Одобрена на заседании Координационного совета по вопросам кадровой политики при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе 25 мая 2006 г.
Система
работы с кадровым резервом в Сибирском федеральном округе
Система работы с кадровым резервом в Сибирском федеральном округе определяет порядок формирования, подготовки и реализации кадрового резерва на руководящие должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти (далее – органы), расположенных на территории федерального округа.
Под кадровым резервом понимается группа специально подобранных перспективных специалистов, обладающих высокими деловыми и нравственно-психологическими качествами, успешно проявивших себя в сфере профессиональной деятельности.
Кадровый резерв создается в целях своевременного замещения вакантных государственных должностей, должностей государственной гражданской службы, муниципальных должностей (далее – должности), улучшения качественного состава кадров, своевременного удовлетворения потребности в кадрах, сокращения периода адаптации при назначении кандидатов на должности.
Основными задачами формирования кадрового резерва являются:
- стимулирование профессионального роста и служебной активности гражданских и муниципальных служащих (далее - служащие);
- выявление служащих (граждан), обладающих потенциальными способностями к работе на руководящей должности;
- организация целевой подготовки служащих (граждан), включенных в кадровый резерв;
- обеспечение своевременного замещения вакантных должностей, в том числе в других органах, квалифицированными кадрами.
В кадровый резерв включаются лица, соответствующие квалификационным требованиям к должности, на замещение которой они претендуют, в том числе к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Включение служащего (гражданина) в кадровый резерв и исключение из него оформляется соответствующим правовым актом. Списки кадрового резерва составляются по конкретным должностям. Руководитель органа, в компетенцию которого входит назначение на должность, на которую формируется кадровый резерв, осуществляет общее руководство и несет ответственность за организацию работы с кадровым резервом, а также за реализацию кадрового резерва. Непосредственную работу с лицами, включенными в кадровый резерв, осуществляют их непосредственные руководители с участием кадровой службы органа. Срок нахождения служащего (гражданина) в кадровом резерве определяется планом индивидуальной подготовки и, как правило, составляет 2-3 года.
Работа с кадровым резервом проводится на трех уровнях: федеральный округ – субъект Российской Федерации – муниципальный район (городской округ), с соответствующим разделением уровня должностей, на которые готовится кадровый резерв, и направлений работы с кадровым резервом.
Система работы с кадровым резервом в Сибирском федеральном округе подготовлена на основании решения, принятого 15 ноября 2005 г. на совместном заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и Совета законодателей Сибирского федерального округа, и представлена в Приложении 1.
Направления работы с кадровым резервом в органе представлены в Приложении 2.
Приложение 1
Система работы с кадровым резервом в Сибирском федеральном округе
Уровень формирования кадрового резерва |
Кадровый резерв на должности |
Способ формирования кадрового резерва |
Направления работы с кадровым резервом |
1. Сибирский федеральный округ |
1. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполни-тельного органа государственной власти) субъекта РФ 2. Заместитель руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ 3. Руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта РФ 4. Руководитель структурного подразделения высшего исполни-тельного органа государственной власти субъекта РФ 5. Руководитель, заместитель руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти 6. Глава городского округа, муниципального района |
По представлению: - высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ - заместителей, помощников полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе - главных федеральных инспекторов в субъектах РФ - руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей их территориальных органов - глав городских округов и муниципальных районов |
Анализ персональных данных служащих (граждан), включенных в кадровый резерв, оценка кадрового резерва Мониторинг замещения должностей Подбор кандидатур для замещения руководящих должностей Участие в подготовке кандидатов кадрового резерва |
2. Субъект Российской Федерации |
1. Заместитель руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ 2. Руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта РФ 3. Руководитель структурного подразделения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ 4. Глава городского округа, муниципального района 5. Иные руководящие должности в органах исполнительной власти субъекта РФ |
По представлению: - высшего должностного лица (руководителя высше-го исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ - заместителей руководите-ля высшего исполнительно-го органа государственной власти субъекта РФ - заместителей руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - глав городских округов и муниципальных районов - соответствующих руководителей |
Анализ персональных данных служащих (граждан), включенных в кадровый резерв, оценка кадрового резерва Методическое обеспечение работы с кадровым резервом Подготовка кандидатов кадрового резерва, в том числе обучение Мониторинг состояния работы с кадровым резервом, его реализации Участие в формировании кадрового резерва на должности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Направление в аппарат полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе анкетно-биографических сведений и характеризующей информации о кандидатах, включенных в кадровый резерв на соответствующие должности, а также информации о реализации кадрового резерва |
3. Муниципальный район (городской округ)[1] |
