Раздел II. Микроэкономика.
Тема 5. Эластичность спроса и предложения.
1. Эластичность спроса по цене.
2. Перекрестная эластичность и эластичность спроса по доходу.
3. Эластичность предложения.
1. Эластичность спроса по цене
Понятие эластичности широко применяется в экономической теории для анализа различных явлений. Эластичность показывает степень влияния одной переменной на другую, зависимую от нее, переменную. Обычно под эластичностью понимается процентное изменение экономической величины, вызванное изменением другой величины на 1 %.
Для изучения поведения потребителей на данном рынке недостаточно знать, что спрос на товар убывает по мере роста его цены или увеличивается, если товар дешевеет. Необходимо также точно рассчитать, насколько резко отреагируют потребители на то или иное изменение цены, увеличив или уменьшив объемы покупок товара. Такую возможность дает показатель эластичности спроса по цене (ценовой эластичности).
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены данного товара на 1 %. Она рассчитывается по формуле:
ep (D) = процентное изменение спроса / процентное изменение цены
или
(D) =∆Q/Q + ∆P/P
Эластичность спроса по цене зависит от трех важнейших условий:
· Существуют ли и в каком количестве заменители данного товара? Чем больше у товара заменителей, тем эластичнее спрос.
· Какова доля расходов на данный товар в бюджете потребителя? Чем она выше, тем спрос эластичнее.
· Первичные или вторичные потребности удовлетворяет данный товар? Товары первой необходимости характеризуются самой низкой эластичностью спроса по цене.
Эластичность спроса по цене всегда меньше либо равна нулю, поскольку цена товара и спрос изменяются в противоположных направлениях. Однако в экономике принято рассматривать ее по абсолютной величине (по модулю), что позволяет оценить разные степени эластичности.
Если абсолютная величина показателя эластичности спроса по цене стремится к бесконечности, то такой спрос называется абсолютно эластичным. В этом случае спрос изменяется независимо от цены, т.е. при одной и той же цене могут покупаться разные объемы продукции.
Если 1<ep (D)<¥, то спрос является эластичным, т.е. он изменяется быстрее цены. Иными словами, покупатели реагируют на малейшее изменение цены резким изменением спроса.
Если ep (D) = 1, то спрос характеризуется единичной эластичностью. Это означает, что цена и спрос изменяются в одинаковой пропорции: изменение цены на 1 % вызывает изменение спроса на 1%.
Если 0 <ep (D)<1, то спрос является неэластичным, т.е. изменяется медленнее цены.
Если эластичность спроса по цене равна нулю, то это абсолютно неэластичный или жесткий спрос. В этом случае изменения цены не влияют на объем покупок.
При абсолютно эластичном спросе кривая спроса превращается в горизонтальную прямую, а при абсолютно неэластичном – в вертикальную прямую. Однако утверждение, что по углу наклона кривой спроса можно судить о его эластичности, является ошибочным. Линейная кривая спроса с отрицательным наклоном не имеет постоянной эластичности во всех своих точках. При более высоких ценах эластичность выше.
P
C
P1 E
0 Q1 D Q
В точке С спрос является абсолютно эластичным, а точке D – абсолютно неэластичным. Кривая спроса имеет постоянный наклон, который равен ∆Q/∆P. При цене Р1 ΔQ/ΔP = РЕ/РС. В точке Е цена равна отрезку ОР1, а объем спроса – отрезку ОQ1. Тогда:
Ер(D)=P1/Q1∙ ∆Q/∆P = OP1/OQ1∙ (– OQ1/Р1 С) = – OP1/Р1С
Следовательно, чем выше цена, тем меньше становится отрезок РС, а значит эластичность спроса по цене будет увеличиваться.
Эластичность спроса по цене позволяет выяснить зависимость между изменением цены товара и изменением суммарных расходов потребителя на его покупку. Если спрос эластичный, то при уменьшении цены расходы на покупку товара возрастают, а при увеличении – сокращаются. При единичной эластичности уменьшение цены товара сокращает суммарные расходы, а увеличение – не изменяет их. При неэластичном спросе суммарные расходы сокращаются вместе со снижением цены и увеличиваются при ее росте.
Эластичность спроса по цене также позволяет прогнозировать выручку продавца: TR = P∙ Q. Если спрос является эластичным, то уменьшение цены ведет к быстрому росту объема продаж, а значит, к увеличению общей выручки. В результате прирост продаж компенсирует потери от снижения цены. При неэластичном спросе цена товара и общая выручка возрастают или сокращаются одновременно. При единичной эластичности выручка не изменяется.
2. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу
Как мы видели раньше, спрос на товар зависит не только от его цены, но и от ряда неценовых факторов. Важнейшими из них являются цены взаимосвязанных товаров и доход потребителя. На их основе рассчитываются такие показатели эластичности спроса, как перекрестная эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.
Перекрестная эластичность позволяет выяснить степень влияния на спрос изменения цены любого другого товара. Она показывает процентное изменение спроса на данный товар, вызванное изменением цены другого товара на 1 %.
еху = процентное изменение спроса на товар Х/ процентное изменение цены товара Y.
или
еху = ∆Qx/Qx + ∆Py/Py
Если показатель перекрестной эластичности больше нуля, то товар Y является заменителем товара Х. Если же он меньше нуля, то это – взаимодополняющие товары.
Эластичность спроса по доходу характеризует степень чувствительности спроса к изменению дохода потребителя. Она показывает процентное изменение спроса, вызванное изменением дохода на 1 %.
еi = процентное изменение спроса / процентное изменение дохода
или еi = ∆Q/Q + ∆I/I
Рост дохода потребителя обычно сопровождается ростом спроса на данный товар. Такие товары в экономике принято называть нормальными. Наряду с ними существуют товары, от покупок которых потребители отказываются по мере роста своего дохода. Это низшие или худшие (inferior) товары, которые представляют собой низкосортные и низкокачественные разновидности любого товара. Используя показатель эластичности спроса по доходу, можно выяснить, каким – нормальным или низшим – является данный товар. Для нормальных товаров этот показатель больше нуля (т.к. доход и спрос изменяются в одинаковом направлении), а для низших – меньше нуля (т.к. доход и спрос изменяются в противоположных направлениях).
При помощи показателя эластичности спроса по доходу можно также провести различие между товарами первой необходимости и предметами роскоши. И те, и другие являются нормальными товарами, поэтому эластичность спроса по доходу – положительная величина. Однако для товаров первой необходимости она больше 1, а для предметов роскоши – меньше 1, оно больше 0. Это означает, что при небольших изменениях дохода спрос на товары первой необходимости будет неэластичным по доходу, т.е. изменяться медленнее, чем доход. Спрос на предметы роскоши является эластичным по доходу, т.е. небольшой прирост дохода вызывает значительный прирост спроса.
3. Эластичность предложения
Наряду с изучением реакции потребительского спроса на изменение тех или иных параметров, не менее важно знать способность производителя отреагировать на изменение цены товара соответствующим изменением предложения. Для этого используется показатель эластичности предложения по цене. Он показывает процентное изменение объема поставляемой на рынок продукции, вызванное изменением ее цены на 1 %.
ер (S) = ∆Q/Q + ∆P/P
Эластичность предложения по цене всегда больше либо равна нулю, поскольку цена и объем предложения изменяются в одном и том же направлении. Более высокая эластичность предложения означает способность продавца быстро увеличивать предложение товара в ответ на любое увеличение цены. Здесь важен учет фактора времени, т.е. разграничение мгновенного, краткосрочного и долгосрочного периодов приспособления предложения к изменению цены товара.
Мгновенный период характеризуется полной невозможностью приспособления предложения к новой цене. В этом случае предложение является абсолютно неэластичным, а его кривая представляет собой вертикальную линию. Тогда рост спроса будет сопровождаться ростом равновесной цены.
В краткосрочном периоде предложение может немного увеличиться за счет более интенсивного использования имеющихся ресурсов и производственных мощностей. В этом случае кривая предложения приобретает небольшой наклон, а равновесная цена становится ниже.
В долгосрочном периоде предложение полностью приспосабливается к новым ценам за счет ввода новых мощностей и прихода в отрасль новых фирм. Здесь можно говорить о высокой эластичности предложения по цене. Равновесная цена снижается еще больше, а спрос удовлетворяется в возросшем объеме.
Тема 6. Теория потребительского выбора.
1. Задачи и аксиомы теории потребительского выбора. Понятия общей и предельной полезности. Экономическая ценность.
2. Анализ потребительских предпочтений.
3. Кривая безразличия и бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.
4. Построение кривой спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
1. Задачи и аксиомы теории потребительского выбора. Понятия общей и предельной полезности. Экономическая ценность.
