Рынок - способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Основными субъектами рыночного хозяйства являются экономические агенты.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются:

  • общественное разделение труда (один человек не может жить за счет полного самообеспечения всеми экономическими благами),
  • специализация (отдельные виды товаров производятся разными группами производителей),
  • экономическая обособленность субъектов рынка (сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданный товар),
  • свободный обмен ресурсами.

Кроме того, для современной рыночной экономики характерны:

  • всеобщность рынка (рыночному обороту подвержены не только товары и услуги, но и факторы производства, интеллектуальная, духовная, информационная продукция, предметы и объекты культуры);
  • многообразие и равноправие форм собственности; саморегулирование хозяйственной деятельности (в управлении определяющую роль играют экономические, а не административные методы);
  • свободное ценообразование (рыночные цены формируются в результате торга между продавцами и покупателями);
  • конкуренция;
  • самофинансирование и экономическая ответственность (экономические агенты покрывают все свои расходы из собственных средств и отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом и денежными средствами);
  • государственное регулирование (рынку нужны законы, которые определяли бы правила поведения на рынке, и защита от их нарушения).

Существует множество критериев анализа рынка, согласно которым выделяются следующие классификации [6].

Современная рыночная экономика - это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др.

Общие характеристики рынка представлены на рисунке [19].

2.2. Рыночная конкуренция. Рыночные структуры

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товара. Каждый предприниматель стремится увеличить прибыль и расширить масштабы своей хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за более выгодные условия производства и сбыта товаров, и они выступают по отношению друг к другу как соперники, конкуренты.

Конкурентная борьба существует как среди продавцов, так и среди покупателей. Конкуренция среди продавцов усиливается, если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него. Иногда продавцу приходится даже снижать цену, чтобы продать свой товар, а это может привести к сокращению производства данного товара. Если же спрос больше, чем предложение, конкурентная борьба возникает среди покупателей: каждый старается предложить более высокую цену на дефицитный товар, по сравнению с ценой соперника. Цена повышается, что приводит к увеличению производства данного товара.

Характер конкуренции может быть различным, и связан с существованием различных рыночных структур. Структура рынка характеризует взаимосвязь и взаимодействие различных видов рынков (его элементов). Понятие структуры рынка характеризует основные отличительные черты рынка, в число которых входит:

  • количество и размеры фирм;
  • степень концентрации производства;
  • степень дифференциации товаров различных фирм;
  • наличие или отсутствие барьеров при входе и выходе с конкретного рынка;
  • доступность рыночной информации и т.д.

Первоначально выделяется рынок совершенной, или свободной, и несовершенной конкуренции. Совершенная (свободная, чистая) конкуренция - это свободное ценообразование, формирующееся в результате следующих условий функционирования рынка:

  1. множество покупателей и продавцов;
  2. высокая мобильность факторов производства;
  3. отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
  4. однородность (стандартность) продаваемой продукции;
  5. равный доступ всех участников рыночных отношений к информации.

Перечисленные условия характеризуют идеальный рынок, который в чистом виде не существует. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции. Однако в целях упрощения анализа часто рассматривается именно этот вид рыночной структуры как основа или первый шаг исследования в понимании способа функционирования рынка.

Несовершенная конкуренция - отсутствие хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции представлены на рис. 2.1 [6].

Рис. 2.1. Формы несовершенной конкуренции.

Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой единственный продавец полностью контролирует производство товара на рынке. Она неизбежна в рыночной экономике - каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом. В силу объективных причин могут возникнуть:

  • сырьевая монополия - наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса;
  • административная монополия - государственное регулирование в интересах общества экономического спроса некоторых товаров (алкоголь, оружие и т.д.);
  • естественная монополия - производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чем двумя и более (коммунальные службы).

Наряду с естественными монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний и др. Действуют и корпоративные монополии.

Монополии противоположна монопсония - рыночная структура, при которой единственный покупатель диктует объем продаж и цену.

В случае, когда монополист на рынке встречается с монопсонистом (единственному продавцу противостоит один покупатель), возникает билатеральная, или двусторонняя, монополия.

Олигополия - рыночная структура, состоящая из небольшого числа крупных фирм, некоторые из которых контролируют значительную долю рынка. В такой ситуации вступление на рынок новых фирм возможно, но затруднено; контроль над ценами не всеобъемлющий, но существенен; конкуренция носит неценовой характер (техническое превосходство, качество и надежность товаров и др.).

Олигополии противоположна олигопсония - рыночная структура, предполагающая на стороне спроса несколько покупателей. В случае, когда на рынке всего два конкурента, возникает дуополия.

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, производящих один вид товара, различающийся по своим свойствам. В этом случае высока дифференциация товара по отличиям в качестве, условиях продажи и обслуживания, по степени доступности товара для покупателей; неценовая конкуренция соседствует с ценовой, контроль над рыночной ценой незначителен.

Характерные черты четырех основных моделей рынка представлены в таблице [19].

Перечисленные ранее рыночные структуры можно условно разделить на реальные и идеальные (абстрактные). Если монополистическая конкуренция и олигополия достаточно широко распространены в реальной экономике, то совершенная конкуренция, монополия и монопсония являются скорее абстрактными моделями, к которым реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени приближаться.

2.3. Основы анализа спроса и предложения

Механизм рынка приводят в движение две его важнейшие категории - спрос и предложение, за которыми стоят покупатели и продавцы. Они определяют количество производимых товаров и цену, по которой они продаются.

На первом этапе данные категории рассматриваются в условиях рынка совершенной конкуренции.

Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством товаров (услуг), которые покупатели готовы приобрести при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос всегда конкретен по величине, времени, месту и цене.

