Содержание
Введение. 3
1. Понятие и учет расходов на продажу. 5
1.1 Нормативно-правовое регулирование расходов на продажу. 5
1.2 Состав расходов на продажу. 6
2. Процедуры и методика проведения аудита расходов на продажу. 10
2.1 Процедуры, применяемые при аудите расходов на продажу. 10
2.2 Программа аудита расходов на продажу. 11
3. Практические аспекты проведения аудита расходов на продажу. 13
3.1 Описание процедур проведения аудита. 13
3.2 Рабочие документы аудитора. 20
Заключение. 22
Список литературы.. 24
Приложение 1. 25
Введение
Появление предприятий различных организационно - правовых форм и множества собственников выдвинуло на первый план проблему получения достоверной информации о деятельности предприятия и его партнеров, а также необходимость организации действенной защиты их имущественных интересов. В этих условиях аудит становится одной из функций управления. Аудит способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности.
Целью аудиторской проверки расходов на продажу является установление соответствия применяемого порядка учета и налогообложения указанных операций нормативным документам Российской Федерации.
Актуальность темы состоит в том, что аудиторская проверка правильности и достоверности отнесения текущих расходов на реализацию товаров, продукции, выполненных работ или услуг имеет большое значение, так как полная себестоимость является одним из основных оценочных показателей, определяющих эффективность работы хозяйствующего субъекта. Изменение количественной характеристики данного обобщающего показателя оказывает прямое влияние на величину финансовых результатов, размер налоговых платежей, дивидендов, социальных выплат, формирования фондов развития организаций и т.д[1].
Методика и цели, преследуемые при проведении аудита, предполагают проверку надежности учетной информации; точности и полноты отражения отдельных элементов и статей затрат; выявления случаев нарушения достоверности общей калькуляции себестоимости товарной продукции и результатов хозяйственной деятельности; соблюдения требований, вытекающих из специфики проверяемого хозяйствующего субъекта; ограничений учетного периода; оценку общей информации, представленной в финансовой отчетности, а также применение и раскрытие принципов бухгалтерского учета в учетной политике. Таким образом, предметом исследования аудитора является информационная база, представляющая собой систему количественных и качественных, обобщающих и частных показателей формирования расходов на реализацию продукции[2].
Целью настоящей работы является формирование знаний и навыков проведения аудита расходов на продажу.
Задачами работы являются изучение теоретических аспектов проведения аудита расходов на продажу.
1. Понятие и учет расходов на продажу
1.1 Нормативно-правовое регулирование расходов на продажу
В настоящее время бухгалтерский и налоговый учет представляют собой две самостоятельно существующие системы, преследующие различные интересы и цели, имеющие собственную законодательную базу, отношения внутри которых регулируются различными законодательными органами.
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Закона о бухгалтерском учете, который устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России, других федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства России (ст.3 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон о бухгалтерском учете).
Все расходы, включая и расходы на продажу, регулируются ПБУ 10/99 «Расходы организации». В соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Не увеличивает текущие расходы хозяйствующего субъекта и не относится на себестоимость отчетного периода проведение расчетов, связанных с: приобретением или созданием основных средств, нематериальных активов; доходными вложениями в материальные ценности; вложениями в уставные капиталы других организаций, приобретением акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи; с договорами комиссии, агентским и иными аналогичными договорами в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; различными видами авансов, задатков в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; с погашением кредитов и займов, полученных организацией. Текущие расходы хозяйствующего субъекта в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности хозяйствующего субъекта подразделяются на: 1) расходы по обычным видам деятельности; 2) операционные расходы; внереализационные расходы.
К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг или их сдачей (реализацией) заказчику.
То есть расходы на продажу относятся к расходам по обычным видам деятельности.
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).
Налоговый учет регулируется Налоговым кодексом РФ, состоящим из двух частей. Именно вторая часть и регулирует учет расходов на продажу для целей налогообложения в главе 25 «Налог на прибыль организаций». В этой главе установлены нормативы принятия некоторых расходов (например, представительских, командировочных и нескольких видов рекламных) для целей налогообложения прибыли.
