1. Автоматизированная банковская система как неотъемлемая часть коммерческого банка

1.1. Роль коммерческого банка в экономике страны

В настоящее время эффективное осуществление преобразований в экономической сфере невозможно без пересмотра роли банковской системы и ее значения для экономики страны. Это связано с тем, что стабильность работы банковской системы является важнейшим показателем всех направлений государственной политики, от социальной до международной. В то же самое время, функционирование банковской системы находится в прямой зависимости от характера социально-экономического положения в государстве.

Реформы, на путь которых встала российская экономика, с первых дней шли по пути либерализации рыночных отношений. В связи с этим, первые изменения в этой отрасли коснулись снятия ограничений на размер заработной платы, запретов на приватизацию собственности и т.д.

Опорой развивающейся рыночной экономики в нашей стране стало самофинансирование и увеличение доли функционирующего капитала в сфере производства.  Это обстоятельство стало причиной стремительного развития финансово-кредитного механизма, способного существовать исключительно в условиях рыночной экономики и оказывающего значительное влияние на ее становление. Таким образом, преобразования в отечественной экономике обусловили быстрое распространение кредитных отношений. Те же, в свою очередь, стимулируя увеличение производительного потенциала, являются причиной приумножения воспроизводственного капитала. Таким образом, необходимость возникновения коммерческих банков связана с важнейшей ролью, которую они играют в формировании рыночной экономики и разработке требуемой инфраструктуры.

Постоянно возрастает значение коммерческих банков в сфере трансформации современного хозяйства. Сегодня эти банки выполняют ключевую функцию в банковской системе в связи с тем, что основная доля кредитных ресурсов принадлежит им. Кроме того, коммерческие банки в настоящее время осуществляют широкий спектр финансовых услуг и банковских операций.

В настоящее время деятельность коммерческих банков выходит за рамки сбора и распределения финансов юридических и физических лиц. Их функционирование связано не только с аккумуляцией капитала, но и с активным управлением им, что вызвано непосредственным участием банков во многих отраслях хозяйственной деятельности. Именно банки осуществляют и контролируют процесс распределения и перераспределения денежных средств по различным отраслям народного хозяйства, что позволяет ему развиваться с учетом конкретных потребностей сфер производства.

Сущность банков раскрывает в тех задачах, которые они решают. В современной экономической организации жизни общества банки решают три основные задачи:

·          Посредничество на денежном рынке между лицами, имеющими свободные средства, и лицами, которые нуждаются в этих средствах;

·          Регулирование денежного обращения;

·          Управление платежным оборотом. [Аметистова]

К настоящему времени проведены обширные исследования тех функций, которые коммерческие банки выполняют на разных ступенях становления рыночной экономики. Анализ специальной литературы, посвященной изучению данного вопроса, позволяет сделать вывод о существовании следующих функций коммерческих банков:

- накопление и распределение денежного капитала;

- осуществление посреднической деятельности в кредитовании и проведении операций с ценными бумагами;

- проведение платежных операций;

- консультационная деятельность;

- создание кредитных орудий обращения. [Жуков]

Коммерческий банк, регулярно осуществляющий указанные функции, движется по пути стабильного динамического развития.

Накопление и распределение денежных средств – одни из наиболее старых функций, осуществляемых банками. Свободный капитал, мобилизуемый коммерческим банком, является основой для проведения финансовых операций, в то же самое время, принося прибыль в виде процентов владельцам вкладов. Таким образом, именно банки занимаются аккумуляцией денежных средств и их трансформацией в капитал.

В настоящее время одной из важнейших функций, осуществляемых коммерческими банками, является посредничество в проведении кредитных операций. Она обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в народном хозяйстве на принципах возвратности, срочности и платности. [Костерина] Между целями заемщиков и владельцев денежных средств имеется ряд несовпадений, затрудняющих эффективное их взаимодействие без участия посредника:

1)  Потребность заемщика в денежных средствах не соответствует их количеству, предоставляемому владельцем.

2) Отсутствие посредника между сторонами препятствует гарантированному возмещению средств, взятых на условиях займа.

3) Срок, в течение которого заемщик должен пользоваться денежными средствами, отличается от срока, на который они выделены владельцам капитала.

Все указанные проблемы решаются участием в сделке посредника, в качестве которого выступает коммерческий банк. Направляя кредиты в различные отрасли производства, банки способствуют развитию экономики в целом. Помимо этого, важным направлением деятельности коммерческих банков является предоставление ссуд физическим лицам. Кредиты, получаемые ими, используются для приобретения недвижимости, транспортных средств, получения медицинских, образовательных и иных услуг, что позволяет повышать уровень жизни населения в целом и способствует стабильности в социальной сфере.

