Содержание

1.Планирование ревизии денежных средств в кассе. 3

2.  Задание. 12

Список литературы.. 26

1.Планирование ревизии денежных средств в кассе

Целью контроля и ревизии кассовых операций на предприятии является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств, действующим в РФ а проверяемом периоде, нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерс­кой отчетности во всех существенных аспектах.[5,49]

Источниками информации для проверки являются: кассовая книга (ф. № КО-4), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств [ф. № КО-5), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. N5 КО-3), журнал регистрации депонентов, отче­ты кассира с приложенными первичными документами {приходными кассовыми ордерами (форма № КО-!), расходными кассовыми ор­дерами (ф. № КО-2), расчетно-платежными ведомостями (ф № 49), платежными ведомостями (ф. № 53), квитанциями и др.), чековые де­нежные книжки, акты инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ-15), инвентаризационные описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. № ИНВ-16) и др., учетные регист­ры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 50,51, 52, 55, 57 и др., Главная книга, Положение об учетной политике, баланс пред­приятия (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении денежных средств (форма № 4) и др.

Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом.

Контроль и ревизия кассовых операций на предприятии организуется в такой последовательности:

>   инвентаризация кассы и обследование условий хранения денеж­ных средств;

>   проверка правильности документального оформления операций;

 >   проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

>   контроль и ревизия правильности списания денег в расход;

>  проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;

 >  проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтер­ского учета;

>   оформление результатов проверки.

При составлении программы проверки следует оценить эффектив­ность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тести­рования ревизор дает предварительную оценку соблюдения в органи­зации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, пла­нирует состав основных контрольных процедур, определяет особен­ности ведения учета в организации. [7,82]

Прибыв на место проверки, ревизор сразу проводит инвентариза­цию денежных средств, хранящихся в кассе. Инвентаризация денеж­ных средств в кассе  предприятия проводится в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. Кассир предоставляет для проверки после­дний кассовый отчет, документы по операциям последнего дня, рас­писку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет не оприходованных или несписанных в расход денег.

Ревизор проверяет, применяются ли для оформления кассовых операций унифицированные формы первичной учетной документации и имеют ли они заполненными все обязательные реквизиты, предус­мотренные Федеральным законом от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгал­терском учете». Ревизору следует обратить внимание на четкое офор­мление документов (наличие расписок получателей, погашение доку­ментов штампом «Оплачено» с указанием даты, отсутствие подчисток и исправлений. Возможно выявление случаев повторного списания денег на основании расходного кассового ордера, оплаченного в предыдущем году. Проверяется наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег, законность произведенных из кассы выплат денеж­ных средств. Выявляются факты подписи расходных кассовых доку­ментов только одним руководителем или главным бухгалтером, а так­же случаи подписи ими незаполненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке. [6,87]

Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписы­вает кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письмен­ным Ревизорским доказательством, и его данные необходимы для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой Ревизор выясняет: обес­печена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы на предприятии; имеется для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; застрахована ли касса органи­зации; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгорае­мого шкафа); соблюдается ли установленный лимит хранения денеж­ной наличности по отдельным датам.

Лимит остатка кассы для организаций с 01.01.98 устанавливается в соответствии с Положением ЦБ РФ от 05.01.98 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Россий­ской Федерации».. Организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. [8,51]

По организации, не представившей расчет на установление лимита остатка наличных Денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреж­дений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная де­нежная наличность — сверхлимитной (п. 2.5 Положения).

Превышение установленных, лимитов в кассе допускается лишь в течение 3 рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам организации (в районах Крайнего Севера — 5 дней).

Если отсутствует справка банка об установлении лимита остатка кассы или выявлены случаи превышения лимита остатка кассы, Ревизор предупреждает клиента о возможных штрафных санкциях, уста­новленных Указом Президента РФ от 23.05.94 № 1006 «Об осуществ­лении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», а именно:

— за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере вы­явленной сверхлимитной кассовой наличности;

— на руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установлен­ном законодательством Российской Федерации размере минималь­ной месячной оплаты труда. [8,79]

Ревизор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки сумм, запи­санных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствую­щему получению наличных денег). Чековые книжки, корешки исполь­зованных чеков, неиспользованные чеки хранятся у главного бухгалтера предприятия в условиях, исключающих возможность их утери, испорченные чеки погашаются надписью «аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков.

