Содержание

Введение                                                                                                           3

1. Теоретические основы финансирования инновационной деятельности в малом бизнесе                                                                                                    5

2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования инновационной деятельности в малом бизнесе                                                                       15

3. Зарубежный опыт финансовых вложений в инновационную деятельность                                                                                                                               21

Заключение                                                                                                     25

Список использованных источников                                                             27

Введение

Малый бизнес вносит большой вклад в формирование материальной основы благосостояния и социальной стабильности всех индустриально развитых стран мира. Развитие малого бизнеса имеет большое значение для превращения экономики России в конкурентоспособную, использующую достижения научно-технического прогресса.

Ключ к экономической, социальной и политической мощи современного государства дают высокие технологии. Но дело не столько в самих технологиях, не столько в способности общества непрерывно их генерировать, сколько в умении передавать их на рынок, быстро превращать в нужную потребителям продукцию и услуги.

Суть современной концепции механизма коммерциализации технологий заключается в том, что передача технологий из науки в промышленность может быть эффективной лишь при активном сотрудничестве всех субъектов инновационной деятельности (ученых, разработчиков, инвесторов, предпринимателей, государственной власти и потребителей) и полной реализации разработчиком и изобретателем права интеллектуальной собственности. Одна из форм реализации этого права — именно малое инновационное предпринимательство, малый наукоемкий бизнес.

 Предприятия малого бизнеса, будучи важнейшим субъектом инноваций, могут внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях. В условиях «новой экономики», важнейшей составляющей которой наряду с информатизацией являются инновации, происходит расширенное вовлечение в инновационный процесс малого бизнеса при помощи венчурного капитала. инновационная деятельность малых фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе. Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики.

Актуальность исследования обуславливается развитием малого бизнеса как в России, так и за рубежом, способность малых предприятий внести вклад в развитие производства. Для успешного развития малых предприятий, поддержки инноваций, новых идей осуществляется финансирование инновационной деятельности в малом бизнесе.

Объектом исследования в работе являются отечественные и зарубежные малые предприятия, инновационная деятельность которых финансируется из различных источников и различными методами.

Предметом исследования являются отношения, возникающие при организации финансирования инновационной деятельности в малом бизнесе.

Целью данной курсовой работы является подробное и комплексное изучение финансирования инновационной деятельности в малом бизнесе. Исходя из цели ставятся следующие задачи:

1.                       определить роль и сущность финансирования инновационной деятельности;

2.                       рассмотреть различные формы финансирования инновационной деятельности;

3.                       изучить источники финансирования инновационной деятельности в малом бизнесе;

4.                       рассмотреть зарубежный опыт финансирования инновационной деятельности в малом бизнесе.

1.                Теоретические основы финансирования инновационной деятельности в малом бизнесе

1.1.        Роль и сущность финансирования инновационной деятельности

Применение различных методов финансирования процесса создания нововведений всегда актуально. В рыночной экономике основную массу исследований и разработок осуществляют коммерческие фирмы, а т.к. инновационная деятельность - это достаточно капиталоемкий процесс, фирмы неминуемо сталкиваются с необходимостью поиска оптимальной структуры источников финансирования. В качестве последних могут выступать собственные и привлеченные средства, средства бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов. Максимальная эффективность создания, освоения и распространения инноваций таким образом зависит от наиболее оптимального "портфеля" инвестиций, поэтому фирмам нередко приходиться комбинировать различные варианты финансирования [13]. Государство тоже, в свою очередь, заинтересовано в осуществлении фирмами и организациями инновационных проектов, поскольку сумма революционных инноваций повышает уровень научно-технического прогресса (НТП) в стране. Таким образом, субсидируя создание инноваций в частном секторе, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем - ускорение НТП.

Для достижения конкурентных преимуществ и максимизации прибыли, фирмам, при нынешних условиях развития рынка, приходится разрабатывать и предлагать потребителю новые виды товаров и услуг. Данные нововведения требуют больших финансовых затрат по крайней мере на начальном этапе. Это могут быть капитальные вложения в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве, затраты на проведение различных исследований и проектирование изделий и технологических процессов, а также на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и др.

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть государство, предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного самоуправления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инноваций [10].

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от вложений.

