Содержание

Введение. 4

1.       Сущность и основные направления социальной политики. 6

2.       Социальная защита населения. 10

3.       Особенности современной социальной политики в России. 17

Практикум. 23

Заключение. 24

Список литературы   27 Введение

Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.

 Цель государственного  регулирования  экономики  -  соблюдение  интересов  государства,  общества  в  целом,  социально незащищенных  слоев  населения  и,   не  забывая  при  этом,  о правах  личности.

  Экономика - это  система  жизнеобеспечения  человека  и  общества.  Правомерно  задуматься  над  тем,  в  какой  мере  и  каким  образом  качество  нашей  жизни  связано  с  состоянием  и  развитием  экономики;  чем  характеризуются  социальные  категории;  каким  образом  экономика  способна  улучшить  жизнь.

  Так  как  социальная  экономика  ориентирована  на  человека,  призвана  способствовать  удовлетворению  его  запросов,  интересов,  потребностей,  то  о  состоянии  и  успехах  этой  экономики  судят  по  тому,  как  живут  люди.  При  всем  многообразии  жизненных  проявлений  можно  получить  общее  представление  об  условиях,  в  которых  живут  люди,  о  том  насколько  они  довольны  этими  условиями,  что  им  дает  жизнь.  Всё  это  вместе  взятое  называют  качеством  жизни.

  Социальная  экономика – главный  мост,  соединяющий  экономику  с  политикой,  основной  возбудитель  политических  сил  и  течений.  Экономику,  направленную  на  удовлетворение  потребностей  человека,  семьи,  называют  социально  ориентированной.

  Практически  все  отрасли  экономики  имеют  то  или  иное  отношение  к  социальной  сфере,  обслуживают  и  удовлетворяют  социальные  потребности  людей.  На  социальные  нужды  работают  промышленность – и  не  только  пищевая  и  легкая,  но  даже  в  какой-то  мере  и  промышленный  комплекс,  сельское  и  лесное  хозяйство,  строительство,  транспорт,  связь,  торговля,  общественное  питание.

  Удовлетворение  потребностей  ряда  категорий  населения  в  финансовых  ресурсах  и  источников  существования,  а  в  особенности  не  имеющих  стабильных  доходов,  принимает  на  себя  отрасль  социального  обеспечения  населения,  называемая  иногда  социальной  защитой.

Я считаю эту тему актуальной и интересной, поскольку она близка к обыденной жизни, это не набор сухих цифр и фактов, а реальная жизнь. Каждый день мы сталкиваемся с различными сторонами социальной политики нашей страны: это и проезд в общественном транспорте, и оплата ЖКУ, получение пенсий, пособий, социальные мероприятия и многое другое.

Только в условиях высокого жизненного уровня общество и государство способны создать конкурентноспособную экономику, что, в свою очередь, обеспечит процветание нации и экономическое благополучие.

 

1.                 Сущность и основные направления социальной политики

Социальная политика служит одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики, ибо конечной целью деятельностью государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, а социаль­ная политика имеет самое непосредственное отношение к решению этой задачи.[1]

Двоякая роль социальной политики

Во-первых, по мере экономического роста, накопления националь­ного богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели эко­номического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социаль­ной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономиче­ского роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной эко­номической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая сту­пень экономического развития, тем выше требования к людям, обес­печивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическо­му и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.[2]

Основные задачи социаль­ной политики:

- осуществление социальной защиты человека, реализации его основных социально-экономических прав;

- обеспечение условий для повышения благосостояния каждого чело-река и общества в целом;

- поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

- развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информатиза­ция), объем, качество и характер продукции этих отраслей должны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности и воспроизводства населения. Сюда примыкают городское и территориальное планирова­ние, охрана окружающей среды;

- формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве;

- создание условий для всестороннего развития человека, системы его потребностей и возможности реализации в свободном труде.

Основная задача социальной политики - формирование эффектив­ной системы социальной защиты.

 

Направления социальной политики в области эффективной системы социальной защиты

Первое направление - поддержка беднейших слоев населения, как: правило, это те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обес­печить минимальный уровень жизнедеятельности (больные, инвалиды, старики, многодетные семьи).

Второе направление - обеспечение гарантии права на труд. Госу­дарство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда.

