Содержание

1. Классификация затрат на производство хлебобулочных изделий, номенклатура статей затрат. Синтетический учет прямых и косвенных   затрат. 3

2. Бухгалтерский учет на предприятиях хлебопечения. 10

Список литературы.. 21

1. Классификация затрат на производство хлебобулочных изделий, номенклатура статей затрат. Синтетический учет прямых и косвенных затрат

В бухгалтерском учете к расходам на производство хлебобулочных изделий относятся все фактические затраты по производству продукции, в том числе расходы, связанные с погрузкой в транспортные средства, упаковкой, хранением, транспортировкой продукции до пункта, обусловленного договором (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию); оплатой услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций; рекламой, включая участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату; другие расходы, связанные с продажей продукции.[5,48]

Расходы по содержанию складских помещений хлебобулочной продукции, по начислению оплаты труда работникам складов и связанных с этим начислений по единому социальному налогу к расходам на продажу не относятся, а включаются в состав общехозяйственных расходов.

Группировка расходов на производство хлебобулочных изделий по статьям калькуляции. Расходы на продажу продукции в бухгалтерском учете группируются по статьям аналитического учета. На крупных предприятиях обычно применяется следующая номенклатура статей:

"Расходы на тару и упаковку изделий на складах хлебобулочной продукции";

"Расходы на транспортировку продукции";

"Комиссионные сборы";

"Прочие расходы по сбыту".

По статье "Расходы на тару и упаковку изделий на складах хлебобулочной продукции" отражается стоимость услуг вспомогательных цехов по изготовлению тары и упаковке продукции, стоимость покупной тары, услуг сторонних организаций по затариванию и упаковке изделий на складе. При затаривании изделий в производственных цехах стоимость тары не включается в расходы на продажу. В этом случае она отражается в производственной себестоимости продукции по соответствующим калькуляционным статьям (сырье и материалы, основная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование и др.). Если тара изготовляется заранее, то на нее составляется калькуляция, и в производственную себестоимость продукции она включается комплексной статьей. [7,99]

На статью "Расходы на транспортировку продукции" относят расходы по доставке на станцию или пристань (порт) отправления продукции, обусловленные договором, по погрузке ее в вагоны, суда, автомобили или другие транспортные средства, а также расходы по разгрузке продукции в месте назначения в соответствии с договором поставки.

По статье "Комиссионные сборы" показывается оплата услуг специализированных транспортно - экспедиционных контор, банков по осуществлению торгово - комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций.

К статье "Прочие расходы по сбыту" относятся: расходы на специальные анализы (например, на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях), производимые при отпуске продукции; расходы на рекламу; стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с договором покупателям бесплатно; другие расходы по сбыту, не вошедшие в предыдущие статьи. [3,55]

На некоторых предприятиях применяется иная группировка расходов по сбыту продукции. Например, в издательствах отсутствует статья "Комиссионные сборы", а расходы на рекламу выделены в самостоятельную статью; в состав прочих расходов по сбыту включается стоимость обязательных бесплатных экземпляров периодических печатных изданий, направляемых учредителю, в Минпечати России, Российскую книжную палату и др., что предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (с изменениями и дополнениями).

Все перечисленные выше расходы по сбыту продукции учитываются на счете 44 "Расходы на продажу", по дебету которого отражаются расходы, сгруппированные в аналитическом учете по статьям, по кредиту - их списание на проданную продукцию. В зависимости от принятой на предприятии учетной политики расходы на продажу могут списываться на проданную продукцию в полной сумме или распределяться между проданной и непроданной продукцией. [9,82]

Учет расходов на производство хлебобулочных изделий осуществляется в ведомости по аналитическим статьям. Ведомость заполняется на основе первичных документов (лимитно - заборных карт, требований - накладных, актов приемки выполненных работ, нарядов на сдельную работу и др.) и ведомостей распределения издержек обращенияпо их направлениям. В условиях компьютерного учета составляется ведомость учета расходов на продажу по особой форме.

