Содержание

Часть 1. Ответы на теоретические вопросы.. 3

1.Учет амортизации нематериальных активов…………………………………..3

2. Понятие, состав и оценка материально-производственных запасов. 6

3.Организация труда и заработной платы в организациях. 9

Часть 2. Выполнение задания «Учет хозяйственных операций организации». 13

Список литературы.. 44

Часть 1. Ответы на теоретические вопросы

1.     Учет амортизации нематериальных активов

Порядок начисления амортизации по нематериальным ак­тивам и ее учет регламентируется следующими нормативны­ми актами:

-   Положением по ведению бухгалтерского учета;

-   ПБУ 14/2000;

-   Инструкцией по применению Плана счетов.

 Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете одним из способов: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (05) либо путам уменьшения первоначальной стоимости объекта.

Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время использования объектов нематериальных активов организации(за исключением объектов, по которым амортиза­ционные отчисления списываются непосредственно в кредит счета 04 «Нематериальные активы») используется счет 05 «Амортизация нематериальных активов». Новый план счетов предусматривает две схемы записей по учету амортизации не­материальных активов: путем накопления соответствующих сумм: Дебет 20, 26, 44 ... Кредит 05; путем уменьшения перво­начальной стоимости объектов: Дебет 20, 26, 44... Кредит 04. Стоимость объектов нематериальных активов погашается пу­тем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования. В течение срока полезного ис­пользования нематериальных активов начисление амортизаци­онных отчислений не приостанавливается, кроме случаев кон­сервации организации. [6,49]

Начисление амортизации по нематериальным активам (по которым начисляется износ) для целей бухгалтерского учета может производиться организацией:

- линейным способом исходя из норм амортизации, опреде­ленных на основе срока полезного использования немате­риальных активов;

- способом уменьшаемого остатка;

-  способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Индивидуальный расчет амортизации при линейном методе по каждому объекту выполняется один раз в год по состоянию на 1 января или после переоценки по формуле

где ПС(ВС) — первоначальная (восстановительная) стоимость, р.; Нанорма амортизации, %; Амес — сумма месячной аморти­зации, р.

Согласно действующему законодательству норму амортизации предприятия определяют самостоятельно, исходя из срока полез­ного использования по формуле

 где п — срок полезного использования, мес.

В последующие месяцы года сумма амортизации по всем объектам НМА рассчитывается способом корректи­ровок, т.е. сумма амортизации, начисленной за предыдущий месяц, увеличивается на сумму амортизации по поступившим объектам и уменьшается на сумму амортизации по выбывшим объектам:

где ∑А — сумма амортизации за период эксплуатации объекта, р.

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется: при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости нематериальных активов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. [9,101]

Применение одного из способов по группе однородных не­материальных активов производится в течение всего их срока полезного использования.

Определение срока полезного использования нематери­альных активов. Для расчета суммы амортизации любым способом необходимо установить срок полезного использо­вания нематериального актива. Срок использования немате­риальных активов можно определить как период, в течение которого их использование призвано приносить доход орга­низации и служить для выполнения целей деятельности организации. Срок полезного использования нематериальных ак­тивов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. [7,94]

Определение срока полезного использования нематериаль­ных активов производится исходя из:

-   срока действия патента, свидетельства и других ограниче­ний сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;

-   ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические вы­годы (доход). Для отдельных групп нематериальных акти­вов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показа­теля объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. Срок полезного использова­ния нематериальных активов должен утверждаться распо­ряжением или приказом руководителя организации[8,84]

-   по нематериальным активам, по которым невозможно оп­ределить срок полезного использования, нормы амортиза­ционных отчислений устанавливаются в расчете на двад­цать лет (но не более срока деятельности организации).

Срок полезного использования нематериальных активов не может превышать срок деятельности организации.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляют­ся до полного погашения стоимости этого объекта либо выбы­тия этого объекта с бухгалтерского учета в связи с уступкой (утратой) организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания это­го объекта с бухгалтерского учета.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете одним из способов: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта.

2. Понятие, состав и оценка материально-производственных запасов

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01 от 09.06.2001 г. (вводится в действие с 01.01.2002 г.) в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ ис­пользуется понятие материально-производственные запасы (МПЗ) - это часть имущества, используемая в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг для продажи; предназначенная для про­дажи; используемая для управленческих нужд организации. [6,49]

Таким образом, в состав МПЗ входят следующие группы оборотных активов:

а) материалы - часть МПЗ, целиком потребляемая в произ­водственном процессе и полностью переносящая свою сто­имость на стоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);

б)  ИХП - часть МПЗ организации, используемая в каче­стве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) готовая продукция - часть МПЗ организации, предназна­ченная для продажи, являющаяся конечным результатом произ­водственного процесса, законченная обработкой (комплектаци­ей), технические и качественные характеристики которой соот­ветствуют   условиям   договора   или   требованиям   иных документов в случаях, установленных законодательством;

г) товары - часть МПЗ организации, приобретенная или по­лученная от других юридических и физических лиц и пред­назначенная для продажи или перепродажи без дополнитель­ной обработки. [11,99]

В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производствен­ные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по факти­ческой себестоимости. При этом определение фактической себестоимости зависит от порядка поступления МПЗ в орга­низацию.

1) Фактической себестоимостью материально-производ­ственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исклю­чением налога на добавленную стоимость (НДС) и иных воз­мещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законо­дательством Российской Федерации). [10,56]

Фактическими затратами на приобретение материально-производственных запасов могут быть:

-  суммы, уплачиваемые в соответствии с договором по­ставщику (продавцу);

-   суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

-  таможенные пошлины и иные платежи;

-   не возмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приоб­ретением единицы материально-производственных запа­сов;

-   вознаграждения, уплачиваемые посреднической органи­зации;

-  проценты по кредитам банка, используемым на приобре­тение МПЗ до момента их оприходования на склад;

-   суммовые разницы, возникающие до принятия МПЗ к учету, когда оплата производится в рублях в сумме, эк­вивалентной сумме в иностранной валюте (условных де­нежных единицах). Причем положительная суммовая разница уменьшает фактическую себестоимость МПЗ, а отрицательная - увеличивает;

-   затраты по заготовке и доставке материально-производ­ственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию.