Размер спроса, его величина зависит от многих факторов. Подобная зависимость называется функцией спроса. Наиболее значимыми из факторов являются цены и доходы покупателей, причем, в качестве определяющего фактора всегда выделяется цена. Функция спроса имеет следующий вид:

Qd = f (P)

(2.1)

где:

Qd -

функция спроса на товар;

 

P -

цена товара.

Кроме того, на величину спроса могут влиять вкусы и предпочтения людей, потребительские ожидания, общее число покупателей, накопленное имущество людей, цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих.

Данную функцию спроса по фактору цены можно изобразить графически [6].

Кривая спроса D всегда имеет нисходящий характер из-за обратной зависимости между P и Q. Такая связь называется законом спроса: при прочих равных условиях величина спроса увеличивается при снижении цен и, наоборот, сокращается при их увеличении.

Как и любой экономический закон, закон спроса не носит абсолютного характера, проявляясь лишь в массовом порядке. Существует исключение: спрос на товары первой необходимости при увеличении цен не сокращается (товары Гиффена). Перечень таких товаров зависит от национальных особенностей и традиций потребления.

Высокие цены делают товары для многих недоступными, поэтому их потребление часто становится престижным, повышает социальный статус покупателя, причем, чем выше цена, тем привлекательнее товар (эффект Веблена).

Из сферы действия закона спроса выпадают также новые товары, впервые появившиеся на рынке, и товары, подвергшиеся ажиотажному спросу.

Предложение - это количество товаров (услуг), которое продавцы готовы предложить на рынке. Оно всегда конкретно по величине, времени, месту и цене. Как и спрос, предложение зависит от определяющего фактора - цены, а также от наличия производственных ресурсов, применяемой технологии, налогов и дотаций у производителя, числа продавцов, цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих. При условии постоянства остальных факторов функция предложения по цене имеет следующий вид:

Qs = f (P)

(2.2)

где:

Qs -

функция предложения на товар;

 

P -

цена товара.

Она показывает количество товара, предложенного на рынке, в зависимости от определенной цены. Графически данная зависимость изображена на рисунке [6].

Кривая предложения S всегда является восходящей из-за прямой зависимости между ценой и качеством товара. Повышение цены на товар побуждает производителей поставлять на рынок больше этого товара, а при снижении цены объемы поставок сокращаются. Эту прямую связь между ценой товара и его предложением называют законом предложения.

Факторы, влияющие на спрос и предложение, представлены на рисунке [19].

Цена товара и остальные факторы по-разному влияют на спрос и предложение: цена оказывает влияние на увеличение или сокращение спроса или предложения, определяя их движение по кривым D и S соответственно; а остальные факторы изменяют спрос и предложение, смещая соответственные кривые.

Рынок постоянно сводит покупателей и продавцов на рынке, в итоге спрос и предложение часто совпадают, и возникает рыночное равновесие. Цена, при которой пересекаются кривые D и S, называется ценой равновесия Е, или равновесной ценой, а количество товара - равновесным объемом Qd = Qs [6].

В случае, если продавцы поднимают цену на товар до Р1, нарушается равновесный объем товара на рынке QЕ: продавцы готовы продать QР1, а покупатели купить только QР2. При этом QР1> QР2, и возникает избыточное предложение QИЗБ (избыток товаров). Для его устранения продавцы вынуждены снижать цену и возвратиться к исходной равновесной цене Е. Аналогично рынок отреагирует и на снижение цены, с той лишь разницей, что в этом случае образуется неудовлетворенный спрос (дефицит товаров), который приведет к росту цены до равновесной. Однако устойчивость рыночной цены не означает ее неизменности. Под влиянием неценовых факторов спроса и предложения их кривые будут смещаться, а равновесная цена перейдет на другой уровень. Таким образом, равновесие цен носит одновременно и устойчивый и гибкий характер: они реагируют на объективные изменения рыночных условий и одновременно сдерживают субъективное, необоснованное их изменение. По этим причинам ничто не может столь эффективно регулировать ценообразование, как сам рынок.

Спрос и предложение зависят от изменения цены, но степень этой зависимости у разных товаров неодинакова: реакция спроса и предложения у одних товаров больше, у других - меньше, а у некоторых товаров ее вообще нет. Для учета этой особенности товаров используется понятие "эластичность спроса и предложения". Если ее выразить в виде процентных изменений, то получится коэффициент эластичности:

(2.3)

где:

ЭDP-

эластичность спроса по цене;

 

ЭSP -

эластичность предложения по цене;

 

%DD -

изменение спроса;

 

%DS -

изменение предложения;

 

%DP -

изменение цены.

Эластичность спроса и предложения может быть классифицирована по пяти позициям (рисунок) [6].

1. Абсолютно неэластичный спрос или предложение: Э = 0 (полная нечувствительность к изменению цены). 2. Абсолютно эластичный спрос или предложение: Э = (противоположное состояние). 3. Единичная (унитарная) эластичность: Э = 1 (при изменении цены на 1 единицу соответственно изменяются спрос или предложение). 4. Эластичный спрос или предложение: Э > 1 (повышенная реакция на изменение цены). 5. Неэластичный спрос или предложение: Э < 1 (пониженная реакция на изменение цены).

Эластичность спроса можно считать не только по фактору цены, но и по доходу. В этом случае может возникнуть отрицательная эластичность, так как рост доходов населения, как правило, приводит к сокращению потребления товаров низкого качества.

Эластичность спроса, рассчитанная через соотношение изменения цен на другие товары (заменители или сопутствующие), порождает перекрестную эластичность. Данный показатель отрицателен, если товары сопутствующие, и положителен, если товары взаимозаменяемы.

К факторам, определяющим эластичность спроса, относятся возможность замены одного товара на другой, степень потребности в нем, степень насыщенности рынка товарами и т.п.; к факторам, определяющим эластичность предложения, - уровень загрузки производственного оборудования, наличие товарных запасов, инвестиционные возможности и т.п.

