Содержание

 

1. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета. 3

2. Задача. 11

Список литературы.. 32

1. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета

Бухгалтерский учет - это система измерения, обработки, оценки и передачи финансовой информации о хозяйственном субъекте заинтересованным пользователям. Пользователи информации различны, информация используется для различных целей. Бухгалтерский учет, с точки зрения предоставления информации, подразделяется на управленческий и финансовый учет.

Финансовый учет предоставляет информацию, прежде всего, государственным органам и структурам (в налоговые службы, вышестоящие органы и др.) - внешним пользователям, для контроля за деятельностью предприятия[1].

Управленческий учет - система управления прибылью и издержками. Управленческий учет обеспечивает информацией внутренних пользователей (руководителям структурных подразделений и др.) для анализа хозяйственной деятельности, контроля, планирования.

В управленческом учете формируется внутренняя информация предприятия об издержках производства. Издержки производства при этом учитываются по видам, статьям затрат, местам их возникновения, т.е. по структурным подразделениям, а также по центрам ответственности (кто отвечает за соответствующие издержки).

Управленческий учет является логическим следствием развития бухгалтерского учета, его эволюции. Усложнение хозяйственных связей и механизм рыночных отношений, появление новых инструментов рынка, методов и средств управления производственно-хозяйственной деятельности вызвали необходимость дополнительной информации, обеспечивающей успешное функционирование предприятия в этих условиях. Существенные изменения произошли в технике, технологии и организации производства. Появилось больше разновидностей продукции, способов ее изготовления, вариантов их сочетания. Затраты и, во многом, результаты деятельности сейчас определяются не столько индивидуальными усилиями, умением человека, а уровнем технического совершенства, экономичностью работы, производительностью используемых машин и оборудования. Количество вариантов решения возникающих проблем выросло, возросла и цена неправильного управленческого решения. Очевидно, что для внутреннего (внутризаводского, внутрифабричного ит. п.) управления нужна новая система формирования информации для анализа, выбора и обоснования таких решений.

Появилась необходимость в переориентации основной цели бухгалтерского учета на удовлетворение внутренних потребностей фирмы. Бухгалтерский учет разделился на финансовый и управленческий, причем в финансовом учете постепенно обособляется и управленческая функция[2].

Необходимость обособления данных управленческого учета в самостоятельную систему во многом связана с усилением требований к сохранению коммерческой тайны деятельности организации, обстоятельств, при которых принимаются те или иные решения. Показатели финансовой отчетности доступны если не для всех, то для многих. Это можно отнести и к финансовому учету, открытому для проверок налоговых органов, ревизоров общества, аудиторов и т. п. Система формирования финансовой отчетности должна быть прозрачной, доступной для понимания компетентным пользователем.

Иное дело - учет для управления, его данные - коммерческая тайна не только для внешних пользователей, но и для управленческого персонала самого предприятия, не имеющего прямого отношения к решению данной проблемы.

Мировое сообщество преодолело многие проблемы управленческого учёта и сориентировало его в первую очередь на конечный результат работы предприятия. Постепенно произошла интеграция прогнозирования и учёта. Это привело к тому, что сейчас в управленческом учёте активно используются стандарты, сметы, нормы, благодаря чему одновременно с определением результатов по изделиям, заказам, центрам ответственности, сегментам деятельности, включающим маркетинговые образования - зоны и каналы реализации, категории клиентов, можно проводить оперативный анализ отклонений от заранее рассчитанных показателей.

Расширение управленческих функций учёта привело к изменению аналитической бухгалтерии и превращению её в управленческую. Основной особенностью управленческого учёта является использование его данных в системе управления. Основа управленческого учета – учет затрат, реализации (выпуска) и результата по сегментам деятельности. Сегмент деятельности – это экономическая и информационная единица, в рамках которой регулярно соизмеряются возможности и фактическая их реализация по доходам, расходам и результатам. Сегментами деятельности наряду с традиционными (готовые изделия, центры ответственности, заказы) выступают типы и классы покупателей, каналы распределения, географические зоны реализации, потребность в продукте и др.

Практически во всех ранних системах учёта (операционной, на основе единого счёта товаров, на базе счёта "Производство", интегрированной производственной, аналитической и управленческой) затратами и себестоимостью управляли по данным о полной себестоимости.

Содержание понятия "управленческий учет" в разных странах различное. Впервые его начали использовать авторы, пишущие на английском языке. В Германии этим термином не пользуются вообще, предпочитая называть соответствующий учебный курс и практическое дело "Исчисление затрат и результатов". Соответственно область планирования, учета, контроля и анализа издержек ограничивается в основном выручкой от продаж и затратами текущего года. В англоязычных странах (США, Англии, Канаде) управленческий учет рассматривают шире. В его сферу входят финансовые и производственные инвестиции, результаты их использования. Во Франции предпочитают иметь дело с понятием "маржинальный учет" и ограничивают его поиском и обоснованием управленческих решений на перспективу с использованием показателей маржинальной прибыли.

