Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Понятие и виды мер пресечения. Их место и роль в системе мер процессуального принуждения. 5
1.1. Понятие и виды мер принуждения. 5
1.2. Общая характеристика мер пресечения. 11
Глава 2. Условия, основания, мотивы и цели применения мер пресечения. 16
2.1. Основания и условия применения мер пресечения. 16
2.2. Процессуальный порядок применения мер пресечения в стадии предварительного расследования. 20
Глава 3. Проблемы совершенствования мер пресечения. 27
Заключение. 29
Список источников и литературы.. 30
Введение
Меры пресечения - это разновидность превентивных мер уголовно-процессуального принуждения, заключающихся в лишении или ограничении свободы обвиняемого (а в исключительных случаях - подозреваемого).
Цели применения мер пресечения: предотвращение возможности обвиняемого (подозреваемого) скрыться от дознания, предварительного следствия или суда; воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу; продолжать преступную деятельность; а также для обеспечения исполнения приговора.
Применение мер пресечения недопустимо связывать с другими целями, в частности, охраной лиц от физической расправы родственников; соблюдением правил общежития и др.
Основаниями применения мер пресечения является совокупность доказательств. Одни из них уличают обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, другие - устанавливают обстоятельства, указывающие на степень вероятности его ненадлежащего поведения.
Включение в основания для избрания мер пресечения первой группы доказательств имеет большое практическое значение, поскольку применение их недопустимо в отношении лица, которое может оказаться невиновным.
Именно с этой точки зрения оценивается необходимость применения заключения под стражу по мотивам одной лишь опасности совершенного преступления.
Применение мер пресечения в целях обеспечения исполнения приговора прежде всего связано с назначенным судом наказанием. Лишение свободы, как правило, предполагает и заключение осужденного под стражу в порядке применения мер пресечения.
Изучение практики показывает, что установление таких обстоятельств, как наличие прошлой судимости, характера и способа совершенного преступления, отрицательное поведение в быту, привлечение к административной ответственности, отсутствие места жительства и т.п., которые относятся к учитывающимся при избрании конкретной меры пресечения, в действительности указывает, прежде всего, на необходимость применения процессуального принуждения.
Уголовно-процессуальное законодательство содержит нормы, регулирующие один из важнейших институтов уголовного судопроизводства — применение мер пресечения для предотвращения способов уклонения от следствия и суда. Из всех мер процессуального принуждения меры пресечения наиболее существенно ущемляют права и свободы обвиняемого или подозреваемого и в то же время оказывают большое влияние на решение задач уголовного судопроизводства. Они являются составной частью более общего института мер процессуального принуждения. Их применение связано с существенным ограничением свободы гражданина в целях обеспечения интересов правосудия[1]. Поэтому необходимо подчеркнуть особую важность точного соблюдения требований закона и особенно процессуальных гарантий.
Глава 1. Понятие и виды мер пресечения. Их место и роль в системе мер процессуального принуждения
1.1. Понятие и виды мер принуждения
В процессе производства по уголовному делу органы расследования и суд вынуждены использовать меры процессуального принуждения к лицам, не исполняющим требования закона. В сфере уголовного судопроизводства меры процессуального принуждения применяются лишь правоохранительными органами, осуществляющими производство по уголовному делу. При этом в УПК определены виды мер процессуального принуждения, порядок, основания и условия их применения, субъекты, применяющие эти меры, круг лиц, к которым могут применяться меры процессуального принуждения; гарантии прав этих лиц; порядок приведения в исполнение решений о применении мер процессуального принуждения.
Меры процессуального принуждения — это предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством процессуальные средства принудительного характера, которые применяются в сфере уголовного судопроизводства органами дознания, следователем, прокурором и судом в порядке, установленном законом, к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому и другим лицам в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела в целях успешного выполнения задач уголовного судопроизводства.
С учетом неодинакового характера процессуальных мер принуждения их применение можно условно разделить на несколько групп. Одни из них призваны пресечь возможность продолжения обвиняемым (подозреваемым) преступной деятельности, его уклонения от следствия или суда либо воспрепятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности, удаление из зала судебного заседания). Другие связаны с необходимостью доставления лиц в следственные или судебные органы (привод). Третьи направлены на обнаружение и процессуальное закрепление доказательств (обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение для экспертного исследования). Четвертые служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество). Отсюда следует, что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения можно разделить на средства пресечения противозаконных действий, средства обеспечения надлежащего поведения, предупреждения правонарушений и средства получения доказательств[2].