Данные затраты включают также и затраты по заготовле­нию и доставке материально-производственных запасов, зат­раты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, затраты за услуги транспорта по доставке мате­риально-производственных запасов до места их использова­ния, если они не включены в цену на запасы, установленную договором, затраты по оплате процентов по кредитам постав­щиков и т. п. затраты. Сюда же организации могут относить и затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материально-производственных запа­сов на складах организации, иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов. [7,81]

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непос­редственно связаны с приобретением материально-производ­ственных запасов.

Затраты по доведению материально-производственных за­пасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают расходы организации по доработке и улучшению технических характеристик получен­ных запасов, не связанные с производством продукции, выпол­нением работ и оказанием услуг.

2)  Фактическая себестоимость материально-производ­ственных запасов при их изготовлении силами организации определяется исходя из затрат, связанных с производством данных запасов.

Учет и формирование затрат на производство МПЗ осуще­ствляется организацией в порядке, установленном для опреде­ления себестоимости соответствующих видов продукции.

3)  Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, опре­деляется исходя из их денежной оценки, согласованной учре­дителями (участниками) организации, если иное не предус­мотрено законодательством РФ.

4) Фактическая себестоимость МПЗ, полученных организа­цией безвозмездно, определяется исходя из их текущей ры­ночной стоимости на дату оприходования.

5) Фактическая себестоимость МПЗ, приобретенных в об­мен на другое имущество (кроме денежных средств), опреде­ляется исходя из рыночной стоимости товаров, переданных или подлежащих передаче организацией. Себестоимость дан­ных товаров устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров.

Оценка производственных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производит­ся в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией запа­сов по договору.

3.Организация труда и заработной платы в организациях

Основными задачами учета труда и заработной платы явля­ются:

-   точный учет личного состава работников;

-  учет отработанного ими времени и объема выполняемых ра­бот;

-   правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из

нее;

-   учет расчетов с работниками предприятия, бюджетом, орга­нами социального страхования, фондами обязательного ме­дицинского страхования, пенсионным фондом;

- контроль за рациональным использованием трудовых ресур­сов, оплаты труда;

-   правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчисле­ний на социальные нужды на счета издержек производства и обращения и на счета целевых источников. [9,37]

Форма оплаты труда на предприятии может быть как бригад­ная так и индивидуальная. Требования к организации бригадно­го труда:

-   Оплата труда должна находиться в прямой зависимости от количества и качества выработанной бригадой продукции или услуг и выполнения заданной нормы.

-   Общебригадный заработок должен распределяться пропорци­онально квалификации (разряду), интенсивности труда (с учетом совмещения профессий и зон), отработанному време­ни и отношению к труду. При этом учитываются не индивиду­альные результаты, а индивидуальное отношение к труду.

-   Методика оплаты труда должна быть простой и доступной работникам, чтобы они могли устно вести подсчет своего за­работка и ориентироваться в выполнении установленной нормы.

-   Механизм начисления и распределения зарплаты должен учитывать индивидуальный вклад каждого работника в об щебригадный результат с тем, чтобы использовать механизм индивидуального соревнования.

Требования к организаци индивидуального труда сводятся к обеспечению каждого работника индивидуальным заданием, об-рудованным рабочим местом, учетом, приемкой выполненных работ и начислением работнику всех выплат, доплат и компенса­ций, предусмотренных законодательством РФ. [5,119]

Трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприя­тии регулируются коллективным договором. В коллективном договоре с учетом экономических возможностей организаци мо­гут содержаться более льготные трудовые и социально-экономи­ческие условия по сравнению с нормами и положениями, уста­новленными действующим законодательством. На каждом пред­приятии должно быть разработано и принято собственное Положение по оплате труда в соответствии с коллективным до­говором, заключаемым между администрацией и представителя­ми трудового коллектива. В нем предусматриваются формы оп­латы труда всех категорий работников, ставки и расценки, а так­же система поощрения каждой категории работников за результаты труда. В основу положения должны быть заложены такие принципы, при которых каждый работник без принужде­ния становится заинтересованным в постоянном повышении производительности труда. К основополагающим принципам от­носятся:

-   Заработная плата должна стать главным мотивом активнос­ти трудовой деятельности.

-   Зарплата должна быть не меньше определенного размера, ус­танавливаемого законодательством - Минимального разме­ра оплаты труда (МРОТ).

-   Зарплата по своему размеру должна стимулировать трудо­вую деятельность работника на пределе его возможностей -принцип биржевой зарплаты;

-   Доходы работника должны обеспечивать ему достойную жизнь, несмотря на разного рода производственно-эконо­мические осложенения - принцип социальной защищенно­сти. [8,75]

Механизм премиальной системы отражается в положении о премировании в котором отражаются:

-   показатели и условия премирования;

-   размеры премий;

-   круг премируемых работников;

-   периодичность премиальных выплат;

-   источник выплаты премии.

Для оплаты труда могут применяться различные системы. Тарифная система - совокупность нормативов, с помощью ко­торых регулируется уровень зарплаты различных групп и кате­горий работников в зависимости от следующих условий:

-   сложности выполняемой работы;

-   условий труда, в том числе отклоняющихся от нормальных;

-   природно-климатических условий, в которых выполняется работа;

-   интенсивность труда (совмещение профессий, руководство бригадой и др.);

-   характер труда.

К основным элементам тарифной системы относят тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки, тарифные ставки.

Бестарифная система предполагает определение размера за­работной платы каждого работника в зависимости от конечного результата всего рабочего коллектива.

