Содержание

Введение. 3

1. Исследование термина «профессионализм» с точки зрения акмеологии. 5

2. Формирование и развитие акмеологических профессиональных     инвариант  11

3. Критерии профессионализма. 15

Заключение. 21

Список литературы.. 23

Введение

         Профессионализм характеризует свойство некоторых людей выполнять свою работу на высоком уровне – систематически, эффективно и надежно. Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести профессионализма, а лишь «числиться» профессионалом. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

         Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Е.А.Климов, считает, что необходимо рассматривать профессионализм «не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека»[1].

         В настоящее время в научной литературе много говорится о формировании профессионализма в различных видах деятельности. Пути формирования профессионализма могут быть различными.

         Так как самореализация личности наиболее плодотворно осуществляется в профессиональной деятельности, то именно профессиональная деятельность дает максимальные потенциальные возможности одновременного и наиболее полного удовлетворения всех основных потребностей личности (потребности в социальном признании, самоуважении, безопасности и т.д.). Само формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.

         В последние десятилетия исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях.

         Во-первых, большое число работ посвящено изучению отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в труде. С экспериментальной точки зрения проще осуществить углубленное изучение одной или нескольких черт личности, проследить проявление этого свойства в профессиональной деятельности, его влияние на процесс и результаты работы, нежели исследовать целостную личность. Работы этого направления идут от запросов практики и посвящены какому-либо конкретному виду профессиональной деятельности. В этом случае исследователь чаще всего опирается на концепцию профессионально важных качеств (ПВК) личности. Для каждого вида деятельности набор ПВК может быть достаточно специфичен. Усиленное внимание к определенному качеству личности позволяет разрабатывать практические рекомендации по учету, коррекции и целенаправленному формированию данного свойства в профессиональной деятельности.

         Второе направление, изучение целостной личности. Работы данного направления являются комплексными исследованиями, рассматривающими целостный комплекс ПВК, их взаимосвязь и взаимовлияние в процессе конкретной профессиональной деятельности. Целесообразность синтетического подхода к исследованию личности профессионала подчеркивалась еще в 1930-е гг. С. Г. Геллерштейном. Он отмечал, что психологическое изучение профессий должно стремиться охватить всю совокупность свойств личности в их наиболее характерном сочетании (Геллерштейн, 1983). Научные работы, выполненные в этом ключе, принадлежат Н. А. Рыбакову, Б. Г. Ананьеву, 1968; В.Д.Шадрикову, 1982; К. К. Платонову, 1986; Н. В. Кузьминой, 1989 и др.

         Цель данной работы – рассмотреть акмеологический подход исследований феномена профессионализма.

         Задачи:

-       рассмотреть понятие «профессионализм» с точки зрения акмеологического подхода у различных авторов;

-       выявить условия формирования профессионализма;

-       рассмотреть функции и критерии профессионализма.

1. Исследование термина «профессионализм» с точки зрения акмеологии

         Особенно выделяется в этом ряду научная работа А. К. Марковой «Психология профессионализма» (1996), в которой наиболее полно и всесторонне рассмотрено целостное системное понимание профессионализма, выделены составляющие профессионализма - его мотивационная и операциональная сферы, намечены критерии, уровни, этапы, ступени продвижения работника к профессионализму, определены факторы, способствующие и препятствующие профессиональному росту.

         В настоящее время большинство специалистов склоняется к мнению, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но, прежде всего изучение путей становления целостной личности профессионала.

         Таким образом, от того, какое определение профессионализма дает исследователь, какие отдельные черты или качества личности он выделяет, ставит на первый план, считает определяющими, с неизбежностью будут детерминированы пути формирования профессионализма конкретной личности.

         Анализ показал, что при всем разнообразии используемых формулировок, многие авторы в различные термины вкладывают один смысл.

         Профессионализм определяют как интегративное свойство личности педагога, включающее профессиональную компетентность, нравственность, инициативу и мастерство (Проданов И. И.). В тоже время, профессионализм - устойчивое свойство личности и деятельности, а также способность к саморазвитию и самокоррекции (Буткевич В. В.).