В Конституции РФ (ч. 1 ст. 22) говорится, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. В Декларации прав и свобод человека и гражданина отмечается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.
Практика свидетельствует о том, что незаконное применение мер пресечения нередко вызывается недостаточным уяснением их сущности и целевого назначения, незнанием условий и оснований, предусмотренных действующим уголовно-процессуальным законодательством для их избрания, изменения или отмены.
Под мерами пресечения понимаются средства процессуального принуждения, применяемые дознавателем, следователем, прокурором или судом к обвиняемому (в исключительных случаях — к подозреваемому, а судом — к подсудимому), с тем чтобы не допустить уклонения его от следствия и суда, лишить его возможности продолжать преступную деятельность и чтобы он не воспрепятствовал установлению по делу объективной истины, а также обеспечить исполнение приговора в части мер уголовного наказания.
Меры пресечения применяются только к обвиняемому (ст. 97 УПК РФ). Лишь в исключительных случаях меры пресечения могут быть применены и в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, на срок не более десяти суток. По истечении этого срока подозреваемому должно быть предъявлено обвинение либо отменена мера пресечения.
Мера пресечения затрагивает интересы обвиняемого, его близких, коллектива, в котором он трудится. Поэтому закон ограничивает их применение только действительно необходимыми случаями, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 98 УПК РФ. Конкретная мера пресечения соразмеряется с тем наказанием, которое может быть применено к обвиняемому. Например, нельзя в качестве меры пресечения заключать обвиняемого под стражу, если преступление, которое ему инкриминируется, наказывается исправительными работами и более мягкими мерами.
Неотъемлемой чертой стадии предварительного расследования и принципа презумпции невиновности в российском уголовном процессе является гуманное отношение к личности. Именно поэтому в деятельности следователя должно присутствовать не только обвинительное, но и оправдательное начало, он должен защищать не только интересы государства, общества и потерпевшего, но и законные интересы обвиняемого. В этих целях авторы считают оправданным допуск законодателем защитника к участию в деле с момента ареста обвиняемого (подозреваемого).
Вопрос об основаниях применения мер пресечения является одним из слагаемых теории и практики их применения. Между тем в уголовно-процессуальном законе они прямо не называются, недостаточно полно они освещены и в юридической литературе.
По моему мнению, основаниям принятия решения о применении одной из названных в ст. 98 УПК РФ мер пресечения являются установленные с помощью фактических данных (доказательств) обстоятельства, позволяющие полагать, что обвиняемый: во-первых, может скрыться от дознания, следствия и суда; во-вторых, воспрепятствовать установлению истины по делу; в-третьих, будет продолжать заниматься преступной деятельностью. Кроме того, меры пресечения могут применяться в целях обеспечения исполнения приговора.
При отсутствии оснований, делающих необходимым применение мер пресечения, у обвиняемого отбирается обязательство являться по вызовам и сообщить о перемене места жительства. Поскольку обстоятельства, указанные в ст. 97 УПК РФ, как правило, носят прогностический характер, применение мер пресечения возможно при вероятности наступления данных обстоятельств.
Процессуальным основанием для применения мер пресечения согласно ст. 101 УПК является мотивированное постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора, определение суда. Основанием для предположения, что обвиняемый скроется от следствия и суда, могут служить данные об отсутствии у него места жительства, паспорта, прописки, неявка его по вызовам, сведения о том, что он уволился с места работы, приобрел билет для выезда с места жительства и т.п.
Под воспрепятствованием установлению истины следует понимать такое поведение, при котором обвиняемый (подозреваемый) своими действиями препятствует следственным и судебным органам исследовать обстоятельства дела. Об этом могут свидетельствовать такие действия обвиняемого, как подкуп и запугивание потерпевших, совершенные в период следствия или судебного разбирательства новые преступления, наличие преступных связей у обвиняемого, его отношение к содеянному и др.
С целью обеспечения неуклонения обвиняемого от исполнения приговора мера пресечения применяется и после вынесения обвинительного приговора до вступления его в законную силу. В этом случае она избирается или изменяется в соответствии с общими правилами.
Закон (ст. 99 УПК РФ) требует, чтобы при решении вопроса об избрании меры пресечения вообще, а также выбора конкретной меры пресечения следователь учитывал иные обстоятельства. Помимо обстоятельств, указанных в ст. 97 УПК РФ, необходимо иметь в виду тяжесть предъявленного обвинения, личность обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства. В законе устанавливается примерный перечень обстоятельств, которые могут быть учтены при решении вопроса о применении меры пресечении в отношении конкретного обвиняемого.