Система плавающих окладов предполагает ежемесясное оп­ределение размера должностного оклада работника в зависимо­сти от уровня производительности труда на обслуживаемом участке, при условии выполнения задания по выпуску продук­ции. [6,84]

Система, базирующаяся на комиссионной основе, предпо­лагает установление размера зарплаты в виде фиксированного процента от дохода, получаемого предприятием от реализации продукции (работ, услуг) и др.

Часть 2. Выполнение задания «Учет хозяйственных операций организации»

Задание построено на примере условной организации и содер­жит набор хозяйственных операций, отражающих типовые бух­галтерские записи по учету основных средств, материально-про­изводственных запасов, расходов, денежных, расчетных и кредит­ных операций, финансовых результатов.

Задания ко второй части:

1.  По данным табл. 3 на 01.01.200_ г. заполнить бухгалтерский баланс (ф. № 1) на начало года.

2.  По данным табл. 4 на 01.04.200_ г. открыть бухгалтерские счета.

3.   Определить корреспонденцию счетов по хозяйственным операциям за второй квартал 200_ г., приведенным в табл. 5; выполнить расчеты для определения сумм по хозяйственным операциям. Суммы по хозяйственным операциям, в соответствии с вариантом, приведены в табл. 17.

4.  Записать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета.

5.  Подсчитать обороты и сальдо по счетам.

6.  Составить оборотную ведомость по счетам.

7.  Заполнить бухгалтерский баланс (ф.№ 1) на 01.07.200_ г.

8.  Заполнить авансовый отчет № 14 (по командировке).

9.  Заполнить кассовую книгу за II квартал.

10.  Заполнить журнал-ордер по сч. № 51 «Расчетный счет».

Примечание. Коэффициенты следует считать до двух знаков после запятой; суммы — без копеек; необходимые расчеты сумм по операциям приводить.

Исходные данные

1. Сведения об организации.

1.1. Предприятие организовано в форме общества с ограни­ченной ответственностью (ООО).

1.2.  Основная деятельность — изготовление продукции производственного  назначения двух видов:  продукция А и продукция Б.

1.3.  Организация пользуется льготами, предусмотренными для организаций малого бизнеса.

2.  Выписка из приказа об учетной политике на 200_ г.

2.1.  Погашение первоначальной (восстановительной) сто­имости основных средств производится линейным методом, исхо­дя из срока полезного использования.

2.2.   Производственные запасы учитываются на сч. № 10 «Материалы» по учетной стоимости, в качестве которой исполь­зуется цена поставщика; дополнительные расходы, связанные с приобретением производственных запасов, учитываются на сч. № 16 «Отклонения от учетной стоимости материалов», расход материалов, списываемых в производство, оценивается по сред­ней цене заготовления.

2.3.  Прямые затраты учитываются по видам изготавливае­мой продукции на сч. № 20 «Основное производство», косвенные затраты  —  на сч.  № 26  «Общехозяйственные  расходы»  -  по субсчетам № 26/1 «Нормативные расходы» и № 26/2 «Сверхнор­мативные расходы». По окончании отчетного периода (квартала) косвенные расходы распределяются по видам продукции пропор­ционально заработной плате производственных рабочих.

2.4.   Выручка от реализации продукции учитывается по методу начислений, т.е. по отгрузке. Для целей налогообложения учет выручки ведется по кассовому методу, т.е. по моменту оплаты продукции покупателями.

3.  Минимальный размер оплаты труда (данные условны):

3.1.  Январь, февраль, март 200_ г. — 100 р.

3.2.  С апреля 200_ г. — 150 р.

4. Остатки по счетам организации (субсчета даны по рабочему плану счетов организации).

Таблица 1

Сведения об остатках средств и источниках на 01.01.2005 г., тыс.р.

Шифр

счета

Наименование счета (субсчета)

Вариант 1

01

Основные средства

14343,1

02

Амортизация основ­ных средств

5800

10.1

Сырье и материалы

580

10.9

Инвентарь и хоз. принадлежности

25

16

Отклонения в стои­мости материалов

145

19.1

НДС по приобретен­ным основным сред­ствам

2,5

19.3

НДС по приобретен­ным материально-производственным запасам

20 (А)

Основное производ­ство по продукции А

80

20 (Б)

Основное производ­ство по продукции Б

50

Касса

1,8

51

Расчетный счет

45

55.2

Чековые книжки

5

60

Расчеты с поставщи­ками и подрядчика­ми

125

68.1

Расчеты по налогу на прибыль

87

68.2

Расчеты по НДС

45

68.3

Расчеты по налогу на доходы физических лиц

9,2

68.4

Расчеты по налогу на

рекламу

0,7

68.5

Расчеты по налогу на имущество

69.1

Расчеты по социальному страхованию

5,4

69.2

Расчеты по пенсионному обеспечению

28,3

69.3

Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

9

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

7,3

71

Расчеты с подотчетными лицами

2,2

80

Уставный капитал

8600

84

Нераспределенная прибыль

520

97

Расходы будущих периодов

Таблица 2

Сведения об остатках средств и источниках на 01.04.2005 г., тыс.руб.

Шифр

счета

Наименование счета (субсчета)

Вариант 1

01

Основные средства

15120,84

02

Амортизация ОС

6438

10.1

Сырье и материалы

406

10.9

Инвентарь и хозяй­ственные принад­лежности

100

16

Отклонение в стои­мости материалов

157

19.3

НДС по приоб­ретенным МПЗ

1,8

20 (Б)

Основное произ­водство по продук­ции Б

63

50

Касса

2

51

Расчетный счет

97

55.2

Чековые книжки

100

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

225

8.1

Расчеты по налогу на прибыль

11

68.2

Расчеты по НДС

148

68.3

Расчеты по НДФЛ

10,3

68.4

Расчеты по налогу на рекламу

1,7

68.5

Расчеты по налогу на имущество

3

68.6

Расчеты по транспортному налогу

0,5

69.1

Расчеты по социальному страхованию

69.2

Расчеты по. пенсионному обеспечению

30,34

69.3

Расчеты по обязатель­ному медицинскому стра­хованию

12,3

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

9,6

71

Расчеты с подотчетными лицами

0,9

80

Уставный капитал

8600

84

Нераспределе н ная прибыль

520

99

Прибыли и убытки (кредит)

31,7

Таблица 3

Журнал регистрации хозяйственных операций за 2 квартал

№ п/п

Дата

Документ

Сумма, руб.

