Содержание
1. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета. 3
2. Задача. 11
Список литературы.. 32
1. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета
Бухгалтерский учет - это система измерения, обработки, оценки и передачи финансовой информации о хозяйственном субъекте заинтересованным пользователям. Пользователи информации различны, информация используется для различных целей. Бухгалтерский учет, с точки зрения предоставления информации, подразделяется на управленческий и финансовый учет.
Финансовый учет предоставляет информацию, прежде всего, государственным органам и структурам (в налоговые службы, вышестоящие органы и др.) - внешним пользователям, для контроля за деятельностью предприятия[1].
Управленческий учет - система управления прибылью и издержками. Управленческий учет обеспечивает информацией внутренних пользователей (руководителям структурных подразделений и др.) для анализа хозяйственной деятельности, контроля, планирования.
В управленческом учете формируется внутренняя информация предприятия об издержках производства. Издержки производства при этом учитываются по видам, статьям затрат, местам их возникновения, т.е. по структурным подразделениям, а также по центрам ответственности (кто отвечает за соответствующие издержки).
Управленческий учет является логическим следствием развития бухгалтерского учета, его эволюции. Усложнение хозяйственных связей и механизм рыночных отношений, появление новых инструментов рынка, методов и средств управления производственно-хозяйственной деятельности вызвали необходимость дополнительной информации, обеспечивающей успешное функционирование предприятия в этих условиях. Существенные изменения произошли в технике, технологии и организации производства. Появилось больше разновидностей продукции, способов ее изготовления, вариантов их сочетания. Затраты и, во многом, результаты деятельности сейчас определяются не столько индивидуальными усилиями, умением человека, а уровнем технического совершенства, экономичностью работы, производительностью используемых машин и оборудования. Количество вариантов решения возникающих проблем выросло, возросла и цена неправильного управленческого решения. Очевидно, что для внутреннего (внутризаводского, внутрифабричного ит. п.) управления нужна новая система формирования информации для анализа, выбора и обоснования таких решений.
Появилась необходимость в переориентации основной цели бухгалтерского учета на удовлетворение внутренних потребностей фирмы. Бухгалтерский учет разделился на финансовый и управленческий, причем в финансовом учете постепенно обособляется и управленческая функция[2].
Необходимость обособления данных управленческого учета в самостоятельную систему во многом связана с усилением требований к сохранению коммерческой тайны деятельности организации, обстоятельств, при которых принимаются те или иные решения. Показатели финансовой отчетности доступны если не для всех, то для многих. Это можно отнести и к финансовому учету, открытому для проверок налоговых органов, ревизоров общества, аудиторов и т. п. Система формирования финансовой отчетности должна быть прозрачной, доступной для понимания компетентным пользователем.
Иное дело - учет для управления, его данные - коммерческая тайна не только для внешних пользователей, но и для управленческого персонала самого предприятия, не имеющего прямого отношения к решению данной проблемы.
Мировое сообщество преодолело многие проблемы управленческого учёта и сориентировало его в первую очередь на конечный результат работы предприятия. Постепенно произошла интеграция прогнозирования и учёта. Это привело к тому, что сейчас в управленческом учёте активно используются стандарты, сметы, нормы, благодаря чему одновременно с определением результатов по изделиям, заказам, центрам ответственности, сегментам деятельности, включающим маркетинговые образования - зоны и каналы реализации, категории клиентов, можно проводить оперативный анализ отклонений от заранее рассчитанных показателей.
Расширение управленческих функций учёта привело к изменению аналитической бухгалтерии и превращению её в управленческую. Основной особенностью управленческого учёта является использование его данных в системе управления. Основа управленческого учета – учет затрат, реализации (выпуска) и результата по сегментам деятельности. Сегмент деятельности – это экономическая и информационная единица, в рамках которой регулярно соизмеряются возможности и фактическая их реализация по доходам, расходам и результатам. Сегментами деятельности наряду с традиционными (готовые изделия, центры ответственности, заказы) выступают типы и классы покупателей, каналы распределения, географические зоны реализации, потребность в продукте и др.
Практически во всех ранних системах учёта (операционной, на основе единого счёта товаров, на базе счёта "Производство", интегрированной производственной, аналитической и управленческой) затратами и себестоимостью управляли по данным о полной себестоимости.
Содержание понятия "управленческий учет" в разных странах различное. Впервые его начали использовать авторы, пишущие на английском языке. В Германии этим термином не пользуются вообще, предпочитая называть соответствующий учебный курс и практическое дело "Исчисление затрат и результатов". Соответственно область планирования, учета, контроля и анализа издержек ограничивается в основном выручкой от продаж и затратами текущего года. В англоязычных странах (США, Англии, Канаде) управленческий учет рассматривают шире. В его сферу входят финансовые и производственные инвестиции, результаты их использования. Во Франции предпочитают иметь дело с понятием "маржинальный учет" и ограничивают его поиском и обоснованием управленческих решений на перспективу с использованием показателей маржинальной прибыли.
Наиболее существенные различия между финансовым и управленческим учетом сводятся к следующему.
Финансовый учет предназначен для составления бухгалтерской отчетности установленной формы и содержания, в основном ориентированной на внешних пользователей. Цель управленческого учета - обеспечение менеджеров организации информацией, необходимой для решения внутренних задач управления фирмой.