Наличие оснований для избрания меры пресечения делает возможным ее применение лишь при соблюдении ряда правовых условий. Во-первых, мера пресечения может быть избрана лишь по возбужденному уголовному делу. Это важная гарантия неприкосновенности личности, направленная на защиту от необоснованного ареста и других мер принуждения. Никакие меры пресечения не могут быть применены, •если не возбуждено уголовное дело. Поэтому недопустимо применение мер пресечения лицами, неправомочными возбуждать и расследовать уголовные дела (например, общественным помощником следователя).
Во-вторых, мера пресечения не может быть более строгой, чем грозящее обвиняемому уголовное наказание. Если санкция статьи У К не предусматривает лишения свободы на срок свыше одного года, то избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу не допускается. Лишь в исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до одного года.
В-третьих, условием применения мер пресечения любого вида является привлечение в качестве обвиняемого. Исключением является избрание меры пресечения в отношении подозреваемого до предъявления обвинения на срок не более десяти суток (ст. 100 УПК РФ).
В-четвертых, мера пресечения может быть применена к надлежащему субъекту, а именно к лицу, достигшему возраста уголовной ответственности (16 лет, а при совершении ряда опасных преступлений, указанных в ст. 20 УК РФ, — 14 лет). Субъектами, к которым допустимо применение меры пресечения, могут быть и иностранцы, а также лица без гражданства, за исключением лиц, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности[3].
Правильная оценка обстоятельств дела и личности обвиняемого имеет большое значение для решения вопроса о применении меры пресечения и выбора ее вида. Важное значение имеет и то, что при избрании меры пресечения закон предоставляет лицу, ведущему судопроизводство, право выбора того или иного решения, так как избрание меры пресечения является его правом, а не обязанностью. Вместе с тем при наличии определенных обстоятельств и учитывая стоящие перед следователем задачи по раскрытию преступлений и изобличению лиц, совершивших преступления, указанное право на избрание меры пресечения перерастает в процессуальную обязанность следователя. Например, если лицо совершило тяжкое преступление и, оставаясь на свободе, совершает или готовится совершить новое преступление, то избрание в отношении данного лица предусмотренной законом меры пресечения в виде заключения под стражу, несомненно, становится обязанностью следователя.
Неприменение меры пресечения, если оно позволяет опасному преступнику скрываться от следствия, совершить новые преступления, должно рассматриваться как серьезное упущение в работе следователя. В каждом конкретном случае следует исходить из наличия совокупности законных оснований и конкретных обстоятельств, учитываемых дри избрании меры пресечения.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и личности обвиняемого, дознаватель, следователь, прокурор или суд могут вообще не избирать меру пресечения или избрать менее суровую. Важно, чтобы не только обеспечивалось выполнение целей мер пресечения, но и учитывалось, насколько допущенное ограничение прав гражданина соответствует действительно необходимому их ограничению. По смыслу закона меры пресечения применяются с целью воспрепятствовать обвиняемому совершить действия, указанные в ст. 97 УПК РФ. Обязательство о явке по вызову и сообщении о перемене места жительства может быть отобрано только у обвиняемого. Поэтому данная мера процессуального принуждения не может применяться к подозреваемому и, естественно, к другим участникам предварительного следствия.
Обязательство о явке необходимо во всех случаях, когда в отношении обвиняемого нет необходимости избрания меры пресечения. Специального постановления об этом не выносится. В ряде случаев такая мера вполне может обеспечить интересы правосудия.
1.2. Общая характеристика мер пресечения
От всех остальных мер процессуального принуждения меры пресечения отличаются рядом специфических признаков:
во-первых, они применяются, как правило, только в отношении лиц, признанных в установленном порядке обвиняемыми, а в исключительных случаях - в отношении подозреваемых;
во-вторых, это цели их применения - пресечение возможности совершения обвиняемым действий, препятствующих производству по конкретному уголовному делу;
в-третьих, это особые основания их применения;
в-четвертых, названные меры имеют личный характер: они представляют собой ограничения личной свободы конкретного обвиняемого или подозреваемого. Степень их строгости зависит от основательности опасений ненадлежащего поведения конкретного обвиняемого (скроется, будет уклоняться от исполнения приговора, воспрепятствует установлению истины и т.п.), от учета сведений, характеризующих личность данного лица (возраст, состояние здоровья, семейное положение и др.).