Наиболее существенные различия между финансовым и управленческим учетом сводятся к следующему.

 Финансовый учет предназначен для составления бухгалтерской отчетности установленной формы и содержания, в основном ориентированной на внешних пользователей. Цель управленческого учета - обеспечение менеджеров организации информацией, необходимой для решения внутренних задач управления фирмой.

Финансовый учет обязателен для предприятия, управленческий учет - нет. Обязанность вести финансовый учет с использованием аналитических счетов определена Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.96 139-ФЗ "О бухгалтерском учете", действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ. Вопрос о том, вести ли на предприятии управленческий учет, решает сама организация. Сбор и обработка информации для управления считаются целесообразными, если ее ценность для управления выше затрат на получение соответствующих данных.  

Финансовый учет охватывает все хозяйственные операции предприятия, но это - учет факта, прогнозные величины бухгалтерский учет не включает. Управленческий учет - это главным образом учет затрат и результатов, выявление отклонений от оптимального использования хозяйственных средств. Обе разновидности учета для управления включают расчетные ожидаемые, прогнозные плановые величины[3].

Финансовый учет должен осуществляться в соответствии с нормативными документами Правительства РФ и органов, которым предоставлено право регулировать бухгалтерский учет. За нарушение методологии финансового учета предусмотрена ответственность по закону. Методология управленческого учета государственными органами и законодательством не регламентируется. Управленческий учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитывающим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач.

Пользователями информации финансового учета и отчетности являются в основном собственники, кредиторы, инвесторы, налоговые органы, внебюджетные фонды, органы государственной власти, т. е. внешние потребители. Персонально их состав неизвестен предприятию и всем представляют одни и те же данные, содержащиеся в финансовой отчетности. Информация управленческого учета предназначена для руководителей предприятия (менеджеров) разного уровня полномочий и ответственности. Естественно, каждому из них необходим индивидуальный перечень учетных данных для управления, соответствующий его правам и обязанностям. 

Финансовый учет ведется в целом по предприятию, рассматривает его, как единый хозяйственный комплекс. Затраты и результаты деятельности, расчеты с поставщиками и покупателями, налоги и другие обязательные платежи, резервы и целевые поступления учитывают в обобщенных по организации суммах, не подразделяя их по видам деятельности, структурным подразделениям и т.п. Управленческий учет ведется по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений и лишь при необходимости обобщается в целом по предприятию.

Различны не только содержание, но и периодичность, и сроки представления отчетности. В финансовом учете отчетность может быть составлена по итогу за месяц, квартал, год, время ее представления – спустя несколько дней, недель, месяцев[4]. В управленческом учете периодичность представления соответствующих данных - ежедневная, недельная, месячная. Часть отчетных данных формируется по мере потребности в них или к определенному, заранее установленному сроку.

Информация финансового учета характеризует результат свершившихся фактов и хозяйственных операций за минувший период, отражает их по принципу "как это было". Данные управленческого учета ориентируются на решение "как это должно быть" и контроль исполнения принятого решения[5]. Учет фактических величин для управленческого учета тоже важен, но в основном как база для принятия решений и анализа их эффективности. Поскольку управленческий учет не отменяет финансовый, он пользуется его информацией о фактических затратах и результатах деятельности, изменении стоимости активов и источников их формирования, долговых обязательствах и т. п. Разной может быть точность финансового и управленческого учета, исчисления показателей их отчетности. Данные финансового учета должны быть довольно точными, иначе внешние пользователи отнесутся с недоверием к содержанию бухгалтерской отчетности. В управленческом учете допустимы приблизительные оценки, вероятностные расчеты, ориентировочные показатели. Здесь точность может не играть решающей роли, а первостепенное значение приобретает быстрота получения информации для управления, ее многовариантность, удобство пользования.

В конечном счете, управленческий учет в отличие от финансового – учет не фактической величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и обязательств, а учет факторов, обстоятельств и условий, влияющих на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации. Его цель - дать информацию для принятия решений по управлению экономикой предприятия и проверить эффективность выполнения принятых решений.

Основные сравнительные характеристик управленческого и финансового учета приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные характеристики управленческого и финансового учета

Область сравнения

Управленческий учет

Финансовый учет

1

2

3

4

1

Обязательность ведения учета

Не обязательный учет - по решению администрации предприятия

По законодательству

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

2

Цель учета

Оказание помощи менеджерам для управления хозяйственной деятельностью предприятия

Составление отчета для предоставления их вне организации

3

Степень ответственности

Как правило, ответственности никакой

Уголовной ответственности нет. Увольнение.