 В РФ проблема внедрения и развития инновационной деятельности появилась в годы начала переориентации экономики на рыночный путь развития. Многие предприниматели получили реальный шанс поднять свой бизнес на более высокий уровень, а высокий потенциал эффективности инноваций обеспечил такой спрос на нововведения, что сформировал рынок научно-технических, экономических и социальных новшеств. Но несмотря на это, к сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день сокращение объема государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

 

1.2. Организационные формы финансирования инновационной деятельности

Выделяют три организационные формы финансирования инновационной деятельности:

- дефицитное финансирование;

- акционерное финансирование;

- проектное финансирование [4].

Дефицитное финансирование - это способ государственного регулирования экономики, используемый большинством стран с развитой рыночной экономикой, состоит в превышении государственных расходов над доходами, т.е. через бюджетный дефицит. Дефицитное финансирование  временно расширяет государственное потребление, тем самым временно вызывает рост экономики. Однако бюджетный дефицит влечет рост государственного долга, усиливает инфляционные процессы, уменьшает платежеспособный спрос населения и тем самым сужает возможности экономического роста.

Акционерное финансирование

Данная форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем (денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кре­дита рыночными долговыми обязательствами, что способствует "оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.

Для определения номинальной суммы эмиссии ценных бумаг используют следующие показатели [4]:

- объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта;

- ожидаемый прирост капитала и размер дивидендов по ак­циям;

- величина денежных поступлений, которую рассчитывает по­лучить эмитент при размещении акций.

Проектное финансирование. Важной и относительно новой формой финансирования инноваций является проектное финансирование. Традиционно проектное финансирование понимается как банковское долгосрочное кредитование инвестиционных проектов и ориентировалось до 1990-х гг. в основном на инвестиционные проекты. Но в настоящее время оно имеет много разновидностей, трактуется по-разному, проникло и в инновационную деятельность. Проникновение проектного финансирования в инновационную сферу (одна из его разновидностей) обусловлено инновационными инвестициями, т. е. первоначально инвестиции в реализацию проектов частично направлялись на разработку и освоение прогрессивных наукоемких новшеств. Тогда инновационные инвестиции (инвестиции в новшества) преследовали вторичную, побочную цель и были лишь частью основных инвестиционных проектов. Но эффективность инновационных инвестиций, широта и сложность инновационных разработок и необходимость ориентации экономического развития страны и ее регионов на инновации привели к выделению и появлению новой разновидности проектного финансирования.

Основными кредиторами-инвесторами при проектном финансировании являются коммерческие и инновационные банки, но ими могут быть правительственные учреждения, иностранные компании, предприятия различных отраслей, международными финансовые организации и негосударственные (коммерческие) структуры [8]. Такая форма финансирования инноваций отличается организационной сложностью, ограниченностью информации при выборе конкретных инновационных проектов и повышенным коммерческим риском. К особенностям этой формы финансирования относятся наличие четких и юридически закрепленных гарантий государственных органов и международных финансовых организаций, четкое распределение рисков между инвесторами-кредиторами, организаторами и гарантами проекта.

Отличительной особенностью является то, что к проектному финансированию допускаются только те инновационные разработки, которые могут обеспечивать после реализации постоянный поток финансовых средств и погашение долговых обязательств. Последнее требует проведения всесторонней и квалифицированной экспертизы инновационных разработок. Погашение долговых обязательств осуществляется за счет первичных источников, доходов, полученных от реализации инновационного проекта, а в отдельных случаях они могут быть компенсированы за счет вторичных источников, активов гарантов или бюджетных дотаций (субсидий). К числу особенностей проектного финансирования следует отнести согласование с кредиторами (банками, специальными инновационно-инвестиционными фондами, международными финансовыми структурами) процедуры выполнения инновационных проектов.

Для проектного финансирования инноваций характерно формирование и использование портфеля инноваций. Портфель инноваций обычно содержит разные проекты, отличающиеся по объему работ (крупные, средние и мелкие), по сложности и значимости, срокам и областям реализации. Такая дифференциация дает возможность минимизировать проектные технические и коммерческие риски и повышает эффективность проектов при их реализации. Применяется ряд видов проектного финансирования инноваций, которые отличаются методами погашения кредитных обязательств, кредитоспособностью участников и др [7]. В любом случае наиболее эффективным проектным финансированием следует считать тот вариант, когда доходы, полученные от реализации инновационного проекта, являются единственным источником погашения кредитных обязательств. Проектное финансирование обладает рядом преимуществ и недостатков. К преимуществам относятся целевой характер финансирования, распределение коммерческих рисков, гарантии государства и финансовых организаций. Недостатки проектного финансирования: достаточно высокий уровень проектных рисков, зависимость от инновационного климата, пробелы в законодательстве (в том числе инновационном). При соблюдении ряда принципов, учете комплекса требований и при создании определенных условий проектное финансирование может быть отнесено к эффективным формам финансирования инноваций.