Третье направление, которое является логическим продолжением  предыдущего, - регулирование занятости населения. Сюда входят разра­ботка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предостав­лять инвалидам определенный процент от общего количества рабочих мест. [3]

Показатели результативности социальной политики

Это уровень и качество жизни населения. Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими продуктами, продуктами питания, жилищем и т.п.).

Потребительская корзина

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является «потребительская корзина», вклю­чающая набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. В этой связи выделяют «минимальный уровень потреб­ления» и «рациональный уровень потребления». Под первым пони­мается такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его сущест­вования. Именно здесь проходит так называемая «черта бедности». При этом не следует путать «минимальный уровень потребления» с «физиологическим минимумом потребления», ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося за «чертой бедности», является одним из важнейших пока­зателей, характеризующих уровень жизни в данной стране.

«Рациональный уровень потребления» отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет статистика приближения к такому потреблению.

Значительно более сложным для оценки является показатель ка­чества жизни населения. Речь идет о таких сложных для количест­венных оценок показателях, как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие» фи­зическая и имущественная безопасность граждан и т. п. Здесь тре­буются интегральные социологические оценки, имеющие скорее ка­чественную, чем количественную определенность.[4]

2.      Социальная защита населения

Выше мы уже рассматривали  3 направления социальной политики в области формирования эффективной социальной защиты. Теперь рассмотрим, как эти направления реализуются.

Первое направление - поддержка беднейших слоев населения, как: правило, это те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обес­печить минимальный уровень жизнедеятельности (больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы определить, какие катего­рии населения имеют право на социальную помощь, используется пока­затель прожиточного минимума, который включает минимальные нормы Удовлетворения физиологических потребностей, оплату основных услуг. Эти нормы определяются уровнем экономического развития страны и сформировавшейся системой потребностей населения.

Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления ши­рокого спектра социальных услуг: денежные выплаты, талоны на бес­платное питание и приобретение одежды, обслуживание на дому пре­старелых и инвалидов, предоставление мест в домах для престарелых и инвалидов и т.д.

В целях обеспечения каждого человека, независимо от уровня его доходов, определенным минимумом жизненно необходимых благ создаются фонды дешевого муниципального жилья; функционируют бесплатные государственные школы; студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы; лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляется бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необходимых ме­дикаментов. Каждая страна формирует собственную систему социально­го обеспечения, причем формы и виды соцобеспечения могут быть чрезвычайно разнообразны. Наиболее высокий уровень социальной защищенности достигнут в Швеции, Германии, Норвегии, Дании.

Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется федеральным бюджетом и специализированными внебюджет­ными фондами (фонд социального страхования, пенсионный фонд), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями, церковью.

Второе направление - обеспечение гарантии права на труд. Госу­дарство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда.

Для того чтобы граждане могли реализовать эти права, необходима общедоступная система получения среднего, специального, высшего образования, должны быть законодательно регламентированы социально допустимые условия труда, уровень минимальной оплаты труда, про­должительность рабочей недели, отпуска и т.д., определены права ра­ботников при найме или увольнении. Необходимо отметить, что кон­троль за соблюдением своих прав должны осуществлять и сами трудя­щиеся, объединяясь в профсоюзы, партии и т.д.

Третье направление, которое является логическим продолжением предыдущего, - регулирование занятости населения. Сюда входят разра­ботка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предостав­лять инвалидам определенный процент от общего количества рабочих мест.

Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи без­работным. Реализацией этих программ на практике обычно занимаются биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, определение того, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и ка­кие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем. В со­ответствии с этим планируются и производятся подготовка, переподго­товка, переквалификация и перемещение рабочей силы. Кроме этого, биржи труда выплачивают пособия безработным. Пособие должно быть ограничено в размерах и во времени, чтобы стимулировать безработных к поиску нового места работы. В условиях инфляции пособие может частично принимать неденежную форму (талоны на покупку продуктов, уплатные одежда, обувь, льготы по оплате коммунальных услуг). Фонд помощи безработным формируется из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы работающих; дотации из бюджета. [5]

От государства потребуется немалая осмотрительность в определении форм и размеров социальной защиты (пособий по безработице, гарантированного минимума заработной платы и т.п.), а так же способов ее распределения. Социальная политика даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, будет исключено ускорение инфляции и повышение институциональной[6] безработицы.

