Содержание
Введение. 3
1. Анализ отечественных и зарубежных источников по выбранной тематике. 5
2. Системный анализ функционирования выбранного объекта исследования. 13
2.1. Обоснование объекта в качестве системы.. 13
2.1.1. Выделение системы из окружающей среды.. 15
2.1.2. Характеристики системы.. 17
2.1.3.Основные закономерности исследуемой системы.. 19
2.1.4. Тип структуры, структура системы.. 24
2.1.5. Принципиальная возможность и способ моделирования системы.. 25
2.2. Анализ функционирования системы.. 26
2.3. Исходная постановка проблемы.. 28
2.4. Анализ дальнейшего развития проблемы.. 29
2.5. Построение «дерева целей». 30
2.6. Выбор наилучшего решения проблемы.. 32
3. Выводы и рекомендации. 35
Список литературы.. 37
Введение
Выбранная тема курсовой работы – концентрация производства в рыночных условиях.
Выбранная проблема – концентрация производства в рыночных условиях – широко исследуется в литературе.
Методологические основы исследования природы развития крупномасштабного производства были заложены классиками политической экономики, и выдвигаемая в работе концепция в первую очередь базируется на трудах классиков экономической мысли: А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Сэя, Ж. Сисмон-ди, Ф. Листа, Д. Милля, К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, Р. Гильфердинга, А. Маршалла, Й. Шумпетера, Дж. Кейнса, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина, Ф. Хайека, В. Ойкена, А. Богданова, Н. Кондратьева и др. Методология исследования также в значительной степени определена работами известных философов: Аристотеля, Ф. Бэкона, Г. Гегеля, К. Ясперса, Б. Рассела, О. Конта К. Поппера, А. Уайтхеда, Д. Бонхеффера, Н. Бердяева, Г. Башляра, В. Кузьмина и др.
Проблемам крупного производства за рубежом было посвящено достаточно большое количество работ, среди них особо выделяются работы Дж. Гэлбрейта, Т. Коно, К. Эрроу У. Оучи, Р. Фостера, Р. Акоффа, И. Ансоффа, Б. Карлофа, О. Хироси, М. Маритани, М. Портера, Ю. Ройшеля, Дж. Райта, К. Тьюгенд-хета, Г. Ленель и др. Особое место в ряду зарубежных авторов занимают представители трансакционной теории фирмы Р. Коуз, О. Уильямсон, К. Менар, а также Г. Саймон и Л. Тевено.
Значительный вклад в проблему внесли отечественные ученые С. Чепраков, Г. Чибриков, В. Назаревский, Ю. Кочеврин, О. Богомолов, И. Трофимова, А. Демин, Б. Мильнер, А. Гассиев, И. Рудакова, М. Баскакова, А. Юданов и др.
В начале 90-х годов XX века интерес к проблеме нарастает, среди новых публикаций особый интерес вызывают работы А. Яковлева, В. Миронова, Н. Розановой, О. Иванова, X. Мингазова, Г. Загайнова, В. Куликова, А. Анисимова, А. Цыгичко, Ю. Винслава, С. Батчикова, Ю. Петрова, Ю. Якутина и др.
До распада СССР и его народнохозяйственного комплекса промышленность страны была с самым высоким уровнем концентрации производства в мире. Промышленность, в том числе пищевая, имела чрезмерно высокий уровень концентрации, не соответствующий достигнутому уровню производительных сил и научно-технического прогресса. Распад народнохозяйственного комплекса с образованием независимых государств и сложившихся связей во взаимосвязанных отраслях существенно снизил уровень концентрации производства в России. Сейчас, однако, на основе концентрации и централизации капитала начинает интенсивно восстанавливаться ранее достигнутый уровень концентрации в отдельных отраслях - нефтяной, газовой, металлургической, кондитерской др.
Концентрация производства является важнейшей формой общественной организации производства. Как указывалось выше, любое товарное производство носит общественный характер. Концентрация производства - закон развития общественного производства, хотя её проявление не столь прямолинейно в отдельные периоды времени и ряде отраслей.
Объект исследования работы – это предприятие игорного бизнеса Московская игровая система ООО «Джекпот».
Методы исследования: анализ литературных источников, системный анализ, метод экспертных анализ.
Предмет исследования деятельность ООО «Джекпот» с помощью системного анализа, выделение проблем и поиск путей решения.
1. Анализ отечественных и зарубежных источников по выбранной тематике
Концентрация производства - это сосредоточение производства во все более крупных предприятиях. Из определения концентрации производства следует её экономическая сущность, которая представляет двусторонний процесс:
1. Рост доли крупных предприятий в общем объеме производства отрасли.
2. Рост размеров самих крупных предприятий.[1]
Как отечественный, так и зарубежный опыт показывает, что крупные предприятия имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:
- являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука- производство», т. е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;
- легче внедряются и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;
- создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;
- с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;
- больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;
- достигается большой эффект от применения ЭВМ. Крупные предприятия, как уже отмечалось, имеют не только преимущества, но и недостатки, которые следует учитывать при проектировании и создании предприятий такого масштаба.