         Под профессиональной готовностью понимают интегративное личностное образование, включающее профессиональную направленность, ПВК, знания и умения. При этом, выделяют в профессиональной готовности следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлективный (В.В.Соглаев).

         Профессиональной направленностью называют целостное и многогранное свойство личности, включающее два компонента: праксический (поведенческий) и эмоционально-когнитивный (Платонов Ю. П.).

         Профессиональную компетентность определяют как интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками. В тоже время, профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, ПВК, психологическую готовность (Кривцов Л. Ю.).

         Профессионалом можно считать человека, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальности средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии[2].

         Профессионализм характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники. Поскольку любая деятельность есть решение бесчисленного ряда задач, профессионализм в ней обнаруживается, прежде всего, в умении видеть задачи, их формулировать, применить методологию и методы специальных наук для установки диагноза и прогноза при решении задач, оценивать и выбирать методы наиболее подходящие для их решения. Одним из наиболее важных показателей качества подготовки специалиста в вузе является профессионализм в решении специальных задач, т. е. в области интеллектуальной деятельности и творчества (профессиональной эвристике)[3].

         Профессиональная пригодность нечто значительно большее, чем сумма знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе профессионального обучения. Профпригодность обязательно включает еще и определенные стороны личности, и общую культуру, и общее развитие, и некоторую систему жизненных ценностей, и, наконец, морально-психологическую готовность к труду.

         Окончание учебного заведения еще не дает специалиста, обладающего вполне удовлетворительной профпригодностью. До ее достижения требуется еще этап приобретения профессионального мастерства, обязательно включающий процесс профессиональной адаптации.

         В ходе приобретения мастерства (обычно этот путь занимает не менее 3 – 5 лет) закрепляются умения и навыки, полученные в процессе обучения, и вырабатывается способность самостоятельно и достаточно быстро создавать алгоритмы решения профессиональных задач в соответствии с конкретными условиями. Таким образом, происходит приспособление, привыкание к требованиям профессии и выработка личностных характеристик, необходимых для успешной работы[4].

         Мастерство невозможно без профессионализма, без овладения суммой необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, без школы, но оно никогда не сводится к профессионализму. «Мы определяем деятельность профессионала-мастера как профессионально целесообразную, индивидуально-творческую и оптимальную, а профессиональное мастерство - как качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения.

         На основе анализа профессионального мастерства в разных сферах деятельности в качестве его основных компонентов выделяем систему профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности»[5].

         Понятие мастерства относится не к отдельному (пусть и совершенному) умению, а к некоторой совокупности умений, может быть, на разных уровнях сформированных, которые делают сам процесс деятельности качественно своеобразным, индивидуализируют его. Высшим проявлением мастерства является искусство, творчество[6].

         Итак, профессионализм - это интегральная личностная характеристика человека, который на высоком уровне овладел нормами профессиональной деятельности и профессионального общения; следует профессиональным ценностным ориентациям, соблюдает профессиональную этику; развивает свою личность средствами профессии; обогащает опыт профессии; стремится вызвать интерес общества к результатам своей профессии, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

         Последние годы характеризуются глубокими преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности нашего государства. На одно из первых мест выдвигаются проблемы подготовки квалифицированных кадров.

         Актуальной становится задача нахождения оптимальных способов формирования профессионализма не только на этапе профессиональной деятельности, но и профессионального обучения.

         Учитывая, что одним из важных компонентов профессионализма является профессиональное самосознание личности (А.К.Маркова), актуальной проблемой становится выработка теоретических и практических подходов к развитию профессионального самосознания.

         А.К. Маркова указывает на то, что для человека профессия – это источники существования и средство личностной самореализации. При этом, личностное пространство шире профессионального, то, как человек строит сценарий своей профессии, зависит от личности, однако профессионализация оказывает влияние на личность, может ее стимулировать или, наоборот, разрушать, деформировать, выступая, таким образом, фактором личностного саморазвития. Согласно А.К. Марковой содержательными характеристиками целостного профессионального саморазвития являются: профессиональное самосознание, понятие себя как профессионала; постоянное самоопределение, саморазвитие профессиональных способностей, интернальность, самопроектирование, построение собственной стратегии профессионального роста, построение и реализация собственной жизни.