 Направления использования денежных средств и их целевое назначение организация определяет по своему усмотрению. Действующее законодательство не предусматривает мер ответственности к организациям, допустившим .нецелевое использование денежных Однако, коммерческие банки могут проверять целевое использование организациями полученных в банках денежных средств

При необходимости предъявлять к ним соответствующие требования (Инструктивное письмо ЦБ РФ от 16.03.95 № 14-4/95).

-Ревизор тщательно проверяет полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, общественного питания, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно-коммунального хозяйства, .если данные хозяйства имеются на исследуемом предприятии. При этом он сверяет записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и  счетами (счетами-фактурами) по реализации продукции (работ, услуг). В ходе проверки ревизор должен выявить случаи превышения расчета наличными средствами между организациями и своевременно информировать руководителя о возможных санкциях.

Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами ограничены — 60 000 руб. по одной сделке. Сумма штрафа, налагаемого на организацию, нарушившую установленный лимит расчетов наличными  двукратный размер произведенного платежа. Руководитель  быть подвергнут штрафу в размере, эквивалентном 50 базовым суммам. Штрафные санкции применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического  лица.

Ревизор проверяет расходование наличных денег из кассы. Ревизору необходимо знать, что заработная плата, пособия по временной способности, премии выдаются из кассы не по кассовым ор­ало платежным и расчетно-платежным ведомостям, которые подписывают руководитель организации и главный бухгалтер. При этом все выплаты должны быть персонифицированы и содержать подпись получателя денег. Возможна выдачу денег по доверенности, в этом  кассир делает запись «по доверенности», а саму доверенность прикрепляет к ведомости.

Ревизор выясняет своевременно ли в организации закрывают по­дотчетные суммы. Если данное требование не выполняется Ревизору нужно получить письменные объяснения от соответствующих долж­ностных лиц.

Ревизор проверяет соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин. Необходимо учитывать, что при денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) ККМ, допускае­мые к использованию на территории России и внесенные в Государ­ственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации.

Организации, использующие ККМ для учета выручки должны вести книгу кассира-операциониста, в которой фиксируют показания счетчи­ка ККМ на начало и конец рабочего дня, сумму поступившей за день выручки. Если в организации используют несколько ККМ, на каждую из них должна быть заведена книга кассира-операциониста.

Ревизор устанавливает полноту оприходования выручки через ККМ путем сверки на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, кассовой книги. Одновременно необ­ходимо проверить, сделаны ли на полученные суммы записи по сче­там учета реализации.

Типовые ошибки при ревизии денежных средств:

— отсутствие некоторых первичных кассовых документов;

— оформление кассовых документов с нарушением установленных требований;

— некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах;

— арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков;

— неправильные корреспонденции счетов;

— неоприходование и присвоение поступивших денежных средств из банка, от различных юридических лиц по доверенностям, от раз­личных физических и юридических лиц по приходным ордерам;

— излишнее списание денежных средств по кассе при повторном использовании одних и тех же документов либо в результате не­правильного подсчета итогов в кассовых документах и отчетах либо в результате списания сумм без оснований или по подложным документам;

В соответствии со ст. 12 Закона от 18.10.1994 г. №3321-ХII "О бухгалтерском учете и отчетности" (в ред. законов от 25.06.2001 г. № 42-З, от 17.05.2004 г. № 278-З) (далее - Закон) порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, кроме случаев, когда она обязательна.

Инвентаризация кассы, денежных документов и бланков строгой отчетности направлена на выявление нарушений работы с денежной наличностью и контроль соблюдения порядка ведения кассовых операций. При этом порядок проведения инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности прописан в Правилах ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утв. постановлением Нацбанка от 26.03.2003 г. № 57 (с изменениями и дополнениями), и в Правилах ведения кассовых операций в иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Нацбанка от 28.06.2004 г. № 98.

Инвентаризация кассы проводится внезапно в сроки, установленные руководителем предприятия, но не реже одного раза в квартал, с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. [5,49]

Обобщая нормы данных актов законодательства, можно сделать вывод, что инвентаризация кассы проводится в обязательном порядке (кроме случаев соблюдения требований проведения ревизии кассы не реже одного раза в квартал):

1) перед составлением годового отчета;

2) при смене кассира;

3) если руководство выявило факты хищения наличных денег;

4) если наличность была частично или полностью уничтожена при чрезвычайных ситуациях.