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов.

В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребность. Каждый индивид имеет свои собственные предпочтения. Рыночный спрос суммирует эти индивидуальные предпочтения, так как потребители выражают свои желания путем распределения своих доходов между различными товарами и услугами, и определяет цену и объем предложения на рынке. Такая способность потребителя воздействовать на производителя называется суверенитетом потребителя. Суверенитет потребителя - способность воздействия потребителя на производителя путем свободного выбора товара на рынке.

Свобода потребительского выбора очень важна. Ее ограничение может лишить возможности покупателя приобрести конкретный товар на рынке и повлиять на его производство. Решения будет приниматься административным путем и могут привести к кризису. Свобода выбора может быть искажена в результате:

  • следования потребителя за большинством покупателей (эффект присоединения к большинству или эффект подражания);
  • стремления потребителя выделиться из общей среды (эффект сноба);
  • настойчивой демонстрации престижного потребления (эффект Веблена или эффект демонстрации исключительности).

Несмотря на то, что результаты действий экономических агентов не всегда приемлемы с точки зрения общества и требуют корректировки, экономическая теория предполагает, что люди в своем потребительском поведении ведут себя разумно. Гипотеза о рациональности потребителя означает, что он стремится максимально эффективно распорядиться имеющимися у него средствами. Абстрактного, идеального человека, соответствующего данной гипотезе, в экономической науке принято называть "экономическим человеком".

Анализ потребительского поведения (в математической интерпретации - функции полезности) требует знания критерия, который потребитель использует в своем свободном выборе. Таким критерием является полезность товара. Полезность - это степень удовлетворения, обеспечиваемая потреблением какого-либо блага. Причем в процессе потребления эта полезность снижается. Предельная полезность какого-либо товара - прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу. С этим понятием связаны два экономических закона Г. Госсена.

Первый закон Г. Госсена (закон убывающей предельной полезности): в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает.

Второй закон Г. Госсена (правило максимизации полезности): чтобы получить максимум полезности от некоторого количества благ, нужно каждое из них потребить в таком количестве, при котором предельная полезность каждого из них будет равна одной и той же величине.

Принципы, исходя из которых человек высказывает безразличие или предпочтение к отдельным наборам товаров, определяются как аксиомы поведения потребителя.

Аксиома рациональности потребления предполагает интуитивное стремление людей приблизиться к самому эффективному способу удовлетворения своих желаний, то есть к homo economicus - экономическому человеку.

Аксиома полной упорядоченности предполагает в человеке способность сравнивать наборы благ и на этой основе делать один из трех содержательных выводов:

  • набор А предпочтительнее набора В ( );
  • набор В предпочтительнее набора А ( );
  • набор А равнозначен набору В, т.е. потребитель безразличен в своем выборе (А~В).

Аксиома транзитивности создает возможность человеку соотнести между собой предпочтение в потреблении: если набор А предпочтительнее набору В( ), а набор В предпочтительнее набора С( ), то набор А однозначно предпочтительнее набора С( ).

Аксиома ненасыщенности формализует интуитивное представление человека о том, что "больше - лучше, чем меньше":если в наборе А содержится не меньшее количество благ, товаров, чем в наборе В, и при этом одного из них в наборе А больше, чем в В, то потребитель всегда выберет набор А ( ).

Рассмотренные аксиомы позволяют представить поведение потребителя на рынке как предсказуемое и последовательное, а, следовательно, формализовать его с помощью математических и графических методов. В качестве графического представления используют кривые безразличия.

Кривая безразличия [6]- геометрическое место точек, показывающее совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью для потребителя. Кривая отражает такое положение потребителя, при котором он не знает, на каком наборе ему остановиться: все они для него одинаково желательны и ему безразлична конкретная комбинация двух товаров. Каждая точка на кривой - отличная от других комбинация двух товаров.

Если для потребителя будет меняться уровень полезности наборов товаров, кривая безразличия будет смещаться. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия. Данная карта описывает предпочтения потребителя.

Для кривой безразличия характерны следующие свойства:

  • нисходящий характер кривой - для сохранения одного и того же уровня полезности увеличение потребления одного товара обязательно должно быть компенсировано сокращением другого;
  • расположение кривой характеризует относительную полезность товаров - все кривые, лежащие выше и правее базовой кривой, соответствуют более высокому уровню полезности и наоборот;
  • кривые безразличия не пересекаются - каждой из кривых соответствует конкретный уровень полезности;
  • кривые безразличия имеют вогнутый вид.

Наклон любой из кривых безразличия выражает пропорцию, в которой потребитель готов заменить один товар в наборе на другой. Для измерения этой пропорции используют специальный показатель - предельную норму замещения.

Предельная норма замещения [6]- это максимальное количество товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара.

Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом:

MRS = - (Dy / Dx)

(2.4)

Данный показатель имеет отрицательное значение, так как характеризует снижающуюся пропорцию замещения в пределах одной кривой безразличия и, соответственно, ее убывающий наклон.

Потребительский выбор зависит не только от предпочтений индивида, которые отображаются картой кривых безразличия, но и определяется экономическими факторами, обуславливающими доступность для него того или иного товарного набора, то есть возможности покупателя. С этой целью используется понятие линии бюджетного ограничения (бюджетной линии).

Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) - черта покупательной способности потребителя, ограничивающая комбинацию товаров, которые могут быть приобретены на рынке при данном уровне денежного дохода.

