасли (а) и отдельных фирм (б-г) на рынке совершенной конкуренции в коротком периоде

Чтобы узнать, какой объем выпуска при сложившейся цене выберет каждая из фирм, достаточно на семейство кривых затрат фирм нанести линию рыночной цены Р0 и точки пересечения МС, с Р0 укажут искомые объемы предложения. На рис. 3,б-г видно, что фирмы 1-3 предложат соответственно Q1 - Q3 единиц продукции.

Фирма 1 имеет положительную экономическую прибыль: средняя выручка от единицы продукции превышает средние затраты на нее (EQ1 > FQ1). Фирма 2 имеет нормальную прибыль, включенную в экономические затраты так, что ее экономическая прибыль равна нулю. Фирма 3 при сложившейся цене покрывает лишь переменные затраты и несет убытки в размере невозмещенных постоянных затрат. Можно предположить существование в отрасли фирм с еще более высоким, чем у фирмы 3, расположением семейства кривых затрат ("запредельных фирм"), но эти фирмы ничего не будут производить.

1.2 Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде

В длительном периоде все применяемые в производстве ресурсы являются переменными (по определению длительного периода). Кроме того, совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Следовательно, линии средних и предельных затрат всех фирм данной отрасли будут идентичны.[3]

Вход на рынок совершенной конкуренции и выход с этого рынка открыт для всех фирм. Если минимум средних затрат фирмы окажется выше сложившейся на рынке цены (Р1 на рис. 4,а), то часть фирм покинет рынок, отраслевое предложение уменьшится, что приведет к повышению цены. Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены (Р2), то фирмы данной отрасли получают положительную экономическую прибыль (сверхприбыль) и это будет стимулом для других фирм к переходу в данную отрасль. Вследствие этого отраслевое предложение повысится, а цена упадет.

Рис. 4. Равновесие отрасли (а) и отдельных фирм (б) на рынке совершенной конкуренции в длительном периоде

Равновесие отрасли в длительном периоде установится только тогда, когда цена совпадет с минимумом средних затрат. Когда цена установится на уровне Pl, процесс приспособления предложения к спросу закончится и цена стабилизируется.

Поскольку в состоянии рыночного равновесия длительного периода соблюдается равенство

LMСi = LАСi = РL,

(4)

то, во-первых, фирмы достигли оптимальных размеров своих производственных мощностей (LMCi = LACi) и оптимального объема выпуска LMCi = РL); во-вторых, отрасль не будет привлекать капитал из других отраслей, так как при сложившейся цене в ней уже не образуется сверхприбыль (РL = LACi).

Однако при достижении долговременного отраслевого равновесия равенство (4) можно расширить:

SMCi = SACi = LMCi = LACi = РL.

(5)

В этом легко убедиться, взглянув на рис. 5.

Рис. 5. Равновесно фирмы в условиях совершенной конкуренции в длительном периоде

Фирма, которая создала бы производственные мощности, отличные от представленных семейством кривых АТC2, MС2, оказалась бы убыточной (рис. 3,в).[4]

Итак, при данной технике производства на рынке совершенной конкуренции цена товара тяготеет к минимальным средним затратам длительного периода. А это в свою очередь означает, что при достижении отраслевого равновесия длительного периода экономическая прибыль каждой из фирм будет равна нулю.

В правильности этого вывода читатель может усомниться: ведь отдельные фирмы могут использовать уникальные факторы производства, как-то: почвы повышенной плодородности, особо одаренных специалистов, дефицитные образцы новой техники, которые позволяют производить продукцию с меньшими затратами материалов и времени.

Действительно, расходы ресурсов на единицу продукции у конкурирующих фирм могут различаться, но экономические затраты при этом у них будут одинаковыми. Последнее объясняется тем, что в условиях совершенной конкуренции на рынке факторов фирма сможет приобрести фактор, обладающий повышенной производительностью, если заплатит за него цену, поднимающую затраты фирмы до общего уровня в отрасли. В противном случае этот фактор перекупит конкурент.

Если же фирма уже располагает уникальными ресурсами и конкурент их не перекупит, тем не менее повышенная цена должна быть учтена в составе альтернативных затрат, потому что по такой цене ресурс можно было бы продать.

2. Фискальная политика правительства

Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.[5]

В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.

Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.

Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.[6]

В макроэкономической финансово-бюджетной политике принято разделять две генеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей экономической ситуации в стране, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика. В период экономического бума, резкого подъема деловой активности, бурного экономического роста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах. В более опасные периоды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханием экономической активности, государственная фискальная политика носит расширительный характер, то есть направлена на расширение производства и других видов экономической деятельности, преодоления спада, депрессии, постепенный переход от спада к подъему.

Между этими двумя курсами, соответствующими и противоположными фазам экономического цикла, пролегает третий курс действий, именуемый стабилизационной фискальной политикой.

3. Задача

Имеются три инвестиционных проекта:

а) Издержки равны 50 т.р.; будущая прибыль 5 т.р. в год;

б) Издержки равны 50 т.р.; будущая прибыль 10 т.р. в год;

в) Издержки равны 500 т.р.; будущая прибыль 75 т.р. в год;

Рассчитать:

1.                 Норму прибыли для каждого из трех проектов;

2.                 Если уровень процента за капитал, полученный в кредит, равен 5%, 7%, 11%, то при каком уровне этих процентных ставок реализация трех проектов будет выгодна или не выгодна для предприятия.

Решение:

 

1. Норма чистой прибыли – это процент дополнительной прибыли от инвестиций. Найдем норму чистой прибыли для каждого проекта:

Проект 1 = 5 т.р./50 т.р. = 10%;

Проект 2 = 10 т.р./50 т.р. = 20%;

Проект 3 = 75 т.р./500 т.р. = 15%.

2. Инвестиционный проект будет выгодным, если процентная ставка по кредиту меньше нормы прибыли. Ставки 5% и 7% - выгодные процентные ставки для всех трех проектов, процентная ставка 11% невыгодна для проекта 1, т.к. норма прибыли в этом случае всего 10%.

Список литературы

1.                 Линдерт. П.Х. Мировая экономика – М.: Прогресс, 2005.

2.                 Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2004.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3.                 Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2002.

4.                 Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2005. 

5.                 Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2004.

6.                 Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2003.


[1] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001. – с. 214.

[2] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001. – с. 215.

[3] Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2000. – с. 337.

[4] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001. – с. 217.

[5] Линдерт. П.Х. Мировая экономика – М.: Прогресс, 2002. – с. 115.

[6] Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2000. – с. 418.