Для проведения инвентаризации кассы приказом руководителя назначается комиссия. Сроки проведения инвентаризации необходимо закрепить в приказе об учетной политике организации. Кроме этого директор издает приказ, в котором утверждает состав инвентаризационной комиссии.

В настоящее время одновременно с инвентаризацией денежных средств и денежных документов проводится проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других аналогичных документов.

Инвентаризация кассовых документов включает:

- проверку соответствия фактического наличия остатка по кассе данным бухгалтерского учета;

- проверку полноты оприходования денежной выручки, полученной в результате хозяйственной деятельности, в кассу предприятия;

- проверку соответствия записей в кассовой книге данным бухгалтерского учета и выпискам банка;

- проверку осуществления расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

При наличии кассового суммирующего аппарата (КСА) комиссия в присутствии кассира проверяет счетчики КСА и снимает с них показания. Затем члены комиссии сверяют сумму выручки с данными кассовой ленты и денежными средствами, которые находятся в кассе. Суммы, отраженные в книге кассира-операциониста, в кассовой ленте и на счетчиках КСА, должны быть равны сумме денег, находящихся в кассе организации. Если ревизорами были обнаружены недостатки или излишки, их необходимо занести в графы книги кассира-операциониста. В акте по итогам проверки комиссия отражает сумму выявленных излишков или недостач, а также причины их образования.

Результаты ревизии проверяющие оформляют актом инвентаризации денежных средств.

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии предприятия (учреждения), с данными выписок банков.

Выявленные комиссией излишки отражаются в учете записью:

Д-т сч. 50 (соответствующий субсчет) - К-т сч. 92 - оприходованы неучтенные средства, выявленные при инвентаризации.

При обнаружении недостач делаются записи:

Д-т сч. 94 - К-т сч. 50 (соответствующий субсчет) - отражена недостача наличности в кассе и

Д-т сч. 73 - К-т сч. 94 - ее сумма отнесена на материально ответственное лицо.

2.  Задание

1)  Проверить законность формирования расходов на продажу.

2)  Проверить правильность распределения транспортных рас­ходов.

3)  Проверить правильность отнесения расходов к отчетным пе­риодам.

4)  Оценить организацию синтетического и аналитического уче­та расходов на продажу.

5)  Составить проект решения по результатам ревизии расходов на продажу.

Цель ревизии учета расходов на продажу — установление обоснован­ности формирования и правильности учета издержек обращения. Задачами проверки учета расходов на продажу являются:

—  оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, вариан­та сводного учета затрат,

—  подтверждение достоверности оформления и отражения в учете расходов на продажу;

—  подтверждение правильности включения в себестоимость отдельных видов расходов, в том числе нормируемых;

—  арифметический контроль показателей себестоимости по данным ,    сводного учета.

Источниками информации для проведения ревизии учета расходов на продажу продукции являются учетные регистры аналитического и синтети­ческого учета: карточки (ведомости) по заказам; разработочные таблицы (по распределению заработной платы, отчислений на социальные нуж­ды, амортизации основных средств,); листки-расшифровки, справки-расчеты о распределении расходов будущих периодов; акты (ведомости) по инвентаризации неза­вершенного производства; ведомость сводного учета расходов на продажу; журналы-ордера, машинограммы по счету 44., Главная книга и др.

Проверка производственных издержек обращения является довольно тру­доемким процессом, требующим от ревизора знания помимо множества нормативных и инструктивных материалов также и особенностей исчис­ления себестоимости продукции в отдельных отраслях и видах хозяйствен­ной деятельности. Поэтому до начала документальной проверки ревизияору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. Ему следует также проанализировать силь­ные и слабые стороны внутреннего контроля процесса производства и затрат. Для этого целесообразно использовать специальный вопросник (табл.1).

Таблица 1

Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и

бухгалтерского учета расходов на продажу

ii/ii

Содержание вопроса

или объект

исследования

Содержание ответа

(результат проверки)

Ответ

Выводы и

решения ревизияора

 

1

2

3

4

5

 

А. Внутренний контроль

 

1

Проверяются ли требования на материалы и табели учета рабочего времени после их подготовки специалистами

подразделений?

Осуществляется еже-

месячный  выборочный   контроль   но

подразделениям

У.