К недостаткам крупных предприятий следует прежде всего отнести:
- увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;
- необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;
- усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;
- повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т. е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.[2]
Один из современных экономистов Дегтярева А.И. утверждает, что процесс концентрации производства в динамике достаточно точно характеризует показатель роста средних размеров предприятий.[3]
Следует отметить, что для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.
Концентрация производства осуществляется в двух формах: отраслевой и межотраслевой. При отраслевой концентрации производства рост размеров предприятий и их доли в общем объеме производства осуществляется за счет наращивания продукции данной отрасли. Межотраслевая концентрация - это сосредоточение производства во все более крупных предприятиях за счет продукции разных отраслей. Рост размеров предприятий происходит за счет увеличения продукции других отраслей. Соответственно доля этих предприятий в общем объеме производства растет. Это - не что иное, как вариант диверсификации производства в условиях жестких требований рынка. Ведь в рынке значимость концентрации производства существенно возрастает.[4]
В жесткой конкурентной борьбе при прочих равных условиях более масштабное производства удешевляет производимый продукт, а значит, это крупное предприятие будет более конкурентоспособным. Вот почему в развитом рынке превалировать будут крупные предприятия, а остальные, так или иначе, приспосабливаться к ним, обслуживая их, занимая свои ниши, но будучи зависимыми от крупных. Закон есть закон. А концентрация производства - закон развития, товарного производства.
Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:
- увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);
- увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
- развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);
- развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.[5]
Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:
- увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
- применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;
- одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного;
- развития комбинирования взаимосвязанных производств.
С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации - интенсивный, т. е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.
Развитие концентрации производства тесно связано с монополизацией производства, поэтому государство должно проводить действенную политику с целью недопущения предприятий-монополистов.
Можно выделить следующие формы концентрации производства:
1. Картель - соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, разделе рынков сбыта продукции, долях в общем объеме производства, параметрах продукции и т.п.
2. Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.
3. Консорциум - объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции для уменьшения риска и привлечения дополнительного капитала.
4. Концерн - многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участий.
Это означает приобретение контрольного пакета акций различных компаний, которые по отношению к контролирующей их фирме выступают в роли дочерних. В свою очередь, дочерние компании могут владеть контрольными пакетами акций других обществ, нередко расположенных в различных странах. Так возникают транснациональные корпорации - ТНК.
Таким образом, основные различия форм объединений предприятий связаны со степенью сохранения самостоятельности, входящих в объединения.
В основе объединения предприятий может лежать: горизонтальная интеграция - объединение предприятий одной отрасли, одной сферы производства; вертикальная интеграция - объединение предприятий разных отраслей, технологически связанных между собой; диверсификация - объединение предприятий разных отраслей, технологически не связанных между собой.[6]
Анализируя возможность концентрации производства в условиях рыночной экономики, следует отметить, что в России рыночная экономика только создается. Формирование предпринимательских групп в стране, по мнению экономистов-исследователей, целесообразно. Они могут послужить обеспечению надежных, отвечающих требованиям качества, поставок и сбыта, т.е. решению проблемы очень важной для отечественной экономики.
В теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Появление интрапренерства, прежде всего, связано с переходом многих крупных производственных структур на предпринимательскую форму организации производства.
Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей:
- выделяются ресурсы - интракапитал - для их реализации;
- оказывается всесторонняя помощь для реализации идеи и ее практического использования. Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия.
Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет: активизации и использования творческого потенциала сотрудников; повышения эффективности использования ресурсов предприятия; быстрой реакции на изменения потребностей рынка; быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т. п.); создание основы для дальнейшего развития производства.[7]
В последнее время в литературе в области менеджмента много внимания уделяется так называемым «горизонтальным корпорациям», анализу опыта создания компаний такого типа, исследованию путей перехода к ним.
Несмотря на различия организационных моделей, лежащих в основе построения компаний горизонтального типа, можно выделить некоторые общие характеристические признаки, наличие которых позволяет говорить о создании горизонтальной корпорации. Попытаемся сформулировать эти общие признаки: организационная структура горизонтальной корпорации формируется вокруг базовых процессов со специфическими целями в каждом из них (например, разработка новых изделий, производство и сбыт продукции), а не в зависимости от функционального разделения труда: по функциям управления, отдельным заданиям, поставленным задачам (например, прогнозирование рыночного спроса на данный продукт).
Горизонтальная корпорация, как правило, строится вокруг трех-пяти базовых процессов; горизонтальная корпорация представляет собой плоскую иерархию, при этом сокращается вертикальное администрирование, сочетаются фрагментарные задачи. Предполагается, что возможен полный отказ от иерархии и обособления функциональных и штабных органов; выявляются и устраняются работы, которые не обеспечивают получение добавленной стоимости; происходит минимизация деятельности внутри каждого базового процесса; основными «несущими опорами» горизонтальной корпорации становятся автономные межфункциональные рабочие группы (команды), каждая из которых имеет определенную цель и осуществляется четкий контроль достижения этих целей; используется минимально возможное количество автономных групп (команд) для осуществления соответствующих базовых процессов; основным критерием эффективности деятельности компании становится не ее прибыльность или котировка акций компании, а степень удовлетворения потребностей конкретных потребителей.