         При этом центральным аспектом является характер соотношения личностных особенностей человека и критериев успешного выполнения труда. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития профессионализма и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути в области акмеологии показало, что образование и проявление в нем качеств субъекта длится до тех пор, пока деятельность продолжается и остается ценностнозначимой. Проблема учета психологических особенностей личности в процессе профессиональной подготовки рассматривается в контексте отбора и расстановки кадров. Эффективное управление кадрами предполагает создание условий для саморазвития, самореализации сотрудников.

         Категории профессионализма и личностно-профессионального развития являются основополагающими категориями акмеологии. Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально значимых и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариант профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Акмеологическими характеристиками профессионализма являются: высокая стабильная продуктивность, эффективность деятельности; высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности; оптимальная интенсивность и напряженность труда; высокая точность и надежность деятельности; высокая организованность; независимость от внешних факторов; креативность; возможность развития субъекта труда как личности; направленность на достижение положительных социально-значимых целей.

         Обобщение результатов акмеологических исследований показало, что развитие профессионализма у специалистов различных профессий осуществляется по сходным закономерностям, которые связаны с формированием системы важнейших свойств и умений. Профессионалы высокого класса, независимо от вида их профессиональной деятельности, обладают известным сходством. Это особенности регуляции деятельности, психологические механизмы стимулирования творческой активности, степень развитости определенных качеств. Выявленные характеристики являются относительно независимыми от специфики выполняемой профессиональной деятельности, обладают свойством инвариантности.

         Акмеологические инварианты профессионализма делятся на общие и специфические. Общие инварианты профессионализма полностью не зависят от специфики деятельности. Это развитая антиципация, высокий уровень регуляции, умение принимать решения, устойчивая образная сфера. Специфические или особенные инварианты профессионализма отражают специфику профессиональной деятельности. Определение особенных акмеологических инвариант является основанием для развития и формирования модели профессионализма личности. Для обеспечения стабильной и высокоэффективной профессиональной деятельности необходимо формирование и развитие акмеологических профессиональных инвариант уже на первых этапах профессионального образования[7].

2. Формирование и развитие акмеологических профессиональных инвариант

         Человек становится профессионалом не сразу, а проходит на этом пути много этапов. Траектории пути к профессионализму у разных людей могут сильно отличаться.

         Внутри профессионализма можно выделить следующие этапы:

-       этап адаптации к профессии, первичное усвоение человеком норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий профессии; этот этап может завершиться быстро за первые 1-2 года начала работы или растянуться на годы, проходить болезненно;

-       этап самоактуализации в профессии: осознание человеком своих возможностей выполнения профессиональных норм, начало саморазвития себя средствами профессии, осознание человеком своих индивидуальных возможностей выполнения профессиональной деятельности, осознанное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальная самореализация своих возможностей в профессиональной деятельности;

-       этап свободного владения профессией, проявляющийся в форме мастерства, гармонизации человека с профессией, здесь происходит усвоение высоких стандартов, воспроизведение на хорошем уровне кем-то ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций.

         Внутри этапов профессионализма человеку бывает необходимо преодолеть ряд ступеней - овладеть спектром новых задач и связанных с ними приемов, технологий, что в целом образует профессиональные позиции.

         Целесообразно выделение достаточно большого числа этих; промежуточных ступеней профессионального роста. Каждая из них должна иметь качественное отличие от других и иметь определенное обозначение, в котором выражено, в чем именно состоит «приращение» профессионализма на этой ступени.

         Овладение профессионализмом в этом смысле - это последовательное восхождение от одной его ступени к другой. Дробное расчленение пути к профессионализму на ряд отрезков может дать ориентиры специалисту в проектировании своего профессионального роста, эксперту - более точные основания при оценивании труда работников.