УПК содержит исчерпывающий перечень мер пресечения, закрепленный в ст. 98. К ним отнесены следующие меры.
Подписка о невыезде (ст. 102 УПК), состоящая в получении у обвиняемого, подозреваемого письменного обязательства: не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда; в назначенный срок являться по вызовам; не препятствовать производству по уголовному делу иным путем.
В случае несоблюдения данного обязательства подписка о невыезде может быть заменена другой мерой пресечения, в том числе более строгой, в порядке, закрепленном в ст. 110 УПК. В отношении нарушителя может быть также применена такая мера из числа иных мер процессуального принуждения, как привод.
О последствиях несоблюдения обязательств обвиняемый, подозреваемый должен быть предупрежден при оформлении меры пресечения, о чем должна быть сделана соответствующая отметка в процессуальном документе, который называется "Подписка о невыезде".
Личное поручительство (ст. 103 УПК) - письменное обязательство заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств: не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда; в назначенный срок являться по вызовам; не препятствовать производству по уголовному делу иным путем.
Избрание данной меры пресечения осуществляется соответствующим органом или должностным лицом. Допускается оно и по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство. При этом поручителю разъясняются существо подозрения или обвинения, а также его обязанности и ответственность, связанные с выполнением личного поручительства. В случае невыполнения им своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда в порядке, установленном ст. 118 УПК.
Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы (ст. 104 УПК). Оно состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств: не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда; в назначенный срок являться по вызовам; не препятствовать производству по уголовному делу иным путем. Избрание данной меры допускается с согласия подозреваемого или обвиняемого. Постановление об избрании данной меры направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения. В случае совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана эта мера, командование воинской части немедленно сообщает об этом в избравший ее орган.
Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым (ст. 105 УПК) заключается в обеспечении его надлежащего поведения, предусмотренного для случаев применения подписки о невыезде (ст. 102 УПК), родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство. При избрании данной меры названным лицам разъясняется существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанная с обязанностями по присмотру, невыполнение или нарушение которых влечет за собой наложение денежного взыскания в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда в порядке, установленном ст. 118 УПК.
Залог (ст. 106 УПК), по сравнению со всеми предыдущими, представляет собой более строгую меру пресечения. Он состоит в том, что в обеспечение надлежащего поведения обвиняемого или подозреваемого, а также явки по вызовам органов, ведущих процесс, сам обвиняемый (подозреваемый) либо какое-то иное лицо или организация вносят на депозитный счет суда определенную сумму денежных средств или иные ценности. Сумму залога определяет орган, принимающий решение об избрании такой меры пресечения, в соответствии с обстоятельствами дела, а также с учетом данных о личности и имущественном положении обвиняемого или подозреваемого. Данная мера может быть избрана судом, прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора.
Если эта мера применяется вместо ранее избранных мер пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый или обвиняемый остается под стражей, либо - домашним арестом до внесения на депозитный счет суда суммы залога. Принятие залога оформляется протоколом, копия которого вручается залогодателю. Когда залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым, обвиняемым, то этому лицу разъясняются существо дела и последствия, связанные с невыполнением или нарушением взятых на себя обязательств, коими (последствиями) является обращение залога по судебному решению, выносимому в соответствии со ст. 118 УПК, в доход государства.
Внесенные в качестве залога деньги и иные ценности при выполнении подозреваемым, обвиняемым обязательств, возложенных на него при избрании данной меры пресечения, подлежат возвращению тому, кто внес их, после постановления приговора, в том числе обвинительного, либо вынесения постановления о прекращении дела.
Домашний арест (ст. 107 УПК) заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого или обвиняемого, а также в запрете: общаться с определенными лицами; получать и отправлять корреспонденцию; вести переговоры с использованием любых средств связи. Данная мера пресечения избирается в отношении подозреваемого, обвиняемого по решению суда при наличии оснований и в порядке, которые установлены для назначения в качестве меры пресечения заключения под стражу (ч. 2 ст. 107 и ст. 108 УПК), а также с учетом его возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств.
Заключение под стражу (ст. 108 УПК) - самая строгая из всех предусмотренных действующим законодательством мер пресечения. Она представляет собой временное лишение свободы обвиняемого или подозреваемого путем помещения его на период производства по делу в место предварительного заключения: следственный изолятор (СИЗО) Федеральной службы исполнения наказаний; следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности РФ; изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел (милиции общественной безопасности) или пограничных войск ФСБ России.