Немало проблем у бухгалтеров торговых предприятий вызывает правильность распределения и классификации затрат: на себестоимость товаров либо к расходам на продажу. Учитывая распространение в последнее время крупных торговых сетей, которые выдвигают особые требования к поставщикам товаров (в части возложения на них ряда расходов), часто встают вопросы о правомерности признания в налоговом учете торговых организаций таких расходов, как «взносы за право поставки товаров», или «взнос на открытие магазина», или «плата за введение в ассортимент новых позиций товаров», а также вопросы учета скидок, бонусов, вознаграждений за покупки товаров и т.п.

Принимая во внимание недостаточно четкие формулировки налогового законодательства в части перечня расходов, а также противоположные мнения официальных органов по этим вопросам, высказываемым в письмах и ответах на частные запросы, бухгалтеру зачастую сложно определиться с тем, как учитывать и расценивать подобные затраты.

Синтетический учет издержек обращения ведут на счете 44 Издержки обращения". На каждую отрасль хозяйственной деятельно­сти к данному счету открывают отдельные субсчета: 1 "Издержки об­ращения оптовых торговых предприятий"; 2 "Издержки обращения розничных торговых предприятий"; 3 "Расходы предприятий общест­венного питания"; 4 "Издержки обращения заготовительных предпри­ятий"; Сальдо на этих субсчетах может быть только дебетовым. Оно показывает нарастающим итогом сумму расходов, произведенных с начала года. [5,48]

Счет 44 "Издержки обращения" по отношению к балансу -- актив­ный, по назначению — дополнительный. Сальдо по счету отражает сумму затрат по приобретению товаров, приходящихся на их остаток. По дебету счета учитывают расходы, произведенные в отчетном пе­риоде, по кредиту счета отражают операции по уменьшению расходов отчетного периода и на списание издержек обращения на финансовые результаты.

На уменьшение издержек обращения до их списания на финансовые результаты относят выявленные при инвентаризации недостачи мало­ценных и быстроизнашивающихся предметов стоимостью до одной минимальной заработной платы за единицу, находившихся в эксплуа­тации и списанных на затраты в момент передачи их в эксплуатацию; суммы расходов, возмещенных другими субъектами хозяйствования; другие суммы. [7,86]

В конце года затраты, приходящиеся на реа­лизованные товары ( сальдо ) за вычетом расходов по завозу, и некоторых других расходов, относящихся к остатку товаров, которые остаются как остаток на счете 44) списывается в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». При составлении месячных и квартальных отчетов сальдо по счету 44 (также за исключением расходов по завозу, и других затрат относящихся к остатку товаров) использу­ется для определения расчетным порядком (без составления бухгалтерских проводок) суммы чистой прибыли

Расходы относятся в дебет счета 44,  как прави­ло, в том месяце, в котором они фактически произведены. Если оплата была произведена предварительно за следующие меся­цы, то для выявления реального финансового результата за от­четный период уплаченные суммы относят на счет 97 «Расходы будущих периодов». С этого счета такие суммы списывают ежемесячно на счет 44  исходя из сроков погашения этих затрат. Такой порядок применяется, например, при учете уплачиваемой авансом арендной платы, оплаты за пользование телефоном и т. д.

В случае неоплаты расхода в том месяце, к которому он относится, необходимо начислять соответствующие суммы (на­пример, начисление за текущий месяц заработной платы, кото­рая выплачивается в следующем месяце).

Транспортно-заготовительные работы учитывают на том же счете, что и материалы (счет 10), на отдельном субсчете.

Суммы транспортно-заготовительных расходов на вы­бывшие, израсходованные ценности списываются на те же счета, что и израсходованные ценности по учетным ценам в корреспонденции

Д-т 20, 25, 26, 28 К-т 10/ТЗР

Если предприятие использует для учета операций по за­готовлению материалов счет 15, то сумма транспортно-за­готовительных расходов учитывается на счете 16 «Откло­нение в стоимости материальных ценностей».

Суммы транспортно-заготовительных расходов (откло­нений), накопленные в дебете счета 16, списываются в ус­тановленном порядке в дебет производственных счетов: Д-т 20, 25, 26, 28 К-т 16.