Табл. 1.2. Организационные формы финансирования

Форма инновационной деятельности

Возможные

инвесторы

Получатели

заемных

средств

Преимущества использования формы

Сложности

использования формы

в условиях

нашей

страны

Дефицитное

финансирование

Правительства иностранных государств. Международные финансовые

институты.

Предприятия

и организации РФ

Правительство Российской Федерации

Возможность

государственного регулирования

и контроля

инвестиций

Нецелевой

характер финансирования. Рост внешнего и

внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части

бюджета

Акционерное

(корпоративное) финансирование

Коммерческие банки. Институциональные

инвесторы

Корпорации.

Предприятия

Вариабельность использования

инвестиций

у корпорации (предприятия)

Нецелевой

характер инвестиций.

Работа только на рынке ценных бумаг, а не на

рынке реальных проектов. Высокий

уровень риска инвестора

Форма инновационной деятельности

Возможные

инвесторы

Получатели

заемных

средств

Преимущества использования формы

Сложности

использования формы

в условиях

нашей

страны

Проектное

финансирование

 

Правительства. Международные финансовые

институты.

Коммерческие банки.

Отечественные предприятия.

Иностранные

инвесторы.

Институциональные инвесторы

Инвестиционный проект. Инновационный проект

Целевой характер финансирования. Распределение

рисков. Гарантии государств —

участников

финансовых

учреждений.

Высокий

уровень

контроля

Зависимость

от инвестиционного

климата. Высокий уровень кредитных рисков.

Неустойчивое законодательство

и налоговый режим

1.3. Источники финансирования инновационной деятельности

Важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счете успех инновационной деятельности, является финансирование.

В РФ система финансирования инновационной деятельности состоит из двух основных видов источников инвестиций [6]:

- государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

- инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Различают две формы финансирования инноваций — прямое и косвенное. Первое состоит из непосредственно прямых источников, второе — из косвенных [7]. К прямым источникам финансирования относятся:

• бюджетные (федеральные и региональные) средства;

• внебюджетные фонды;

• собственные средства предприятий (объединений);

• кредиты;

• инновационные инвестиции;

• специальные фонды;

• инновационные иностранные кредиты для венчурных организаций, разрабатывающих наукоемкие новшества;

• гранты.

Сюда можно отнести и другие источники (например, страховые фонды, в будущем венчурные фонды, целевые благотворительные поступления и т. д.).

К косвенным источникам финансовой поддержки инноваций относятся:

• налоговые льготы и скидки;

• налоговые кредиты;

• кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов предприятиям — потенциальным потребителям инновационных разработок;

• финансовые санкции за невыполнение договоров (конкретных отношений) и обязательств;

• лизинг специального научного оборудования и стендов;

• таможенные льготы;

• амортизационные льготы;

• научно обоснованное ценообразование на научно-техническую продукцию.

К косвенным источникам также можно отнести государственный протекционизм в международном научно-техническом сотрудничестве, включение инновационных проектов новаторов (в том числе инициативных) в комплексные федеральные и государственные научно-технические, инновационные программы; определенные льгота для научных организаций при ремонте сложных опытно-экспериментальных установок и приборов и др.

По уровню управления источники финансирования инноваций подразделяются на федеральные (общегосударственные), отраслевые, региональные и институциональные (предприятий, научно-производственных комплексов). На федеральном уровне источниками финансирования инноваций являются государственный бюджет, внебюджетные фонды, специальные фонды, заемные средства в форме внешнего (зарубежного) и внутреннего государственного долга (облигации, займы, сертификаты), кредиты [5]. На отраслевом уровне к источникам финансирования инноваций относятся отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, привлеченные средства (от продажи акций и имущества, целевые поступления), бюджетные и банковские кредиты, финансовые ресурсы от международного сотрудничества. На региональном уровне источниками финансирования могут быть региональный (республиканский, областной) бюджет, специальные региональные внебюджетные фонды, частично федеральный бюджет, частично межотраслевые внебюджетные фонды, кредиты, инновационные инвестиции.

