Содержание

1. Раскройте содержание понятий "внешние эффекты" и "общественные товары". Объясните так же, почему рыночный механизм несостоятелен в отношении этих благ. 2

2. Каковы функции денег? Рассмотрите влияние инфляции на денежные функции. 9

Задача 1. 12

Задача 2. 13

Тесты.. 14

Список литературы.. 19

1. Раскройте содержание понятий "внешние эффекты" и "общественные товары". Объясните так же, почему рыночный механизм несостоятелен в отношении этих благ.

Иногда рыночный механизм не позволяет достичь парето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка, в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

Происхождение внешних эффектов

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами. Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через ценовую систему "бьет" по производоству бетона).

1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности. [1]

Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.

1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.

3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

В каком случае эта ситуация является провалом рынка и в чем заключается этот провал?

Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Классификация и свойства общественных благ.

Экономику определяют как науку о выборе направлений использования ограниченных ресурсов (факторов производства и потребительских благ). Ближайшим следствием ограниченности является конкуренция, соперничество за использование ресурсов. Поведение потребителей и производственных фирм рассматривается через призму такой конкуренции. Однако не всегда ограниченность благ ведет к соперничеству за их потребление. С этой точки зрения все блага можно разделить на частные и общественные.

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке. Как видно из этого определения, существование чистого блага предполагает отсутствие внешних эффектов. Лишь немногие товары и ресурсы в реальном мире соответствуют этому предположению. Если, например, вы выпили стакан "кока-колы", это может вызвать отрицательные эмоции у страдающего от жажды человека, на глазах которого это произошло. Это приведет к снижению его полезности, т. е. вызовет отрицательный внешний эффект. И напротив, выгоду от того, что качество и состав "кока-колы" абсолютно одинаковы, получают все индивиды, а с прибавлением дополнительного потребителя выгода, получаемая остальными покупателями, не снижается. По сути дела чистые частные блага - идеальная конструкция, такая же, как например совершенная конкуренция.

Чистые общественные блага [2]

Другой "крайностью", противоположной чистым частным товарам, являются чистые общественные блага. Они обладают двумя важнейшими свойствами - не соперничеством и неисключаемостью в потреблении.

Не соперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку "кока-колы", то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.

Формально условие не соперничества в потреблении можно представить в следующем виде: если чистое частное благо в количестве x может быть распределено среди различных индивидов (1, 2, ... , s) следующим образом:

то для общественного блага в количестве y одновременно для каждого i-того индивида выполняется условие:

y = yi , i = 1, ... , s.

Условие равного потребления общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов.

Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие - соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Подчеркнем, что речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество, безусловно, может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага. Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага (joint supply) - весь объем услуг по национальной обороне предоставляет Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие - соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Подчеркнем, что речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество, безусловно, может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага. Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага (joint supply) - весь объем услуг по национальной обороне предоставляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника - конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной и той же улице попросту невозможна.

Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов - невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ. [3]

Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.

Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца. В принципе можно снабжать радиоприемники специальными декодерами для приема отдельных программ, но потенциальные выгоды будут крайне невелики в сопоставлении со стоимостью этого проекта. Поскольку рынок радиопрограмм высококонкурентен (одновременно предлагается множество взаимозаменяемых программ), потребители просто настроят свои приемники на другие радиостанции. Отметим, что на рынке телепрограмм потенциальные выгоды, напротив, вполне сопоставимы с затратами на исключение и это стимулирует развитие коммерческих каналов телевидения (вспомним сеть "НТВ плюс" в России). После того как потребители преодолели порог исключения, благо становится для них не исключаемым (можно смотреть коммерческий канал круглые сутки без какой-либо дополнительной оплаты).

Эту же ситуацию можно интерпретировать и иначе, как одновременную покупку двух разных благ: права приема телепрограмм (эта услуга является исключаемой, нужно заплатить за декодер на определенный срок) и собственно времени просмотра (в рамках данного срока время просмотра неограниченно). Время просмотра выступает в роли не исключаемого блага, если только не вводится повременная оплата просмотра, что вполне возможно в случае кабельного телевидения.

