Содержание
7. Бизнес-планирование. Сущность. Характеристика основных разделов бизнес-плана предприятия. 3
Задача 44. 15
Задача 71. 16
Задача 62. 17
Список литературы.. 20
7. Бизнес-планирование. Сущность. Характеристика основных разделов бизнес-плана предприятия.
Планирование - определение целей деятельности и развития организации, тактики и стратегии их достижения, индивидуальных действий каждого участника процесса управления. Планирование должно быть непрерывным, для того, чтобы обеспечить поступательное развитие организации и постоянную корректировку намеченных планов в силу их вероятностных характеристик.
Основные функции планирования можно представить на рис. 1.
Рисунок 1 - Основные функции планирования [6, c. 91]
В зависимости от длительности планового периода различают следующие виды планов:- текущее или оперативное планирование; - среднесрочное планирование; - перспективное планирование.
Среди стратегического планирования важное место занимает бизнес-планирование. Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.[1, c. 45] Бизнес-план по содержанию является полным и точным описанием предприятия, начиная от продукта и заканчивая процессами управления, а также финансовыми потребностями.[5, c. 90]
По определению Попова [7, c. 143] бизнес-план - план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций, и их эффективности.
Бизнес-план это важнейший шаг на пути превращения намерений, связанных с производством товаров и услуг, в реальное процветающее предприятие. Предприниматель сможет планировать, если сумеет правильно оценить: потенциальный рынок для своего предприятия; потенциальные расходы на удовлетворение потребностей такого рынка; потенциальные сложности в организации работы предприятия; первые признаки успеха или спада.
Подготовка бизнес-плана требует тщательности, опоры на факты и закладывает основы благополучия предприятия. По большому счёту планирование представляет собой принятие решения о том, что, как и когда делать. Оно имеет чрезвычайное значение для успеха предприятия.
Тщательно составленный бизнес-план не только поможет проложить курс фирмы, но и послужит руководством по обеспечению деятельности (такую задачу решит бизнес-план сущность). Потенциальные инвесторы (те, кто предоставляют капитал) практически ежедневно получают множество запросов по финансированию рискованных проектов, а поэтому необходимо предоставить им информацию о фирме и ее продукции профессионально, в соответствии с определенным планом (бизнес-план форма).
Определение цели бизнес-плана – второй важный шаг после определения сферы деятельности будущего предприятия или проекта. Цель — это положение вещей, реальное или воображаемое, к которому будет стремиться разработчик бизнес-плана, предприятие или проект. На данном этапе не следует значительное внимание уделять реалистичности поставленных целей, так как именно составление бизнес-плана и должно ответить на этот вопрос. Важно следующее: цель должна быть однозначной, может быть разбита на подцели, и она должна соответствовать намерениям предпринимателя. Если в деятельности предполагается непосредственное участие партнеров, то их нужно пригласить именно на этом этапе для формулирования целей, чтобы они стали соратниками в дальнейшем. Кроме того, необходимо отличать личные цели и цели бизнеса (так, например, личные цели «обогащение» или «власть» могут стать мощным стимулом деятельности, однако вряд ли будут восприняты партнерами или работниками). [10, c. 112]
Процесс бизнес – планирования представлен на рис. 2.
В зависимости от целей можно выделить три вида бизнес-планов: бизнес-план форма; бизнес-план сущность; бизнес-план понимание.
Бизнес-план форма призван осуществить представление бизнеса для инвесторов, акционеров или руководства. Он составляется в соответствии с требованиями партнеров или участников бизнеса.
|
Рисунок 2 - Процесс бизнес - планирования [4, c. 75]
Бизнес-план сущность необходим при отражении процессов, происходящих на предприятии, и прогнозировании последствий вводимых изменений. Он отражает содержание бизнес-процесса с целью выявления всех особенностей, возможностей и угроз и помогает принимать решение.
Бизнес-план понимание составляется для анализа и изучения новой идеи, предполагающей развитие и изменение предприятия. Он направлен на понимание как уже происходящих, так и планируемых процессов, и наиболее полное представление результатов новых идей.