Контроль удовлетворительный

 

2

Производится    ли

предварительная нумерация  накладных,

лимитно-заборных

карт, нарядов и др. и

используется ли она

для выявления отсутствующих или фиктивных документов?

Документы  предварительно не нумеруются, их регистрация

производится в момент выписки

у2

Существует вероятность пропуска номеров   и   наличия

фиктивных документов. Необходимо

провести

выборочную проверку

документов

 

3

Проверяется ли соответствие данных первичных

 документов

на отпуск материалов

учету труда и отчетов?

Выборочно, один раз

в квартал

у2

Имеется вероятность

ошибок и расхождений. Следует провести    выборочную

проверку

 

4

Установлены ли

нормативные издержки обращения и как регулярно осуществляется их

пересмотр?

Нормы издержек

Обращения установлены,  пересматриваются один раз в

полугодие

Уз

Контроль удовлетворительный

 

5

Соблюдается ли график

документооборота по учету издержек обращения на

производство?

Первичные документы  по учету затрат

сдаются  в бухгалтерию часто с опозданием 1 месяц

У2

Имеется    вероятность искажения периодической отчетности из-за отсутствия данных

 

Б. Система учета

 

8

Правильно ли классифицируются затраты по элементам и по

статьям калькуляции?

Применяемая  классификация издержек

Обращения соответствует особенностям торговли

.У.

Удовлетворительная

база для

 организации учета затрат

 

9

Соответствует ли вы-

бранный метод учета

издержек обращения особенностям

торгового процесса и  как

соблюдается  он  на

практике?

В учетной политике нет выбранного ответа

у2

Высока вероятность

ошибок при исчислении себестоимости отдельных заказов

 

10

Обеспечивает     ли

применяемая  методика учета нормируемых   расходов   их

правильное  налогообложение?

Нормируемые расходы   отражаются   на

счетах общей суммой

У,

Велика вероятность

ошибок при налогообложении. Следует

проверить налоговые расчеты

12

Установлены ли  и

как соблюдаются методы списания обще-

производственных и

общехозяйственных

расходов?

Способы выбраны и

соблюдаются

Уз

Вероятность ошибок при распределении указанных рас-

ходов невысока

15

Отвечает ли учет за-

трат принципу «временной  определенности фактов»?

Данный  принцип  в

учете издержек обращения соблюдается

У;

Вероятность ошибок невелика

16

С какой периодичностью сверяются данные аналитического и синтетического учета

издержек обращения? (и т. д.)

Ежеквартально

у2

Велика вероятность

искажения помесячных данных

По результатам тестирования формируется программа проверки расходов на продажу (табл. 2).

Таблица 2

 Программа проверки расходов на продажу

Перечень процедур

Источники информации

 

1

2

3

 

1

Проверка данных регистров учета расходов на продажу и сверка их со счетами Главной книги

Журналы-ордера,   машинограммы, Главная книга

 

2

Анализ состава и обоснованности отнесения отдельных видов расходов на себестоимость продукции

Карточки  по заказам, требования, табели учета рабочего времени, ма­шинограммы

3

Оценка соблюдения выбранного метода учета расходов на продажу

Учетная политика, машинограммы, расчеты

4

Проверка правильности разграниче­ния издержек обращения по от­четным периодам

Карточки по заказам, требования, табели учета рабочего времени, ма­шинограммы

5

Изучение данных инвентаризации незавершенного производства и сравнение ее результатов с данны­ми аналитического учета. Проведе­ние инвентаризации (при необхо­димости)

Инвентаризационные описи, жур­налы-ордера, машинограммы

6

Подсчет и сверка данных аналити­ческого учета расходов на продажу с данными учетных регистров

Карточки  по заказам,  ведомости распределения расходов, журналы-ордера, машинограммы

7

Проверка правильности исчисления себестоимости продукции

Карточки по заказам, разработочные таблицы, ведомость сводного учета расходов на продажу,  машино­граммы

На основе изучения учетной политики и особенностей на предприятии ревизор выясняет обоснованность применяемого на практи­ке метода учета издержек обращения. При этом он должен помнить, В процессе проверки следует убедится в правильности расчетов и бухгалтерских записей. Практика показывает, что распределение издержек обращения на реализованные товары и на их остаток производится только по транспортным расходам, игнорируя затраты по процентов за кредит. Тем самым завышая себестоимость проданных товаров и занижая прибыль. Кроме того, выявляются факторы неправильного отражения в отчетности издержек на остаток товаров.