4

Базисная структура учета

Зависит от целей использования информации

АКТИВЫ=ПАССИВЫ + Уставный капитал

5

Пользователи информацией

Менеджеры предприятия

Лица и организации вне предприятия

6

Временная соотнесенность информации

Анализ свершившегося и прогноз будущего

Информация об уже свершившихся фактах

7

Виды систем учета

Любая система, удовлетворяющая информационные потребности управления

Система двойной записи

8

Степень точности информации

Точной оценки не требует

Высокая точность информации (допускаются округления)

9

Частота (периодичность) отчетности

Информация нужна по мере надобности

Квартальная, полугодовая, годовая отчетность и т.д.

10

Сроки предоставления отчетов

Сразу по истечении, какого - то времени. До наступления какого-то события.

Квартальная отчетность - опоздание месяц, годовая - 3 месяца

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

11

Объект отчетности

По структурным отделениям, центрам ответственности. Степень детализации зависит от цели управления

Объектом являются все предприятия в целом

12

Используемые измерители

Денежные и натуральные единицы измерения, исчисленные по текущей или будущей стоимости

Денежные единицы по курсу, действующему на момент совершения операции

2. Задача

Определите сумму транспортно - заготовительных расходов на изготовление изделий, содержание оборудования, цеха и заводоуправления.

Определите сумму дополнительной заработной платы производственных рабочих в размере 10% от начисленной основной заработной платы. Отчисления на социальные нужды производятся по действующим тарифам от суммы основной и дополнительной заработной платы, начисленной по цеху.

Решение

Определим транспортно-заготовительные расходы исходя из условия, что средний процент этих расходов составляет 5%. То есть при определении транспортно-заготовительных расходов на изготовление изделия А составит 110800*5%/100%= 5540 руб., изделия Б – 98500*5%/100%=4925 руб., на содержание оборудования – 5500*5%/100%=275 руб., содержания цеха и заводоуправления – 4500*5%/100%=225 руб.

Таблица 2

Хозяйственные операции за январь 19__г.

№ цеха

Содержание операций

Сумма, руб

Дт

Кт

1

2

3

4

5

1

Списаны основные материалы, израсходованные на изготовление изделий: А

110800

20 «Основное производство

10 «Материалы»

Транспортно- заготовительные расходы

5540

20 «Основное производство

10 «Материалы»

Б

98500

20 «Основное производство

10 «Материалы»

Транспортно- заготовительные расходы

4925

20 «Основное производство

10 «Материалы»

Возвратные отходы (-) А

840

10 «Материалы»

20 «Основное производство

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

Б

750

10 «Материалы»

20 «Основное производство

Итого А

115500

Итого Б

102675

Эксплуатация оборудования

5500

25 «Общепроизводственные расходы

10 «Материалы»

Транспортно- заготовительные расходы

275

25 «Общепроизводственные расходы

10 «Материалы»

Содержание зданий

4500

25 «Общепроизводственные расходы

10 «Материалы»

Транспортно- заготовительные расходы

225

25 «Общепроизводственные расходы

10 «Материалы»

2

Списано на паросиловой цех

6000

23 «Вспомогательное производство»

10 «Материалы»

Эксплуатация оборудования цеха

1500

25 «Общепроизводственные расходы»

10 «Материалы»

Содержание зданий цеха

800

25 «Общепроизводственные расходы»

10 «Материалы»

Заводоуправление

3843

26 «Общехозяйственные расходы»

10 «Материалы»

Содержание зданий

500

26 «Общехозяйственные расходы»

10 «Материалы»

Определим сумму дополнительной заработной платы производственных рабочих в размере 10% от основной заработной платы. То есть каждую статью начисленной основной заработной платы умножаем на 10%.

Таблица 3

Начисление заработной платы

№ цеха

Основная заработная плата

Сумма, руб.

Дополнительная заработная плата

Сумма, руб.

1

2

3

4

5

1

Начислена заработная плата за изготовление изделий: А

40200

Начислена заработная плата за изготовление изделий: А

4020

Б

37400

Б

3740

Эксплуатация оборудования

2000

Эксплуатация оборудования

200

Содержание аппарата управления

1700

Содержание аппарата управления

170

Содержание зданий

580

Содержание зданий

58

Итого по цеху №1

81880

Итого по цеху №1

8188

2

Начислена заработная плата и отнесена на паросиловой цех

3200

Начислена заработная плата и отнесена на паросиловой цех

320

Эксплуатация оборудования

1000

Эксплуатация оборудования

100

Содержание аппарата управления

700

Содержание аппарата управления

70

Содержание зданий

800

Содержание зданий

80

Итого по цеху №2

5700

Итого по цеху №2

570

Заводоуправление:

 

Заводоуправление:

 

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

содержание аппарата управления

3500

содержание аппарата управления

350

содержание зданий

1200

содержание зданий

120

Итого

4700

Итого

470

Всего

92280

Всего

9228

Теперь определим отчисления на социальные нужды в размере 26% от суммы начисленной заработной платы.