На институциональном уровне (предприятия, объединения) источниками финансирования являются собственные средства, бюджетные средства, внебюджетные фонды, кредиты, средства финансово-промышленных групп, научно-производственных комплексов и корпораций (для малых «дочерних» предприятий), иностранные инновационные ресурсы (для совместных предприятий), средства от продажи акций, кредитные льготы, лизинговые льготы [3]. На уровне научно-исследовательских институтов и научно-производственных комплексов к источникам финансирования инноваций относятся собственные средства, бюджетные и внебюджетные средства, кредиты, частично амортизационные отчисления, лизинговые льготы, специальные фонды, гранты для научных работников и научных учреждений. В отдельных случаях финансирование инновационных проектов осуществляют сами заказчики — потребители продукции, получаемой в результате инновации.

2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования инновационной деятельности в малом бизнесе.

2.1. Бюджет и собственные средства предприятия как источники финансирования инновационной деятельности

Бюджетное финансирование. Кратко рассмотрим некоторые источники финансирования инноваций. Важнейшим источником финансирования инноваций является федеральный (государственный) бюджет. Отметим, что региональные бюджеты также являются источниками финансирования инноваций. Расходы из федерального бюджета на инновации отражаются в отдельной статье бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». Кроме того, в федеральном бюджете затраты на инновации предусматриваются в ведомственной структуре расходов (по отраслям) — статья «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса».

Объектами бюджетного финансирования в инновационной деятельности являются [7]:

1) приоритетные направления научно-технического прогресса;

2) целевые бюджетные фонды;

3) сектора науки, ведущие фундаментальные и поисковые исследования.

По приоритетным направлениям научно-технического прогресса из федерального бюджета финансируются комплексные федеральные инновационные программы, государственные научно-технические и международные программы. В целевые бюджетные фонды, формируемые за счет федерального бюджета, входят Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др. Частично за счет федерального бюджета формируется и Фонд производственных инноваций. В основном за счет федерального (государственного) бюджета финансируются сектора науки, ведущие фундаментальные и поисковые исследования, к которым относятся академический и вузовский сектора науки, государственные научные центры и государственные комплексные научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты.

Собственные средства предприятий. Одним из важнейших источников финансирования инноваций являются собственные средства предприятий. На уровне предприятий, объединений и большинства научно-технических организаций (НИИ, КБ) они являются основным источником финансирования. Так, в 2000-2002 гг. удельный вес собственных средств российских предприятий (объединений) в структуре источников финансирования инноваций составлял 65—70% [7]. В настоящее время все большую роль приобретают собственные средства предприятий, что объясняется рядом причин: целенаправленностью таких средств, нехваткой бюджетных средств, распыленностью и нецелевым использованием некоторых внебюджетных фондов, несовершенством кредитной системы (высокая стоимость кредита, отсутствие заинтересованности банков, сложность оформления кредита и др). Отметим, что указанная тенденция в целом характерна и для национальных инновационных систем в промышленно развитых странах.

Тенденция к росту собственных средств предприятий отражает усиление направленности системы финансирования на ускоренное внедрение и использование новшеств (продуктовых, технологических, организационно-управленческих). Расходуя собственные средства на инновационное развитие, предприятия (объединения, фирмы) в большей мере заинтересованы в быстром получении эффективной отдачи от реализации новшеств. Очевидно, выявленная тенденция сохранится и в будущем. При этом имеется в виду, что средства федерального бюджета будут направляться на выполнение важных, крупномасштабных федеральных комплексных инновационных программ.

Собственные средства предприятий в основном формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, иногда экспортных доходов, реализации выбывшего и излишнего имущества. Амортизационные отчисления составляют более 50% собственных средств, прибыль — чуть более 30% [5]. Независимо от доли амортизационных отчислений в собственных средствах предприятий с точки зрения совершенствования системы финансирования инноваций крайне важно: 1) формирование системы целевого использования амортизационных средств для выполнения научно-технических разработок, опытных, экспериментальных и других работ; 2) применение методов ускоренной амортизации активной части основных фондов.

В научно-исследовательских институтах, опытно-конструкторских бюро и научно-производственных комплексах (НПО, НТИ), где осуществляется львиная доля инновационных разработок в стране, одним из источников финансирования также являются собственные средства. Они формируются за счет:

• прибыли (дохода) от выполнения хоздоговорных работ с другими организациями, государственными органами и коммерческими структурами;

• продажи научной продукции (патентов, изобретений, лицензий, ноу-хау, проектно-конструкторской и технологической документации, рецептов, опытных изделий и технологических регламентов) на рынке новшеств;

• оказания консультационной помощи;

• амортизационных отчислений.