Местом предварительного заключения для обвиняемых или подозреваемых, являющихся военнослужащими, может служить гауптвахта.
Глава 2. Условия, основания, мотивы и цели применения мер пресечения
2.1. Основания и условия применения мер пресечения
Для обеспечения целей уголовного судопроизводства закон предусматривает возможность применения к обвиняемым, подозреваемым, подсудимым и осужденным различных мер уголовно-процессуального принуждения.
Меры пресечение — разновидность мер уголовно-процессуального принуждения, временно ограничивающих права личности и применяемых органом дознания, следователем, прокурором, судом или судьей к обвиняемым (в исключительных случаях к подозреваемым) для того, чтобы не дать им возможности скрыться от дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства и от приведения приговора в исполнение, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу, продолжить преступную деятельность.
Сам термин "меры пресечения" образовался от сокращения применявшегося в Уставе уголовного судопроизводства 1864 года термина "меры пресечения обвиняемому способов уклониться от следствия и суда".
Меры пресечения, будучи мерами государственного принуждения, применяемыми в уголовном процессе, по своей природе существенно отличаются от уголовного наказания.
Они применяются к лицам, которые еще не признаны виновными в совершении преступлений приговорами судов. Поэтому меры пресечения лишены элементов кары и не преследуют целей исправления или перевоспитания преступников.
Их цели сводятся к тому, чтобы обеспечить решение задач уголовного процесса, если этому стремятся помешать лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности.
По общему правилу, закон допускает применение подобных мер к лицам, обвиняемым в совершении преступлений. Лишь в исключительных случаях возможно применение меры пресечения в отношении подозреваемого, но не более чем на десять суток. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется.
Следователь и орган дознания применяют меры пресечения только по уголовным делам, находящимся в их производстве; прокурор — по любому делу, за расследованием которого он осуществляет надзор; суд или судья — по рассматриваемым им уголовным делам.
При отсутствии оснований применить меру пресечения у обвиняемого отбирается обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене Места жительства. Такое обязательство, не будучи мерой пресечения, создает определенные гарантии явки обвиняемого по вызову органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Меры принуждения могут применяться лишь при наличии предусмотренных законом оснований. В теории такие основания разделяют на общие и специальные. К общим относят фактические данные, позволяющие обвинять определенное лицо в совершении преступления. При наличии достаточных изобличающих доказательств лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого, о чем выносится соответствующее постановление. Как правило, после этого допустимо применение меры пресечения.
Что касается подозреваемых, то в деле также должны иметься веские доказательства, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления. Однако наличие в деле общих оснований еще не влечет за собой автоматического применения меры пресечения к обвиняемому (подозреваемому). Для этого необходимы специальные основания.
Специальными основаниями являются достаточные фактические данные, свидетельствующие о том, что обвиняемый (подозреваемый) может: скрыться от дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства или от приведения приговора в исполнение; воспрепятствовать установлению истины по делу; продолжить преступную деятельность (при этом достаточно хотя бы одного из указанных оснований).
Для того, чтобы применение мер пресечения не привело к злоупотреблениям, к попранию прав и свобод граждан, установлен строгий порядок их применения.
Во-первых, они могут применяться лишь при наличии соответствующих оснований. В соответствии со ст. 97 УПК общими для всех мер пресечения основаниями являются подтвержденные достаточными доказательствами данные о том, что обвиняемый:
скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
может продолжать заниматься преступной деятельностью;
может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, т.е. может совершать действия, мешающие установлению истины;
в случае его осуждения и вынесения обвинительного приговора он будет уклоняться от исполнения приговора.
При отсутствии оснований мера пресечения заменяется получением у обвиняемого или подозреваемого письменного обязательства своевременно являться по вызовам, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщить об этом. Лицу, у которого получено такое обязательство, разъясняются последствия его нарушения, которыми может быть избрание меры пресечения или применение такой иной меры процессуального принуждения, каковой является привод. О том, что разъяснение состоялось, делается соответствующая отметка в обязательстве.
Во-вторых, при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определении ее вида помимо оснований должны учитываться также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК).[4]
В-третьих, чтобы применение меры пресечения было законным и обоснованным, ее избрание должно быть оформлено надлежащим образом. Поэтому на дознавателя, следователя, прокурора или судью возложена обязанность выносить постановление, а на суд - определение. В этих процессуальных документах надлежит приводить прежде всего данные о преступлении, в совершении которого лицо подозревается или обвиняется, и об установленных основаниях для применения соответствующей меры пресечения. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. Одновременно этому лицу разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный ст. 123-127 УПК. Защитнику или законному представителю подозреваемого, обвиняемого копия может быть вручена по их просьбе.