Тщательно составленный бизнес-план не только поможет проложить курс фирмы, но и послужит руководством по обеспечению деятельности (такую задачу решит бизнес-план сущность). Потенциальные инвесторы (те, кто предоставляют капитал) практически ежедневно получают множество запросов по финансированию рискованных проектов, а поэтому необходимо предоставить им информацию о фирме и ее продукции профессионально, в соответствии с определенным планом (бизнес-план форма). [5, c. 85]
К формулировке цели необходимо вернуться после завершения всего плана и при необходимости откорректировать ее [8, с. 16].
После определения цели предприятия нужно сформулировать цель составления бизнес-плана. Это может быть привлечение инвестора или кредитора (бизнес-план форма), оценка реалистичности нового дела (бизнес-план понимание), разработка плана операционной деятельности (бизнес-план сущность) и т.д. На основе сформулированной цели выбирается вид бизнес-плана.
Можно определить наиболее важные предназначения бизнес-плана:
- Стать документом для строительства нового предприятия. Он показывает, какими методами и с помощью каких средств руководитель собирается достичь своих целей. В этом случае бизнес-план становится пошаговым дневником в организации нового дела.
- Показать, что руководитель наделен определенной инициативой, достаточно дисциплинирован, чтобы использовать свою энергию для определенного проекта, и что он понимает, как достичь поставленной перед собой конечной цели, обходя или решая все встречающиеся на своем пути проблемы и трудности.
- Ознакомить партнеров, компаньонов или уже имеющихся сотрудников с некоторыми особенностями проекта. Это поможет им увидеть в руководителе не просто начальника, а своего коллегу.
- Привлечь потенциальных инвесторов. Ведь именно на основе разработанного бизнес-плана они будут принимать решения о финансировании бизнеса.
- Показать емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта.
- Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела.
- Обнаружить все возможные «подводные» камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации.
- Определить показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел, и осуществлять управление.
- Увеличить доверие и уважение не только со стороны коллег, но и со стороны инвесторов. Бизнес-план будет первоначальным средством для «продажи» идеи и кратким изложением основных сведений о предприятии при привлечении инвесторов для участия в организации нового бизнеса [8, с. 17].
Стоит особо сказать, что бизнес-план обычно пишется на перспективу и составлять его следует примерно на период от 1 до 5 лет, при этом для первого года основные показатели следует делать поквартально, для последующих лет – в целом за год. В любом случае завершение срока планирования должно совпадать со сроком погашения кредита независимо от даты начала проекта. Выбирая вид бизнес-плана, следует иметь в виду, что планирование на более длительный срок носит более формальный характер и должно основываться на подробных исследованиях в краткосрочном периоде и долгосрочных тенденциях и перспективах.
Существующие подходы к бизнес-планированию направлены на осуществление девяти основных функций.
1) Стандартное представление предприятия, проекта. Стандартное представление сокращает затраты на описание предприятия и предоставляет больше возможности для представления уникальных возможностей проекта.
2) Бизнес-план — одна из форм общения и представления информации на цивилизованном рынке. Многолетний опыт составления бизнес-планов привел к тому, что он обрел удобную форму представления информации. Кроме того, сложилась специальная терминология, подкрепленная исследованиями в той или иной области.
3) Аргументированная заявка на привлечение капитала. Если даже бизнес-план не ставил целью привлечение капитала, то его содержание позволяет составить подобную заявку без поиска новой информации.
4) Демонстрация солидного подхода к собственному бизнесу. Затрачивая усилия на составление бизнес-плана, руководитель тем самым подтверждает собственное уважительное отношение к своему бизнесу и ожидает такого же отношения от своих партнеров. Кроме того, бизнес-план может стать составной частью программы формирования имиджа.
5) Взвешенная оценка принимаемых решений. Отвечая на вопросы при составлении бизнес-плана, руководитель имеет возможность комплексно оценить всю ситуацию и принимать решение в условиях достаточной информации.
6) Возможность обнаружения проблем, угроз и неиспользованных возможностей для развивающегося бизнеса. Технология бизнес-планирования содержит ряд методик, представляющих самостоятельную ценность, одной из таких методик является анализ проблем, возможностей.
7) Обеспечение целенаправленности бизнеса. Сам факт наличия бизнес-плана говорит о наличии цели, к достижению которой стремится предприниматель, что в значительной мере увеличивает эффективность бизнеса.