Государственная помощь должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того, к какой группе безработных принадлежит претендент на ее получении. Например, добровольно безработный человек, который сделал свой осознанный выбор, несмотря на все усилия государства по его трудоустройству, должен содержаться не за счет средств, предназначенных для выплаты пособий по безработице. Вряд ли стоит на них рассчитывать и тем, кто попал в полосу непродолжительной фрикционной безработицы. Несравненно хуже положение трудящихся, испытавших удары вынужденной безработицы, лишившихся рабочих мест не по своей  воле. Именно о них и нужно позаботиться государству.[7]

Проблемы занятости населения

Одним из стратегических направлений достижения устойчивого экономи­ческого роста, повышения эффективности национальной экономики являют­ся создание высокотехнологичных и наукоемких производств, освоение новых промышленных технологий. В России в последние годы наблюдается рост инновационно-активных промышленных предприятий: их удельный вес составляет около 15%. Тем не менее доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в отраслях промышленности остается небольшой - 4-5%.

В Российской Федерации общий уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, после пика в 1998 г. (10,8 %) постепенно снижается. В конце 2003 г. он приблизился к минимальному дореформенному значению и составил 6,3 % (рис. 1).

В 1990-х гг. широко обсуждалось использование в программах технологии профилирования безработных, в целях содействия в трудоустройстве тем крат­косрочным безработным, у которых высок риск стать долгосрочными безработными. Профилирование безработных является процедурой, при кото­рой на основе рассчитанного численного значения долгосрочным безработным оказываются услуги в трудоустройстве. Также стали применяться такие методи­ки, как составление индивидуальных планов действий безработных, которые позволяют объединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем.

Процедура профилирования безработных, разработанная в Российской Федерации в рамках проекта Всемирного банка аналитическим центром, пред­полагает использование в профилировании комбинированного подхода. На первом этапе при оценивании риска длительной безработицы предполагается использовать статистическую модель, скорректированную с учетом мнения экспертов (работников службы занятости). На втором этапе происходит подбор активных программ работниками службы занятости. В соответствии с данной процедурой при подразделении безработных на группы учитывается риск длительной безработицы.

Практическая реализация разработанных методик получает все более широ­кое применение в деятельности служб занятости. При профилировании безработ­ных определяются их профессиональная востребованность на рынке труда, степень мотивации к трудовой деятельности. Индивидуальные характеристики безработных выявляются на основе анкетирования (сведения об образовании, профессии, квалификации, изменениях видов деятельности, продолжительности периода нахождения в безработице и др.). Уровень мотивации к трудовой деятель­ности оценивается методом независимых характеристик.

В результате процедуры профилирования безработные разбиваются на три группы: имеющие высокий потенциал трудоустройства, готовые приступить к работе в достаточно короткий срок; лица со средним потенциалом трудоуст­ройства, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие слож­ности в поиске работы; все остальные с низким потенциалом трудоустройства, не готовые немедленно приступить к работе.

Безработным, отнесенным к первой группе, предоставляется комплекс необходимых услуг по содействию в поиске работы - услуги, профессиональное обучение и др. Лицам второй группы, предоставля­ются психологическая поддержка, информация о вакансиях, квотируемые рабочие места. Они направляются на профориентационные программы, на гарантированные собеседования и ярмарки вакансий. Гражданам из третьей группы предоставляется психологическая поддержка, они направляются на профориентационные программы, на общественные работы.

Одной из наиболее эффективных форм содействия занятости населения являются программы переобучения, проводимые службой занятости. Основ­ные виды его - первоначальное обучение и переподготовка. На их долю прихо­дится около 80% слушателей программ переобучения. В 1995-2002 гг. в Российской Федерации произошел рост численности слушателей данных программ в 1,4 раза. Количество лиц, прошедших переобучение, составляет около 4-6% общей численности безработных. В 1998 г. наблюдалось резкое снижение количества лиц, прошедших переобучение, - 83% уровня 1995 г.10 По сравнению с 1995 г. увеличилась численность лиц, прошедших повышение квалификации. Их доля в общем количестве лиц, прошедших переобучение, за анализируемый период находилась на уровне 12-14%. В кризисном 1998 г. численность лиц, повысивших квалификацию, увеличилась в отличие от других форм переобучения на 42% по сравнению с 1995 г. По данной форме переобучения также наблюдался наибольший темп роста численности слушателей - 2,8 раза (рис. 2).

           

                

Для проведения современной политики занятости целесообразно проведе­ние реальной модернизации и структурной перестройки производства на базе новых технологий, что позволит создать дополнительные рабочие места.