Процессуальное оформление применения таких мер, как подписка о невыезде, личное поручительство, отдача несовершеннолетнего под присмотр, залог требует составления и некоторых иных документов (ст. 102, 103, 105 и 106 УПК), например, письменного обязательства не отлучаться без разрешения с места жительства, обязательства о поручительстве.
В-четвертых, для более строгих мер пресечения требуются и другие специальные гарантии их законного и обоснованного применения. Так, для применения залога следователем или дознавателем требуется согласие прокурора (ч. 2 ст. 106 УПК); домашний арест и заключение под стражу применяются по решению суда (ч. 2 ст. 107, ч. 1 ст. 108 УПК).
Существенные особенности имеет применение меры пресечения в отношении подозреваемого. Любая из этих мер может применяться к нему лишь в исключительных случаях. Причем на срок, как правило, до 10 суток.[5] Если в этот срок обвинение ему не будет предъявлено, то мера пресечения отменяется немедленно. В случаях, когда подозреваемого сначала подвергают задержанию, а затем заключению под стражу, срок применения к нему меры пресечения исчисляется с момента задержания.
Мера пресечения подлежит отмене, когда в ней отпадает необходимость. При изменении оснований или условий ее избрания вместо нее назначается другая - более строгая или более мягкая мера (ч. 1 ст. 110 УПК).
Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства прокурором, а также следователем или дознавателем по его письменному указанию, может быть отменена или изменена только с согласия прокурора (ч. 3 ст. 110 УПК).
2.2. Процессуальный порядок применения мер пресечения в стадии предварительного расследования
Заключение под стражу обвиняемого или подозреваемого наиболее существенно, по сравнению со всеми иными мерами пресечения, ограничивает конституционные права и свободы человека, который до обвинительного приговора в силу презумпции невиновности считается невиновным. Поэтому для ее применения требуются особо надежные гарантии против возможных ошибок и злоупотреблений.
Для избрания данной меры пресечения, наряду с общими требованиями, о которых речь шла в предыдущем параграфе, установлены дополнительные требования (ч. 1 и 2 ст. 108 УПК). По общему правилу, она может применяться только в отношении обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В отношении обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, эта мера пресечения может применяться лишь в исключительных случаях. Причем непременно при наличии одного из следующих обстоятельств:
подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
его личность не установлена;
им нарушена ранее избранная мера пресечения;
он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Лишь в исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена к несовершеннолетнему при обвинении его в совершении преступления средней тяжести.
С введением в действие нового УПК вступил в силу и судебный порядок решения вопросов, связанных с назначением в качестве меры пресечения заключения под стражу и продлением срока его применения. При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора обязаны возбудить перед судом соответствующее ходатайство.[6]
В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К нему прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Такими материалами могут быть: копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечения лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого или обвиняемого, а также имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, справки о его судимости, данные о том, что он может скрыться от следствия, о его угрозах в адрес потерпевших, свидетелей и т.п.). В случаях, когда в уголовном деле защитник не участвует и об этом не сделана запись в протоколе допроса подозреваемого или обвиняемого, к материалам дела прилагается его письменное заявление об отказе от защитника (Постановления Пленума Верховного Суда от 5 марта 2004 г. N 1). Подобного рода материалы представляются в суд не позднее, чем за 8 часов до истечения срока их задержания.[7]
Постановление и приложенные к нему материалы подлежат рассмотрению в судебном заседании единолично судьей районного суда или военного гарнизонного суда по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления постановления о возбуждении ходатайства и материалов в суд.
Для участия в заседании приглашаются подозреваемый, обвиняемый, прокурор, защитник, если последний участвует в уголовном деле. Задержанное лицо доставляется в судебное заседание. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, возбудивший ходатайство следователь или дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства. Но данное правило не распространяется на неявку обвиняемого. Он, как правило, должен присутствовать. Изъятие установлено лишь для случаев, когда решается вопрос о заключении под стражу обвиняемого, объявленного в международный розыск (ч. 5 ст. 108 УПК).
В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. После этого заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.