         Названные выше этапы и ступени профессионализма не являются жесткой схемой, а лишь ориентировочной основой, откуда специалист в зависимости от своего профессионального мировоззрения, а руководитель с учетом концепции развития организации могут заимствовать для использования некоторые психологические критерии и ориентиры.

         На уровне профессионализма внутри этапа адаптации к профессионализму ступенями могут быть: стажер, убежденный специалист, гражданин, эрудит, методист, коллега, специалист в экстремальной ситуации, специалист, сотрудничающий с социально-психологическими службами и др.

         В разных профессиях ступени профессионализма, профессиональные позиции могут существенно отличаться. Так, в научном коллективе были выделены следующие возможные профессиональные роли: фанатик, пионер, диагностик, эрудит, техник, эстет, методолог, мыслитель, исполнитель, проходимец, генератор идей, эксперт, организатор, критик, коммуникатор, мастер, программист, переводчик, мотиватор, аферист, классик, романтик, учитель, координатор, демагог, скрупулезный, администратор, одиночка, популяризатор, идеолог.

         Восхождение человека к профессионализму не линейный планомерный процесс, этот процесс может забегать вперед, оставляя необеспеченные участки, "белые пятна" в профессиональном портрете работника. Неравномерность разных этапов и ступеней внутри них возможна и у разных специалистов, и у одного человека на разных ступенях его профессионального роста. Известно, например, что молодой учитель на этапе адаптации профессии в чем-то может оказаться в роли творца (предложив школе что-то новое), еще не став мастером, и в этом будет состоять его индивидуальная траектория профессионального роста. Или учитель, достигший мастерства, может не быть осознанной индивидуальностью, то есть, хорошо обучая детей, он не задумывается о своем индивидуальном стиле. Этапы и ступени внутри них жестко не связаны друг с другом.

         Этапы и ступени профессионализма специалиста могут быть соотнесены также с зонами его развития. Каждый этап и ступень профессионализма обычно сначала находятся у специалиста в зоне его, ближайшего развития, а затем переходят в зону актуального развития. Например, учитель может находиться на этапе адаптации или самоактуализации, но при благоприятных условиях у него проявляются новые потенциальные возможности, признаки позиции мастера, диагноста, экспериментатора, которые позднее войдут в наличный фонд его развития[8]. Помочь специалисту увидеть зону ближайшего профессионального развития, перспективу его профессионального роста - важная задача гуманистически ориентированного профессионального оценивания, аттестации.

         Формирование профессионализма сложный процесс, состоящий из целого ряда этапов, каждый из которых состоит из отдельных ступеней. Поэтому становление профессионала можно рассматривать как процесс последовательного восхождения его от одной ступени к другой.

         Несмотря на то, что формирование профессионализма имеет общие основы для всех видов человеческой деятельности, в каждой конкретной профессии есть свои специфические особенности. Чтобы учесть эти особенности, иметь эталон профессионала, поставить цели, определить задачи, наметить пути формирования профессионально важных качеств, для каждой специальной деятельности необходимо разрабатывать свою профессиограмму.

         На основании профессиограммы проводится профессионализация и социализация личности, которые должны проходить неразрывно, и способствовать формированию профессиональных навыков, профессионально важных качеств, профессионального мышления, профессиональной этики, профессионального творчества и т. д.

         Формирование и развитие профессионализма в процессе профессионального образования необходимо сочетать с универсальным развитием субъектного модуса психолого-акмеологического пространства человека. Необходимость такой постановки проблемы постулируется тем, что профессионализм деятельности – это качественная характеристика труда. К.А.Абульханова-Славская указывает на то, что, став субъектом, личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности. Субъект является интегрирующей, централизующей, координирующей инстанцией деятельности. Он согласует всю систему своих индивидуальных, психофизиологических, психических и, наконец, личностных возможностей, особенностей с условиями и требованиями деятельности.