1.2 Состав расходов на продажу
Расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ и услуг, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Производственные организации должны учитывать на счете 44 все расходы, связанные с продажей готовой продукции[3]. К ним относятся:
- расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
- расходы по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
- комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
- расходы на рекламу;
- расходы на представительские расходы и другие аналогичные по назначению расходы.
Торговые организации должны учитывать на данном счете все расходы, связанные с их основной деятельностью.
К таким расходам относятся:
- амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, используемым в процессе продажи товаров;
- оплата услуг посреднических организаций;
- транспортные расходы по доставке товаров на склад;
- заработная плата работников, занятых в процессе продажи товаров;
- расходы на рекламу и т.п[4].
Немало проблем у бухгалтеров торговых предприятий вызывает правильность распределения и классификации затрат: на себестоимость товаров либо к расходам на продажу. Учитывая распространение в последнее время крупных торговых сетей, которые выдвигают особые требования к поставщикам товаров (в части возложения на них ряда расходов), часто встают вопросы о правомерности признания в налоговом учете торговых организаций таких расходов, как «взносы за право поставки товаров», или «взнос на открытие магазина», или «плата за введение в ассортимент новых позиций товаров», а также вопросы учета скидок, бонусов, вознаграждений за покупки товаров и т.п.
Рис.1 Структура расходов на продажу
На рисунке 1 изображена структура расходов на продажу.
Коммерческие расходы присоединяют к производственной себестоимости готовой продукции и получают полную (коммерческую) себестоимость реализованной продукции (рисунок 2).
Рис.2 Формирование себестоимости продукции
К первичным учетным документам на основании которых могут быть отражены в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта расходы на продажу относятся: разработочная таблица-расчет амортизации основных средств; справка-расчет амортизации объектов нематериальных активов; требование-накладная; расходная накладная; накладная на внутреннее перемещение; приемо-сдаточные накладные; расчет налога на добавленную стоимость; табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы; расчетно-платежная ведомость; расчет единого социального налога, причитающегося во внебюджетные фонды; справка бухгалтерии, акт о приемке выполненных работ; акт о приемке оказанных услуг; служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении, авансовый отчет; договор расчета лизинговых платежей; сличительная ведомость результатов инвентаризации; расчет норм естественной убыли.
2. Процедуры и методика проведения аудита расходов на продажу
2.1 Процедуры, применяемые при аудите расходов на продажу
Общие процедуры аудита расходов.
1) Получение в ходе устной беседы с персоналом клиента сведений об организации учета расходов на предприятии:
- применяемые методы учета;
- используемые счета бухгалтерского учета и порядок отнесения на них тех или иных расходов;
- применяемые учетные регистры;
- распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии ;
- процедуры контроля в цикле расходов.
2) Получение учетных регистров, содержащих записи по каждой хозяйственной операции; проверка правильности подсчета итогов и переноса данных в Главную книгу.
3) Выборка расходов, понесенных в периоде, с включением в нее крупных сумм, выраженных в рублях и валюте, необычных операций и некоторой части мелких сумм. Выполнение действий приведенных ниже, применительно к операциям, вошедшим в выборку.
4) Сравнение указанных в учетном регистре сумм и месяца, к которому они относятся, с первичными документами — счетами, договорами, банковскими выписками, товарно-транспортными накладными и пр.
5) Проверка наличия у документов всех необходимых реквизитов: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, ее измерители в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц и их личные подписи.
6) Сравнение сумм, указанных в счетах-фактурах, платежных требованиях-поручениях и пр., с суммами платежных документов. Сравнение длительности промежутка между датами платежа, оприходования товаров (услуг), получения счета-фактуры.
7) Проверка отнесения расходов к тому периоду, в котором они реально понесены (т. е. к периоду, к которому относится связанная с ними деятельность), путем сравнения данных первичных документов с бухгалтерскими записями.
8) Проверка отнесения расходов на соответствующие счета;
9) Проверка санкционирования всех расходов путем ознакомления с внутренними документами организации за подписью генерального директору, финансового директора или прочих уполномоченных сотрудников, регламентирующими политику организации по утверждению расходов.