Активизация индустриально-инновационной стратегии, в основе которой находится организация высокотехнологичных, наукоемких производств, позволит стимулировать активную политику занятости населения и сформиро­вать тенденцию устойчивого экономического роста экономики.[8]

3.      Особенности современной социальной политики в России

Цели

Стратегической целью социальной политики России является формирование социально-ориентированной экономики. Социальная ориентация экономики означает прежде всего подчинение производства по­требителю, удовлетворение в конечном счете массовых потребностей заселения, что присуще именно экономике с развитым рыночным механизмом. Поэтому необходимым условием построения экономики для человека является продолжение рыночных реформ. Государство должно стремиться к смягчению негативных и усилению позитивных следствий проводимых реформ для материального положения населения, а для этого необходимо, чтобы сами реформы проводились последовательно с заранее просчитанным результатом от реализации каждого этапа ре­форм.[9]

Бюджет-2006

Приходится в очередной раз констатировать: российское правительство не имеет ни желания, ни профессиональных качеств для реализации поставленной цели. Бюджетные проектировки и прогнозные оценки-2006 достоверно свидетельствуют о консервации политики упускаемых возможностей социально-экономического развития.[10]

Экономика страны продолжает работать на износ. Квалифицированные кадры пенсионного и предпенсионного возрастов еще худо-бедно обслуживают основные фонды, введенные в эксплуатацию 20-50 лет назад, но меньшее по численности и хуже образованное новое поколение вряд ли способно даже на это, не говоря уж о решении созидательных задач модернизации производственного аппарата. Деградируют социальная инфраструктура и научно-образовательная сфера, ухудшаются условия воспроизводства человеческого и интеллектуального капитала.[11]

Установлено, что в сегодняшнем мире на реализацию «современных» функций государствами через госбюджеты в среднем затрачиваются 17,8 % ВВП, а «традиционных» - лишь 5,3 %. Соотношение, таким образом, 3,4 к 1, причем в развитых странах аналогичные показатели 25,0 % и 3,9 %, т.е. соотносятся в пропорции 6,4 к 1.

Констатировано, что на этом фоне уникально выглядит федеральный бюджет России текущего года: на выполнение «традиционных» функций государством расходуется примерно 6 % ВВП, т.е. на четверть больше вышеупомянутого «среднемирового» уровня, тогда как на выполнение функций «современных», социально-экономических – всего около 3,5 % ВВП, т.е. впятеро меньше, чем «в среднем в мире». Таким образом, соотношение соответствующих затрат – 1,7 к 1.[12]

С позиций подразделения государственных функций на «традиционные» и «современ­ные» структура бюджетных расходов, соответствующая «государству XIX, а не XXI века», воспроизводится в федеральном бюджете-2006. Согласно представленному законопроекту, реализующие «традиционные» гос­функции бюджетные расходы по статьям «общегосударственные вопросы», «национальная оборона» и «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — соответ­ственно 647,3 млрд., 668,3 млрд. и 540,1 млрд. руб. — в сумме составят 1855,7 млрд. руб., или 7,6% ВВП. Реализующие же «современные» функции расходы по статьям «на­циональная экономика», «образование», «культура, кинематография, средства массовой информации», «здравоохранение и спорт» и «социальная политика» — соответственно 337,3 млрд., 206,0 млрд., 50,4 млрд., 145,6 млрд. и 209,9 млрд. руб. — всего 949,2 млрд. руб., или 3,9% ВВП.[13]

Известно, что и высшие правительственные чиновники, и представители других ветвей фе­деральной власти «в один голос» утверждают, что это именно так, без устали пропагандируют «ярко выраженную социальную направленность» обнародованных бюджетных проектировок на грядущий год (а также до 2008 г.). Можно ли согласиться с данными утверждениями и с удовлетворением признать, что параметры социальной составляющей этих проектировок прин­ципиально отличаются в лучшую сторону от аналогов 2003, 2004 и 2005 гг? По итогам анализа было установлено, что модель социальных блоков бюджетов ука­занных лет — это «модель суженного воспроизводства населения, т.е. уменьшения его числен­ности и деградации его стратификационной структуры, ухудшения качества жизни основной части россиян» (Российский экономический журнал. — 2004. — № 9-10). Закладывается ли в бюджет-2006 альтернативная модель, реализуется ли в его проекте долгожданная политическая воля к преодолению застойных явлений в социальной сфере?