Финансовый учет обязателен для предприятия, управленческий учет - нет. Обязанность вести финансовый учет с использованием аналитических счетов определена Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.96 139-ФЗ "О бухгалтерском учете", действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ. Вопрос о том, вести ли на предприятии управленческий учет, решает сама организация. Сбор и обработка информации для управления считаются целесообразными, если ее ценность для управления выше затрат на получение соответствующих данных.
Финансовый учет охватывает все хозяйственные операции предприятия, но это - учет факта, прогнозные величины бухгалтерский учет не включает. Управленческий учет - это главным образом учет затрат и результатов, выявление отклонений от оптимального использования хозяйственных средств. Обе разновидности учета для управления включают расчетные ожидаемые, прогнозные плановые величины[3].
Финансовый учет должен осуществляться в соответствии с нормативными документами Правительства РФ и органов, которым предоставлено право регулировать бухгалтерский учет. За нарушение методологии финансового учета предусмотрена ответственность по закону. Методология управленческого учета государственными органами и законодательством не регламентируется. Управленческий учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитывающим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач.
Пользователями информации финансового учета и отчетности являются в основном собственники, кредиторы, инвесторы, налоговые органы, внебюджетные фонды, органы государственной власти, т. е. внешние потребители. Персонально их состав неизвестен предприятию и всем представляют одни и те же данные, содержащиеся в финансовой отчетности. Информация управленческого учета предназначена для руководителей предприятия (менеджеров) разного уровня полномочий и ответственности. Естественно, каждому из них необходим индивидуальный перечень учетных данных для управления, соответствующий его правам и обязанностям.
Финансовый учет ведется в целом по предприятию, рассматривает его, как единый хозяйственный комплекс. Затраты и результаты деятельности, расчеты с поставщиками и покупателями, налоги и другие обязательные платежи, резервы и целевые поступления учитывают в обобщенных по организации суммах, не подразделяя их по видам деятельности, структурным подразделениям и т.п. Управленческий учет ведется по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений и лишь при необходимости обобщается в целом по предприятию.
Различны не только содержание, но и периодичность, и сроки представления отчетности. В финансовом учете отчетность может быть составлена по итогу за месяц, квартал, год, время ее представления – спустя несколько дней, недель, месяцев[4]. В управленческом учете периодичность представления соответствующих данных - ежедневная, недельная, месячная. Часть отчетных данных формируется по мере потребности в них или к определенному, заранее установленному сроку.
Информация финансового учета характеризует результат свершившихся фактов и хозяйственных операций за минувший период, отражает их по принципу "как это было". Данные управленческого учета ориентируются на решение "как это должно быть" и контроль исполнения принятого решения[5]. Учет фактических величин для управленческого учета тоже важен, но в основном как база для принятия решений и анализа их эффективности. Поскольку управленческий учет не отменяет финансовый, он пользуется его информацией о фактических затратах и результатах деятельности, изменении стоимости активов и источников их формирования, долговых обязательствах и т. п. Разной может быть точность финансового и управленческого учета, исчисления показателей их отчетности. Данные финансового учета должны быть довольно точными, иначе внешние пользователи отнесутся с недоверием к содержанию бухгалтерской отчетности. В управленческом учете допустимы приблизительные оценки, вероятностные расчеты, ориентировочные показатели. Здесь точность может не играть решающей роли, а первостепенное значение приобретает быстрота получения информации для управления, ее многовариантность, удобство пользования.
В конечном счете, управленческий учет в отличие от финансового – учет не фактической величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и обязательств, а учет факторов, обстоятельств и условий, влияющих на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации. Его цель - дать информацию для принятия решений по управлению экономикой предприятия и проверить эффективность выполнения принятых решений.
Основные сравнительные характеристик управленческого и финансового учета приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные характеристики управленческого и финансового учета
Область сравнения |
Управленческий учет |
Финансовый учет |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Обязательность ведения учета |
Не обязательный учет - по решению администрации предприятия |
По законодательству |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Цель учета |
Оказание помощи менеджерам для управления хозяйственной деятельностью предприятия |
Составление отчета для предоставления их вне организации |
3 |
Степень ответственности |
Как правило, ответственности никакой |
Уголовной ответственности нет. Увольнение. |
4 |
Базисная структура учета |
Зависит от целей использования информации |
АКТИВЫ=ПАССИВЫ + Уставный капитал |
5 |
Пользователи информацией |
Менеджеры предприятия |
Лица и организации вне предприятия |
6 |
Временная соотнесенность информации |
Анализ свершившегося и прогноз будущего |
Информация об уже свершившихся фактах |
7 |
Виды систем учета |
Любая система, удовлетворяющая информационные потребности управления |
Система двойной записи |
8 |
Степень точности информации |
Точной оценки не требует |
Высокая точность информации (допускаются округления) |
9 |
Частота (периодичность) отчетности |
Информация нужна по мере надобности |
Квартальная, полугодовая, годовая отчетность и т.д. |
10 |
Сроки предоставления отчетов |
Сразу по истечении, какого - то времени. До наступления какого-то события. |
Квартальная отчетность - опоздание месяц, годовая - 3 месяца |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Объект отчетности |
По структурным отделениям, центрам ответственности. Степень детализации зависит от цели управления |
Объектом являются все предприятия в целом |
12 |
Используемые измерители |
Денежные и натуральные единицы измерения, исчисленные по текущей или будущей стоимости |
Денежные единицы по курсу, действующему на момент совершения операции |
2. Задача
Определите сумму транспортно - заготовительных расходов на изготовление изделий, содержание оборудования, цеха и заводоуправления.