10) Изучение результатов перечисленных процедур на предмет соответствия ведения учета клиентом установленным методикам. Определение с учетом полученных данных объема дополнительных детальных тестов.
2.2 Программа аудита расходов на продажу
Программу аудита расходов на продажу представим в таблице 1.
Таблица 1
Программа аудита расходов на продажу
№ п/п |
Объекты аудита |
Действия аудитора |
1 |
2 |
3 |
Расходы для целей бухгалтерского учета |
1.1 Проверка и подтверждение достоверности отчетных данных о фактической сумме расходов: - документальное оформление произведенных расходов; -обоснованность произведенных расходов; - проверка соответствия регистров бухгалтерского учета; 1.2. Анализ произведенных расходов 1.3.Проверка правильности и |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
обоснованности включения расходов в состав расходов на продажу: - транспортных расходов; - заработной платы рабочих, связанных с реализацией продукции; - амортизационных отчислений по основным средствам, участвующим в сбытовом процессе; - комиссионные расходы и оплата посредникам; - расходы на рекламу; - представительские расходы |
||
2 |
Расходы для целей налогообложения |
Проверить и подтвердить: - правильность включения расходов на рекламу; - правильность включения представительских расходов; - правильность включения командировочных расходов, связанных с продажами продукции; - правильность включения и распределения транспортных расходов; - правильность включения расходов на тару - правильность включения комиссионных, предъявленных посредниками |
3. Практические аспекты проведения аудита расходов на продажу
3.1 Описание процедур проведения аудита
Прежде всего, объектами аудита являются оправдательные документы, которые согласно п. 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Также наличие правильно оформленных первичных документов важно и с точки зрения подтверждения квалификации затрат как налоговых, руководствуясь статьей 252 НК РФ.
Аудиторы проверяют:
- соответствие применяемых в организации форм первичной документации унифицированным формам, утвержденным на законодательном уровне;
- наличие в документах, не являющихся унифицированными (типовыми), обязательных реквизитов;
- правильность заполнения обязательных реквизитов в документах; - наличие утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
- правильность внесения исправлений в документы и наличие в них незаверенных подчисток и помарок;
- правильность отражения документов в учетных регистрах.
В ходе проведения аудита изучаются и исследуются документы, подтверждающие осуществление торговой организацией расходов, а также оценивается их экономическая обоснованность и целесообразность по следующим направлениям:
- материальные расходы: учет расходов на организацию торговли и содержание складского хозяйства;
- расходы на оплату труда: наличие трудовых контрактов и (или) коллективного договора с работниками, правомерность и обоснованность начисления премий и других вознаграждений по результатам работы, компенсаций; оформление документов по расчету и выплате заработной платы;
- прочие расходы: аренда производственных, офисных и складских помещений, расходы на услуги связи, расходы на обучение работников и т.п.
При изучении первичных документов также (что касается практики нашей компании) проводится юридическая экспертиза договоров на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров; изучаются регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность, регистры налогового учета в части учета расходов; анализируется порядок распределения и списания расходов и его соответствие методу, установленному учетной политикой.
Аудитор должен проверить правильность списания расходов на продажу. Списание расходов на продажу в торговых организациях может осуществляться двумя способами: в полном объеме; пропорционально себестоимости проданных товаров (этим способом списываются только транспортные расходы, учтенные на счете 44)[5]. Конкретный порядок списания расходов на продажу должен быть закреплен в учетной политике организации[6]. Пропорционально стоимости товаров, проданных в отчетном периоде, могут списываться только транспортные расходы организации, учтенные на счете 44. Расчет транспортных расходов, подлежащих списанию делается ежемесячно.
Списание расходов на продажу в производственных организациях может производиться двумя способами:
- в полном объеме (аналогично списанию затрат на торговых предприятиях);
- с распределением между различными видами выпущенной продукции[7].