         Высокий уровень субъектности предполагает развитый механизм саморегуляции, который обеспечивает соответствие внешних требований со стороны выполняемой деятельности и личностных психологических резервов. Таким образом, важнейшим условием развития профессионализма является формирование навыков саморазвития. Способность к профессиональному саморазвитию есть психическое новообразование, возникающее в результате внешних воздействий на личность в процессе воспитания, обучения, развития. При условии наличия субъектных качеств движение личности к совершенству становится безграничным. В настоящее время в психологических исследованиях значительно усилился интерес к проблеме саморазвития, при этом продолжает отсутствовать концептуальное обоснование саморазвития в качестве деятельности. Научный анализ саморазвития имеет часто фрагментарный характер, где рассматривается или отдельные элементы или уровневые подструктуры этой деятельности.

         Саморазвитие человека является самостоятельным специфическим видом человеческой деятельности. Именно саморазвитие проявляет особенную родовую сущность человека, заключающуюся в способности человека не только адаптироваться в окружающей среде, адаптировать окружающую среду, но и конструировать, создавать свое бытие, заниматься самосозиданием.

3. Критерии профессионализма

         Психологический феномен профессионализма как объект изучения интересен, прежде всего, результатами своего существования, местом, которое он занимает среди других психологических явлений. Поэтому познание профессионализма всегда следует начинать с описания его функций и критериев.

         В общем случае функция характеризует процессуальную и результативную стороны внешнего проявления свойств рассматриваемого объекта в данной системе отношений. С процессуальной стороны основная функция профессионализма (как объекта изучения) представляет собой преобразование субъекта труда. Результативная сторона функции представляет получение обобщенных и конкретных полезных результатов, удовлетворяющих определенные социальные потребности.

         Конкретные функции профессионализма человека ориентированы на обеспечение решения следующих обобщенных профессиональных задач:

-       создание потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность которых не ниже нормативного уровня;

-       производство, сохранение и развитие нормативно одобряемого способа конкретной профессиональной деятельности, в ее развитии за счет индивидуального обогащения;

-       воспроизводство, сохранение и развитие конкретной профессиональной общности, участником которой является данный специалист и которая, в свою очередь, является частью всего профессионального сообщества и частью общества в целом.

         Конкретизация функций профессионализма позволяет обратиться к анализу тех свойств (качеств) человека-профессионала, которые обеспечивают их реализацию. К ним относятся профессионально важные качества (ПВК) и отношения человека к профессиональной деятельности и к профессии в целом.

         Выполнение функций в общем случае сопровождаться не только получением полезных результатов, но и определенных издержек (затрат), которые могут быть как материальными (объективными), так и нематериальными (социальными, психологическими). В теории систем принято считать, что система выполняет свои функции, если параметры системы и процессы ограничены определенными пределами, вне которых  система разрушается либо радикально меняет свои свойства. Поэтому функциональный подход требует изучения тех условий, в которых возникает, реализуется и развивается профессионализм[9].

         Поскольку функции характеризуют процессы с точки их результатов, которые могут быть как внешними («объективными»), так и внутренними («субъективными»), неизбежен вопрос о критериях оценки полученных результатов.

         Критерии, т.е. показатели (признаки), на основании которых можно судить об уровне профессионализм, могут быть двух видов: внешние по отношению к человеку (объективные) и внутренние (субъективные)[10]. В первую группу критериев профессионализма входят такие показатели результативности деятельности, как количество и качество произведенной продукции, производительность и т.д. Во вторую группу критериев оценки уровня профессионализма могут следующие показатели:

-       профессионально важные качества; профессиональные знания, умения и навыки;

-       профессиональная мотивация;

-       профессиональная самооценка и уровень притязаний;

-       способности к саморегуляции и стрессоустойчивость;

-       особенности профессионального взаимодействия;

-       общая физическая тренированность.

         В качестве критериев результативности возможно использование и дополнительных показателей, отражающих специфику изучаемой профессии.

         Критерий профессиональной продуктивности характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально-профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности т.д.