8) Инструмент для управления и контроля. Бизнес-план является основой для управления проектом, прежде всего, ресурсами, затратами, сроками, персоналом и т.д. Наличие плана позволяет осуществлять контроль выполнения и принимать эффективные решения.
9) Средство самообучения. Последняя в перечне функция на самом деле является одной из наиболее значимых, так как подготовка бизнес-плана заставит предпринимателя пополнить свои знания в тех или иных разделах, научит делать выводы из финансовой информации и понимать результаты анализа [8, с. 6].
Любой из девяти функций было бы достаточно для выбора бизнес-плана как инструмента при организации и развитии бизнеса.
Бизнес-план может иметь следующую примерную структуру.
1. Обложка
Обложка (титульный лист) и первая страница бизнес-плана предполагают решение двух задач: сформировать хорошее впечатление о документе и зафиксировать определенный минимум информации. Если предприниматель хочет сразу расположить к себе предполагаемых инвесторов, то ему нужно уделить отдельное внимание обложке.
Будет лучше, если обложка сделана на хорошей бумаге с логотипом фирмы. Это придаст бизнес-плану определенную солидность. В то же время нужно сделать обложку как можно проще.
Должна быть представлена следующая информация: информация об авторе, информация о предприятии, деловая часть (описание целей и сути предлагаемого проекта, потенциальных возможностей и перспектив), размер необходимых инвестиций — текущие и ожидаемые потребности (стоимость проекта), ссылка на конфиденциальность информации.
2. Содержание
Содержание должно отразить основные разделы бизнес-плана и помочь будущим инвесторам понять суть предложения предпринимателя.
3. Деловое резюме
Деловое резюме иначе называют кратким изложением. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над самим бизнес-планом, но обычно помещается в начале.
Резюме — это часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» всего мероприятия. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую инвесторы будут читать наиболее внимательно от «А» до «Я». Нужно добиться того, чтобы резюме можно было прочесть за несколько минут. Более того, если бизнес-план содержит конфиденциальную информацию, то деловое резюме должно быть сформулировано как достаточный документ без каких-либо ссылок, чтобы инвестор мог принять решение о необходимости ознакомления с секретной информацией [8, с. 19].
В резюме нужно в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме:
Раздел 1. Цель плана. Основные задачи. Цель бизнеса.
Раздел 2. Привлекательность бизнеса, его уникальные преимущества.
Раздел 3. Анализ рынка (характеристики сегмента рынка и его размер).
Раздел 4. Описание предприятия. Описание продуктов и услуг.
Раздел 5. Маркетинговая стратегия. Сбытовая стратегия.
Раздел 6. Собственники и управляющие предприятия.
Раздел 7. Оценки будущих прибылей и объемов продаж.
Раздел 8. Процедуры возврата займов и кредитов инвесторам.
Раздел 9. Потребность в капитале или других ограниченных ресурсах.
Такое резюме позволит сделать быстрый обзор всего бизнес-плана.
4. Общая ситуация в сфере бизнеса, выбранной предпринимателем
Этот раздел подготавливает читателя к лучшему пониманию того, что ему предлагает предприниматель, т.е. как предприятие вписывается в общую картину. Какие существуют перспективы в той отрасли деятельности, к которой относится описываемый бизнес.
Раздел должен включать следующие пункты: потенциал данного бизнеса (возможности роста бизнеса), названия новых продуктов, разработок и услуг, экономические тенденции в отрасли, перспективы и тенденции в данной отрасли и экономике в целом.
5. Описание предприятия
При описании предприятия необходимо ответить на такие вопросы: точная характеристика предприятия, историческая справка о бизнесе или о разработках продукции, экономические тенденции развития отрасли, описание организационной структуры предприятия, факторы, влияющие на бизнес (экономические факторы, сезонность, зависимость от потребителей или поставщиков), характер исследований и разработок, наличие контрактов и соглашений, подходы к осуществлению производственной деятельности.
Данный раздел должен дать возможному инвестору информацию о том, как работает рассматриваемый бизнес и почему у него есть уникальная возможность занять достойное место на рынке.