Таким образом, проведенный анализ показал, что в современных рыночных условиях концентрация производства возможна путем создания не только традиционных форм концентрации производства, которыми являются картель, синдикат, консорциум, концерн, но и создания так называемых горизонтальных корпораций.
2. Системный анализ функционирования выбранного объекта исследования
2.1. Обоснование объекта в качестве системы
Объект исследования данной работы – ООО «Джекпот» - Московская игровая система. Московская игровая система «Джекпот» создана в 1998 году по распоряжению Мэра Москвы в качестве экспериментального проекта. Его реализация была призвана обеспечить дополнительное привлечение средств в бюджет города, в том числе и на выполнение социальных программ, за счет увеличения размера и стабильности налоговых поступлений, создание порядка трех с половиной тысяч рабочих мест для людей с разной квалификацией, а также для улучшения контроля за деятельностью залов игровых автоматов.
В феврале 1999 года Московская игровая система «Джекпот» открыла свой первый игорный зал в гостинице «Россия».
ООО «Джекпот» заключило сублицензионные договора с правом на использование товарного знака «Джекпот» компаниями СПМ1 (владелец торговой марки «Игорный мешок») и «Метроцентр». Игровые автоматы большинства залов этих компаний подключены к Московской игорный системе «Джекпот».[8]
В 2003 году в Москве открылся первый культурно-развлекательный центр ООО «Джекпот» - «Молодая гвардия» у станции метро Тимирязевская. Этот развлекательный комплекс, площадью 6000 кв. метров, представляет собой уникальный формат сочетания игорного, развлекательного и семейного досуга.
В конце 2005 года в Москве открыли свои двери новый развлекательный центр «Ибица» в микрорайоне Строгино, а также казино «Славянка» в гостинице «Рэдиссон-Славянская».
Игровые автоматы МИС «Джекпот» объединены (благодаря разветвленным оптоволоконным линиям) в общую сеть и подсоединены к единому программно - вычислительному центру. Именно здесь собирается информация о каждом игровом автомате, о том, насколько активно на нем играют и по каким ставкам. И именно здесь компьютер автономно формирует случайную комбинацию цифр очередного выигрыша.
Обоснуем, почему объект исследования может выступать как система. Первым крупным специалистом в области системного подхода был Честер И. Бернар (1886-1961). Он считал, что организация - это «система сознательно скоординированных действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором», что руководитель может достигнуть превосходных результатов в своей работе, только выполнив три важных условия: обеспечив систему коммуникаций, предприняв усилия, необходимые для действия системы, сформулировав и определив цели системы. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. ООО «Джекпот», являясь организацией, может выступать как система и является таковой. Техника и люди являются компонентами система (персонал – социальные компоненты), используемые вместе для выполнения работы они представляют собой социотехническую систему ООО «Джекпот» (рис. 1).
Рисунок 1 – ООО «Джекпот» как система
2.1.1. Выделение системы из окружающей среды
Системой называется множество составляющих единство элементов, связей и взаимодействий между ними и внешней средой, образующее присущую данной системе целостность, качественную определенность. Понятие системы учитывает такие важные составляющие материального объекта, как элемент, связи, взаимодействие и целеполагание, которые необходимо установить для выбранного объекта исследования.
Особенностью выделения объекта как системы из окружающей среды является то, что необходимо выбрать такие его элементы, деятельность или свойства которых проявляются в области исследования данного объекта (табл. 1).
Таблица 1 - Выделение системы из окружающей среды
Задача |
Элементы системы |
Внешние системы |
Исходные данные |
ООО «Джекпот» |
Люди Игровые автоматы Техника |
Конкуренты (казино, игровые автоматы), государство, потребители услуг, поставщики оборудования (игровых автоматов), налоговые и правоохранительные органы и др. |
ООО «Джекпот» = f(люди, игровые автоматы, техника) |
Системы бывают открытые и закрытые,
Закрытая система - имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно не зависимы от среды, окружающей систему (например, часы).
Открытая система - характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Таким образом, открытая система - это система, в которой ее элементы взаимодействуют с окружающим миром.
Закрытая система - это система, в которой такого взаимодействия нет. Фактически все организации взаимодействуют с их окружением, и задача состоит в том, чтобы определить оптимальную степень активности.
Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Руководители, в основном, занимаются системами открытыми, потому что все организации, в том числе аптека, являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.
Частным случаем выделения системы из окружающей среды является представление ее в виде модели «черного ящика». Основными составляющими данной модели являются:
- вход системы – это ее связь с окружающей средой, которая выражает воздействие среды на систему. Существуют материальные, энергетические, информационные входы и различные их сочетания;
- процесс – часть системы, устроенная так, что необходимые процессы воздействовали на каждый вход в определенное время и в определенной последовательности для достижения желаемого выхода;
- выход – продукт или результат системы, ее связь с окружающей средой, направленная от системы к среде. Продукт может иметь реальный (готовая продукция) и абстрактный (удовлетворение потребностей) характер.
Проведем анализ ООО «Джекпот» как черного ящика (рис. 2). Входы данной системы, как видно из рис. 2 – информационный, материальный (ресурсы). Для описания процесса управления ООО «Джекпот» представим кибернетическую модель управления компанией как социально-экономическим объектом (рис. 2).