Таблица 4

Отчисления на социальные нужды и прочие расходы

№ цеха

Содержание операций

Сумма

Дт

Кт

1

2

3

4

5

1

Начислена дополнительная заработная плата в размере 10% от начисленной зарплаты и отнесена на изделия: А

4020

20 «Основное производство»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Б

3740

20 «Основное производство»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Эксплуатация оборудования

200

25 «Общепроизводственные расходы»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Содержание аппарата управления

170

26 «Общехозяйственные расходы»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Содержание зданий

58

26 «Общехозяйственные расходы»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Итого по цеху № 1

8188

2

Начислена дополнительная заработная плата и отнесена на паросиловой цех №2

320

23 «Вспомогательное производство»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Эксплуатация оборудования

100

25 «Общепроизводственные расходы»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Содержание аппарата управления

70

26 «Общехозяйственные расходы»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Содержание зданий

80

26

70 «Расчеты с

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

«Общехозяйственные расходы»

персоналом по оплате труда»

Итого по цеху №2

570

Заводоуправление:

 

26 «Общехозяйственные расходы»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

содержание аппарата управления

350

26 «Общехозяйственные расходы»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

содержание зданий

120

26 «Общехозяйственные расходы»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Итого

470

Всего

9228

1

Произведены отчисления на социальные нужды в размере 26% и отнесены на изделия: А

11497

20 «Основное производство»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Б

10696

20 «Основное производство»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Эксплуатация оборудования

572

25 «Общепроизводственные расходы»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Содержание аппарата управления

200

25 «Общепроизводственные расходы»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Содержание зданий

166

25 «Общепроизводственные расходы»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Итого по цеху № 1

23194

2

Произведены отчисления на социальные нужды и отнесены на паросиловый цех

 915

23 «Вспомогательное производство»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Эксплуатация оборудования

286

25 «Общепроизводственные расходы»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Содержание аппарата управления

200

25 «Общепроизводственные расходы»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Содержание зданий

229

25

69 «Расчеты по

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

«Общепроизводственные расходы»

социальному страхованию и обеспечению»

Итого по цеху №2

1630

Заводоуправление:

 

26 «Общехозяйственные расходы»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

содержание аппарата управления

1001

26 «Общехозяйственные расходы»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

содержание зданий

343

26 «Общехозяйственные расходы»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Итого

1344

Всего

26168

Списаны расходы на подписку на периодическую печать

2000

26 «Общехозяйственные расходы»

97 «Расходы будущих периодов»

1

Начислена амортизация на содержание и эксплуатацию оборудования

4000

25 «Общепроизводственные расходы»

02 «Амортизация основных средств»

Содержание зданий цеха

3000

25 «Общепроизводственные расходы»

02 «Амортизация основных средств»

Итого по цеху № 1

7000

2

Эксплуатация оборудования

2000

25 «Общепроизводственные расходы»

02 «Амортизация основных средств»

Содержание зданий цеха

1500

25 «Общепроизводственные расходы»

02 «Амортизация основных средств»

Итого по цеху №2

3500

02 «Амортизация основных средств»

Заводоуправление

 

26 «Общехозяйственные расходы»

02 «Амортизация основных средств»

Содержание зданий

2500

26 «Общехозяйственные

02 «Амортизация

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

Всего

13000

расходы»

основных средств»

1

Произведены отчисления в ремонтный фонд на: содержание оборудования и транспортных средств

4500

25 «Общепроизводственные расходы»

96 «Резервы предстоящих расходов»

содержание зданий цеха

3500

25 «Общепроизводственные расходы»

96 «Резервы предстоящих расходов»

2

Итого по цеху № 1

8000

Содержание оборудования

2500

25 «Общепроизводственные расходы»

96 «Резервы предстоящих расходов»

Содержание зданий цеха

2000

25 «Общепроизводственные расходы»

96 «Резервы предстоящих расходов»

Итого по цеху №2

4500

Содержание зданий заводоуправления

3000

26 «Общехозяйственные расходы»

96 «Резервы предстоящих расходов»

 

Всего  

15500

Таблица 5

Хозяйственные операции по потребленной электроэнергии и реализации продукции

№ цеха

Содержание операций

Сумма, руб.