6. Анализ рынка
В данном разделе нужно обратить внимание на следующие моменты: экономико-географические данные предполагаемого рынка, в т.ч. размер и данные по населению; потребители продукции или комплекса услуг; возможный потенциал роста для намеченного рынка; способность предлагаемого проекта удовлетворять потребности рынка; принципы привлечения новых клиентов без потери прежних.
При описании выбранного рынка необходимо помнить, что силу анализа определит именно проведенное исследование. Чтобы не тратить понапрасну время, нужно использовать таких помощников, как: библиотеку, средства массовой информации и телефон. Можно также воспользоваться уже имеющейся информацией и статистикой по данному вопросу, которую можно найти в книгах и журналах.
7. Ожидаемые проблемы и меры по их преодолению
Этот раздел бизнес-плана достаточно часто отсутствует по двум причинам: отсутствие стандартных рекомендаций при выявлении сильных и слабых сторон и нежелание составителя указывать свои недостатки и проблемы. Данный раздел должен определить стратегию предпринимателя на случай непредвиденных обстоятельств для преодоления возможных препятствий. Вот некоторые из них: юридические факторы (возможные изменения в законодательстве, политическая обстановка в стране), работа на конкурентном рынке (возможные действия конкурентов), слабые стороны данного бизнеса (появление новой продукции на данном рынке, появление более дешевой продукции), защита авторских прав и информации, непредвиденные обстоятельства, связанные с персоналом (реакция на уход ведущего персонала и руководства), кадровые проблемы (возможное увеличение продолжительности работы). Именно этот раздел должен отразить то, что предприниматель изучил практически все нюансы своего бизнеса, и готов решать все проблемы, которые могут появиться у него на пути [8, с. 21].
8. Маркетинговый план. Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах, благодаря которым предприниматель может рассчитывать на успех. Предприниматель должен подготовить такой маркетинговый план, который способен пробуждать мысль. Маркетинговый план должен не просто представить концепцию, но «продать» бизнес как привлекательную возможность для инвестиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами. Кроме того, раздел должен быть написан в такой манере, которая была бы понятна широкому кругу людей — от менеджеров до членов совета директоров крупного банка.
В маркетинговом плане нужно тщательно рассмотреть и отразить следующие проблемы:
1. Маркетинговые стратегии, которые будут использоваться.
2. Причины выбора каждой конкретной стратегии.
3. Ценовая политика предприятия, анализ цен конкурентов, приемлемость цен для потребителя.
4. Маркетинговый бюджет.
5. Политика в области гарантий.
6. Презентация и упаковка.
7. Квалифицированный персонал.
8. Методы изучения реакции рынка на ту или иную маркетинговую стратегию.
9. Подходы к сравнению различных маркетинговых стратегий.
10. Намерения предпринимателя относительно рекламы.
11. Методы стимулирования продаж.
12. Роль средств массовой информации в стимулировании продаж и затраты, связанные с этим.
9. Финансовые прогнозы. Этот раздел — основа основ бизнес-плана, точка отсчета во времени. Именно его необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств. Потенциальные инвесторы с особой тщательностью и интересом проанализируют финансовые принципы предлагаемого проекта. Необходимо разработать совокупность следующих документов: оперативный план (прогноз) продаж, план (прогноз) о прибылях и убытках, план (прогноз) движения денежных средств, прогнозный баланс.
10. Календарный план. Эта часть бизнес-плана наиболее полно соответствует названию (план) и определяет следующие этапы действий:
1) устанавливает время ожидаемого финансирования;
2) определяет все маркетинговые действия с привязкой к реальному календарю;
3) представляет производственную программу и график поставок, обеспечивающий требуемый объем продаж.
Именно календарный план поможет обеспечить систематический контроль за деятельностью предприятия. Он имеет решающее значение для компании.
Особое место в рамках календарного плана занимает производственный план. В этом разделе должны быть описаны все производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на фирме. Здесь нужно рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, которые фирма занимает, их расположением, оборудованием, персоналом. Кроме того, в этом разделе должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков.