Рисунок 2 – ООО «Джекпот» как «черный ящик»
Элементы, включенные в эту модель, самодостаточны для управления как функционированием, так и развитием компании. В основе управления ООО «Джекпот» - сетью игровых автоматов лежит цель деятельности, которую необходимо достигнуть имеющимися средствами и ресурсами.
Из целей деятельности компании и параметров конечного результата можно установить зависимость между входом системы и ее выходом. При этом коэффициент оптимального управления компанией будет равен отношению двух функций: параметров выхода в виде конечных результатов —f' (Q') заданным параметрам на входе в виде целей деятельности— f' (Q) и определяется как:[9]
Kуо = f' (Q')/ f' (Q) ≥ 1
где Kуо – коэффициент оптимальности управления компанией, всегда > 1; f(Q) — план продаж развлекательных услуг на конкретный период времени; f' (Q') — факт выполнения принятого плана продаж развлекательных услуг за конкретный период времени.
Выход из системы – это абстрактный продукт – результат действия системы – развлекательная услуга, которую получает потребитель (услуг).
Таким образом, можно заключить, что коэффициент оптимального управления всегда должен стремиться к росту и должен быть более единицы.
Инструментом управления этим процессом являются принимаемые управленческие решения, которые в данной компании имеют свою структуру, состав и логическую последовательность, а также технологию введения в действие и систему исполнения.
2.1.2. Характеристики системы
Основными характеристиками системы являются ее целостность, сложность, иерархичность, уникальность и непредсказуемость ее поведения, наличие конкурентных ситуаций, способность системы изменять свою структуру.
ООО «Джекпот» как система имеет следующие характеристики: сложная вероятностная система, инерционная, целостная (устойчивость к внешней среде за счет системообразующих связей), открытая (все развитие системы ООО «Джекпот» опосредовано системами более высокого уровня).
Важнейшими характерными чертами ООО «Джекпот» являются:
- целенаправленность и управляемость системы, наличие у всей системы общей цели и назначения, задаваемых и корректируемых в системах более высоких уровней;
- сложная иерархическая структура организации системы, предусматривающая сочетание централизованного управления с автономностью частей;
- большой размер системы, то есть большое число частей и элементов, входов и выходов, разнообразие выполняемых функций и т. д.;
- целостность и сложность поведения. Сложные, переплетающиеся взаимоотношения между переменными, включая петли обратной связи, приводят к тому, что изменение одной влечет изменение многих других переменных.
2.1.3.Основные закономерности исследуемой системы
Из закономерностей системы в работе необходимо рассмотреть целостность, интегративность, коммуникативность и иерархичность.
Закономерность целостности проявляется в системе в возникновении новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее компонентам.
Чтобы глубже понять закономерность целостности, необходимо рассмотреть две ее стороны:
1. свойства системы (целого) не являются суммой свойств элементов или частей (несводимость целого к простой сумме частей);
2. свойства системы (целого) зависят от свойств элементов, частей (изменение в одной части вызывает изменение во всех остальных частях и во всей системе).
Qs = f(qi)
Например, человек, работающий в коллективе ООО «Джекпот» (не учитываются личностные характеристики), программы, которые используют в ООО «Джекпот» лишь для ряда процедур, не охватывающих весь возможный диапазон.
Существенным проявлением закономерности целостности являются новые взаимоотношения системы как целого со средой, отличные от взаимодействия с ней отдельных элементов. Эти изменение (взаимоотношений) бывают настолько разительными, что может показаться, будто свойства системы вообще не зависят от свойств элементов.
Пример на вторую сторону: замена человека в коллективе ООО «Джекпот» (изменение производительности, качества)
Интегративность - объединение, координирование отдельных частей, аспектов в целое. Интегративность - этот термин часто употребляют как синоним целостности. Однако им подчеркивают интерес не к внешним факторам проявления целостности, а к более глубоким причинам формирования этого свойства и, главное,— к его сохранению. Интегративными называют системообразующие, системоохраняющие факторы, важными среди которых являются неоднородность и противоречивость элементов системы с одной стороны, и стремление вступить в коалицию с другой стороны.
В ООО «Джекпот» как в системе превалируют системосохраняющие элементы (персонал, ресурсы, цель).
Коммуникативность – этот признак заключается в наличии множества связей (коммуникаций) между системой и внешней средой. Эта закономерность составляет основу определения системы, предложенного В. Н. Садовским и Э. Г. Юдиным в книге «Исследования по общей теории систем». Система не изолирована от других систем, она связана множеством коммуникаций со средой, представляющей собой, в свою очередь, сложное и неоднородное образование, задающее требования и ограничения исследуемой системе, подсистемы и системы одного уровня с рассматриваемой.
Коммуникативные связи ООО «Джекпот» с внешней средой можно представить на рис.
Коммуникационную систему ООО «Джекпот» можно представить следующим образом (рис. 3).
|
Рисунок 3 – Коммуникационная система ООО «Джекпот»
Иерархичность – этот признак утверждает многоуровневое строение системы.