Дт

Кт

1

2

3

4

5

1

Получена электроэнергия от электросбыта, руб.

21600

23 "Вспомогательные производства"

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Списана стоимость электроэнергии на потребителей услуг, кВт/ч.

108000

 

 

Содержание и эксплуатация оборудования

45000

25 "Общепроизводственные расходы"

23 "Вспомогательные производства"

Сумма, руб.

9000

Содержание зданий

22000

26 "Общехозяйственные расходы"

23 "Вспомогательные производства"

Сумма, руб.

4400

Итого по цеху №1

13400

 

 

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

2

Содержание и эксплуатация оборудования

20000

25 "Общепроизводственные расходы"

23 "Вспомогательные производства"

Сумма, руб.

4000

Содержание зданий

9000

26 "Общехозяйственные расходы"

23 "Вспомогательные производства"

Сумма, руб.

1800

Итого по цеху №2

5800

 

 

Содержание зданий заводоуправления

12000

26 "Общехозяйственные расходы"

23 "Вспомогательные производства"

Сумма, руб.

2400

Всего

21600

 

 

1

Списаны инструменты и приспособления хозяйственного назначения

 

 

 

специнструменты и приспособления для оборудования

8200

25 "Общепроизводственные расходы"

10 "Материалы"

хозяйственный инвентарь для цеха

2700

2

Специнструменты для оборудования

3100

25 "Общепроизводственные расходы"

Хозяйственный инвентарь для цеха

500

Заводоуправление: разные приспособления

1980

26 "Общехозяйственные расходы"

1

Получены из производства и оприходованы изделия: А, шт.

2490

 

 

по плановой себестоимости, руб.

298800

43 "Готовая продукция"

40 "Выпуск продукции"

Б, шт.

2460

 

 

по плановой себестоимости, руб.

253380

43 "Готовая продукция"

40 "Выпуск продукции"

Реализованы изделия: А шт.

2490

 

 

по плановой себестоимости

298800

90 "Продажи"

43 "Готовая продукция"

Б, шт.

2460

 

 

по плановой себестоимости

253380

90 "Продажи"

43 "Готовая продукция"

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

Счета-фактуры и платежные требования - поручения за январь 200 г.

 

 

 

Отражена выручка и задолженность покупателей за реализованные изделия: А (170 руб. за одно изделие, включая НДС)

423300

62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

90 "Продажи"

Бюджету начислен НДС, 18%

64571

90 "Продажи"

68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам"

Б (146 руб. за одно изделие, включая НДС)

359160

62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

90 "Продажи"

 

Бюджету начислен НДС, 18%

54787

90 "Продажи"

68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам"

Оказаны услуги автотранспорта сторонней организацией по доставке продукции покупателям: А

5100

44 "Расходы на продажу"

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Б

4650

44 "Расходы на продажу"

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Отражен НДС, 18%

1755

19 "НДС по приобретенным ценностям"

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Списаны: расходы на продажу на реализованную продукцию

9750

90 "Продажи"

44 "Расходы на продажу"

Зачислена на расчетные счета выручка за реализованные изделия: А

423300

51 "Расчетный счет"

62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

Б

359160

51 "Расчетный счет"

62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

Начислено автотранспортной организации за доставку продукции

11700

44 "Расходы на продажу"

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Предъявлена к вычету сумма НДС

1755

68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам"

19 "НДС по приобретенным ценностям"

Бюджету перечислена сумма НДС

117603

68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам"

51 "Расчетный счет"

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

Перечислено энергосбыту за полученную электроэнергию

21600

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

51 "Расчетный счет"

2

Списаны расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы по цеху № 2 на затраты паросилового цеха (сумму определите в ведомости Ф. № 12 цеха №2)

23165 

23 "Вспомогательные производства"

25 "Общепроизводственные расходы"

2

Исчислите себестоимость 1 тыс. г/ кал, оказанных услуг паросилового цеха потребителям и спишите на объекты учета затрат

16,8 

 

 

Себестоимость 1 тыс. г/кал оказанных услуг паросилового цеха  определим следующим образом.

Всего затраты паросилового цеха составили 33600 руб. (согласно ведомости затрат по цеху 2). При этом выработано всего 2000 тыс. г/кал. Таким образом, себестоимость 1 тыс. г/кал составит 33600/2000 = 16,8 руб.

Таблица 6

 

Справка главного технолога об использовании пара в январе 200 г.

Потребители услуг

Отпущено пара

тыс. г/ кал

сумма

Цеховые расходы цеха № 1

1750

30153

Содержание здания общезаводского назначения

250

4308

Итого

2000

34460

Предусмотрено по бизнес-плану

2100

36200

При расходе на цех 1 170 тыс. г/кал сумма расходов по счету 23, распределенную на счет 20 составит 29400 руб., а на счет 26 = 250 *16,8 = 4200 руб.