Корреспонден­ция счетов

Дебет

Кредит

1

3.04

Бухгалтерская справка-расчет — амортизации основных средств за апрель

5822

26

02

2,

12.04

Авансовый отчет № 14, команди­ровочное удостоверение, расчет командировочных расходов

5478

842

52

26

19

70

71

71

68

3

13.04

Корешок денежного чека, приход­ный кассовый ордер — получено в кассу

6700

50

51

4

13.04

Расходный кассовый ордер — воз­мещение командировочных расхо­дов

6320

71

50

5

13.04

Акцепт счет-фактуры поставщика за поступившие материалы

5.1

Стоимость

11864

10

60

5.2

НДС 18%

2136

19

60

6

17.04

Счет-фактура, товарно-транспорт­ная накладная на перевозку мате­риалов

6.1

Тариф

3390

26

60

6.2

НДС18%

610

19

60

6.3

Выдан чек из чековой книжки

4000

60

55/2

7

17.04

Авансовый отчет Алешина А.Г., квитанция к приходному кассо­вому ордеру, счет-фактура авто­транспортной организации на раз­грузку материалов, в т.ч.  НДС18%

712

128

26

19

71

71

8

18.04

Выписка банка со счета чековой книжки, чек оплачен от 17.04

4000

55/2

51

9

20.04

Выписка банка, платежные пору­чения на перечисления налогов за I квартал

9.1

Налога на прибыль

11000

68

51

9.2

НДС

148000

68

51

10

20.04

Акт на закупку материалов у Ветрова СЮ.  (физическое лицо)

10.1

Сумма сделки

4500

10

76

10.2

НДФЛ

585

76

68

11

21.04

Выписка банка, платежные поручения на перечисления

11.1

На лицевой счет Ветрова СЮ.

3915

76

51

11.2

НДФЛ

585

68

51

12

23.04

Акт купли-продажи, акт приемки-передачи на реализованное обору­дование, предъявлена счет-факту­ра покупателю

54000

8237

3800

316

3484

42279

62

91/2

01/5

02

91/2

91/9

91/1

68

01

01/5

01/5

99

13

24.04

Выписка с расчетного счета, пла­тежное поручение покупателя за оборудование

54000

51

62

14

25.04

Приказ об отпуске Алешина А.Г., расчет отпускных

805

3704

26

97

70

70

15

30.04

Требование на отпуск материалов на изготовление

15.1

Продукции А

130000

20А

10

15.2

Продукции Б

87000

20Б

10

15.3

На ремонт оборудования

7800

26

10

16

30.04

Расчет отклонений в стоимости израсходованных материалов

85424

16

10

17

3.05

Списаны на текущие затраты рас­ходы будущих периодов, относя­щиеся к маю

3704

26

97

18

3.05

Расчетная ведомость по заработной плате

18.1

Начислено

5772

8400

25920

20 А

20Б

26

70

70

70

18.2

Удержано

348

636

573

2876

70

70

76

70

68

68

70

68

18.3

ЕСН (по фондам)

1283

8019

1123

20А

20Б

26

69

69

69

19

4.05

Приказ о материальной помощи Андреевой А.Ю.  (за счет чистой прибыли)

2000

84

70

20

5.05

Выписка банка, платежные поручения перечислены

20.1

ЕСН (по фондам)

1283

8019

1123

69

69

69

51

51

51

20.2

НДФЛ

4983

68

51

20.3

Алименты

573

76

51

21

6.05

Выписка банка, денежный чек, приходный кассовый ордер — на выдачу заработной платы

43000

50

51

22

7.05

Отчет кассира, расходные кассо­вые ордера, выдано

22.1

Материальная помощь Андреевой А.Ю.

2000

70

50

22.2

Отпускные Алешину А.Г.

4509

70

50

23

8.05

Расходные кассовые ордера

23.1

Платежные ведомости на заработ­ную плату (получили все)

35659

70

50

23.2

Под отчет Андреевой А. Ю.

200

71

50

24

12.05

Требование на отпуск спецодежды

49000

26

10

25

16.05

Авансовый отчет Андреевой А.Ю., копия товарного чека, кассовый чек на приобретение в розничной торговле бланков (переданы в бухгалтерию)

200

26

71

26

18.05

Акцепт счет-фактуры поставщика за приобретенный станок. Акт приемки-передачи

26.1

Стоимость

70339

08

60

26.2

НДС18%

12661

19

60

27

18.05

Счет-фактура, товарно-транспорт­ная накладная на перевозку стан­ка

27.1

Тариф

12712

26

60

27.2

НДС18%

2288

19

60

28

19.05

Выписка банка, платежное пору­чение на оплату за перевозку стан­ка

15000

60

51

29

20.05

Акт приема-передачи — станок введен в эксплуатацию

70339

01

08

30

20.06

Договор аренды, счет-фактура арендодателя — начислена аренд­ная плата за арендованный склад

30.1

Арендная плата

7380

26

76

30.2

НДС 18%

1620

19

76

31

23.06

Акт о ликвидации бензопилы

12000

10710

1290

1290

01/5

02

91/2

99

01

01/5

01/5

91/2

32

25.06

Счет-фактура предъявлена покупа­телю за реализованную

32.1

Продукцию А, в т.ч.  НДС18%

270000

41186

62

90/3

90/1

68

32.2

Продукцию Б, в т.ч.  НДС18 %

330000

50339

62

90/3

90/1

68

33

30.06

Бухгалтерская справка: распреде­ление косвенных расходов

45346

65988

20А

20Б

26

26

34

30.06

Бухгалтерская справка-расчет фак­тической стоимости реализован­ной продукции (по видам продук­ции)