Подведем итоги обсуждения понятия чистого общественного блага и его характеристик.

Чистое общественное благо, так же как и его противоположность - чистое частное благо, является теоретической конструкцией, экстремальным случаем (как, например, совершенная конкуренция и чистая монополия). Чистое общественное благо характеризуется не соперничеством в потреблении, что связано с его неделимостью, и неисключаемостью, причина которой - внешние эффекты.

2. Каковы функции денег? Рассмотрите влияние инфляции на денежные функции.

Деньги - это особый вид товара, который выделился из товарного мира и служит всеобщим эквивалентом. Иными словами, деньги являются таким товаром, который способен обмениваться на все другие товары.

Деньги появились в глубокой древности в результате обмена товарами. Поначалу обмен был случайным. С развитием общественного разделения труда, производства и обмена выделился один товар (как всеобщий эквивалент), который и стал играть роль денег. Следовательно, деньги имеют товарное происхождение. В основе обмена товаров с помощью денег лежит стоимость, то есть общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в нем.

Роль всеобщего эквивалента долгое время выполняли благородные металлы, золото и серебро, а со второй половины 19-го века - только золото. В ходе своей исторической эволюции деньги стали выступать в различных формах - металлических, бумажных, кредитных и, наконец, в новой современной форме электронных денег.

Бумажные деньги появились в ходе длительного процесса. Изначально их выпуск был связан с естественным стиранием металлических монет и преднамеренной их порчей государственной властью. Впоследствии бумажные деньги в качестве денежных знаков стали широко использоваться государством для покрытия своих расходов (бюджетных дефицитов). Причина обесценения бумажных денег заключалась в том, что их количество не регулировалось и не ограничивалось реальными потребностями товарооборота.

Кредитные деньги возникли в период развитого капитализма. Они стали обслуживать не только обмен товаров, но и функционирование (движение) капитала.[4]

1. Выступая мерой стоимости, деньги тем самым измеряют стоимость всех остальных товаров как всеобщий эквивалент. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой. На рынке цены могут отклоняться вверх или вниз от стоимости (в зависимости от соотношения спроса и предложения).

2. В качестве средства обращения (обмена) деньги обслуживают товарный оборот, то есть выступают посредником в актах купли-продажи товаров. Участие денег в обмене составляет лишь момент обращения (оно мимолетно). Поэтому данную функцию могут выполнять неполноценные бумажные и кредитные деньги.

3. Функция денег как средства платежа появилась в связи с развитием кредитных отношений, то есть с возможностью отсрочки платежа. Налицо разрыв между продажей (покупкой) товара и его денежной оплатой.

4. Как средство накопления и сбережения деньги, будучи всеобщим эквивалентом, становятся воплощением общественного накопления. Для этой функция деньги должны сохранять свою стоимость хотя бы в течение определенного периода. Накопление и сбережение денежных средств как капитала стало условием расширенного воспроизводства и экономического роста. Накопленную сумму можно употребить на инвестиции (то есть ее капитализировать). Предприниматель любой эпохи заинтересован в использовании накопленных средств в качестве капитала, приносящего прибыль. Это же относится и к личным сбережениям. Чтобы деньги не обесценивались, широко практикуется их накопление в виде золота, иностранкой валюты, недвижимости, ценных бумаг.

5. В функции мировых денег (то есть в качестве международных платежных средств) они выступают при расчетах по платежным балансам. Как покупательное средство деньги используются при покупке товаров с их оплатой наличными.

Таким образом, деньги воплощают в себе часть общественного богатства, переносимую из одной страны в другую.

Влияние инфляции:[5]

Во-первых, многие пожилые люди продолжают делать сбережения.

Во-вторых, значительное число молодых людей не могут жить в долг, поскольку у них просто негде взять средства. В этой связи в молодые годы потребление определяется все же не ожидаемым, а текущим доходом.