Особенностью проектировок федерального бюджета-2006, как известно, стало основанное на применении методики среднесрочного бюджетного планирования их дополнение финансо­во-плановыми проектировками на 2007—2008 гг., реализующими приоритеты государствен­ной политики на трехлетний период. Федеральное правительство озвучило применительно к нему, в частности, следующие количественно выраженные программные установки социаль­ной политики (за базу берется 2004 г.): 1) удвоение номинальной заработной платы работников бюджетной сферы и денежного содержания военнослужащих, или, с учетом инфляции, их увеличение в 1,5 раза (см. табл. 1, составленную, как и две последующие, на основе данных обнародованного в августе Минфином России документа «Бюджетная политика 2006—2008 годов»); 2) удвоение номинальной зарплаты по народному хозяйству в целом (с 6,7 тыс. руб. до 13,5 тыс.), или ее 40-процентный рост в реальном выражении; 3) повышение размеров пенсий, позволяющее довести соотношение между трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера с 107 до 126,5%; 4) уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 15,8 до 9,7%.

Социальная поддержка молодежи

Одна из причин, которая обусловила обострение проблем образования российской моло­дежи в конце XX века - трансформация ее социальной поддержки. Созданная в годы Совет­ской власти весьма эффективная система образования, будучи «завязанной» на государствен­ное финансирование, оказалась уязвимой в условиях рынка, когда роль материальной под­держки молодежи переходит от государства к семье и другим институтам. Как результат - массовое нарушение прав молодежи, ее растущая неудовлетворенность перспективами полу­чения образования.

Приведем конкретный пример. Сбербанк России ввел новый вид кредита - «образователь­ный»[14]. Однако получение его связано с преодолением ряда ограничений. Кредит выдает­ся для оплаты обучения на дневном отделении средних, средних специальных и высших образо­вательных учреждений, которые имеют лицензию на ведение образовательной деятельности и находятся на территории России. Чтобы получить кредит, клиент должен доказывать свою платежеспособность. Как правило, гарантами при получении кредита выступают родители выпускника. Если родители «неплатежеспособны», необходимо найти состоятельных попечи­телей, либо предоставить другие гарантии (например, квартиру, дачу, ценные бумаги, машину и т.д.). Кредит предоставляется на срок до 10 лет, включая время обучения. Первые пять лет уплачиваются только проценты по кредиту (в 2002 г. процентная ставка возврата за кредит составляла 22% годовых, в 2003 г. - 16%). Погашение основной суммы осуществляется равны­ми долями после завершения учебы - с 1 числа месяца, следующего за месяцем окончания ву­за, колледжа, училища, лицея, школы. Если обучающийся переводится на «бюджетное» обу­чение или отчисляется за неуспеваемость, действие льготного периода прекращается и устанавливается новый график погашения кредита.[15]

Социальная поддержка инвалидов

В настоящее время остро стоят проблемы социальной поддержки инвалидов. Это обусловлено тем, что из сферы компетенции регионов исклю­чены полномочия: по принятию законодательных и иных нормативных актов по вопросам социальной защиты инвалидов; разработке региональных целе­вых программ в этой области; утверждению и финансированию регионального гарантированного перечня реабилитационных услуг и технических средств реабилитации; установлению льгот инвалидам и общественным организациям за счет собственных средств; созданию за счет своих бюджетов специальных рабочих мест для инвалидов; установлению финансовых санкций для работо­дателей в случае несоблюдения квотирования рабочих мест для инвалидов. Практика показала, что механизм предоставления мер социальной поддержки этой категории граждан нуждается в корректировке.[16]

Прогнозы на будущее

Что касается собственно грядущего года, то применительно к нему проектируется 8—9-про­центный рост реальных доходов населения. Среднемесячная заработная плата по народному хозяйству в целом составит 10,1 тыс. руб., увеличившись в сравнении с текущим годом на 20,1% (ее рост в 2005 г. по отношению к 2004 г. ожидается на уровне примерно 25%). Индекса­ция пенсий в 2006 г. проектируется в пределах инфляционных ожиданий, т.е. их реального роста не предусматривается (в период 2005—2008 гг. рост трудовой пенсии в реальном выражении составит 34%).