182000

190900

90/2

90/2

20А

20Б

35

30.06

Выписка банка

35.1

Мемориальный ордер: зачислены проценты банка по счету

50

51

66

35.2

Платежное поручение покупателя за продукцию

600000

51

62

35.3

Платежное поручение поставщику за материалы

14000

60

51

35.4

Платежное поручение поставщику за станок

83000

60

51

36

30.06

Бухгалтерская справка: определе­ны и списаны финансовые резуль­таты

36.1

От реализации продукции

135575

90/9

99

36.2

От выбытия основных средств

40989

91/9

99

36.3

От прочей деятельности

-

37

30.06

Вычет НДС

37.1

ПоТМЦ

6004

68

19

37.2

По основным средствам

12661

68

19

Расчеты сумм по операциям

1. К операции 1 (см.табл.3)

Амортизация от стоимости основных средств начисляется еже­месячно, причем начинает начисляться в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, а прекращает начисляться в месяце, следующем за месяцем выбытия объекта или в случае, когда сумма начисленного износа становится равной первона­чальной (восстановительной) стоимости объекта.

Индивидуальный расчет амортизации при линейном методе по каждому объекту выполняется один раз в год по состоянию на 1 января или после переоценки по формуле

где ПС(ВС) — первоначальная (восстановительная) стоимость, р.; Нанорма амортизации, %; Амес — сумма месячной аморти­зации, р.

Согласно действующему законодательству норму амортизации предприятия определяют самостоятельно, исходя из срока полез­ного использования по формуле

 где п — срок полезного использования, мес.

В последующие месяцы года сумма амортизации по всем объектам основных средств рассчитывается способом корректи­ровок, т.е. сумма амортизации, начисленной за предыдущий месяц, увеличивается на сумму амортизации по поступившим объектам и уменьшается на сумму амортизации по выбывшим объектам:

где ∑А — сумма амортизации за период эксплуатации объекта, р.

Таблица 4

Данные для выполнения операции

Показатель

Вариант 1

Сумма амортизации за март, р.

5 800

Компьютер, поступивший в марте:

стоимость, р.

20 000

срок полезного использования, лет

6

Копировальный аппарат, выбыв­ший в марте:

стоимость, р.

12 300

срок полезного использования,

лет

4

Расчет амортизации выполним в табл.5.

Таблица 5

Расчет амортизации за апрель

Показатель

Первоначаль­ная стоимость, р.

Норма амортиза­ции, %

Сумма аморти­зации, р.

1. Сумма амортизации за март

5800

2.  Сумма амортизации по объек­там, поступившим в марте

20000

1,39

278

3.  Сумма амортизации по объект­ам, выбывшим в марте

12300

2,08

256

4. Сумма амортизации за апрель

5822

2. К операции 2

Командировочное удостоверение Василькова B.C. с 7.04 по 11.04 в г.Екатеринбург, день отъезда — 6.04, день приезда — 11.04. В авансовый отчет включены: авиабилеты туда и обратно, квитан­ция гостиницы об оплате за проживание (4 суток), расчет суточ­ных.

Таблица 6

Данные для расчета командировочных расходов

Показатель

Вариант 1

1. Авиабилеты, в т.ч.  НДС18 %, р.

3500

2.  Квитанция гостиницы

2020

2.1.  Проживание за одни сутки, в т.ч.  НДС18%, р.

480

2.2.  Бронирование мест, в т.ч. НДС18 %, р.

100

3 Суточные

3.1.  По приказу, р./сут

200

3.2.  По норме, р./сут

100

Дт 26-Кт 71 - 800 (4дн.*200 руб.) – в расход включены суточные

Дт 26-Кт 71-  4678 ((3500 +2020)-(3500+2020)*18%/118%)- включены в расходы  затраты на проезд и проживание (без НДС)

Дт 19- Кт 71- 842  (3500+2020)*18%/118%) - учет НДС

В налоговом учете в состав расходов войдут суточные в пределах норм, установленных Правительством РФ, - 400 (4 дн.*100руб.)

С суточных превышающих 100 руб. в день, необходимо удержать НДФЛ

ДТ 70- Кт 68 – 52 (800-400)*13% -удержан НДФЛ со сверхнормативных суточных.

3. К операциям 12 и 31

Под выбытием объектов основных средств понимают их списа­ние с баланса, при этом списывается их первоначальная (восста­новительная) стоимость, а также сумма амортизации, начислен­ная за период эксплуатации объекта на предприятии:

где  Т — срок эксплуатации, мес; ∑А — сумма амортизации за период эксплуатации объекта, р.

Данные по вариантам приведены в табл. 7.

Таблица 7

Сведения о выбытии основных средств

Показатель

Вариант 1

1 Оборудование

1.1.  Первоначальная стоимость, р.

3800

1.2. Срок полезного использования, лет

8

1.3. Срок эксплуатации, мес.

8

1.4.  Продажная стоимость, в т.ч. НДС18 %, р.

54000

2 Бензопила

2.1.  Первоначальная стоимость, р.

12 000

2.2.  Срок полезного использова­ния, лет

7

2.3.  Срок эксплуатации, мес.

75

Таблица 8

Выбытие оборудования

Содержание операции

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

1.

Отражена договорная стоимость реализуемого оборудования

54000

62

91/1

2.

Отражена сумма НДС, подлежащая получению с покупателя

8237

91/2

68

3.

Списание балансовой стоимости оборудования

3800

01/5

01

4.

Списание начисленной амортизации

Норма мес. ((1/96*100 = 1,04)

Сумма начисл. амортизации = (8мес.*3800*1,04% = 316)

316

02

01/5

5.