В-третьих, предполагается, что в краткосрочном периоде величина богатства остается неизменной. Но краткосрочный период, связанный с великой депрессией, по оценкам западных экономистов, длился 13 лет, а за этот промежуток времени богатство не может оставаться неизменным. И, наконец, не существует методики подсчета ожидаемого дохода. Влияние инфляции на перераспределение дохода

Следует помнить, что сам факт инфляции — снижение покупательной способности денег, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить на рубль, — не обязательно приводит к снижению личного реального дохода, или уровня жизни. Однако реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если номинальный доход будет отставать от инфляции. Инфляция сокращает доходы людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы. Она их делает просто беднее, и причем с каждым днем. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличивая их у других групп населения. Примером являются пожилые люди, живущие на пенсию, которая обеспечивает фиксированный ежемесячный размер номинального дохода. От инфляции страдают те наемные рабочие, которые работают в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки профсоюзов. В такой ситуации рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов. Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции. Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей. Если цены (готовой продукции) будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления фирмы будут расти более высокими темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут обгонять растущую волну инфляции. Инфляция негативно влияет на владельцев сбережений. С ростом цен реальная стоимость сбережений, отложенных на черный день, уменьшается. Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных вкладов в банке, страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной стоимостью. Последствия инфляции в сфере перераспределения были бы не такими тяжелыми и даже устранимыми, если бы люди могли:

1)    Предвидеть инфляцию;

2) Иметь возможность скорректировать свои номинальные доходы с учетом предстоящих изменений в уровне цен.

В ходе реформ резко возросла дифференциация доходов, имущественного состояния и уровня жизни. Появилась группа хорошо обеспеченных по западным стандартам людей, являющих и классические образцы престижного потребления. Одновременно пополняются ряды бедного населения. Причем в них попадают не только безработные и нетрудоспособные, деградировавшие и деклассированные, но и часть работающего населения, находящегося в расцвете сил и способностей.

Задача 1

Спрос и предложение на рынке товара Х описываются уравнениями q= 20-2p, q = -10+p. На каком уровне становится равновесна цена товара Х, если будет введена дотация производителям  Х в размере 90 руб. за каждую проданную единицу товара? Чему равен объем дотационных выплат из бюджета? Дать графическую иллюстрацию.

 

Решение

Определим равновесную цену при дотационных выплатах:

200-2р = -10+ р+90

120 = 3р

р = 40 ден. ед.

q = 120 ед.

Объем дотационных выплат = 120*90 = 10800 ден. ед.

 

     Р                                                             S

100                                                                                                            S1

80                                      E

60

40                S                                                           E1

20                                                                                                    D

                                                 S1

           20        40        60        80        100        120        140       Q

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2

Пусть потенциальный ВВП равен 300 ден. ед. средняя норма чистых налоговых поступлений - 40% от ВВП, государственные расходы на товары и услуги - 140 ден. ед. Найти величину разрыва ВВП, совместимую с нулевым бюджетным дефицитом.

 

Решение

 

ВВП = чистые налоговые поступления + государственные расходы на товары и услуги + величину разрыва ВВП, совместимую с нулевым бюджетным дефицитом.

300 = 300*0,4 + 140 + Х

Х = 40 ден. ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты

1. Что вызывает сдвиг кривой спроса на товар А влево?

а) увеличение числа потребителей товара А вследствие роста численности населения

б) увеличение доходов потребителей, если А – нормальный товар

в) снижение цены товара С – близкого субститута товара А.

г) ожидание повышения цены на товар А.

Ответ

б) увеличение доходов потребителей, если А – нормальный товар согласно закону спроса

Остальные утверждения не верны.

а) увеличение числа потребителей товара А вследствие роста численности населения никак повлияет на спрос и он возрастет в право

в) снижение цены товара С – близкого субститута товара А субситуты не повлияют на товар А так как это субститут

г) ожидание повышения цены на товар А цена несможет повысится так как она снизится.

