Правоохранительные органы РФ

ГЛАВА 2 ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

1. Понятие предварительного расследования. 2. Следственный аппарат органов внутренних дел. 3. Следственный аппарат прокуратуры. 4. Следственный аппарат органов налоговой полиции. 5. Следственный аппарат органов безопасности. 6. Органы дознания. Н О Р М А Т И В Н Ы Е И С Т О Ч Н И К И Конституция РФ. М., 1999. Закон РСФСР "О милиции" от 18.04.91 с изм. и доп. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1991, №16, ст. 503; 1993, №33, ст.1316; Собрание Законодательства РФ, 1995, №25, ст.2964; 1999, № 14, ст.1666. Закон РФ "О государственной границе Российской Федерации" от 1.04.93 // Ведомости Верховного Совета РФ,1993, №17, ст.594; Собрание Законодательства РФ,1994, №16,ст.1861; 1995,№50, ст.5610; 1997, №29, ст.3507; 1998, №31, ст.3805; 1999, №23, ст.2808. Федеральный закон "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.93 с изм. и доп. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ", 1993, № 29, ст.1114; Собрание Законодательства РФ, 1995, № 51, ст.4973. Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 03.04.95 // Собрание Законодательства РФ, 1995, № 15, ст. 1269. Федеральный закон "О прокуратуре РФ" от 17.11.95 // Собрание законодательства РФ, 1995, № 47, ст.4472; 1999, №7, ст.878. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Принят 27.10.60. Таможенный кодекс РФ. Утвержден 18.06.93. ЛИТЕРАТУРА Григорьев В.Н., Кучеров И.И. Налоговая полиция: правовое регулирование деятельности. М., 1998. Зажицкий В. Таможенные органы - органы дознания // Российская юстиция,1994, №11. Налоговая полиция / Под ред. Бабаева В.К. М., 1994. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. Лебедева В.М. и Божьева В.П. М., 1998. Рыжаков А.П. Предварительное расследование. Тула, 1996.

1.Понятие предварительного расследования Предварительное расследование - это урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность специально уполномоченных на то органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления, виновности лица, его совершившего, привлечению его к уголовной ответственности, защите нарушенных преступлением прав и свобод лчности, законных интересов общества и государства, ограждении от неосновательного обвинения и реабилитации каждого невиновного. Принято различать две его формы: Предварительное следствие и дознание. Предварительное следствие производится по большинству уголовных дел о наиболее сложных преступлениях следователями 4-х ведомств: - органов внутренних дел; - Федеральной службы безопасности; - прокуратуры; - Федеральной службы налоговой полиции. Дознание проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти - органами дознания. Согласно ст.117 УПК РСФСР органами дознания являются: 1.милиция; 2.командиры воинских частей,соединений и начальники военных учреждений - по делам о всех преступлениях,совершенных подчиненными им военнослужащими,а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов;по делам о преступлениях,совершенных рабочими и служащими вооруженных сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части,соединения,учреждения; 3.органы федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению; 4.начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов,лечебно-трудовых профилакториев по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы,совершенных в расположении указанных учреждений; 5.органы государственного пожарного надзора по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; 6.органы пограничной службы РФ - по делам о нарушении режима государственной границы; 7.капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; 8.федеральные органы налоговой полиции - по делам,отнесенным законом к их ведению; 9.таможенные органы - по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188,189,190,193 и 194 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанный в законе перечень органов дознания является исчерпывающим. Иные государственные учреждения или должностные лица проводят только ведомственные проверки, а не дознание. Они не вправе осуществлять процессуальную деятельность, а могут лишь требовать от подчиненных им лиц объяснения, проверять эти объяснения , т.е. проводить ведомственное расследование в форме ревизии или проверки, а также решать вопросы о передаче материалов органам расследования или прокуратуры. Дейстующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида дознания: - дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия - дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Подследственность уголовных дел и форма предварительного расследования определяются ст. 126 УПК РСФСР. Основныи задачами следственных подразделений являются: 1. быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона; 2. принятие в ходе следствия мер по возмещению гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного преступлениями; 3. осуществление предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. Рассмотрим систему и структуру следственных подразделений органов внутренних дел, прокуратуры и ФСБ РФ. 2.