Рассмотрев ходатайство, а также представленные материалы и доказательства, судья выносит одно из следующих постановлений:
1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. В таком постановлении обязательно должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, давшие основание для принятия решения;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства. В случае такого рода судья вправе по собственной инициативе (при наличии предусмотренных в УПК оснований и условий) избрать меру пресечения в виде залога или домашнего ареста;
3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания возможно при условии признания судом задержания законным и обоснованным. Допустимая продолжительность такого продления - не более 72 часов с момента вынесения судебного решения. При этом важно иметь в виду, что, как уже отмечалось выше, решение может быть вынесено по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.[8]
Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и приводится в исполнение немедленно.
При отказе судьи в удовлетворении ходатайства повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.
Когда вопрос об избрании в отношении подсудимого данной меры пресечения возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе.
Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее, чем через 3 суток со дня их поступления. Возможна также проверка законности и обоснованности такого постановления и в надзорном порядке.
Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, обязано незамедлительно уведомить кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии - других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего - также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.
Упомянутый выше Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" детально регламентирует принципы, основания, условия и порядок содержания лиц в местах предварительного заключения; права и обязанности заключенных, а также администрации мест предварительного заключения; основания и порядок освобождения заключенных и другие положения.
Для избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу, как и для задержания, в отношении лиц, наделенных процессуальными привилегиями, тоже установлены особые правила, регламентируемые ст. 448 и 450 УПК. Коротко их суть можно свести к следующим двум положениям:
если возбуждение уголовного дела в отношении такого лица или привлечение его в качестве обвиняемого состоялось с соблюдением требований, установленных ст. 448 УПК, то заключение под стражу производится по общим правилам, которые изложены выше в настоящем параграфе, т.е. по судебному постановлению, принимаемому в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК. Специфика заключается лишь в том, что такое постановление, как правило, не исполняется немедленно и автоматически. Для его реализации должны быть приняты дополнительные решения: скажем, постановление о заключении под стражу судьи общей юрисдикции может быть исполнено, если с этим согласится квалификационная коллегия судей соответствующего уровня (см. ч. 2 ст. 450 УПК);
если вопрос о заключении под стражу названного лица возникает, когда уголовное дело не возбуждалось непосредственно против него или когда еще не вынесено постановление о его привлечении в качестве обвиняемого, то при решении этого вопроса должны соблюдаться упомянутые требования, которые предусмотрены ст. 448 УПК.[9]
Срок заключения под стражу при производстве предварительного расследования, как правило, не должен превышать двух месяцев (ч. 1 ст. 109).
В случае невозможности закончить предварительное следствие до истечения 2-х месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен до 6 месяцев судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с соблюдением процедуры, установленной ч. 3 ст. 108 УПК для вынесения постановления судьи по итогам рассмотрения ходатайства дознавателя, следователя, прокурора и приложенных к нему материалов.
Дальнейшее продление срока (до 12 месяцев) возможно только в отношении лица, обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и только в случае особой сложности уголовного дела. Решение об этом может принять судья того же уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему прокурора.
Глава 3. Проблемы совершенствования мер пресечения
Для применения некоторых мер процессуального принуждения требуется судебное согласие, а именно:
1). Заключение под стражу (ст. 108) и домашний арест (ст. 107);
2). Помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стажей, в мед. или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (ст. 203);
3). Наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (ст. 115);
4). Временное отстранение обвиняемого от должности в соответствии сост. 114УПК:
Домашний арест, как и заключение под стражу состоит в ограничении свободы обвиняемого (подозреваемого). Но в отличие от заключения под стражу при домашнем аресте ограничение свободы осуществляется не путем помещения обвиняемого (подозреваемого) в следственный изолятор, а путем установления судом ограничений, связанных со свободой передвижения обвиняемого (подозреваемого), и прежде всего по средствам его изоляции в собственном доме либо в ином жилище, при этом без выставления милицейской или иной стражи, которая охраняла бы жилище арестованного и самого арестованного и не допускала бы его выхода из собственного жилища. Ограничения связанные со свободой передвижения могут быть и другой формы: не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения суда (период с 01.07.2002г. по 31.12.2003г. - и без разрешения прокурора, избирающего данную меру пресечения), не посещать работу учебное заведение и вообще покидать свое жилище, либо на всем протяжении действия избранной меры пресечения, либо на тот или иной срок, предъявляемый судом.
Об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста выносится мотивированное постановление судьей (в период с 01.07.2001г. по 31.12.2003г. - и прокурор, избирающий данную меру пресечения) или президиумом соответствующего суда, а коллегиальным составом иного суда выносится мотивированное определение.
Заключение по стражу.
В соответствии со ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.