Определите сумму дополнительной заработной платы производственных рабочих в размере 10% от начисленной основной заработной платы. Отчисления на социальные нужды производятся по действующим тарифам от суммы основной и дополнительной заработной платы, начисленной по цеху.
Решение
Определим транспортно-заготовительные расходы исходя из условия, что средний процент этих расходов составляет 5%. То есть при определении транспортно-заготовительных расходов на изготовление изделия А составит 110800*5%/100%= 5540 руб., изделия Б – 98500*5%/100%=4925 руб., на содержание оборудования – 5500*5%/100%=275 руб., содержания цеха и заводоуправления – 4500*5%/100%=225 руб.
Таблица 2
Хозяйственные операции за январь 19__г. |
|||||
№ цеха |
Содержание операций |
Сумма, руб |
Дт |
Кт |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Списаны основные материалы, израсходованные на изготовление изделий: А |
110800 |
20 «Основное производство |
10 «Материалы» |
|
Транспортно- заготовительные расходы |
5540 |
20 «Основное производство |
10 «Материалы» |
||
Б |
98500 |
20 «Основное производство |
10 «Материалы» |
||
Транспортно- заготовительные расходы |
4925 |
20 «Основное производство |
10 «Материалы» |
||
Возвратные отходы (-) А |
840 |
10 «Материалы» |
20 «Основное производство |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Б |
750 |
10 «Материалы» |
20 «Основное производство |
|
Итого А |
115500 |
|||
Итого Б |
102675 |
|||
Эксплуатация оборудования |
5500 |
25 «Общепроизводственные расходы |
10 «Материалы» |
|
Транспортно- заготовительные расходы |
275 |
25 «Общепроизводственные расходы |
10 «Материалы» |
|
Содержание зданий |
4500 |
25 «Общепроизводственные расходы |
10 «Материалы» |
|
Транспортно- заготовительные расходы |
225 |
25 «Общепроизводственные расходы |
10 «Материалы» |
|
2 |
Списано на паросиловой цех |
6000 |
23 «Вспомогательное производство» |
10 «Материалы» |
Эксплуатация оборудования цеха |
1500 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
10 «Материалы» |
|
Содержание зданий цеха |
800 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
10 «Материалы» |
|
Заводоуправление |
3843 |
26 «Общехозяйственные расходы» |
10 «Материалы» |
|
Содержание зданий |
500 |
26 «Общехозяйственные расходы» |
10 «Материалы» |
Определим сумму дополнительной заработной платы производственных рабочих в размере 10% от основной заработной платы. То есть каждую статью начисленной основной заработной платы умножаем на 10%.
Таблица 3
Начисление заработной платы
№ цеха |
Основная заработная плата |
Сумма, руб. |
Дополнительная заработная плата |
Сумма, руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Начислена заработная плата за изготовление изделий: А |
40200 |
Начислена заработная плата за изготовление изделий: А |
4020 |
|
Б |
37400 |
Б |
3740 |
||
Эксплуатация оборудования |
2000 |
Эксплуатация оборудования |
200 |
||
Содержание аппарата управления |
1700 |
Содержание аппарата управления |
170 |
||
Содержание зданий |
580 |
Содержание зданий |
58 |
||
Итого по цеху №1 |
81880 |
Итого по цеху №1 |
8188 |
||
2 |
Начислена заработная плата и отнесена на паросиловой цех |
3200 |
Начислена заработная плата и отнесена на паросиловой цех |
320 |
|
Эксплуатация оборудования |
1000 |
Эксплуатация оборудования |
100 |
||
Содержание аппарата управления |
700 |
Содержание аппарата управления |
70 |
||
Содержание зданий |
800 |
Содержание зданий |
80 |
||
Итого по цеху №2 |
5700 |
Итого по цеху №2 |
570 |
||
Заводоуправление: |
|
Заводоуправление: |
|
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
содержание аппарата управления |
3500 |
содержание аппарата управления |
350 |
|
содержание зданий |
1200 |
содержание зданий |
120 |
|
Итого |
4700 |
Итого |
470 |
|
Всего |
92280 |
Всего |
9228 |
Теперь определим отчисления на социальные нужды в размере 26% от суммы начисленной заработной платы.