Расходы на упаковку и транспортировку готовой продукции производственные предприятия могут списывать частично. Распределение указанных расходов между различными видами выпущенной продукции производится ежемесячно на основании данных о количестве, объеме или себестоимости выпущенной продукции. Порядок распределения расходов между различными видами выпущенной продукции должен быть закреплен в учетной политике организации.
Расходы, относящиеся к проданной продукции, списываются в дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж». Расходы, относящиеся к непроданной продукции, продолжают числиться на счете 44[8].
В п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» сказано, что коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных товаров полностью в отчетном периоде их признания. Таким образом, торговые организации при формировании учетной политики имеют право самостоятельно решать вопрос о том, составлять или нет расчет издержек обращения на остаток товаров.
Таким образом, при проверке расходов на продажу аудитору необходимо проверить:
- правильность включения затрат в состав расходов на продажу;
- соблюдение установленных нормативов расходов на представительские расходы (при превышении установленных нормативов расходов налогооблагаемая прибыль должна быть увеличена на сумму превышения);
- соблюдение основных положений по учету тары на предприятиях, а именно правильное и своевременное документальное отражение операций по заготовлению, поступлению и отпуску тары на складах, в цехах, участках и других метах хранения;
- правильность ведения аналитического учета по счету 44 и ведомости;
- правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с тарой;
- правильность отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе;
- соответствие записей синтетического и аналитического учета записям в главной книге (при журнально-ордерной форме учета) и балансе.
В ходе проверки с особой тщательностью изучаются и оцениваются документы, подтверждающие такие расходы, а также проверена правомерность «транспортной» составляющей в продажной цене товара в зависимости от базисных условий поставки в договорах с поставщиками или покупателями;
- расходы на предторговую подготовку товара;
- расходы на рекламу, маркетинговые исследования и продвижение товаров.
Прежде всего, изучаются документы, подтверждающие связь расходов с торговой деятельностью предприятия, текущий характер расходов, полноту документов (наличие актов на оказанные услуги, отчетов по маркетинговым исследованиям, образцов рекламной продукции).
Заметим, что в зависимости от целей, которые преследует организация, состав маркетинговых расходов может быть разным. К ним можно отнести: расходы на исследование конъюнктуры рынка; сбор информации, связанной с реализацией товаров; предоставление различных видов скидок и т.д. Все эти цели, а также проводимые для их достижения мероприятия организации целесообразно оформлять одним организационно-распорядительным документом – Положением о маркетинговой политике организации, разработка которого позволяет документально оформить и экономически обосновать маркетинговые расходы.
Расходы на хранение и складирование товаров (прежде всего, сторонними организациями).В учете таких расходов выявляется наибольшее количество нарушений в части составления и оформления документов, подтверждающих расходы.
Особое внимание необходимо обратить на распределение транспортных расходов в торговых организациях на остаток нереализованной продукции (товаров, услуг). Кроме того, если организация ведет несколько видов деятельности с применением различных налоговых систем (обычная и облагаемая единым налогом на вмененный доход), в этом случае следует тщательно проверить правильность распределения расходов на продажу между разными видами деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
В целях реализации данного положения главы 26.3 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие одновременно виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, и виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие общеустановленной системы налогообложения, производят распределение понесенных ими в процессе осуществляемой предпринимательской деятельности общих расходов, связанных с производством и реализацией, и общих внереализационных расходов, расходов на оплату труда, а также расходов, связанных с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (за исключением страховых взносов в виде фиксированных платежей) пропорционально выручке, полученной от каждого вида осуществляемой ими деятельности.
Кроме того, в соответствии со статьей 320 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, в течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с главой 25 НК РФ. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров.
Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (пункт 1 настоящей части) к стоимости товаров (пункт 2 настоящей части);
4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
Детальные тесты по расходам на продажу:
1.проверка при осуществлении организацией нескольких видов деятельности, выпуске продукции нескольких видов, наличия раздельного учета расходов на продажу, а также соответствия расходов конкретному виду деятельности;
2.проверка того, что на расходы на продажу не относятся:
- расходы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны финансироваться за счет собственных источников организации;
- расходы, относящиеся к капитальным вложениям;
- расходы, которые должны участвовать в формировании финансового результата от реализации основных средств и прочего имущества организации и учитываться по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (например, расходы, связанные с демонтажем оборудования, — это заработная плата рабочим, взносы на социальное страхование и пр.; комиссия банка по операциям купли-продажи валюты и т.д.). Надлежит следить за этим на всех этапах проверки;
3.проверка аккуратности записи (наличие случайных арифметических и прочих ошибок);
4.проверка документального обоснования указанных расходов;
5.при наличии у организации арендованных объектов основных фондов (или их частей) проверка:
6.соответствия порядка начисления арендной платы в бухгалтерском учете порядку, установленному договором;
7. проверка правильности включения сумм амортизации по основным средствам, нематериальным активам, участвующим в сбытовой деятельности;
8.проверка правильной оценки сырья, материалов, топлива, запасных частей, горюче-смазочных материалов и пр., списанных на счета учета расходов на продажу;
9.проверка правильного включения в расходы на продажу начисленной заработной платы (проверить трудовые соглашения, приказы о должностных окладах, сдельных расценках и т.п.) и правильного ее учета на соответствующих счетах (использовать данные проверки расчетов с персоналом по оплате труда).
10.Проверка соответствия прочих выплат работникам предприятия, отнесенных на расходы на продажу требованиям Налогового кодекса;
11.оценка правильности отнесения на затраты страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, а также прочих налогов и сборов, исчисляемых в процентах от фонда оплаты труда и относимых на расходы на продажу;
12.проверка правильности и обоснованности включения в расходы транспортных расходов, соответствие фактического порядка распределения транспортных расходов порядку, закрепленному в учетной политике организации;
13.проверка правильности учета расходов на тару и упаковку (если упаковка продукции осуществляется после ее сдачи на склад готовой продукции, расходов по доставке, погрузке, разгрузке продукции, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям, расходы на рекламу и др.;
3.2 Рабочие документы аудитора
Результаты проверки оформляются в форме рабочих документов аудита организации аналитического и синтетического учета выпуска и реализации готовой продукции.
Аудит документооборота по данному участку учета осуществляется по формальным признакам (соответствие типовой унифицированной форме, наличие всех реквизитов, подписей, печати, даты, номера документов) и по существу отраженных операций (законность, целесообразность, достоверность, арифметически контроль сумм и итогов). Проверенные аудитором первичные документы, отражающие движение готовой продукции, заносятся в рабочий документ: по первичным учетным документам, имеющим нарушения, заполняются все графы таблицы; по остальным документам при необходимости делаются записи в соответствующие графы.
В ходе проверки большое внимание уделяется правильности корреспонденции счетов бухгалтерского учета и проверке правильности расчетов.
В процессе аудиторской проверки необходимо установить достоверность сумм аналитического и синтетического учета по счетам, отражающим движение готовой продукции, на основании первичных документов.
С целью организации сверки расчетов между аудируемым экономическим субъектом и покупателями может применяться рабочий документ «Сверка расчетов между организацией и покупателями».
На основе полученной информации аудиторы заполняют тесты. По результатам тестирования оцениваются системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расходов на продажу, оценка сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Результаты сводятся в таблицу, примерная форма которой показана в Приложении 1.
Заключение
Задача аудитора при проверке расходов на продажу состоит в том, чтобы оценить достаточность или недостаточность, а также правильность документального оформления таких расходов, их направленность на получение доходов, целесообразность несения расходов с учетом масштабов деятельности предприятия[9].
Также основными задачами аудита расходов на продажу:
- оценка обоснованности применяемого варианта формирования информации о расходах организации по обычным видам деятельности, метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, метода распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов;
- подтверждения первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых (косвенных) расходов;
- оценка качества инвентаризации незавершенного производства;
- арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета затрат на производство.
Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.
Также в заключение хотелось бы отметить следующее.