Распределение общепроизводственных расходов осуществляется пропорционально основной заработной плате рабочих. Всего заработная плата составляет 77980 руб. (с учетом брака). Тогда, к примеру, расходы по содержанию оборудования распределятся так:

По изделию А: 36171 руб. / 77980 руб. * 40200 руб. = 18647 руб. Аналогичным образом определяем другие расходы.

Общехозяйственные расходы определим исходя из основной заработной платы производственных рабочих без учета брака, то есть суммы 77 600 руб.

Тогда, по изделию А: 22737 руб. / 77600 руб. * 40200 руб.= 11779 руб.

Далее определим корреспонденцию счетов и заполним ведомости учета затрат.

Таблица 7

Ведомость распределения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, целевых и общезаводских расходов

№ п/п

Наименование изделий

Основная заработная плата производ-ственных рабочих

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Цеховые расходы

Общезаводские расходы

А

40200

18647

9949

11721

2

Б

37400

17348

9256

10905

3

Брак изделия А

204

95

50

59

4

Брак изделия Б

176

82

44

51

 

Итого

77980

36171

19299

22737

 

Процент распределения косвенных расходов

 

46

25

29

Таблица 8

№ п/п

Содержание операции

Сумма

Дт

Кт

1.

Списан использованный пар паросилового цеха № 2 на: цеховые расходы цеха № 1

 29400

20 "Основное производство"

23 "Вспомогательное производство"

Содержание зданий общезаводского характера

2400

26 "Общехозяйственные расходы"

23 "Вспомогательное производство"

1.

Распределите расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, цеховые и общезаводские расходы

 

 20 «Основное производство»

 25 «Общепроизвод-ственные расходы»

Спишите распределенные расходы по содержанию и эксплуатации оборудования на изделия:

 

 20 «Основное производство»

 25 «Общепроизвод-ственные расходы»

А

18647

 

 

Б

17348

 

 

на брак изделия:

 

 28 «Брак в производстве»

 25 «Общепроизвод-ственные расходы»

А

 95

 

 

Б

 82

 

 

цеховые расходы на изделия:

 

 20 «Основное производство»

 25 «Общепроизвод-ственные расходы»

А

 9949

 

 

Б

 9256

 

 

на брак изделия:

 

 28 «Брак в производстве»

 25 «Общепроизвод-ственные расходы»

А

 50

 

 

Б

 43

 

 

общезаводские расходы на изделия:

 

 20 «Основное производство»

 26 «Общехозяйственные расходы»

А

 11779

 

 

Б

 10958

 

 

Таблица 9

Ведомость затрат по цеху №2 (ф.№12) за январь 200_г.

Кредитуемые счета Дебетуемые счета и статьи аналитического учета

02

10

20

23

25

96

69

70

Суммы, отраженные в других журналах -ордерах

Итого за месяц

По смете

1

2

3

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Счет 23

 

6000

 

 

23165

 

915

3520

21600

55200

 

Итого

 

6000

 

 

23165

 

915

3520

21600

55200

 

Счет 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счет 25 1. Содержание и эксплуатация оборудования

2000

4600

 

4000

 

2500

286

1100

 

14486

 

2. Содержание зданий

1500

1300

 

1800

 

2000

229

880

 

7709

 

3. Содержание аппарата управления цеха

 

 

 

 

 

 

200

770

 

970

 

Итого

3500

5900

 

5800

 

4500

715

2750

 

23165

 

Всего

3500

11900

0

5800

23165

4500

1630

6270

21600

78365

 

Таблица 10

Ведомость учета общехозяйственных расходов (форма №15) за январь 200_г.

Дебетуемые счета и статьи аналитического учета

Кредитуемые счета

Суммы из разных журналов-ордеров

Итого за месяц

По смете

02

10

23

97

69

70

96

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

К счету 26 1. Заработная плата аппарата управления

 

 

 

 

1344

5170

 

 

6514

 

2. Содержание зданий

 

2480

2400

 

 

 

 

 

4880

 

3. Амортизация основных средств

2500

 

 

 

 

 

 

 

2500

 

4. Отчисления в ремонтный фонд

 

 

 

 

 

 

3000

 

3000

 

5. Прочие расходы

 

3843

 

2000

 

 

 

 

5843

 

Итого

2500

6323

2400

2000

1344

5170

3000

 

22737

 

К счету 97

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 11

Ведомость затрат по цеху №1 (ф.№12) за январь 200_г.