На осях графика - максимальное количество товара, которое можно приобрести при условии полного расхода имеющегося дохода. Тогда в треугольнике ОАВ будут находиться все доступные варианты потребления товаров А и В, а на отрезке АВ - те из них, которые имеют одинаковую общую стоимость и предполагают полное использование финансовых средств покупателя. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон, так как увеличение объема покупки одного товара возможно лишь при сокращении другого. Наклон представляет собой отношение цен товаров в наборе. Возможны следующие ситуации:

  • доход и цены неизменны - бюджетная линия неизменна;
  • доход возрастает (снижается) цены неизменны - бюджетная линия сдвигается вправо вверх (влево вниз) (рис. б);
  • доход неизменен, цены возрастают (снижаются) - поворот бюджетной линии до положения АВ1 (АВ2); остается только единственная общая точка (точка А), в которой у покупателя не изменились возможности потребления (рис. в);
  • доход возрастает, цены растут (и наоборот) - положение бюджетной линии не изменяется.

Потребитель всегда стремится найти наилучшую комбинацию товаров в наборе. Для этого карта безразличия совмещается с бюджетной линией . Равновесие потребителя устанавливается в той точке (при таком наборе товаров), когда достигается наибольший возможный уровень полезности при данном бюджетном ограничении. Это точка Е, которая носит название оптимума потребителя.

В точке Е наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия, то есть относительная цена двух товаров равна их предельной норме замещения. Равновесие потребителя можно записать следующим образом:

MRS = РВ / РА

(2.5)

Рост дохода означает сдвиг бюджетной линии вправо и вверх. Чтобы проследить равновесное положение потребителя в динамике, множество точек оптимального выбора располагаются на одном графике (рис.2.14.). Соединение всех точек оптимального выбора потребителя Е, Е1, Е2, …Еn дает кривую "доход - потребление" [6] или кривую уровня жизни (луч ОК, выходящий из начала координат), означающую, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и товара А, и товара В.

Переход потребителя при изменении цен с одного оптимума на другой раскладывается на два эффекта - эффект дохода и эффект замещения.

Эффект замещения отражает движение потребителя из точки Е (прежнего оптимума) до точки С. Обе точки различаются только количественным соотношением товаров внутри набора, что находит выражение в различных предельных нормах замещения. При этом уровень дохода не меняется. Эффект дохода отражает движение потребителя из точки С до точки Е1. Хотя эти точки принадлежат разным кривым безразличия, у них одинаковые предельные нормы замещения, то есть наклоны кривых в этих точках совпадают, что и обеспечивает переход с одного уровня потребления на другой

2.5. Неопределенность, экономические риски, страхование

Будущее неизвестно никому, оно неопределенно. Поэтому забота о будущем (о продолжении существования, сохранении и повышении благосостояния) всегда связана с необходимостью не только знать текущее состояние дел, но и строить предположения о возможных событиях в будущем. Обычно различают вероятностную неопределенность, когда из опыта прошлого можно судить о вероятности наступления того или иного типичного события (например, дождя или холодов, влияющих на эффективность затрат в сельском хозяйстве), и собственно неопределенность.

Неопределенность - недостаток информации о вероятных будущих событиях. Она возникает, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица, то есть существует ассиметричность информации.

В условиях неопределенности люди в осуществлении своей экономической деятельности неизбежно идут на риск как на опасность случайного характера, которую трудно предвидеть и оценить. Риск - ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, все же нельзя точно предсказать конечный результат. Участие в лотерее - типичный пример рисковой деятельности.

Людям свойственно различное отношение к риску. Принято выделять: а) нейтральных к риску людей - положительные эмоции от выигрыша равны отрицательным эмоциям от проигрыша; б) любителей риска; в) испытывающих антипатию к риску - подавляющая масса людей относится к данной категории.

В бизнесе риск связывается с возможностями потерь:

  • банковский риск - опасность потерь, например, в кредитных операциях;
  • валютный риск - из-за изменения курса валют;
  • предпринимательский риск - из-за роста цен на ресурсы, падения спроса на рынке и т.п.

Для избежания возможных потерь или их снижения применяются различные методы диверсификации рисков или страхования. Страхование - это процедура, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определенность малых. Оно является основной формой учета неопределенности.

К не подлежащим страхованию (нестрахуемым) относятся риски, связанные с событиями, случающимися слишком редко, чтобы их вероятность можно было оценить более или менее достоверно (например, ядерная война или всеобщая экологическая катастрофа). Если есть возможность оценить вероятность наступления потерь (например, от пожаров, града, дорожно-транспортных происшествий), риски называют подлежащими страхованию.

Существует несколько способов снизить риск или несколько способов страхования.

  • Объединение риска - это способ его снижения, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики.
  • Распределение риска - способ страхования, применяемый в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию и риск оказывается распределенным между рядом страховых компаний.
  • Диверсификация - способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы.

Страхование является сферой финансовой деятельности, связанная с формированием и использованием денежных средств, предназначенных для покрытия ущерба, вызываемого событиями вероятностного (случайного) характера. Характерные особенности сферы страхования:

  1. непредвиденные события, наносящие ущерб, носят вероятностный характер; их наступление называется страховым случаем;
  2. задачей страхования является снижение или полное предотвращение убытков при наступлении страхового случая за счет выплат из страхового фонда;
  3. средства, накапливаемые в страховом фонде, так или иначе возвращаются их владельцам (возвратность страхования).

Страховой бизнес - часть финансового рынка; объектом купли-продажи здесь являются услуги по страховой защите, а цены устанавливаются под влиянием спроса и предложения на этот специфический товар. Предложение на страховом рынке исходит от страховщика - специализированной организации, проводящей операции страхования (она может быть государственной, акционерной, кооперативной, смешанной, частной). Спрос формируется со стороны страхователей - юридических или физических лиц; они заключают договоры со страховщиками и уплачивают страховые взносы. Объектом страховой защиты по социальному и личному страхованию является застрахованное физическое лицо (человек, который сам платит такие взносы, одновременно является и страхователем). Общепринятым является разделение объектов страхования на пять групп.