В конце года затраты, приходящиеся на реа­лизованные товары ( сальдо ) за вычетом расходов по завозу, и некоторых других расходов, относящихся к остатку товаров, которые остаются как остаток на счете 44) списывается в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». При составлении месячных и квартальных отчетов сальдо по счету 44 (также за исключением расходов по завозу, и других затрат относящихся к остатку товаров) использу­ется для определения расчетным порядком (без составления бухгалтерских проводок) суммы чистой прибыли.

Расходы относятся в дебет счета 44, как прави­ло, в том месяце, в котором они фактически произведены. Если оплата была произведена предварительно за следующие меся­цы, то для выявления реального финансового результата за от­четный период уплаченные суммы относят на счет 97 «Расходы будущих периодов». С этого счета такие суммы списывают ежемесячно на счет 44 исходя из сроков погашения этих затрат. Такой порядок применяется, например, при учете уплачиваемой авансом арендной платы, оплаты за пользование телефоном и т. д.

1. ООО «Корнер-ТС», осуществляет строительство. На ООО «Корнер-ТС» имеется рабочий план счетов, разработанный организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению и содержащим синтетические и аналити­ческие счета.

Система бухгалтерского учета на предприятия построена на основании общепринятых принципов

Осуществляет бухгалтерский учет специализированное структурное подразделение – бухгалтерия. Бухгалтерия включает в себя три группы:

1.                          Расчетная группа

2.                          Материальная группа

3.                          Группа планирования и нормирования

Во главе каждой группы находится старший бухгалтер, который в свою очередь подчиняется главному бухгалтеру.

Система ведения бухгалтерского учета на предприятии основана на ведении автоматизированного учета информации при помощи программного продукта «1С- бухгалтерия».

Система внутреннего контроля (внутренний ревизия) – это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу) в установлении законности проводимых работниками хозяйственных операций и их экономической целесообразности для предприятия, в соблюдении установленного порядка ведения бухгалтерского учета

Внутренний ревизия есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации. Он помогает организации, достичь, поставленные цели, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроля и системы корпоративного управления.

Стоит заметить, что организация, цели, роль и функции  внутреннего ревизии, определяются руководством и (или) собственником экономического субъекта в зависимости от организационно-правовой формы и сложившейся системы управления, содержания и специфики деятельности, объемов финансово-экономической деятельности и состояния внутреннего контроля.

Целями организации системы внутреннего контроля на . ООО «Корнер-ТС»» являются:

- осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия включая рентабельность и защищенность от убытков;

-  обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;

-  обеспечение сохранности имущества.

Для достижения вышеперечисленных целей организации системы внутреннего контроля необходимо решение следующих задач:

- периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью головной организации и её филиалов;

- анализ хозяйственной и финансовой деятельности и оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля головной организации и её филиалов. Решение этой задачи позволяет повысить эффективность деятельности отдельных обособленных подразделений и всей организации в целом, что даст возможность в полной мере выполнить основную цель, поставленную перед службой внутреннего ревизии;

- проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала, оказание помощи кадровой службе в подборе и тестировании бухгалтерского персонала головной организации и её филиалов;

- следить за тем, чтобы компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфалсифицированы;

- средства предприятия не должны быть незаконно присвоены или не эффективно использованы;

- внутренняя отчетность должна оперативно передаваться лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для её оптимального использования.

- научная разработка, издание методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, ревизору, хозяйственному праву, и информационное обслуживание головной организации и её филиалов;

-                     консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий.

-                     взаимодействие с внешними ревизорами, представителями налоговых органов и других контролирующих органов.

Обобщая можно отметить, что системы внутреннего ревизии не эффективна и её использование при проведении внешней ревизорской проверки не корректна.

Включение издержек обращения в состав расходов на продажу производится в соответствии с действующими нормативными документами.

К расходам на продажу на ООО «Корнер-ТС» относятся, расходы:

•   на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции - это фактическая стоимость упаковочных материалов (бумаги, пакетов, клея, проволоки, опилок и пр.), тары (ящики, бочки и др.), используемых для упаковки товара, и стоимость услуг сторонних организаций по упаковке.

•  по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

• комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

•    по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;

•   на рекламу;

•     представительские;

•  другие аналогичные по назначению расходы.