Таким образом, накопленный с начала 90-х годов комплекс проблем, провоцируемых недо­финансированием социальной сферы, может быть решен только на основе разработки и реа­лизации крупномасштабных системных государственных программ, содержащих четкие ори­ентиры (разумеется, вкупе со средствами и этапами достижения) ее подлинной модернизации, исключающей, стоит повторить, проведение «непопулярных» реформационных мер в кратко-и среднесрочной перспективе. Нынешние же бюджетные проектировки на грядущий год и на период до 2008 г. не только не внушают оптимизма в отношении декларируемых социальных целей и предлагаемых конкретных показателей социального блока, но и вызывают серьезные опасения в связи с высокой вероятностью нарастания общественных напряжений.[17]

Практикум

Таблица 1

Расходы бюджета РФ

На социально-культурные мероприятия в 1995-2003 гг.

(млрд руб; до 1998 г. – трлн руб.)

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

ВВП

1428,5

2007,8

2342,5

2629,6

4823,2

7305,6

8943,5

10834,1

13285,2

Расходы бюджета всего, в том числе:

486,1

652,7

839,5

842,1

1258,0

1960,1

2419,4

3422,3

3964,9

На социально-культурные мероприятия

129,1

188,4

270,5

245,7

367,0

536,4

727,6

1356,8

1175,5

Уд. вес социальных расходов в расходах бюджета (%)

26,6

28,9

32,2

29,2

29,2

27,4

30,1

39,6

29,6

Уд. вес социальных расходов в ВВП

9,0

9,4

11,5

9,3

7,6

7,3

8,1

12,5

8,8

 

         В 1997-2000 гг. совокупные государственные непроцентные расходы в России сократились  более чем на 10 % ВВП, причем такое сокращение было практически полностью «достигнуто» посредством снижения  расходов на социальную защиту, образование и здравоохранение. Социальные расходы снижались (в процентах ВВП) по сравнению с докризисным уровнем  вплоть до 2000-2001 гг.; затем они несколько выросли. В последнее же время федеральное правительство прямо продекларировало намерение сосредоточиться на ряде социальных  приоритетов, заявив прежде всего о том, что в рамках «создания условий для повышения конкурентоспособности человека» необходимо сконцентрировать усилия на реформе образования. Далее, провозглашена задача повышения эффективности системы здравоохранения, поскольку ныне существующая система характеризуется дефицитом финансирования области, неудовлетворительной материально-технической базой, неэффективностью использования ресурсов, что негативно отражается на доступности и  качестве медицинской помощи населению.[18]

Таблица 2

Расходы на государственное управление и оборону за 1993-2003 гг.

(в % от расходов  бюджета)[19]

 

Нац. оборона

Гос.управление

 Итого

1995

19,75%

1,58%

21,33%

1996

18,40%

1,55%

19,95%

1997

19,69%

2,19%

21,88%

1998

16,15%

2,38%

18,53%

1999

16,03%

2,35%

18,38%

2000

16,47%

3,03%

19,50%

2001

17,93%

3,40%

21,33%

2002

14,57%

8,91%

23,48%

2003

17,50%

3,40%

20,90%

Если сравнить динамику расходов на социальные нужды и расходов на государственное управление в графиках, то можно заметить, что они идут практически параллельно друг другу, различие составляет порядка 5-10 %. Видим, что на социальные нужды выделяется почти треть бюджета, на оборону и управление – около пятой части. Эти области являются одними из самых расходных бюджете. Приоритет же отдается социальным нуждам, и это не может не радовать. Следовательно, государство проявляет заботу прежде всего о социальной поддержке и развитию этой области, нежели оборонной отрасли.

Заключение

Работая  над  курсовой работой, я преследовала цель не только раскрыть сущность социальной политики и ее основные стороны в России, но и рассмотреть ее направления на ближайшее будущее.

Социальные конфликты все более становятся нормой социальных отношений. В России идет процесс формирования некоего промежуточного вида экономики, где буржуазный тип отношений, основанных на частной собственности, сочетается с отношениями государственной собственности и государствен­ной монополией на определенные средства производства. Соз­дается общество с новым соотношением классов и социальных групп, где будут возрастать различия в доходах, статусе, куль­туре и т. д. Поэтому конфликты в нашей жизни неизбежны. Нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы разрешать их с наименьшими издержками для общества.