Акт страхования (купли-продажи страховых услуг) оформляется страховым полисом (страховым свидетельством). Денежные средства страхового фонда накапливаются за счет страховых взносов, называемых также согласно принятой на Западе терминологии страховой премией.

2.6. Факторы производства. Производственная функция

Факторы производства - используемые в производстве ресурсы экономики. Их общая величина составляет производственный потенциал страны.

Существуют различные классификации факторов производства. Основными факторами выделяются труд, земля и капитал.

Труд - все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Главное отличие труда от других факторов заключается в том, что труд является функцией жизнедеятельности человека. Труд всегда целесообразен и нацелен на пользу общества.

В условиях рыночной экономики, где все факторы производства покупаются и продаются, труд приобретает форму рабочей силы. Рабочая сила - способность человека к труду.

Земля - это все, что человек сам не создал, но использует в производстве, то есть естественные ресурсы, даровые блага природы. Данный фактор производства включает почвенный покров, водные ресурсы, полезные ископаемые. Этот фактор применяется и для добывающей промышленности, и для строительства, и для рыболовства.

Капитал - это созданные людьми средства производства и денежные накопления, используемые в производстве товаров и услуг. К данному фактору производства относятся жилые здания, производственные сооружения, машины, оборудование, инфраструктура, товарно-материальные запасы. Капитал часто называют "инвестиционным ресурсом", так как инвестиции - это вложение денежных средств в экономику, в различные проекты по ее развитию.

Кроме трех основных факторов принимается во внимание ряд дополнительных факторов производства: предпринимательская деятельность, технология, информация, экология, культура, социальные факторы (правовая культура), наука

Особым фактором, который часто относят к основным факторам производства, является предпринимательская деятельность или предприимчивость. Это способность наиболее эффективно организовать производство, выбрать цели и методы их достижения, принять решения, то есть максимально использовать все факторы производства.

Каждой комбинации факторов производства соответствует свой определенный результат. Зависимость между количеством применяемых факторов (затратами ресурсов) и объемом выпуска продукции называется производственной функцией.

На микроэкономическом уровне производственная функция для отдельной фирмы отличается от производственной функции других фирм составом факторов:

Y = f (a1, a2, …, an),

(2.6)

где:

Y -

объем полученной продукции;

 

a1, a2, …, an -

использованные факторы производства.

На макроэкономическом уровне для страны в целом все разнообразие факторов группируется в три основных фактора производства: труд, земля, капитал. Производственная функция принимает следующий вид:

Y = f (L, K, T),

(2.7)

где:

Y -

продукт;

 

L -

труд (от английского labor);

 

K -

капитал (от немецкого kapital);

 

T -

земля (от французского terre).

Следует отметить, что фактор "земля" на данном уровне часто опускается ввиду его малой значимости в экономике с высоким современным технологическим уровнем производства и производственная функция зависит лишь от двух факторов.

Конкретный производственный процесс может быть представлен самыми различными видами линейных и нелинейных уравнений. К одной из первых моделей относится производственная функция Кобба-Дугласа:

(2.8)

где:

A = 1,01 -

специальный коэффициент;

 

a, b -

степенные коэффициенты, выведенные в результате анализа практики. Они показывают, как возрастет производство, если производственный фактор увеличится на 1 единицу.

Если в производстве используются два переменных фактора, то при заданной технологии один и тот же выпуск продукции может быть обеспечен их различными сочетаниями. Данная ситуация представлена графически на рисунке.

Кривая, показывающая все сочетания факторов в пределах одного и того же объема производства, называется изоквантой. Она имеет отрицательный наклон, так как при уменьшении затрат одного ресурса объем выпуска можно сохранить на том же уровне, если увеличить затраты другого ресурса. Множество изоквант, соответствующих всем возможным максимальным уровням производства при любом данном наборе факторов производства, называется картой изоквант. Данные кривые никогда не пересекаются друг с другом, а большему объему выпуска соответствует более удаленная от начала координат изокванта.

В экономике часто возникает ситуация, когда рост производства идет на фоне увеличения не всех, а лишь части факторов. В этом случае наблюдается постепенное сокращение отдачи от приращения фактора, так как исчерпываются возможности замещения переменным фактором неизменных. Производительность переменного фактора производства находит свое выражение в следующих показателях:

  1. общий продукт - это количество продукта, произведенного с помощью переменного фактора;
  2. средний продукт - это количество продукции, приходящееся на единицу переменного фактора;
  3. предельный продукт - это прирост общего продукта за счет приращения переменного фактора на 1 единицу.

2.7. Издержки производства

Существует большое многообразие классификаций издержек хозяйственной деятельности фирм [4].

В современной экономической теории издержки производства обычно определяются на основе понятия редкости (ограниченности) ресурсов и сопоставления возможностей альтернативных способов производства товаров и услуг. В этом смысле под экономическими издержками любого ресурса понимается его ценность (стоимость) при наилучшем варианте использования из возможных альтернатив. В количественном выражении экономические издержки - это выплаты за используемые ресурсы, необходимые, чтобы отвлечь их от использования в других (альтернативных) производствах. Экономические издержки включают бухгалтерские и альтернативные издержки.

Бухгалтерские (калькулируемые) издержки представляют собой денежные расходы, платежи, осуществленные фирмой на приобретение ресурсов со стороны.

В связи с ограниченностью ресурсов приходится делать выбор между их применением (например, для производства того или иного продукта). Так, увеличение производства продукта А может потребовать перераспределения ресурсов за счет сокращения производства продукта В на некоторое количество единиц. Количество продукта В, от которого приходится отказаться для получения дополнительной единицы продукта А, называется альтернативными издержками продукта А. При этом, как правило, каждая следующая дополнительная единица А требует отказа от большего количества продукта В (закон возрастающих альтернативных издержек). Таким образом, альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей) - это затраты, связанные с производством товара, который фирма не будет производить с помощью используемых ресурсов.