Глава, заместитель главы муниципального образования, руководящие должности в органах местного самоуправления |
По представлению главы муниципального образования, руководства органов местного самоуправления |
Анализ персональных данных служащих (граждан), включенных в кадровый резерв, оценка кадрового резерва Методическое обеспечение работы с кадровым резервом Подготовка кандидатов кадрового резерва, в том числе обучение Мониторинг состояния работы с кадровым резервом, его реализации Направление в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ анкетно-биографических сведений и характеризующей информации о кандидатах, включенных в кадровый резерв на соответствующие должности, а также информации о реализации кадрового резерва |
Приложение 2
Направления работы с кадровым резервом в органе
Направления работы |
Содержание работы |
Организационное и нормативное обеспечение |
Периодичность, результат |
1. Определение потребности в кадровом резерве
|
- определение перечня должностей, на которые формируется резерв - прогноз изменения структуры и штатной численности органа - прогноз исключения служащих (граждан) из кадрового резерва - определение степени обеспеченности кадровым резервом должностей |
Кадровая служба органа: - осуществляет анализ и планирование работы с кадровым резервом - подготавливает перечень должностей, на которые формируется резерв - ведет мониторинг ситуации по указанным вопросам |
Правовой акт о формировании кадрового резерва Мониторинг – ежеквартально |
2. Определение источников формирования кадрового резерва |
Взаимодействие с целью поиска кандидатов с: - должностными лицами органов - представителями объединений работодателей - органами по вопросам занятости населения - представителями иных организаций |
Информирование кадровых служб органов Информирование организаций, объединений работодателей Информирование органа по вопросам занятости населения Адресное обращение к потенциальным кандидатам |
По мере необходимости Формирование предварительного списка кандидатов |
3. Организация конкурсного отбора[2] (оценка профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям к должности) |
1 этап конкурса: - утверждение перечня должностей, на которые формируется кадровый резерв - подбор претендентов на включение в кадровый резерв - определение необходимой численности кандидатов на включение в кадровый резерв по каждой должности, на которую формируется резерв - определение требований, предъявляемых к кандидату на замещение должности - размещение объявления в СМИ о проведении конкурса для формирования кадрового резерва и приеме документов - размещение информации о конкурсе на сайте органа - прием представленных кандидатами доку-ментов, их оценка на предмет соответствия требованиям должностного регламента по уровню образования, профессиональному опыту - разработка технологий и методик для проведения конкурса, конкурсных заданий - обеспечение кандидатам возможности ознакомления с условиями прохождения службы, условиями и порядком проведе-ния конкурса, содержанием конкурсных заданий 2 этап конкурса: - проведение конкурсных процедур - оформление результатов конкурсных процедур - заседание конкурсной комиссии, вынесение решения - информирование кандидатов о результатах конкурса |
Правовой акт органа о проведении конкурса Правовые акты об образовании конкурсной комиссии, утверждении ее состава и порядка работы, перечня должностей для формирования кадрового резерва Положение об органе, его структурном подразделении, должностные регламенты Методические рекомендации по проведению конкурса и определению критериев оценки профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов |
По мере необходимости Правовой акт органа об утверждении кадрового резерва (о включении служащего (гражданина) в кадровый резерв) |
4. Подготовка кадрового резерва 4.1.Формирование необходимых для замещения должности умений и навыков (стажировка) |
- разработка планов индивидуальной подготовки кандидатов - временное исполнение кандидатом обязанностей по должности, в резерве на замещение которой он находится - участие служащих (граждан), включенных в кадровый резерв, в работе экспертных, рабочих групп, коллегиальных органов - участие служащих (граждан), включенных в кадровый резерв, в подготовке и проведении совещаний, семинаров по вопросам компетенции органа |
Правовой акт о системе подготовки кадрового резерва Индивидуальные планы подготовки кандидатов |
В соответствии с индивидуальным планом подготовки Ежегодные отчеты о выполнении плана индивидуальной подготовки, отчеты о стажировке |
4.2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации |
- разработка программ обучения с учетом уровня должностей, на которые формируется кадровый резерв - разработка индивидуальных планов обучения по специальным дисциплинам |
Правовые акты об обучении, стажировке лиц, состоящих в кадровом резерве |
Заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку кандидатов Планы индивидуальной подготовки |
5. Мониторинг пребывания в кадровом резерве |
- мониторинг работы с кадровым резервом - подготовка предложений о сохранении включенных в резерв лиц или исключении из кадрового резерва |
Информационно-аналитические материалы, подготовленные кадровой службой органа Правовой акт органа о внесении изменений в кадровый резерв |
Ежеквартально Ежегодно |
6. Мониторинг назначения на должности, адаптация назначенных кандидатов к должности |
- анализ замещения должностей в органе с позиций реализации кадрового резерва - разработка программ адаптации к должности - организация обучения по специальным индивидуальным программам |
Правовой акт о кадровом резерве Аналитическая записка об эффективности использования кадрового резерва |
Постоянно |
[1] кадровый резерв на уровне муниципального района (городского округа) формируется по соглашению между главами муниципальных образований
[2] при наличии регламентирующих процедуру конкурса документов