         Важнейшей составляющей данного обобщенного критерия профессиональной продуктивности является эффективность профессиональной деятельности, рассматриваемая нами как интегральный показатель, включающий организационно-экономическую, социальную, психологическую и «клиентоцентрированную» составляющие. Экономическая эффективность деятельности определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности. Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата (это могут быть социальные потребности производственной группы, в котором работает специалист), к социальным издержкам этой группы. Под «клиентоцентрированной» эффективностью понимается степень ориентации субъекта труда не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочные взаимоотношения с потребителем. Отметим, что при совместной деятельности можно говорить о долевом вкладе данного работника в продуктивность деятельности коллектива[11].

         Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Мы считаем, что профессиональная идентификация человека профессии происходит путем соотнесения интериоризированных моделей профессии и профессиональной деятельности с профессиональной Я-концепцией. Профессиональная Я-концепция включает представление о себе как члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих профессиональному сообществу. Сюда входят представления о ПВК, необходимых профессионалу, а также система отношений человека к профессиональным ценностям.

         Профессиональная идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, оценок, правил поведения принятых и разделяемых членами данной профессиональной группы (или профессионального сообщества). При отсутствии профессиональной идентичности следует говорить уже не о профессионализме, а о профессиональном маргинализме человека. Е.П.Ермолаева приводит следующий сущностный признак маргинализма как психологического явления: при внешней формальной причастности к профессии, — внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и ценностям данной сферы профессионального труда как в плане идентичности самосознания (самоотождествления со всем грузом ответственности, должностных обязанностей и морали), так и в сфере реального поведения (действие не в рамках профессиональных функций и этики, а под влиянием иных мотивов или целей)[12].

         Критерий профессиональной зрелости, предложенный Д.Сьюпером, свидетельствует об умении соотносить человеком свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями, которые к нему предъявляются. Сюда входит профессиональная самооценка, уровень притязаний, способность к саморегуляции и стрессоустойчивость человека-профессионала и др.          В структуре профессиональной самооценки, по А.А.Реану, целесообразно выделять:

-       операционально-деятельностный аспект;

-       личностный аспекты[13].

         Операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности, выражается в самооценке уровня профессиональной умелости (сформированности умений и навыков) и уровня профессиональной компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в соотношении с идеалом образца («Я-идеальное») профессиональной Я-концепции.

         При анализе профессиональной самооценки полезно выделять самооценку результата и самооценку потенциала. Первая из них связана с оценкой достигнутых результатов деятельности и отражает удовлетворенность-неудовлетворенность достижениями. Вторая – связана с оценкой собственного профессионального потенциала, своих возможностей и отражает, таким образом, уверенность человека в своих силах. Стоит отметить, что низкая самооценка результата не обязательно говорит о профессиональной незрелости или о «комплексе профессиональной неполноценности».

         Рассмотренные выше критерии профессионализма являются относительно независимыми друг от друга, что позволяет предположить существование трех подсистем профессионализма, каждая из которых имеет свою структуру. Можно выделить подсистему профессиональной продуктивности, подсистему профессиональной идентичности и подсистему профессиональной зрелости. Кратко охарактеризуем каждую из трех подструктур профессионализма.

         1. Подсистема профессиональной продуктивности образует структуру, состоящую из ПВК и профессиональных отношений, непосредственно влияющих производительность, качество и надежность деятельности. В качестве системообразующих факторов данной структуры приняты указанные выше составляющие эффективности профессиональной деятельности.

         2. Подсистема профессиональной идентичности характеризуется структурой, которая в качестве элементов включает ПВК и профессиональные отношения, обеспечивающие принятие профессии как личностно значимой. Системообразующими компонентами в рассматриваемой структуре является профессиональная направленность, а также удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью.

         3. Подсистема профессиональной зрелости описывается структурой, включающей ПВК профессионала и его профессиональные отношения, обеспечивающие саморегуляцию и самодетерминацию становления профессионализма человека как целостного процесса. В качестве значимых элементов в этой системе выступают такие факторы, как смысл профессиональной деятельности, профессиональная совесть и профессиональная честь. Системообразующим компонентом в структуре связей выступает профессиональное самосознание.