Рассмотрим иерархичность как закономерность построения всего мира и любой выделенной из него системы. Иерархическая упорядоченность пронизывает все, начиная от атомно-молекулярного уровня и кончая человеческим обществом. Иерархичность как закономерность заключается в том, что закономерность целостности проявляется на каждом уровне иерархии. Благодаря этому на каждом уровне возникают новые свойства, которые не могут быть выведены как сумма свойств элементов. При этом важно, что не только объединение элементов в каждом узле приводит к появлению новых свойств, которых у них не было, и утрате некоторых свойств элементов, но и что каждый член иерархии приобретает новые свойства, отсутствующие у него в изолированном состоянии.
Таким образом, на каждом уровне иерархии происходят сложные качественные изменения, которые не всегда могут быть представлены и объяснены. Но именно благодаря этой особенности рассматриваемая закономерность приводит к интересным следствиям:
Во-первых, построение иерархической структуры зависит от цели: для многоцелевых ситуаций можно построить несколько иерархических структур, соответствующих разным условиям, и при этом в разных структурах могут принимать участие одни и те же компоненты.
Во-вторых, даже при одной и той же цели, если поручить формирование иерархической структуры разным исследователям, то в зависимости от их предшествующего опыта, квалификации и знания системы они могут получить разные иерархические структуры, т. е. по-разному разрешить качественные изменения на каждом уровне иерархии. Основные особенности с точки зрения полезности:
1) силу закономерности коммуникативности, каждый уровень иерархии имеет сложные взаимоотношения с выше и нижележащими уровнями.
Каждый уровень обладает свойствами «двуликого Януса»: «лик», направленный в сторону нижележащего уровня, проявляет свойства целого (системы), а «лик», направленный выше, проявляет свойства зависимой части. Возникает неоднородность понятий «цель» / «средства», «система» / «подсистема».
2) Закономерность целостности также проявляется на каждом уровне. Свойства подчиненных элементов не только теряются, но и приобретаются. С помощью иерархических представлений можно отображать системы с неопределенностью.
Иерархичная структура ООО «Джекпот» представлена на рис. 4.
Рисунок 4 – Иерархичная структура ООО «Джекпот»
2.1.4. Тип структуры, структура системы
Структура системы – это совокупность элементов системы и связей между ними, обеспечивающая ее целостность и тождественность самой себе, т.е.е сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
Структура ООО «Джекпот» представлена на рис. 4. Как видно из рис. 4, директор возглавляет основных подразделения системы: залы игровых автоматов, бухгалтерию, администрацию.
Данная структура может быть отнесена к линейно-функциональным.
Линейно-функциональная (штабная) организационная структура управления – предусматривает при различных звеньях линейной структуры соответствующих функциональных подразделений (штабов).
Достоинства данной структуры:
- разделение труда и ответственности между линейным и функциональным руководителями;
- повышение оперативности и качества принимаемых решений;
- привлечение высококвалифицированных специалистов по отдельным функциям;
- более квалифицированное принятие управленческих решений.
Недостатки данной структуры:
- возрастание количества и сложности деловых связей в аппарате управления;
- переполнение каналов коммуникаций с целью координации линейных и штабных элементов;
- возрастание расходов на содержание аппарата управления;
- удлинение процесса выработки команд управления;
- отрыв штабных работников от непосредственной хозяйственной деятельности;
- возможность подрыва авторитета штабных работников со стороны линейных руководителей, часто обладающих более глубокими знаниями по техническим вопросам.
2.1.5. Принципиальная возможность и способ моделирования системы
Анализ системы как черного ящика» показал, что ключевым процессом, протекающим в данной системе является управление. Для рассматриваемой компании основными инструментами управления служат управленческие решения и принятая технология продаж развлекательных услуг, которые должны быть обоснованы и юридически правильно оформлены. В конечном итоге управление компанией должно обеспечить две основные функции управления:
— функционированием компанией;
— развитием компании.
Управление развитием организации применяется в тех случаях, когда состояние выхода системы не удовлетворяет желаемым целевым результатам организации. Это рассогласование между объективным состоянием системы и заданным говорит о том, что она не может достичь намеченных целей имеющимися средствами и требует перестройки, реформирования, реорганизации или проектирования новой. Это достигается созданием адекватной модели, применение которой на реальном объекте позволяет устранять возникшие в работе сбои.
Такое целевое управление развитием обеспечивает достижение намеченных целей и становится функциональным, но при этом система должна сохранить возможность перспективного развития компании в целом.
Если действующая система управления компанией по своим характеристикам близка к нормативной модели, то компания легко может достичь желаемых результатов (заданных на входе целей) за счет принятия оптимальных управленческих решений по заранее разработанным альтернативам поведения компании на рынке.
Развитие МИС «Джекпот» может быть осуществлено методами концентрации производства, описанными в первой главе работы.
2.2. Анализ функционирования системы
Чтобы осуществить анализ функционирования системы необходимо:
- определить границы системы;
- установить наиболее существенные внешние системы; рассмотреть содержание и эффективность связей между ними;
- провести функциональный анализ выбранный системы;
- выполнить информационный анализ системы;
- провести анализ причинно-следственных связей.
ООО «Джекпот» - открытая система. При современном применении системного подхода к управлению организацией важными являются такие аспекты, как создание подсистем, синергия, границы, поток и обратная связь.
Подсистемы (отделы) - крупные составляющие сложных систем. Игровые залы, администрация, различные вспомогательные подразделения игорный системы ООО «Джекпот» являются подсистемами. Подсистемы (отделы) являются индивидуальными частями, составляющими целую организацию.