Теория потребительского выбора изучает влияние на поведение потребителя его предпочтений, а также размера его дохода и цен приобретаемых товаров. Важнейшим фактором, влияющим на выбор потребителя, являются его предпочтения. Благодаря предпочтениям люди располагают альтернативы в определенной последовательности, т.е. по рангу. Предпочтения отражают желание потребителя удовлетворить ту или иную потребность. Однако он должен исходить из бюджетного ограничения, которое определяется его доходом и ценами на товары и услуги. Главной задачей теории потребительского выбора является выяснение параметров равновесия потребителя, т.е. ситуации, при которой он извлекает максимум полезности из своего бюджета. Завершающим выводом теории потребительского выбора является построение кривых индивидуального и рыночного спроса.
Модели потребительского выбора базируются на трех аксиомах:
1. Люди способны ранжировать (располагать в определенной последовательности) альтернативные наборы товаров в порядке, который отражает их предпочтения. Например, если имеется два набора товаров – А(Х1, У1) и В(Х2, У2) – то для них можно утверждать: А>В, А<В, АiВ (А более предпочтительно, чем В; А менее предпочтительно, чем В; А и В дают потребителю одинаковую полезность).
2. Предпочтения являются транзитивными, т.е. если А предпочтительнее В, а В предпочтительнее С, то А должно предпочитаться больше, чем С. Если же АiВ, ВiС, то обязательно будет АiС.
3. Потребитель всегда предпочитает большее количество товара меньшему в силу ненасыщаемости потребностей (pig principle). Однако это скорее правило, чем аксиома, поскольку существуют товары, которые предпочитаются меньше всех других – это экономические антиблага или антитовары (мусор, грязная вода).
Центральными понятиями теории потребительского выбора являются полезность и экономическая ценность блага.
Под полезностью блага понимается его способность удовлетворять одну или несколько потребностей человека. Важно не отождествлять понятия полезности и пользы. Например, известно, что курение вредно для здоровья человека. Однако, с экономической точки зрения, сигареты как товар, удовлетворяющий определенную потребность, приносит своему покупателю полезность.
Для экономического анализа важно различать суммарную величину полезности, которую приносит потребителю приобретаемый товар, и ее изменяющуюся (скользящую) оценку. Для этого используются понятия общей или совокупной (total) и предельной (marginal) полезности. Общая или совокупная полезность представляет собой сумму полезностей всех единиц (частей) блага, имеющегося у потребителя. Предельная полезность – это полезность, которую приносит потребителю каждая дополнительная единица (часть) блага. Предельная полезность может быть положительной, равной нулю и отрицательной. По мере насыщения потребности каждая дополнительная единица блага приносит все меньшую полезность, и это выражается в законе убывающей предельной полезности.
Основоположники теории потребительского выбора Е. Бём-Баверк и К. Менгер рассмотрели действие этого закона на примере Робинзона, который располагает имеющиеся у него пять мешков зерна в определенном порядке с точки зрения очередности своих потребностей. Первый он предназначает для питания, второй – для улучшения питания, третий идет на корм для разводимых им птиц, четвертый используется для изготовления пива и, наконец, пятый служит исключительно для развлечения – кормления попугаев.
Экономическая ценность товара является субъективной величиной, поскольку выражает отношение конкретного человека к вещи. Она связана с ограниченностью блага, т.е. с размером имеющегося в распоряжении потребителя запаса данного товара.
В соответствии с законом убывающей предельной полезности, ценность блага определяется полезностью дополнительной (последней) единицы, удовлетворяющей наименее острую потребность. Этим объясняется знаменитый парадокс, который часто упоминается в учебниках по экономической теории: почему вода такая дешевая, а алмазы такие дорогие? Однако нетрудно представить себе ситуацию, когда вода становится исключительно редкой, а потому ее экономическая ценность может резко увеличиться.
2. Анализ потребительских предпочтений
В теории потребительского выбора существует три основных подхода к анализу поведения потребителя. Первый называется кардиналистским, поскольку он основан на количественной оценке полезности (от слова cardinal – количественный). Второй применяет порядковое измерение полезности, и поэтому называется ординалистским (от ordinal – порядковый). Третий подход базирутеся на оценке ожидаемой полезности.
Известно, что предпочтения потребителя носят субъективный характер, и поэтому полезность товара не поддается точной количественной оценке. Однако в интересах исследования было сделано допущение о возможности такого измерения в специальных единицах – ютилях. Благодаря этому можно было показать взаимосвязь между количеством единиц приобретаемой продукции и полезностью, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы (предельной полезностью).