Таблица 4
Отчисления на социальные нужды и прочие расходы
№ цеха |
Содержание операций |
Сумма |
Дт |
Кт |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Начислена дополнительная заработная плата в размере 10% от начисленной зарплаты и отнесена на изделия: А |
4020 |
20 «Основное производство» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
|
Б |
3740 |
20 «Основное производство» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
||
Эксплуатация оборудования |
200 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
||
Содержание аппарата управления |
170 |
26 «Общехозяйственные расходы» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
||
Содержание зданий |
58 |
26 «Общехозяйственные расходы» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
||
Итого по цеху № 1 |
8188 |
||||
2 |
Начислена дополнительная заработная плата и отнесена на паросиловой цех №2 |
320 |
23 «Вспомогательное производство» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
|
Эксплуатация оборудования |
100 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
||
Содержание аппарата управления |
70 |
26 «Общехозяйственные расходы» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
||
Содержание зданий |
80 |
26 |
70 «Расчеты с |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
«Общехозяйственные расходы» |
персоналом по оплате труда» |
||||
Итого по цеху №2 |
570 |
||||
Заводоуправление: |
|
26 «Общехозяйственные расходы» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
||
содержание аппарата управления |
350 |
26 «Общехозяйственные расходы» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
||
содержание зданий |
120 |
26 «Общехозяйственные расходы» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
||
Итого |
470 |
||||
Всего |
9228 |
||||
1 |
Произведены отчисления на социальные нужды в размере 26% и отнесены на изделия: А |
11497 |
20 «Основное производство» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
|
Б |
10696 |
20 «Основное производство» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
||
Эксплуатация оборудования |
572 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
||
Содержание аппарата управления |
200 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
||
Содержание зданий |
166 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
||
Итого по цеху № 1 |
23194 |
||||
2 |
Произведены отчисления на социальные нужды и отнесены на паросиловый цех |
915 |
23 «Вспомогательное производство» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
|
Эксплуатация оборудования |
286 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
||
Содержание аппарата управления |
200 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
||
Содержание зданий |
229 |
25 |
69 «Расчеты по |
||
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
«Общепроизводственные расходы» |
социальному страхованию и обеспечению» |
|||
Итого по цеху №2 |
1630 |
|||
Заводоуправление: |
|
26 «Общехозяйственные расходы» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
|
содержание аппарата управления |
1001 |
26 «Общехозяйственные расходы» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
|
содержание зданий |
343 |
26 «Общехозяйственные расходы» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
|
Итого |
1344 |
|||
Всего |
26168 |
|||
Списаны расходы на подписку на периодическую печать |
2000 |
26 «Общехозяйственные расходы» |
97 «Расходы будущих периодов» |
|
1 |
Начислена амортизация на содержание и эксплуатацию оборудования |
4000 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
02 «Амортизация основных средств» |
Содержание зданий цеха |
3000 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
02 «Амортизация основных средств» |
|
Итого по цеху № 1 |
7000 |
|||
2 |
Эксплуатация оборудования |
2000 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
02 «Амортизация основных средств» |
Содержание зданий цеха |
1500 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
02 «Амортизация основных средств» |
|
Итого по цеху №2 |
3500 |
02 «Амортизация основных средств» |
||
Заводоуправление |
|
26 «Общехозяйственные расходы» |
02 «Амортизация основных средств» |
|
Содержание зданий |
2500 |
26 «Общехозяйственные |
02 «Амортизация |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего |
13000 |
расходы» |
основных средств» |
|
1 |
Произведены отчисления в ремонтный фонд на: содержание оборудования и транспортных средств |
4500 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
96 «Резервы предстоящих расходов» |
содержание зданий цеха |
3500 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
96 «Резервы предстоящих расходов» |
|
2 |
Итого по цеху № 1 |
8000 |
||
Содержание оборудования |
2500 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
96 «Резервы предстоящих расходов» |
|
Содержание зданий цеха |
2000 |
25 «Общепроизводственные расходы» |
96 «Резервы предстоящих расходов» |
|
Итого по цеху №2 |
4500 |
|||
Содержание зданий заводоуправления |
3000 |
26 «Общехозяйственные расходы» |
96 «Резервы предстоящих расходов» |
|
|
Всего |
15500 |
Таблица 5
Хозяйственные операции по потребленной электроэнергии и реализации продукции
№ цеха |
Содержание операций |
Сумма, руб. |
Дт |
Кт |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Получена электроэнергия от электросбыта, руб. |
21600 |
23 "Вспомогательные производства" |
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
|
Списана стоимость электроэнергии на потребителей услуг, кВт/ч. |
108000 |
|
|
||
Содержание и эксплуатация оборудования |
45000 |
