Содержание
1. Управление безубыточностью торговой деятельности на основе анализа затрат 3
2.Задача. 12
Список литературы.. 13
1. Управление безубыточностью торговой деятельности на основе анализа затрат
Практика показывает, что производство того или иного товара становится прибыльным, если предприятие функционирует на уровне, близком к уровню проектной мощности. При этом некоторые проекты приносят убытки в течение короткого периода в начале их осуществления, другие продолжают работать с убытками достаточно долго.
Причин для плохих результатов может быть много: дефекты проекта, дефицит основных и оборотных средств, низкое качество сырья или готовой продукции, неэффективность производства, недостаточный объем рынка, ценовая политика фирмы и т.д.
Точка, в которой общие доходы равны общим издержкам, называется точкой безубыточности. Анализ ситуации безубыточности, выявление объема продаж, при котором доходы начнут покрывать издержки, является неотъемлемой частью финансового планирования.[5,49]
Анализ безубыточности демонстрирует, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнить свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.
Анализ безубыточности или, как его иногда называют, аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходами при различных уровнях производства особенно полезен:
· для текущего планирования — обеспечение информацией для принятия решений путем анализа влияния изменений в цене продукции, объемах продаж, величине издержек, а также прогнозирования прибылей, убытков, денежных потоков;
· для оценки проектов — обеспечение информацией для принятия решения о приемлемости проекта при прогнозируемых издержках и доходах;
· для подготовки проектов — определение оптимального размера производственных мощностей, необходимого первоначального капитала и т.д.
При анализе ситуации безубыточности издержки обычно подразделяются на переменные и фиксированные (условно-постоянные). Как известно, к переменным относятся издержки, прямо зависящие от объемов производства — сырье и материалы, заработная плата рабочим и т.д.; к условно-постоянным — амортизация, расходы по аренде и лизингу, процентные платежи по кредитам, оплата труда менеджеров и служащих. [7,48]
Метод анализ затрат представляет собой еще один затратный метод ценообразования, при котором производится определение точки безубыточности ("break-even") и целевой прибыли. Анализ безубыточности осуществляется на основе исследования соотношения "затраты - объем - прибыль", которое отражает взаимосвязь затрат, выручки, объема производства и прибыли. По существу, этот метод сводится к определению точки безубыточности производства (критической точки) такого объема продукции, при реализации которого достигается нулевой результат: предприятие не получает прибыли, но и не несет убытков. Для определения точки безубыточности применяют такие методы, как математический, метод маржинального дохода и графический.
При использовании математического метода для расчета точки безубыточности определяется объем реализации в единицах продукции, который необходим для покрытия всех затрат:
выручка от реализации - суммарные переменные затраты - постоянные затраты = прибыль.
Учитывая, что выручка от реализации = цена на единицу продукции х объем реализации;
суммарные переменные затраты = переменные затраты на единицу продукции х объем реализации,
формула для расчета прибыли предприятия может быть представлена в следующем виде:
(цена единицы продукции х Х)- (переменные затраты х X) - постоянные затраты = прибыль,
где X- объем реализации в точке безубыточности.
Так как прибыль приравнивается к нулю (цель расчета состоит в определении объема реализации или критической точки, при котором у предприятия нет прибыли), то для расчета объема реализации используют следующую формулу:
X х (цена единицы продукции - переменные затраты на единицу продукции) - постоянные затраты = 0.
Таким образом, для того чтобы рассчитать объем реализации, при котором прибыль равна нулю, или точку безубыточности, необходимо величину постоянных затрат разделить на разность между ценой продажи и величиной переменных затрат на единицу продукции:
X = постоянные затраты : (цена - переменные затраты на единицу продукции).