В таком же порядке производится расчет и учет доли отклонений фактической себестоимости от плановой цены материалов.

Существует несколько способов аналитического учета ма­териалов в бухгалтерии: сортовой, способ учета по номенкла­турным номерам и оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Сортовой способ

На каждый вид и сорт материалов бухгалтерия откры­вает карточки количественно-суммового учета, в которых на основании первичных документов фиксируются опера­ции поступления и расхода материалов по количеству и сумме. Аналитический учет в бухгалтерии дублирует склад­ской учет на карточкая учета материалов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчиты­вают итоги по приходу и расходу за месяц и определяют остатки материалов. По этим данным составляют оборот­ные ведомости аналитического учета, открываемые по ма-териальноответственным лицам. Итоговые данные по всем оборотным ведомостям аналитического учета должны со­впадать с оборотами и остатками на соответствующих син­тетических счетах.

Способ учета по номенклатурным номерам

Первичные документы по приходу и расходу материа­лов поступают в бухгалтерию, здесь их группируют по но­менклатурным номерам, а в конце месяца подсчитывают итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материала и записывают в оборотные ведомости в нату­ральном и денежном выражении по каждому складу в раз­резе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтер­ский (сальдовый) метод учета материалов. При этом методе не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии прове­ряет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей под­писью на самих карточках.

В конце месяца заведующий складом переносит коли­чественные данные об остатках на первое число по каждо­му номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в «Ведомости учета остатков материалов» (Саль­довые ведомости).

В бухгалтерии остатки материалов таксируют по твер­дым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учет­ным группам материалов и в целом по складу.

При сальдовом методе учета поступившие в бухгалте­рию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. По данным картоте­ки документов составляются групповые оборотные ведо­мости в суммовом выражении по каждому складу.

Данные этих ведомостей сверяются со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регис­трах синтетического учета.

При использовании компьютеров все необходимые ре­гистры при сальдовом методе учета материалов (групповые

оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные) составляются на машинах.

Основным регистром учета движения материалов явля­ется ведомость № 10 «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)». Ведомость состоит из трех раз­делов:

1)  «Движение на общезаводских складах (по учетным ценам)»;

2)  «Поступило на общезаводские склады и остаток по предприятию на начало месяца — по синтетическим счетам и учетным группам)»;

3)  «Расход и остаток на конец месяца». Ведомость № 10 позволяет осуществлять:

•    контроль сохранности материалов по местам их хра­нения;

•    учет поступления и остатков материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов (по учет­ным ценам и фактической себестоимости);

•    учет фактической себестоимости окончательного рас­хода материалов.

Ведомость № 10 заполняется на основании реестров сда­чи документов, документов по движению материалов, про­изводственных отчетов цехов. 2. Бухгалтерский учет на предприятиях хлебопечения

Задача по бухгалтерскому учету на складе хлебопекарного предприятия потребительской кооперации составлена на условном примере Увельского хлебозавода, находящегося на самостоятельном балансе.     

Материальная ответственность на складе, в производстве и экс­педиции разграничена.

Решение контрольной работы предусматривает составление:

-  журнала регистрации хозяйственных операций;

-  отчета о движении материалов на складе хлебопекарни, его проверку, обработку, запись в регистр аналитического учета по счету 10 «Материалы»;

- расчета распределения транспортно-заготовительных расходов.

Студенты самостоятельно выбирают форму ведения бухгалтер­ского учета: журнально-ордерную, книжно-журнальную, кроме этого регистр может быть заполнен в условиях применения программного продукта по автоматизации бухгалтерского учета, применяемого на предприятии, где работает студент-заочник.

В соответствии с учетной политикой предприятия учет поступ­ления материалов на склад ведется без использования счетов 15 «За­готовление материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материалов». В аналитическом бухгалтерском учете и местах хране­ния применяются учетные (планово-расчетные) цены. Отклонения договорных цен от учетных учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов.

1. Данные об остатках муки, материалов и тары на 1 сентября приведены в таблице 1 (для всех вариантов).

