Содержание

1. Значение и классификация международных стандартов аудита. 3

2. Исследование операций со связанными сторонами. 8

Список литературы.. 11

1. Значение и классификация международных стандартов аудита

 

Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяются на следующие 10 групп: вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализированные области, задания, положения по международной практике аудита.

Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing - ISA) выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е годы XX в. и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию. Последняя их редакция была выпущена в 1994 г., но на этом работа не закончилась, ежегодно вносятся изменения, хотя они и имеют незначительный характер.

МСА имеют своей целью обеспечить унификацию аудиторской деятельности и увеличить доверие к ее результатам. МСА определяют основополагающие методы аудита, призваны способствовать повышению качества аудиторской деятельности, обеспечению ее соответствия возрастающим многочисленным требованиям в области международной аудиторской деятельности, а также задают директивы по специальным вопросам аудита.

Следует отметить, что международная унификация аудиторской деятельности также является составной частью активно развивающихся в настоящее время процессов глобализации мировой экономики. Европейская федерация бухгалтеров рекомендовала соответствующей комиссии ЕС ввести МСА в ЕС с 2005 года, и такое решение уже принято[1].

МСА разрабатываются Комитетом по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Каждый стандарт имеет предисловие, поясняющее его статус. В конце большинства стандартов приводится раздел "Перспективы государственного сектора", в котором содержатся условия применения МСА при аудите субъектов государственного сектора (раздел подготовлен Комитетом государственного сектора Международной федерации бухгалтеров).

МСА, предназначенные для применения при аудите финансовой отчетности, при их адаптации могут применяться и при аудите другой информации. МСА содержат основные принципы и процедуры, необходимые для проведения аудита, но в исключительных случаях (при наличии обоснования) аудитор может отступить от них. МСА не отменяют нормативные и методические документы, принятые в различных странах. Если национальные акты соответствуют МСА, то применяются национальные стандарты. Если национальные стандарты отличаются от МСА, то членам Международной федерации бухгалтеров необходимо придерживаться все-таки МСА[2].

Действующие в настоящее время МСА структурированы и сгруппированы по следующим темам:

Стандарты по вводным положениям (ISA 100-199) выполняют функцию по определению общих условий МСА или рамок аудиторской деятельности (рамочная концепция). Они определяют логику развития МСА, являются основой для разработки новых стандартов, содержат список терминов, общие указания, как по аудиторской деятельности, так и по другим услугам, связанным с аудитом.

Стандарты, распределяющие обязанности в рамках аудиторской деятельности (ISA 200-299), определяют условия заказа на аудит, примерное содержание договора на выполнение аудиторских услуг (в договоре должен быть обязательно предусмотрен неограниченный доступ аудиторов ко всей информации клиента, без каких-либо исключений, поскольку обоснованный результат проверки возможен только в этом случае), а также условия, при которых аудиторский риск (риск положительного аудиторского заключения вопреки существенным ошибкам в отчетности) должен быть снижен до приемлемого минимума.

Стандарты по планированию аудиторской деятельности (ISA 300-399) требуют, что при планировании аудиторской проверки следует четко определить круг проверяемых вопросов, состав сотрудников, которые будут участвовать в проверке (имеется ли достаточное количество сотрудников, достаточно ли они компетентны в вопросах, связанных с заказом), необходимость привлечения внешних экспертов, специалистов других аудиторских фирм. При этом обязательно должны учитываться результаты работы внутренних контрольных органов клиента.

Стандарты по использованию результатов внутреннего контроля (ISA 400-499) исходят из принципа необходимости оценки в рамках внешнего контроля эффективности внутреннего контроля. В ходе планирования аудиторской проверки обязательно следует изучить общее отношение, осведомленность и практические действия руководства предприятия по отношению к системе внутреннего контроля. Поскольку благоприятная среда внутреннего контроля является предпосылкой для работоспособной системы внутреннего контроля, оценка контрольной среды в серьезной степени влияет на выбор стратегии аудита. Эффективный внутренний контроль снижает контрольный риск. Изучив корпоративную культуру в отношении внутренней проверки, формализованный ход процесса внутреннего контроля и убедившись, что механизм внутреннего контроля действует эффективно и надежно, аудитор может скорректировать внешнюю проверку в сторону упрощения. Таким образом, эффективный внутренний контроль позволяет упростить контроль внешний, и, соответственно, снизить затраты на его проведение. После оценки риска ошибок аудитор должен определить стратегию аудита. При низком контрольном риске необходимы обширные системные и функциональные тесты, а при отдельных проверках - преимущественно операции аналитического характера, в то время как при высоком контрольном риске следует отказаться от системных и функциональных проверок и выполнить обширные отдельные проверки при незначительном объеме операций аналитического характера.

