Кадры государственного и муниципального образования
Сегодня становится совершенно очевидно, что никакие реформы, жесткие указы, распоряжения, концепции и долгосрочные проекты не будут претворены в жизнь, если радикально не изменится отношение к извечной проблеме «человеческого фактора» или управленческим кадрам. Неслучайно стержнем объявленной Президентом административной реформы является реформа государственной службы. В процессе реформирования государственной службы предполагается оптимизировать численность государственных служащих путем внедрения на государственной службе новых методов управления, совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, дальнейшего развития системы профессионального обучения кадров, научно-методического обеспечения государственной службы. Сложность создания эффективного института кадрового обеспечения государственной службы Правительство видит в том, что кадровые изменения в органах власти происходят постоянно, изменяются личностные характеристики кадров, в силу объективных обстоятельств происходит оптимизация управленческих структур, повышается профессиональный опыт, знания, поэтому проведение стратегических преобразований невозможно без анализа качественно-функционального наполнения кадрового состава госслужбы. За последние годы на государственную службу Нижегородской области пришло много молодежи. Число государственных служащих в возрасте до 30 лет выросло в 1,3 раза. При этом показательно, что 6,8 процента из них замещают руководящие государственные должности, тогда как по России этот показатель составляет всего лишь 0,6 процента. Анализ возрастного состава кадров госслужбы в разрезе государственных должностей показывает, что достаточно широко представлена возрастная группа от 35 до 50 лет - возраст, в котором большинство людей достигает вершин профессионализма. Сложившаяся ситуация дает все основания полагать, что процессы обновления и ротации кадров необходимо регулировать путем формирования кадрового резерва, поддержки благоприятного возрастного баланса в органах исполнительной власти, разработки целевых программ работы с перспективными молодыми специалистами. Следует отметить, что работа с данным институтом требует постоянности и системности. С этой целью в 2003г. было принято Положение о порядке формирования и подготовки резерва кадров государственной службы Нижегородской области, в котором закреплены основные принципы формирования резерва кадров, порядок отбора в резерв и организации работы с ним. За 2001 - 2004 гг. из числа лиц, состоящих в резерве, только по Администрации Губернатора осуществлена ротация 49 человек. Особое внимание уделяется работе по формированию молодёжного резерва Губернатора с целью привлечения профессионально подготовленной молодёжи к участию в решении стоящих перед областью задач. С этой целью ежегодно проводится конкурс среди выпускников вузов на зачисление в молодёжный кадровый резерв. Конкурс направлен на целевой поиск и выявление наиболее профессионально подготовленных и перспективных управленцев. В качестве пилотного проекта в мае 2004 г. Администрацией Губернатора Нижегородской области был проведен конкурс среди специалистов органов исполнительной власти для зачисления в резерв на замещение руководящих государственных должностей. По итогам конкурса победители получили возможность пройти переподготовку в ИПК ВВАГС по специальности «Государственное и муниципальное управление» за счёт средств областного бюджета. При правильной и умелой постановке задачи формирование кадрового резерва создаёт конкурентную среду среди специалистов, стабилизирует государственное управление, позволяет планово управлять структурной перестройкой управленческого аппарата, обеспечивать его молодыми, образованными работниками. Одним из приоритетных направлений кадровой политики органов государственной власти Нижегородской области является создание системы профессионального развития кадров и совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. С 1999 г. в Нижегородской области ведется разработка принципов и механизмов профессионального обучения кадров, создание единой системы непрерывной профессиональной подготовки кадров. Единая система непрерывной профессиональной подготовки кадров предусматривает:
Ежегодно управление по кадровой политике органов исполнительной власти Администрации Губернатора Нижегородской области формирует государственный заказ на обучение государственных и муниципальных служащих за счёт средств областного бюджета и размещает его в вузах Н.Новгорода. Положение о государственном заказе на подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих определяет в качестве основных вузов, в которых размещается госзаказ, Волго-Вятскую академию государственной службы, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, Нижегородский государственный технический университет. Договоры, заключённые с вузами, предусматривают также целевую контрактную подготовку специалистов по программам первого высшего образования, организацию практики студентов в органах государственной власти и местного самоуправления. Все эти меры способствовали тому, что в Нижегородской области сохраняется достаточно высокий образовательный уровень кадров государственной службы. На начало 2004 г. доля служащих, имеющих высшее образование, составила 89 процентов, что значительно выше, чем в целом по России (73 процента). При этом 45 процентов государственных служащих имеют высшее образование экономического и управленческого профиля, 13 процентов юридическое образование, 18 процентов – техническое образование. Показательно, что 25 процентов государственных служащих имеют дополнительное управленческое образование по специализациям государственных должностей. Таким образом, дополнительное профессиональное образование, помимо базового, становится постепенно нормой для государственных служащих. С 1995 года успешно реализуется программа подготовки руководителей высшего звена управления по направлению «Менеджмент» со специализацией «Государственное управление и местное самоуправление» на базе Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского. За время существования программы её выпускниками стали