Кредитуемые счета Дебетуемые счета и статьи аналитического учета

02

10

26

20

23

25

28

69

70

Суммы, отраженные в других журналах - ордерах

96

Итого за месяц

По смете

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Счет 20

218175

 22737

 

33600

55470

 

22193

85360

 

 

437535

 

Итого

 

218175

 22737

 

33600

55470

 

22193

85360

 

 

437535

 

Счет 28

 

 

 

2906

 

 

 

 

 

 

2906

 

Итого

 

 

 

2906

 

 

 

 

 

 

2906

 

Счет 25 1. Содержание и эксплуатация оборудования

4000

5775

 

 

9000

 

 

10696

2200

 

4500

36171

 

2. Содержание зданий цеха

3000

5525

 

 

4400

 

 

166

638

 

3500

17229

 

3. Содержание аппарата управления цеха

 

 

 

 

 

 

 

200

1870

 

 

2070

 

Итого

7000

11300

 

 

13400

 

 

11062

4708

 

8000

55470

 

Всего

7000

229475

22737

2906

47000

55470

0

33255

90068

0

8000

495911

 

Таблица 12

Расчет стоимости брака

№ п/п

Наименование статей

Затраты по акту 35

Затраты по акту 38

Итого

1

Материалы

1260

808

2068

2

ТЗР (5,0%)

63

40

103

3

Возвратные отходы (3,0%)

38

24

62

 

Итого материалы

1285

824

2109

4

Основная заработная плата производственных рабочих

204

176

380

5

Дополнительная заработная плата производственных рабочих (10%)

20

18

38

6

Отчисления на социальные нужды (26 %)

58

50

109

7

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования

95

82

177

8

Общепроизводственные расходы

50

43

93

 

Итого цеховая себестоимость окончательного неисправленного брака

1713

1193

2906

Корреспонденция счетов будет следующая.

Таблица 13

Потери от неисправимого брака

№ п/п

Содержание операций

Сумма,

Корреспондирующие счета

руб

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1.

Списана сумма окончательного неисправимого брака

28 «Брак в производстве»

20 «Основное производство»

 

Изделий:

 

 

 

А

1713

 

 

Б

1193

 

 

2.

Удержано с заработной платы рабочих:

 

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

28 «Брак в производстве»

Продолжение таблицы 13

1

2

3

4

5

А

350

 

 

Б

285

 

 

3.

Претензия к поставщику недоброкачественного сырья и материалов:

 

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

28 «Брак в производстве»

А

940

 

 

Б

620

 

 

4.

Потери от окончательного неисправимого брака

 

 

 

А

423

 

 

Б

288

 

 

Таблица 14

Карточка аналитического учета производственных затрат по изделию А

Статьи затрат

Незавер-шенное производ-ство на 1 01.19г.

Затраты за текущий месяц

 

Списано

Итого затрат с остатком

себестоимость окончательного брака

себестоимость товарного выпуска

НЗП

1

2

3

4

5

6

7

Сырье и материалы

21200

110800

132000

 

132000

 

ТЗР

1060

5540

6600

 

6600

 

Возвратные отходы (-)

160

840

1000

 

1000

 

Итого материалов

22100

115500

137600

 

137600

 

Основная заработная плата производственных рабочих

8900

40200

49100

 

49100

 

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

890

4020

4910

 

4910

 

Отчисления на социальные нужды

3769

11497

15266

 

15266

 

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

4005

18647

22652

 

22652

 

Продолжение таблицы 14

1

2

3

4

5

6

7

Общепроизводственные расходы

5874

9949

15823

 

15823

 

Общехозяйственные расходы

3204

11779

14983

 

14983

 

Потери от брака

 

1713

1713

1290

423

 

Итого

71162

330485

239395

 

238105

 

Таблица 15

Карточка аналитического учета производственных затрат по изделию Б

Статьи затрат

Незавершенное производство на 1.01.19г.

Затраты за текущий месяц

Итого затрате остатком

Списано

себестоимость окончательного брака

себестоимость товарного выпуска

незавершеное производство

Сырье и материалы

19500

98500

118000

 

118000

 

ТЗР

975

4925

5900

 

5900

 

Возвратные отходы (-)

75

750

825

 

825

 

Итого материалов

20400

102675

123075

 

123075

 

Основная заработная плата производственных рабочих

7800

37400

45200

 

45200

 

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

780

3740

4520

 

4520

 

Отчисления на социальные нужды

3303

10696

13999

 

13999

 

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

3510

17348

20858

 

20858

 

Общепроизводственные расходы

5148

9256

14404

 

14404

 

Общехозяйственные расходы

2808

10958

13766

 

13766

 

Потери от брака

 

1193

1193

905

288

 

Итого

64299

194766

237015

 

236110

 

Таблица 16

Калькуляция себестоимости выпущенных изделий по статьям себестоимости за январь 200_г.