Рассмотрим пример. Предположим, что фирма по производству зеркал получила заказ на выпуск новой модели. [3,84]
При этом цена единицы продукции - 400 руб., переменные затраты на ее единицу - 250 руб., постоянные затраты на весь объем производства - 450 000 руб. Если X - точка безубыточности в единицах продукции, то с помощью приведенного выше получим, что X х (400 - 250) - 450 000 = 0. Тогда 450 000 = X х (400 - 250), откуда Х = 450 000 : (400 --250), т.е. Х= 3000 шт.
Таким образом, необходимо реализовать 3000 зеркал, чтобы достичь точки безубыточности. Объем реализации в денежном выражении, соответствующий точке безубыточности, составит: 400 руб. х 3000 = 1 200 000 руб. Из приведенного примера можно сделать следующий вывод: только после достижения объема выручки в размере 1 200 000 руб. фирма начнет получать прибыль.
Определение точки безубыточности с использованием маржинального дохода представляет собой альтернативу математическому методу. Маржинальный метод основывается на определении разности между выручкой от реализации и переменными затратами. Следовательно, в состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты. Точка безубыточности будет достигнута в том случае, когда предприятие получит доход, достаточный для покрытия постоянных затрат. [6,101]
Для расчета прибыли используется следующая формула:
суммарный маржинальный доход - суммарные постоянные затраты = прибыль.
Так как в точке безубыточности прибыли нет, то
маржинальный доход на единицу продукции х объем реализации = суммарные постоянные затраты.
Таким образом, формула для расчета точки безубыточности с использованием метода маржинального дохода будет иметь следующий вид:
точка безубыточности = суммарные постоянные затраты : маржинальный доход на единицу продукции.
Рассмотрим пример расчета точки безубыточности на основе маржинального дохода. Пусть фирма, которая занимается производством зеркал, имеет маржинальный доход на единицу продукции, равный 150 руб.: цена единицы продукции - переменные затраты = маржинальный доход, т.е. 400 руб. - 250 руб. = 150 руб. Постоянные затраты на весь объем производства составляют 450 000 руб. в год, следовательно точка безубыточности будет: 450 000 руб. : 150 руб. = = 3000 шт.
Точку безубыточности, как уже отмечалось, можно
определить и с помощью графического метода. Основу этого достаточно широко
распространенного метода составляет деление затрат на постоянные и переменные.
Впервые он был предложен У. Раутенштраухом в
При построении графика по горизонтальной оси откладывается объем производства в единицах изделий, а по вертикальной - затраты на производство и доход. При этом переменные и постоянные затраты откладываются по оси отдельно. Кроме того, на графике отображаются суммарные затраты и выручка от реализации продукции. Его построение осуществляется в несколько этапов:
1. необходимо выбрать какой-либо объем реализации, наши точку переменных затрат, соответствующую данному объему, провести линию переменных затрат через нее и начало координат;
2. чтобы нанести линию постоянных затрат, следует отметить на вертикальной оси точку, соответствующую этим затратам, и провести линию, параллельную горизонтальной оси;
3. линия суммарных затрат выходит из точки на вертикальной оси, соответствующей этим затратам, и проходит параллельно линии переменных затрат;
4. чтобы провести линию выручки, нужно найти точку выручки, соответствующую выбранному объему реализации, и провести линию через эту точку и начало координат.
Точка безубыточности находится в точке пересечения линий выручки и суммарных затрат. Она соответствует такому состоянию предприятия, когда нет ни прибыли, ни убытков. Объем производства, соответствующий точке безубыточности, называется критическим. При объеме производства меньше критического предприятие полученной выручкой не может покрыть затраты и, следовательно, в результате понесет убытки. Если объем производства и продаж превышает критический, то предприятие получает прибыль. Запас безопасности показывает, до какого момента можно сокращать объем реализации, прежде чем предприятие начнет работать с убытками. На графике запасу безопасности соответствует область, расположенная между запланированным объемом производства и реализации продукции и точкой безубыточности. [4,99]
Варьируя величинами издержек и объемов продаж, можно добиться изменения положения точки безубыточности, например, если фирма стремится увеличить объем реализации при неизменном спросе. В данной ситуации нужно в первую очередь воздействовать на сам спрос, что приведет к увеличению расходов на рекламу, маркетинг и т.д. Также необходимо создавать ценовые преимущества путем снижения цен, предоставления дополнительных скидок и т.д. В этом случае смещение точки безубыточности соответственно произойдет вправо. Смещение точки безубыточности влево (т.е. приближение момента получения прибыли) происходит при сокращении издержек, в первую очередь постоянных.