Таблица 1

№ пп

Материалы

Масса, кг

Учетная цена, рy6., коп.

Сумма, руб., коп.

1

Мука пшеничная, I сорт, влажность 13,5%

8500

9-00

76500-00

2

Мука пшеничная, II сорт, влажность 14,6%

4000

8-00

32000-00

3

Дрожжи

150

25-00

3750-00

4

Масло растительное

100

20-00

2000-00

5

Соль

200

4-00

800-00

Итого материалов

115050-00

2. Остаток на 1 сентября по субсчету «Транспортно-заготовительные расходы» составляет 12400 руб.

Задание 1.

1. Составить бухгалтерские проводки по хозяйственным опера­циям хлебозавода за сентябрь текущего года.

Хозяйственные операции отразить в журнале регистрации по следующей форме:           

Таблица 2

№ п/п

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма

дебет

кредит

1

От базы хлебопродуктов по накладной № 1349 по­ступила мука, транспортные расходы

10

19

10/ТЗР

19

60

60

60

60

41860

4186

4000

720

2

По товарно-транспортной накладной № 13424 на склад от дрожжевого завода поступили дрожжи

10

19

60

60

9800

1764

3

Приняты материалы, поступившие от разных по­ставщиков

10

19

10/ТЗР

19

10

60

60

60

60

10/ТЗР

180500

18050

15000

2700

10500

4

Со склада в производство в сентябре по "наклад­ным № 213-242 отпущены материалы, которые принял бригадир Се­менов П.В.

20

10

266150

Хозяйственные операции хлебозавода за сентябрь

Операция 1.

От базы хлебопродуктов по накладной № 1349 по­ступила мука (табл. 2).

Учетные цены на муку и прочие материалы см. в табл. 1 (для всех вариантов).

Таблица 3

Показатели документа

Количество

Покупная цена без НДС

Сумма, руб.

Мешки, шт.

Масса, кг.

Мука пшеничная, 1сорт, влажность 13,5%

50

3500

8-80

30800

Мука пшеничная, 2 сорт, влажность 14,6%

20

1400

7-90

11060

Итого

41860

НДС 10%

4186

Транспортные расходы

4000

НДС, 18%

720

Сумма к расчету

50766

Операция 2. По товарно-транспортной накладной № 13424 на склад от дрожжевого завода поступили:

Таблица 4

Показатели документа

Покупная цена без НДС

Количество, кг

Сумма, руб.

Дрожжи, кг

24-50

400

9800

НДС, 18%

1764

К расчету

11564

Операция 3. Приняты материалы, поступившие от разных по­ставщиков:

Таблица 5

Материалы

Сумма по договорным ценам без НДС, руб.

Материалы раз­ные (условно)

180500

НДС, 10%

18050

Транспортные _расходы

15000

НДС, 18%

2700

К расчету

216250

Материалы при­няты к учету по учетным ценам на сумму

191000

В том числе:

кол-во, кг

сумма, руб.

Мука пшеничная, I сорт, влажность 13,5%

10000

90000

Мука пшеничная, II сорт, влажность 14,6%

9000

72000

Операция 4. Со склада в производство в сентябре по "наклад­ным № 213-242 отпущены материалы, которые принял бригадир Се­менов П.В. (для всех вариантов).

Таблица 6

№ пп

Материалы

Количест­во, кг

Учетная цена, руб., коп.

Сумма, руб., коп.

1

Мука пшеничная, 1 сорт, влажность 13,5%

19600

9-00

176400-00

2

Мука пшеничная, II сорт, влажность 14,6%

9700

8-00

77600-00

3

Дрожжи

350

25-00

8750-00

4

Масло растительное

70

20-00

1400-00

5

Соль

500

4-00

2000-00

Итого материалов

266150-00

2. Составить и обработать отчет № 196 о движении материалов на складе Увельского хлебозавода за 1-30 сентября текущего года. Заведующий складом СП. Липатов.