Следственный аппарат органов внутренних дел Систему следственных подразделений составляют: - Следстенный комитет при МВД РФ; - Главные следственные управления МВД, УВД субъектов РФ и им равные при УВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, при УВД режимных объектов МВД России; - Следственные управления (отделы, отделения, группы) при Управлениях (отделах) внутренних дел района, города, района в городе и им равные. Постановлением Правительства РФ "О численности органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и оплате труда их сотрудников" от 5 февраля 1999 года. N 126 установлена численность органов предварительного следствия в количестве 52230 единиц, в том числе аппарата Следственного комитета при Министерстве Внутренних дел Российской Федерации - в количестве 254 единиц. Предоставлено Министру внутренних дел РФ право устанавливать сотрудникам органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ надбавку в размере до 50 процентов должностного оклада за службу в указанных органах. Следственный комитет МВД РФ Начальник Заместители Оперативное совещание Организационное управление Контрольно-методическое управление Следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности Отдел кадров Секретариат 1. Анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности органов предварительного следствия. Разрабатывает и реализует меры по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию следственной работы. 2. Изучает, обобщает и рекомендует к внедрению положительный, в том числе зарубежный опыт предварительного следствия, разрабатывает для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений, организует и проводит совещания, научно-практические конференции и семинары по проблемам предварительного следствия; издает Информационный бюллетень. 3. Организует рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам. 4. Осуществляет ведомственный процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказывает помощь в их расследовании. Ведет контрольные производства по этим делам. 5. Оказывает практическую и методическую помощь органам предварительного следствия, проверяет их работу, осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков. 6. Координирует расследование преступлений, носящих межрегиональный и международный характер, производимое следователями органов внутренних дел, создает в необходимых случаях межрегиональные следственные группы. 7. Организует взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции - с другими правоохранительными органами, министерствами, учреждениями и организациями. 8. Изучает правоприменительную практику и осуществляет разработку предложений в проекты законодательных, подзаконных, ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к деятельности органов предварительного следствия. Участвует в проведении экспертиз проектов правовых актов. В установленном порядке и в части, касающейся деятельности органов предварительного следствия, ведет систематизированный учет действующего законодательства, информирует подчиненные органы о его изменениях и дополнениях. 9.Организует производство непосредственного расследования наиболее сложных, носящих межрегиональный и международный характер организованных преступлений. 10. Обращается в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с международными договорами Российской Федерации и организует исполнение аналогичных запросов. 11. Разрабатывает нормативы нагрузки, штатной численности и материально-технического обеспечения следователей органов внутренних дел, типовые положения и типовые структуры органов предварительного следствия. 12. Осуществляет подбор руководящих кадров, организацию профессиональной подготовки и повышение квалификации следственных работников, участвует в обеспечении органов предварительного следствия современной организационной и криминалистической техникой. Деятельность Главного следственного управления при МВД субъекта федерации направлена на организационно-методическое руководство, подчиненными органами предварительного следствия и осуществляется по предметно-зональному принципу на основе текущих и перспективных планов. Начальник главного следственного управления назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел по представлению начальника Следственного комитета. Заместители назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД субъекта федерации по представлению начальника главного следственного управления. Кроме того, эти кандидатуры согласуются с начальником Следственного комитета. Начальник Главного следственного управления проводит аттестацию сотрудников, представляет их к присвоению специальных званий, назначает на должность, перемещает, освобождает от должности и увольняет сотрудников, государственных служащих и работников главного следственного управления, следственного управления, отдела и подчиненных ему органов предварительного следствия за исключением лиц, назначаемых министром внутренних дел, начальником ГУВД. Следственное управление (отдел, отделение, группа) Это низовое звено организует и обеспечивает: 1. Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел. 2. Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан. 3. Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам. 4. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений. 5. Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств. 6. Учеты поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествий и др. 7. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам. 8. Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей. В зависимости от оперативной обстановки и штатных возможностей распределением служебных обязанностей следственных работников осуществляется посредством: - закрепления определенных территориалных зон (участков); - установления специализации на расследование отдельных категорий преступлений. На следственное подразделение не может быть возложено исполнение функций, не предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными актами МВД РФ. Приказом МВД РФ № 1 от 04.01.99 г. определены функциональные обязанности руководителей следстенных подразделений, следователей и помощников следователя, порядок их назначения на должность и освобождения от нее, порядок наложения дисциплинарных взысканий и поощрения. Помощник следователя. Помощник следователя - должностное лицо, состоящее на службе в органах внутренних дел в должности младшего начальствующего состава в органе предварительного следствия и имеющее специальное звание. На должность помощника следователя может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, имеющий образование не ниже общего среднего, способный по состоянию здоровья и моральным качествам служить в органах внутренних дел. Лицо, назначенное на должность помощника следователя, проходит первоначальную подготовку в учебных центрах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по программе милиционеров с учетом примерного тематического плана переподготовки помощников следователей. Функциональные обязанности помощника следователя определяет руководитель органа предварительного следствия. Обязанности помощника следователя - совместно со следователем осуществляет проверку материалов для решения вопросов о возбуждении уголовного дела, в связи с чем имеет право выполнять весь комплекс мероприятий, предусмотренных законодателством для доследстенной проверки поступивших заявлений, сообщений о преступлениях; - выполняет техническую работу по процессуальному оформлению отдельных следственных действий и уголовных дел; - осуществляет розыскные мероприятия и другие действия, направленные на изучение личности обвиняемого, установление причин и условий, способствующих совершению преступлений; - поддерживает связь с общественностью, докладывает уголовные дела в трудовых коллективах; - по указанию следователя и под его контролем выполняет отдельные несложные следственные действия, а также может быть включен в состав следственно-оперативной группы. 3.Следственный аппарат прокуратуры Систему следственных подразделений прокуратуры РФ составляют: - Следственное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ - следователи городских, районных и межрайонных прокуратур

Структура Следственного управления Генеральной прокуратуры РФ

начальник(старший помощник генерального прокурора)

Заместитель (начальник организационно-методического отдела) Заместители (начальники отделов, которые являются помощниками Генерального прокурора) Специализированные отдела по расследованию:- преступлений и происшествий чрезвычайного характера (отдел оперативного реагирования);- преступлений в сфере экономики; - бандитизма и умышленных убийств. Организационно-методический отдел Канцелярия Склад вещественных доказательств

Могут создаваться другие специализированные подразделения. Должностной состав: - старшие следователи и следователи по особо важным делам, - старшие прокуроры и прокуроры организационно-методического отдела, - помощники следователей, - ведущий специалист, - главный специалист (экономист), - старшие инспектора, - специалисты 1 категории - заведующая складом вещественных доказательств. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их помощники назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. В Прокуратуре субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах на должности следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников, назначают и освбождают от дожности прокуроры субъектов РФ. В Прокуратурах городов и районов устанаваливаются должности старших следователей и следователей (в прокуратурах городов - следователей по особо важным делам) и их помощников, назначаемых на должность и освобождаемых от должности прокурорами субъектов РФ и приравненными к ним прокурорами. В системе военной прокуратуры следователи состоят: в Главной военной прокуратуре, прокуратурах военных округов, групп войск, флотов, прокуратуре ракетных войск стратегического назначения, прокуратуре Федеральной пограничной службы, прокуратурах других войск, приравненных к прокуратурам субъектов Российской Федерации; прокуратурах гарнизонов, объединений и соединений, приравненных к прокуратурам городов и районов. В вышестоящем звене устанавливаются должности следователей по особо важным делам и старших следователей, а в низовом звене - должности старших следователей и следователей. На должности военных следователей назначаются офицеры, проходящие военную службу, имеющие высшее юридическое образование, отвечающие возрастным требованиям, а также требованиям состояния здоровья, профессионализма и моральных качеств. Следователи Главной военной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности Главным военным прокурором. Прокуроры военных округов, групп войск, флотов назначают на должность и освобождают от должности следователей в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах. Установлен статус военного следователя. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре РФ" от 10.02.99 г. определен статус следователя прокуратуры, порядок дисциплинарной ответственности и поощрения. Установлен особый порядок привлечения следователей прокуратуры к уголовной и административной ответственности. Лицо, впервые назначаемое на должность следователя, принимает Присягу. 4. Следственный аппарат органов налоговой полиции Систему следственных органов ФСНП РФ составляют: - Следстенное управление ФСНП РФ - следственные службы (отделы) территориальных органов налоговой полиции. Следственное управление ФСНП РФ Следственное управление (СУ) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной службы налоговой полиции РФ. Руководящим документов является Положение о Следственном Управлении ФСНП РФ (с изменениями, внесенными приказом 376 от 17 декабря 1996 года). Приложение 1 к приказу ФСНП России от 22 апреля 1996 - 128. Структуру и штатное расписание Следственного управления утверждает Директор ФСНП России. Следственное управление возглавляет начальник, который подчиняется Директору ФСНП России и его заместителю, курирующему предварительное следствие. Начальник СУ ФСНП России назначается на должность и освобождается от должности приказом Директора ФСНП России. Функции Следственного управления 1. Проведение по решению Директора ФСНП России, начальника Следственного управления ФСНП России и поручению Генерального прокурора РФ предварительного следствия по уголовным делам: особой важности, имеющим межрегиональный или международный характер; о коррупции и организованной преступности, взаимосвязанным с преступлениями, подследственными следователям федеральных органов налоговой полиции. 2. Осуществление взаимодействия по вопросам предварительного следствия с подразделениями МВД РФ, ФСБ РФ и Генеральной прокуратуры РФ, участие в работе межведомственных следственно-оперативных групп. 3 Методико-криминалистическое обеспечение предварительного следствия и дознания по уголовным делам, отнесенным законом к ведению федеральных органов налоговой полиции, сотрудничество по данному вопросу с экспертными и научно-исследовательскими подразделениями и учреждениями. 4. Систематический учет и анализ следственной практики, результатов деятельности следственных подразделений федеральных органов налоговой полиции, ведение статистической отчетности; разработка мер по повышению качества расследования уголовных дел и обеспечению законности при его производстве; обобщение и распространение положительного опыта. 5. Координация следственной работы по уголовным делам, имеющим межрегиональный характер, оказание практической и методической помощи следственным подразделениям органов налоговой полиции в организации расследования уголовных дел, по вопросам применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, нормативных актов ФСНП России, регламентирующих деятельность следственных подразделений. 6. Рассмотрение обоснованности ходатайств следователей территориальных органов налоговой полиции о продлении по уголовным делам сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей свыше 6 месяцев, осуществление контроля за ходом и результатом расследования по таким делам. 7. Проведение проверок территориальных органов налоговой полиции по вопросам, отнесенным к компетенции Следственного управления, в том числе в рамках комплексных инспекторских и контрольных проверок, организации контроля за устранением выявленных недостатков. 