Стандарты, определяющие аудиторские доказательства (ISA 500-599), устанавливают, что аудитор должен получить достаточное количество соответствующих доказательств, позволяющих сделать обоснованное аудиторское заключение, при этом для получения аудиторских доказательств могут использоваться также внешние данные, подтверждающие те или иные элементы проверки[3]. В этих стандартах приведены примеры процедур проверки. В ходе проверок необходимо особенно обратить внимание на оценку:

-обоснованности допущения непрерывности деятельности экономического субъекта (поскольку если при проверке не исходить из непрерывности деятельности предприятия (например, компания близка к банкротству, создана для реализации конкретного проекта, готовится к продаже и т.д.), то необходимо применить совершенно иные методы проверки);

-событий после отчетной даты и их влияние на финансовую отчетность;

-влияния операций между аффилированными лицами на отчетность.

На основании оригинальных материалов, бухгалтерских документов и прочих материалов получают аудиторские доказательства, их которых после сравнения с отдельными положениями в бухгалтерской отчетности делаются аудиторские выводы, достаточный объем которых позволяет выработать мнение аудитора, являющиеся основанием для аудиторского отчета и заключения о достоверности финансовой отчетности клиента.

Стандарты, предусматривающие работу аудитора с информацией третьих лиц (ISA 600-699), регулируют вопросы использования информации других аудиторов, взаимодействие со службой внутреннего аудита, использования работы экспертов.

Стандарты, посвященные итоговым аудиторским заключениям и отчетности (ISA 700-799), устанавливают, что заключения могут быть безусловно положительными (ошибок нет или все они скорректированы); условно положительными (незначительные недоработки в отчетности, например, недостаточная информация об аффилированных лицах); отрицательными (например, если клиент заявил о непрерывности деятельности фирмы, а проверка показала иное и, соответственно, следует применять принципиально иные методы проверки). МСА также предусматривают возможность отказа от составления аудиторского заключения (например, в случае, если клиент не представляет затребованную аудитором информации или препятствует ее получению).

Стандарты, регулирующие специальные вопросы (ISA 800-899), определяют вопросы проверки информации, ориентированной на будущее (финансовой информации, служащей основой для прогнозирования возможных событий в будущем).

Стандарты, регулирующие сопутствующие аудиту услуги (ISA 900-999).

Стандарты, дополняющие положения по вопросам международной практики аудита (IAPS 1000-1100).

2. Исследование операций со связанными сторонами

МСА 550 представляет повышенный интерес для компаний, входящих в холдинг, имеющих дочерние структуры либо выступающих в качестве таковых по отношению к материнской организации. Не только проведение операций между связанными сторонами находится в центре внимания аудиторов; само наличие у проверяемой компании таких сторон подлежит выяснению в ходе аудита. С этой целью аудиторы запрашивают у клиента список всех связанных сторон. Для выявления связанных сторон, в частности, анализируются необычные сделки; безвозмездно предоставленные услуги; операции, предусматривающие условия, которые существенно отличаются от рыночных (нестандартные процентные ставки, цены, гарантии и т. п.).

В МСА стороны считаются связанными, если при принятии финансовых и производственных решений одна сторона может контролировать другую сторону или оказывает значительное влияние на другую сторону[4].