более 120 государственных и муниципальных служащих, занимающих ответственные посты в Администрации Губернатора, Правительстве, Законодательном собрании Нижегородской области, администрациях районов области. Значительную долю в системе подготовки государственных и муниципальных служащих занимают курсы повышения квалификации. Обучение проводится на базе Института повышения квалификации Волго-Вятской академии государственной службы. За четыре года обучено 1814 чел., из которых 624 государственных и 1190 муниципальных служащих. Семинары проводятся с учетом различных категорий слушателей. Хорошо зарекомендовали себя постоянно действующие трехдневные семинары с главами и управляющими делами районных, городских администраций Нижегородской области по различным проблемам. В образовательном процессе используются такие современные технологии развивающего обучения, как: круглые столы, тренинги, деловые игры, учебные дискуссии, выездные занятия. В связи с принятием и вступлением в силу нового Трудового кодекса РФ в 2002 - 2003 гг. большое внимание было уделено обучению государственных и муниципальных служащих области практике его применения. В областных конференциях приняли участие управляющие делами, юристы районных, городских администраций области, руководители и специалисты Администрации Губернатора и Правительства. Проводились семинары с государственными и муниципальными служащими, с руководителями и специалистами кадровых служб органов исполнительной власти. Широкое распространение получили зональные семинары по практике применения Трудового кодекса РФ, в которых приняли участие 46 районов области. Проведенные мероприятия по реформированию государственной службы способствовали активизации работы с персоналом в вопросах прохождения государственной службы. Приведены в соответствие с профессионально-квалификационными требованиями должностные инструкции государственных служащих, в них конкретизированы выполняемые функции, права и ответственность, процедура служебного взаимодействия. Степень выполнения должностных обязанностей стала главным критерием оценки государственного служащего при проведении конкурсов на замещение вакантной должности государственной службы, аттестации, квалификационного экзамена, зачисления в резерв. Выработка мер по совершенствованию и оптимизации оплаты труда государственных служащих с целью приближения ее к уровню оплаты труда руководителей и специалистов в негосударственном секторе экономики способствовала повышению конкурентоспособности государства как работодателя. Переход с 1 января 2004 года на новую дифференцированную систему оплаты труда, учитывающую опыт работы, уровень профессиональной подготовки, сложные условия труда и личный вклад каждого, стимулировал повышение эффективности управления в органах государственной власти Нижегородской области. Достойная заработная плата позволяет привлечь к работе квалифицированных специалистов и руководителей и вселяет надежду, что будет способствовать повышению престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности. Взаимоотношения местного самоуправления с государственной властью, закрепленные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», во многом зависят от кадрового потенциала муниципальных служащих. Здесь немало накопилось проблем, которые своими силами местному самоуправлению не решить. Достаточно сказать, что среди муниципальных служащих только 64 процента имеют высшее образование, а 11 процентов - образование на уровне средней школы. Ощущается острая нехватка кадров: экономистов, юристов, управленцев. На муниципальную службу неохотно идет молодежь. Происходит старение руководящих кадров. В этой ситуации местное самоуправление требует к себе повышенного внимания и нуждается в поддержке. По инициативе управления по кадровой политике Администрации Губернатора области создан информационно-методический кабинет государственной и муниципальной службы, целью которого является обобщение и распространение опыта работы по различным направлениям деятельности районных, городских администраций, оказания методической и консультативной помощи органам местного самоуправления Нижегородской области. В целях развития кадрового потенциала и поднятия престижа муниципальной службы разработаны и приняты законы Нижегородской области «О денежном содержании», «О квалификационных разрядах муниципальных служащих Нижегородской области». С целью повышения квалификации за счет средств областного бюджета были направлены на учебу за последние три года свыше 1500 тысяч муниципальных служащих, 25 руководителей органов местного самоуправления получили второе высшее образование по специальности «Менеджмент». В ряде районов области открыты представительства ВВАГС и других вузов, организованы дистанционные формы обучения. Для выявления наиболее талантливых и перспективных муниципальных служащих, изучения и внедрения передового опыта работы в рамках Всероссийского конкурса, организованного Российской Муниципальной академией был проведен конкурс «Лучший муниципальный служащий Нижегородской области». В конкурсе приняли участие Приокский, Советский, Сормовский, Автозаводский районы г. Нижнего Новгорода, а также Борский, Тонкинский, Перевозский, Ветлужский, Городецкий районы Нижегородской области. Организационный комитет по проведению данного конкурса определил 8 лучших работ муниципальных служащих, которые были направлены на Всероссийский конкурс в Москву. На заключительном этапе конкурса «Лучший муниципальный служащий России» 6 представителей Нижегородской области стали победителями. Среди них: глава местного самоуправления Борского района Иванов В.А., глава Ичалковского сельсовета Перевозского района Нужин А.И., начальник отдела экономики и прогнозирования администрации Городецкого района Опусова Е.А., главный специалист отдела здравоохранения администрации Советского района Садова Т.Б. и др. Сделаны первые совместные шаги в решении проблем кадрового обеспечения местного самоуправления. В перспективе органы исполнительной власти и местного самоуправления предполагают совместными усилиями:
В реализации всех вышеперечисленных задач возрастает роль Совета глав местного самоуправления. |