25 "Общепроизводственные расходы" |
23 "Вспомогательные производства" |
||
Сумма, руб. |
9000 |
||||
Содержание зданий |
22000 |
26 "Общехозяйственные расходы" |
23 "Вспомогательные производства" |
||
Сумма, руб. |
4400 |
||||
Итого по цеху №1 |
13400 |
|
|
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Содержание и эксплуатация оборудования |
20000 |
25 "Общепроизводственные расходы" |
23 "Вспомогательные производства" |
Сумма, руб. |
4000 |
|||
Содержание зданий |
9000 |
26 "Общехозяйственные расходы" |
23 "Вспомогательные производства" |
|
Сумма, руб. |
1800 |
|||
Итого по цеху №2 |
5800 |
|
|
|
Содержание зданий заводоуправления |
12000 |
26 "Общехозяйственные расходы" |
23 "Вспомогательные производства" |
|
Сумма, руб. |
2400 |
|||
Всего |
21600 |
|
|
|
1 |
Списаны инструменты и приспособления хозяйственного назначения |
|
|
|
специнструменты и приспособления для оборудования |
8200 |
25 "Общепроизводственные расходы" |
10 "Материалы" |
|
хозяйственный инвентарь для цеха |
2700 |
|||
2 |
Специнструменты для оборудования |
3100 |
25 "Общепроизводственные расходы" |
|
Хозяйственный инвентарь для цеха |
500 |
|||
Заводоуправление: разные приспособления |
1980 |
26 "Общехозяйственные расходы" |
||
1 |
Получены из производства и оприходованы изделия: А, шт. |
2490 |
|
|
по плановой себестоимости, руб. |
298800 |
43 "Готовая продукция" |
40 "Выпуск продукции" |
|
Б, шт. |
2460 |
|
|
|
по плановой себестоимости, руб. |
253380 |
43 "Готовая продукция" |
40 "Выпуск продукции" |
|
Реализованы изделия: А шт. |
2490 |
|
|
|
по плановой себестоимости |
298800 |
90 "Продажи" |
43 "Готовая продукция" |
|
Б, шт. |
2460 |
|
|
|
по плановой себестоимости |
253380 |
90 "Продажи" |
43 "Готовая продукция" |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Счета-фактуры и платежные требования - поручения за январь
|
|
|
|
|
Отражена выручка и задолженность покупателей за реализованные изделия: А (170 руб. за одно изделие, включая НДС) |
423300 |
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" |
90 "Продажи" |
|
Бюджету начислен НДС, 18% |
64571 |
90 "Продажи" |
68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" |
|
Б (146 руб. за одно изделие, включая НДС) |
359160 |
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" |
90 "Продажи" |
|
|
Бюджету начислен НДС, 18% |
54787 |
90 "Продажи" |
68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" |
Оказаны услуги автотранспорта сторонней организацией по доставке продукции покупателям: А |
5100 |
44 "Расходы на продажу" |
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
|
Б |
4650 |
44 "Расходы на продажу" |
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
|
Отражен НДС, 18% |
1755 |
19 "НДС по приобретенным ценностям" |
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
|
Списаны: расходы на продажу на реализованную продукцию |
9750 |
90 "Продажи" |
44 "Расходы на продажу" |
|
Зачислена на расчетные счета выручка за реализованные изделия: А |
423300 |
51 "Расчетный счет" |
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" |
|
Б |
359160 |
51 "Расчетный счет" |
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" |
|
Начислено автотранспортной организации за доставку продукции |
11700 |
44 "Расходы на продажу" |
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
|
Предъявлена к вычету сумма НДС |
1755 |
68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" |
19 "НДС по приобретенным ценностям" |
|
Бюджету перечислена сумма НДС |
117603 |
68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" |
51 "Расчетный счет" |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Перечислено энергосбыту за полученную электроэнергию |
21600 |
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
51 "Расчетный счет" |
|
2 |
Списаны расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы по цеху № 2 на затраты паросилового цеха (сумму определите в ведомости Ф. № 12 цеха №2) |
23165 |
23 "Вспомогательные производства" |
25 "Общепроизводственные расходы" |
2 |
Исчислите себестоимость 1 тыс. г/ кал, оказанных услуг паросилового цеха потребителям и спишите на объекты учета затрат |
16,8 |
|
|
Себестоимость 1 тыс. г/кал оказанных услуг паросилового цеха определим следующим образом.
Всего затраты паросилового цеха составили 33600 руб. (согласно ведомости затрат по цеху 2). При этом выработано всего 2000 тыс. г/кал. Таким образом, себестоимость 1 тыс. г/кал составит 33600/2000 = 16,8 руб.
Таблица 6
|
Справка главного
технолога об использовании пара в январе |
||
Потребители услуг |
Отпущено пара |
||
тыс. г/ кал |
сумма |
||
Цеховые расходы цеха № 1 |
1750 |
30153 |
|
Содержание здания общезаводского назначения |
250 |
4308 |
|
Итого |
2000 |
34460 |
|
Предусмотрено по бизнес-плану |
2100 |
36200 |
|
При расходе на цех 1 170 тыс. г/кал сумма расходов по счету 23, распределенную на счет 20 составит 29400 руб., а на счет 26 = 250 *16,8 = 4200 руб.
Распределение общепроизводственных расходов осуществляется пропорционально основной заработной плате рабочих. Всего заработная плата составляет 77980 руб. (с учетом брака). Тогда, к примеру, расходы по содержанию оборудования распределятся так:
По изделию А: 36171 руб. / 77980 руб. * 40200 руб. = 18647 руб. Аналогичным образом определяем другие расходы.
Общехозяйственные расходы определим исходя из основной заработной платы производственных рабочих без учета брака, то есть суммы 77 600 руб.
Тогда, по изделию А: 22737 руб. / 77600 руб. * 40200 руб.= 11779 руб.
Далее определим корреспонденцию счетов и заполним ведомости учета затрат.