Статьи затрат

Изделие А

Изделие Б

на выпуск

на единицу

на выпуск

на единицу

Сырье и материалы

132000

53,0

118000

48,0

ТЗР

6600

2,7

5900

2,4

Возвратные отходы (-)

1000

0,4

825

0,3

Итого материалов

137600

55,3

123075

50,0

Основная заработная плата производственных рабочих

49100

19,7

45200

18,4

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

4910

2,0

4520

1,8

Отчисления на социальные нужды

15266

6,1

13999

5,7

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

22652

9,1

20858

8,5

Общецеховые расходы

15823

6,4

14404

5,9

Общехозяйственные расходы

14983

6,0

13766

5,6

Потери от брака

423

0,2

288

0,1

Производственная себестоимость

238105

96

236110

96

Внепроизводственные расходы

24900

5526

Полная себестоимость

263005

160,8

241636

146,7

Оптовая цена

358560

144

305040

124

Прибыль

95555

 

63404

 

Как видно из таблицы 16, получен убыток и по изделию А, и по изделию Б. Оптовая цена взята за минусом НДС 18%. То есть 170 – НДС = 144 руб., 146 – НДС = 124руб.

Отклонения от плановой себестоимости составили:

По изделию А : 263005 – 2500*120 = -36995 руб.

По изделию Б: 362926 – 2480*103 = -13804 руб.

На эти суммы делаем сторно по Дт счета 90 и Кт счета 40.

Таблица 17

Ведомость учета реализации продукции А

Месяц

Текст

Дебет счета 90

Кредит счета 90

кол-во

Производствен-ная себестоимость продукции, руб.

расходы на продажу

НДС, руб.

итого, руб.

кол-во

Выру-чка от продажи продукции, руб.

итого

январь

Реализовано покупателю

2490

263005

11282

64571

338858

2490

423300

423300

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 18

Ведомость учета реализации продукции Б

Месяц

Текст

Дебет счета 90

Кредит счета 90

 

кол-во

производственная себестоимость продукции, руб.

расходы на продажу

НДС, руб.

итого руб.

кол-во

выручка от продажи продукции, руб.

итого

январь

Реализовано покупателю

2460

241636

10168

54787

306591

2460

359160

359160

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 19

Оборотная ведомость по синтетическим счетам за январь 2000г.

Наименование и шифр счета

Сальдо на 01.01.200 г.

Оборот за январь

Сальдо на 01.01.200 г.

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

1

2

3

4

5

6

7

01. "Основные средства"

4274935

 

0

0

4274935

 

02. "Амортизация основных средств"

 

406000

 

13000

 

419000

10. "Материалы"

1048500

 

1590

247698

802392

 

19 "НДС по приобретенным ценностям"

 

 

1755

1755

 

 

20."Основное производство"

92491

 

437535

530026

 

 

Продолжение таблицы 19

1

2

3

4

5

6

7

23."Вспомогательные производства"

 

 

55200

55200

 

 

25."Общепроизводственные расходы"

 

 

78635

78635

 

 

26."Общехозяйственные расходы

 

 

22737

22737

 

 

28."Брак в производстве"

 

 

2906

2906

 

 

40. "Выпуск продукции (работ, услуг)"

 

 

762513

762513

 

 

43."Готовая продукция"

 

 

552180

552180

 

 

44."Расходы на продажу"

 

 

21450

21450

 

 

50."Касса"

1500

 

 

 

1500

 

51. "Расчетные счета"

40000

 

782460

139203

683257

 

60."Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

 

 

21600

23205

 

1605

62."Расчеты с покупателями и заказчиками"

 

 

782460

782460

 

 

68."Расчеты по налогам и сборам"

 

 

119358

119358

 

0

69."Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

 

62000

 

36229

 

98229

70. "Расчеты с персоналом по оплате труда"

 

155000

635

101508

 

255873

76."Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

 

 

1560

 

1560

 

80."Уставный капитал"

 

4846426

 

 

4846426

90."Продажи"

 

 

782460

782460

 

 

96."Резервы предстоящих расходов"

 

 

 

15500

 

15500

97."Расходы будущих периодов"

12000

 

 

2000

10000

 

99."Прибыли и убытки"

 

 

 

137011

 

137011

Итого

5469426

5469426

4427034

4427034

5773644

5773644

Список литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000).

2. Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Принят ГД ФС 23.02.1996.

3. Приказ Минфина РФ 31.10.2000 г. №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению».

4. Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет. 2003. – 324 с.

5.  Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.; Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2002. – 266 с.

6. Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.


[1] Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет. 2003. – 32 с.

[2] Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет. 2003. – 48 с.

[3] Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.-с. 28.

[4] Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.-с.31

[5] Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.-84с.