Одной из важнейших функций коммерческих банков является создание кредитных денег, которые существуют виде банковских депозитов. Операции с их помощью осуществляются с помощью векселей и карт. Депозиты образуются из нескольких источников:

1)    прием наличных денежных средств от физических и юридических лиц;

2)    выдача ссуд;

3)    обмен валют;

4)    операции с ценными бумагами и драгметаллами.

В первом из этих случаев количество денег в обращении остается неизменным, поскольку одна их форма (банкноты) превращается в другую (депозиты). Снимая с банковского счета деньги, клиент, таким образом, переводит их в наличную форму из безналичной. В остальных трех случаях объем денежных средств в обращении изменяется, поскольку здесь при списании денежных средств с банковского счета их сумма уменьшается.  Контролируя финансовые операции, осуществляемые коммерческими банками, и вмешиваясь в них, по мере необходимости, центральные банки регулируют размеры денежной эмиссии.

Большое значение в деятельности банков является предоставление посреднических услуг по осуществлению расчетов и платежей. Именно банкам принадлежит ключевая роль в проведении и контроле денежных расчетов. Они занимаются приемом денежных средств на банковские счета, осуществлением платежей по поручению физических и юридических лиц, учетом всех совершенных финансовых операций.

Эффективное функционирование рыночной экономики невозможно без существования механизма банковского платежа, который оказывает важное влияние на работу экономической системы государства в целом. В настоящее время развитие банковской структуры привело к необходимости совершенствования процесса проведения расчетных платежей и поиску новых методов их осуществления. В связи с этим, страны, имеющие развитую банковскую структуру, вводят новые типы платежных систем. Так, к примеру, широкое распространение получают сегодня клиринговые банки, отличительной особенностью которых является создание обширной сети региональных филиалов. За счет централизации финансовых операций такие банки снижают размеры издержек. Внедрение электронных платежных систем является на сегодняшний день наиболее эффективным и соответствующим объективным требованиям способом повысить надежность всех проводимых операций.

Коммерческие банки сегодня обладают правом проведения различных операций с ценными бумагами, включая их хранение, продажу, покупку и т.д. Выпуская и размещая облигации и акции, банки финансируют различные секторы частной и государственной экономики. Кроме того, посредничество в осуществлении операций этого типа благоприятно сказывается на формировании и расширении фондового рынка, который взаимодействует с кредитной системой и дополняет ее.

Создание кредитных средств обращения представляет собой процесс производства денег банковской системой. Она способна расширять кредиты и депозиты путем многократного увеличения денежной базы. Такое расширение денежной массы называется эффектом мультипликатора. [Костерина]

В последние годы большое значение приобрела консультационная функция банков. Коммерческие банки консультируют клиентов по условиям выдачи кредитов, способам предоставления лизинговых услуг, возможностям приумножения капиталов и другим вопросам.

Развитие банковского сектора и экономики в целом способствует возникновению новых функций коммерческих банков и совершенствованию существующих. Всеобщая глобализация, расширение фондового рынка и стремительное развитие компьютерных технологий стали причинами появления следующих функций современных коммерческих банков:

- дистанционное банковское обслуживание;

- осуществление операций на фондовых рынках;

- широкое распространение пластиковых банковских карт;

- предоставление лизинговых услуг;

- активное внедрение интернет-технологий во все отрасли банковской деятельности.

Выполняя перечисленные функции, банки содействуют расширенному воспроизводству путем:

- предоставления ссудных капиталов в распоряжение предпринимателей, использующих их для расширения предприятий;

- сокращения непроизводительных издержек обращения благодаря концентрации кассовых операций, развитию безналичных расчетов и замене металлических денег кредитными орудиями обращения;

- мобилизации денежных сбережений и части лично потребляемых доходов и превращения их в дополнительный капитал. [Жуков]

Банки не просто формируют собственные ресурсы, они обеспечивают внутреннее накопление средств для развития экономики страны. Стимулы к сбережению свободных средств населения и накоплению капитала обеспечиваются гибкой депозитной политикой банка при наличии благоприятной макроэкономической ситуации в стране. [Костерина]