Для большинства вышеперечисленных организаций амортизационные отчисления в структуре собственных средств занимают скромное место. Исключение составляют научно-производственные комплексы, где преобладают производственные подразделения с большим объемом основных и оборотных фондов [3].

2.2. Внебюджетные фонды финансирования инновационной деятельности

Одним из источников финансирования инновационной деятельности являются внебюджетные фонды. Они функционируют как источники финансирования инноваций на всех уровнях управления инновационным процессом: государственном (федеральном), отраслевом, региональном, институциональном (на уровне предприятий, НИИ, НТИ). Кратко рассмотрим содержание, значение и особенности формирования внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, предназначенных для реализации конкретных целей (социального, экономического, научного, технологического, экологического характера) и для финансирования потребностей, не предусмотренных в бюджетах разного уровня. В настоящее время они являются важным звеном финансовой системы и, в частности, системы финансирования инноваций.

Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в начале 1990-х гг. на базе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г. В дальнейшем процесс их создания и функционирования регламентировался законами «О местном самоуправлении РСФСР» от 6 июня 1991 г., «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, представительных и исполнительных органов государственной власти...» от 15 апреля 1993 г., «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 23 сентября 1997 г. Кроме того, функционирование внебюджетных фондов регламентировано Бюджетным кодексом (от 31 июля 1998 г.) и нормативно-правовыми актами, на основе которых были созданы отдельные внебюджетные фонды. В этих Документах регламентируются формы и методы функционирования внебюджетных фондов, указываются источники формирования, определяются порядок и направления их использования.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические, социальные и экологические. К экономическим внебюджетным фондам наряду с другими относятся отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР. Экономические внебюджетные фонды могут быть подразделены по направлениям использования: для развития научно-технической, инновационной, внешнеэкономической деятельности и др. К экологическим внебюджетным фондам следует отнести:

• федеральный экологический фонд;

• федеральный фонд реконструкции и охраны водных ресурсов;

• федеральный фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

По периоду функционирования внебюджетные фонды подразделяются на фонды бессрочного, долгосрочного и краткосрочного действия. Функционируют также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды. Межотраслевым следует считать фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (межотраслевой фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и более конкретного характера (внебюджетный фонд объединений). В последние десятилетия отраслевые внебюджетные фонды были образованы в ОАО «Газпром», Минпромэнерго России, Минтрансе России и др. (всего более чем в 15 министерствах и ведомствах).

Среди фондов, направленных на финансирование инновационной деятельности, особое место принадлежит Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (создан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г.). Этот фонд образован для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере, например для создания малых наукоемких фирм, «инкубаторов» бизнеса, инновационных центров и др. Кроме того, он содействует поощрению конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки наукоемким проектам, которые разработаны малыми предприятиями. Фонд является юридическим лицом, действует в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях. Он имеет право выступать залогодателем, поручителем и гарантом по обязательствам юридических и физических лиц, предоставлять финансовую помощь (в том числе безвозмездную) для реализации федеральных, отраслевых и региональных программ и эффективных проектов малого инновационного предпринимательства. Финансовая помощь в реализации инновационных проектов предоставляется фондом только на конкурсной основе, финансовая помощь малым инновационным предприятиям — как на возмездной (возвратной), так и безвозмездной основе. Фонд является соисполнителем Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Внебюджетные фонды наряду с другими фондами формируют систему финансирования инновационной деятельности.

3. Зарубежный опыт финансовых вложений в инновационную деятельность

Наибольший опыт финансирования в области инноваций имеется у таких стран, как Япония, США, Канада, Франция, Англия и Израиль. Именно в этих странах уделяется особое внимание инновационным технологиям, а внедрение инноваций поддерживается на государственном уровне в виде льготного налогообложения и страхования, предоставления государственных кредитов. В некоторых случаях поддержка государства простирается вплоть до прямого бюджетного финансирования венчурных предприятий. Для содействия компаниям, подвигающим новые технологии, создаются специальные институты и ведомства, привлекаются частные банки и страховые фонды [10].

Все меры государственной поддержки финансирования в инновационные технологии можно подразделить по степени вмешательства государства на два основных вида – прямые и косвенные.