 

Форма по ОКУД

0330229

Увельский хлебозавод

по ОКПО

 

организация

 

Склад

 

 

структурное  подразделение

Вид деятельности по ОКДП

 

 

Вид операции

 

#G0 

Номер

Дата

Отчетный период

 

документа

составления

с

по

Отчет о движении материалов

  196

  30.09

  01.09

30.09 

#G0 

 

Табельный номер

 

Материально ответственное лицо

  Липатов С.П.

 

 

 

                           должность,   фамилия,  имя,  отчество

    

 

Наименование

Документ

Сумма, руб. коп

Отметки

 

  

дата

номер

товара

НДС

бухгалтерии

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Остаток на

01.09.

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 115050-00

 

 

 

 

 

 

 

 

Приход

 

 

 

 

 

 

 

База хлебопродуктов

01.09

1349

41860

4186

10

60

 

  Дрожжевой завод

  02.09

12424 

 9800

  1764

10

60 

 

От разных поставщиков

03.09 

257 

191000

  18050

10

60 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по приходу

Х

Х

242660

  24000

  10

60 

 

Итого с остатком

Х

Х

357710

 

  19

 60

 

            Расход

 

 

 

 

 

 

 

Отпущено в производство

15.09

213-242

266150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по расходу

Х

Х

 266150

 

 

 

 

Остаток на

  01.10.

г

Х

Х

 

 

 

 

 

 

91560

 

 

 

 

 

 

 

 

#G0Приложение

 

документов

 

 

 

Отчет с документами принял и проверил

  бухгалтер

 

 

 

 

 

должность

 

подпись

 

расшифровка подписи

Материально ответственное лицо

  Зав складом

 

 

 

  Липатов С.П.

 

должность

 

подпись

 

расшифровка подписи

3.   Открыть в регистре бухгалтерского учета по счету 10 «Мате­риалы» субсчета:

-   «материалы на складе» (в учетных ценах);

-   «транспортно-заготовительные расходы».

4.   Записать отчет № 196 в регистр бухгалтерского учета по сче­ту 10 «Материалы».

Таблица 7

Журнал-ордер № 10  по кредиту счета 10 «Материалы на складе»

за сентябрь

№ п/п

Дата

Содержание операции

По кредиту счета 10 в дебет счетов:

Итого

20

1

15.09

Отпущено в производство

266150

266150

Итого:

266150

266150

Ведомость № 10 по дебету счета 10 «Материалы на складе»

за сентябрь

Сальдо на 01.09   115050-00 руб.

п/п

Дата

Содержание операции

По дебету счета 10 с кредита счетов:

Итого

60

10/ТЗР

1

01.09.

От базы хлебопродуктов поступила мука

41860

41860

2

02.09

От дрожжевого завода поступили дрожжи

9800

51660

3

03.09

Приняты материалы, поступившие от разных поставщиков

180500

232160

4

03.09

Отклонения

10500

242660

Итого:

232160

10500

242660

Сальдо на 01.01.2005 г.   91560-00 руб.

Таблица 8

Журнал-ордер № 10/1  по кредиту счета 10/ТЗР «Транспортно-заготовительные расходы»

за сентябрь

№ п/п

Дата

Содержание операции

По кредиту счета 10/ТЗР в дебет счетов:

Итого

10

1

03.09

Отклонения

266150

266150

Итого:

266150

266150

Ведомость № 10/1 по дебету счета 10/ТЗР «Транспортно-заготовительные расходы»

за сентябрь

Сальдо на 01.09   0-00 руб.

п/п

Дата

Содержание операции

По дебету счета 10/ТЗР с кредита счетов:

Итого

60

1

01.09.

От базы хлебопродуктов поступила мука

4000

4000

2

03.09

Приняты материалы, поступившие от разных поставщиков

15000

19000

Итого:

19000

19000

Сальдо на 01.01.2005 г.   8500-00 руб.

Задание 2

1.  Составить   расчет   по   распределению  транспортно-заготовительных расходов, относящихся к израсходованным материалам, отразить на счетах бухгалтерского учета их списание по видам хлебобулочной продукции.

2.  Произвести записи на основании расчета в регистр бухгалтер­ского учета по счету 10 «Материалы».