Принимая во внимание недостаточно четкие формулировки налогового законодательства в части перечня расходов, а также противоположные мнения официальных органов по этим вопросам, высказываемым в письмах и ответах на частные запросы, бухгалтеру зачастую сложно определиться с тем, как учитывать и расценивать подобные затраты. Нередко возникают проблемы с надлежащим оформлением тех или иных расходов на продажу товаров, например, расходов на хранение товаров, доработку или упаковку товаров, если эти услуги оказываются сторонними организациями.
В связи с этим представляются важнейшими консультации аудитора по подобным вопросам с целью выработки для предприятия собственной позиции в отношении спорных ситуаций.
Следует отметить также, что спорные вопросы должны быть прописаны в учетной политике организации.
По окончании проверки аудитором составляется аудиторское заключение и организации предоставляется отчет о проведенном аудите.
По получению аудируемым лицом аудиторского отчета, первое может провести в бухгалтерском учете исправления.
Для целей бухгалтерского учета имеет значение разделение расходов на расходы, связанные с реализацией продукции (работ, услуг), товаров, и на прочие расходы, не связанные с реализацией продукции (работ, услуг).
Методические ошибки исправляются путем правильного отнесения затрат на соответствующие статьи в соответствии с нормативными документами, то есть, расходы могут включаться в себестоимость продукции, могут относиться на увеличение стоимости имущества или производиться за счет собственных источников организации, к которым, как известно, относится прибыль.
Общая схема исправлений таких ошибок следующая:
1. определяется источник формирования затрат;
2. делается исправительная проводка.
Исправления должны производится бухгалтером на основании документа. В этом случае таким документом является бухгалтерская справка о внесении изменений в учетные регистры. После внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета необходимо представить уточненные расчеты по налогам в инспекцию. Уточненные расчеты подаются за период совершения ошибки.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. от 10.01.2006).
2. «Об аудиторской деятельности» Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ (в ред.от 02.02.2006).
3. Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Принят ГД ФС 23.02.1996.
4. «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 №696 (в ред. 16.04.2005).
5. Приказ Минфина РФ 31.10.2000 г. №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению».
6. Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет. 2002. – 324 с.
7. Голосов О.В. Перспективы развития аудита. – М.; Аудиторские ведомости, 2005, №12.
8. Елгина Е.Б. Первичные документы. – М.; Статус-кво 97, 2005.
9. Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.
10. Подольский В.И., Савин А.А. Основы аудита. – М.; ИПБ-Бинфа, 2002.
Приложение 1
Проверка состояния системы внутреннего контроля
и бухгалтерского учета затрат на производство
Организация _______________________________________________________
Аудитор __________________________________________________________
Проверяемый период ______________ Дата начала проверки _____________
Предоставленные документы _________________________________________
Проверяемый период ________________________________________________
Масштаб выборки __________________________________________________
Дата окончания проверки ____________________________________________
Вопрос |
Ответ (да,нет) |
Примечание |
Автоматизирован ли процесс учета расходов на продажу |
Да |
Указать, с применением какого программного продукта |
Соблюдается ли график документооборота по учету расходов на продажу |
Да |
Привести примеры, подтверждающие данный факт |
Имеются ли нарушения законодательства о бухгалтерском учете при оформлении первичных учетных документов по учету расходов |
Да |
Привести примеры, подтверждающие данный факт |
Существуют ли нормативы на расходы |
Да |
Привести результаты выборки |
Нет |
Отметить данный факт в качестве нарушения |
|
Регулярно ли сверяются данные аналитического и синтетического учета расходов на продажу |
Да |
Проверить периодичность сверки |
Нет |
Отметить данный факт в качестве нарушения |
[1] Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.
[2] Подольский В.И., Савин А.А. Основы аудита. – М.; ИПБ-Бинфа, 2002.-с.64.
[3] Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет. 2002. – 118 с.
[4] Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.
[5] Подольский В.И., Савин А.А. Основы аудита. – М.; ИПБ-Бинфа, 2002.-с.176.
[6] Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.
[7] Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.
[8] Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет. 2002. – 119 с.
[9] Подольский В.И., Савин А.А. Основы аудита. – М.; ИПБ-Бинфа, 2002.-с.81.