Таблица 7
Ведомость распределения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, целевых и общезаводских расходов |
|||||
№ п/п |
Наименование изделий |
Основная заработная плата производ-ственных рабочих |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
Цеховые расходы |
Общезаводские расходы |
А |
40200 |
18647 |
9949 |
11721 |
|
2 |
Б |
37400 |
17348 |
9256 |
10905 |
3 |
Брак изделия А |
204 |
95 |
50 |
59 |
4 |
Брак изделия Б |
176 |
82 |
44 |
51 |
|
Итого |
77980 |
36171 |
19299 |
22737 |
|
Процент распределения косвенных расходов |
|
46 |
25 |
29 |
Таблица 8
№ п/п |
Содержание операции |
Сумма |
Дт |
Кт |
1. |
Списан использованный пар паросилового цеха № 2 на: цеховые расходы цеха № 1 |
29400 |
20 "Основное производство" |
23 "Вспомогательное производство" |
Содержание зданий общезаводского характера |
2400 |
26 "Общехозяйственные расходы" |
23 "Вспомогательное производство" |
|
1. |
Распределите расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, цеховые и общезаводские расходы |
|
20 «Основное производство» |
25 «Общепроизвод-ственные расходы» |
Спишите распределенные расходы по содержанию и эксплуатации оборудования на изделия: |
|
20 «Основное производство» |
25 «Общепроизвод-ственные расходы» |
|
А |
18647 |
|
|
|
Б |
17348 |
|
|
|
на брак изделия: |
|
28 «Брак в производстве» |
25 «Общепроизвод-ственные расходы» |
|
А |
95 |
|
|
|
Б |
82 |
|
|
|
цеховые расходы на изделия: |
|
20 «Основное производство» |
25 «Общепроизвод-ственные расходы» |
|
А |
9949 |
|
|
|
Б |
9256 |
|
|
|
на брак изделия: |
|
28 «Брак в производстве» |
25 «Общепроизвод-ственные расходы» |
|
А |
50 |
|
|
|
Б |
43 |
|
|
|
общезаводские расходы на изделия: |
|
20 «Основное производство» |
26 «Общехозяйственные расходы» |
|
А |
11779 |
|
|
|
Б |
10958 |
|
|
Таблица 9
Ведомость затрат по цеху №2 (ф.№12) за январь 200_г. |
|||||||||||
Кредитуемые счета Дебетуемые счета и статьи аналитического учета |
02 |
10 |
20 |
23 |
25 |
96 |
69 |
70 |
Суммы, отраженные в других журналах -ордерах |
Итого за месяц |
По смете |
1 |
2 |
3 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Счет 23 |
|
6000 |
|
|
23165 |
|
915 |
3520 |
21600 |
55200 |
|
Итого |
|
6000 |
|
|
23165 |
|
915 |
3520 |
21600 |
55200 |
|
Счет 28 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Счет 25 1. Содержание и эксплуатация оборудования |
2000 |
4600 |
|
4000 |
|
2500 |
286 |
1100 |
|
14486 |
|
2. Содержание зданий |
1500 |
1300 |
|
1800 |
|
2000 |
229 |
880 |
|
7709 |
|
3. Содержание аппарата управления цеха |
|
|
|
|
|
|
200 |
770 |
|
970 |
|
Итого |
3500 |
5900 |
|
5800 |
|
4500 |
715 |
2750 |
|
23165 |
|
Всего |
3500 |
11900 |
0 |
5800 |
23165 |
4500 |
1630 |
6270 |
21600 |
78365 |
|
Таблица 10
Ведомость учета общехозяйственных расходов (форма №15) за январь 200_г. |
||||||||||
Дебетуемые счета и статьи аналитического учета |
Кредитуемые счета |
Суммы из разных журналов-ордеров |
Итого за месяц |
По смете |
||||||
02 |
10 |
23 |
97 |
69 |
70 |
96 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
К счету 26 1. Заработная плата аппарата управления |
|
|
|
|
1344 |
5170 |
|
|
6514 |
|
2. Содержание зданий |
|
2480 |
2400 |
|
|
|
|
|
4880 |
|
3. Амортизация основных средств |
2500 |
|
|
|
|
|
|
|
2500 |
|
4. Отчисления в ремонтный фонд |
|
|
|
|
|
|
3000 |
|
3000 |
|
5. Прочие расходы |
|
3843 |
|
2000 |
|
|
|
|
5843 |
|
Итого |
2500 |
6323 |
2400 |
2000 |
1344 |
5170 |
3000 |
|
22737 |
|
К счету 97 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 11
Ведомость затрат по цеху №1 (ф.№12) за январь 200_г. |
|||||||||||||
Кредитуемые счета Дебетуемые счета и статьи аналитического учета |
02 |
10 |
26 |
20 |
23 |
25 |
28 |
69 |
70 |
Суммы, отраженные в других журналах - ордерах |
96 |
Итого за месяц |
По смете |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Счет 20 |
218175 |
22737 |
|
33600 |
55470 |
|
22193 |
85360 |
|
|
437535 |
|
|
Итого |
|
218175 |
22737 |
|
33600 |
55470 |
|
22193 |
85360 |
|
|
437535 |
|
Счет 28 |
|
|
|
2906 |
|
|
|
|
|
|
2906 |
|
|
Итого |
|
|
|
2906 |
|
|
|
|
|
|
2906 |
|
|
Счет 25 1. Содержание и эксплуатация оборудования |
4000 |
5775 |
|
|
9000 |
|
|
10696 |
2200 |
|
4500 |
36171 |
|
2. Содержание зданий цеха |
3000 |
5525 |
|
|
4400 |
|
|
166 |
638 |
|
3500 |
17229 |
|
3. Содержание аппарата управления цеха |
|
|
|
|
|
|
|
200 |
1870 |
|
|
2070 |
|
Итого |
7000 |
11300 |
|
|
13400 |
|
|
11062 |
4708 |
|
8000 |
55470 |
|
Всего |
7000 |
229475 |
22737 |
2906 |
47000 |
55470 |
0 |
33255 |
90068 |
0 |
8000 |
495911 |
|
Таблица 12
Расчет стоимости брака
№ п/п |
Наименование статей |
Затраты по акту 35 |
Затраты по акту 38 |
Итого |
1 |
Материалы |
1260 |
808 |
2068 |
2 |
ТЗР (5,0%) |
63 |
40 |
103 |
3 |
Возвратные отходы (3,0%) |
38 |
24 |
62 |
|
Итого материалы |
1285 |
824 |
2109 |
4 |
Основная заработная плата производственных рабочих |
204 |
176 |
380 |
5 |
Дополнительная заработная плата производственных рабочих (10%) |
20 |
18 |
38 |
6 |
Отчисления на социальные нужды (26 %) |
58 |
50 |
109 |
7 |
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования |
95 |
82 |
177 |
8 |
Общепроизводственные расходы |
50 |
43 |
93 |
|
Итого цеховая себестоимость окончательного неисправленного брака |
1713 |
1193 |
2906 |
Корреспонденция счетов будет следующая.