Прямые методы, как правило, выражаются в программно-целевой и административно-ведомственной форме. Программно-целевая форма государственного воздействия – это в первую очередь прямые дотации из бюджета.

Например, в США в ходе реализации программы поддержки мелкого бизнеса в сфере инноваций создано 12 специализированных ведомств. Задачей этих федеральных ведомств является рассмотрение заявок, поступающих от субъектов малого бизнеса в сфере инноваций, и выделение целевого финансирования на реализацию конкретных предложений. При этом средства выделяются лишь при условии неучастия в проектах банковского или венчурного капитала. Суммы, выделяемые на финансирование инновационной деятельности, достигают 100 миллионов долларов.

В Канаде действует специальная программа по микроэлектронике и разработке систем. В соответствии с данной программой государство возмещает частным предприятиям до 50% их затрат на финансирование информационных технологий, биотехнологий и разработку новых промышленных материалов.

Еще один эффективный инструмент, применяемый для поддержки инновационных исследований – создание технопарковых структур. Благодаря объединению ресурсов и усилий научно-исследовательских лабораторий, высших учебных заведений и современных наукоемких производств технопарковые структуры превращаются в своеобразные «инкубаторы» для инновационных предприятий. Чаще всего подобные институты возникают ряжом с крупными университетами и научными центрами, из которых ведется основная координационная работа. Технопарковые структуры обеспечивают не только информационно-консультационную поддержку предприятий, нацеленных на развитие новых технологий, но и предоставляют узкоспециализированную материальную базу для проведения исследований и экспериментов. Сотрудничество с такими структурами позволяет инновационным предприятиям сократить  сроки внедрения новых технологий в два-три раза.

Косвенные методы поддержки новых разработок заключаются в создании оптимальных условий для деятельности инновационных предприятий. Главным образом это стимулирование инновационного бизнеса путем улучшения экономических условий его развития [13].

К косвенным методам можно отнести введение льготного государственного кредитования и обеспечение государственных гарантий. Это особенно важно для инновационных предприятий, так как срок окупаемости финансовых вложений в инновации порою достигает 10-15 лет.

Еще один эффективный метод стимулирования инноваций - предоставление налоговых вычетов в пределах сумм, затраченных на инновационные разработки, Этот применяется во многих развитых странах. Во Франции за нововведения выплачивается премия в пределах 25% затрат на НИОКР, что выглядит весьма привлекательно в совокупности с исследовательским налоговым кредитом, когда ставка налога снижается на процент прироста затрат на НИОКР за отчетный период.

В Японии финансирование инноваций ведется в основном за счет средств крупных финансово-промышленных групп. На их долю приходится около 70% всех вложений в новые технологии. Роль государства в японской схеме сводится к активному регулированию всех работ и реализации особо масштабных проектов, имеющих национальное значение. По объемам средств, вкладываемых в НИОКР, Япония уже много лет занимает лидирующую позицию. Здесь предприятия малого и среднего бизнеса всегда могут рассчитывать на государственное финансирование своих исследований в области инноваций, а крупные финансово-промышленные группы обладают достаточным капиталом для проведения собственных опытно-конструкторских разработок и прикладных исследований. В результате наблюдается постоянный рост значения НИИ и увеличение финансовых вложений в НИОКР.

Многолетний опыт развитых стран показал, что с наибольшим эффектом финансированием инноваций занимаются специализированные венчурные организации. Так в США на их долю приходится подавляющая часть притока капитала [12]. Венчурные фонды могут финансироваться из различных источников – неформальных объединений инвесторов, страховых компаний, пенсионных фондов, благотворительных фондов, крупных банковских холдингов, корпораций и частных инвесторов, в том числе иностранных. Активное участие в обороте венчурного капитала принимают так называемые «венчурные профессионалы», которые берут на себя роль посредников между предприятиями, внедряющими инновационные технологии, и инвесторами, готовыми финансировать такие предприятия. Венчурные инвестиции могут осуществляться в виде вкладов в акционерный капитал предприятий или в виде среднесрочных инвестиционных займов сроком на 3-7 лет.

На сегодняшний день в мировой практике выделяется  несколько основных видов венчурных организаций. Наиболее распространены «центры превосходства», работающие в соответствии с программами SBIR в США, Centers of  Excellence в Финляндии, бизнес-инкубаторы, фонды «посевного финансирования» (программа TEKES в Финляндии) и центры трансферта технологий. В некоторых странах также функционируют фонды фондов (SITRA в Финляндии, фонды  SBIC в США, YOZMA  в Израиле)  государственные венчурные фонды. В странах Латинской Америки распространены универсальные институты поддержки инноваций (программа Аванчи в Мексике, Фонд Чили).