График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненное преимущество этого метода заключается в том, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.
Существенный недостаток рассматриваемого метода состоит в том, что установление цены зависит от эластичности спроса по ценам, а график безубыточности этого не отражает. Поэтому фирма должна проанализировать все возможные варианты установления цены, прежде чем принять окончательное решение. [6,101]
Расчет точки безубыточности по своей сути является попыткой комплексно рассмотреть взаимодействие предложения, которым фирма (в части своей продукции) способна управлять, и спроса, управлять которым невозможно и можно пытаться лишь повлиять на него. Поскольку основным фактором формирования предложения являются затраты, то основой такого анализа становится рассмотрение соотношений между общей выручкой от продаж и общим уровнем затрат при различных уровнях цен и продаж.
Точка безубыточности — объем продаж, которого надо добиться при анализируемом (или заданном) уровне цены, чтобы убытки фирмы были нулевыми.
При этом особое внимание уделяется разделению затрат на постоянные и переменные, что позволяет построить график типа того, что показан на рис.1.
Рис. 1. Анализ условий достижения безубыточности
Обратим внимание на разницу между безубыточным объемом продаж и максимальным объемом продаж, который может быть достигнут согласно прогнозам продаж. Эта разница носит название запаса финансовой безопасности, так как показывает, насколько больше товаров фирма может надеяться продать сверх объема, обеспечивающего ей достижение безубыточности. Чем этот запас меньше, тем рискованнее браться за производство и продажу данного товара.
Запас финансовой прочности — объем товаров, который фирма, согласно прогнозам рынка, может надеяться продать сверх объема, обеспечивающего ей безубыточность.
Характеристики точки безубыточности могут быть определены также путем простейшего арифметического расчета по формуле:
( 6.1)
где BSV — безубыточный объем производства (продаж), шт. (англ. break-even sales volume); P — цена (англ. price); VC — переменные затраты (англ. variable costs); FC — постоянные затраты (fixed costs).
Пользуясь графиком безубыточности в такой его форме, надо иметь в виду следующее:
1. Расчет условий безубыточности и построение графиков безубыточности — всего лишь инструменты для анализа ценовых решений, но не аппарат прогнозирования будущих коммерческих результатов.
2. График безубыточности в таком виде, как он показан на рис. 6.1 и 6.2, построен исходя из возможности линейного наращивания объемов производства (продаж) без какого-либо учета сезонности. Между тем по многим видам товаров игнорирование сезонности неправомерно. Кроме того, в случае сложных технически изделий (например, турбин, тяжелого оборудования, кораблей) мы сталкиваемся с длительным производственным циклом. В этом случае фирма много месяцев осуществляет и постоянные, и переменные затраты, и лишь после завершения всего цикла операций изделие поступает на продажу. Для таких случаев более реалистичные результаты позволяют получить графики безубыточности, построенные с учетом реальных временных процессов изменения объемов затрат и выручки, от продаж.
Например, для производства, где затраты осуществляются преимущественно в начале длительного производственного цикла, а продажа готовой продукции — только после его завершения (так может работать, скажем, швейное предприятие, готовящее всю партию продукции к оптовой продаже торговым фирмам в преддверии нового сезона), график безубыточности может выглядеть так, как это показано на рис. 2
1. Анализируя условия достижения безубыточности, нельзя забывать, что это всего лишь промежуточный финиш на пути к главной цели — достижению наивысшей прибыльности продаж.