Списание упаковочного материала соответствует правилам:

Процесс упаковки осуществляется после сдачи продукции на склад

 - в Д-т счета 44,

В I квартале 2002 года ООО «Корнер-ТС» провела рекламную кампанию.

На основании имеющихся первичных документов делаем вывод, что расходы организации составили:

- на телевизионную рекламу - 52000 руб. (в том числе НДС - 52000 -8500руб.);

- на установку рекламного щита - 7200 руб. (в том числе НДС - 1200  руб.);

- на распространение каталогов, брошюр и альбомов (прочие виды рекламы) - 176 000 руб. (в том числе НДС – 35 200 руб.).

Выручка организации за I квартал составила 5200 000 руб. (в том числе НДС - 867000руб  руб.).

Себестоимость строительных работ - 2 000 000 руб.

Данные расходы включены в расходы на рекламу в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», п. 4.ст.264 НК РФ.

В налоговом законодательстве (п. 2 ст. 264 НКРФ) приведен  перечень представительских расходов, который является для целей налогообложения по налогу на прибыль закрытым.

В 1 квартале 2002 г был проведен прием, который был отнесен к представительским расходам, что соответствует  налоговому законодательству.

Кроме того, в представительские расходы вошли:

•   доставка лиц на транспорте к месту проведения представительского мероприятия и обратно;

•   буфетное обслуживание во время переговоров;

Все суммы расходов, которые организация связывает с затратами на представительские нужду, были отнесены на счет 44 «Расходы на продажу», (нормы НК РФ применяются исключительно для целей налогообложения). Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» представительские расходы формируют расходы по обычным видам деятельности.

Делаем заключение, что все расходы на продажу, соответствуют Инструкции по применению Плана счетов, в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность

2.  Проверим правильность распределения расходов на продажу.

Собранные в течение месяца расходы на продажу на ООО «Корнер ТС» списываются в конце месяца. Списание расходов на продажу осуществляется по истечении отчетного периода в дебет счета 90 «Продажи», что соответствует  действующим нормативным документам по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99 «Расходы организации», Инструкция по применению Плана счетов).

3.  Проверим правильность составления бухгалтерских проводок по учету расходов на продажу (табл. 2).

Таблица 1.

Схема отражения на счетах бухгалтерского учета коммерческих расходов (расходов на продажу) на «ООО Корнер-ТС»

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма

Д-т

К-т

1. Списаны материалы, израсходованные на упаковку продукции на складе по фактической себестоимости

 44

10

20000

2. Начислена заработная плата за работы, связанные с продажей продукции (например, за упаковку продукции на складе)

44

70

90 000

3. Начислены суммы единого социального налога (взноса), а также страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

44

69,68

34000

4. Отражена стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету работ и услуг, связанных с продажей продукции: - на стоимость без НДС - на сумму НДС

44

19

60

153 000

28 400

5. Начислен налог на рекламу

91

68

10 975

6. Списаны в конце месяца расходы на продажу

90-2

44

332740

Вывод: бухгалтерские проводки по учету расходов на продажу составлены правильно.

4. Проверим правильность расчета и своевременность перечисления налога на рекламу, а также его отражение в бухгалтерском учете.

В регионе, где работает ООО «Корнер-ТС» взимается налог на рекламу по ставке 5 процентов. Для целей налогообложения организация учитывает выручку методом начисления.

Расходы на телерекламу и установку щитов учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме, затраты на прочие виды рекламы - только в сумме 43 500 руб.

((5200 000 руб. - 867000руб.) *1%).

Сумма сверхнормативных рекламных расходов составит:

176 000 руб. - 35200 руб. – 43 500 руб. = 97300 руб.

Эта сумма не уменьшает налогооблагаемую прибыль ООО «Корнер-ТС» за I квартал.