Кроме производственного плана, календарный план должен включать и организационный план. Выделение организационного плана в отдельный раздел необходимо только при создании новых организаций. Организационный план должен ответить на следующие вопросы: организационная структура проекта, основные выполняемые функции работниками, структура персонала и требования к нему. Организационный план заканчивается определением издержек на оплату труда и содержание организационной структуры.
11. Расчет потребности в финансовых ресурсах и эффективность проекта. Если в первую очередь цель составления бизнес-плана — это получение финансовых ресурсов под проект или новое предприятие, то этот раздел даст точную сводную потребность в нужном капитале и определит порядок использования ресурсов. В случае финансирования расчеты движения наличных средств должны также отражать и порядок возврата кредитов.
12. Приложение. Данный раздел бизнес-плана может включать такие документы, как: комментарии по тексту, библиографию, дополнительные документы, графики и чертежи, глоссарий терминов, патенты, лицензии, авторские права и сертификаты.
Задача 44
Определить сумму увеличения прибыли по предприятию в планируемом периоде, в том числе за счет увеличения объема продаж, снижения себестоимости продукции.
В планируемом периоде по предприятию предусмотрен объем реализации продукции в сумме 17630 руб., затраты по производству и реализации составят 17000 тыс. руб.
По расчетам резерв увеличения объема реализации в планируемом году по сравнению с отчетным оставит 2100 единиц продукции, резерв снижения себестоимости на единицу продукции – 2 руб. 50 коп.
В отчетном периоде сумма прибыли составила 460 тыс. руб. На единицу реализованной продукции – 8 руб. 30 коп., фактический объем реализации в натуральном измерении – 55400 ед.
При расчетах учтите следующее:
1. Предприятие выпускает один вид продукции.
2. Расчет прироста прибыли производится по следующим формулам:
За счет увеличения объема реализации продукции:
∆Пv = Пiф *∆Vр,
за счет снижения себестоимости продукции
∆Пс = Сi *(Vрф + ∆Vр),
где ∆Пv, ∆Пс – прирост прибыли за счет, соответственно, роста объема реализации продукции и снижения себестоимости ее;
Пiф – фактическая сумма прибыли на единицу продукции;
∆Vр – резерв увеличения объема реализации в планируемом периоде (в натуральном выражении);
Сi – резерв снижения себестоимости на единицу продукции;
Vрф – объем реализации продукции в натуральном выражении в отчетном периоде, фактически.
Решение:
Увеличение прибыли за счет увеличения объема реализации продукции:
∆Пv = Пiф *∆Vр = 8,3*2100 = 17430 руб.
Увеличение прибыли за счет снижения себестоимости продукции
∆Пс = Сi *(Vрф + ∆Vр),
∆Пс =2,5* (55400 + 2100) = 143750 руб.
Ответ: увеличение прибыли за счет увеличения объема реализации продукции составит 17430 руб., за счет снижения себестоимости продукции – 143750 руб.
Задача 71
Определить темп изменения расхода используемого топлива (угля) на производственную программу по предприятию.
В отчетном периоде производство хлеба 1-го сорта составило 1100 тонн. 2-го сорта – 1300 тонн. Анализ качества продукции показал, что одной из причин снижения качества явилось несоблюдение норм расхода топлива в расчете на 1 тонну;
- хлеб 1-го сорта – фактический расход условного топлива 95 кг вместо 90,
- хлеб 2-го сорта – 112 кг вместо 115.
На планируемый период потребность в топливе рассчитывается по норме, объемы выпуска продукции составят: хлеб 1-го сорта – 1250 тонн, 2-го сорта – 1400 тонн. Коэффициент перевода условного топлива в натуральное – 0,894.