По УПК новым является правило, что только на основании судебного решения подозреваемый или обвиняемый, не содержащийся подтражей, помещается в психиатрический или медицинский стационар. Это означает, что постановление о назначении соответствующей экспертизой, вынесенное следователем, прокурором подлежит направлению в суд для окончательного решения там вопроса о помещении в стационар подозреваемого, обвиняемого, не содержащегося под стажей.
Право наложения ареста на имущество принадлежит суду (судье). По правилам, предусмотренным ст. 166, судья рассматривает мотивированное постановление прокурора (постановление следователя или дознавателя, согласованное с прокурором) о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого).
Право применения меры уголовно-процессуального принуждения для принятия решения о временном отстранении обвиняемого из числа должностных лиц первой категории предоставлена суду, решение которого принимается на основе ходатайства следователя (дознавателя), согласованного с надзирающим прокурором.
Заключение
Для обеспечения целей уголовного судопроизводства закон предусматривает возможность применения к обвиняемым, подозреваемым, подсудимым и осужденным различных мер ; уголовно-процессуального принуждения.
Меры пресечения — разновидность мер уголовно-процессуального принуждения, временно ограничивающих права личности и применяемых органом дознания, следователем, прокурором, судом или судьей к обвиняемым (в исключительных случаях к подозреваемым для того, чтобы не дать им возможности скрыться от дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства и от приведения приговора в исполнение, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу, продолжить преступную деятельность.
Сам термин "меры пресечения" образовался от сокращения применявшегося в Уставе уголовного судопроизводства . 1864 года термина "меры пресечения обвиняемому способов уклониться от следствия и суда".
Меры пресечения, будучи мерами государственного принуждения, применяемыми в уголовном процессе, по своей природе существенно отличаются от уголовного наказания. Они , применяются к лицам, которые еще не признаны виновными в совершении преступлений приговорами судов. Поэтому меры пресечения лишены элементов кары и не преследуют целей исправления или перевоспитания преступников. Их цели сводятся к тому, чтобы обеспечить решение задач уголовного процесса, если этому стремятся помешать лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1993.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации 2001. № 52. Ст. 4921.
3. Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 29 мая 2002 г.)
4. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общей ред. В.И. Радченко. М., 2004. С. 268.
5. Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. д.ю.н., проф., Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. М., 2004.
6. Научно - практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ, под редакцией доктора юридических наук, профессора П.Н. Панченко, НОМОС Нижний Новгород 2000 г.
7. Уголовный процесс .Учебник для вузов. – М., Издательство НОРМА 2000 г.
8. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. М., 2004
9. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России. М., 2004
10. Шимановский В.В. Соблюдение законности при избрании мер пресечения на предварительном следствии. СПб.,1992.
11. Ветрова Г.Н. Уголовно-процессуальная ответственность. М.,1987. С. 92, 93.
12. Шимановский В.В. Соблюдение законности при избрании мер пресечения на предварительном следствии. СПб.,1992. С. 3.
13. Чистякова Н.С. Меры уголовно-процессуального принуждения Уголовно-процессуальное право Российской Федерации Под ред. П.А. Лупинской. М„ 1997. С. 209-210.
14. Давыдов В. А, Подписка о невыезде // Уголовно-процсссуальй» право Российской Федерации / Под ред. П.А. Лупинской. М., 1997; С. 214
15. Михайлов В. А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. М., 1996. С. 53-54.
16. Капипус Н. И. Меры пресечения в российском уголовном процессе Следователь. 1998. № 8. С. 35.
17. Булатов Б.Б. Меры пресечения •'/ Комментарий к УПК РСФСР / Науч. ред. В. Т. Томин. М., 2000. С. 169-171.
[1] См.: Шимановский В.В. Соблюдение законности при избрании мер пресечения на предварительном следствии. СПб.,1992. С. 3.
[2] См.: Чистякова Н.С. Меры уголовно-процессуального принуждения Уголовно-лроцессуальное право Российской Федерации Под ред. П.А. Лупинской. М„ 1997. С. 209-210.
[3] См.: Шимановский В.В. Указ. соч. С. 11.
[4] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общей ред. В.И. Радченко. М., 2004. С. 268.
[5] Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России. М., 2004
[6] Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. д.ю.н., проф., Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. М., 2004.
[7] Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2003 г. N 173-О// СЗ РФ, 2003, N 27, ст. 2872.
[8] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общей ред. В.И. Радченко. М., 2004. С. 270.
[9] Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. д.ю.н., проф., Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. М., 2004.