2. Пусть предприятие производит 100 ед. продукта и продает его на конкурентном рынке по цене 4 руб., за единцу. Для данного объема производства С = 600 тыс.руб., FC = 100 тыс.руб., МС = 4 тыс.руб. В этих условиях предприятия, если оно стремится оптимизировать свое положение на рынке, должно:

а) сократить производство до 80 ед. продукта

б) увеличить объем производства

в) сохранить имеющийся объем выпуска

г) прекратить производства.

Ответ г) прекратить производства так доходов меньше чем расходов не сколько раз.

Остальные утверждения не верны.

а) сократить производство до 80 ед. продукта доходов и так мало что бы сокращать и объем производства

б) увеличить объем производства – мы незнаем до кого придела рынок даст увеличить объем производства

в) сохранить имеющийся объем выпуска объем выпуска нельзя сохранять на одном месте.

3. Если спрос на продукцию монополиста эластичен по цене то его предельный доход

а) положителен

б) отрицателен

в) равен нулю

г) может быть и положительным и отрицательным.

Ответ

а) положителен, так как при любой цене в условиях монополии количества потребления не изменится

Остальные утверждения не верны.

б) отрицателен, так как при повышении цены население не станет потреблять меньше чем надо.

в) равен нулю он не может быть равен так как монополисту требуется прибыль

г) может быть и положительным и отрицательным это утверждения полный абсурд так как он точно может быть только положительным.

4. Под «эффектом вытеснения» дискреционной бюджетной политики понимается

а) рост ВВП в результате увеличения государственных расходов

б) повышение сберегательной активности населения в результате снижения ставок подоходного налога.

в) рост бюджетного дефицита, вызванный чрезмерной бюджетной экспансией.

г) сокращение планируемых расходов на ВВП частным сектором в результате роста процентной ставки, спровоцированного бюджетной экспансией.

Ответ

б) повышение сберегательной активности населения в результате снижения ставок подоходного налога согласно «эффекту вытеснения»

Остальные утверждения не верны.

а) рост ВВП в результате увеличения государственных расходов под ним не понимается «эффект вытеснения» 

в) рост бюджетного дефицита, вызванный чрезмерной бюджетной экспансией под ним не понимается «эффект вытеснения» 

г) сокращение планируемых расходов на ВВП частным сектором в результате роста процентной ставки, спровоцированного бюджетной экспансией под ним не понимается «эффект вытеснения» 

5. Безработица, вызванная рецессией, называется

а) фрикционной

б) структурной

в) естественной

г) циклической

Ответ

б) структурной так как структурная безработица вызывается рецессией

Остальные утверждения не верны.

а) фрикционной - она вызвана миграцией

в) естественной – норма безработицы по стране

г) циклической – она вызывается циклическим характером.

10. Если потребление капитала превышает валовые инвестиции, то это означает, что

а) номинальный ВВП растет, а реальный ВВП падает

б) экспорт превышает импорт

в) экономика перегрета

г) чистый экспорт отрицателен

д) чистые инвестиции отрицательны.

Ответ

б) экспорт превышает импорт -

согласно потреблению капитала.

Остальные утверждения не верны.

а) номинальный ВВП растет, а реальный ВВП падает – в данном случае такого не может быть.

в) экономика перегрета – фраза экономика перегрета означает совсем другое.

г) чистый экспорт отрицателен - в экономики экспорт отрицательным не может быть.

д) чистые инвестиции отрицательны не могут быть отрицательны так как есть валовые инвестиции.

ответ: а - так как при этом происходит сокращение объем капитала в экономике.

Список литературы

1.           Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2.           Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2003.

3.           Экономическа Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004

4.           Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2002.

5.           Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002.

6.           Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб: ЭКСПО, 2002.

 


[1] Нуреев Р.М., Курс микроэкономики: Учебник для вузов – Н90 М.: Издательская группа Норма-ИНФРА.М, 2000

[2] С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,2000

[3] Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. – М.: ЮРИСТЪ, 2000

[4] Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред.: В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И .Данилов, и др. –М.: «Экономика», «Дело»,2000

[5] Долан Э. Дж. Макроэкономика. С-Пб.,2001