Усложнение банковской структуры и увеличение нагрузки на нее послужило причиной все более частого обращения коммерческих банков за помощью к ученым, осуществляющим анализ их деятельности и рекомендующим эффективные стратегии в сфере управления. В связи с этим, деятельность коммерческих банков в целом способствует удовлетворению потребностей максимального числа клиентов, поскольку перечень банковских услуг отвечает одновременно экономической целесообразности и доступности для потребителей.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: коммерческие банки играют одну из ключевых ролей в становлении и развитии мировой и отечественной рыночной экономики. С их помощью осуществляется как аккумуляция свободных денежных средств, так и их мобилизация. Коммерческим банкам принадлежит заметный вклад в увеличение оборота денежных средств и экономию издержек. Кроме того, осуществление деятельности, связанной с предоставлением кредитов различным категориям заемщиков, играет важнейшую роль в формировании кредитной политики государства и финансовой политики в целом.

1.2. Роль и принципы создания автоматизированных банковских систем

Существующие технологии автоматизации банковских систем зародились в начале 90-х годов с возникновением первых коммерческих банков. На рынок были выведены такие программные продукты как "Асофт", "Програмбанк","R-Stуlе","Инверсия", "Диасофт" и т.д. Дальнейшее развитие банковской системы сопровождалось появлением новых программ, соответствующих специфике конкретных банков, их функциям и организационной структуре

В основе всех автоматизированных банковских технологий лежат принципы системотехники, объединяющие важнейшие положения теории информации, кибернетики, методов математического и экономического моделирования, теории общей теории систем, а также приемы анализа данных и принятия решений.

Наиболее важными принципами построения автоматизированных банковских систем являются:

·        полная интеграция всего спектра банковских функций;

·        построение системы по модульному принципу, обеспечивающему возможность конфигурирования программного продукта под конкретный банк с последующим расширением функций;

·        использование открытых технологий, позволяющее интегрировать отдельную автоматизированную банковскую систему во внешние системы;

·        наличие выбора программно-технических средств, их совместимость с другими аппаратными платформами;

·        гибкая настройка модулей, адаптируемая под изменяющиеся условия;

·        обеспечение многопользовательского доступа в автоматизированную систему с разграничением прав пользователей;

·        постоянное усовершенствование системы с учетом изменяющихся внешних и внутренних условий.

Выбор того или иного программного продукта зависит от создаваемой инфраструктуры  автоматизированных банковских систем (АБС). Под инфраструктурой АБС понимается совокупность, соотношение и содержательное наполнение отдельных составляющих процесса автоматизации банковских технологий. [Титоренко] Выделяется три подсистемы, задействованных в инфраструктуре АБС: концептуальные, обеспечивающие и функциональные. Концептуальный подход подразумевает решение основополагающих вопросов организации АБС. Обеспечивающая часть включает технические средства, программное и информационное обеспечение, коммуникационные системы и системы информационной безопасности. Функциональные подсистемы осуществляют реализацию комплексных задач, возникающих в ходе банковской деятельности, и отражающих ее предметную или содержательную направленность [Жуков].

Кроме системотехнических принципов при создании АБС важное значение имеют структурные, масштабные и прочие специфические особенности банков. Под такими особенностями подразумеваются принципы взаимодействия банковских подразделений, отражающие сложные информационные связи двусторонней направленности.

Автоматизированные банковские системы (АБС) создаются в соответствии с современными представлениями об архитектуре банковских приложений, которая предусматривает разделение функциональных возможностей на три уровня.

·        Front-office – верхний уровень, включает модули ввода и первичной обработки информации, а также модули информационной связи банка с внешними контрагентами – клиентами, банками и т.д.

·        Back-office – средний уровень, обеспечивает внутренние расчеты и всю внутрибанковскую деятельность.

·         Accounting – нижний уровень, представляет собой бухгалтерское ядро АБС и состоит из модулей бухгалтерского учета.

Создание эффективной автоматизированной банковской системы начинается с полного информационного и функционального обследования деятельности конкретного банка, его структурной модели. На основе анализа полученных данных формируются требования к АБС, разрабатывается информационная модель банка, определяются задачи программирования, внедрения и сопровождения автоматизированной системы.

В российской практике существует несколько особенностей, отличающих отечественные АБС от зарубежных. В первую очередь это бухгалтерская ориентированность автоматизированных банковских систем. Хотя в последние годы наблюдается постепенный отход от чисто бухгалтерских АБС. В современном представлении высокотехнологичная АБС - это эффективное средство контроля над настоящим и прогнозирование будущего развития финансово- кредитной деятельности банка. [Рогачев] В большинстве зарубежных банков такие системы являются обязательным условием успешной банковской деятельности.