Проверим, что бухгалтером «Корнер-ТС» сделаны следующие записи:

Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу в пределах норм" Кредит 60

- 43 500 руб. (52000 -8500) - отражены расходы на телевизионную рекламу;

Дебет 19 Кредит 60

- 7 250 руб. - учтен НДС по расходам на телевизионную рекламу;

Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу в пределах норм" Кредит 60-

6 000 руб. (7200 -1200) - отражены расходы по установке рекламного щита;

Дебет 19 Кредит 60

- 1200  руб. - учтен НДС по расходам на установку рекламного щита;

Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу в пределах норм" Кредит 60

- 43 500  руб. - отражены расходы по прочим видам рекламы (в пределах норм);

Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу сверх норм" Кредит 60

- 97300  руб. - отражены расходы по прочим видам рекламы (сверх норм);

Дебет 19 Кредит 60

- 16220  руб. - учтен НДС по расходам на прочие виды рекламы;

Дебет 60 Кредит 51

- 235200 руб. (52000 + 7200 + 176 000) - оплачены рекламные расходы;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 9700 руб. (8 500 +1200) - принят к вычету НДС по телевизионной рекламе и расходам на установку щита;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 8700 руб. (43500 руб. х 20%) - принят к вычету НДС по расходам на прочие виды рекламы (в пределах норм);

Дебет 91-2 Кредит 19

- 19 460 руб. (97300 руб. х 20%) - списан НДС по расходам на прочие виды рекламы (сверх норм);

Дебет 62 Кредит 90-1

- 4 200 000 руб. - отражена выручка от реализации;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 867 000 руб. (5200 000 руб. х 16,67%) - начислен НДС;

Дебет 90-2 Кредит 20

- 2 000 000 руб. - списана себестоимость строительных работ;

Дебет 90-2 Кредит 44 субсчет "Расходы на рекламу в пределах норм"

- 93000 руб. (43500 + 6000 + 43500) - списаны расходы на рекламу (в пределах норм);

Дебет 90-2 Кредит 44 субсчет "Расходы на рекламу сверх норм"

-97300 руб. - списаны расходы на рекламу (сверх норм);

Дебет 99 Кредит 90-9

- 2142700 руб. (5200 000 руб. - 867000руб - 2 000 000 - 93000 -97300 ) - определен финансовый результат.

Налог на рекламу должен быть начислен 31 марта 2002 года (Налог на рекламу начисляется по итогам прошедшего квартала).

Для этого бухгалтер сделал запись:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"

- 7340 руб. ((43500 руб. + 6000 руб. + 97300 руб.) * 5%) - начислен налог на рекламу.

Данные синтетического учета соответствуют показателям бухгалтерской отчетности (формы №2)

В процессе проверки ревизор убедился в правильности расчетов и бухгалтерских записей. Практика показывает, что распределение издержек обращения на реализованные товары и на их остаток производится только по транспортным расходам, игнорируя затраты по процентов за кредит. Тем самым завышая себестоимость проданных товаров и занижая прибыль. Кроме того, выявляются факторы неправильного отражения в отчетности издержек на остаток товаров.

В конце года затраты, приходящиеся на реа­лизованные товары ( сальдо ) за вычетом расходов по завозу, и некоторых других расходов, относящихся к остатку товаров, которые остаются как остаток на счете 44) списывается в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». При составлении месячных и квартальных отчетов сальдо по счету 44 (также за исключением расходов по завозу, и других затрат относящихся к остатку товаров) использу­ется для определения расчетным порядком (без составления бухгалтерских проводок) суммы чистой прибыли.

Расходы относятся в дебет счета 44, как прави­ло, в том месяце, в котором они фактически произведены. Если оплата была произведена предварительно за следующие меся­цы, то для выявления реального финансового результата за от­четный период уплаченные суммы относят на счет 97 «Расходы будущих периодов». С этого счета такие суммы списывают ежемесячно на счет 44 исходя из сроков погашения этих затрат. Такой порядок применяется при учете уплачиваемой авансом арендной платы, оплаты за пользование телефоном и т. д.

Список литературы

1. Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ Об ревизияорской деятельности (с изменениями на 30 декабря 2004 года)

2.        АлборовР. А. Ревизия в организациях промышленности, торговли и АПК М.: Изд-во «Дело и сервис», 2004г.-250 с..

3.        Камышанов М. И. Практическое пособие по ревизияу. М.: Инфра-М. 2002 г.- 450 с..

4.       Ревизия: Учебникдля вузов/ В. И- Подольский, Г. Б. Поляк, А. А. Савин, Л. В. Сотникова. Ноя ред. В И. Подольского. М.: Ревизия, ЮНИТИ, 2003 г.-387с.

5.        Шеремет А. Д., Суйн В. П. Ревизия: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2001г.-256 с.

6.       Газета «Налоговый курьер» №12 , 2002г.