Решение:
Используя коэффициент перевода условного топлива в натуральное, найдем количество натурального топлива на производственную программу выпуска хлеба:
Для хлеба 1-го сорта:
95*0,894 = 84,93 кг вместо 80,46 кг (90*0,894)
Для хлеба 2-го сорта:
112*0,894 = 100,128 кг вместо 102,81 кг (115*0,894)
Найдем расход топлива на планируемый период:
80,46 кг топлива необходимо для выпуска 1100 т хлеба 1-го сорта
х кг топлива необходимо для выпуска 1250 т хлеба 1-го сорта
х = 91,43 кг топлива для выпуска хлеба 1-го сорта
102,81 топлива необходимо для выпуска 1300 т хлеба 2-го сорта
х кг топлива необходимо для выпуска 1400 т хлеба 2-го сорта
х = 110,72 кг топлива для выпуска хлеба 2-го сорта
Зная фактический и плановый расходы топлива, можно найти темп изменения расхода используемого топлива (угля) на производственную программу по предприятию:
Для выпуска хлеба 1-го сорта:
(91,43 - 84,93)/91,43*100 = 7,11 %
Для выпуска хлеба 2-го сорта:
(110,72 – 100,128)/110,72*100 = 9,56 %
Ответ: темп изменения расхода используемого топлива (угля) на производственную программу по предприятию составляет для выпуска хлеба 1-го сорта - 7,11 %, для выпуска хлеба 2-го сорта - 9,56 %.
Задача 62
Определить объем реализации продукции по предприятию на планируемый период, исходя из задачи получения целевой прибыли.
По расчетам целевая прибыль предприятия должна составить в планируемом период 540,5 тыс. руб.
Постоянные затраты на весь выпуск запланированы в сумме 583,7 тыс.руб. Предполагаемые удельные переменные затраты – 2,51 тыс. руб., средняя цена реализации единицы продукции – 2,94 тыс. руб.
На какой размер (в натуральном и стоимостном выражении) будет отличаться объем реализации продукции, рассчитанные, исходя из целевой прибыли, от критического объема реализации?
Решение:
Объем реализации, исходя из целевой прибыли (Vопт), рассчитывается по формуле:
Vопт = (Спост + П)/ (Р - Спер) * Р
Где Спост – сумма постоянных затрат на весь выпуск продукции;
П – целевая прибыль;
Р – средняя цена реализации единицы продукции;
Спер – удельные переменные затраты.
Vопт = (583, 7 + 540, 5)/ (2, 94 – 2, 51) * 2, 94 = 889, 26 тыс. руб.
Соответственно, натуральный объем реализации продукции, обеспечивающий формирование плановой суммы маржинальной операционной прибыли, может быть определен по следующей формуле:
НРТМП = Vопт / Р = 889,26/2,94 = 302,47 шт.
где НРТМП — натуральный объем реализации продукции, обеспечивающий формирование плановой суммы маржинальной операционной прибыли предприятия;
Натуральный объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде, может быть определен по следующей формуле:
Q*= Спост /(Р- Спер) = 583,7/ (2,94 – 2,51) = 229,33 шт.
Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении. Экономический смысл этого показателя - выручка, при которой прибыль предприятия равна нулю: если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае - убыток.
S*=Спост*Р/(Р-Спер) = Q*Р = 229,33*2,94 = 674,23 тыс. руб.
S* - критический объем производства и реализации продукции.
Теперь можно найти, на сколько отличаться объем реализации продукции, рассчитанные, исходя из целевой прибыли, от критического объема реализации:
В натуральном выражении:
302,47 – 229,23 = 198,98 шт.
В стоимостном выражении:
889,26 – 674,23 = 215,03 тыс. руб.
Ответ: объем реализации, исходя из целевой прибыли составляет 889, 26 тыс. руб., в натуральном выражении – 302,47 шт., что больше критического объема реализации на 215,03 тыс. руб. и 229,23 шт. соответственно
Список литературы
1. Алексеева М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 312 с.
2. Баталов В.М. Планирование деятельности предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 123 с.
3. Бачурин А.В. Укрепление взаимосвязи плана и рынка // Экономист. - 2003. - № 3.
4. Бизнес - планирование: Учебник \ Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 541
5. Бухалков М. И. Планирование на предприятиях машиностроения. Учебное пособие. - Самара: Сам. ГТУ, 2005. – 389 с
6. Буров В.П., Морошкин В.А., Новиков O.K. Бизнес-план: методика составления. М.: ЦИПКК, 2005. – 456 с.
7. Внутрифирменное планирование в США/Под ред. В.И. Седова. М.: Прогресс, 2002. – 235 с.
8. Грибалев Н.П., Игнатьева И.Г. Бизнес-план: практическое руководство по составлению. СПб.: Балл, 2004. – 264 с.