Синергия означает концепцию, что целое является большим, чем сумма его частей. Целая организация не может быть простым перечислением ее различных отделов.
Синергия делает упор на взаимозависимость среди всех частей организации. Отдельные подразделения внутри организации являются более продуктивными, когда они кооперируются и взаимодействуют, чем при действии независимо.
Границы являются точками, в которых организация встречается с внешним окружением. В закрытой системе, такой как игорный зал, отвечающей за предоставление игровых услуг, границы довольно четко определены. Интересы такого зала в основном не выходят за рамки регулируемого числа потребителей.
Для ООО «Джекпот» и других объектов игорного бизнеса граница между самой организацией и внешним окружением постоянно меняется.
Такая организация постоянно ищет ресурсы во внешнем окружении.
Поток - есть движение материалов и человеческой энергии в системе. Информация входит в систему как вход, трансформируется внутри системы (преобразуется) и оставляет систему как выход (развлекательные услуги). Таким образом, информация входят в игорный зал, трансформируются и выходят как развлекательная услуга (товар).
Обратная связь - есть процесс получения информации о различных системах для того, чтобы определить их состояние и вносить коррективы, если необходимо.
Связи ООО с внешней средой можно представить на рис. 5.
Рисунок 5 – Бизнес-среда предприятия ООО «Джекпот»
Наиболее значительной связью, оказывающей на развитие ООО «Джекпот» являются связи с конкурентами. Высокий уровень конкуренции, существующий на рынке игорного бизнеса, подавляет небольшие компании. Основной проблемой функционирования ООО «Джекпот» высокий уровень конкуренции на рынке. Для того чтобы компании не потерять позиции на рынке, необходимо выстоять в жесткой конкурентной борьбе.
2.3. Исходная постановка проблемы
Сущность проблемы – дальнейшее развитие компании связано с открытием новых игровых залов, что является затратным для компании. ООО «Джекпот» не может позволить себе открывать более одного игорного зала в год, что негативно сказывается на дальнейшем развитии организации и получении прибыли.
Данная проблема связана, прежде всего, с дорогостоящим оборудованием, а также высокой арендной платой в престижных местах (гостиницах, торговых комплексах, развлекательных центрах, клубах).
Для решения данной проблемы необходимо более подробно рассмотреть ее сущность. Игорный бизнес в России — не только одна из наиболее развивающихся сфер экономики, но и тот сегмент рынка, где конкуренция особенно сильна. Согласно статистическим данным, в последние годы в стране наблюдается бурный рост числа игровых автоматов. Так, в 2003 году их количество составило 40 000, в 2004 - 60 000 и в 2005 - 80 000. При этом лишь в Москве в 2004 году функционировало 1100 игровых залов, число которых в 2005 году выросло до 1800. За первые девять месяцев 2005 года объем налоговых платежей от игорного бизнеса превысил сумму в 1,7 млн рублей или около 55 тыс долларов США. В настоящее время в Москве насчитывается свыше 16 тыс , а в Санкт-Петербурге более 9 тыс игровых автоматов. Количество современных аппаратов на российском рынке составляет 35%, старых кредитных - 45% и second hand - 20%.[10]
В ближайшие годы тенденции развития и формирования игорного бизнеса в России пойдут «по-американскому» пути. Так, в 2006 году ожидается появление в стране крупных залов, в которых будут установлены одни игровые автоматы. Их количество может увеличиться на 15-20%. Расширения географии рынка игровых автоматов следует ожидать, главным образом, за счет регионов. В то же время в Москве и Санкт-Петербурге должны появиться новые технологии, крупные казино американского типа (50 игровых столов и до 500 аппаратов). Возможно также появление на отечественном рынке новых крупных операторов. В числе тенденций развития игорного бизнеса можно назвать появление on-line систем управления казино, новых заводов по производству игровых автоматов российских компаний, создание российских систем Джек Пота.
В настоящее время в Москве на каждые 10 тыс. человек приходится 30 аппаратов. На этом рынке в столице наблюдается насыщение.
В связи с этим небольшим компаниям трудно удержаться на данном рынке, а также трудно развиваться из-за большой конкуренции.
В условиях такой жесткой конкуренции можно привлекать потребителей посредством средств рекламы и маркетинга: проводить регулярные рекламные кампании, оборудовать в игровом зале удобства для игроков (бар, туалет, бильярд).
2.4. Анализ дальнейшего развития проблемы
Дальнейшее развитие проблемы: увеличение конкуренции, привлечение потребителей конкурентами может снизить спрос на услуги ООО «Джекпот» и в конечном счете привести к ухудшению финансового положения организации. Для того, чтобы избежать этого, необходимо искать возможные пути решения проблемы.
Возможными решениями проблемы могут быть:
1. Закупка и установка новых игровых автоматов;
2. Предоставление других видов развлекательных услуг (бильярд, карточные игры);
3. Кооперация с другими объектами данного бизнеса (казино, кинотеатр, клубы, в крупных торговых центрах); обеспечение высокого уровня сервиса (туалет, бар).