Списана остаточная стоимость оборудования (3800-316)

3484

91/2

01/5

6.

Списан финансовый результат

42279

91/9

99

Таблица 9

Выбытие бензопилы

Содержание операции

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

1.

Списана балансовая стоимость

12000

01/5

01

2.

Списание начисленной амортизации

Норма мес. ((1/84*100 = 1,19)

Сумма начисл. амортизации = (75мес.*12000*1,19% = 316)

10710

02

01/5

3.

Списана остаточная стоимость

1290

91/2

01/5

4.

Списан финансовый результат

1290

99

91/2

4. К операции 14

Заработная плата за время очередного отпуска является допол­нительной заработной платой. Расходы по начислению заработ­ной платы за время отпуска следует относить к соответствующим отчетным периодам, т.е. если время отпуска приходится на 2 сменных периода (месяца), то в учете различают расходы текуще­го периода и расходы будущих периодов.

Исходные данные: приказ об очередном отпуске Алешина А.Г. с 25.04 по 22.05 (28 календарных дней).

Данные по вариантам приведены в табл. 10.

Таблица 10

Сведения о заработной плате

Показатель (Заработная плата, р.)

Вариант 1

Январь

4 500

Февраль

5000

Март

4 800

Таблица 11

Расчет отпускных  Алешин А.Г.

Средняя з/п

К-во отработанных дней

К начис-лению

Отпускные

Всего начислено

отпускныъ

НДФЛ

Сумма к выдаче

(4500+5000+4800)/3 = 4767

0

 0р.

4767/29,60*28 = 4509 руб.

  4509р.

 р.

  р.

5. К операции 16

В течение учетного периода (месяца или квартала) расход материалов отражается по учетной стоимости. Для правильного формирования себестоимости изготавливаемой продукции мате­риалы должны быть включены по фактической стоимости. Поэто­му в конце отчетного периода в расходы включают соответствую­щую сумму отклонений от учетной стоимости материалов, для чего рассчитывают коэффициент отклонений:

=(157000+4000)/(406000+18500) = 161000/424500 = 0,38

где К— коэффициент отклонений; Оностаток отклонений на начало периода, р.; Оп — отклонения по поступившим материалам за период, р.; Мн — остаток материалов на начало периода по учетной стоимости, р.; Мпучетная стоимость поступивших материалов за период, р.

По рассчитанному коэффициенту определяют сумму отклоне­ний, подлежащую включению в расходы.

Расчет отклонений произвести в табл. 12.

Таблица12

 Расчет отклонений, подлежащих списанию на счета затрат

Показатель

На начало периода

Поступило за период

Списание в дебет счетов

Учетная стоимость материа­лов, р.

406000

18500

20

20

20

Отклонения от учетной стои­мости материалов, р.

157000

7030

16

16

16

Фактическая стоимость мате­риалов, р.

563000

25530

20

20

20

6. К операции 18

Заработная плата начисляется с учетом районного регулирова­ния (районного коэффициента, который составляет 20 %). Со­гласно гл. 24 НК РФ начисленная заработная плата является объектом налогообложения для единого социального налога (взно­са), который составляет 26 % (в т.ч. 3,2 % — в Фонд социального страхования; 20 % — в Пенсионный фонд; 2,8 % — в Фонд обязательного медицинского страхования).

Налог на доходы физических лиц удерживается в соответствии с гл. 23 НК РФ. При расчете суммы налога следует иметь в виду, что от всех работников получены заявления о предоставлении вычетов по налогу на данном предприятии. Для определения сумм налога на доходы физических лиц необходимо учитывать следую­щую информацию о работниках (приведены сведения о детях до 18 лет):

1.  Иванов B.C. — имеет двух детей.

2.   Петров А.И.   — детей  нет,  имеет удостоверение  воина-интернационалиста, участника боевых действий в Афганистане.

3.  Сидоров С.Н. — имеет одного ребенка.

4. Аникин ПН. — имеет одного ребенка, исполнительный лист на удержание алиментов в размере 25 %.

5.   Федоров Н.И.  — детей нет, имеет удостоверение Героя России.                                                                                   

6.  Гарин Н.Н. — имеет двух детей.

7.  Мухин А.П. — детей нет.

8. Васильев B.C. — имеет одного ребенка, доход за январь-март 200г. составил 15 500 р.

9. Алешин А.Г. - имеет двух детей.

10.  Фомин Б.В. — имеет двух детей, доход за январь-март 200_ г. составил 14800 р.

11. Андреева А.Ю. — детей нет.

Таблица 13

 Сведения о месте работы и начисленной заработной плате

ФИО

Место работы, должность

Начисленная зарплата, р.

Иванов B.C.

Продукция А

1620

Петров А.И.

1590

Сидоров С.Н.

1600

Аникин П.Н

Продукция Б

1910

Федоров Н.И.

1720

Гарин Н.Н.

1720

Мухин А.П.

1650

Васильев B.C.

Директор

8000

Алешин А.Г.

Инженер

4300

Фомин Б.В.

Гл.  бух-р

7000

Андреева А.Ю.

Секретарь

2300

Расчет заработной платы и ЕСН произвести в табл. 14 и 15. Вместо табл. 14 можно использовать бланк «Расчетной ведомости».

Таблица 14

Расчетная ведомость № 4 за апрель

ФИО

Место работы, долж­ность

Начислено

Налого­вые вы­четы (льготы)

Удержано

К вы­даче на руки

Зара­ботная плата

Район­ный ко­эффи­циент

Итого начис­лено

Налог на доходы физ.лиц

Али­мен­ты

Итого удер­жано

Иванов B.C.

Продукция А

1620

324

1944

1600

45

-

45

1899

Петров А.И.

Продукция А

1590

318

1908

500

183

-

183

1725

Сидоров С.Н.