Альтернативные издержки играют в рыночной экономике важную роль. Во-первых, альтернативные издержки включаются в состав экономических издержек, а это означает, что в затраты включается упущенная выгода и занижается получаемый реальный доход на нормальную прибыль за предпринимательскую деятельность. В случае отсутствия прибыли предприниматель меняет вид своей деятельности на альтернативный, более привлекательный для него. Во-вторых, альтернативные издержки позволяют определить преимущество одних фирм перед другими в производстве выбранного товара. Так, фирма, обладающая самыми низкими альтернативными издержками, имеет преимущество перед остальными фирмами, которые имеют преимущества по производству других товаров. Различие альтернативных издержек делает выгодным обмен товарами всем его участникам и создает постоянный стимул развития рынка.

Любая фирма для производства товаров расходует денежные средства на приобретение ресурсов у внешних поставщиков. Внешние (явные) издержки - это стоимость ресурсов, не принадлежащих собственникам фирмы. К ним относятся денежные расходы, которые выплачиваются поставщикам сырья, топлива, энергии, услуг (например, транспортных), а также за рабочую силу, привлекаемую со стороны.

Фирма может использовать и собственные ресурсы: продукцию, произведенную внутри фирмы, средства производства. Они определяют внутренние (неявные) издержки - расходы собственных, принадлежащих данной фирме и потому не оплачиваемых деньгами ресурсов. Величина внутренних издержек приравнивается к тем денежным платежам, которые могли быть получены при использовании этих ресурсов наилучшим способом в альтернативном варианте. Например, внутренними издержками являются затраты труда самого предпринимателя, поскольку он мог бы получать заработную плату в другой фирме, работая менеджером.

Прямые издержки - затраты, непосредственно связанные с производством данного товара. К прямым издержкам, как правило, относятся затраты на сырье и оплата труда работников, непосредственно выполняющих технологические операции. Косвенные издержки включают расходы, без которых не может функционировать фирма - накладные расходы, амортизационные отчисления, зарплата управленческого персонала, процентные платежи банкам др.

Различают постоянные и переменные косвенные издержки. Величина постоянных издержек не зависит от объема производства продукции (освещение помещений, арендная плата, амортизация оборудования и др.), поэтому при увеличении объема производства величина постоянных издержек на единицу продукции будет сокращаться. Величина переменных издержек непосредственно зависит от объема производства продукции (например, чем больше выпускается продукции, тем больше требуется сырья при неизменной технологии). К ним относят затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, расходы на рекламу, оплате труда наемных рабочих, транспортные услуги и др. Деление на постоянные и переменные издержки довольно условно, так как характерно только для краткосрочного периода. В долгосрочном периоде постоянных издержек не существует: все факторы подвержены изменению, совершенствованию и обновлению.

Предприниматели свои постоянные и переменные издержки суммируют. Появляются валовые (общие) издержки - денежные расходы фирм на производство продукции. Расчет общих издержек свидетельствует о том, сколько ресурсов тратится на производство товара.

Средние издержки - это валовые издержки, приходящиеся на единицу продукции. В анализе важно разделять их составные элементы - средние постоянные и средние переменные издержки. С ростом объема производства в расчете на единицу продукции приходится все меньше и меньше постоянной части издержек; средние переменные издержки при росте объема продукции сначала снижаются (эффект масштаба), а затем, при превышении оптимального размера производства, снова начинают расти (закон убывающего предельного продукта).

Динамика средних издержек характеризует положение фирмы на рынке, однако предпринимателя интересуют не только минимальные издержки на единицу продукции, но и на весь объем ее производства. В связи с этим рассматриваются предельные издержки - дополнительные издержки, связанные с производством еще одной добавочной единицы продукции наиболее дешевым и рациональным способом. В основе расчета предельных издержек лежит разность между издержками производства n единиц продукции и n-1.

2.8. Рынки факторов производства

В рыночной экономике факторы производства - труд, земля и капитал - как и любой другой товар, являются предметом спроса и предложения. Спрос предъявляют фирмы для производства товаров, а предложение исходит от собственников факторов производства. Однако существует своя особенность: факторы производства требуются предпринимателю не для удовлетворения личных потребностей, а для производства товаров, которая принесет в будущем прибыль. В конечном счете, покупатель и продавец на рынке фактически сводятся вместе посредством цены, которая равна стоимости предельного продукта этого фактора.

Как правило, определение цены факторов производства аналогично определению цены на товарных рынках. Однако каждый фактор имеет свою специфику и его следует рассмотреть отдельно. Необходимо также отметить, что поскольку в большинстве случаев факторы производства используются совместно и могут заменять друг друга, рынки факторов производства взаимосвязаны.

На рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов - уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и др. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и др. Под заработной платой в широком смысле слова понимается доход от фактора производства под названием "труд". В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени - часа, дня и т.д.

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, субъектами предложения - домашние хозяйства.

Рыночный спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы . Если заработная плата растет, а все остальные условия не изменяются, то предприниматель в целях равновесия должен соответственно сократить применение труда и наоборот.

Иначе обстоит дело с функцией предложения труда, также зависящей, но прямо пропорционально, от величины заработной платы. При повышении заработной платы возрастает величина предложения труда и наоборот.