8. Рассмотрение и законное разрешение жалоб, писем, заявлений граждан и юридических лиц, иной информации, связанной с расследованием уголовных дел, прием по этим вопросам граждан и представителей юридических лиц. 9. Организация исполнения поступающих поручений, в том числе международных, о производстве следственных действий по уголовным делам, отнесенным к ведению федеральных органов налоговой полиции. Надзор за законностью предварительного следствия в Следственном управлении ФСНП России осуществляет надзирающий прокурор, а ведомственный контроль за организацией работы следственного аппарата - Директор ФСНП России и его заместитель, курирующий предварительное следствие. Следственными подразделениями территориальных органов налоговой полиции осуществляется предварительное следствие по уголовным делам, процессуальный контроль за деятельностью подчиненных следственных подразделений и следователей местных органов налоговой полиции, а также ее организационно-методическое обеспечение. В местных органах налоговой полиции с малым объемом уголовно-процессуальной деятельности предварительное следствие осуществляет единолично следователь. Следственные подразделения возглавляются начальниками, которые назначаются на должность и освобождаются от должности приказом начальника соответствующего территориального органа налоговой полиции по согласованию с начальником Следственного управления и Управления кадров ФСНП РФ. 5.Следственный аппарат органов безопасности В соответствии с Указом Президента РФ № 2406 от 22.11.94 г. "О создании Следственного управления Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и следственных подразделений в органах контрразведки Российской Федерации" в органах ФСБ был воссодан следственный аппарат, система которого определяется ситемой органов ФСБ (смотрите главу 3). В ФСБ РФ создано следственное управление, а в подчиненных органах следственные подразедления. На них возложена организация и производство предварительного следствия по делам о преступлениях, расследование которых отнесено законодательством к ведению органов государственной безопасности (ч. 4 ст. 126 УПК РСФСР). Независимо о того в каком ведомстве работает следователь, процессуальное положение у всех следователей одинаково. При производстве предварительного следствия следователи всех перечисленных ведомств руководствуютсяч нормами УПК РСФСР, предусматривающими полномочия органов предварительного следствия. Следователям присваиваются классные чины и специальные звания.

6.Органы дознания Перечень органов дозанния был уже упомянут выше в соответствии со ст. 117 УПК РСФСР. Производство дознания основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Акты дознания имеют такое же юридическое значение, что и акты предварительного следствия. Компетенция органов дознания зависит от вида дознания. Если производство предварительного следствия не обязательно, органы дознания производят расследование в полном объеме. Завершается такой вид дознания направлением дела в суд с обвинительным заключением или постановлением о прекращении уголвного дела. Органы дознания руководствуются УПК РСФСР, уполномочены выполнять все необхоидмые следственные действия. Учитывается то, что дознаватели не обладают такой процессуальной независимостью как следователь. Следует различать "орган дознания" и "лицо, производящее дознание". Основным органом дознания является милиция. Структуру милции рассматриваем в главе 3. Не все структурные подразделения милиции наделяются правом производства дознания. В криминальной милции производство дознания может быть поручено начальником криминальной милиции оперативному уполномоченному уголовного розыска, отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по борьбе с организованной преступностью. В МОБ начальник может поручить дознание участковому инспектору милиции, инспектору ГИБДД (чаще - это специализированные подразделения дознания) и специализированным подразделениям дознания. В РОВД созданы специализированные подразделения дознания, возглавляемые начальником отдела (отделения) дознания и в составе старших групп дознания, старших дознавателей и дознавателей. На специализированные подразделения дознания возложены следующие функции: - рассмотрение и проверка без применения оперативно-розыскных средств и методов заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях и принятия по ним решения (ст.108-115 УПК РСФСР); - выполнение неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст.127,132 - УПК РСФСР); - производство дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст.118-119 УПК РСФСР); - производство по делам, направляемым в суд без возбуждения уголовного дела (ст.415 УПК РСФСР). Деятельность дознавателя по уголовным делам о преступлениях подследственных органам дознания осуществляется в соответствии с требованиями УПК РСФСР, приказа МВД РФ от 16.10.92 года N 368 и инструкцией по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений объявленной приказом МВД РФ N 334 от 20 июля 1996 года. Деятельность других органов дознания, перечисленных в ст. 117 УПК РСФСР, осуществляется в соответствии с УПК РСФСР (ст. 119, 120) специально уполномоченными на то лицами.