Намечая ориентиры активной социальной политики в России, следует учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нужно, в частности, отдавать себе отчет в том, что удовлетворяемые в этих странах социальные требования в настоящее время значительно превосходят те, которые удавалось удовлетворять в условиях "реального социализма" как с точки зрения величины затрат на социальные нужды в расчете на одного жителя, так и с точки зрения рациональности их использования. Нельзя не учитывать и того, что ресурсные потребности социальной сферы в ближайшее десятилетие резко возрастут, и даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы. Это предъявляет не только более высокие требования к душевому объему валового внутреннего продукта и к уровню затрат на его производство, но и может порождать необходимость определенного ужесточения условий предоставления социальной поддержки. Эти мировые тенденции необходимо своевременно учитывать и в российской практике.

Список литературы

Учебники

1.     Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высш. шк., 1994.

2.     Учебник по основам экономической теории (экономика). / В.Д. Камаев. – М.: «Владос», 1997.

3.     Экономическая теория. Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001.

Статьи из журналов и газет

4.     Бочарова И. Программы содействия занятости. // Экономист. 2005. № 5.

5.     Выборнова В. В., Дунаева Е.А. Социальная поддержка молодежи в контексте модернизации образования. // Социс. 2004. № 10.

6.     Глазьев С.. Федеральная социально-экономическая политика: принципиальных изменений не намечается (по поводу правительственных бюджетных проектировок и прогнозных оценок-2006) // Российский экономический журнал. 2005. № 7-8.

7.     Грачева О. Московский опыт социальной поддержки населения. // Экономист. 2005. № 5.

8.     Образовательный кредит. // Российская газета. 2002. 26 июля.

9.     Рогов С. О роли государства в возрождении созидательного потенциала России  // Российский экономический журнал. 2005. № 7-8.

10.                        Роик В. «Социален» ли федеральный бюджет грядущего года? // Российский экономический журнал. 2005. № 7-8.

Статистические сборники

11.  Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. – М.: Финансы и статистика, 2004.


[1] Экономическая теория. Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001. – С. 350.

[2] Учебник по основам экономической теории (экономика). / В.Д. Камаев. – М.: «Владос», 1997. – С. 293.

[3] Экономическая теория. Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001. – С. 351-352.

[4] Учебник по основам экономической теории (экономика). / В.Д. Камаев. – М.: «Владос», 1997. – С. 294.

[5] Экономическая теория. Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001. – С. 351-353.

[6] Институциональная безработица порождена правовыми нормами, устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение. Так, чрезмерные социальные выплаты снижают предложение труда, способствуют увеличению уровня безработицы. Более того, чем больше размер пособия, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы. Она может быть вызвана ведением гарантированного минимума заработной платы. (Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высш. шк., 1994.  – С. 312.)

[7] Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высш. шк., 1994. – С. 324-325.

[8] Бочарова И. Программы содействия занятости. // Экономист. 2005. № 5. – С. 77-83.

[9] Экономическая теория. Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001. – С. 370-371.

[10] Глазьев С.. Федеральная социально-экономическая политика: принципиальных изменений не намечается (по поводу правительственных бюджетных проектировок и прогнозных оценок-2006) // Российский экономический журнал. 2005. № 7-8. – С. 5.

[11] Глазьев С.. Федеральная социально-экономическая политика: принципиальных изменений не намечается (по поводу правительственных бюджетных проектировок и прогнозных оценок-2006) // Российский экономический журнал. 2005. № 7-8. – С. 4-5.

[12] Глазьев С.. Федеральная социально-экономическая политика: принципиальных изменений не намечается (по поводу правительственных бюджетных проектировок и прогнозных оценок-2006) // Российский экономический журнал. 2005. № 7-8. – С. 7.

[13] Глазьев С.. Федеральная социально-экономическая политика: принципиальных изменений не намечается (по поводу правительственных бюджетных проектировок и прогнозных оценок-2006) // Российский экономический журнал. 2005. № 7-8. – С. 7.

[14] Образовательный кредит. // Российская газета. 2002. 26 июля. – С. 9.

[15] Выборнова В. В., Дунаева Е.А. Социальная поддержка молодежи в контексте модернизации образования. // Социс. 2004. № 10. – С. 136.

[16] Грачева О. Московский опыт социальной поддержки населения. // Экономист. 2005. № 5. – С. 75.

[17] Рогов С. О роли государства в возрождении созидательного потенциала России  // Российский экономический журнал. 2005. № 7-8. – С. 98-101.

[18] Рогов С. О роли государства в возрождении созидательного потенциала России  // Российский экономический журнал. 2005. № 7-8. – С. 39.

[19] Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. – М.: Финансы и статистика, 2004.