Предположим, студент приобретает гамбургеры и изменения его полезности можно показать с помощью следующей таблицы:
Единицы товара (шт.) |
Предельная полезность(MU) |
Общая полезность (TU) |
1 |
10 |
10 |
2 |
6 |
16 |
3 |
2 |
18 |
4 |
0 |
18 |
5 |
–5 |
13 |
Очевидно, что каждая последующая единица товара приносит потребителю все меньшую полезность, т.е. предельная полезность убывает. Эта тенденция принимает форму закона убывающей предельной полезности: за относительно короткий промежуток времени, в течение которого вкусы и предпочтения потребителя не изменятся, предельная полезность убывает.
Суммарная (общая) полезность вначале возрастает, а после достижения максимальной величины начинает сокращаться. Максимум общей полезности соответствует моменту полного удовлетворения потребности.
TU MU
0 Q* Q 0 Q* Q
Согласно кардиналистскому подходу, оптимальным для потребителя будет такое распределение его дохода между товарами, когда соблюдается следующее равенство:
MU1/P1 = MU2/P2 = … = MUn/Pn (1)
Оно означает, что отношение предельной полезности первого блага к его цене равно отношению второго блага к его цене и т. д. для N – ого количества благ, входящих в потребительскую корзину. Отношение предельной полезности товара к его цене называется взвешенной полезностью товара. Она показывает величину предельной полезности, которую приносит одна израсходованная денежная единица. Тогда можно сформулировать первое правило равновесия потребителя: максимизация общей полезности достигается путем выбора такой комбинации товаров в рамках бюджетного ограничения, при которой взвешенные предельные полезности всех товаров равны.
Путем преобразования равенства (1) можно получить второе правило равновесия потребителя:
MUx / MUy = Px / Py ,
Т.е. максимизация общей полезности достигается при условии, что отношение предельных полезностей любых двух благ равно отношению их цен.
3. Кривая безразличия и бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.
Ординалистский подход использует порядковое измерение, т.е. ранжирование наборов товаров в определенной последовательности, отражающей предпочтения потребителя.
Для графического изображения потребительских предпочтений используются кривые безразличия. При их построении делается допущение, что потребительская корзина в течение определенного промежутка времени состоит только из двух товаров Х и У.
Кривая безразличия – это линия, точки которой представляют собой все возможные комбинации определенного количества товара Х и товара У, каждая из которых приносит потребителю одинаковую суммарную полезность. Поэтому потребителю с точки зрения степени удовлетворения его потребности безразлично, какую комбинацию выбрать, и этим объясняется название кривой. Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, т.к. чем больше потребляется товара Х, тем меньше товара У хотел бы иметь потребитель. Например, движение из точки А в точку В сопровождается отказом от потребления товара У в пользу получения все большего количества товара Х.
Qy
A
B
0 Qx
Полная картина предпочтений потребителя изображается с помощью карты кривых безразличия. Она показывает все возможные комбинации двух товаров, дающие потребителю разные уровни суммарной полезности. Карта кривых безразличия имеет два основных свойства:
· Чем дальше кривая безразличия расположена относительно начала координат, тем более предпочтительны представленные на ней комбинации товаров Х и У. Этот вывод следует из третьего правила (аксиомы) потребительского выбора.
· Кривые безразличия не пересекаются. Это положение можно доказать, используя вторую аксиому (о транзитивности предпочтений).
Наклон кривой безразличия измеряется при помощи предельной нормы замещения, которая показывает, от какого количества товара У нужно отказаться, чтобы получить одну дополнительную единицу товара Х и не изменить при этом суммарную полезность (т.е. не переместиться на другую кривую безразличия):
MRS = –∆Qy /∆Qx
Предельная норма замещения имеет тенденцию к убыванию, и поэтому угол наклона кривой безразличия постепенно уменьшается.
В реальной жизни потребитель, стремящийся к максимизации полезности, сталкивается с экономическими ограничениями в виде своего дохода и цен приобретаемых товаров. В результате возникает бюджетное ограничение, которое характеризует покупательские способности потребителя.
Если предположить, что покупатель тратит весь свой доход на покупку двух товаров, и ничего не сберегает, то бюджетное ограничение можно представить в виде формулы:
I = Px ∙ Qx + Py∙ Qy , где I – доход потребителя, Px ∙ Qx – расходы на покупку товара Х по соответствующей цене, Py ∙ Qy – расходы на покупку товара У.
В преобразованном виде имеем: Qy = I/Py – Px/Py ∙ Qx Отсюда угол наклона бюджетной линии равен – Рх /Ру.
Для построения линии бюджетного ограничения берутся две точки. Первая соответствует ситуации, когда весь доход тратится только на покупку товара Х, а товар У не покупается вообще (точка М). Вторая точка показывает противоположную ситуацию (точка N). Соединив, две эти точки, получаем бюджетную линию BL.