Продукция А

1600

320

1920

1000

120

-

120

1800

Итого по про­дукции А

4810

962

5772

3100

348

-

348

5424

Аникин П.Н

Продукция Б

1910

382

2292

1000

168

573

741

1551

Федоров Н.И.

Продукция Б

1720

344

2064

500

203

-

203

1861

Гарин Н.Н.

Продукция Б

1720

344

2064

1600

60

-

60

2004

Мухин А.П.

Продукция Б

1650

330

1980

400

205

-

205

1775

Итого по про­дукции Б

7000

1400

8400

3500

636

573

1209

7191

Васильев B.C.

Директор

8000

1600

9600

600

1170

-

1170

8430

Алешин А.Г.

Инженер

4300

860

5160

1600

463

-

463

4697

Фомин Б.В.

Гл.  бух-р

7000

1400

8400

1200

936

-

936

7464

Андреева А.Ю.

Секретарь

2300

460

2760

400

307

-

307

2453

Итого по об­щехозяйствен­ному персона­лу

21600

4320

25920

3800

2876

-

2876

23044

Всего по пред­приятию

33410

6682

40092

10400

3860

573

4433

35659

Таблица 15

Расчет единого социального налога (взноса), р.

Направление затрат

Начисленная зарплата

Единый социальный налог

ФСС 3,2 %

ПФ20 %

ФОМС 2,8 %

Продукция А

5772

185

1155

162

Продукция Б

8400

269

1680

235

Общехозяйственные расходы

25920

829

5184

726

Итого

40092

1283

8019

1123

7. К операции 33

По способу включения в себестоимость продукции расходы делятся на прямые и косвенные. Прямые расходы включаются в себестоимость продукции в момент их возникновения на основа­нии первичных документов, косвенные расходы — это расходы, связанные с обслуживанием и управлением предприятием в целом.

Прямые расходы учитываются в момент их возникновения на калькуляционных счетах (сч. № 20, № 23) по видам продукции, а косвенные расходы в течение учетного периода накапливаются на собирательно-распределительных счетах (сч. № 25, № 26).

Общепроизводственные расходы по окончании учетного пери­ода распределяются между видами производств и видами продук­ции пропорционально какой-либо базе. После распределения данные расходы списываются на соответствующие калькуляцион­ные счета и сч. № 25 закрывается.

Общехозяйственные расходы могут списываться двумя ва­риантами:

а) распределяются и списываются аналогично общепроизвод­ственным расходам;

б) в полной сумме списываются на сч. № 90 «Продажи» (Д90 К26). Таким образом, по окончании учетного периода собиратель­но-распределительные счета закрываются. Распределение кос­венных расходов необходимо выполнить в ведомости (табл. 16, при этом следует помнить, что в налоговом учете выделяют нормативные и сверхнормативные расходы.)

Таблица 16

Ведомость распределения общехозяйственных расходов

Вид продукции

База распределения

Общехозяйственные расходы

Заработная плата, р.

Процент к итогу

нормативные

сверхнормативные

Продукция А

5772

40,73

45183

163

Продукция Б

8400

59,27

65751

237

Итого

14172

100

110934

400

8. К операции 34

После распределения косвенных расходов определяют факти­ческую себестоимость реализованной продукции, исходя из ос­татка незавершенного производства на начало периода, количе­ства выпущенной и реализованной продукции (табл. 17.)

Таблица 17

 Расчет фактической себестоимости реализованной продукции

Показатель

Вид продукции

А

Б

1.  Незавершенное производство на начало периода, р.

-

63000

2.Затраты на производство за период, р.

182401

169407

3.  Итого затрат, р.  (п. 1 + п. 2)

182401

232407

4.   Количество выпускаемой продукции, шт.

2000

2800

5. Фактическая себестоимость единицы выпускаемой продукции, р.  (п.З /п.4)

91

83

6.  Количество реализованной продукции, шт.

2000

2300

7.  Фактическая себестоимость реализованной продукции, р.  (п.5хп.6)

182000

190900

8.  Незавершенное производство на конец периода, р.  (п.З-п. 7)

401

41507

Оборотно-сальдовая ведомость

№ счета

Сальдо начальное

Обороты

Сальдо конечное

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

15120840

 

86139

31600

15175379

 

2

 

6438000

11026

5822

 

6432796

8

 

 

70339

70339

0

0

10

506000

 

16364

359224

163140

 

16

157000

 

 

 

157000

0

19

1800

 

20285

20285

1800

0

20

63000

 

351808

372900

41908

 

26

 

 

124046

124046

0

0

55

100000

 

4000

4000

100000

0

50

2000

 

49700

48688

3012

 

51

98800

 

752186

345181

505805

 

60

 

225000

116000

116000

0

225000

62

 

 

654000

654000

0

0

66

 

 

 

50

 

50

68

 

174500

184853

104259

 

93906

69

 

49740

10425

10425

0

49740

70

 

9600

46653

46601

 

9548

71

 

900

6520

7360

 

1740

76

 

 

5073

14073

 

9000

80

 

8600000

 

 

0

8600000

83

 

 

 

 

0

0

84

 

520000

2000

 

 

518000

90

 

 

600000

600000

0

0

91

 

 

55290

55290

0

0

97

 

 

3704

3704

0

0

99

 

31700

1290

177854

 

208264

 

16049440

16049440

3171701

3171701

16148044

16148044

Бухгалтерский баланс на 01.07.