Не ограничиваясь лишь общей характеристикой таких сторон, следует поставить вопрос о том, каковы конкретные случаи признания сторон аффилированными лицами и связанными сторонами. МСА ссылается на международный стандарт финансовой отчетности МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». В соответствии с указанным международным документом к числу таких сторон относятся:

-компании, которые прямо или косвенно, через одного или нескольких посредников контролируют отчитывающуюся компанию, контролируются ею или вместе с ней находятся под общим контролем (к ним относятся холдинговые компании, дочерние компании и другие дочерние компании одной материнской фирмы);

-ассоциированные компании, под которыми понимаются такие компании, на деятельность которых инвестор оказывает существенное влияние, но которые не являются ни дочерними, ни совместными компаниями;

-частные лица, прямо или косвенно владеющие пакетами акций с правом отчитывающейся компании, которые дают им возможность оказывать значительное влияние на деятельность компании, а также ближайшие родственники семьи такого частного лица;

-ключевой управленческий персонал, т. е. те лица, которые уполномочены и ответственны за осуществление планирования, управления и контроля за деятельностью отчитывающейся компании, в том числе директора и старшие должностные лица компании, а так же их ближайшие родственники;

-компании, значительные пакеты акций с правом голоса в которых принадлежит прямо или косвенно любому лицу, описанному в предыдущих двух пунктах, или лицу, на которое такие лица оказывают значительное влияние.

К ним относятся компании, принадлежащие директорам или крупным акционерам отчитывающейся компании, а также компании, которые имеют общего с отчитывающейся компанией ключевого члена управления.

В контексте международных стандартов под контролем понимается прямое или косвенное, через дочерние компании, владение более чем половиной акций компании, имеющих право голоса, или существенной частью таких акций, и полномочиями, по уставу или соглашению позволяющими направлять финансовую или оперативную политику руководства компании.

Не только контроль, но и существенное влияние позволяет рассматривать стороны в качестве связанных. В международных стандартах отмечается, что значительное влияние осуществляется не только через представительство в Совете директоров, но может реализовываться и в виде участия в процессе выработки политики компании, существенных операциях между компаниями, взаимного обмена управленческими кадрами или в виде зависимости от технической информации. Значительное влияние также может достигаться с помощью долевого владения, по уставу или соглашению.

Аудитору необходимо знать о риске, возникающем при осуществлении операций со связанными сторонами. Обычные меры банковской предосторожности, такие, как оценка кредитов и принятие залогового обеспечения, в таком случае могут не соблюдаться надлежащим образом. Руководство несет ответственность за определение связанных сторон и раскрытие информации о них[5]. Аудитору следует выполнить процедуры, необходимые для обеспечения достаточной уверенности в том, что:

-все значительные связанные стороны и операции со связанными сторонами указаны;

-существует соответствующее разрешение на осуществление подобных операций, включая их условия, и все они надлежащим образом отражены и учтены в финансовой отчетности банка;

-образовавшиеся в их результате задолженности будут погашены.

Аудитору также необходимо знать о любых нормативных положениях или ограничениях в отношении операций со связанными сторонами. МСА 550 «Связанные стороны» дает определение связанных сторон и предоставляет подробные рекомендации по вопросам, которые следует принимать во внимание, и процедурам, которые следует выполнять по отношению к связанным сторонам.

МСА 550 включает в себя следующие разделы:

-введение;

-наличие связанных лиц и раскрытие информации о них (в МСА аналогичный раздел именуется как «существование связанных сторон и раскрытие информации о них»);

операции со связанными лицами;

проверка выявленных операций со связанными лицами;

заявления руководства;

аудиторские выводы и подготовка отчета (заключения).

Список литературы

1. Воронин Ю.М. Международные стандарты бухучета и аудита. – М.; Бюллетень Счетной палаты РФ. 2003 №3.

2. Голосов О.В. Перспективы развития аудита. – М.; Аудиторские ведомости, 2005, №12.

3. Подольский В.И., Савин А.А. Основы аудита. – М.; ИПБ-Бинфа, 2002.

4. Чикунова Е.П. Комментарии к федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. – М.; Аудитор, 2004, №1.

5. Шиленко Е.Л. Международные стандарты аудита. Учебное пособие. – Белгород, 2004. 102с.


[1] Воронин Ю.М. Международные стандарты бухучета и аудита. – М.; Бюллетень Счетной палаты РФ. 2003 №3.

[2] Шиленко Е.Л. Международные стандарты аудита. Учебное пособие. – Белгород, 2004. 102с.

[3] Воронин Ю.М. Международные стандарты бухучета и аудита. – М.; Бюллетень Счетной палаты РФ. 2003 №3.

[4] Чикунова Е.П. Комментарии к федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. – М.; Аудитор, 2004, №1.

[5] Чикунова Е.П. Комментарии к федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. – М.; Аудитор, 2004, №1.