Предложение труда характеризуется двумя важными явлениями: эффект замещения и эффект дохода. Эти эффекты проявляются в случае исследования влияния повышения ставок заработной платы на предложение труда отдельного индивидуума. В результате действия этих эффектов кривая предложения видоизменяется. До определенного момента повышение зарплаты (точка С) ведет к росту предложения, но затем, несмотря на рост заработной платы, происходит сокращение предложения труда. Здесь на отрезке АС проявляется эффект замещения, на отрезке ВС - эффект дохода. Эффект замещения связан с тем, что работник в условиях повышения заработной платы, каждый свободный час своего времени расценивает как потерю потенциального дохода. Поэтому он стремится заместить досуг работой. Эффект дохода связан с получением работником высокого дохода. Досуг перестает ему казаться вычетом из доходов, а становится благом. Возникает желание купить не только больше товаров, но и иметь большее количество свободного времени. Только покупка будет происходить не за счет полученных денег, а за счет тех, которые он отказывается дальше зарабатывать.

Объединив два графика спроса и предложения труда, получится график, характеризующий равновесную цену труда. В точке Е спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок фактора находится в равновесном состоянии. Отклонение от него в сторону Е1 приводит к избытку труда и необходимости снижения оплаты труда, а сторону Е2 - к избытку рабочих мест и нехватке рабочей силы, что ведет к росту зарплаты. Рынок постоянно корректирует отклонения, стремясь привести к равновесию спроса и предложения труда.

При исследовании рынка капитала необходимо различать три его формы: рынок капитальных благ, где покупаются и продаются производственные фонды (здания, сооружения, машины, оборудование, товарно-материальные запасы); рынок услуг капитала, где эти фонды могут быть сданы на прокат за определенную плату; рынок заемных средств, или ссудного капитала. Доход, порождаемый ссудным капиталом, называется процентом. На рынке капитальных благ спрос на них предъявляет бизнес, а предложение осуществляют домохозяйства. Причем последние предоставляют не здания, сооружения и т.д., а заемные средства (свои сбережения) для осуществления инвестиций, благодаря которым и будут приобретены капитальные блага. На рынке услуг капитала спрос и предложение осуществляют фирмы, сдающие в аренду принадлежащие им капитальные блага по определенной ставке.

Поведение спроса и предложения на услуги капитала представлено на рисунке.

Из графика спроса видно, что по мере вовлечения в производственный процесс все большего количества услуг капитала (при прочих равных условиях) снижается предельный продукт капитала в денежном выражении, или предельная доходность капитала. Согласно графику предложения, чем большую сумму денег фирма вкладывает в покупку капитального блага, тем больше предельные издержки упущенных возможностей, которые она несет. Равновесие спроса и предложения услуг капитала достигается в точке пересечения кривых, которая отражает равную стоимости предельного продукта капитала цену услуг капитала.

Спрос на рынке заемных средств имеет отрицательный наклон (рисунок). Это объясняется убывающей предельной производительностью инвестиций по мере того, как увеличивается количество привлекаемого ссудного капитала. Причиной положительного наклона предложения заемных средств являются растущие предельные издержки упущенных возможностей. Потребители сберегают часть своего дохода, предпочитая будущее потребление настоящему. В точке пересечения спроса и предложения устанавливается равновесие на рынке ссудного капитала. Происходит совпадение стоимости предельного продукта заемных средств и цены использования капитала, т.е. точка Е отражает равновесную ставку процента. Ставкой (нормой) процента называется отношение дохода, полученного от предоставления в ссуду капитала, к величине ссужаемого капитала, выраженное в процентах.

Исчисление дохода, или определение расчетной величины чистой производительности капитала, называется "дисконтированием". Банковская процентная ставка играет в этих расчетах определяющую роль. На ее основе осуществляется расчет дохода в форме процентов, которые могут быть получены от будущих инвестиционных проектов. Дисконтирование осуществляется по формуле:

D = Dt / ( 1 + r),

(2.9)

где:

D -

текущая дисконтированная стоимость актива,

 

Dt -

ежегодный будущий доход от актива, инвестированного на период, равный t лет;

 

r -

норма банковского процента.

Особенность рынка земли заключается в ограниченности количества данного фактора: сама земля, водные ресурсы, полезные ископаемые и т.д. даны раз и навсегда, увеличить их количество в зависимости от экономических условий невозможно. Таким образом, предложение на рынке земли является абсолютно неэластичным (рисунок). Это порождает появление особой экономической категории - земельной ренты (арендной платы). Земельная рента - это дополнительный доход, возникающий в агросфере вследствие особо благоприятных условий. Она играет роль равновесной цены на рынке земельных ресурсов.

Очевидно, что при абсолютно неэластичном предложении земельная рента определяется исключительно спросом на услуги земли, который также специфичен, так как является производным спросом. Если цена на благо снизилась, то и производный спрос на землю упал. Следовательно сократится и арендная плата за землю(рис.Доб105). Графически показано, что в условиях ограниченного предложения земли снижение спроса с D до D1 приведет к изменению равновесия на рынке фактора из точки Е в точку Е1. Соответственно упадет и арендная плата.

2.9. Предпринимательская деятельность. Организационно-правовые формы. Бизнес

Предпринимательство существует везде, где люди по собственной воле производят товары и оказывают услуги.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2, часть 1 Гражданского Кодекса РФ).

Предпринимательская деятельность является специфическим фактором производства в рыночной экономике. Во-первых, в отличие от капитала или земли, предпринимательство неосязаемо, во-вторых, прибыль не играет роль равновесной цены по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Своеобразие данного фактора производства проявляется через его функции. Функциями предпринимательства являются:

  • соединение труда, капитала и земли для производства товаров или услуг;
  • принятие основных решений, связанных с деятельностью фирмы;
  • осуществление нововведений в производстве или сбыте продукции;
  • взятие на себя рисков, вытекающих из выполнения предпринимательских функций.