Другая особенность отечественных АБС – отсутствие устоявшихся технологий, не только в части автоматизации, но и в банковской деятельности в целом. Банкам приходится делать достаточно сложный выбор между двумя сложившимися концептуальными подходами к реализации АБС. Первый основан на достижении какой-либо одной узконаправленной цели. Это может быть удобство пользователей, поддержание документооборота и т.п. Минус такого подхода заключается в сравнительно низкой итоговой эффективности банковских технологий, так как наращивание функционала происходит без должной проработки и планирования бизнес-процессов. Второй подход строится на самостоятельном определении и описании пользователями всех банковских процессов. Данный подход достаточно трудоемок, а кроме того может привести к потере специфичности АБС и снижению ее ценности для конкретного банка.

Применение западных систем автоматизации не является альтернативой, так как сопровождается рядом серьезных затруднений. Внедрение зарубежной автоматизированной банковской системы требует ее полной модернизации под отечественные условия и переподготовки банковского персонала в соответствии с западными методами работы.

Оптимальным вариантом является сочетание концептуальных подходов. Примером такого сочетания может служить концепция поэтапного перехода от одной АБС к другой, с учетом опыта, полученного на предыдущем этапе. Такая концепция, получившая название «технологическая магистраль» способна поддерживать устойчивое банка, сопровождающееся расширением набора функций и услуг. В результате соблюдается финансовый принцип сохранения и наращивания инвестиций, а сама автоматизированная банковская система имеет шансы развиться до уровня зарубежных аналогов, несмотря на существующее отставание российской банковской практики, вызванное многолетней оторванностью российских банков от мировой банковской системы.

Для выработки идеологии требуется создание многоуровневой функциональной модели работы банка, объединяющей ряд уровней и звеньев: организационный для внешних и внутренних потребностей (Front-office, Back-office, Accounting ), системный (базовое учетное ядро, функциональные и сервисные подсистемы), архитектурные (сервер, клиентские приложения) и т.д. [Титоренко]

При создании модели банка важно учитывать, что банковская деятельность производится на различных уровнях. Первый уровень банковской деятельности – это работа с клиентами, в том числе по пластиковым картам, взаимодействие с филиалами и обменными пунктами, эксплуатации банкоматов. Второй уровень реализуется внутри банка и подразумевает операции по управлению денежными и иными операциями и определяет набор прикладных функций автоматизированной банковской системы. На третьем уровне происходят межбанковские операции, деятельность расчетно-кассовых центров, клиринговых центров, автоматизированных расчетных палат и т.п.

Очень часто в процессе разработки автоматизированных банковских систем излишнее внимание уделяется применению передовых компьютерных технологий. При этом упускается из виду специфика банковской деятельности, что негативно сказывается на результате. Для создания по-настоящему эффективных автоматизированных банковских систем необходимо отказаться от программистского подхода, отдавая предпочтение мнению банковского технолога, а не программиста.

Разработка качественной концептуальной основы автоматизированной банковской системы служит залогом будущей эффективности АБС, ее способности с максимальной отдачей отражать предметную область.

К настоящему времени автоматизация информационных технологий большинства коммерческих банков представляет собой набор различных функциональных подсистем (модулей) и рабочих мест [Жуков]. Причем в некоторых случаях эти подсистемы очень сложно взаимодействуют между собой по причине своей разнородности.  Организовать единую автоматизированную систему, состоящую из множества отдельных локальных продуктов, бывает весьма сложно. Возникновение таких раздробленных АБС в российской практике объясняется историческими тенденциями. По мере своего становления и развития российские банки постепенно расширяли перечень своих услуг. Введение новых функций сопровождалось приобретением или разработкой новых информационных модулей, автоматизирующих узкий участок банковской деятельности. В то же время такие бизнес-процессы, как расчеты по пластиковым картам, учет фондовых операций, анализ и принятие решений не охватывались комплексной автоматизированной банковской системой, а осуществлялись с применением локальных методов, что повышало себестоимость операций. Общий уровень таких автоматизированных банковских систем уже давно не соответствует современным требованиям банковских структур и не позволяет в полной мере автоматизировать все информационные процессы банковской деятельности.