Опираясь на опыт европейских и американских венчурных организаций можно сделать вывод о том, что для формирования действующей системы венчурного финансирования просто необходимо создание эффективной модели государственной поддержки инновационных исследований и вложений в НИОКР.

Заключение

Основное преимущество малого бизнеса заключается в повышенной творческой инициативности, способности к быстрым переменам, самостоятельности в принятии главных решений, что позволяет получать выгоды от изменений во внешней среде, способствует созданию и внедрению новшеств. Характерна легкость, с которой вводят новшества многие небольшие компании. Они разрабатывают новые изделия, процессы и услуги со скоростью и эффективностью, которой не могут достичь крупные компании. В небольшой фирме обычно хорошо налажены коммуникации. Сотрудники постоянно находятся в контакте друг с другом, быстро приходят к общему мнению в оценке трудностей. Им приходится менять характер работы или дублировать друг друга, чтобы избавиться от критических «узких мест». Часто один и тот же человек выполняет многочисленные функции. Пересечение обязанностей помогает преодолению организационных барьеров, препятствующих инновационным процессам. Руководство малых компаний, как правило, терпимее относится к неудачам в работе своих сотрудников, понимая, что создавать новое нелегко. Успешно действующие компании предоставляют своим сотрудникам оплачиваемое время для проведения поисковых работ по рисковым проектам.

Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой - будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс [12].

Россия располагает мощным интеллектуальным потенциалом, поэтому развитие малых предприятий в сфере исследований и разработок открывает необозримое поле деятельности для наших ученых и инженеров многочисленных НИИ. В США 55% новых товаров создано на предприятиях малого бизнеса. Инновационный потенциал малого бизнеса обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализации новых идей, позволяющей реагировать на требования рынка. Малое инновационное предпринимательство основано на коммерциализации новейших достижений отечественной науки и техники, изобретений и открытий. Это особый и еще мало развитый в России бизнес. К его особенностям относятся:

• высокий риск;

• долгий путь от идеи до ее реализации в виде коммерческого продукта или услуги;

• низкая выживаемость новых малых инновационных фирм;

• неразвитое состояние рынка высоких технологий в России;

• инновационная невосприимчивость российской промышленности в настоящее время.

Данные о развитии малого бизнеса в развитых странах в последние десятилетия XX в. позволяют считать малый бизнес важным фактором экономического роста. В России, в условиях усиления конкуренции, встраивания российских предприятий в систему мирохозяйственных отношений роль малого бизнеса в инновационной деятельности может стать очень существенной. Доступные речные круизы по России. Именно при динамичных структурных изменениях в экономике в наибольшей степени проявляются и преимущества малого бизнеса и потребность в нем со стороны крупных компаний.

Список использованных источников

1.     Федеральный закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 18 июня 1995 г. № 88-ФЗ.

2.     Абрамов С.И. Инвестирование инновационной деятельности. М.: Экономика, 2000.

3.     Быковский В.В., Минько Л.В., Коробова О.В., Быковская Е.В., Золотарева Г.М.. Организация и финансирование инноваций. Учебное пособие, ТГТУ, 2006.

4.     Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. Учебное пособие, Изд-во Таганрог: Трту, 1998.

5.     Горбунов С.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – Новгород: НГАСУ, 2003.

6.     Калинин. М.Я. Инвестиции в инновации: Учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям - М.: ЮНИТИ, 2002.

7.     Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент, Учебное пособие, Второе издание, Москва, ИНФРА-М, 2008.

8.     Николаева Е.Ф. Инновационный менеджмент: Учебное пособие, М.: Издательство МГОУ, 2006.

9.     Федосенко Л.В., Марченко Л.Н. Актуальные вопросы экономики и управления: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Димитровград: ДИТУД, 2008.

10.                       Астапов К. Инновации промышленных предприятий и экономической рост // Экономист. – 2002. - №6.

11.                       Вахромеева М.А. Структура финансирования инновационной деятельности предприятий РФ и РТ.// Вестник ТИСБИ. – 2004. - №1.

12.                       http://smallbusinesses.ru/

13.                        http://www.smb.ru/analitics.html?id=ipmp&part=p1