Сферы экономики, в которых предпринимательство находит свое выражение, обширны и могут быть изображены в виде схемы

К производственному предпринимательству относится деятельность по производству продукции, услуг и их дальнейшая продажа потребителям. Разновидностью является государственное предпринимательство, куда входят предприятия полностью или частично принадлежащие государству.

К коммерческому предпринимательству относят перепродажу уже произведенных товаров и услуг. Разновидностями являются финансовое (купля-продажа финансовых средств - акций, кредитов) и страховое предпринимательство (купля-продажа особой услуги - страхового полиса на имущество, здоровье, жизнь).

К посредническому предпринимательству относится деятельность по организации и обеспечению сделки между заинтересованными сторонами. Оказывая им услуги, посредник получает доход.

Люди, занимающийся предпринимательской деятельностью, должны обладать предпринимательскими способностями, т.е. определенным набором черт характера, свойств натуры, складывающимся в особый тип поведения. Причем, предприниматель должен уметь рисковать в своих действиях. Предпринимательский риск - вероятность возникновения потерь прибыли, дохода по сравнению с ожидаемым результатом. Потери могут быть материальные, финансовые, трудовые, временные и т.д. Риск может быть большим или малым, но в любом случае он неизбежен. Существенные потери могут привести к банкротству предприятия. Банкротство - установленная судом неспособность предпринимателя платить по своим обязательствам, ведущая к ликвидации предприятия.

Если предприниматель - это физическое лицо, то фирма - это юридическое лицо, созданное в определенной организационно-правовой форме в целях осуществления предпринимательской деятельности. У фирмы - юридического лица имеется:

  • свой устав;
  • бухгалтерия, которая ведет расчеты, связанные с балансом доходов и расходов;
  • счета в банках, печать;
  • права на заключение договоров.

Следует отметить, что "фирма" - обобщенное название организаций, предприятий, компаний или корпораций предпринимательского сектора. В понятие фирмы вмещаются хозяйственные агенты, существенно отличающиеся друг от друга; функционирующие в разных отраслях деятельности.

В мире существует большое многообразие фирм.

На практике применяются все перечисленные и другие группировки. Однако определяющий критерий разделения фирм - форма собственности. В этом случае выделяется три вида (три формы) фирм: индивидуальная фирма (индивидуальное владение), товарищество (партнерство) и корпорация.

В индивидуальной фирме все в собственности отдельного лица (предпринимателя) или семьи. У них и весь доход (владелец единолично распоряжается прибылью), и весь риск (единоличная ответственность по всем обязательствам фирмы). У данной формы имеются свои преимущества и недостатки.

Другой формой фирмы является товарищество - фирма находится в собственности двух или более человек. В России оно может быть трех типов (полное товарищество, смешанное или товарищество с ограниченной ответственностью), но всех их роднит общее свойство: любое товарищество основано на долевой (паевой) собственности. Особенности данной формы представлены в таблице.

Наиболее сложной формой является корпорация. Уставный (акционерный) капитал корпорации образуется суммой всех долей участия различных фирм и граждан (десятки, сотни, тысячи экономических агентов). Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала - акций, которые ограничивают права и ответственность акционеров. Владелец акций имеет права на долю в прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Кроме того, акции позволяют участвовать в управлении фирмой, а также претендовать на получение части имущества в случае ликвидации фирмы. У данной формы отмечается ряд особенностей.

В России в зависимости от свободы приобретения акций на рынке выделяются открытые (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО). В последних акции невозможно продавать на рынке, они распределяются и передаются только среди участников общества. В государственном секторе могут создаваться унитарные предприятия. Они не имеют собственности на закрепленное за ними имущество и действуют на праве хозяйственного ведения, предоставленного им государством. Таким предприятиям дано право утверждать дочерние предприятия, которые находятся под полным административным контролем унитарных предприятий. Разновидностью унитарных предприятий являются казенные предприятия, которые учреждаются непосредственно правительством страны и имеют незначительные особенности, заключающиеся в праве лишь оперативного управления государственным имуществом.

В рыночной экономике фирмы постоянно взаимодействуют друг с другом. В ходе такого взаимодействия складываются устойчивые связи, которые нередко закрепляются юридически. Так возникают союзы, ассоциации, финансово-промышленные группы, концерны и другие образования. Каждое из них имеет свои преимущества и недостатки, включая диктат новых образований над фирмами. Так, существуют холдинговые структуры, основанные на принципе экономического принуждения. Холдинги - акционерные общества, держащие контрольный пакет одной или более фирм. Это своеобразная экономическая пирамида, основанная на экономическом влиянии вышестоящих звеньев над нижестоящими. Между основной и контролируемой фирмами образуется зависимость: материнская компания - дочерняя фирма. У дочерней фирмы могут быть свои дочерние компании (внучатые структуры), а сам холдинг может оказаться дочерней компанией более высокого уровня. В Российской Федерации существуют холдинги двух видов: смешанные холдинги - занимаются одновременно производственной и финансовой деятельностью и финансовые (чистые) холдинги.

Особой формой объединения фирм на временной основе, предпринятой для реализации конкретной цели, является консорциум. Возрастает значение таких фирм, как оффшорфные компании - иностранные компании, созданные специально для работы за рубежом, трастовые компании - специализируются на особых услугах предпринимателям, беря в доверительное управление имущество и ценные бумаги фирм, франчайзинг (франшиз) - система соглашений между крупными и мелкими фирмами о сотрудничестве.

Таким образом, в рыночной экономике образуется некое единство, где каждый хозяйствующий субъект занимается своим делом и не мешает другим зарабатывать и тратить деньги. Такую систему, охватывающую всех предпринимателей и объединяющую их в единое целое, принято называть системой бизнеса. Бизнес - это предпринимательская деятельность в сфере создания товаров и услуг. Он предназначен для удовлетворения потребностей людей в нужных им товарах и услугах.