 Отсутствие комплексных решений в автоматизации банковской деятельности, раздробленность существующих систем на отдельные локальные продукты, узкая специализация модулей – вот перечень основных проблем отечественных АБС. Сегодня требуется полное информационное перевооружение банковской системы с введением в эксплуатацию принципиально новых автоматизированных банковских систем, использующих все возможности современных информационных технологий для разработки консолидированных решений. Постепенное вливание банковской системы РФ в мировую требует конкурентоспособности, немыслимой без эффективных  автоматизированных банковских систем.

Итак, оптимальная организация банковских услуг, продуктов и бизнес-процессов возможна в условиях комплексного подхода к автоматизации информационных технологий с учетом перспективы развития банковского дела, на базе полностью интегрированных АБС. [Титоренко] Такие системы позволят реализовывать весь перечень внутрибанковских и внебанковских операций в рамках единого информационного пространства.

Таким образом, современная автоматизированная банковская система (базовый комплекс) позволяет организовать быстрое и качественное обслуживание клиентов по широкому спектру услуг. Основные функциональные модули системы при этом реализуют все виды банковских услуг: расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц; обслуживание счетов банков-корреспондентов; кредитные, депозитные и валютные операции; любые виды вкладов частных лиц и операции по ним; фондовые операции; расчеты с помощью пластиковых карточек; бухгалтерские функции; анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг и др. [Рогачев]

Сегодня многие банки не совсем отчетливо представляют, какие инструменты им могут понадобиться в перспективе. Соответственно возникает проблема постановки задач перед фирмами разработчиками и четкой формулировки необходимых спецификаций. Выпускаемые в массовом порядке типовые системы автоматизации не могут заменить индивидуальных разработок и сравниться с ними по эффективности. Ведь только индивидуальная разработка может изменяться в оперативном режиме при изменении каких-либо внешних или внутренних факторов. Изменения в типовую систему вносятся лишь при массовой потребности в таких изменениях.

Таким образом, сегодняшнее предложение на рынке АБС не удовлетворяет потребностям банков, и подобная ситуация будет сохраняться на протяжении времени необходимого банкам для осмысления новых потребностей, формирования задач перед разработчиками и непосредственной разработки новых АБС, соответствующих мировым стандартам.

1.3. Комплексы системы АБС и их задачи

     

Автоматизированные банковские системы позволяют интегрировать в единую информационную базу все направления банковской деятельности:

·                   внутрибанковские операции по обработке первичной документации, отражающей работу с физическими и юридическими лицами;

·                   межбанковские операции, учет межбанковских расчетов;

·                   международные банковские операции.

В правильно разработанной автоматизированной банковской системе все эти направления взаимосвязаны и являются дополнением друг друга. Именно консолидация всех процессов, обладающих высокой степенью автономности, в единую систему является основной проблемой при разработке и внедрении автоматизированных банковских систем.

Наибольшую актуальность автоматизированные банковские системы имеют для коммерческих банков. На фоне отсутствия единой унифицированной банковской технологии, когда каждый банк имеет свою специфику в отношении ведения банковской деятельности, создание типовых структур автоматизации не дает желаемого эффекта. Каждый банк обладает собственными особенностями и набором функций. Кроме того, существует множество внешних связей, например, с клиентами банка, государственными органами, фондами. Эти связи также достаточно специфичны. Соответственно структура автоматизированной банковской системы в современных российских условиях должна быть уникальна для каждого банка.

Однако основные ее элементы остаются неизменными для всех банков.

В структуре автоматизированных банковских систем можно выделить обеспечивающие и функциональные подсистемы. Обеспечивающие подсистемы объединяют в себе все виды ресурсов, необходимые для функционирования системы. К их составу относятся подсистемы:

- информационное обеспечение — это совокупность унифицированных форм первичных документов, систем классификации и кодирования и методов их применения в банковской деятельности, а также файлы данных, которые сохраняются в БД и используются для автоматизированного решения функциональных задач;

- техническое обеспечение — это комплекс технических средств, включающий вычислительную технику и средства сбора и передачи данных, для информационного обмена как внутри банка, так и при взаимодействии с другими банками и клиентами.

Техническое обеспечение строится на использовании компьютерных технологий, многомашинных комплексов, разнообразных средств связи (сетевых, телекоммуникационных, видео, мобильных и т.д.). Количество и состав используемых технических средств определяется объемами информации, скоростью движения информационных потоков, временными особенностями выполнения банковских операций. По мере роста состава и объема банковских операций, услуг, числа клиентов банки приобретают более мощные компьютеры, более развитое техническое обеспечение. [Жуков]

- математическое обеспечение — это совокупность алгоритмов и экономико-математических моделей, которые характеризуют процедуры обработки данных и формирования бухгалтерской и статистической отчетности;

- организационно-правовое обеспечение — это совокупность нормативно-правовых документов и инструктивных и методических материалов, которые регламентируют права и обязанности специалистов и определяют технологический порядок функционирования АБС;

- лингвистическое обеспечение включает языковые средства, которые используются в системе: языка программирования, информационно-поисковые языки, языка описания метаданных, языка запросов и общение пользователей системой и иные языковые средства.