Таблица 13
Потери от неисправимого брака
№ п/п |
Содержание операций |
Сумма, |
Корреспондирующие счета |
|
руб |
дебет |
кредит |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Списана сумма окончательного неисправимого брака |
28 «Брак в производстве» |
20 «Основное производство» |
|
|
Изделий: |
|
|
|
А |
1713 |
|
|
|
Б |
1193 |
|
|
|
2. |
Удержано с заработной платы рабочих: |
|
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
28 «Брак в производстве» |
Продолжение таблицы 13
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А |
350 |
|
|
|
Б |
285 |
|
|
|
3. |
Претензия к поставщику недоброкачественного сырья и материалов: |
|
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
28 «Брак в производстве» |
А |
940 |
|
|
|
Б |
620 |
|
|
|
4. |
Потери от окончательного неисправимого брака |
|
|
|
А |
423 |
|
|
|
Б |
288 |
|
|
Таблица 14
Карточка аналитического учета производственных затрат по изделию А |
||||||
Статьи затрат |
Незавер-шенное производ-ство на 1 01.19г. |
Затраты за текущий месяц |
Списано |
|||
Итого затрат с остатком |
себестоимость окончательного брака |
себестоимость товарного выпуска |
НЗП |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Сырье и материалы |
21200 |
110800 |
132000 |
|
132000 |
|
ТЗР |
1060 |
5540 |
6600 |
|
6600 |
|
Возвратные отходы (-) |
160 |
840 |
1000 |
|
1000 |
|
Итого материалов |
22100 |
115500 |
137600 |
|
137600 |
|
Основная заработная плата производственных рабочих |
8900 |
40200 |
49100 |
|
49100 |
|
Дополнительная заработная плата производственных рабочих |
890 |
4020 |
4910 |
|
4910 |
|
Отчисления на социальные нужды |
3769 |
11497 |
15266 |
|
15266 |
|
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
4005 |
18647 |
22652 |
|
22652 |
|
Продолжение таблицы 14
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общепроизводственные расходы |
5874 |
9949 |
15823 |
|
15823 |
|
Общехозяйственные расходы |
3204 |
11779 |
14983 |
|
14983 |
|
Потери от брака |
|
1713 |
1713 |
1290 |
423 |
|
Итого |
71162 |
330485 |
239395 |
|
238105 |
|
Таблица 15
Карточка аналитического учета производственных затрат по изделию Б |
||||||
Статьи затрат |
Незавершенное производство на 1.01.19г. |
Затраты за текущий месяц |
Итого затрате остатком |
Списано |
||
себестоимость окончательного брака |
себестоимость товарного выпуска |
незавершеное производство |
||||
Сырье и материалы |
19500 |
98500 |
118000 |
|
118000 |
|
ТЗР |
975 |
4925 |
5900 |
|
5900 |
|
Возвратные отходы (-) |
75 |
750 |
825 |
|
825 |
|
Итого материалов |
20400 |
102675 |
123075 |
|
123075 |
|
Основная заработная плата производственных рабочих |
7800 |
37400 |
45200 |
|
45200 |
|
Дополнительная заработная плата производственных рабочих |
780 |
3740 |
4520 |
|
4520 |
|
Отчисления на социальные нужды |
3303 |
10696 |
13999 |
|
13999 |
|
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
3510 |
17348 |
20858 |
|
20858 |
|
Общепроизводственные расходы |
5148 |
9256 |
14404 |
|
14404 |
|
Общехозяйственные расходы |
2808 |
10958 |
13766 |
|
13766 |
|
Потери от брака |
|
1193 |
1193 |
905 |
288 |
|
Итого |
64299 |
194766 |
237015 |
|
236110 |
|
Таблица 16
Калькуляция себестоимости выпущенных изделий по статьям себестоимости за январь 200_г. |
||||
Статьи затрат |
Изделие А |
Изделие Б |
||
на выпуск |
на единицу |
на выпуск |
на единицу |
|
Сырье и материалы |
132000 |
53,0 |
118000 |
48,0 |
ТЗР |
6600 |
2,7 |
5900 |
2,4 |
Возвратные отходы (-) |
1000 |
0,4 |
825 |
0,3 |
Итого материалов |
137600 |
55,3 |
123075 |
50,0 |
Основная заработная плата производственных рабочих |
49100 |
19,7 |
45200 |
18,4 |
Дополнительная заработная плата производственных рабочих |
4910 |
2,0 |
4520 |
1,8 |
Отчисления на социальные нужды |
15266 |
6,1 |
13999 |
5,7 |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
22652 |
9,1 |
20858 |
8,5 |
Общецеховые расходы |
15823 |
6,4 |
14404 |
5,9 |
Общехозяйственные расходы |
14983 |
6,0 |
13766 |
5,6 |
Потери от брака |
423 |
0,2 |
288 |
0,1 |
Производственная себестоимость |
238105 |
96 |
236110 |
96 |
Внепроизводственные расходы |
24900 |
5526 |
||
Полная себестоимость |
263005 |
160,8 |
241636 |
146,7 |
Оптовая цена |
358560 |
144 |
305040 |
124 |
Прибыль |
95555 |
|
63404 |
|
Как видно из таблицы 16, получен убыток и по изделию А, и по изделию Б. Оптовая цена взята за минусом НДС 18%. То есть 170 – НДС = 144 руб., 146 – НДС = 124руб.