3.  Подсчитать обороты за месяц по синтетическому счету 10 «Материалы».                                                 

Необходимо учесть следующее:

-  остатки материалов находятся на складе материалов и в про­изводственном цехе;

-  мука первого сорта расходовалась на выпечку хлеба первого сорта, мука второго сорта - на хлеб второго сорта.

Таблица 9

Ведомость движения материалов в производстве

№ п/п

Материалы, тара, топливо

Е% изм.

Цена, руб., коп.

Остаток на на­чало месяца

Поступило со склада

Израсходовано на выпечку

Прочее вы­бытие

Остаток на конец месяца

кол-во

сумма, руб.

кол-во

сумма, руб.

кол-во

сумма, руб.

кол-во

сумма, руб.

кол-во

сумма, руб.

1

Мука пше­ничная, I сорт

кг

9-00

100

900

19600

176400

19660

176940

40

360

2

Мука пше­ничная, И сорт

кг

8-00

140

1120

9700

77600

9740

77920

100

800

3

Дрожжи

кг

25-00

10

250

350

8750

300

7500

60

1500

4

Соль

кг

4-00

12

48

500

2000

422

1688

90

360

5

Масло расти­тельное

кг

20-00

15

300

70

1400

45

900

40

800

Итого

2618

266150

264948

3820.

Таблица 10

Ведомость расхода прочих материалов на производство за сентябрь

Материалы

Учетная цена, руб., коп.

Хлеб пшеничный, I сорт

Хлеб пшеничный, II сорт

Всего расход

Всего расход

Кол-во

. Сумма, руб.

Кол-во

Сумма, руб.

Дрожжи, кг

25-00

158

3950

142

3550

Соль, кг

4-00

256

1024

166

664

Масло растительное, кг

20-00

29

580

16

320

Итого"

5554

4534

Таблица 11

Расчет сумм и процента транспортно-заготовительных расходов материалов

Счет 10, субсчет ТЗР

Содержание операций

Оценка материалов

ТЗР (отклонение)

по учетным ценам

по фактической себестоимости

Фактическая себестоимость — договорная цена

1

2

3

4

Остаток на начало месяца

115050

115050

-

Поступило за отчетный месяц

242660

232160

10500

Итого поступило с остатком

357710

347210

10500

Процент транспортно-заготовительных расходов

10500/357710*100% = 3%

Израсходовано в отчетном месяце:

на изготовление продукции :

Хлеб 1 сорта

Хлеб 2 сорта

266150

7984,50+266150 = 274134,50

266150*3% = 7984,50

Итого расход

266150

274134,50

7984,50

Остаток на конец месяца

91560

73075,50

2515,50

Делается проводка: Дт 20- Кт 10/ТЗР- 7984,50 руб.

Синтетический счет 10 «Материалы»

Сальдо на начало          115050-00

Дебет

Кредит

41860

4000

9800

180500

15000

10500

10500

266150

7984,50

Оборот по дебету  261660

Оборот по кредиту  284634,50

Сальдо на конец 92075,50

Список литературы

 

1.                            Федеральный закон О бухгалтерском учете от 21.11.96 г. №129-ФЗ.с последующими изменениями и дополнениями.

2.                            Положение по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Мин­фина РФ от 29.07.1998 г. № 34н с изменениями и дополне­ниями от 24.03.2000 г. с последующими изменениями и дополнениями.

3. Положения по бухгалтерскому учету

4. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие. М., Экспертное бюро, М., «Экспертное бюро» Приор, 2000 г.-250 с

5.                Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. М., «Эк­спертное бюро, 2004 г.-450 с

6.                 Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различной формы собственности. М., 2003 г.-351 с.

7.                 Кондраков Н. П., Кондраков ИЛ. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - М., «Проспект» - 2001 г.-267с.

8.                 Мураховская И. С.Бухгалтерский учет и отчетность. Сборник нормативных документов и справочных материалов, М., 2000 г.- 278 с.

9.                 Пошерстняк Е.Б. Кассовые операции. М.,2003г.-167 с.

10.            Токарев И.Н. Бухгалтерский учет. М., «ИД ФБК Пресс», 2002 г.-278 с