2.5. Построение «дерева целей»
Все цели, стоящие перед компанией для снижения конкуренции разобьем на три уровня и определим взаимосвязь и соподчиненность между ними, таким образом построим дерево целей (рис. 6.).
Совокупность целей, представленная в виде многоуровневой иерархии, строящаяся для системы управления конкретным хозяйствующим субъектом называется моделью целевой ориентации или деревом целей[11].
Чтобы построить деревья решений для выбранных целей следует определить наиболее важные для нас цели. Для этого очень широко применяются методы экспертных оценок, которые позволяют качественно определить коэффициенты относительной важности целей[12]. Такая форма получения эмпирической информации для дальнейшего анализа, как экспертный опрос, используется в связи с тем, что нельзя при определении столь важного параметра, как КОВ критериев, использовать мнение лишь одного человека. Использование оценок, приведенных различными людьми, позволит снять фактор субъективности при принятии решения. Экспертам будет предложено присвоить каждому критерию значение от 1 до 3, соответствующее степени его важности для выбора альтернатив. Метод нормирования мы будем применять по той причине, что он дает более точные результаты и дает возможность оценить соотношение между критериями[13].
Определим коэффициенты относительной важности (КОВ) второго уровня дерева целей (табл. 2).
Таблица 2 - Матрица опроса экспертов
факторы (подцели) |
Эксперты |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
2.1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2.2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2.3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
Rmax = 3.
Составим матрицу преобразования рангов и расчета КОВ:
Таблица 3 - Матрица преобразованных рангов
Фактор |
эксперты |
∑ |
КОВ |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
2.1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
5 |
0,38 |
2.2 |
2 |
1 |
0 |
1 |
4 |
0,31 |
2.3 |
0 |
0 |
2 |
2 |
4 |
0,31 |
∑ |
13 |
1 |
Наиболее важными путями приобретения квартиры согласно экспертной оценке является выбор месторасположения квартиры. Определим КОВ для подцелей третьего уровня общего направления – выбор месторасположения квартиры.
Таблица 4 - Матрица опроса экспертов
факторы (подцели) |
Эксперты |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
3.1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3.2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3.3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Составим матрицу преобразования рангов и расчета КОВ:
Таблица 5 - Матрица преобразованных рангов
Фактор |
эксперты |
∑ |
КОВ |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
3.1 |
2 |
0 |
1 |
2 |
5 |
0,46 |
3.2 |
1 |
1 |
2 |
0 |
4 |
0,36 |
3.3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0,18 |
∑ |
11 |
1 |
Видим, что согласно оценкам экспертов наиболее важной подцелью является кооперация бизнеса с другими видами развлекательного бизнеса, т.е. бильярд, карточные игры и другое.
2.6. Выбор наилучшего решения проблемы
Дерево решений обычно строится для каждой подцели самого нижнего уровня дерева целей. Но мы выберем одну наиболее важную подцель третьего уровня (согласно методу экспертных оценок), и построим для нее дерево решений. Отличие дерева решений от дерева целей состоит в том, что в первом мы отражаем альтернативные действия организации, направленные на достижение поставленной цели нулевого уровня.
Подцель 3.1.: кооперация бизнеса с другими видами развлекательного бизнеса
|
Определим КОВ для решений первого уровня задачи кооперации бизнеса.
Таблица 6 - Матрица опроса экспертов
факторы (подцели) |
Эксперты |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
3.1.1. |
1 |
2 |
2 |
1 |
3.1.2. |
1 |
1 |
1 |
2 |
Rmax = 2. Составим матрицу преобразования рангов и расчета КОВ.
Таблица 7 - Матрица преобразованных рангов
Фактор |
эксперты |
∑ |
КОВ |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
3.1.1. |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0,4 |
3.1.2. |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
0,6 |
∑ |
5 |
1 |
Таким образом, эксперты считают, что данную задачу следует решать путем кооперации игорного бизнеса с карточными играми. Далее рассмотрим последний уровень дерева решений, так как именно там находятся все альтернативы, одну из которых мы должны выбрать как наиболее предпочтительную. Всего там находится две альтернативы: путем расширения сферы услуг (диверсификация) и путем объединения с другой фирмой. Используем качественные методы оценки альтернатив по различным критериям, а именно метод экспертных оценок при помощи техники ранжирования.
Таблица 8 - Матрица опроса экспертов
факторы (подцели) |
Эксперты |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Путем диверсификации |
2 |
2 |
1 |
1 |
Путем объединения с другой фирмой |
1 |
1 |
2 |
1 |
Rmax = 2. Составим матрицу преобразования рангов и расчета КОВ:
Таблица 9 - Матрица преобразованных рангов
Фактор |
эксперты |
∑ |
КОВ |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Путем диверсификации |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0,4 |
Путем объединения с другой фирмой |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
0,6 |
∑ |
5 |
1 |
Эксперты считают, что более эффективно в данном случае бороться с конкуренцией путем объединения с другой фирмой, занимающейся карточным бизнесом.
3. Выводы и рекомендации
Таким образом, в данной работе был проведен анализ проблемы концентрации производства в рыночных условиях. В качестве объекта исследования выбрана московская игровая сеть «Джекпот».
Проведенный в теоретической части анализ показал, что в современных рыночных условиях концентрация производства возможна путем создания не только традиционных форм концентрации производства, которыми являются картель, синдикат, консорциум, концерн, но и создания так называемых горизонтальных корпораций.
Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:
- увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);
- увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
- развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);
- развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.
В процессе системного анализа деятельности ООО «Джекпот» было установлено, что основная проблема функционирования предприятия в настоящее время – это высокий уровень конкуренции на рынке игорного бизнеса. В данных условиях методом экспертного анализа был установлен наилучший вариант решения данной проблемы – привлечение потребителей путем концентрации производства путем объединения с фирмой, занимающейся карточным бизнесом. Это позволит как большему привлечению клиентом (фирма получит возможность обслуживать также и клиентов фирмы-конкурента), а кроме того, увеличить спектр предоставляемых услуг. В залах игровых автоматов могут быть установлены карточные столы, а кроме того, в залах, где стоят карточные столы, могут быть установлены игровые автоматы. Это одновременно позволит решить и проблему установки новых игровых автоматов.
Список литературы
1. Авилова В. Холдинги как реальность нашей экономики // Российский экономический журнал. 1994. № 1.
2. Алексеева М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Афанасьев Мст., Кузнецов П., Фоминых А. Корпоративное управление глазами директора (по материалам обследований 2001-2004 гг.) // Вопросы экономики, 2005, № 5.
4. Анисимов А Феномен крупной корпорации, или Какой рынок нам нужен? // Российский экономический журнал. 1992. № 8.
5. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Прогресс, 1989. 520 ñ.
6. Бек К. К вопросу о природе концентрации производства // Экономика Советской Украины. 1966. № 10.
7. Бережков В. Кооперация производства — фактор устойчивости // Экономист. 1997. № 2.
8. Бусленко Н.П. Лекции по теории сложных систем – М.: Советское радио, 1973 – 440с.
9. Винслав Ю. Финансовый менеджмент в крупных корпоративных структурах// Российский экономический журнал. 1998. № 3.
10. Винслав Ю. Об основных тенденциях организационного развития приватизированных предприятий // Российский экономический журнал. 1996. № 10.
11. Волкова В.Н., Чабровский В.А. Цель: прогнозирование, анализ, структуризация. – СПб.: ИПО, 1995 – 114 с.
12. Дегтярева А.И., Нартов М.Д. Экономика и управление предприятием. – Сергиев Посад: ПРОАС, 2001. – с. 49.
13. Деза Г. Холдинг-компании в современной экономике // Внешняя торговля. 1989. № 11.
14. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. 350 с.
15. Иванов И.Д. Современные монополии и конкуренция: Формы и методы монополистической практики. М.: Мысль, 1980. 254 с.
16. Иноземцев В. Творческие начала современной корпорации // Мировая экономика и междунар. отношения. 1997. №11.
17. Кочеврин Ю. Крупная корпорация как объект исследования // Междунар. экономика и междунар. отношения. 1988. № 1.
18. Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С.138
19. Молотков Ю.И. Системное управление социально-экономическими объектами и процессами. – Новосибирск: Наука, 2004. – 509 с.
20. Панченко В.М. Теория систем: методологические основы. – М.: МИРЭА, 1999.
21. Портер У. Современные основания общей теории систем. – М.: Наука, 1974
22. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1989. – 367с.
23. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006.
24. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник для студентов вузов /Под ред. С.А. Валуева, В.Н. Волковой. – Л.: Политехника, 1990. – 398с.
25. Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения: Учеб.-метод. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 140с.
26. Официальный сайт ООО «Джекпот» // http://www.jackpot.ru/
27. http://www.azartgame.ru/print.cfm?id=66&type=pub
28. Мельник А.Н. Стратегическое управление деятельностью предприятий в условиях рыночных отношений. – Казань, 2006.
[1] Авилова В. Холдинги как реальность нашей экономики // Российский экономический журнал. 1994. № 1. – с. 26.
[2] Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник для студентов вузов /Под ред. С.А. Валуева, В.Н. Волковой. – Л.: Политехника, 1990. – 398с.
[3] Дегтярева А.И., Нартов М.Д. Экономика и управление предприятием. – Сергиев Посад: ПРОАС, 2001. – с. 49.
[4] Бережков В. Кооперация производства — фактор устойчивости // Экономист. 1997. № 2. – с. 11.
[5] Иноземцев В. Творческие начала современной корпорации // Мировая экономика и междунар. отношения. 1997. №11. – с. 17
[6] Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник для студентов вузов /Под ред. С.А. Валуева, В.Н. Волковой. – Л.: Политехника, 1990. –с. 66
[7] Кочеврин Ю. Крупная корпорация как объект исследования // Междунар. экономика и междунар. отношения. 1988. № 1. – с. 30.
[8] Официальный сайт ООО «Джекпот» // http://www.jackpot.ru/
[9] Молотков Ю.И. Системное управление социально-экономическими объектами и процессами. – Новосибирск: Наука, 2004. – 509 с.
[10] http://www.azartgame.ru/print.cfm?id=66&type=pub
[11] Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С.138
[12] Петровский А.М. Организация экспертных процедур / А.М. Петровский, Л.А. Панкова, М.В. Шнейдерман. – М.: 1984. – 215с.
[13] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения: Учеб.-метод. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 140с.