Отклонения от плановой себестоимости составили:
По изделию А : 263005 – 2500*120 = -36995 руб.
По изделию Б: 362926 – 2480*103 = -13804 руб.
На эти суммы делаем сторно по Дт счета 90 и Кт счета 40.
Таблица 17
Ведомость учета реализации продукции А |
|||||||||
Месяц |
Текст |
Дебет счета 90 |
Кредит счета 90 |
||||||
кол-во |
Производствен-ная себестоимость продукции, руб. |
расходы на продажу |
НДС, руб. |
итого, руб. |
кол-во |
Выру-чка от продажи продукции, руб. |
итого |
||
январь |
Реализовано покупателю |
2490 |
263005 |
11282 |
64571 |
338858 |
2490 |
423300 |
423300 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 18
Ведомость учета реализации продукции Б |
|||||||||
Месяц |
Текст |
Дебет счета 90 |
Кредит счета 90 |
|
|||||
кол-во |
производственная себестоимость продукции, руб. |
расходы на продажу |
НДС, руб. |
итого руб. |
кол-во |
выручка от продажи продукции, руб. |
итого |
||
январь |
Реализовано покупателю |
2460 |
241636 |
10168 |
54787 |
306591 |
2460 |
359160 |
359160 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 19
Оборотная ведомость по синтетическим счетам за январь 2000г. |
||||||
Наименование и шифр счета |
Сальдо на 01.01.200 г. |
Оборот за январь |
Сальдо на 01.01.200 г. |
|||
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
01. "Основные средства" |
4274935 |
|
0 |
0 |
4274935 |
|
02. "Амортизация основных средств" |
|
406000 |
|
13000 |
|
419000 |
10. "Материалы" |
1048500 |
|
1590 |
247698 |
802392 |
|
19 "НДС по приобретенным ценностям" |
|
|
1755 |
1755 |
|
|
20."Основное производство" |
92491 |
|
437535 |
530026 |
|
|
Продолжение таблицы 19
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
23."Вспомогательные производства" |
|
|
55200 |
55200 |
|
|
25."Общепроизводственные расходы" |
|
|
78635 |
78635 |
|
|
26."Общехозяйственные расходы |
|
|
22737 |
22737 |
|
|
28."Брак в производстве" |
|
|
2906 |
2906 |
|
|
40. "Выпуск продукции (работ, услуг)" |
|
|
762513 |
762513 |
|
|
43."Готовая продукция" |
|
|
552180 |
552180 |
|
|
44."Расходы на продажу" |
|
|
21450 |
21450 |
|
|
50."Касса" |
1500 |
|
|
|
1500 |
|
51. "Расчетные счета" |
40000 |
|
782460 |
139203 |
683257 |
|
60."Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
|
|
21600 |
23205 |
|
1605 |
62."Расчеты с покупателями и заказчиками" |
|
|
782460 |
782460 |
|
|
68."Расчеты по налогам и сборам" |
|
|
119358 |
119358 |
|
0 |
69."Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" |
|
62000 |
|
36229 |
|
98229 |
70. "Расчеты с персоналом по оплате труда" |
|
155000 |
635 |
101508 |
|
255873 |
76."Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" |
|
|
1560 |
|
1560 |
|
80."Уставный капитал" |
|
4846426 |
|
|
4846426 |
|
90."Продажи" |
|
|
782460 |
782460 |
|
|
96."Резервы предстоящих расходов" |
|
|
|
15500 |
|
15500 |
97."Расходы будущих периодов" |
12000 |
|
|
2000 |
10000 |
|
99."Прибыли и убытки" |
|
|
|
137011 |
|
137011 |
Итого |
5469426 |
5469426 |
4427034 |
4427034 |
5773644 |
5773644 |
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000).
2. Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Принят ГД ФС 23.02.1996.
3. Приказ Минфина РФ 31.10.2000 г. №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению».
4. Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет. 2003. – 324 с.
5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.; Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2002. – 266 с.
6. Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.
[1] Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет. 2003. – 32 с.
[2] Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет. 2003. – 48 с.
[3] Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.-с. 28.
[4] Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.-с.31
[5] Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.-84с.