Qy
N
BL
0 M Qx
Каждая точка бюджетной линии показывает комбинацию товаров Х и У , которую потребитель способен купить. Отрицательный наклон этой линии означает, что увеличить потребление одного из товаров можно лишь отказавшись от соответствующего количества другого товара. Изменения в доходе потребителя ведут к параллельному сдвигу бюджетной линии, а изменения в цене одного из товаров – к повороту ее относительно оси того товара, цена которого не менялась.
Для определения равновесия потребителя бюджетная линия совмещается с картой кривых безразличия.
Qy
Qy* E U3
U2
U1
BL
0 Qx* Qx
Максимальная полезность, возможная при данном бюджете, обеспечивается в точке Е, в которой бюджетная линия является касательной к кривой безразличия U2, которая представляет собой наивысшую из доступных потребителю. Кривая безразличия U1 тоже доступна, но представленные на ней комбинации товаров Х и У дают меньший уровень полезности. Кривая U3 при данном бюджете недоступна. Следовательно, именно в точке Е наблюдается равновесие потребителя, при котором он приобретает наиболее предпочтительную комбинацию двух товаров с учетом их цен и своего дохода.
В точке равновесия углы наклона бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Поэтому математическим условием равновесия потребителя является равенство предельной нормы замещения и отношения цен товаров Х и У:
MRS = Px / Py
Экономический смысл этого равенства состоит в том, что, изменяя количества покупаемых товаров, потребитель до тех пор изменяет предельную норму замещения, пока не достигнет равновесия, т.е. не убедится в том, что любая другая комбинация Х и У уже не даст ему чистого выигрыша.
4. Построение кривой спроса. Индивидуальный и рыночный спрос
Рассмотренные инструменты теории потребительского выбора можно использовать для построения кривой спроса на данный товар. Для этого делается новое допущение: доход потребителя расходуется не на два товара, а на покупку товара Х и всех других товаров. Тогда потребительский выбор заключается в поиске оптимальной комбинации товара Х и расходов на все другие товары, с учетом дохода потребителя и цен этих товаров. Зная бюджет и предпочтения потребителя, можно найти равновесие потребителя уже известным нам способом.
Предположим, что доход потребителя и цены других товаров постоянны, а изменяется цена товара Х. Тогда бюджетная линия будет поворачиваться относительно точки ее пересечения с осью ординат. Каждой новой бюджетной линии соответствует своя точка равновесия. Соединив эти точки, получаем линию «цена-потребление», которая показывает изменение количества покупаемого товара, вызванное изменением его цены при прочих равных условиях. Представленные на ней данные о ценах и приобретаемых количествах товара Х используются для построения кривой спроса на этот товар. При этом цена товара Х равна углу наклона соответствующей бюджетной линии.
Путем горизонтального сложения индивидуальных кривых спроса можно построить кривую рыночного спроса, т.е. спроса всех потребителей данного товара.
Для обоснования угла наклона кривой спроса используется условное разделение эффекта цены (изменение в количестве приобретаемого товара, вызванное изменением его цены) на две части: эффект дохода и ээфект замещения.
Эффект дохода показывает изменение в потреблении товара, вызванное ростом реального дохода. Это означает. что снижение цены данного товара позволяет потребителю купить большее его количество при том же доходе.
Эффект замещения показывает изменение в потреблении товара, вызванное изменением его цены относительно цен других товаров. Например, если данный товар подорожал. то потребитель предпочтет купить более дешевый заменитель.
В реальной жизини оба эффекта неразделимы, но научный анализ предполагает изучение влияния на поведение потребителя каждого из них в отдельности. Этот анализ показывает, что в случае нормального товара эффект дохода и эффект замещения деяствуют в одном направлении, и поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон.
Для низших товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях, но эффект замещения преобладает над эффектом дохода, и поэтому отрицательный наклон кривой спроса сохраняется.
Однако среди низших товаров существуют такие, для которых эффект дохода преобладает над эффектом замещения. Они называются товарами Гиффена. Особенностью этих товаров является то, что потребитель тратит на их покупку относительно высокую долю своего дохода. Р. Гиффен (1837-1910), английский статистик и экономист, обнаружил, что семьи рабочих с низкими доходами увеличивают потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Это объяснялось тем, что на картофель они тратили подавляющую долю своего бюджета. Поэтому эффект дохода вынуждал их покупать все больше картофеля, т.к. он оставался самым дешевым продуктом питания.