АКТИВ

Код показателя

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

110

Основные средства

120

8543,10

8742,58

Незавершенное строительство

130

Доходные вложения в материальные ценности

135

Долгосрочные финансовые вложения

140

Отложенные налоговые активы

145

Прочие внеоборотные активы

150

           ИТОГО по разделу I

190

8543,10

8742,58

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

210

830

362,05

          в том числе:

 

     сырье, материалы и другие аналогичные

 

605

163,14

     ценности

     животные на выращивании и откормке

 

     затраты в незавершенном производстве

 

80

41,91

     готовая продукция и товары для перепродажи

 

     товары отгруженные

 

     расходы будущих периодов

 

     прочие запасы и затраты

 

145

157

Налог на добавленную стоимость по приобретеннным ценностям

220

2,5

1,8

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

     в том числе покупатели и заказчики

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

     в том числе покупатели и заказчики

 

Краткосрочные финансовые вложения

250

Денежные средства

260

59,10

608,82

Прочие оборотные активы

270

2,2

          ИТОГО по разделу II

893,80

972,67

БАЛАНС

300

9436,90

9715,25

ПАССИВ

Код показателя

1

2

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

410

8600

8600

Собственные акции, выкупленные у акционеров

 

Добавочный капитал

420

Резервный капитал

430

          в том числе:

 

     резервы, образованные в соответствии с

     законодательством

     резервы, образованные в соответствии с

 

     учредительными документами

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

520

726,26

          ИТОГО по разделу III

490

9120

9326,26

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

510

Отложенные налоговые обязательства

515

Прочие долгосрочные обязательства

520

          ИТОГО по разделу IV

590

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

610

0,05

Кредиторская задолженность

620

316,90

388,94

          в том числе:

 

     поставщики и подрядчики

125

225

     задолженность перед персоналом организации

 

7,3

9,55

     задолженность перед государственными вне-

     бюджетными фондами

 

 

42,7

49,74

     задолженность по налогам и сборам

 

141,90

93,91

     прочие кредиторы

 

10,74

Задолженность перед участниками (учредителя-                            ми) по выплате доходов

630

Доходы будущих периодов

640

Резервы предстоящих расходов

650

Прочие краткосрочные обязательства

660

          ИТОГО по разделу V

690

316,90

388,99

БАЛАНС

700

9436,90

9715,25

СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых

 

 на забалансовых счетах

Арендованные основные средства

     в том числе по лизингу

 

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

 

Товары, принятые на комиссию

 

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

 

Обеспечения обязательств и платежей полученные

 

Обеспечения обязательств и платежей выданные

 

Износ жилищного фонда

 

Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов

 

* На начало периода сделана корректировка по сч.51 на +7,3 тыс.руб.

Кассовая книга

Надпись: Унифицированная форма № КО-4 Утверждена постановлением 
Госкомстата России от 18.08.98 № 88

Код

Форма по ОКУД

0310004

ООО

по ОКПО

 

организация

Торговый отдел

 

структурное подразделение

КАССОВАЯ КНИГА

на 2 квартал  2005  г.

Печатать на последней странице:

                     В этой книге пронумеровано и

                     прошнуровано _______листов.

М.П.(штампа)

Руководитель организации ___Директор___   ______________    ____

       должность                      подпись                           расшифровка подписи

Главный бухгалтер _____________    ____

         подпись                                    расшифровка подписи

“      ” _________________             г.

Касса за "2" __квартал___    2005г. Лист ___2___

ПОЛЕ ДЛЯ ПОДШИВКИ

Дата

От кого получено или кому выдано

Номер корреспондирующего счета, субсчета

Приход, руб. коп.

Расход, руб. коп

Л и н и я   о т р е з а

 

Номер документа

От кого получено или кому выдано

Номер корреспондирующего счета, субсчета

Приход, руб. коп.

Расход, руб. коп

 

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

 

 

 

 2000

х

 44

12

32

 выручка

заработная плата

выручка

51

70

51

 51700

 

42168

6520

 

 Остаток на начало квартала

 

13.04

получено в кассу

51

 6700

 

 

13.04

Возмещение командировочных расходов

71

6320

 

6.05

получено в кассу

51

43000

 

07.05

Выдана материальная помощь

70

2000

Итого за квартал

 51700

48688

07.05

Выданы отпускные

70

4509

Остаток на конец дня

в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии

3012

х

08.05

Выдана заработная плата

70

35659

 

х

08.05

Выдан подотчет

71

200

      Кассир _________________  _________ ________

                      подпись                                       расшифровка подписи

 

Записи в кассовой книге проверил и документы в

количестве _____двух_________________ ________ приходных и

прописью

__________пяти                расходных

прописью

 

получил.

Бухгалтер __________________  ____ ________

            подпись                                       расшифровка подписи

Перенос

 51700

48688

 

 

 

Журнал-ордер № 2 по кредиту счета 51 «Расчетный счет»

За 2 квартал

№ п/п

Дата

Содержание операции

По кредиту счета 51

 в дебет счетов:

Итого

68

76

50

69

55

60

1

13,04

Получено по чеку в банке

6700

6700

2

18.04

Оплачен чек

4000

10700

3

20.04

Оплачены налоги

159000

169700

4

21.04

Оплата

585

3915

174200

5

05.05

Оплата ЕСН, НДФЛ, алименты

4983

573

10425

190181

6

06.05

Выдана на з/п

43000

233181

7

19.05

Оплата перевозки

15000

248181

8

30.06

Оплата поставщикам

97000

345181

Итого:

164568

4488

49700

10425

4000

112000

345181

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2004.

2. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г., №129-ФЗ. -М.,.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г., №34н.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Утвержден приказом Минфина РФ от 31,10.2000г. №94н.

5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приложение к приказу Минфина РФ от 13.06.95г., №49.

6. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - Издательский центр «МАРТ», 2003.

7. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2003.

8. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.

9.     Кондраков Н. П., Кондраков ИЛ. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - М., «Проспект» - 2001 г.-267с.

10.                       Мураховская И. С.Бухгалтерский учет и отчетность. Сборник нормативных документов и справочных материалов, М., 2000 г.- 278 с.

11.                       Пошерстняк Е.Б. Кассовые операции. М.,2003г.-167 с.

Токарев И.Н. Бухгалтерский учет. М., «ИД ФБК Пресс», 2002 г.-278