Объем производства, тыс. шт.
Рис. 2 Вид графика безубыточности при сезонном характере производства или длительном производственном цикле
4. При расчете условий достижения безубыточности или построении соответствующих графиков важно правильно задавать данные о степени использования производственных мощностей и условиях реализации товаров. Скажем, приведенные выше графики были построены для условий полного, стопроцентного использования производственных мощностей и полной реализации всей изготовленной продукции, т. е. характеризовали результаты фирмы при всех максимумах: выпуска, продаж, выручки.
На практике такого излишне оптимистичного подхода придерживаться просто опасно и все условия надо корректировать в сторону снижения. Так, использование производственных мощностей надо принимать на уровне 75—80%. Следует учесть в расчетах и возможность оседания части произведенной продукции в запасах из-за медленного процесса реализации.
Корректировки в сторону снижения желательны также для того, чтобы; учесть возможные сбои в процессе производства, транспортировки или организации продаж товаров (например, в силу забастовок).
Такова логика расчетов условий безубыточности при анализе инвестиционных проектов, когда надо определить исходную позицию фирмы по вопросу цены реализации той продукции, ради которой задумывается подобный проект. Но когда производство товаров уже начато и прояснилась рыночная ситуация, возникает вопрос о целесообразности корректировки исходно принятой цены в сторону снижения или повышения. В этом случае расчеты безубыточности надо проводить по-иному, и ниже мы рассмотрим, как именно.
2. Задача
Задача, по приведенным данным определить влияние факторов на объем выпуска промышленной продукции. По результатам расчетов сделать выводы, разработать рекомендации
показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонения |
Выпуск продукции |
982,464 |
1001,756 |
19,292 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов |
544 |
538 |
-6 |
фондоотдача |
1,806 |
1,862 |
0,056 |
Скорректированный показатель = 544*1,862 = 1012,928
Выпуск продукции (среднегодовая стоимость ОПФ) = 1012,928-982,464 = 30,464
Выпуск продукции (фондоотдачи) = 1001,756 -1012,928= - 11,172
По приведенным расчетам можно сделать вывод о том, что за счет снижения среднегодовой стоимости производственных основных фондов выпуск продукции увеличился на 30,464 тыс.руб., а счет повышения фондоотдачи на 0,056 пункта выпуск продукции снизился на 11,172 тыс.руб., в целом за анализируемый период выпуск продукции вырос на 19,292 тыс.руб.
Для увеличения выпуска продукции необходимо оптимальное количество производственных фондов с оптимальной мощностью. Нужно избавиться от морально устаревшего оборудования, т.е. заменить его на более совершенное и тогда повысится как фондоотдача, т.к. и выпуск продукции.
Список литературы
1. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 24.06.1998г. №123 ФЗ с последующими изменениями.
2. Абрамов А.Е. «Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий» / М.: Экономика и финансы, 1994г.
3. Артеменко В.Г. «Финансовый анализ» / М.: Издательство «ДИС», 1997г.
4. Астахов В.П. «Анализ финансовой устойчивости фирмы» / М.: Ось, 1998г.
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. « Теория экономического анализа» / М.: Экономика и финансы, 1997г.
6. Баканов А.С. «Годовая отчетность коммерческой организации» / М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2005г.
7. Балабанов И.Т. «Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта» / М.: финансы и статистика, 1997г.
8. Бернстайн Л.А. « Анализ финансовой отчетности» / Пер. с англ. - М.: финансы и статистика, 1997г
9.
Бука Л.Ф., Зайцева О.П. «Экономический анализ» /
Новосибирск,
10.
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Комплексный анализ
бухгалтерской отчетности» / М.: Дело и Сервис,
11. Иванов Г.П. «Антикризисное управление : от банкротства к финансовому оздоровлению» / М.: ЮНИТИ, 1996г.
12. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004г.
13. Ковалев А.П. «Финансовый анализ» / М.: финансы и статистика, 1997г.