Заключение

         Профессионализм, являясь свойством конкретного человека-профессионала и полностью отражая его индивидуальность, одновременно реализуется как качество «надындивидуальное», поскольку формируется с учетом профессиональных требований конкретной социально-производственной системы и обеспечивает ее воспроизводство, сохранение и развитие.

         Общие закономерности становления профессионала по-разному преломляются в различные профессиях. Специфичны предмет труда, его задачи, средства, условия и результаты в разных видах труда, соответственно будут различаться профессионально важные психологические качества, необходимые для труда в разных профессиях. В различных профессиях неодинаково легко и быстро могут проходить процессы от адаптации к мастерству и творчеству, проявляться индивидуализация труда, по-разному может складываться соотношение саморазвития и самосохранения и т.д.          Специфика профессионализма в разных профессиях наиболее четко может быть представлена через профессиограмму, эталонную модель специалиста. В профессиограмме содержатся указания на нормативные характеристики деятельности работника (предмет, средства, результат труда и др.) и те профессионально важные психологические качества, которыми должен обладать работник для осуществления данного вида труда, что может, в свою очередь, быть основой для выявления специфики труда в профессии, для сопоставления профессий.

         Профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

         Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется в виду его осуществление на высоком уровне.

         Профессионализм раскрывается через компетентность, сочетание психологических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и обладание человеком способностью выполнять определенные трудовые функции.

         Компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм. Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессиональных вопросов. При этом различают четыре вида профессиональной компетентности:

-       специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

-       социальная компетентность - владение совместной (групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения;

-       личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

-       индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости.

         Названные виды компетентности означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.

         Выделяют некоторые общие виды компетентности, необходимые для человека независимо от профессии. Это некоторые определяющие профессионально важные качества и типы профессионального поведения, являющиеся основой широкого круга профессий и не теряющие своего значения при изменениях в производстве, в социальной практике.

Список литературы

1.     Бакланова Н. К.  Профессиональное мастерство работника культуры. - М.: Изд-во Московского государственного института культуры, 1994. – С.9.

2.     Воробьева Т.А. Профессиональная пригодность как центральная проблема профессиональной подготовки специалиста // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970. - С. 3 – 17.

3.     Деркач А. А., Ситников А. П.  Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 2. – М.: Луч, 2003. – С.10.

4.     Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Альманах Сибирского отделения РАО. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. – Вып.4. – С.18-30.

5.     Дружилов С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения. // Вестник Балтийской педагогической академии. – СПб., 2003, Вып. 52. – С.40-46.

6.     Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал, 2001, том 22, № 4. – С.51-59.

7.     Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С.387.

8.     Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. – М., 2004. – С.17.

9.     Кузьмина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970. - С. 47 – 51.

10.                       Маркова А. К. Психология профессионализма. – М., 1996. – С.254.

11.                       Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 160с.

12.                       Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. – СПб.: Медицинская пресса, 2002. – 352с.


[1] Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С.387.

[2] Маркова А. К. Психология профессионализма. – М., 1996. – С.254.

[3] Кузьмина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970. - С. 47 – 51.

[4] Воробьева Т.А. Профессиональная пригодность как центральная проблема профессиональной подготовки специалиста // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970. - С. 3 - 17

[5] Бакланова Н. К.  Профессиональное мастерство работника культуры. - М.: Изд-во Московского государственного института культуры, 1994. – С.9.

[6] Деркач А. А., Ситников А. П.  Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 2. – М.: Луч, 2003. – С.10.

[7] Маркова А. К. Психология профессионализма. – М., 1996.

[8] Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. – М., 2004. – С.17.

[9] Дружилов С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения. // Вестник Балтийской педагогической академии. – СПб., 2003, Вып. 52. – С.40-46.

[10] Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Альманах Сибирского отделения РАО. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. – Вып.4. – С.18-30.

[11] Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 160с.

[12] Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал, 2001, том 22, № 4. – С.51-59.

[13] Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. – СПб.: Медицинская пресса, 2002. – 352с.