Функциональные подсистемы:

Подсистема ОДБ. Эта подсистема является обязательным и основным элементом любой автоматизированной банковской системы. Она выполняет функции ядра всей системы и обеспечивает связь между отдельными модулями. [Жуков]

 Подсистема «Кредиты». Кредитная подсистема обеспечивает бухгалтерское сопровождение предоставленных кредитов, расчетов по их погашению, начислению и оплате процентов по кредитам. Интегрируется в общую автоматизированную банковскую систему.

Подсистема «Валютные операции». Данная система необходима банкам, имеющим разрешение на проведение операций  с иностранными валютами. Обязательным элементом этой системы является модуль «валютный операционный день», позволяющий оперативно вводить и обрабатывать информацию по валютным платежам, динамике открытия и закрытия валютных счетов и остальных  операций, совершаемых в иностранной валюте.

Подсистема «Депозиты». С помощью этой подсистемы автоматизируется работа по обслуживанию клиентов, имеющих депозитные счета в банке. В рамках подсистемы осуществляется учет операций с наличными денежными средствами, ценными бланками, учет безналичных расчетов, учет начисления и выплаты процентов по вкладным счетам, а также формирование текущей и периодической отчетности по депозитным вкладам.

Подсистема «Ценные бумаги». Под контролем этой системы производятся операции с ценными бумагами. К операциям с ценными бумагами, проводимыми коммерческими банками, относятся: выпуск банком собственных акций, их реализация, проведение операций с ценными бумагами по поручению клиентов, хранение ценных бумаг клиентов, покупка и продажа банком от собственного имени акций, облигаций, векселей и прочих ценных бумаг сторонних организаций.

Подсистема «Касса». Подсистема позволяет производить учет движения наличных денег в отделениях банка и обменных пунктах. Подсистема касса – это своеобразный мини-банк, обладающий собственным балансом и документооборотом. На практике используется два варианта такой подсистемы: интегрированный с подсистемой ОБД и локальный, связанный с АСБ посредством электронной почты.

Подсистема «Внутренний учет» направлена на решение таких внутрибановских задач, как учет собственных основных средств банка, учет основных средств и их амортизации, учет нематериальных активов, учет общехозяйственных и общеэксплуатационных расходов, учет расходов на оплате труда сотрудников банка.

Подсистема «Отчетность» включает в себя модули, ответственные за формирование статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности о банковской деятельности. Одним из модулей подсистемы «Отчетность» является обязательный для банков программный продукт «АРМ-статотчет». С его помощью коммерческие банки формируют всю статистическую отчетность. «АРМ-статочет» компонует данные в отдельные файлы для последующей передачи в репозитарий статистической отчетности, где на основе полученной информации составляются необходимые статистические отчеты.

Подсистема «Карточные операции». Через данную подсистему проходит вся информация о безналичных расчетах с применением пластиковых карт.

Подсистема «Анализ». Эта подсистема позволяет осуществлять оперативный анализ и решать аналитические задачи. Основными предметами анализа в системе являются: активы и пассивы банка, баланс, соблюдение нормативов, доходы и расходы в разрезе статей, плановые и фактические показатели доходов и расходов, источники формирования фондов и их целевое использование.

 

 

Аметистова Л.М., Полищук А.И. Роль банковской системы в экономике: Учебное пособие по курсу Банковское дело. М: МЭИ, 1999.

Костерина Т.М. Банковское дело / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.

Банковское дело. / Под ред. Лаврушина О.И. М: Финансы и статистика, 2005.

Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Изд: ЮНИТИ, 2005.

Рогачев А.Ю. Информационные технологии в банках вчера и сегодня. // Банковские технологии. – 2004. - №8.

 

Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. ИПЦ "Вазар-Ферро", 1994.

Киселев В.В. Коммерческие банки в России: настоящее и будущее (Банковская политика. Регулирование и управление). - М.: Финстатинформ, 1998.

Банковское дело./ Под ред Жукова. Учебник - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.